Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

Содержание

Введение

1. Теоретические особенности понятия «финансовая политика государства»

1.1 Сущность финансовой политики государства

1.2 Типы и формы государственной финансовой политики

2. Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

2.1 Основные тенденции финансовой политики государства и ее роль в управлении

2.2 Проблемы современной региональной финансовой политики

3. Направления совершенствования финансовой политики России в условиях глобализации

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики.

Финансовая политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало от разработок в области экономических категорий. Как специальным предметом исследования и изучения сегодня финансовой политикой почти никто не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом.

Целью работы является анализ финансовой политики государства.

Объектом исследования выступают финансовая политика государства.

Предметом исследования являются государственные финансы.

Задачи работы:

. Проанализировать понятие финансовой политики государства.

. Рассмотреть типы государственной финансовой политики.

. Описать проблемы современной финансовой политики на уровне государства и региона.

. Охарактеризовать современные проблемы и тенденции финансовой политик.

Теоретической основой исследования явились труды ученых и практиков, таких как Е.Ф. Борисова, Е.Н. Букиной, М.В. Дьяченко, В.Г. Когдиенко, Н.В. Кругловой, Е.Ф. Линкевич, Г.М. Михайлина, М.А. Оджаевой, О.С. Сухарева, Л.С. Тарасевич, В.В. Уруймагова и др.

Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, касающейся финансовой политики на уровне государства, анализ, обобщение.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические особенности понятия «финансовая политика государства»


1.1 Сущность финансовой политики государства


Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций [16, c.157]. Содержание финансовой политики: разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных зада; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений [20, c.204]. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства; организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. Сущность любой экономической категории, в том числе и финансовой политики, проявляется в ее функциях. Финансовая политика выполняет 2 функции - фискальную и экономическую. Фискальная функция заключается в увеличении формирующейся доходной база государства и рациональном ее использовании [11, c.329]. Экономическая функция сводится к регулированию механизма перераспределения национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования.

Сущность данной политики заключается:

–   в том, что она порождается экономическими отношениями (общество не свободно в выборе финансовой политики и исходит из своих возможностей и условий объективной реальности);

–       она направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач (активное государственное влияние на общественное производство);

–       она воздействует на экономику и социальное развитие общества. Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития данного общества [5, c.6].

Финансовая политика осуществляется в результате разработки финансовой стратегии и финансовой тактики. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. В процессе ее разработки прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы их использования и организации; решается вопрос концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработана и приняты экономической политикой. Финансовая тактика более гибка, чем финансовая стратегия, т. к. она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Финансовая тактика и финансовая политика взаимосвязаны [9, c. 34]. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития. Тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи стратегии. При активации финансовой политики финансы используются в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов и стимулов.

Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действия которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. Финансовые стимулы группируются следующим образом:

- финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство.

В этой связи важно правильно разрабатывать целевые программы и обеспечивать их достаточными ресурсами. При выборе основных направлений инвестирования средств необходимо большое внимание уделить показателям финансоемкости и финансоотдачи. Они являются критериями выработки целевых программ. Финансоемкость - это количество финансовых ресурсов, требуемых на выполнение той или иной программы. Финансоотдача - это количество прибыли, получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и финансоотдачи. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм. Финансовый механизм - это совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков:

- финансовые методы;

- правовое обеспечение;

- финансовые рычаги;

- нормативное обеспечение;

- информационное обеспечение [16, c. 159].

Таким образом, финансовая политика:

1) является экономической категорией, базирующейся на полной и достоверной информации и преследующая целью увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов (финансоемкость, финансоотдача);

2) разрабатывается органами исполнительной власти, рассматривается и принимается органами законодательной (или представительной) власти;

3) осуществляется в результате разработки стратегических и тактических решений на основе научного подхода;

4) реализуется через финансовый механизм посредством финансовых методов и рычагов;

5) обеспечивает управление всей финансовой системой.

1.2 Типы и формы государственной финансовой политики


Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее четыре основных типа:

.Классическая финансовая политика. До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 - 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - Министерстве финансов (казначействе) [3, c.94].

. Регулирующая финансовая политика. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов [3, c.98].

. Неоконсервативная стратегия. В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения [7, c.74].

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

. Планово-директивная финансовая политика. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана [7, c.72].

Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

2. Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики


2.1 Основные тенденции финансовой политики государства и ее роль в управлении


Известно, что основными инструментами финансовой политики являются:

–   регулирование ставки рефинансирования, по которой банк кредитует коммерческие банки;

–       изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов;

–       операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными ценными бумагами, осуществляемые Центральным банком [10, c.45].

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

–   политика дешевых денег (кредитная экспансия) направлена на стимулирование в стране кредитных отношений и дешевых денег;

–       политика дорогих денег (кредитная рестрикция) - целью является ограничение эмиссии и кредитования [18, c.116].

Политика дорогих денег применяется для снижения уровня инфляции. Центральный банк увеличивает нормы резервирования и учетную ставку. В результате происходит повышение процентных ставок коммерческих банков и, как следствие, сокращение денежного предложения. Это приводит к уменьшению объема инвестиций предприятий и, по мнению большинства экономистов, должно способствовать снижению роста цен. При этом увеличивается стоимость национальной валюты и сокращается чистый экспорт.

Как известно, целью регулирования величины учетной ставки, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, является воздействие на предложение денег в экономике. Увеличение ставки рефинансирования приводит к «удорожанию» кредитов. При этом уменьшается объем займов у центрального банка и, соответственно, сокращается объем ссуд, предоставляемых коммерческими банками. Денежное предложение снижается. Снижение учетной процентной ставки, наоборот, увеличивает предложение денег в экономике и способствует расширению денежной массы [18, c.119].

Следует отметить, что глобализация значительно ослабила эффективность учетно-процентной политики. Снижение учетной ставки в условиях открытой экономики может привести к «бегству» капитала из страны. Увеличение ставки рефинансирования в условиях глобализации с целью ограничения количества денег в обращении практически не приносит результата, так как получить заемные денежные средства российские банки могут за рубежом. Кредиты получают под процент значительно более низкий, чем ставка рефинансирования Банка России, и конвертируют в рубли, что ведет к увеличению денежной массы.

Важнейшим инструментом воздействия на денежное предложение также являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Этот метод регулирования считается более действенным по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. Скупка ценных бумаг Центральным банком у коммерческих банков увеличивает количество денег в обращении. Продажа ценных бумаг Центральным банком, наоборот, способствует сокращению денежной массы. В странах, где рынок ценных бумаг достаточно развит, таким образом можно достаточно активно воздействовать на количество денежных средств в экономике. Если рынок ценных бумаг находится в стадии формирования, невозможно эффективно воздействовать на денежную массу, скупая или продавая государственные ценные бумаги [18, c.124]. В настоящее время Россия не имеет возможности эффективно использовать данный инструмент денежно-кредитной политики для регулирования денежного предложения в экономике. В результате снижается эффективность проводимой денежно-кредитной политики, что несколько затрудняет контроль над денежной массой. Более эффективным в данном случае может быть использование таких инструментов, как изменение нормы резервирования и регулирование учетной ставки.

С помощью инструментов денежно-кредитной политики можно воздействовать на инфляцию денежного обращения, что очень важно для достижения ценовой стабильности. Но при выборе антиинфляционной политики следует учитывать, что инфляцию нельзя считать исключительно денежным явлением. Экономисты монетаристской школы сходятся на том, что денежно-кредитная политика является основным инструментом воздействия на инфляцию [10, c.46].

Для эффективного управления инфляционными процессами антиинфляционное регулирование должно быть также неотъемлемой частью финансовой и экономической политики государства, так как инструментов денежно-кредитной политики недостаточно для управления инфляцией спроса и инфляцией предложения. Мировая инфляция и российская, в частности, обусловлены одновременно действием монетарных и немонетарных факторов, следовательно, антиинфляционная политика государства должна быть направлена на устранение причин инфляции денежного обращения и инфляции издержек.

Характер проводимой государством антиинфляционной политики во многом зависит от состояния экономики, т. е. от фазы экономического цикла. В условиях спада проводится стимулирующая макроэкономическая политика, а в условиях подъема - сдерживающая. Спад в экономике может способствовать снижению уровня инфляции. Но если инфляция обусловлена ростом издержек, производители могут сократить объем производства и увеличивают цены. При инфляции издержек государственная политика должна стимулировать спрос для предотвращения стагфляции и экономического кризиса. Расширение совокупного спроса будет способствовать росту производства, снижению безработицы и, одновременно сдерживанию инфляции. В фазе подъема стабилизационная политика, напротив, должна сдерживать экономическую активность и совокупный спрос с целью предотвращения экономического кризиса и снижения уровня инфляции [10, c.48].

Антиинфляционная политика, если она не продумана, может нанести значительный вред национальной экономике. Так, ограничивая денежное предложение, можно добиться снижения уровня инфляции, но это может снизить темпы экономического роста или вызвать спад и экономике. Замораживание цен на продукты первой необходимости может вызвать отток капитала в другие отрасли и сокращение производства данной продукции. Кроме того, это вызовет диспропорции в экономике. Укрепление курса национальной валюты может сделать отечественную продукцию страны неконкурентоспособной [5, c.7]. Ограничение роста доходов населения в качестве меры антиинфляционного регулирования ограничит спрос и издержки. Это будет способствовать снижению темпов инфляции и одновременно уровня экономического роста. Следовательно, антиинфляционное регулирование экономики может не только дать положительный результат, но и вызвать побочные негативные явления. Используя механизмы экономического воздействия на рыночную экономику, государство должно быть готово нейтрализовать нежелательные дестабилизирующие экономику побочные эффекты. Для этого необходима информационная база и способность быстро принимать и реализовывать решения, направленные на стабилизацию экономики. Кроме того, достоверная информация необходима, чтобы антиинфляционная политика государства соответствовала характеру инфляционных процессов.

Рыночная экономика является инфляционной по своей сути. Отсутствие инфляции возможно только в теоретических моделях. Поэтому государственная антиинфляционная политика должна быть ориентирована не на искоренение инфляции как экономического явления, а на достижение умеренного роста цен. Воздействовать на инфляционные процессы в условиях рыночной экономики возможно путем государственного регулирования. В современных условиях выделяют несколько базовых режимов денежно-кредитной политики, направленных на ограничение уровня инфляции. Основные из них:

–   таргетирование обменного курса;

–       таргетирование денежной массы;

–       прямое таргетирование инфляции [5, c.8].

Таргетирование - это комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Таргетирование обменного курса представляет собой режим, при котором курс национальной валюты устанавливается на определенном уровне (или в некотором диапазоне) по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции. Это привязывает внутренний уровень инфляции к темпам инфляции в стране ключевой валюты, сдерживая рост цен. Кроме того, ожидаемая инфляция приравнивается к уровню инфляции страны, чья валюта является якорем. Обычно таргетирование обменного курса используется странами с развивающейся экономикой.

Использование режима фиксированного валютного курса способствует ограничению роста денежной массы и достижению определенной стабильности. Одновременно с этим применение данного режима затрудняет проведение самостоятельной денежной политики и делает зависимой экономику страны от внешних экономических шоков [14, c.27]. Снижение курса валюты-якоря автоматически приводит к удешевлению привязанной к ней валюты. В национальную экономику импортируются проблемы страны валюты-лидера, связанные с инфляцией, спадом производства, безработицей и т.д.

Применение данного режима может привести к значительному сокращению объема золотовалютных резервов. Основной целью таргетирования обменного курса является обеспечение устойчивости национальной валюты в определенном промежутке времени. Для того чтобы поддерживать спрос и предложение на валюту на определенном уровне, государство вынуждено покупать или продавать определенное количество соответствующей валюты. Выпуск на рынок дополнительного количества валюты осуществляется за счет государственных золотовалютных резервов. Если резервов у центрального банка недостаточно, возможен кризис или отказ отданного режима таргетирования [14, c.28].

В условиях глобализации экономики и финансовой системы режим фиксированного валютного курса способствует нестабильности на денежном рынке. Это в какой-то мере обусловлено высокой мобильностью капитала. По мнению многих экономистов, одной из основных причин российского кризиса 1998 г. можно назвать поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны. Следует отметить, что применение режима таргетирования обменного курса в 70-80-х гг. прошлого века явилось причиной кризиса в экономике ряда стран [15, c.147].

В современных условиях режим фиксированного валютного курса применяется крайне редко. Как развитые, так и развивающиеся страны в основном предпочитают режим «управляемого плавания». В то же время валютный курс остается одним из действенных инструментов денежно-кредитной политики, с помощью которого можно регулировать денежное предложение в стране.

Для успешного осуществления дезинфляции необходимо соблюдение следующих условий:

–   независимость центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики;

–       высокая квалификация аналитиков и надежная статистика для достоверного прогнозирования возможного уровня инфляции;

–       независимость национальной экономики от цен на сырье в глобальном масштабе;

–       эффективный механизм для осуществления денежно-кредитной политики;

–       минимальная долларизация и евроизация экономики [6, c.59].

В экономике России ни одно из условий полностью не соблюдено. По мнению многих экономистов, их выполнение является желательным, но не обязательным. Улучшение институциональной среды для успешного проведения таргетирования инфляции, как правило, происходит после перехода к данному режиму.

Эффективность проводимой государством политики во многом зависит от правильной диагностики, быстроты принятия решений и их своевременного воплощения в жизнь. Воздействовать на рыночную экономику в современных условиях сложно, т. к. экономический цикл представляет собой динамичный процесс, а условия постоянно меняются. Меры, направленные на стабилизацию экономики и снижение инфляции, проведенные с опозданием, могут не принести желаемого результата или даже привести к обратному эффекту.

Знание основ циклического развития экономики дает возможность прогнозировать экономическую ситуацию и результативно воздействовать с помощью известных инструментов государственного регулирования на инфляционные процессы в частности и на экономику страны в целом.

2.2 Проблемы современной региональной финансовой политики


Формирование региональной финансовой политики должно основываться на правильном понимании региона, учитывать его существенные свойства и характеристики. Региональная финансовая политика подчинена целям и задачам социально-экономической политики региона со стратегическим ориентиром на увеличение качества жизни населения, что требует определения критериев социально-экономического развития региональной многоуровневой системы, адекватно отражающих социально-экономические проблемы и приоритеты развития субъектов Российской Федерации на современном этапе.

Для оценки социально-экономического развития региональной системы в теории и практике региональной экономики в настоящее время используются, например, такие показатели, как рост объемов валового регионального продукта (как правило, на душу населения), развитие региональной инфраструктуры, увеличение доходов, улучшение здоровья и повышение уровня образования населения региона, снижение уровня нищеты, развитие социальной сферы и доступность ее услуг требуемого качества, обогащение культурной жизни, высокие стандарты личной безопасности, равенство возможностей, оздоровление окружающей среды [12, c.23].

Предлагаются дополнительно два комплексных критерия социально-экономического развития региональной системы. Во-первых, критерий преодоления депрессивности и отсталости муниципальных образований, выражающийся в позитивном изменении экономических показателей таких территорий. Данный критерий основан на балансе принципов «экономической эффективности» и «социальной справедливости» в осуществлении региональной социально-экономической политики, который делает обязанностью региональных органов власти (органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления) развитие депрессивных и отсталых муниципальных образований. Как отмечают специалисты, «если пространственная неоднородность ведет к возникновению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического и гуманитарного пространства, она становится препятствием для проведения единой и эффективной социально-экономической политики».

Вторым критерием необходимо обозначить наращивание экономико-бюджетной мощности региональной системы, отражающее увеличение и реализацию потенциала региональной многоуровневой системы, ее расширенное воспроизводство в основных формах проявления. Экономико-бюджетная мощность представляет собой интегрированный критерий оценки состояния и динамики изменений развития экономики региона и его бюджетной системы. Положительная динамика экономико-бюджетной мощности базируется на замкнутом цикле последовательных событий в региональной системе: экономическое развитие (устойчивый и качественный рост) - увеличение налогового потенциала - увеличение бюджетной мощности [12, c.25]. Прирост финансовых ресурсов бюджета и реального сектора экономики может быть вновь использован на экономическое и социальное развитие на качественно новом уровне (рис. 1).

Рис. 1. Наращивание экономико-бюджетной мощности региона

С учетом интегрированного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы, а также императивности экономического развития депрессивных и слаборазвитых муниципальных образований современная региональная финансовая политика представляет собой политику по обеспечению наращивания экономико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированности экономики всего региона и любого бюджета региональной бюджетной системы, исключающей большую асимметрию муниципальных образований.

В рамках такой политики одинаково важным является управление как финансовыми потоками, образующимися между бюджетной системой региона и хозяйствующими субъектами, населением, так и финансовыми потоками внутри региональной бюджетной системы (в системе регион - муниципальные образования) в целях стимулирования органов местного самоуправления к участию муниципальных образований в экономическом и социальном развитии региона. То есть характерная черта предложенного теоретико-методического подхода к формированию региональной финансовой политики на современном этапе связана с выделением и обоснованием роли межбюджетных отношений.

Результативность региональной финансовой политики предлагается оценивать на основе динамики самостоятельно отобранной совокупности показателей для измерения экономико-бюджетной мощности региональной системы. Рассмотрим показатели, определяющие уровень экономического развития и финансовое состояние регионов:

1) доля прибыльных предприятий в общем количестве предприятий региона - характеризует состояние экономики, ее диверсифицированность, устойчивость к структурным экономическим сдвигам;

2) сальдированный финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) предприятий региона - характеризует состояние экономики региона, определяет объем финансовых потоков региона и уровень поступлений налога на прибыль;

3)денежные доходы населения в расчете на одного жителя - отражают благосостояние населения, косвенно определяют уровень подоходных налогов, являются источником уплаты поимущественных налогов и потенциалом для их увеличения;

4)уровень бедности населения - индикатор дестимулятора экономики региона - оценивает доходную дифференциацию жителей региона, влияющую на социальную стабильность общества;

5)инвестиции в основной капитал на душу населения - характеризуют инвестиционный климат, уровень инвестиционной активности в регионе, предпосылки экономического развития территории и, как следствие, увеличения доходов по большому спектру налоговых платежей;

6)объем собственных доходов консолидированного бюджета региона и их доля в общем объеме доходов - определяют доходный потенциал и степень финансовой самостоятельности региональной системы;

7)доля средств в расходах регионального бюджета, направляемых в местные бюджеты, за исключением финансового сопровождения переданных государственных полномочий, - отражает уровень социально-экономического развития и доходной базы муниципальных образований региона [17, c.399].

Перечисленные показатели оценивают результативность влияния региональной финансовой политики на развитие региональной системы в целом, а также на развитие ее составных элементов - муниципальных образований, финансово-экономическое состояние которых собственно и определяет экономико-бюджетную мощность региональной системы.

Принципы современной региональной финансовой: принцип научной обоснованности, адекватности, социальной направленности, поступательности развития, баланса интересов, финансовой самообеспеченности.

Принцип научной обоснованности региональной финансовой политики связан с уникальной ролью каждого звена региональной финансовой системы: первичностью финансов реального сектора экономики региона, как источника его финансовых ресурсов, и определяющей ролью бюджетной системы региона, как эффективного регулятора всех финансовых потоков и отношений в регионе в интересах общественных ожиданий. Данный принцип составляет концептуальную основу разработанного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы.

Принцип адекватности обеспечивает главное назначение и проявление региональной финансовой политики в виде регулирования региональных финансов органами власти региона (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления) и самого развития системы финансов региональных органов власти, что очевидно присутствует в предложенном подходе к формированию содержания современной региональной финансовой политики [18, c.241].

Принцип социальной направленности региональной финансовой политики обусловлен закреплением обязательств социального государства в Конституции Российской Федерации и призван гарантировать гражданам и социальным группам равные возможности в получении работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. Данный принцип реализуется на основе заложенного в критерии экономико-бюджетной мощности региональной системы качества экономического роста, отражающего усиление социальной направленности экономического развития региона, и критерия преодоления депрессивности и отсталости муниципальных образований региональной системы.

Принцип поступательности развития связан с объективной последовательностью и поступательностью процесса развития региональной многоуровневой системы, что выражается в несовпадении по времени увеличения финансовых ресурсов в разных звеньях региональной финансовой системы. «Форсирование» органами власти и управления региона прироста налоговых платежей в региональную бюджетную систему может отразиться на замедлении темпов экономического развития. Последовательность экономического развития региона, увеличения его налогового потенциала, приращения доходов бюджета учтена в критерии экономико-бюджетной мощности региональной многоуровневой системы [18, c.246].

Принцип баланса интересов определен необходимостью устойчивости и взвешенности региональной финансовой политики (как и любой другой политики). Учет интересов всех участников финансовых отношений в регионе - через создание условий для развития бизнеса, гарантии равного доступа граждан к общественным благам, сбалансированность регионального и каждого местного бюджета - обеспечивает соблюдение в предложенной модели региональной финансовой политики баланса различных интересов.

Принцип финансовой самообеспеченности обусловлен обязательной направленностью региональной финансовой политики на повышение финансовой самообеспеченности региона, реально возможного за счет создания и увеличения соответствующей экономической основы. Наращивание экономико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированности экономики всего региона и всех звеньев региональной бюджетной системы формирует потенциал саморазвития региона и муниципальных образований, обеспечивает самодостаточность региональной многоуровневой системы [18, c.248].

Таким образом, теоретико-методический подход к формированию современной региональной финансовой политики через использование критериальных индикаторов социально-экономического развития региональной многоуровневой системы обладает преимуществами системного подхода, выделяет роль межбюджетных отношений, без оптимального построения которых невозможно достижение стабильного социально-экономического развития региона.

3. Направления совершенствования финансовой политики России в условиях глобализации


Особенности экономического положения современной России: сокращение ВВП, огромная скрытая инфляция, высокая безработица - обусловлены одновременным влиянием нескольких факторов. Во-первых, это глобальный экономический кризис, изменивший условия международной торговли. Были истощены значительные резервы, накопленные в годы экономического бума, исчез внешний спрос, что свидетельствует об ослаблении внешней торговли и сокращении притока капитала. Во-вторых, и это тоже следствие того же кризиса, резко изменилась величина внутреннего потребления. А ведь характерной особенностью периода экономического роста в России (1999-2008 гг.) являлось превышение уровня внутреннего спроса над уровнем роста ВВП. Это последствие увеличения объемов потребления и инвестиций, роста реальных зарплат и чистого дохода и во многом результат накопления нефтяных богатств. Средний ежегодный темп роста внутреннего потребления составил тогда 10%.

За время кризиса, а именно к 2009 г., резко упали темпы потребления и инвестирования. Общие инвестиции в основной капитал сократились на 18,2%, в то время как на протяжении семи лет этот показатель демонстрировал двузначные положительные значения. Темпы роста потребления в 2010 г. также сократились на 5,4% в отличие от непрерывного их роста в течение предыдущих лет. Объемы инвестиций и потребления стали основными факторами, обусловившими отрицательный рост ВВП. Общий объем инвестиций отнял 9,4% у показателя роста ВВП, 5,5% из этой величины составляет снижение товарных запасов. Спад темпов потребления уменьшил ВВП еще на 3,7% [2, c.415].

Маловероятен быстрый выход России из кризиса и наращивание трех важнейших составляющих этого подъема: внутреннего спроса - инвестиций - снижения инфляции. Сегодня нет благоприятных факторов, например таких, как были в предыдущие года подъема. Это последовательное и устойчивое повышение цен на нефть, а также существенное удешевление рубля. Плюс к тому мировые тенденции валютного регулирования, связанные с глобализацией, ухудшают ситуацию. Но, как считают «экономисты-оптимисты», безвыходных ситуаций не бывает.

Новые условия мировой торговли и новая политическая ситуация требуют от России новых решений и применения новых методов и инструментов регулирования. Многие постулаты экономики прошлого века устарели. Эти новые процессы и последние тенденции связаны с глобализацией, интернационализацией экономики, ролью Федеральной резервной системы США, диктующей правила игры мировой валюты - доллара и выполняющей функции мирового финансового центра и в известном смысле - мирового центра торговли, связавшей большую группу стран мира воедино [6, c.64].

Основанием для роста экономики станет возрождение внутреннего спроса. Растущий внутренний спрос и пополнение товарных запасов, обеспеченных растущими показателями индекса уверенности потребителей, - основные факторы роста. Еще одним толчком для дальнейшего роста экономики должны стать регулятивные меры государства.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры прямого и косвенного регулирования. Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект. К ним относятся:

.        Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным центральным банком страны коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), Центральный банк (ЦБ) прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте коммерческие банки меньше берут кредитов и меньше покупают иностранной валюты. Снижение спроса на нее приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка снижается, то обменный курс национальной валюты падает.

.        Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса). Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса [6, c.65].

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты. Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты. Курс иностранной валюты по отношению к национальной, как известно, повысится, если:

увеличится денежная масса в собственной стране, уменьшится денежная масса в другой стране;

повысится ВВП в собственной стране, понизится ВВП в другой стране;

понизятся процентные ставки в собственной стране, повысятся процентные ставки в другой стране;

повысятся ожидаемые темпы инфляции в собственной стране, понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране;

повысится отрицательное сальдо торгового баланса собственной страны [8, c.152].

В 1992 г. в России был введен механизм единого плавающего валютного курса рубля по отношению к доллару США, который складывался под воздействием соотношения спроса и предложения на валютном рынке и практически определялся по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Банк России использовал курс фиксинга ММВБ в качестве официального валютного курса рубля к доллару.

С июля 1995 г. был установлен режим валютного коридора, т. е. официально фиксируемых пределов колебаний текущего валютного курса рубля против доллара, поддерживаемых Банком России с помощью интервенций на валютном рынке. В мае 1996 г. Банк отказался от определения официального курса рубля путем привязки к фиксингу ММВБ и начал устанавливать его исходя из собственных оценок соотношения спроса на иностранную валюту и ее предложения, а также динамики основных макроэкономических показателей. Однако из-за обострения валютного кризиса власти в сентябре 1998 г. вынуждены были прекратить использование практики валютного коридора и валютный курс рубля вновь стал свободно плавающим. С целью сглаживания колебаний рыночного обменного курса рубля Банк России систематически использует механизм валютных интервенций [8, c.153].

С 1 марта 2011 г. Банк России изменил механизм курсовой политики. Так, проведено симметричное расширение операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (сумма 0.45 евро и $0.55, используемого для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса). Кроме того, снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, с $650 млн. до $600 млн. Указанные изменения были реализованы Банком России в рамках деятельности по постепенному переходу к режиму инфляционного таргетирования, что, согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов», является приоритетной задачей ЦБ в среднесрочной перспективе, комментирует решение ЦБ Виктор Белинский [10, c.47].

Сегодня в России действует плавающий операционный коридор, в рамках которого совершаются интервенции. С 1 марта этот коридор расширен до пяти рублей. Нижняя граница коридора - 32,45 рубля, верхняя граница - 37,45 рубля. Руководство ЦБ считает, что в условиях высоких цен на нефть расширение плавающего коридора бивалютной корзины будет способствовать укреплению рубля в краткосрочной перспективе и поможет обуздать инфляцию.

Сегодня в российском финансовом, политическом и промышленном сообществах сложились разные мнения об основных направлениях политики валютного регулирования. РСПП выступает за политику укрепления рубля, мотивируя это следующим. На фоне высокой цены на нефть сегодняшний курс рубля неизбежно оказывает определенное давление на экспортные сектора в нашей экономики и с определенным опозданием он, безусловно, скажется и на обрабатывающих секторах. Конечно, при падении курса внутренней валюты падают издержки, выраженные в валюте внешней, и, казалось бы, что выигрыш очевиден, однако для сегодняшней России это уже не совсем так.

Во-первых, зарплата основных топ-менеджеров номинирована в долларах или евро; во-вторых, подавляющая часть комплектующих и оборудования покупается за пределами страны, поскольку внутреннее производство разрушено; в-третьих, есть еще «неформальные» внутренние издержки, которые тоже номинированы во внешней валюте так, что от курса рубля не очень зависят; в-четвертых, падение курса рубля означает высокую инфляцию и необходимость наращивать рублевые расходы, так что для сегодняшних экспортеров падение курса рубля вовсе не представляется чем-то замечательным

Для импортеров падение рубля тоже невыгодно, поскольку при этом растут рублевые цены на их товары, а граждане в условиях кризиса их не покупают. Иными словами, крупный российский бизнес в падении курса рубля вовсе не заинтересован.

В нашей стране есть еще категория субъектов хозяйствования, а именно средние предприниматели, которые должны составлять основу национальной экономики. Это производители, ориентированные на внутренний рынок. Для них укрепление рубля крайне негативный фактор, поскольку их товары в массе своей сегодня проигрывают конкуренцию импорту. И даже тот факт, что для них оборудование становится дороже при падении рубля, их волнует в меньшей степени: оборудование покупается один раз, а потом долго работает. А вот если на рынке появляется дешевый импортный товар, то от дешевого оборудования толку нет: оно все равно ничего конкурентного произвести не сможет. И наконец, есть еще одна проблема - комплектующие и сырье, которые сейчас во многом тоже завозятся по импорту. Здесь, казалось бы, тоже все более или менее понятно: если рубль растет, то издержки на эти комплектующие падают, но опять-таки не все: зарплата и другие внутренние издержки растут, а у импортного производителя этого роста нет. Тем более при падении рубля, может быть, станет, наконец, рентабельно организовывать часть производства комплектующих внутри страны [14, c.32].

Есть и еще одно обстоятельство, а именно бюджет. Крупные экспортно-импортные компании налогов платят мало (относительно своего размера; таможенные и прочие платежи не в счет, они к курсу рубля имеют слабое отношение), а вот реальные производители, малый и средний бизнес от повышения курса рубля «загибаются». Тем более, при сегодняшних обстоятельствах, а именно увеличении на целых 8% с 1 января 2011 г. страховых взносов с доходов работников, которые «легли» на работодателей. При этом, как известно, последние вообще перестают платить налоги, уходя на теневые зарплаты

Таким образом, в современной экономической ситуации, в условиях глобализации мировой экономики и необходимости поиска выходов из глобального мирового экономического и финансового кризиса, Россия должна искать новые пути регулирования экономических процессов на основе эффективной ситуативно выстроенной финансово-экономической политики.

 

Заключение


В результате анализа финансовой политики, выяснилось, что задачами финансовой политики является:

–   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

–       установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

–       организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

–       выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

–       создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».

Более конкретному обозначению необходимых элементов селективной финансовой политики могут помочь краткий экскурс в типологию финансовых структур и не менее краткий анализ особенностей финансовой трансформации в России.

Таким образом, главная цель финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий.

Список использованной литературы

финансовый антиинфляционный экономика

1.       Барулин С. В. Финансы: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 640 с.

2.      Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2008. - 656с.

.        Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия: курс лекций. - М.: Книжный мир, 2010. - 210 с.

.        Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 544с.

.        Букина Е.Н. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики // Вестник ОрелГИЭТ. - 2009. - № 1-2. - С. 5-9.

.        Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления // Финансы и кредит. - 2012. - № 8. - С. 59-67.

.        Когдиенко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Я. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 471с.

.        Круглова Н.В. Валютное регулирование и финансовая политика России в условиях глобализации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - С. 150-154.

.        Линкевич Е.Ф. Финансовая полтика государства и ее роль в управлении инфляцией// Экономика: теория и практика. - 2011. - № 2 (22). - С. 33-38.

.        Михайлин Г.М. Государственное регулирование финансового сектора как направление антикризисной политики// Вопросы экономических наук. - 2011. - № 6. - С.45-49.

.        Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

.        Оджаева М.А., Натырова Б.А. Особенности финансовой политики в экономике региона // Вестник Калмыцкого университета. - 2008. - № 5. - С. 22-29.

.        Рябов В.М. Развитие финансовых инструментов кластерной политики // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 25-28.

.        Сухарев О.С. «Структурная» макроэкономика и финансовая политика// Горизонты экономики. - 2012. - № 1. - С. 21-34.

.        Тагиев Н.Ф. Процесс деятельности государственного бюджета, проблема расходов, дефицита и аспекты решения // Вопросы экономических наук. - 2010. - № 4. - С. 144-149.

.        Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 686с.

.        Уруймагов В.В. Влияние структуры собственности в экономике на финансовую политику государства // Вестник ИНЖЭКОНа. - Серия: Экономика. - 2009. - № 6. - С. 398-400.

.        Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: КноРус, 2011. - 325 с.

.        Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. А.И. Добрынина и Г.П. Журавлевой. - М. : Инфра-М, 2011. - 746 с.

.        Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - М.: КноРус, 2009. - 464 с.

Похожие работы на - Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!