Виды
регулирования
|
Способы
регулирования
|
Организационное
регулирование инновационной деятельности
|
-развитие
инновационной инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной
деятельности; -моральное поощрение авторов инноваций; -содействие
модернизации; -развитие интеграционных процессов; -развитие международных
связей.
|
Экономическое
и финансовое регулирование инновационной деятельности
|
-развитие
предложения инноваций; -расширение спроса на инновации; -содействие
конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства;
-обеспечение занятости в инновационной сфере; -развитие лизинга наукоемкой
продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание
благоприятного инвестиционного климата.
|
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
|
-охрана
прав и интересов субъектов инновационной деятельности; -охрана прав владения,
пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной,
интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений.
|
Методы воздействия государства
в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их
определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим
концепцией государственного регулирования.
Прямые методы
государственного регулирования инновационного процесса осуществляются
преимущественно в двух формах: административно -ведомственной и
программно-целевой.
Административно-ведомственная
форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии
со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия
инновациям.
В этом направлении
государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную
новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации
интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие
задачи.
Эффективными при определенных
условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования
инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с
низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам -
потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
Инновационные прогнозы являются составной частью
прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ. В них строятся сценарии освоения и распространения
базисных инноваций, социально-экономических последствий практического
использования новых наукоемких продуктов и технологий.
Инновационная стратегия - это определение
приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития
РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
В проекте программы социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу предполагается развитие российской
экономики в направлении постиндустриального уклада экономики знаний на основе
инновационно-ориентированного сценария. Активная государственная политика
базируется на реализации ряда программных документов - стратегий.
Инновационный проект - это комплекс
взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной
инновационной деятельности в определенный период времени.
Проект (программа) поддержки инновационной
деятельности - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная программа - это комплекс
взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной
деятельности.
Государственная (Федеральная) инновационная
программа включает в себя:
федеральные целевые инновационные программы по
важнейшим базисным инновациям,
крупные инновационные проекты,
федеральные программы поддержки инновационной
деятельности, развития инновационной инфраструктуры.
Инновационные проекты включаются в
государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора,
участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в
конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной
научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их
новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ
разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
В настоящее время «Роснаука» приступила к
реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на
2007 - 2012 годы». Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших
инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять
1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не
менее 60 % от общего объема финансирования, продолжительность реализации
проектов - не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное
превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на
проект бюджетных средств.
.4 Финансирование
инновационной деятельности
Развитие инновационной
деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне
интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной
и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и
с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны
выступать:
четкая целевая ориентация
системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных
научно-технических достижений;
логичность, обоснованность и
юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
множественность источников
финансирования;
широта и комплексность системы,
т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и
технологических новинок и направлений их практического использования;
адаптивность и гибкость,
предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее
отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью
поддержания максимальной эффективности.
В условиях регулируемых
рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою
специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.
Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
создание необходимых
предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех
звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее
структурно-технологической перестройки;
сохранение и развитие
стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях
развития;
создание необходимых
материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники,
предотвращения его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве
основных источников средств, используемых для финансирования инновационной
деятельности, выступают:
бюджетные ассигнования,
выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
средства специальных
внебюджетных фондов финансирования НИОКР. которые образуют ИП, выделяемые
предприятиями, региональными органами управления;
собственные средства
предприятий;
финансовые ресурсы различных
типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков,
страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);
конверсионные кредиты для
научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;
2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 Органы государственного
регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
В России стожилась
четырехуровневая система управления инновационным процессом:
) высший государственный,
федеральный;
) средний государственный,
отраслевой;
) государственный региональный;
) нижний государственный,
институциональный.
По своему содержанию управление
инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:
организационную структуру
управления, т.е. конкретные органы управления, распределение власти и
ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;
система сбора, обработки и
анализа необходимой информации;
механизм принятия решений и
контроль за их выполнением;
систему подбора и расстановки
кадров.
Организационный механизм
государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить
учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время
создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.
Субъектами инновационной
политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и
организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие
формирования, общественные организации, сами научные работники и ннноваторы,
смешанные образования.
Общие вопросы инновационной
политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов
принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При
Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный
орган. Основными задачами совета являются:
информирование Президента РФ о
процессах, происходящих в научно- технической сфере в стране и за рубежом;
разработка предложений о
стратегии научно-технической политики и
формировании приоритетных
направлении в ее реализации;
анализ и экспертиза поступающих
на заключение Президента РФ проектов законодательных актов по научно -
техническим вопросам;
подготовка предложений о
заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
участие в подготовке
официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для
Президента РФ.
Органы законодательной власти
РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов
в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах
функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке
и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Основным органом,
координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и
инновационной областях, является Правительственная комиссия по
научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель
Правительства.
Основными функциями комиссии
являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной
власти и исполнительных органов субъектов РФ. Российской академии наук,
отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной
научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических
достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в
условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе
осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической
политике.
Министерство образования и
науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию государственной научно-технической
политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и
развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства
относятся:
организация научно-технического
прогнозирования;
выбор и оценка приоритетных
направлений развития образования, науки и техники;
создание государственных
научно-технических программ и проектов;
методическое руководство
подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
финансирование гражданских
НИОКР общегосударственного значения;
создание и развитие
благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
организация условий для
опережающего развития фундаментальных научных исследований;
обеспечение формирования
государственной политики в области международных связей в сфере образования,
науки и техники и др.
Министерство экономического
развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного
воздействия на экономику:
непосредственно разрабатывает
государственную инновационную политику;
устанавливает приоритеты в
развитии народного хозяйства страны и се регионов;
определяет основные направления
инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной
активности;
организует разработку
федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер
экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет
бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых
ресурсов.
Структура механизма
государственного регулирования инновационных процессов показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура механизма
государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации.
.2 Задачи и цели
государственной инновационной политики
ориентирование и поддержка
научных исследований;
регулирование направлений
научно-технического развития;
защита отечественной
промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
совершенствование системы
стимулирования научно-технического развития;
лицензионно-патентное право
(патентование, доступность патентной информации);
поддержка регулирования
(правовая, финансовая, техническая и т.п.);
разработка критериев оценки
результатов инновационной деятельности и ее оценка;
совершенствование методов
управления научно-техническим развитием;
выбор приоритетных направлений
развития науки и техники в РФ;
формирование и реализация
федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также
определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их
исполнение;
финансирование научной и
научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
содействие развитию научной,
научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
-совершенствование управления
государственными научными организациями федерального значения, в том числе их
создание, реорганизация и ликвидация;
-реализация обязательств по
научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными
договорами РФ;
охрана прав интеллектуальной
собственности;
формирование единых систем
стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации,
научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление государственной
системы аттестации научных и научно-технических работников.
Основными целями
государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
создание экономических,
правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
повышение эффективности
производства и конкурентоспособности продукции отечественных
товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих
инноваций;
содействие активизации
инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства
в инновационной сфере;
расширение государственной
поддержки инновационной деятельности.
повышение эффективности
использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной
деятельности;
содействие расширению взаимодействия
субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
осуществление мер по поддержке
отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию
экспортного потенциала Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная деятельность
является принципиально новым видом человеческой деятельности, определяющей
приоритеты современного производства и потребления. По оценкам
ученых-аналитиков, непосредственно изучающих экономическое воздействие НТП на
развитие общества, установлено, что степень воздействия этого фактора на
валовой национальный продукт колеблется в пределах 87 %. Именно поэтому
разработка эффективной государственной научно-инновационной политики становится
определяющим элементом государственного регулирования экономики.
Подводя итоги, следует
отметить, что необходимость государственного регулирования инновационных
процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим
содержанием инновации. В настоящее время инновации становятся основным средством
увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии
государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро
внедряться в практику.
Методы воздействия государства
в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их
определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим
концепцией государственного регулирования.
В настоящее время инновационная
деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика
государства призвана решать основные проблемы государства, её задачей является
обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения
производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков
сбыта отечественных товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1 Афанасьев
М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М.Афанасьев // Вопросы
экономики. - 2008. -№ 7. - C.18-26.
2 Балабанов
И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - Спб.: Питер,2006 - 304 с.
Весеннн
В.Р. Менеджмент / В.Р. Весенин. - М.: Проспект. 2007. - 512 с.
Галицын
А.А. Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций /А.А.
Галицын // Инновации. - 2006. - № 14. - C. 37-45.
Гринев
В.Ф. Инновационный менеджмент / В.Ф. Гринев. - К.: МАУП, 2004. -152 с.
Ивантер
В.В Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв?/ В.В.
Ивантер. - М.: Институт экономических стратегий, 2008.-152 с.
Инновационно-технологический
менеджмент. [Электронный ресурс] - М,2009. - URL:
http://nrc.edu.ru/razd1/12.html#2
- 22.10.2010
Коноплев
СП. Инновационный менеджмент. / С.П. Коноплев. - М.: Проспект. 2008. - 96 с.
Кузык
Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва/ Б.Н. Кузык,
Ю.В. Яковец . - М.: АЛЬТАРИУС, 2007 - 98 с.
Медынский
В.Г.Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. -М.:ИНФРА-М,2008.-295 с.
Морозов
Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -446 с.
Мухамедьяров
A.M. Инновационный менеджмент / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2004. -127 с.
Нарышкин
С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов/ С. Нарышкин // Вопросы
экономики. - 2008. - № 9. - C.16-27.
14 Рашкин В.Ф. Аспекты
государственного регулирования инновационной деятельности в Российской
Федерации /В.Ф. Рашкин // Правовое регулирование. - 2008. - № 23. - С. 35-41.
Об инновационной
деятельности в Амурской области [Электронный ресурс]: Областной закон от 31
августа 2007 года № 365-ОЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант
Плюс».
16 Оголева
Л.Н. Инновационный менеджмент /Л.Н. Оголева. - М.: ИНФРА-М. 2007.- 238 с.
17 Регионы
России. Социально-экономические показатели-2009: стат. сб. - М.: Росстат, 2009.
- 439 с.
Тимирясов
В.Г. Государственное регулирование национальной экономики / В.Г. Тимирясов,
В.А. Мальгин. - Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2008. - 216 с.
Фахтудинов
Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2006. -448с.
Хотящева
О. М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотящева. - СПб.: Питер,2006. - 230 с
Шатунова
Ю.В. Государственное регулирование инновационной деятельности / Ю.В. Шатунова.
- Изд.: КГСХА им.проф. И.И. Иванова. - 2008. - № 3. - С. 14-16.
Ясин Е.
Модернизация и общество / Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2007. - № 4. - С.
10-15.