Инструменты и методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    105,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инструменты и методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий















Инструменты и методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий

ВВЕДЕНИЕ

инновация управление государственный политика

Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

Следовательно, тема контрольной работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Цель данной контрольной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и анализе государственного регулирования инновационной деятельности.

Объектом исследования контрольной работы является инновационная деятельность. Предметом исследования - государственное регулирование инновационной деятельности.

Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

теоретические изучение понятия и сущность государственной инновационной политики;

исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;

изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;

изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

анализ основных проблем развития инновационной политики Российской Федерации;         

анализ государственной инновационной деятельности.

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении.

Для достижения поставленных задач, в работе были использованы статьи отечественных специалистов, нормативно-правовые документы, а также источники удаленного доступа.

.        
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

.1       Понятие и сущность инновационной деятельности

В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука ® технология ®экономика ® образование». Следовательно, инновационная деятельность включает в себя, помимо инновационных процессов, широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение результатов законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) или научно-технических достижений в целях создания и освоения в производстве новых или усовершенствованных товаров, новых или усовершенствованных технологических процессов, услуг, реализуемых на рынке.

Субъектами инновационной деятельности являются:

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие инновационную деятельность;

юридические лица - российские и иностранные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность, в том числе организации инновационной инфраструктуры; инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность.

Содержание инновационной деятельности показано далее на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Объекты, относящиеся к инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

.2       Государственная поддержка инноваций

Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

-финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью, финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий;

финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

-инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

-предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

содействие формированию инновационно-венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;

поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;

организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;

          -кадровое обеспечение инновационной деятельности;

          -формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;

          -участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

-координацию инновационной деятельности в регионах;

создание правовой базы инновационной деятельности;

урегулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

.3       Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое, краткая характеристика которых представлена далее в таблице 1.

Таблица 1 - Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности

-развитие инновационной инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной деятельности; -моральное поощрение авторов инноваций; -содействие модернизации;  -развитие интеграционных процессов; -развитие международных связей.

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

-развитие предложения инноваций; -расширение спроса на инновации; -содействие конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства; -обеспечение занятости в инновационной сфере; -развитие лизинга наукоемкой продукции  инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание благоприятного инвестиционного климата.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

-охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной, интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений.

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно -ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В них строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.

Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

В проекте программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предполагается развитие российской экономики в направлении постиндустриального уклада экономики знаний на основе инновационно-ориентированного сценария. Активная государственная политика базируется на реализации ряда программных документов - стратегий.

Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

Проект (программа) поддержки инновационной деятельности - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Государственная (Федеральная) инновационная программа включает в себя:

федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

крупные инновационные проекты,

федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

В настоящее время «Роснаука» приступила к реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы». Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60 % от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов - не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.

.4       Финансирование инновационной деятельности

Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

множественность источников финансирования;

широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР. которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

собственные средства предприятий;

финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;

2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Органы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

В России стожилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

) высший государственный, федеральный;

) средний государственный, отраслевой;

) государственный региональный;

) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

организационную структуру управления, т.е. конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

система сбора, обработки и анализа необходимой информации;

механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

систему подбора и расстановки кадров.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и ннноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

информирование Президента РФ о процессах, происходящих в научно- технической сфере в стране и за рубежом;

разработка предложений о стратегии научно-технической политики и

формировании приоритетных направлении в ее реализации;

анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента РФ проектов законодательных актов по научно - техническим вопросам;

подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ. Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

организация научно-технического прогнозирования;

выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;

создание государственных научно-технических программ и проектов;

методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;

финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;

обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;

устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и се регионов;

определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;

организует разработку федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации.

.2 Задачи и цели государственной инновационной политики

ориентирование и поддержка научных исследований;

регулирование направлений научно-технического развития;

защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;

лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

-совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

-реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

охрана прав интеллектуальной собственности;

формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

расширение государственной поддержки инновационной деятельности.

повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационная деятельность является принципиально новым видом человеческой деятельности, определяющей приоритеты современного производства и потребления. По оценкам ученых-аналитиков, непосредственно изучающих экономическое воздействие НТП на развитие общества, установлено, что степень воздействия этого фактора на валовой национальный продукт колеблется в пределах 87 %. Именно поэтому разработка эффективной государственной научно-инновационной политики становится определяющим элементом государственного регулирования экономики.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инновации. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика государства призвана решать основные проблемы государства, её задачей является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1        Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М.Афанасьев // Вопросы экономики. - 2008. -№ 7. - C.18-26.

2        Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - Спб.: Питер,2006 - 304 с.

          Весеннн В.Р. Менеджмент / В.Р. Весенин. - М.: Проспект. 2007. - 512 с.

          Галицын А.А. Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций /А.А. Галицын // Инновации. - 2006. - № 14. - C. 37-45.

          Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент / В.Ф. Гринев. - К.: МАУП, 2004. -152 с.

          Ивантер В.В Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв?/ В.В. Ивантер. - М.: Институт экономических стратегий, 2008.-152 с.

          Инновационно-технологический менеджмент. [Электронный ресурс] - М,2009. - URL: http://nrc.edu.ru/razd1/12.html#2 - 22.10.2010

          Коноплев СП. Инновационный менеджмент. / С.П. Коноплев. - М.: Проспект. 2008. - 96 с.

          Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва/ Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец . - М.: АЛЬТАРИУС, 2007 - 98 с.

          Медынский В.Г.Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. -М.:ИНФРА-М,2008.-295 с.

          Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -446 с.

          Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2004. -127 с.

          Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов/ С. Нарышкин // Вопросы экономики. - 2008. - № 9. - C.16-27.

14      Рашкин В.Ф. Аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации /В.Ф. Рашкин // Правовое регулирование. - 2008. - № 23. - С. 35-41.

          Об инновационной деятельности в Амурской области [Электронный ресурс]: Областной закон от 31 августа 2007 года № 365-ОЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

16      Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент /Л.Н. Оголева. - М.: ИНФРА-М. 2007.- 238 с.

17      Регионы России. Социально-экономические показатели-2009: стат. сб. - М.: Росстат, 2009. - 439 с.

          Тимирясов В.Г. Государственное регулирование национальной экономики / В.Г. Тимирясов, В.А. Мальгин. - Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2008. - 216 с.

          Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2006. -448с.

          Хотящева О. М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотящева. - СПб.: Питер,2006. - 230 с

          Шатунова Ю.В. Государственное регулирование инновационной деятельности / Ю.В. Шатунова. - Изд.: КГСХА им.проф. И.И. Иванова. - 2008. - № 3. - С. 14-16.

          Ясин Е. Модернизация и общество / Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2007. - № 4. - С. 10-15.

Похожие работы на - Инструменты и методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!