Инфляционные процессы в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфляционные процессы в Республике Беларусь















Курсовая работа

Инфляционные процессы в Республике Беларусь

РЕФЕРАТ

Объём работы 35 с., в том числе 2 рис., 17 наим. лит., 1прил.

Ключевые слова: ИНФЛЯЦИЯ, ПОСЛЕДСВИЯ ИНФЛЯЦИИ, ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Предметом и объектом исследования выступает инфляция в Республике Беларусь.

Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;

. изучить социально-экономические последствия инфляции;

. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.

При выполнении работы использованы следующие общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, методы стратегического анализа.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, концепции и гипотезы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ

.1 История инфляционных процессов

.2 Инфляция: сущность, виды

.3 Причины и особенности инфляции в Республике Беларусь

. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, РЕАЛИЗУЕМАЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

.1 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование последствий инфляции

.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

инфляция кредит бюджетная политика

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время и является очень сложным социально-экономическим явлением. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Современной инфляции действительно присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;

. изучить социально-экономические последствия инфляции;

. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.

Предметом и объектом исследования выступает инфляция в Республике Беларусь.

При написании данной курсовой работы использовались различные источники. Необходимо отметить научную книгу Сакса Дж. Д., Ларрена Ф.Б. «Макроэкономика. Глобальный подход», где широко рассмотрена сущность ортодоксальных и гетеродоксальных стабилизационных программ.

Также был использован учебник Ивашковского С.Н. «Макроэкономика», где подробно расписано понятие и сущность антиинфляционной политики. Следует также отметить, что в издании «Макроэкономика: Социально-ориентированный подход» под редакцией Лутохиной Э.А. уделено много внимания понятию и проведению антиинфляционной политики.

При написании курсовой были использованы и другие книги: «Экономика» Булатова А.С., «Государственное регулирование экономики» Мищенко В.В. и другие.

1. Инфляция, ее причины и виды

1.1 История инфляционных процессов

Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством. Однако, понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, я могу смело утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.

Многие правители древности с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Известно несколько путей решения этой проблемы:

–  ограничение государственных расходов;

–       увеличение налогов, пошлин и тарифов;

–       заем денег внутри страны или за рубежом.

Но самоограничение противно человеческой природе. Увеличение налогового пресса имеет объективные пределы. А долги нужно возвращать. Тогда экономическая мысль древнего мира открыла четвертый путь балансирования государственных бюджетов:

–  выпуск в обращение дополнительного количества денег.

В древности роль денег выполняли слитки драгоценных металлов, вес и проба которых удостоверялась купеческими гильдиями, храмами, правителями городов. Подобные деньги имели хождение в Древнем Египте и Вавилоне в IV-II тысячелетиях до н. э., но впервые стали чеканиться в Ливии в VII-VI веках до нашей эры. Чеканка монет из драгоценных металлов, а в последствии из меди и железа стала важнейшей государственной монополией [6].

Однако это не приносило никаких доходов государству, если содержание монеты полностью соответствовало номиналу. Но стоит лишь уменьшить содержание драгоценных металлов, сохранив прежний номинал, и правительство получает новый источник пополнения бюджета. Этот процесс получил название "порчи монет" Возможно, его в Афинах впервые ввел Гиппий, который еще в VI веке до нашей эры уполовинил содержание серебра в монете. Достоверно, что порчу денег широко практиковали римские императоры. Так, в период правления Нерона (54-68 гг. н. э.) вес золотой монеты уменьшился на 10%, а серебряного денария на 12%, кроме того, его проба уменьшилась из-за добавления 10% меди. При императоре Трояне (98-110 гг.) уменьшение серебряной пробы денария продолжилось, а содержание медной лигатуры возросло до 15%. Император Каракалла (211-217гг.) санкционировал увеличение доли меди в денарии до 50%. Впоследствии содержание серебра в монете упало до 5%, а император Аврелиан (270-275гг.) превратил денарий в чисто медную монету. Дошедшие до нашего времени исторические хроники свидетельствуют, что еще в Древнем Риме существовали инфляционные процессы, а особенно резкий взлет цен наблюдался при императоре Киракалле и позднее по нарастающей.

Первый же пример гиперинфляции можно отнести к периоду раннего средневековья в Китае, когда наблюдался процесс вытеснения бронзовых денег более дешевыми в производстве - железными, однако номинал сохранялся прежний. Как свидетельствуют исторические хроники, дошло даже до того, что в годы правления Путан (520-527гг.) решено было полностью прекратить хождение медной монеты и отливать только железную монету. Ко времени правления Датун (535-545гг) и позднее повсюду громоздились горы железных монет, а цены товаров резко подскочили. Торговцы возили монеты, грузя их на телеги, и, не будучи в состоянии сосчитать их, вели счет лишь на связки монет[10].

Из сказанного я делаю вывод, что развитие инфляционных процессов стимулировалось, главным образом, чисто денежными факторами, а не изменениями в стоимости товаров. Инфляционные процессы, обусловленные необходимостью перераспределения в пользу государства или отдельных секторов хозяйства, происходили еще до введения бумажных денег ("порча" может), но масштабы инфляционного перераспределения были скромнее. Периоды крупномасштабного повышения цен, часто совпадавшие со временем длительных войн и социальных потрясений, сменялись периодами стабилизации или снижения (инфляционные волны). В долгосрочном же плане движение цен отличалось довольно высокой стабильностью.

1.2 Инфляция: сущность, виды

Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе он получил в ХХ в., после первой мировой войны[14,c.154].

Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.

Наиболее общее традиционное определение инфляции таково: это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.

Выражается инфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Однако далеко не всякое неравновесие такого рода следует считать инфляционным. Сравнительно непродолжительное превышение спроса над предложением сигнализирует лишь о работе рыночного механизма и к инфляции отношения не имеет. Когда неравновесие затягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного или двух, а сразу многих рынков, впору говорить о развертывании инфляционного процесса.

Всякое ли повышение цен приводит к инфляции? Цены могут повышаться вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи сырья. Инфляционным считается непрерывный общий рост цен в течение определенного времени на товары без улучшения их качественных характеристик.

Инфляция - это скорость и направление изменения цен. Важно понять, что инфляцию характеризует не уровень цен, а скорость их изменения. Это различие имеет большое значение, так как основная часть споров об инфляции затрагивает причины, влияющие на уровень цен, а не причины, влияющие на скорость их изменения. Из-за того, что инфляция обычно определяется как изменение уровня цен в течение какого-то промежутка времени, необходимо различать факторы, влияющие на уровень цен в краткосрочном периоде, и факторы, вызывающие инфляцию в долгосрочном[13, с.144].

В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. Однако не всякое повышение цен носит инфляционный характер. Так, экономически оправданным будет повышение цен вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условия добычи сырья, изменения структуры спроса. Рост затрат на научно-исследовательские работы, сырье, изменение величины спроса - закономерные явления, присущие любой экономике и вызывающие рост цен на отдельные товары и услуги. Инфляционным является систематический рост цен на товары без улучшения их качественных характеристик.

При постоянном росте цен наблюдается падение реальных доходов населения, так как превышение роста цен над ростом доходов приводит к тому, что за то же количество денег можно приобрести все меньше благ, т.е. происходит падение покупательной способности денег. В связи с этим инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег или, образно говоря, как ситуацию, когда большое количество денег "охотится" за меньшим количеством товара.

В зависимости от формы протекания различают следующие типы инфляции: открытую и скрытую (подавленную).

Впервые в научный обиход эти понятия ввел Б. Хансен. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, а скрытая в усилении дефицита товара и услуг. В рыночной экономике чаще всего инфляция носит открытый или ценовый характер. В командной экономике - подавленный (скрытый). При открытой инфляции нарушенное рыночное равновесие восстанавливается путем быстрого изменения товарных цен. Поэтому открытая инфляция, серьезно деформируя механизм рынка, его не разрушает.

Открытая инфляция может проявляться в форме инфляции спроса или инфляции издержек. Инфляция спроса может порождаться избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. Причиной избыточного спроса может явиться увеличение количества денег, находящихся в обращении, рост дефицита государственного бюджета, не зависящий от объема производства рост реального потребления, плановых инвестиций или чистого экспорта[6,c.251].

Инфляция издержек может возникнуть в результате изменения соотношения издержек и предложения. Повышение издержек на единицу продукции приведет к уменьшению прибыли и объема продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. Уменьшение предложения товаров и услуг, в свою очередь вызовет рост цен. Главными источниками инфляции, обусловленной ростом издержек, являются увеличение номинальной заработной платы, цен на сырье и энергию, и инфляционные ожидания. Быстрое повышение заработной платы, не уравновешенное соответствующим ростом производительности труда, увеличит издержки производства, сократит предложение товаров и услуг, что приведет к росту цен.

. Умеренную (ползучую) инфляцию, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10-20 % в год[19, с.250].

. Галопирующую инфляцию, темп роста цен при которой составляет от 10 до 40 % в год

. Гиперинфляцию, при которой ежемесячный рост цен превышает 50 %. [20].

 

1.3 Причины и особенности инфляции в Республике Беларусь

 

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Различают внутренние и внешние причины инфляции. К внутренним относят [14, с.129]:

1.  стремительный рост государственных расходов. Для их финансирования государство, используя свое монопольное положение на эмиссию денег, прибегает к услугам печатного станка, что увеличивает наличную денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

2.      монополия профсоюзов - резко ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемую для экономики ставку заработной платы.

.        рост денежной массы. Может быть следствием ошибочной денежно-кредитной политики Центрального банка.

.        бюджетный дефицит. Темпы инфляции зависят от способов его покрытия: а) денежной эмиссии; б) регулярных займов правительства в Центральном банке; в) долга правительства перед своими и иностранными гражданами, перед корпорациями.

.        неверные действия государства в сфере налогообложения: когда ставка налога на прибыль становится непомерно высокой, предприниматель вынужден повышать цены.

.        милитаризация экономики: чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Кроме того, занятые в этом секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличения предложения товаров.

.        монополизация рынков: чтобы сохранить доминирующее положение на рынке монополии, стараются не только установить и удержать высокие цены, но и сократить размеры производства и предложения товаров.

.        инфляционные ожидания.

К внешним причинам относят:

. импортируемая инфляция: вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены.

. падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран - это влечет за собой рост цен на импортируемые товары на внутреннем рынке.

3.  мировая экономика и финансовые кризисы.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

Для Республики Беларусь, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Цены в Республике Беларусь в течение последних десятилетия повышались. Общий из уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8% В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рисунке 1.1

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рисунок 1.1 - Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике Источник:[14,c.145]

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В Республике Беларусь, как и в большинстве бывших союзных республик, годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в Республике Беларусь к 1996 году составит 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в Республике Беларусь стала делать первые шаги. Правительство начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз.

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах[20].

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же особенность инфляции в Республике Беларусь?

Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются из стран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали «цена-выпуск». Также причинами является печатанье денег для различных государственных программ, несовершенство налогового законодательства, несовершенство и непоследовательность денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, несовершенство бюджетной политики государства.

2. Социальные и экономические последствия инфляции

Проявляясь в обесценении денег, инфляция тем самым затрагивает самые разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни общества. Деньги перестают нормально выполнять свои функции меры стоимости, средства обращения и платежа и, что особенно важно, средства накопления. Это приводит к нарушению нормального функционирования механизмов и индикаторов рыночной экономики, порождает неопределенность в обществе, оказывает нежелательное воздействие на распределение благ, является причиной социального и политического напряжения.

Если рост цен является неожиданным и его темпы трудно прогнозировать (так называемая неожидаемая инфляция), субъекты экономики не могут к нему приспособиться. Главным последствием неожидаемой инфляции является перераспределение национального дохода и богатства. При ожидаемой инфляции контрагенты при заключении любых контрактов учитывают ожидаемый рост цен, производится индексация налогов и заработной платы и т. д. В этой ситуации, если ожидаемая инфляция будет учтена абсолютно во всех секторах экономики и видах контрактов, перераспределения национального дохода и богатства не произойдет и ее издержки окажутся невелики.

Но негативные последствия инфляции обычно более серьезны. Издержки прогнозируемой инфляции будут невелики только в случае, если все цены растут одинаковыми темпами. На практике же инфляционный рост цен носит главным образом неравномерный характер. Тем не менее мировой опыт показывает, что при неравномерном росте цен негативные последствия ожидаемой инфляции меньше, чем неожидаемой[3, с.154].

Негативные последствия инфляции:

Во-первых, в ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства в результате возникают различные хозяйственные диспропорции.

Во-вторых, инфляция сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбережений.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование кредитно-денежной системы. Предоставление средств в кредит становится невыгодным для кредитора и выгодным для должника.

В-четвертых, инфляция негативно сказывается на инвестициях. Сокращаются сбережения, что ведет к сокращению капиталовложений, но также предприниматели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Происходит «перелив» капитала из сферы производства в сферу торговли и в область спекулятивных финансовых операций.

В-пятых, инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. Финансируя дефицит бюджета путем дополнительной эмиссии, государство облагает население специфическим инфляционным налогом, потому что своими действиями правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет.

В-шестых, негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны и ведет к обесценению национальной валюты. Вследствие этого осложняется проблема погашения внешнего долга.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение национального дохода. От инфляции больше страдают лица, получающие фиксированные доходы (студенты, безработные и т.д.).

Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для разработки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах.

Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен:

 (2.1)

Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию, или неудовлетворенный спрос. В этих условиях индекс инфляции (Jи) можно рассчитать по формуле:

 (2.2)

где Jр - индекс потребительских цен; Кс и - коэффициент скрытой инфляции, или неудовлетворенного спроса.

В свою очередь коэффициент скрытой инфляции может быть определен как

 (2.3)

где ΔСн - прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; Jд - индекс денежных доходов населения; Jто - индекс товарооборота и услуг.

Альтернативным методом определения индекса инфляции является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен:

 (2.4)

где, Jд - индекс доходов; Jрс - индекс расходов; Jр - индекс цен.

Если Jрс = Jд, то Jи = Jр, т.е. если расходы растут только в соответствии с доходами, то инфляция целиком определяется динамикой цен.

Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (МдV - PQ), уровень цен определяется как

 (2.5)

где Р - уровень цен; Мд - денежная масса; V- скорость денежного обращения; Q - количество реальных товаров и услуг.

Следовательно, индекс роста цен Jр можно представить как соотношение индексов денежной массы Jм, скорости денежного обращения Jv и реального ВВП JQ

 (2.6)

Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции. Общий вид многофакторной модели:

 (2.7)

Среди важнейших факторов следует выделить: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. При изменении ситуации временной лаг меняется. Изменчивость временного лага является одним из фундаментальных макроэкономических факторов. Знание временной связи между инфляцией и ее факторами позволяет осуществить более точное прогнозирование инфляционных процессов и умело управлять ими[5, с. 118].

В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на определенный прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.

По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим.

Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде.

Поскольку инфляционные процессы проявляются при росте цен, прогнозирование инфляции должно осуществляться в сочетании с прогнозированием индексов изменения цен.

Западные экономисты при анализе тенденций развития инфляционных процессов часто обращаются к прогнозированию движения цен на отдельные виды товаров, пытаясь с помощью этих прогнозов определить возможные темпы инфляции. В последнее время в основе этих прогнозов, как правило, находится динамика либо цен на энергоносители (нефть, газ), либо заработной платы (расходы на заработную плату в США и других странах составляют существенную долю в издержках предприятий).

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы можно было предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учет предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором[10,c.98].

При высоком уровне инфляции и низкой процентной ставке за кредит получается, что кредитор платит получателю кредита за то, что последний пользовался его деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой субсидии, если повысит процентную ставку в соответствии с предполагаемым уровнем инфляции. Необходимо отметить, что сберегательные и ссудные учреждения некоторых зарубежных стран ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Реальная процентная ставка - это выраженная в процентах увеличение покупательной способности, которое кредитор получает от заёмщика. Номинальная процентная ставка - это выраженное в процентах увеличение денежной суммы, которую получает кредитор. Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что, в отличие от номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется, или «дефлируется», в соответствии с уровнем инфляции. Иными словами, номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Таким образом, темп инфляции можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100[5,c.67].

Индекс цен в данном году определяется отношением цены рыночной корзины в данном году (набор определённых товаров и услуг) к цене аналогичной рыночной корзины в базовом году.

Есть ещё так называемое «правило величины 70», которое дает другую возможность количественно измерить инфляцию. Так. Приблизительное количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции равно 70 разделить на темп ежегодного увеличения уровня цен. Следует отметить, что «правило величины 70» применяют и тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный валовой национальный продукт (ВНП) удвоился.

Таким образом, последствия инфляции приводит к:

. Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно этот процесс отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов. Возникает опасность социальных потрясений.

. Обесценение сбережений населения.

. Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.

. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.

5. Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск[10, с. 255].

3. Антиинфляционная политика, реализуемая в Республике Беларусь, ее приоритеты, результативность и направления совершенствования

3.1 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

С возникновением высокой инфляции в 90-х годах Республике Беларусь возникла необходимость ее регулирования и сдерживания. Следует отметить, что конкретные методы сдерживания инфляции и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильности «диагноза»: открытая или закрытая, сбалансированная или нет. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания» [19, с.43].

Кардинальные антиинфляционные меры содержались в Программе перехода к рынку, принятой в 1991 году, ряде других основополагающих документах 1992-1994 годов. Однако в силу ряда причин реализация важнейших их положений по существу и не начиналась. Под давлением промышленного и аграрного лобби, т.е. проинфляционно настроенных сил в Верховном Совете и Совете Министров, был избран вариант мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики, направленной на поддержание уровня производства, в том числе неэффективного, и гарантированный уровень заработной платы любой ценой, что не могло не привести в 1992-1994 годах к резкому скачку цен и ухудшению макроэкономической ситуации в целом. Ускорение темпов денежной массы (за 1992 год средняя РДМ увеличилась в 3 раза, за 1993 год - в 8,2 раз, а за 1994 год - в 10,6 раза) привело к острому валютному и финансовому кризису. В конце 1994 - первой половине 1995 годов стабилизационный курс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной и ответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995года. Достигнутые первые признаки макроэкономической стабилизации опирались на единый, относительно стабильный, курс белорусского рубля к доллару и на частичную либерализацию экономики. Были заложены основы для предсказуемости важнейших макроэкономических параметров. Однако этот период был непродолжительным[2, с.32].

По существу, уже с 1996 года произошел возврат к мягкой (инфляционистской) денежно-кредитной политике, традиционно предполагающей большие объемы эмиссии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика, состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных к неэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года стали использоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсенала командной системы, приостановлена приватизация, начал искусственно форсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так и мягкого кредитного финансирования. В это же время серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций, колхозов. Если, например, в 1992 году убыточных среди них было 4,8%, в 1993 - 6,2%, то в 1996 году - 18,4%. Рентабельность продукции составила соответственно 22,1, 17,4 и 9,7%. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторской задолженности.

В этих условиях налоговая нагрузка оказалась завышенной, так как даже убыточные предприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетные фонды и прочие ресурсные платежи. Избыточное налоговое давление производители старались перекладывать на потребителей через повышение цен. Кроме того, налоговое законодательство, составленное без учета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютной непредсказуемости налогов и соответственно невозможности четкого финансового планирования на предприятиях, которые пытались обезопасить себя повышением цен и уклонением от налогов, создавая тем самым дополнительное инфляционное давление. Начиная с 1996 года, в условиях частично регулируемых отпускных цен, большинство предприятий потеряли резко ликвидность.

Характерно, что с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования в выступлениях некоторых представителей исполнительной власти появились «объяснения» этой негативной тенденции. Они объясняли это ухудшение «недостатком денег» в экономике. Сторонники подобного подхода в качестве средства снижения просроченной задолженности не только предлагали, но и требовали увеличения денежной массы. Теперь же можно с уверенностью сказать, что практика полностью подтвердила ошибочность подобного подхода. Он носит явно односторонний характер, учитывая лишь краткосрочные эффекты дополнительной эмиссии.

Разумеется, подавление инфляции должно осуществляться посредством экономических рычагов. Речь идет о решительной макроэкономической стабилизации, включающей последовательную либерализацию хозяйственной деятельности, жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику, широкую приватизацию.

Но этого как раз и не хватало в 1996 году. Тогда преобладали административные методы руководства и управления экономическими процессами, отсутствие практических шагов в реформировании экономики. Во-первых, начиная с 1996 года, стали возрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования и контроля за ценами (расширение круга товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование). Во-вторых, продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курса белорусского рубля, допускались перекосы в валютной политике и внешнеэкономической деятельности (обязательная продажа предприятиями валютной выручки, покупка ими валюты по завышенному курсу и т.д.). Иначе говоря, в результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, а экспорта - на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и, соответственно, провоцируя новую инфляционную волну[2, с.32].

В 1996-1998 годах высокие темпы инфляции продолжают сохраняться. В 1999 году произошел сильный рост инфляции в Беларуси: потребительские цены увеличились в 3,5 раза. Этому способствовали в основном внешние негативные факторы: 1. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса; 2. рост цен на нефть (потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза); 3. неблагоприятные условия для сельского хозяйства.

В 2000 году Национальный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е. работает над уменьшением инфляции и выходом на единый курс, но не любой ценой, а обеспечивая экономический рост без снижения жизненного уровня. Экономический рост обеспечивался за счет кредитования хозяйства банковской системой. В первом полугодии 2000 года осуществлялась более жесткая денежно-кредитная политика, масштабы эмиссии были ограничены[8, с.41].

В 2001 году инфляция остается достаточно высокой. Главная же причина относительно высокой инфляции в этот период в нашей республике связана с тем, что реальный сектор экономики в значительной степени функционирует в условиях «мягких бюджетных ограничений». И для подавления инфляции до уровня, существующего в экономике западных стран, необходима системная программа, охватывающая как проблемы, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствование системы ценообразования, налогообложения, ужесточение бюджетных ограничений[17, с.45].  Ситуация началась меняться лишь в 2003 - 2005 годах вследствие роста доли срочных рублевых депозитов в денежной массе в национальной валюте, что и позволило несколько нарушить связь между дефицитом бюджета и уровнем инфляционных последствий.

Причем достаточно примечательным фактом является то, что эластичность инфляции по активной рублевой денежной массе существенно снизилась в первом полугодии 2004 года, несмотря на значительный (более 100 миллиардов рублей) прямой кредит Национального банка, выданный в конце декабря 2003 года Министерству финансов.

Вышеуказанное явление в сочетании с отказом с 2004 года от практики кредитования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка позволяет говорить о происходящих изменениях в процессах формирования инфляционных импульсов в экономике, т.е. об изменении трансмиссионного механизма.

Произошедшие изменения, очевидно, связаны в первую очередь с процентной политикой Национального банка и стабилизацией обменного курса национальной валюты.

Основным фактором роста доли срочных рублевых депозитов стала процентная политика 2000 - 2004 годов, обеспечившая существенное превышение ставок по ним над темпами инфляции и девальвации. Поддержание практически фиксированного обменного курса белорусского рубля к доллару США в январе - августе 2004 года сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций и повысило доверие к проводимой политике (психологический эффект фиксированного курса), что повлекло за собой сохранение бума вкладов населения. Поддержание фиксированного обменного курса стало возможным благодаря снижению реального эффективного курса белорусского рубля вследствие высокой девальвации к евро и российскому рублю в 2003 году как результата падения по отношению к ним доллара США[4, с. 4].

Следует также отметить, что «курс белорусского рубля, как никогда прежде, стабилен и прогнозируем». В частности, белорусский рубль укрепился по отношению к евро, практически не изменился его курс к доллару. А девальвация белорусского рубля к российскому составила лишь 1,3%.

В 2006 году инфляция в Республике Беларусь составила 6,6%. В настоящее время существуют достаточно серьезные предпосылки для того, чтобы отметить усиление роли внешнего сектора в развитии инфляционных процессов. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукции является весьма изменчивой, что позволяет сделать два важных вывода для национальной экономики: во-первых, в условиях высокой доли импорта в ВВП (более 70 процентов) зависимость Беларуси от импорта промежуточных товаров может оказывать достаточно ощутимое влияние на инфляцию при отсутствии внутренних источников инфляционных возмущений (при их наличии "внешняя" инфляция может, наоборот, поглощаться "внутренней"); во-вторых, белорусские производители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначе как за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управления издержками.

Инфляция в Беларуси в 2009 году составила 11,7%, сообщили БЕЛТА в Министерстве статистики и анализа. В декабре она сложилась на уровне 2,4%.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2010 год годовая инфляция была запланирована в пределах 6-8% (такие же параметры по инфляции заложены и на 2011 год).

Цены на промышленную продукцию производственно-технического назначения в прошлом году увеличились на 18,9%, в декабре по сравнению с ноябрем 2009 года - на 1,8%. Индекс цен на строительно-монтажные работы, по данным Министерства архитектуры и строительства, в декабре 2010 года к декабрю 2009-го составил 113%, к ноябрю 2009 года - 108%.-0-

По итогам января - декабря 2010 года реальная заработная плата возросла на 11,8 процента, что лишь на 2,1 процентного пункта выше темпов роста реального ВВП и предполагает отсутствие существенного влияния на инфляцию, которая определялась в основном внешним сектором: снижение среднего за период обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 года составило 8,1 процента при росте импортных цен на 14,8 процента, что дает 24,1 процента прироста цен внешнего сектора.

Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь - комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года.

Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:

–  Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса (см. ниже)

–       Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат (см. ниже)

–       Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей.

–       Определенная экономическая модель.

–       Повышение цен на энергоресурсы.

Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели.

С начала года (за январь-август) 2011 инфляция достигла 53,6%. Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов.

Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Инфляция в Беларуси: 2001-2011 *Данные за 2011 год приведены за январь-август к аналогичному прошлогоднему периоду. Источник:[14]

Инфляция за январь-октябрь 2011 составила 88,7%, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за этот же период - 101,5%. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ[2]. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 107,5%, на непродовольственные товары - на 97,5%, на услуги - на 40,3%, на пассажирские перевозки - на 59,3%. К ноябрю 2011 ставки по потребительским кредитам выросли до 120% годовых[14].

Изначально ничего не предвещало, что в этом году страна пойдет на инфляционный рекорд. В первом квартале инфляция была сравнительно высокой (за январь-март - 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном буме оснований не было. По оценкам Министерства экономики, множественность курсов белорусского рубля, возникшая во втором квартале, стала одним из катализаторов высоких инфляционных процессов. Как результат, инфляция к сентябрю достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил 3,5%, то за август - уже 8,9%.

"Основная причина роста инфляционных процессов в августе - продолжение девальвации белорусского рубля на теневых сегментах валютного рынка. Этот процесс начался в конце июля", - констатирует аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Кроме того, как полагает эксперт, высокие темпы инфляции в августе связаны с тем, что в июле продолжала расти рублевая масса. "Плюс ко всему сохраняются инфляционные и девальвационные ожидания у населения. Это приводит к тому, что в стоимость товара закладываются разного рода риски", - поясняет эксперт[17].

Таким образом, в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточные предпосылки для того, чтобы экономика вышла из фазы бюджетно-монетарной инфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важным изменением является переход в формировании денежного предложения в национальной валюте от канала кредитной эмиссии к каналу покупки иностранной валюты, который является менее инфлятогенным[4, с.8].

В современных условиях основной целью Национального банка Республики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и ограничение инфляции до приемлемого уровня: 3-5% в год. Такие цели являются общепризнанными в мировой практике.

Сложность реализации основной цели Национальным банком обычно состоит в том, что достижение положительных результатов по одним показателям вызывает, как правило, ухудшение других. Так, рост денежной активности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В тоже время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшения платежного баланса, ослабляют экономический рост и ухудшают показатель занятости населения. Поэтому Национальный банк должен принимать регулирующие меры последовательно, попеременно отдавая предпочтение то одним, то другим в зависимости от конкретной экономической ситуации[16, с.22].

Наиболее адекватной стратегией действий Национального Банка представляется следующая:

. использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли. Рост реального курса желателен только в случае появления четких признаков эффективности других инструментов управления внешней торговлей (налогово-бюджетной, инвестиционной, политикой занятости, в том числе ее секторального аспекта и т. п.), но не в расчете на достижение данной эффективности с течением времени.

В нашей стране при борьбе с инфляцией необходимо отказаться от чрезмерного использования государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, что становится инфляционным фактором, когда нет реальных источников их погашения. Необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит государственного долга.

. формирование денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты. Соответственно, необходимо безусловное обеспечение профицита платежного баланса, в первую очередь за счет привлечения иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5 процентов ВВП, так как профицит баланса внешней торговли в условиях высокой изношенности основных производственных фондов, с одной стороны, практически недостижим, а с другой - и не нужен. Также большую роль в антиинфляционной политике нашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране. Необходимо увеличивать, а не сокращать инвестиции из государственного бюджета, при этом также следует создавать условия для того, чтобы частный сектор, малые предприятия постепенно увеличивали свои вложения в национальную экономику. Привлечение же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как нет нормальных условий для его привлечения[14, с.328].

. совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности. Ставка рефинансирования должна стать ценой, по которой Национальный банк реально осуществляет рефинансирование банков.

Дальнейшее развитие ситуации с инфляцией видится по одному из следующих направлений:

благоприятное - совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;

нейтральное - сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2010 г. может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;

неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данной варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2012 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственных возможностей реального сектора[4, с.13]. В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.

Хозяйственная практика в переходных экономиках (к которой и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты и денежно-финансовой и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры[1, с.59].

3.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование последствий инфляции

Экономическая жизнь страны в огромной степени определяется состоянием валюты, кредита и финансов. Прежде всего, от монетарной и фискальной политики государства зависит макроэкономическая стабильность, без чего невозможны высокая эффективность производства, оптимальный уровень инвестиций и здоровый рост ВВП, объективно необходимый для повышения благосостояния народа.

Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:

·   Сокращение государственных закупок

·   Увеличение налогов

·   Сокращение трансфертов

Таким образом, меры фискальной политики направлены на сокращение денежной массы.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие национальному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:

·   Повышение нормы обязательных резервов

·   Повышение учётной ставки процента

·   Продажа Нацбанком государственных ценных бумаг

В Республике Беларусь основной целью монетарной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Органы денежно-кредитного регулирования в нашей стране не придерживаются четкой классификации и строгой иерархии целей и целевых ориентиров монетарной политики. Вместе с тем анализ институциональных аспектов, используемых контролируемых переменных и индикаторов позволяет классифицировать избранный Национальным банком Республики Беларусь на ближайшую среднесрочную перспективу тип монетарной политики как ползущую привязку - одну из мягких разновидностей таргетирования обменного курса.

Выбор обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира монетарной политики в Республике Беларусь оправдан в среднесрочной перспективе. Во многом этот выбор определен договоренностями в рамках создания условий для введения единой денежной единицы Союзного государства Беларуси и России, в рамках которых Национальный банк проводит с 1 января 2001 года политику привязки белорусского рубля к российскому. Помимо этого имеется ряд других аргументов в пользу данного выбора в условиях Беларуси.

Фиксация курса обеспечивает прозрачный номинальный якорь монетарной политики. Объявление ориентиров по обменному курсу Национальной валюты дает возможность населению и предприятиям получать прозрачную информацию относительно будущего уровня инфляции, по крайней мере, в краткосрочном периоде (в особенности если иностранная валюта, к которой привязывается курс национальной, широко используется в экономике в качестве средства расчетов, платежей и сбережений). В такой ситуации стабильность обменного курса практически ассоциируется у населения и предприятий со стабильностью внутренних цен в экономике. Кроме того, в сравнении с ориентирами по денежной массе целевые параметры по обменному курсу могут контролироваться экономическими субъектами практически на ежедневной основе.

Применение фиксации валютного курса, как правило, оказывает дисциплинирующее влияние как на монетарную, так и на фискальную политику. Это обусловлено тем, что если темп роста цен в отечественной экономике существенно выше, чем в стране привязки, возникает тенденция к реальной переоценке национальной валюты. Это, как правило, приводит к росту спроса на импортные товары и услуги, ухудшению позиций экспортоориентированных отраслей, к ухудшению текущего счета платежного баланса, уменьшению золотовалютных резервов, к возникновению тенденции к спаду в экономике и в итоге - к отказу от привязки курса. Осознавая возможные негативные последствия, центральные банки и правительства вынуждены проводить здоровую монетарную и фискальную политику исходя из параметров по обменному курсу и избегать избыточного роста денежного предложения[2].

Наряду с рассмотренными вопросами при выборе того или иного номинального якоря монетарной политики большое значение играет контролируемость переменной, по которой устанавливаются целевые ориентиры. Не секрет, что в условиях переходного периода лишь немногие действительно автономные центральные банки имеют возможность эффективно контролировать денежную базу как по причине внешнего вмешательства, так и низкой степени доверия общества к проводимой ими политике. Национальный банк Республики Беларусь исключением не является. С другой стороны, у Национального банка имеется возможность практически полностью контролировать динамику обменного курса путем регулирования ликвидности коммерческих банков, проведения соответствующей процентной политики и интервенций на валютном рынке. С учетом вышеизложенного в нашей стране привязку обменного курса можно считать приемлемым вариантом номинального якоря монетарной политики, который позволит обеспечить дальнейшее снижение инфляции. Вместе с тем ее необходимо рассматривать в качестве надежного, но временного механизма стабилизации. Основная опасность при привязке курса заключается в использовании ее в течение слишком длительного периода. Необходимо вовремя уйти от фиксации курса и постепенно переходить к более гибким его формам. В противном случае, как показывает мировой опыт, высока вероятность валютного кризиса. По мнению автора предложенной статьи, в среднесрочной перспективе Национальному банку Республики Беларусь необходимо работать над созданием условий для перехода к инфляционному таргетированию.

В Республике Беларусь отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров и индикативных параметров монетарной политики. При этом, как показывает практика проведения Национальным банком монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в Основных направлениях денежно-кредитной политики, как правило, не обеспечивается. Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в Основные направления. В связи с этим необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Национальный банк должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики. Добиваться, в первую очередь, совершенствования структуры денежной массы в обращении. Более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы, таких как срочные депозиты, например, способствуют ослаблению инфляционного давления, равно как и уменьшение доли наличных денег в совокупной массе. Тогда линия проведения денежно-кредитной политики Национального банка сбалансируется самим реальным рынком, его саморегуляторами[7, с. 34-38].

 

3.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси

В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Национальный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. Основное преимущество инфляционного таргетирования состоит в том, что для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.

В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения промежуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролировать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие существенное влияние на результаты монетарной политики. Общей схемой проведения политики таргетирования инфляции является сопоставление прогноза предстоящей инфляции при условии неизменности денежно-кредитной политики с прогнозом желательного уровня инфляции. Их расхождением определяется необходимая степень корректировки мероприятий центрального банка. При этом политика, основанная на использовании уровня инфляции в качестве целевого показателя, позволяет проводить более оперативные корректировки с учетом прогноза будущей инфляции, поскольку она не связана целевым уровнем промежуточных показателей на текущий период и не осуществляется в запаздывающем режиме (Приложение 1, рис.1).

При использовании инфляционного таргетирования Национальный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира. Чтобы проводить монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования, Национальный банк, во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества, во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Практический опыт стран, использовавших ориентиры по инфляции, позволил сформулировать общие условия, минимально необходимые для использования этого режима монетарной политики:

.   Прежде всего, инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики.

2.      Денежные власти страны должны четко сознавать, что инфляция наносит невосполнимый урон экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспансии нельзя стимулировать развитие реального сектора экономики и что монетизация бюджетного дефицита создает прямые предпосылки к увеличению темпов роста цен в экономике, нарушению стабильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост экономики.

.        Обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность центрального банка предполагает, в частности, отказ от принципа фискального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной. Кроме того, Национальный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики[9, с. 28-34].Кроме этих необходимых условий существуют и другие (Приложение 1, рис.2).

В основе принципа фискального доминирования лежит проблема временного несоответствия монетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки работы правительства ограничены во времени (как правило, 3-5 лет). В краткосрочном периоде с помощью монетарной экспансии можно стимулировать рост совокупного выпуска, снижение безработицы, увеличение доходов государственного бюджета, а также решать другие задачи краткосрочного характера, что позволяет правительству получать политические дивиденды, не затрачивая больших усилий. В связи с этим правительство всегда стремится контролировать Национальный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия такой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции, нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реального роста экономики. Однако решать эти проблемы, как правило, приходится уже другому составу правительства.

В условиях переходного периода ситуация усугубляется экономическим спадом, необходимостью обновления основного капитала в производственном секторе экономики, проведением структурных преобразований и другими проблемами, способствующими увеличению расходов государственного бюджета при сокращающейся налогооблагаемой базе. Все это заставляет правительство изыскивать дополнительные источники финансирования растущих государственных расходов. Одним из таких источников, как правило, становятся кредиты центрального банка. Отчасти поэтому считается, что таргетирование инфляции применимо только для наиболее развитых стран с переходной экономикой.

Обязательным условием использования инфляционного таргетирования является также отсутствие официально принимаемых ориентиров по другим показателям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.

Таким образом, можно заключить, что в течение последних лет произошло некоторое улучшение ряда макроэкономических показателей, которые характеризуют возможность перехода к денежно-кредитной политике на основе инфляционного таргетирования. Но это улучшение не является достаточным. В целом система условий и предпосылок для такого перехода еще не сформирована.

О преждевременности такого перехода к инфляционному таргетированию говорит соотношение монетарной и немонетарной инфляции в общем инфляционном процессе. Доля последней в наше время является весьма значительной. По некоторым оценкам, она составляет до 60%. В годы реформ динамика данного показателя в целом была негативной. Следовательно, эволюция монетарного регулирования, денежно-кредитной политики происходила более быстрыми темпами, чем проведение структурных преобразований в экономике.

Заключение

Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени. Наиболее наглядными из которых являются индексы потребительских цен, индексы розничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.

В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики характерна гиперинфляция.

Инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований.

В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется, прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) долгосрочные перспективы для стран с переходной экономикой характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а так же недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.

В Республике Беларусь, отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров и индикативных параметров монетарной политики.. Необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Нацбанка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений” и по мере проведения общеэкономических преобразований.

Современная экономика инфляционно по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Последний вывод, на который бы хотелось указать, заключается в том, что как ни стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, так же нет смысла искать готовые рецепты для решения наших проблем, вряд ли существуют некие универсальные пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией должны быть подобраны исходя из сегодняшней белорусской реальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

.Вечерко, Г., Каштанова, Е. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский банковский бюллетень. 2009. №14

.Вечканов, Г.С., Вечканова Г.О. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2006. - 432с.

.Гаврилов, В. Факторы инфляции в Республике Беларусь//Банковский вестник, сентябрь 2011 года.

.Гаврильчик Л. Курс белорусского рубля стабилен и прогнозируем// Газета «Экономические новости России и Содружества» 2010 г. сентябрь №17 (281)

.Деньги. Кредит. Банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 527с.

.Зайцев А. «Антиинфляционное регулирование» // Управление капиталом, № 3, 2009, с. 8-10.

.Зеленкевич, М. Л. «Особенности инфляции в переходной экономике» // Вестник Ассоциации белорусских банков, №34, 15 сентября 2010, с.38-40.

.Зеленкевич, М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2010. №9

.Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело, 2008. - 472с.

.Инфляция в Беларуси: что, как и почему?/ В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др.; Под ред. Г.М. Лыча, В.А. Свиридовича. - Мн.: Вэвэр, 2010. - 96с.

.Ковалев, М. «Антиинфляционная политика в Беларуси» // Вестник Ассоциации белорусских банков, №48, февраль, 2011, с.17-23.

.Макроэкономика (учебник). Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко//Минск, БГЭУ, 2008

.Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2009. - 320с.

.Статистический бюллетень за 2011 год // Министерство статистики и анализа РБ, ноябрь 2011.

.Тарасов В. Банки и денежно-кредитные отношения// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2009. - №3

.Тихонов А., Ясинский Ю. О природе инфляции и денежно-кредитной политике в Беларуси// Белорусский банковский бюллетень №28 от 28.06.2010 года.

.«Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ и Минской области» // Департамент исследований и статистики. Главное управление Национального банка по г. Минску и Минской области, январь-июнь 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Рисунок 2 - Предпосылки успешной реализации политики таргетирования Источник:[16]

Похожие работы на - Инфляционные процессы в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!