Структурная политика в экономике России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,53 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структурная политика в экономике России

Введение

экономический рынок труд

Тема нашего исследования: Воздействие структурных изменений в экономике Современной России на рынке труда

Объект исследования: Рынок труда

Предмет исследования: Структурные изменения на рынке труда в России, особенности данного рынка.

Тема и предмет настоящего исследования определили для изучения следующие задачи:

1.      проанализировать взаимосвязь понятий: структура экономики и рынок труда;

.        изучить рынок труда, понятие, механизм функционирования;

.        изучить экономическое содержание занятости населения;

.        изучить особенности российского рынка труда.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, демографический «взрыв», произошедший во второй половине ХХ века, оказал двойственное влияние на развитие современной экономики.

Во-вторых, вследствие научно-технического прогресса произошли глубокие изменения в современной экономике.

В-третьих, происходит переход к постиндустриальной стадии экономического развития.

В-четвертых, в сложившейся системе международного разделения труда развитые страны производят новые знания, технологии, материалы, внедряют новые формы организации деятельности и управления, а все остальные страны поставляют им необходимые для этого ресурсы, в том числе человеческие.

В-пятых, установление многообразных надгосударственных связей происходит с нарушением пропорций между реальной экономикой и финансово-кредитной сферой.

В-шестых, все вышеуказанные обстоятельства в силу усиления мировых интеграционных процессов оказывают непосредственное влияние и на экономику современной России. В то же время, на происходящие в ней структурные изменения оказывают влияние также и внутренние факторы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», выделение и уточнение понятия структуры экономики (В.В. Золотарев); исследования понятий основополагающих как для экономики, так и для социологии труда (Б.М. Генкин); изучение теоретических и прикладных положений о рынке труда, занятости населения и безработице (С.А. Кузьмин); изучение особенностей рынка труда (П.П. Лутовинов и другие).

1. Сущность рынка труда, его типология и структура

1.1    Теоретические подходы к исследованию структуры экономики и происходящих в ней изменений


Как известно, существуют различные определения экономики. На наш взгляд, наиболее убедительной является точка зрения, согласно которой «под экономикой понимается особая сфера общественной жизни, характеризующаяся исторически определенными типами способов производства (воспроизводства) и соответствующими им отношениями, которые складываются в процессе социально-трудовой деятельности».

Исходя из этого определения, а также в соответствии с концептуальным замыслом данного исследования следует выделить основные подходы к трактовке структуры экономики.

Во-первых, структура экономики может рассматриваться с точки зрения структуры различных видов хозяйственной (экономической) деятельности людей, связанной с производством материальных и нематериальных благ и услуг. Создаются они в соответствующих сферах (отраслях) общественного производства. В сферу материального производства принято включать соответствующие отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д. В сферу нематериального производства входят отрасли, в которых создаются нематериальные блага - произведения культуры, искусства, науки и т.д. В третью сферу - сферу услуг включают отрасли, связанные с определенными видами человеческой деятельности, полезный эффект от которых потребляется во время оказания самих услуг. Сообразно этому определяются секторальная и отраслевая структуры экономики.

В соответствии с концепцией постиндустриального общества в первичный сектор входят отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство; во вторичный сектор - обрабатывающая промышленность, в третичный, четвертичный и пятеричный секторы - различные виды слуг.

Кроме того, современными исследователями особо выделяется информационный сектор, в который включают отрасли материального производства, обеспечивающие производство информационных технологий, программного обеспечения, услуги коммуникации и связи, а также различные области науки и образования. Его значение представляется некоторым экономистам настолько существенным, что при анализе структуры экономики предлагается выделять в общественном производстве отрасли, поставляющие на рынок знаниеемкую продукцию, товары широкого потребления и услуги.

Характеристика структуры экономики с точки зрения различных видов экономической деятельности и соответствующая группировка произведенных благ и услуг по отраслям получила широкое распространение в разных странах. Анализ секторальной и отраслевой структур экономики позволяет выявить и наглядным образом представить соответствующие тенденции ее трансформации. Вместе с тем, наряду с несомненными достоинствами данного подхода, следует отметить и присущие ему отдельные недостатки:

)        в рамках данного подхода не учитываются важные для понимания структурных изменений социально-экономические, технологические, организационные и некоторые другие аспекты. Так, например, динамика секторальной структуры экономики согласно концепции постиндустриального общества не отражает сущностные характеристики происходящих в сфере материального производства и сфере услуг изменений;

)        отраслевая структура экономики с точки зрения концепции долгосрочного технико-экономического развития и смены технологических укладов не позволяет проследить процесс возникновения и развития новых технологических укладов, направления внедрения нововведений и т.д. Согласно С.Ю. Глазьеву «на уровне отраслей удается наблюдать лишь некоторые последствия изменения технологической структуры экономики, в то время как внутренний механизм, логика этих изменений остаются скрытыми от анализа»; вследствие технологической неоднородности отраслей, ведущей к утрате любой типичной отраслью свойств воспроизводящей целостности, она не может больше рассматриваться в качестве основного структурного элемента экономической системы;

)        на практике при формировании отраслевых показателей существуют методологически не разрешенные проблемы, например, такие как группировка основных и неосновных видов экономической деятельности отдельного субъекта в отрасль или отрасли, выделение новых отраслей и др. Кроме того, существует методологическая несопоставимость подходов при формировании отраслевых показателей в разных странах, необходимость пересчета показателей предыдущих периодов в связи с унификацией межстрановых показателей.

Во-вторых, структура экономики может рассматриваться с точки зрения структуры общественного воспроизводства, характеризующей как взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта, так и структуру элементов каждой из сфер воспроизводственного процесса. Структуру экономики в сфере производства можно рассматривать с технологической, отраслевой, организационной и других точек зрения; в сфере распределения - с точки зрения структуры доходов и инвестиций; в сфере обмена - с точки зрения структуры спроса и предложения, товарооборота и денежного обращения; в сфере потребления - с точки зрения структуры производственного и личного потребления.

В-третьих, структура экономики в литературе рассматривается с точки зрения структуры совокупного общественного продукта, представляющего собой массу товаров, произведенную за определенный период времени (например, за год). Весь общественный продукт есть, с одной стороны, известная сумма стоимостей, а с другой - масса потребительных стоимостей. При этом стоимость данного продукта, как и стоимость каждого товара, выражается формулой:       

=C+V+m, где

- стоимость; C - постоянный капитал; V - переменный капитал; m - прибавочная стоимость.

По своей натуральной форме (по потребительной стоимости) весь общественный продукт подразделяется на две части: 1) средства производства, 2) предметы потребления. Согласно этому выделяются два подразделения общественного производства: I подразделение охватывает все отрасли, в которых производятся средства производства, II подразделение включает в себя все отрасли, в которых производятся предметы потребления. Выделение этих подразделений впервые было осуществлено К. Марксом. Внутри первого подразделения В. Ленин, в свою очередь, выделил два подотдела: а) производство средств производства для I подразделения и производство средств производства для II подразделения.

Таким образом, материальное производство подразделяется на I подразделение, выпускающее средства производства как I, так и для II подразделения, а II подразделение создает предметы потребления для населения, занятого в обеих сферах. Однако современное общественное производство охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но и нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (III подразделение). Кроме того, экономику современных развитых стран невозможно представить без военно-промышленного комплекса, т.е. совокупности предприятий, производящих вооружение и иную продукцию оборонной промышленности. В этой связи выделяют IV подразделение.

Проблема соотношения между различными подразделениями общественного производства имеет важное значение для развития экономики. Нарушение сбалансированности даже в одном подразделении экономики, как правило, вызывает диспропорции в экономике страны в целом.

Изучение структуры экономики с точки зрения структуры (пропорций) общественного воспроизводства в политико-экономическом аспекте имеет исключительно важное значение. Именно этот подход являлся ключевым в течение достаточно длительного периода времени, в том числе в связи с разработками практических инструментов для стимулирования экономического роста, увеличения уровня национального богатства. Несмотря на то, что на современном этапе данный подход зачастую игнорируется, тем не менее, он является одним из основополагающих на пути теоретико-методологического осмысления структуры экономики и происходящих в ней структурных изменений.

В-четвертых, структура экономики может рассматриваться с точки зрения многоукладности экономики. В этом смысле под структурой экономики понимается как соотношение различных укладов, так и соотношения структурных элементов укладов.

По поводу укладов в современной экономической науке ведется многолетняя дискуссия. Исследователями уточняются понятия «уклад», «экономический уклад», «социально-экономический уклад», «общественно-экономический уклад», «технологический уклад»; обосновываются различные критерии их классификации и типологии. Общим для большинства ученых является то, что уклад анализируется как социально-экономический феномен, в основе которого лежат производственные отношения, а также то, что одновременно в экономике существует несколько укладов, один из которых, как правило, доминирует, определяя характер общественного строя.

Признавая наличие различных критериев классификации укладов экономики, следует отметить, что решение данной проблемы чаще связывают с выделением двух различных по сути типов способа производства - технологического и экономического. Соответственно выделяют экономические и технологические уклады. Технологические уклады классифицируются в зависимости от уровня развития производительных сил, доминирующей технологии производства, форм его организации, а экономические - от ступени зрелости способа производства в целом.

Ключевую роль в понимании укладов играет собственность. Наряду с собственностью к числу структурных элементов уклада необходимо также отнести факторы труда, производительные силы и производственные отношения.

Многообразие структурных элементов и взаимосвязей укладов экономики, а также многаспектность и многовариантность системной классификации укладов предопределяют, с одной стороны, значимость концепций укладов экономики (экономических, технологических) для теоретического исследования характеристик структуры экономики; с другой стороны, эти концепции не находят своего отражения в различного рода статических данных и в этом смысле нуждаются в дальнейшем теоретико-методологическом осмыслении.

Наряду с отмеченными существуют и другие подходы к трактовке структуры экономики (институциональный, эволюционный, пространственный, кластерный и др.). Вместе с тем в работе подчеркивается, что вышеуказанные подходы позволяют дать наиболее комплексное, системное представление о структуре современной экономики и происходящих в ней трансформационных процессах.

Обобщая сказанное, заметим, что каждый из вышеуказанных подходов имеет как определенные преимущества перед другими, так и характеристики, по которым другим подходам уступает. Так, например, структура экономики с точки зрения структуры (сфер) общественного воспроизводства обладает системностью, но в то же время не в полной мере учитывает многогранность аспектов экономики; характеристике структуры экономики с точки зрения структуры общественного продукта свойственна практическая направленность на раскрытие предпосылок и стимулирование экономического роста, однако она не учитывает ни структурные элементы, ни взаимосвязи стадий общественного воспроизводства; укладная структура экономики как наиболее информативная, системная и комплексная представляет значительный интерес, однако, она нуждается в дальнейшей теоретико-методологической разработке; отраслевая и секторальная структуры экономики не раскрывают всех сущностных характеристик экономического целого, однако более других позволяют выявлять и измерять структурные изменения и их тенденции, моделировать будущие изменения.

Следует подчеркнуть, что указанные подходы взаимосвязаны между собой, обусловливают и предполагают друг друга. При этом каждый из них отражает структуру экономики в определенном аспекте, внося тем самым важный вклад в решение поставленной проблемы.

В соответствии с концептуальным замыслом данной работы в основу исследования положен первый подход. Вместе с тем в работе затрагиваются отдельные аспекты и других подходов.

В экономической литературе существуют различные подходы к определению «структурных изменений». В широком смысле под структурными изменениями в экономике понимается изменение пропорций между сопоставимыми элементами экономической системы. Под сопоставимыми, как правило, имеются ввиду структурные элементы, принадлежащие одному уровню экономической системы, а именно: секторальной или отраслевой структуре, структуре собственности, воспроизводственной структуре, структуре производственных фондов, трудовых ресурсов, потребления, сбережения, инвестиций, внешней торговли (экспорта и импорта) и т.д.

Удачное на наш взгляд по краткости и емкости определение структурных изменений дано Л.А. Берковичем, который под структурными изменениями понимает «изменение пропорций экономической системы, происходящее под воздействием всех структурообразующих факторов».

Таким образом, структурные изменения в экономике представляют собой изменения взаимосвязанных пропорций экономической системы, происходящие под воздействием развития материально-технического базиса, механизмов производства, распределения и обмена в соответствии с общественными потребностями, имеющимися ресурсами и достигнутым уровнем производительности труда.

1.2    Особенности товара «Труд»


Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара - для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

·        собственник и носитель этого товара - человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.

·        труд - это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует в создании благ.

1.3         
Рынок труда понятие, типология и его структура

В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из названных определений (система отношений, пространство, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке.

Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распре­деления и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

Существует несколько научных определений рынка труда, например:

Рынок труда - это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие вы­годы, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

Рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы

Выведем одно, наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда - это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рынок труда можно рассматривать широко - как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка тру­да основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности эко­номики в кадрах.

Типология и структура рынка труда

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда - гибкий рынок труда.

При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

·        высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

·        работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

·        работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

·        работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

·        контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

·        через миграцию труда и капитала;

·        путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

1.4 Перспективы рынка труда в России в 2013-2014 годах. Прогнозы

Прогнозы экспертов неутешительные: они твердят, что безработица продолжает расти. Причина увеличения незанятого населения - медленный рост экономического развития в стране. Не радует современное состояние и перспективы развития рынка труда в РФ и работников бюджетных организаций. Прогнозируются сокращения среди работников образования, финансовой сферы, здравоохранения. Хотя, по данным Минздрава, в стране катастрофически не хватает врачей.

А вот работники в энергетических компаниях могут не беспокоиться: им пока не грозит сокращение. Не особо поменяется состояние в сфере торговли и высоких технологий. Количество рабочих мест здесь может вырасти.

Массовые сокращения планируются в сфере железнодорожного обслуживания. Но компании авиаперевозок говорят о дефиците пилотов и технических специалистов.

Банки для себя не видят кризиса, они могут даже увеличить зарплату своим работникам. Среди банков существует своя большая конкуренция, кто ее не выдерживает - уходит с рынка финансовых услуг.

В фармацевтической отрасли все стабильно. Происходят некоторые расширения производства лекарственных препаратов и их сбыта.

Большим спросом пользуются инженеры высокой квалификации, менеджеры по продажам, толковые управляющие кадры, специалисты по ИТ-технологиям.

Предприятия России не увеличивают количество рабочих мест по ненадобности. Они также не хотят рисковать увеличением и расширением производства из-за прогнозов мирового кризиса.

Работодатели учитывают особенности российского рынка труда в настоящее время и по-своему пользуются этим. Так как конкуренция среди желающих устроиться на работу большая, работодатели уменьшают уровень зарплаты и ставят ограниченные требования кандидатам. Поэтому бывает, что хорошие специалисты соглашаются работать за минимальную зарплату.

Трудности безработицы

Правительство обещает пересмотреть законы о труде и пособиях по безработице, увеличить размер прожиточного минимума. Разрабатываются программы обучения и повышения квалификации для работников разных сфер деятельности.

По результатам опроса работодателей крупных предприятий, можно сделать вывод: найти работу в 2014 году будет сложнее. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость.

В стране предвещают проблемы неполной и избыточной занятости в некоторых сферах российского рынка труда в будущем году. Например, в машиностроении большинство секторов работали неполный рабочий день или неполную неделю. А вот работники торговли превышают норму рабочего времени.

Причины безработицы

Наука выделяет такие виды безработицы:

·        добровольная - нежелание работать за низкую зарплату;

вынужденная - есть желание работать, но нет возможности найти работу;

·        циклическая - периодические спады производства отдельной отрасли в стране или регионе;

·        сезонная - вынужденная безработица населения, занятого в сезонных работах, из-за характеристик производства;

·        технологическая - зависит от внедрения новых технологий и механизмов (машины заменяют людей) или их недостаток на производстве (нужно больше работников);

·        маргинальная - безработица среди молодежи, женщин, инвалидов, студентов;

·        скрытая - официально занятое население, которое фактически не работает;

Российская экономика пребывает в состоянии кризиса. Рыночные взаимоотношения в стране в последние годы вызывают увеличение числа безработных. Большая часть экономически активных граждан не имеют постоянного места работы. Полностью избавиться от безработицы никому в мире не удалось. Можно только снизить ее количество.

 

Методы снижения числа незанятого населения:

·        усовершенствование программ, которые помогают в поисках работы;

·        организация профсоюзов;

·        введение уровня эффективной заработной платы, которая превышает рыночную оплату труда;

·        материальная помощь или поощрения работодателю, активно помогающего снизить безработицу в стране;

·        создание рабочих мест молодому поколению;

·        контроль над уровнем заработной платы и ее занижением на предприятиях;

·        обучение новым специальностям и профессиям;

·        стимулирование самозанятости населения;

·        поддержка и развитие нетрадиционной занятости;

·        усовершенствование работы бирж труда.

Методы снижения числа безработных должны быть нацелены на поддержку населения в поиске места работы, помощи в переподготовке кадров, а также на существенное снижение уровня незанятого населения.

Безработные обязаны и сами активно искать себе место работы, кроме того, что этому будет способствовать государственная программа. В поиске помогают объявления, участие в конкурсах, рекрутинговые агентства, биржи труда, знакомые и родственники.

Недавно был принят закон для недопущения дискриминации на рынке трудоустройства. В объявлениях о поиске сотрудника работодатель не имеет права указывать на какие-либо ограничения кандидата: возраст, цвет кожи, пол, место жительства, религию, семейное положение.

Основные последствия низкой занятости населения:

·        снижается прибыльность;

·        медленная активность работника после длительной безработицы;

·        низкое развитие экономической стороны жизни людей;

·        снижается уровень психического комфорта граждан;

·        недоверие правлению страны;

·        теряется уровень квалификации специалистов;

·        снижается ВВП государства;

·        увеличивается уровень налогообложения работающего населения;

·        растет уровень криминальных нарушений.

Затяжная безработица приводит человека к деградации его личности, неуважения к себе, потере уверенности в будущем. Постоянное пребывание в состоянии стресса ухудшает здоровье, а без наличия денег на начальное лечение вызывает хронические трудные заболевания. Такие последовательности приводят к повышению уровня алкоголизма, наркомании, воровства. Таким образом, рынок труда в России и занятость населения формируют социальное развитие страны.

Экономические, психологические и социальные последствия высокого уровня безработицы говорят о том, что она негативно сказывается на состоянии и развитии целой страны. Необходимо не только устранять последствия, но и проводить профилактические мероприятия для минимизации незанятого населения.

Какие кадры будут ценны в 2014 году

Выпускники школ заранее задумываются, какую профессию выбрать, чтобы не было проблем с трудоустройством. Ведь рынок труда меняется практически каждый год. Студенты вузов учатся несколько лет, поэтому статистика спроса на специалистов этого года через пару лет будет уже недостоверной. Для более точного представления будущего рынка труда можно обратиться за консультацией в службу занятости.

В 2013 году спросом пользовались такие рабочие:

·        электрики,

·        сварщики,

·        инженеры,

·        специалисты по продажам,

·        квалифицированные экономисты.

Исследования рекрутинговых компаний выдали пятерку наиболее нужных профессий на рынке труда в 2014 году:

Рынок труда в России и занятость населения Квалифицированные работники. На них спрос не падает последние годы. Это сварщики, токари, электромонтажники.

Врачи. Катастрофически не хватает опытных медицинских работников, особенно стоматологов.

Инженеры. Такие кадры всегда в цене. Они нужны как на производствах, так и в строительных компаниях.

Программисты. Быстрое развитие компьютерных технологий приводит к дефициту хороших программистов.

Топ-менеджеры. Это руководители: генеральные директора, управляющие, менеджеры по развитию в крупных компаниях и холдингах.

Низким спросом будут пользоваться такие специальности, как государственные служащие и работники СМИ.

В период быстрых изменений практически во всех сферах никакая система обучения не успеет за изменениями рынка труда. Может так случится, что для того, чтобы быть нужным специалистом, необходимо будет учиться почти всю жизнь.

Современный рынок труда в РФ - показатель национального благосостояния, стабильности и экономического развития страны. В эпоху постоянных перемен возникают новые требования к квалификации работников, уровню подготовки специалистов, возникает острая конкуренция между соискателями.

Востребованные и квалифицированные работники в России распределились по всех областях деятельности, хотя наиболее развита сфера компьютеризации. Работодатели постоянно ищут хороших системных администраторов, программистов. Наблюдается излишек менеджеров. Специалисты по изучению рынка труда прогнозируют, что специалисты, в которых сегодня наблюдается дефицит, будут востребованы и через 5 лет.

2. Структурная политика в экономике России: условия формирования. Влияние Профсоюзов

2.1 Современные реалии российской экономики


Современная ситуация в российской экономике характеризуется четкой рецессией, поскольку за 9 мес. 2013 г. рост ВВП замедлился в 3 раза (с 4,3% в 2012 г. до 1,4% в 2013 г.), практически до нуля снизился темп роста промышленного производства (индекс - 0%, годом ранее - плюс 3,2%), сокращаются доходы федерального бюджета, на 25% выросла просроченная задолженность по заработной плате, увеличилась безработица, более чем на 20% упала прибыль компаний, прибыль в сельском хозяйстве сократилась почти в 2 раза. При этом уровень монетизации экономики сохраняется ниже 50% ВВП, насыщение кредитами - примерно 35% ВВП.

Как отмечал в свое время признанный специалист по проблеме экономического роста лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец, имеющиеся статистические данные о росте даже по 2 годам ничего не могут сказать собственно о тенденциях роста. Тем более затруднительно сделать какой-либо вывод о перспективах нынешней рецессии и ее сроках. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в основе замедления роста структурные проблемы российской экономики, сформировавшиеся задолго до исчерпания «сырьевого роста», еще более обострившиеся в период этого роста.

В России сложились очевидные структурные перекосы, определяющие ее развитие в новейшее время: структурная вилка по линии «процент - рентабельность - риск», когда секторы с наименьшей отдачей характеризуются высоким риском (реальный сектор), а секторы с наибольшей отдачей - меньшим относительно первых секторов риском, при этом относительно высокий процент запирает кредит в одни секторы и открывает его для секторов с наибольшей рентабельностью; валютно-процентный рычаг, сформировавшийся благодаря разнице процента в России и западных странах, который наравне с чистым экспортом обеспечивает повышенный отток капитала из страны и порочный круг структурной деградации, когда неэффективная структура экономики не позволяет создавать необходимую товарную массу для внутреннего потребления и внешних рынков, что обеспечивает низкую доходность, деградацию производственного аппарата и закрепляет отсталую в технологическом и институциональном отношении структуру.

Полученные расчетные данные говорят о том, что показатель структурной независимости для экономики России неуклонно снижался на протяжении 1999-2012 гг. с 2,4 до 1,6. Прогноз до 2015 г. показывает его дальнейшее снижение до 0,94. Показатель закрытости экономики был невысоким и имел тенденцию к снижению. Импортная зависимость экономики резко увеличивалась. Большинство производственных секторов экономики демонстрирует «сырьевой» режим функционирования. Данная структура блокирует развитие индустрии и технологий, внутреннего рынка.

Состояние промышленных систем отдельных регионов можно охарактеризовать следующими позициями:

) фрагментация промышленных систем на уровне конкретных регионов;

) слабый уровень межрегиональных связей;

) стохастичность в изменении специализации (эффект «рыскания» в поиске заказов и технических решений);

) низкая конкурентоспособность многих видов производств, включая исчезновение целых секторов производств (средств производства), демонтаж производственных площадей, неспособность обслужить задачи по замене фондов даже на уровне собственного региона;

) неэффективные институты стимулирования отечественной индустрии в регионах, недоразвитость институтов развития. При этом Минэкономразвития России дает прогноз на 2014-2016 гг., который весьма неутешителен.

Во-первых, все три сценарных прогноза (консервативный, умеренно - оптимистичный и форсированный, как и варианты, привязанные к предположению относительно динамики цен на нефть), исходят из различного уровня государственного управления экономикой. Умеренно-оптимистичный сценарий сводит «роль государства» только к созданию необходимого инвестиционного климата, повышению эффективности бизнеса и его конкурентоспособности и обеспечению эффективности государственных расходов.

Другие сценарии либо сохраняют консервативную политику прошлых лет, либо уповают на привлечение капиталов. Но никто не задается вопросом, откуда эти капиталы, как они будут распределены в экономике, и будут ли они вообще? Отметим очевидный факт: иностранные инвестиции при дефиците и отсутствии условий для собственных внутренних инвестиций не могут решить задач структурной политики в необходимом объеме ни на текущий момент, ни в перспективе.

Во-вторых, исходные данные, «легенда прогноза» не выдерживает критики, поскольку она никак не связана с необходимой комбинацией действий государства в условиях продолжающегося кризиса структуры, а привязывает прогноз фактически только к ожиданию цены на нефть. Тем самым прогноз идеально вписывается в «сырьевую» парадигму функционирования российской экономики. Выходит, стремление восстановить экономический рост, по сути, означает восстановление прежней модели экономического роста? Именно поэтому программа сокращения бюджетного дефицита к 2015 г. представляется необоснованной и ненужной. Текущий дефицит не представляет угрозы, но в условиях, когда монетизация экономики ниже 50% ВВП, доступность кредитов составляет 35% ВВП, а темп роста промышленного производства за 9 мес. 2013 г. равен практически 0%, сокращение дефицита бюджета будет дополнительным фактором демонетизации и недофинансирования экономики, что выразится в сдерживании спроса. Однако у этого сдерживания нет экономических оснований.

В-третьих, неверно считать, что российская экономика находится в стагнации. Экономическая наука дает точное определение стагнации как ситуации, когда темп экономического роста приближается к нулевой отметке, либо является слабо положительным, причем эта ситуации длится некоторый продолжительный период (великая стагнация 1970-х гг.). Обычно экономика не изменяет своей структуры и невосприимчива к нововведениям. Рецессия - это замедление темпа роста либо небольшой некритичный спад производства (обычно более полугода). Сегодня, по оценке экспертов, наблюдается четкая рецессия, но не стагнация. Все негативные проявления являются производной не столько глобального кризиса, сколько кризиса структуры российской экономики, заложенного еще трансформационным спадом и отсроченного «сырьевым» экономическим ростом 2000-2008 гг. и восстановлением хозяйственной деятельности в 2010-2011 гг. и первой половине 2012 г.

В-четвертых, в прогноз не попадает структурная основа российской экономики, отсутствует связь структурных и макроэкономических параметров. На взгляд автора, не вполне корректно подавать материал так, что сначала норма накопления основного капитала должна возрасти с 21,7 до 24,3% в 2016 г. (чего совсем недостаточно для модернизации). При этом неясно, для какой модернизации, что она представляет собой, каким образом и какими ресурсами будет решаться задача реиндустриализации? К тому же норма накопления может увеличиваться только в ходе изменения структурных параметров экономики России. Обоснование прогноза вне связи с решениями и поставленными задачами выглядит так, как будто экономика развивается сама по себе, вне принимаемых решений.

Из прогноза неясно и не следует однозначно, чем будет подкреплен рост конкурентоспособности отечественной продукции по умеренно-оптимистическому сценарию.

На сегодня реальное значение имеют следующие четыре стимулирующих фактора развития индустриальной компоненты российской экономики:

.        повышение эффективности добывающих и энергосырьевых секторов, увеличение степени переработки сырья (лесопромышленный комплекс, нефтехимия);

.        запуск инфраструктурных проектов (железно-дорожные магистрали, газо- и нефтепроводы, автомобильные дороги);

.        развитие экспортных производств (международная конкурентоспособность);

.        развитие базового машиностроения и специального машиностроения (включая и специальную технологию - СТО: специальное технологическое оборудование).

Основная цель - развертывание продуктовых серий внутреннего и внешнего потребления и обеспечение обороноспособности страны.

В-пятых, важно точно оценить влияние дополнительных факторов экономического роста, которые якобы будут задействованы при умеренно-оптимистическом сценарии. Вероятные прибавки равны 0,1-0,2 процентных пункта по отношению к консервативному сценарию. Но каковы основания для таких прибавок? Важно знать, как они получены и на чем базируются ожидания. Дело в том, что инвестиции в человека и в инфраструктурные проекты основной вклад в рост могут дать на временном интервале, превышающем 2 года (с 2014 - до 2016 г.). Сразу в 2015 г. определенного вклада в темп может не наблюдаться, ведь 2014 и 2015 гг. будут годами первоначальных вложений. Эти обстоятельства говорят об имеющихся натянутостях как концептуального характера, так и конкретно-измерительного характера в данном прогнозе, в основной части его проектировок.

Таким образом, все три сценария привязаны к текущим внешним факторам развития российской экономики и не учитывают внутренних возможностей изменений, промышленной и структурной политики. Необходимо обозначить в связи с этим проблему формирования и реализации структурной политики в рамках существующих тенденций динамики экономической системы и действующих институциональных ограничений.

Существует много определений понятия «структурные сдвиги». Структура экономики представляет собой строение экономической системы, которая образуется взаимосвязями между ее элементами. Структурный сдвиг в экономике можно рассматривать как качественное изменение в экономической системе, состоящее в замене существовавших ранее взаимосвязей между ее составными частями новыми. Структурные сдвиги обусловлены неравномерностью развития различных элементов экономической системы и свидетельствуют об изменении в потребностях субъектов хозяйственной жизни и в размещении экономических ресурсов.

Структурные сдвиги в национальной экономической системе могут быть экзогенными и эндогенными. В современном мировом хозяйстве процессы интеграции и глобализации хозяйственной деятельности вызывают усиление взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения структурных сдвигов. По временной продолжительности, скорости, интенсивности и масштабам структурные сдвиги могут иметь эволюционный или революционный характер. Сформировавшаяся в процессе эволюционных или революционных сдвигов структура национальной экономики определяет ее устойчивость, безопасность, эффективность и место в мировом хозяйстве.

Очевидно, что последние 20 лет российская экономика функционировала за счет прежних достижений советского периода. Это относится прежде всего к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, а также (что удивительно) к разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколько угодно, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. Высокотехнологичный комплекс экономики (совокупность авиационного, радиотехнического, средств связи, электронного, ракетно-космического секторов, обеспечивающих инновационную направленность развития экономики) продолжает деградировать. Его мощности используются на 15-20%. Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет менее 1% (в то время как на долю США приходится 36%, Японии - 30%).

Согласно известным в экономической науке представлениям, структурный кризис возникает в том случае, когда старая структура не может удовлетворить новые потребности и функционирование новых технологий. Влияние старой структуры на возникающую новую структуру проявляется в замедлении темпа роста, возникновении различных диспропорций, снижении эффективности видов деятельности. Преодоление структурного кризиса происходит, если старая структура начинает уступать место новой структуре экономики - формам организации и методам регулирования. Проявления структурного кризиса обычно охватывают промежуток времени в 7-10 лет, т.е. превышают размер одного цикла средней продолжительности.

Однако современные обстоятельства, связанные с трансформацией экономических систем (причем не только стран бывшего социалистического лагеря, но и капиталистических стран Европы, инициировавших интеграционные процессы, связанные с институциональной, политико-правовой, экономико-организационной перестройкой их уклада жизни), порождают кризис структуры в коротком периоде, вызванный намеренными действиями правительств данных стран, решающих конкретные задачи преобразований.

2.2 Структурная политика: формирование и проблема реализации

Объективно необходимым условием устойчивого развития национальной экономики является обеспечение соответствия между элементами ее структуры. Подобные пропорции складываются при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. В развивающемся обществе устойчивость пропорций национальной экономики относительна: свою количественную определенность они сохраняют лишь на протяжении промежутка времени некоторой продолжительности.

Пропорции в своей совокупности образуют структуру национальной экономики, ее внутреннее строение. Ознакомление с литературой по проблемам экономической структуры позволяет выделить два подхода к определению данного понятия - «узкий» и «широкий». В первом случае структура экономики рассматривается как совокупность межотраслевых и внутриотраслевых пропорций. Во втором помимо этих пропорций в структуру экономики включаются также воспроизводственные (общеэкономические), социальные и территориальные пропорции.

Структура экономики, рассматриваемая как в узком, так и широком понимании, оказывает зачастую решающее влияние на темпы и качество экономического роста, уровень использования ресурсного потенциала общества, целевую эффективность общественного производства, выражающуюся в уровне развития и степени удовлетворения потребностей населения страны в количественном и качественном аспектах.

Изменение структуры национальной экономики, переход от одних относительно устойчивых совокупностей пропорций к другим периодически происходят в любых типах экономики, причем под влиянием научно-технического и социального прогресса. Известный австрийский ученый-экономист Й. Шумпетер в своих исследованиях показал, что в условиях рыночной конкуренции новые комбинации, основанные на прогрессивных достижениях науки и техники, побеждают старые в процессе конкурентной борьбы. Структурные трансформации экономики рыночного типа обусловливаются изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политической ситуации, демографическими, экологическими и многими другими факторами.

На современном этапе развития экономики, как показывает практика, лидерами мирового хозяйства становятся страны, сумевшие опередить все остальные в создании заделов новых производственно-технологических систем, основывающихся на передовом технологическом укладе, и получить благодаря этому долговременные конкурентные преимущества принципиально нового типа. Сформировать такие заделы, как свидетельствует опыт этих стран, возможно только при непосредственном участии и регулирующих воздействиях государства. Неслучайно в 1980-х гг. сокращение государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах проявилось лишь в традиционных секторах, в то время как в сфере высоких технологий прямая поддержка государством инновационно-инвестиционной активности и непосредственная организация им наукоемких и капиталоемких производств получили дальнейшее развитие. Правильный выбор приоритетов и воздействие на них государства позволили создать фундамент нового технологического уклада в экономике. На базе этого фундамента включившиеся в последующем механизмы рыночной самоорганизации стимулировали расширение и рост предпринимательской инициативы и активности.

Государственная поддержка перспективных направлений экономической деятельности служит импульсом не только для этих видов деятельности, но и для сопряженных с ними направлений, расширения совокупного спроса и повышения уровня хозяйственной активности в целом.

Исключительно велика роль государственного регулирования структурных адаптаций в сглаживании таких негативных их проявлений, как сокращение производства и инвестиций, остановка, закрытие, ликвидация предприятий и возникновение в связи с этим сбоев в технологических цепочках, важных для обеспечения жизнедеятельности производств. Тем более ответственна роль государства при отсечении оказавшихся нежизнеспособными или ненужными целых сегментов хозяйственных систем, вызывающие резкий рост числа безработных, ухудшение условий и снижение уровня жизни многих людей.

Государство призвано и имеет возможность создать условия для реализации того из вариантов структурных реформ, который отвечает интересам наиболее широких слоев общества. От деятельности государства в большой мере зависит общая продолжительность болезненных для общества структурных трансформаций, очередность и длительность отдельных этапов, уровень и пути использования высвобождающихся при этом людских и материальных ресурсов.

События последних лет, связанные с мировым финансовым кризисом, еще раз убедительно доказали, что без активного государственного участия оптимизировать пропорции в экономике нельзя. Механизм рынка, вызывая высокую предпринимательскую мотивацию к использованию инноваций, не создает условий для осуществления стратегических научных исследований, разработки принципиально новых технологий. Рыночные инструменты не действуют в случаях, когда требуется осуществить масштабные инвестиции с длительным сроком окупаемости, высоким уровнем риска и непредсказуемой доходностью. В настоящее время практически во всех теоретических и реальных моделях государственного регулирования рыночной экономики присутствует структурная политика как элемент экономической политики государства. Однако теоретические и практические аспекты системного подхода к ней до сих пор в достаточной мере не проработаны.

Начавшийся в 1990-х гг. разрушительный кризис централизованной системы управления вызвал в научной и политической среде волну критики государственного вмешательства в процессы формирования структуры национальной экономики. Возродились надежды на рыночные механизмы регулирования структурных трансформаций. В известной мере распространению таких взглядов способствовало сужение сферы государственного вмешательства в социально-экономические процессы в развитых зарубежных странах, обусловленное их переходом к этапу постиндустриального развития. Последовавшая за рыночными реформами деградация структуры экономики в России убедительно доказала несостоятельность отказа от государственной структурной политики.

Так же, как и структуру национальной экономики, структурную политику определяют в широком и узком смысле. Широкая трактовка включает в структурную политику воздействие государства на всю совокупность пропорций в экономике. При узком понимании сфера государственного воздействия ограничивается межотраслевыми и внутриотраслевыми пропорциями, региональный аспект при этом рассматривается в рамках государственной региональной политики, а воспроизводственно - экономической политики в целом.

Большой энциклопедический экономико-юридический словарь определяет структурную политику как систему мер, осуществляемую государством по совершенствованию структуры общественного производства. Задачами структурной политики определены совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение опережающего развития секторов, определяющих научно-технический прогресс, усиление социальной ориентации экономики. В осуществлении структурной политики государство использует различные рычаги по регулированию экономики.

Разнообразие теоретических подходов к пониманию категории структурной политики, на взгляд автора, объясняется тем, что на протяжении длительного времени в России отсутствовала общенациональная концепция долгосрочного социально-экономического развития, формирующая общее видение желаемого образа экономики страны, ее места в мировом хозяйстве и внутреннего строения. Общеэкономической задачей структурной политики государства в условиях рынка является планомерное поддержание макроэкономического равновесия, недопущение возникновения нежелательных диспропорций; основной целью - достижение на плановой основе наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов и конкурентных преимуществ в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Теория и практика государственного регулирования рыночной экономики на протяжении многих десятилетий выработала разветвленный механизм воздействия государства на пропорции в экономике, позволяющий осуществить избранную структурную политику. В составе этого механизма принято различать две подсистемы рычагов и инструментов - прямого и косвенного влияния. Основу первой подсистемы прямо, а второй косвенно на современном этапе составляет программно-целевой подход, с которым связаны государственные инвестиции, государственные заказы, льготы и преференции. Важнейшим средством реализации структурной политики государства является непосредственное инвестирование им предприятий, находящихся в государственной собственности и производящих такую продукцию (услуги), создание и потребление которых благоприятно сказываются на процессе преобразования структуры экономики.

Действенным инструментом реализации активной структурной политики выступают закупки продукции для государственных нужд. Целенаправленное размещение государственных заказов на определенные виды продукции и услуг не только позволяют удовлетворять потребности общества в них и тем самым предотвращать возникновение диспропорций, но и оказывать влияние на установление между предприятиями новых хозяйственных связей. Это, в свою очередь, может привести к образованию крупных производственных комплексов и кластеров технологических нововведений. Появление последних в дальнейшем приводит к становлению новых секторов экономики.

Процесс формирования структурной политики в рамках стратегического планирования осуществляется поэтапно в определенной последовательности:

) целеполагание;

) диагностика (выявление и анализ) факторов;

) формирование стратегических альтернатив;

) обоснование выбора приоритетов;

) установление приоритетов;

) выбор приемлемой стратегии;

) определение путей и средств реализации стратегии;

) разработка программы мероприятий;

) формирование системы управления осуществлением мероприятий;

) формирование механизма реализации программных мероприятий;

) формирование системы мониторинга реализации мероприятий и достигнутых результатов;

) разработка плана конкретных действий для правительственных структур и органов государственного управления по вертикали.

В литературе последних лет рассматриваются два основных варианта стратегии развития российской экономики - энергосырьевой и инновационный. В первом варианте предусматривается первоочередная реализация конкурентных преимуществ страны, связанных с добычей, переработкой и экспортом углеводородов и развитием энергетики. Во втором варианте - формирование мощного слоя конкурентоспособных производств в обрабатывающих секторах.

Большинство исследователей отдают предпочтение инновационному варианту как в наибольшей мере отвечающему требованиям максимальной реализации стратегических интересов России. На взгляд автора, наилучшие шансы в условиях глобальной конкуренции Россия может получить, лишь развивая одновременно и сырьевую, и инновационную экономику. Кстати, инновации востребованы и в сырьевом комплексе, эффективность которого, как ни странно, в последние годы также сокращалась. Конкретные пропорции между ними необходимо целенаправленно регулировать в процессе стратегического планирования структурных сдвигов с учетом долгосрочных национальных интересов. Решения относительно неприоритетных видов экономической деятельности принимаются с учетом их роли в поддержании жизнедеятельности и безопасности общества.

Важные виды деятельности, например производство медицинских препаратов и техники, требуют государственной поддержки в масштабах всего отраслевого комплекса. Поддержка производств, не имеющих важного значения с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и национальной безопасности, осуществляется избирательно с учетом состояния имеющегося потенциала, наличия инновационных заделов, конкурентоспособности и др. При этом государственная помощь должна носить целевой характер - создание импортозамещающих или экспортных мощностей, освоение новых продуктов, технологий и рынков. В случае нецелесообразности сохранения производства помощь государства должна быть нацелена на минимизацию социальных издержек.

Если эта задача заключается в развитии производств, поставляющих на внутренний и внешний рынки продукты с высокой добавленной стоимостью, причем производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то для решения такой задачи потребуются не только инновации, но и воссоздание отдельных видов производств и секторов хозяйства. Современные технологии невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и производства специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Однако отечественная электронная промышленность за период с 1990 г. практически деградировала.

Если будет принято решение воссоздавать эти производства, то встанет вопрос: за счет каких ресурсов? Если брать ресурсы из сырьевого комплекса и направлять их на решение указанных задач, то потребуется компенсация потерь дохода, часть которого придется тратить на замещение выходящих из строя фондов в сырьевых секторах. Можно попытаться увеличить добычу в сырьевых секторах, с тем чтобы дополнительный доход направить через банковскую систему на развитие инновационных производств. Однако насколько возможно это осуществить при значительном износе фондов в сырьевых секторах? Таким образом, управление экономической структурой упирается в проблему распределения и использования ресурсов, а также определения той структуры, которая будет признана необходимой и желательной, которую следует спроектировать и в направлении которой двигаться.

Проблема воздействия управленческими инструментами на отраслевую структуру экономики должна стать центральной при планировании экономической политики. Понятие оптимальной структуры или кардинальной оптимизации структуры относится к воспроизводству режима наиболее благоприятного развития экономической системы в целом. Причем задача оптимизации может предполагать наличие нескольких критериев (целевых функций) и накладываемых ограничений, например на общую величину используемых ресурсов (в том числе финансовых), ожидаемый доход и величину экологического ущерба.

Заключение

В данной работе проанализирован как научно-теоретический, так и практический аспект деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы и тд.

Структурные изменения в экономике России связаны с переходом страны к рыночным отношениям внутри страны и за ее пределами. Общий экономический рост в международном сообществе способствует изменениям хозяйственной структуры стран - малоэффективные фирмы не выдерживают международной конкуренции и прекращают существование, эффективнее - напротив, укрепляют свои позиции, как на внутреннем, так и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хозяйственной деятельности, то есть происходит изменение структуры национальной экономики.

Количественные и качественные параметры труда, различающиеся по характеру связи со средствами производства, степени технической вооруженности, уровню организации, условиям его реализации, теперь диктуются уровнем развития производительных сил и производственных отношений не только отдельной страны, но и мировой экономики, развитие которой происходит при абсолютном сокращении традиционного труда. Эти изменения отчетливо проявляются на российском рынке труда: острая нехватка рабочих кадров нужной квалификации; незанятость как образованного, так и низко квалифицированного населения. Структурные изменения в экономике России оказывают воздействие на рынок труда, происходит как рост предложения труда, так и рост уровня безработицы.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список литературы

1. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №9.

2.      Большой энциклопедический экономико-юридический словарь: интеграция, безопасность, право / авт.-сост. Л.П. Кураков, Н.В. Румянцев, А.И. Буркин и др.; под ред. Л.П. Куракова. - М.: Изд-во ИАЭП, 2013. - 1200 с. Сухарев О.С. Структурный анализ экономики. М.: Финансы и статистика, 2012.

.        Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения. Монография./ Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. - М.: Научный эксперт, 2008. - 232 с.

.        Сухарев О.С. Структурный анализ экономики. М.: Финансы и статистика, 2012. - 216 с.

.        Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. - М.: Юрист, 2011. - 592 с.

.        Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. - 13-е изд. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. - 320 с.

.        Рынок труда - понятие и функции. Спрос и предложение на рынке труда URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynok-truda.html

.        Министерство экономического развития РФ. URL: https://www. economy. gov. ru.

.        Экономика инновационные подходы: проблемы рынка труда в России гл. 9 URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-9/52.htm

.        Структурная политика в экономике России: Условия формирования URL: http://www.inecon.org›docs/ni0314-02.pdf

Похожие работы на - Структурная политика в экономике России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!