Интеграционные процессы в мировой экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Интеграционные процессы в мировой экономике














ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Понятие и предпосылки международной экономической интеграции, основные этапы развития

Современный этап интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в мировой экономике имеет много форм проявления. Одной из ведущих тенденций этого процесса является международная экономическая интеграция.

В условиях возрастающей интернационализации экономики национально-государственная форма организации хозяйственной деятельности ограничивает ее эффективность. Идут поиски все новых путей развития, новых форм международной организации хозяйствования.

Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое (хозяйственное) пространство при активной роли государств. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

К экономической интеграции современное мировое хозяйство подошло в результате поступательного развития производительных сил общества, на которые оказывают растущее влияние следующие факторы:

-углубление международного разделения труда, которое усиливает взаимозависимость хозяйственных комплексов разных стран;

-развивающаяся внешняя торговля;

-научно-техническая революция. НТР позволяет выпускать промышленное оборудование с высокой производительностью. Однако крупномасштабность производства требует емкого внутреннего рынка. Интеграция позволяет увеличить ёмкость рынка за счёт рынков интегрируемых стран.

Наряду с общегосударственным, межстрановым макроэкономическим (государственно-корпоративным) уровнем интеграционный процесс осуществляется и на частно-фирменном, микроэкономическом уровне. Открытая экономика предполагает демократизацию внешнеэкономических связей как на государственном, так и на уровне низовых субъектов хозяйствования.

Предпосылками международной экономической интеграции выступают:

-примерно равный уровень экономического развития стран;

-интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме;

-географическая близость стран-участниц;

-политическая воля руководства интегрирующихся стран. Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных объединений стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран.

В современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли. Данный этап представляет собой зону, в пределах которой группа стран поддерживает свободную беспошлинную торговлю. Страны, договорившиеся о создании ЗСТ, равно как и страны, позднее присоединившиеся к такому соглашению, на взаимной основе отменяют таможенные тарифы и квоты на экспорт и импорт товаров по согласованному списку взаимной торговли. В отношениях с третьими странами участники ЗСТ определяют и проводят самостоятельную внешнеэкономическую политику. Поэтому на первом этапе международной экономической интеграции между странами - интеграторами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие страну происхождения обрабатываемых таможней товаров при пересечении государственной границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров из стран - не членов ЗСТ. Конкретные соглашения о создании таких зон предусматривают постепенность (в течение 5-10-15 лет) полной отмены таможенных и количественных ограничений. В зонах свободной торговли утверждается принцип взаимного моратория на повышение пошлин. Практическое применение данного принципа означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить иные торговые барьеры во взаимной торговле участников ЗСТ.

Таможенный союз. Соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними и введение единого таможенного тарифа на внешних границах союза для третьих стран. Создание таможенного союза является логическим завершением и институциональным оформлением торгово-экономического блока. Таможенные службы на внутренних границах устраняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В практике внешней торговли создается единое таможенное пространство в рамках стран-участниц ТС. В таможенном союзе формируется политика коллективного протекционизма, что, сближает национальные экономики государств и приводит к изменениям не только в структуре потребления, но и производства. Кроме того, единые таможенные тарифы унифицируют и инвестиционный климат, особенно для привлечения инвестиционного капитала, что также не может не сказаться на производстве.

В отличие от ЗСТ, на интеграционном этапе в форме таможенного союза создаются наднациональные органы, которые призваны разрабатывать, координировать и контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Общий, или единый рынок. Общий рынок вбирает в себя все интеграционные достижения зоны свободной торговли и таможенного союза, обретая специфические, только ему присущие черты. В дополнение к беспошлинному движению товаров к ним относится свободное перемещение через национальные границы услуг и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. Именно на этом этапе формируется единое рыночное пространство. Однако среди множества интеграционных группировок пока только в Европейском союзе на практике была реализована данная форма интеграции. Поэтому практические оценки и обобщения в теории интеграции делаются в основном на этом единственном опыте, что, конечно, не исключает, а даже предполагает дальнейшее обогащение и практики, и теории общего рынка, как только другие интеграционные альянсы достигнут данного этапа сближения национальных экономик.

Из опыта европейской интеграции следует, что перерастание таможенного союза в общий рынок был связан не только с чисто экономическими, но и политическими факторами. В первую очередь это касается формирования специальных, в том числе наднациональных органов управления и контроля. При этом директивные установки, адресуемые государствам-членам общего рынка, обязательны для исполнения, но за каждой страной сохраняется свобода выбора форм и методов их реализации.

В условиях рыночной экономики важной задачей надгосударственных институтов является введение системы мер, предотвращающих нарушение норм регулирования конкуренции. В области конкурентной политики принимаемые решения, предписываемые действия государству - члену интеграционной группировки, юридическому или физическому лицу, носят обязательный характер.

Экономический союз. С учетом достигнутых результатов трех предыдущих этапов или форм интеграции этот этап характеризуется своими более зрелыми чертами. Во-первых, завершается договоренность о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к странам - аутсайдерам. Во-вторых, в экономическом союзе достигается унификация системы регулирования экономики. В-третьих, данная ступень экономической интеграции предполагает проведение единой внешней политики стран - участниц, что открывает более широкие возможности для взаимовыгодного сращивания экономических и политических сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран - участниц и всего союза в целом. Тем самым создается политико - экономический союз стран-интеграторов.

Экономический и валютный союз. В теории интеграции пока еще нет единого названия данной интеграционной формы. Одни специалисты называют ее Экономическим и Валютным Союзом, другие - полной экономической интеграцией.

Для экономического и валютного союза характерны следующие признаки:

.Создание Валютного Союза и введение единой коллективной валюты, проведение одинаковой валютной политики, создание Единого Центрального Банка, который с Центральными банками стран-интеграторов или аналогичных им финансовых институтов образует Единую систему центральных банков всех этих государств.

  1. Унификация законодательной базы в области налоговой системы, стандартизации продукции, правил техники безопасности антимонопольной политики, трудового законодательства и т.д.
  2. Переход от свободы перемещения рабочей силы из одной страны в другую к единому гражданству в рамках интеграционной группировки, чем закладываются основы создания конфедерации государств.
  3. Расширение распорядительных полномочий надгосударственных органов управления и контроля.
  4. Отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Государство - интегратор должно отдавать предпочтение в деловых связях не отечественным производителям и поставщикам, а тем фирмам любой другой страны - участницы интеграции, которые предложат наиболее выгодные условия выполнения государственного или частного заказа. Принципы общерыночного механизма доминируют над принципами и соображениями национального протекционизма.

Характеристика ведущих интеграционных объединений

. Европейский Союз. Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции, имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Образован в 1951 г. на основе Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали следующие страны: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Вступил в силу с 1953 г. В 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Этапы развития ЕС:

- 1966 - формирование ЗСТ

- 1986 - ТС

- 1992 - Общий рынок

- 1998 - Экономический Союз

- … -Экономический и валютный Союз

Современное название ЕС получил на основе Маастрихтского договора 1992 г., когда был взят курс на формирование экономического и валютного союза. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту - евро, образовав еврозону, которая с середины 2011 г. переживает кризис вследствие большой внешней задолженности ряда стран еврозоны: Греции, Испании, Португалии, Италии.

Будучи, субъектом международного публичного: права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют правительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмерке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

Основные принципы ЕС:

-Свободный торговый обмен.

-Свободное передвижение граждан стран - членов.

-Свобода выбора места жительства.

-Свобода предоставления услуг.

-Свободный оборот капиталов.

В настоящее время в состав ЕС входят 27 стран с общей численностью населения более 500 млн. человек.

Страны - члены ЕС:

г.: 1. Бельгия, 2. Италия, 3. Нидерланды, 4. Люксембург, 5. Франция, 6. ФРГ.

г.: 7. Великобритания, 8. Дания, 9. Ирландия.

г.: 10. Греция.

г.: 11. Испания, 12. Португалия.

г.: 13. Австрия, 14. Финляндия, 15. Швеция.

г.: 16. Кипр, 17. Мальта, 18. Венгрия, 19. Польша, 20. Словакия, 21. Чехия, 22. Словения, 23. Латвия, 24. Литва, 25.Эстония.

г.: 26. Болгария, 27. Румыния.

г.: 28. Хорватия.

Для расчётов между странами ЕС в 1971 году была введена ЭКЮ. С 1999г. - евро.

Страны еврозоны:

г.: 1. Бельгия, 2. Нидерланды, 3. ФРГ, 4. Испания, 5. Франция, 6. Ирландия, 7. Италия, 8. Люксембург, 9. Австрия, 10. Португалия,11. Финляндия.

г.: 12. Греция.

г.: 13. Словения.

г.: 14. Кипр, 15. Мальта.

г.: 16. Словакия.

г.: 17. Эстония.

Критерии вступления в еврозону разработаны Маастрихтским договором:

-дефицит бюджета не более 3% ВВП;

-государственный долг не более 60% ВВП;

-государство не менее 2 лет должно обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро;

-уровень инфляции не должен превышать 1,5% среднего уровня 3 стран ЕС, достигших более стабильного уровня цен.

В настоящее время 6 государств имеют статус кандидатов на вступление в ЕС: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория. Хорватия завершила переговоры о вступлении в ЕС 30 июня 2011 г. Вступление предполагается 1 июля 2013 г.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. Малые государства Европы: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Органы ЕС:

1. Европейский Совет. Высшим политическим органом ЕС является Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского совета является также председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС.

. Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав "кабинета" должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

. Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза. В Совет входят 27 министров правительств стран - членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. В дополнение к законодательным полномочиям, Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности. Председательские функции выполняют премьер - министр государства ЕС в течение 6 месяцев.

. Европейский парламент. Европейский парламент является собранием из 751 депутата, напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска. Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе. Европарламент приобретает ряд важных полномочий, превращаясь в довольно властный орган с возможностью осуществления контроля за работой Еврокомиссии.

. Суд Европейского союза. Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими или юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государств - членов, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов). Они назначаются нa шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

В 2012 года главы министерств иностранных дел 11 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. В группу входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции. Было предложено создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию. Основную роль в группе играют Германия и Франция, то есть крупнейшие и наиболее влиятельные государства Евросоюза. В начале января 2013 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о планах Великобритании выйти из состава ЕС.

2. ЕАСТ. Европейская ассоциация свободной торговли (European Free Trade Association, EFTA) образована в 1960 г. 11 государствами, 7 из которых вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.

Цели ЕАСТ:

-содействие финансовому росту и финансовой стабильности;

-создание благоприятных условий для торговли посредством ликвидации торговых барьеров.

Договор распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим беспошлинного оборота между странами ЕАСТ.

В 1991г. между ЕС и ЕАСТ было подписано соглашение об Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает решение следующих задач:

-свободное движение товаров, услуг, капиталов и р/с;

-проведение согласованной политики в области экономики, научных исследований, экологии, образования, социальной сферы.

В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП - высший политический орган и Объединённый комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность.

Государства - члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.

3. НАФТА. НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) - соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой.

В сентябре 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о свободной торговле, согласно которому в течение 10 лет должна быть сформирована зона свободной торговли. Соглашение о создании НАФТА с присоединением Мексики было подписано в 1992 г. и вступило в силу 1 января 1994 г.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

-устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

-создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

-привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

-обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

-создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

-создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

-создание единого континентального рынка.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами - Северной Америкой, Западной Европой и Японией - но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Специалисты обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц - в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация "Дженерал Моторс". Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993-2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл. до 408 млрд долл., товарооборот между США и Мексикой - с 80,5 млрд долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в "обслуживании" канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых "войн", когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996-1997 шли "лососевая война" между Канадой и США, "яблочная война" Мексики против американских экспортеров, "помидорная война" Мексики с США.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе

"сообщества демократий западного полушария" - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

4. МЕРКОСУР. Общий рынок стран Южного конуса (исп. Mercado Comun del sur) образован в 1991г. в составе: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. С 2007г. вошла Венесуэла, получив 31 мая 2012 г. полное членство. В качестве ассоциированных членов участвуют Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, с/х, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере. Регулирование осуществляется Советом общего рынка и Комиссией по торговле. в которые входят представители стран - участниц. В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

В 2007 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Израилем.

В августе 2010 г. был принят общий Таможенный кодекс, который завершил формирование таможенного союза.

В 2001г. В Квебеке по инициативе США было принято решение о создании Американской зоны свободной торговли, которое одобрили 34 страны. Ключевым элементом формирование АЗСТ является взаимодействие между НАФТА и МЕРКОСУР.

5. АСЕАН. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием "Декларации АСЕАН", более известной как "Бангкокская декларация". Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней (7 января 1984 г), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. - бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

-установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

-ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

-поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

Основные направления деятельности АСЕАН:

-развитие сотрудничества в экономической, социальной, культурной областях;

-создание зоны свободной торговли;

-экономическое сотрудничество в сферах финансов, с/х, транспорта, туризма, телекоммуникаций, экологии;

-научно-технологическое взаимодействие.

С 2000г. взят курс на формирование таможенного союза.

6. АТЭС. Организация Тихоокеанского экономического сотрудничества была создана в 1989 г., на постоянной основе осуществляет деятельность с 1993г. Функционирует в формате форума. Эта региональная структура, объединенная чисто географическим принципом - общим выходом к Тихому океану, не имеет устава и формально не может называться международной организацией. Вся деятельность строится на основе консенсуса и добровольности, что служит гарантией против ущемления интересов участников. В АТЭС входит 21 страна, в том числе промышленно развитые: Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; развивающиеся страны Азии: Гонконг, Тайвань, Филлипины, Индонезия, КНР, Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам (1997г.); страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Чили, Перу (1997г.); страны с переходной экономикой: РФ (1997г.). В 1998 г. был принят мораторий на расширение АТЭС. Заявление на вступление подали Индия и Монголия.

В странах АТЭС проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % мирового ВП и 44 % мировой торговли.

Специфика функционирования АТЭС определяется его консультативным статусом, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных отраслях.

7. СНГ. Основой создания является Соглашение, подписанное в Минске 8 декабря 1991г. РФ, Белоруссией, Украиной. 21 декабря 1991г. 11 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргистан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина подписали Соглашение о создании СНГ. 6 января 1993г. был принят Устав СНГ. В 1993г. к СНГ присоединилась Грузия.

Основными целями организации являются:

-сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

-всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

-обеспечение прав и свобод человека;

-сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

-взаимная правовая помощь;

-мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств - участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств - участников Содружества.

Этапы формирования СНГ.

этап. 1991-1992г.г. Преобладали разъединительные тенденции, обусловленные политическими и экономическими процессами.

этап. 14 мая 1993г. принята декларация о поэтапном движении к экономическому союзу. 24 сентября 1993г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Был создан Межгосударственный Экономический Комитет - постоянно действующий орган, хотя без точно определённых полномочий.

В течение 1992 -1993 гг. РФ заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством государств СНГ. В этот период сформировалась организационная структура сотрудничества - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993г. с Минске действует Исполнительный секретариат - своего рода штаб-квартира. Созданы Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны государств СНГ.

этап. Характеризуется созданием субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ:

-союз четырёх (1996г.), куда вошли РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия;

-союз РФ и Белоруссии (1997г.)

В январе 1995г. подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между РФ, Казахстаном, Белоруссией. В марте 1996г. присоединился Киргизия, в феврале 1999г. Таджикистан. 25 февраля 1999г. был подписан Договор о Таможенном союзе и ЕЭП.

Создание таможенного союза планировалось в два этапа:

. Отмена тарифных и количественных ограничений в торговле.

. Формирование единого таможенного пространства с переносом таможенного контроля с внутренних границ на внешние.

Принятие Киргизии в октябре 1998г. в ВТО сделало проблематичным её участие в Таможенном союзе.

В октябре 2000 г. Таможенный союз пяти был преобразован в Европейско - Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) в составе РФ, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана (2006г.) В 2008 г. Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС. Наблюдателями ЕврАзЭС выступают Армения, Молдавия, Украина.

ЕврАзЭС - международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Основные цели ЕврАзЭС:

-выработка общей политики по проведению структурной перестройки экономики;

-формирование режима свободной торговли;

-формирование единого таможенного тарифа;

-образование общего рынка транспортных услуг;

-формирование общего энергетического рынка

-обеспечение свободы движения капитала;

-формирование общего финансового рынка;

-согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

-создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

-предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории

-сближение и гармонизация национальных законодательств

-обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Высшим органом Евразийского экономического сообщества выступает Межгосударственный совет. В его состав входят главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств - участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путём принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества - Интеграционный комитет.. В его состав входят заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырёх раз в год. В Интеграционном комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества:

-Россия - 40 голосов;

-Белоруссия - 15 голосов;

-Казахстан - 15 голосов;

-Киргизия - 7,5 голосов;

-Таджикистан - 7,5 голосов.

Секретариат выполняет функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарём Сообщества был назначен Таир Мансуров. Место нахождения Секретариата - город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).

Межпарламентская ассамблея - это орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В её состав входят:

-от России - 42 парламентария;

-от Белоруссии - 16 парламентариев;

-от Казахстана - 16 парламентариев;

-от Киргизии - 8 парламентариев;

-от Таджикистана - 8 парламентариев.

Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещается в Санкт-Петербурге (Россия).

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, даёт по ним разъяснения и заключения. Суд ЕврАзЭС начал работу 1 января 2012 года в Минске. Он рассматривает экономические споры между странами-членами Единого Экономического Пространства, а также между отдельными фирмами и предпринимателями.

В 2001г. была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В качестве наблюдателей выступают Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Партнёрами по диалогу выступают Белоруссия, Шри -Ланка, Турция.

Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства - участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). Среди подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД. По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

В 2008 г. Грузия приостановила членство, а в 2009 г. вышла из СНГ.

В июне 2009г. было принято решение о создании ТС между РФ, Казахстаном, Белоруссией с 1 января 2010г.

октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена.

Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - интеграционное объединение государств Таможенного союза - Беларуси, Казахстана, России. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с 1 июля 2012 года.

Базовые принципы ЕЭП:

-свобода торговли товарами;

-свобода торговли услугами;

-свобода передвижения финансового капитала;

-свобода передвижения человеческого капитала.

К 2015 г. планируется создание Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана.

Государствами должны быть выполнены следующие условия:

-единые тарифы;

-единые технические регламенты;

-гармонизация трудового законодательства;

-гармонизация миграционного законодательства;

-единая банковская система;

-единая валюта;

-укрепление внешних границ.

Литература

международный интеграция экономический союз

1. Абрамов, В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2008. - 312 c.

. Васильева, Т.Н. Мировая экономика: Конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - М.: Флинта, МПСУ, 2010. - 160 c.

. Воронин, В.П. Мировая экономика: Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 184 c.

. Гладков, И.С. Экономика: Интегрированный учебный курс для вузов по курсам: "Экономическая теория", "История экономики", "Мировая экономика", "Международные экономические отношения" / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. - М.: КноРус, 2008. - 448 c.

. Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2012. - 400 c.

. Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.

. Ефимова, Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2008. - 208 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 399 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2010. - 512 c.

. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 671 c.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 c.

. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.

. Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 528 c.

. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 c.

Похожие работы на - Интеграционные процессы в мировой экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!