Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    370,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия 6

2. Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

2.1 Этапы разработки политики управления дебиторской задолженностью

2.2 Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

Заключение

Cписок использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Аналогичный процесс происходит и при временном разрыве поступления оплат от самого предприятия своим поставщикам ресурсов.

Однако рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов, то есть продажи с отсрочкой платежа. Конечно же, компания, которая продает товары (предоставляет услуги) на условиях отсрочки платежа, увеличивает свои объемы реализации, но при этом растут и объемы сомнительных долгов.

Иногда возникает проблема, отпускать ли продукцию или товар в долг в полном объеме временно некредитоспособным или ограниченным в средствах покупателям при уверенности в последующем возврате дебиторской задолженности. Опыт отечественных и зарубежных организаций свидетельствует о том, что отпускать продукцию и товар в кредит в полном объеме можно только тогда, когда это приведет к получению чистой прибыли.

Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятия система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Аналогичная ситуация возникает и при привлечении коммерческого кредита для финансирования собственных нужд. С одной стороны, Вы имеете пополнение оборотного капитала для поддержания и расширения своей деятельности, с другой, - наблюдается увеличение себестоимости продукции предприятия за счет появления процентов по кредиту.

Следовательно, особую актуальность имеет эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью, поскольку первая ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота, вторая - к удорожание стоимости производства продукции. Работникам организации, начиная с бухгалтера, финансиста и заканчивая ее руководителем, необходимо научиться управлять долгами, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.

Объект исследования - хозяйственная деятельность предприятия.

Предмет исследования - политика управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Цель данной работы: на основе анализа нормативно-правовых актов и научной литературы по теме работы рассмотреть политику взыскания дебиторской задолженности.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования работы, были сформулированы следующие задачи исследования:

Рассмотреть основы управления дебиторской задолженностью предприятия.

Определить основные положения эффективной политики управления и взыскания дебиторской задолженности на предприятии.

Сделать краткие выводы по итогам исследования.

В процессе написания работы использовались: законодательство РФ, учебные и монографические издания по финансовому менеджменту.

Основным методом исследования было теоретическое изучение (анализ, сравнение и обобщение) нормативно-правовых актов и научной литературы по теме работы.

Структура работы определяется её целью, задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 источников.

1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия

Дебиторская задолженность по своей экономической сути - отвлеченные денежные средства, которые должны контрагенты за товары (работы, услуги), полученные на условиях отсрочки платежа (товарный кредит).






Рисунок 1. Взаимосвязь материальных и денежных потоков

Одной из основных проблем, связанных с дебиторской задолженностью, является проблема ее ликвидности. Ликвидность - способность какого-либо актива превращаться в денежные средства без значительной потери в цене. Для того чтобы дебиторская задолженность была наиболее ликвидна, она должна иметь оптимальный объем (общую величину товарного кредита, допустимую для компании), строго соблюдаемые сроки оборачиваемости и быть «качественной» (иметь минимальные риски невозврата средств). [12, с. 311]

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей системы расчетов между организациями, при которой всегда наблюдается разрыв во времени платежа и момент перехода права собственности на товар; предъявления платежных документов и их оплаты. Кроме того, практически любая организация в силу различных, в том числе не зависящих от нее, причин может испытывать временный недостаток денежных средств, но поставщики (продавцы) верят ей, согласны отпустить товар в долг и подождать с оплатой. Часто посредником в таких сделках выступает банк, который оплачивает счета покупателя с получением с него не только суммы долга, но и процента за предоставленный кредит (овердрафт).

Продажа в кредит, отсрочка платежа, деловая жизнь организации при наличии постоянной дебиторской и кредиторской задолженности стали постоянным атрибутом нашего времени, хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом, в принципе, нет ничего плохого при условии, если соблюдена мера, если взаимные долги оправданы и сбалансированы, если ими разумно управляют.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с сокращением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение - положительно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и другое. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшения прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. [15, с.130]

В составе дебиторской задолженности, отражаемой в бухгалтерском балансе российских предприятий, выделяют две группы: задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и задолженность, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.











Рисунок 2. Состав основных видов дебиторской задолженности предприятия

Среди перечисленных видов дебиторской задолженности на рис.2  наибольший ее объем предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика по отношению к покупателям (продукции). [18, с.122]

Внутренняя кредиторская задолженность (или внутренние счета начисления средств) характеризует наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам этих счетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности - в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие в состав внутренней кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.

Как форма заемного капитала, используемого предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности, внутренняя кредиторская задолженность характеризуется следующими основными особенностями:

. Внутренняя кредиторская задолженность является для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. Как бесплатный источник формирования капитала она обеспечивает снижение не только заемной его части, но и всей стоимости капитала предприятия. Чем выше в общей сумме используемого предприятием капитала доля внутренней кредиторской задолженности, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет показатель средневзвешенной стоимости его капитала.

. Размер внутренней кредиторской задолженности, выраженный в днях ее оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер внутренней кредиторской задолженности, тем меньший объем средств (при прочих равных условиях) предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности.

. Сумма формируемой предприятием внутренней кредиторской задолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь - от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые в составе его внутренней кредиторской задолженности, а соответственно увеличивается общая ее сумма, и наоборот. Поэтому при неизменном коэффициенте финансового левериджа развитие операционной деятельности предприятия не увеличивает его относительную потребность в кредите за счет роста заемного капитала, формируемого из внутренних источников.

. Прогнозируемый размер внутренней кредиторской задолженности по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав внутренней кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности предприятия.

. Размер внутренней кредиторской задолженности по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат (погашения обязательств) начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно-правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть - внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат (а соответственно и размеров начислений) по отдельным счетам, входящим в состав внутренней кредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

Перечисленные особенности внутренней кредиторской задолженности необходимо учитывать в процессе управления ею.

Управление внутренней кредиторской задолженностью носит дифференцированный характер, определяемый ее видами. Основными видами внутренней кредиторской задолженности, являющимися объектами управления на предприятии, являются (рис. 3).

Рисунок 3. Состав основных видов внутренней кредиторской задолженности предприятия

Основной целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.

На первый взгляд, обеспечение своевременности выплат начисленных средств противоречит финансовым интересам предприятия: задержка в выплате этих средств приводит к росту размера внутренней кредиторской задолженности, а следовательно снижает потребность в кредите и средневзвешенную стоимость капитала. Однако с позиций общеэкономических интересов развития предприятия такая задержка выплат несет гораздо больший объем негативных последствий.

Так, задержка выплаты заработной платы персоналу снижает уровень материальной заинтересованности и производительности труда работников, приводит к росту текучести кадров (причем в первую очередь увольняются, как правило, наиболее квалифицированные работники). Задержка выплаты налогов и налоговых платежей вызывает рост штрафных санкций, ухудшает деловой имидж предприятия, снижает его кредитный рейтинг. Задержка выплат взносов по страхованию имущества или личному страхованию может вызвать в виде ответной реакции соответствующую задержку выплат предприятию сумм страховых возмещений.

Поэтому с позиций стратегического развития своевременная выплата средств, начисленных в составе внутренней кредиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических преимуществ, чем сознательная задержка этих выплат.

2. Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

.1 Этапы разработки политики управления дебиторской задолженностью

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализованная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).

Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-дебиторов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей.

Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, услуги, работы.


















Рисунок 4. Основные этапы управления дебиторской задолженностью покупателей

КОАдз = (ДЗв  ЧРСдз  РСД)/ОА,                                                 (1)

где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, услуги и работы;

ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва сомнительных долгов;

ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.

Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, услуги и работы. Он определяется по следующей формуле:

КВИдз = (ДЗв + ЧРСдз) / (ДЗв + ЧРСдз + РСД),                         (2)

где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

ПИдз = (срДЗв + срЧРСдз)/Оо,                                                   (3)

где Пидз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);

срДЗв - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

срЧРСдз - средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,                                                      (4)

где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз - текущие затраты, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

КЭдз = Эдз/срДЗрп,                                                                 (5)

где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

срДЗрп - средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.[12, с. 329]

. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести  месяцев.

Потребительский кредит (в товарной форме) предоставляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг)

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее существования в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

Современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

Общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

Сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

Потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

Правовые условия обеспечения взыскания дебиторская задолженность;

Финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирования устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а ее конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность. Осуществляется по следующей формуле:

ОКдз = (ОРк*Кс/ц*(срППК + срПР))/360,                                 (6)

где ОКдз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

ОРк - планируемый объем реализации продукции в кредит

Кс/ц  - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

срППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

срПР -  средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

срок предоставления кредита (кредитный период);

размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому кредиту) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия - кредиторов и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или (потребительского) кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей ежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

Формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

Группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита - товарному и потребительскому.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки к кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

Покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

Покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

дебиторская задолженность оборотный капитал

2.2 Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

Известно, что политика взыскания дебиторской задолженности может быть «мягкой» и «жесткой». Так называемая «мягкая» политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций за нарушение сроков платежей, т.е. на определенных условиях предоставляется дополнительный льготный период. Такая политика характерна для финансово-устойчивых, стабильно развивающихся фирм при проведении ими агрессивной политики завоевания рынка. «Жесткая» политика предполагает строгий контроль над соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника. Однако для каждого конкретного дебитора всегда может быть рассчитан предел покупок в кредит - некое подобие кредитной линии. При этом следует помнить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут и не окупиться.

Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличенные расходы на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

Дебиторская задолженность  (коммерческий кредит)  может быть оформлена векселем, который повышает ответственность дебитора и фиксирует его обязательство оплатить товар в указанный срок. Дополнительные преимущества векселя - возможность расплатиться по своим долгам векселем  (так называемый «переводной вексель»), а также возможность его досрочного учета в банке  (так называемое «дисконтирование векселя»).

В обоих случаях кредитор получает денежные средства раньше срока платежа, указанного в векселе, однако не в полной сумме:  вексель дисконтируется в соответствии с номинальным сроком его погашения, величиной ставки дисконта, другими условиями. В зарубежной практике широко используется вексельный кредит - залог векселей. Во всех случаях требуются гарантии своевременности оплаты векселя - аваль. Авалистом могут выступать вышестоящая организация, материнская компания, обслуживающий банк, фирма, эмитировавшая вексель.

В российской практике вексельное обращение пока имеет ограниченное распространение. Это вызвано несколькими причинами.

Во-первых, преимущества векселя по сравнению с обычной дебиторской задолженностью недостаточно прописаны в нормативных актах.

Во-вторых, Банк России принимает к переучету только векселя по экспортно-импортным операциям.

В-третьих, у предпринимателей нет навыков работы с векселями.

В-четвертых, велико недоверие к ним и т.д.

В вексельном обращении России определенное распространение получили преимущественно так называемые «серые схемы», где эмитент векселя выстраивает  (или хотя бы отслеживает)  цепочку его продвижения, а на заключительном этапе выкупает сильно дисконтированный вексель сам, значительно уменьшая свою сумму платежей.

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ее ранжирование по срокам возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку  (в днях):  0 - 30;  31 - 60;  61 - 90;  90 - 120;  свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования требуемого резерва.

С точки зрения более точной картины, предлагаем проводить на предприятии анализ и контроль уровня дебиторской задолженности с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. Важным этапом является контроль над своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимым в форме № 5  («Приложение к балансу предприятия»), используется коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности  (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги;  расчеты по полученным векселям;  авансы, выданные поставщикам и подрядчикам)  к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии, и периода оплаты с момента отгрузки товара. Эти показатели позволяют рассчитать критическое значение коэффициента. Проблемы со своими дебиторами предприятие будет иметь в том случае, если расчетное значение коэффициента превосходит критическое.

Анализ уровня дебиторской задолженности проводят в зависимости от количества расчетных документов и дебиторов как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности;  все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест  (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки  (по денежному измерителю), и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета  (годовой отчет, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т.п.).

Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие как секьюритизация и факторинг.

Дебиторская задолженность представляет собой отвлечение средств предприятия из хозяйственного оборота. Этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, величина которых тем существенней, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь выражается в трех аспектах.

Во-первых, чем более длителен период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов  (равно как и в любой другой актив).

Во-вторых, в условиях инфляции несвоевременно возвращаемые должником денежные средства обесцениваются. Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с её высоким уровнем инфляции.

В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник. А поскольку все источники средств имеют собственную стоимость, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.

При расчете дебиторской задолженности необходимо определить ее предельную величину. Возможная сумма средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, определяется по следующей формуле:

Идз = (Vк * Кс/ц *  (tкср + tпср)) . / Т,   (7)

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность; - планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью; кср - средний период предоставления кредита покупателям в днях; пср - средний период просрочки платежей в днях;

Т - период в днях.

Эта методика позволяет учитывать рентабельность производства. Но вместе с тем, при подобном методе расчета мы не учитываем влияние величины дебиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия, а также неясно, с какой дискретностью нужно производить расчеты.

Нам кажется целесообразным увязывать величину дебиторской задолженности с двумя основными понятиями:  ликвидностью предприятия и операционным циклом.

С точки зрения обеспечения ликвидности предприятия дебиторскую задолженность необходимо соотносить с величиной кредиторской задолженности. Объем дебиторской задолженности не должен превышать объем кредиторской. Это является пороговым значением для контроля. Предприятие должно брать средств в кредит больше, чем давать.

Исходя из понятия ликвидности, проклассифицируем дебиторскую задолженность:

)  высоколиквидная - ожидается погашением в течение 1-2 месяцев;

)  низколиквидная - ожидается погашением свыше 1-2 месяцев;

)  безнадежная.

В связи с этим, норматив дебиторской задолженности Кбл с учетом коэффициента быстрой ликвидности определяется по формуле:

Кбл =  (ДС + ДЗв + ДЗн) . /  (КП) (8)

где  ДС - денежные средства;

ДЗв - высоколиквидная дебиторская задолженность;

ДЗн - низколиквидная дебиторская задолженность;

КП -краткосрочные пассивы.

В данной формуле не учитывается безнадежная дебиторская задолженность как неликивидная. Изучение методики проведём на примере предприятий пищевой промышленности.

Продукция пищевой промышленности реализуется в достаточно сжатые сроки ввиду непродолжительных сроков хранения. Поэтому примем, что ДЗн = 0,3 ДЗв. Тогда формула приобретет следующий вид:

Кбл =  (ДС + 1,3 ДЗв). /КП = ДС/КП + 1,3 ДЗв/КП (9)

Величина ДС/КП является достаточно малой и ею можно пренебречь. Таким образом, мы имеем:

Кбл = 1,3 ДЗв/КП  (10)

Рекомендуемое значение Кбл > 1. Следовательно, 1,3 ДЗв/КП > 1.

То есть:

ДЗв > КП/1,3  (11)

Таким образом, предложенный норматив дебиторской задолженности предприятия могут рассчитывать, опираясь на приведенные рассуждения, который устанавливается с учетом не только величины кредиторской задолженности, но и объема высоколиквидной дебиторской задолженности. Тем самым достигается достаточный уровень ликвидности.

Заключение

В  работе раскрыты сущность  дебиторской задолженности  и процесс ее формирования на предприятии, рассмотрен зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью и теоретические аспекты формирования рациональной политики управления и взыскания дебиторской задолженности предприятия.

Дебиторская задолженность по своей экономической сути - это отвлеченные денежные средства, которые должны контрагенты за товары (работы, услуги), полученные на условиях отсрочки платежа (товарный кредит). Одной из основных проблем, связанных с дебиторской задолженностью, является проблема ее ликвидности.

Политика управления дебиторской задолженностью включает:

предварительную оценку финансового состояния по методу Э. Альтмана;

ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения; составление реестра «старения» счетов дебиторов;

прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности;

определение взвешенного «старения» счетов дебиторов;

разработку кредитных условий;

метод анализа кредитоспособности «3 С»;

построение «дерева решений» при принятии решения о предоставлении кредита; матрицу стратегии кредитной политики фирмы;

оценку возможности факторинга и учета векселей; расчет и оценка взаимосвязанных финансовых коэффициентов:

отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность,

средний срок оплаты счетов дебиторами,

просроченности дебиторской задолженности,

стоимости предоставления кредита.

Известно, что политика взыскания дебиторской задолженности может быть «мягкой» и «жесткой».

Так называемая «мягкая» политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций за нарушение сроков платежей, т.е. на определенных условиях предоставляется дополнительный льготный период.

Такая политика характерна для финансово-устойчивых, стабильно развивающихся фирм при проведении ими агрессивной политики завоевания рынка.

«Жесткая» политика предполагает строгий контроль над соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника.

Однако для каждого конкретного дебитора всегда может быть рассчитан предел покупок в кредит - некое подобие кредитной линии. При этом следует помнить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут и не окупиться.

Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличенные расходы на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей системы расчетов между организациями, при которой всегда наблюдается разрыв во времени платежа и момент перехода права собственности на товар; предъявления платежных документов и их оплаты.

Кроме того, практически любая организация в силу различных, в том числе не зависящих от нее, причин может испытывать временный недостаток денежных средств, но поставщики (продавцы) верят ей, согласны отпустить товар в долг и подождать с оплатой.

Список использованных источников

Гражданский Кодекс РФ. Часть 2. - СИС «Гарант», версия 2.65 Проф от 01.12.2012.

Налоговый Кодекс РФ. Часть 2. - СИС «Гарант», версия 2.65 Проф от 01.12.2012.

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2011. -570 с.

Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2012. - 320 с.

Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во «Ось-89», 2011. - 320 с.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности -  М., Финансы и статистика, 2010. - 410 с.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 560 с.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 2011. - 600  с.

Банковское дело и финансирование инвестиций. / под ред. Н. Брука. Т. 1, т. 2 - Вашингтон: Институт Экономического Развития Всемирного Банка, 2012.

Богдановская Л.А. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Учебник. - Мн.: Выш. шк., 2011.  - 710 с.

Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В. - М.: ИНФРА-М, 2012.-240 с.

Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011.  - 412 с.

Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 439 с.

Крейнина М.Н.  Финансовое  состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «ДИС», 2010. - 380 с.

Липсиц И.В. Коссов В.В. Инвестиционный проект. - М.: изд-во «Бек», 2012.

Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: ПРИОР, 2010.

Матвеев П.С. Анализ деятельности фирмы. Микро- и макрофакторы.  - М.: Эра, 2011. - 520 с.

Проект и его жизненный цикл. Т. 1, т. 2 - Вашингтон: Институт Экономического Развития Всемирного Банка, 2012.

Русак В.А., Русак Н.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования -  Мн., Вышэйшая школа, 2010. - 460 с.

Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2011. - 660 с.

Стоянова Е. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Дело, 2010. - 190 с.

Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник для ВУЗов. - М., Перспектива, 2012. - 370 с.

Стражева В.И. Анализ хозяйственной деятельности. - Мн.: Вышэйшая школа, 2012. - 483 с.

Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий. / Под.ред. Выгодской Э.Г. - Новокузнецк: Издательский центр СибГГМА, 2012. - 516 с.

Хорн Дж.К. Ван. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: финансы и статистика, 2011. - 710 с.

Шеремет А,Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра, 2012. - 319 с.

Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовый менеджмент. - М., Дело, 2010. - 701 с.

Экономика предприятия: Учебник  / под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 419 с.

Похожие работы на - Политика управления и взыскания дебиторской задолженности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!