Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы














Курсовая работа

Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы

Введение

Начиная со второй половине ХХ века в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в мире за 20 лет (1990-2010 гг.) возрос в 8,2 раза до 19,1 трлн. долл. США (в текущих ценах). Объем накопленных ПИИ в развивающихся странах и в странах с транзитной экономикой постепенно растет. Если в 1990 г. данные показатели были равны 25% и 0,08%, соответственно, то в 2010 г. они составили уже 31% и 3,6%. Доля развитых стран снизилась с 75% в 2000 г. до 65% в 2010 г.

Это означает, что инвесторы в последние годы предпочитают вкладывать средства в экономику стран с более высокой доходностью, хотя и характеризующихся более высокими уровнями рисков.

В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди стран БРИК. Сегодня лидерами по привлечению иностранного капитала являются Соединенные Штаты Америки (18,4% от притока инвестиций в мире), далее идет Франция (8,5%), Гонконг (8,2%), Великобритания (8,1%) и Германия (5%), Российская Федерация менее 3%.  

Как видим, участие России в процессах миграции мирового капитала весьма скромное. По мнению многих специалистов, Россия является одной из наиболее коррумпированных стран, где предприниматели вынуждены тратить огромные денежные средства на взятки должностным лицам. Кроме того, несовершенство российского законодательства приводит к тому, что многие иностранные компании предпочитают не реализовывать на территории нашей страны долговременные проекты, которые могут быть свернуты в любой момент времени.

Наиболее привлекательными с точки зрения привлечения прямых иностранных инвестиций в мире являются следующие отрасли: обрабатывающая промышленность, автомобилестроение, производство напитков, продовольствия, табака, а также текстиля и одежды, добывающая промышленность.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель работы - анализ динамики привлечения и структуры иностранного капитала в РФ. Согласно цели работы, в ней поставлены задачи:

-   рассмотреть сущность и формы инвестиций;

-       рассмотреть теории прямых иностранных инвестиций;

-       рассмотреть правовые основы функционирования иностранного капитала;

-       провести анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в РФ и республике Башкортостан.

Объект исследования - иностранные инвестиции в РФ. Предмет исследования - движение (приток) иностранного капитала в РФ.

В процессе написания курсовой работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области инвестиций, таких как Булатов А.С., Лазарева Ю.В., Макконел К.Р., Брю С.Л., Фишер П., Василевский З., Магтесян М.А., Петрикова Е.М., а также статьи, публикации и статистические данные из интернет-ресурсов.

 


1. Теоретические аспекты международного движения капитала

1.1 Сущность и формы иностранных инвестиций

инвестиция мировой экономика капитал

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Иностранные инвестиции - вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

С помощью иностранных инвестиций осуществляются новые проекты, развиваются инновации, совершенствуются и обновляются основные фонды предприятий, оказывается поддержка слабым отраслям промышленности. То есть, можно сказать, что без притока иностранных инвестиций экономике сложно развиваться, так как собственных средств не хватает.

Рассмотрим формы иностранных инвестиций, которые связаны с непосредственным привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции в таком случае можно разделить на три категории:

-   прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

-       портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

-       прочие инвестиции, к ним относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). Инвестиционным климатом называется ситуация в стране с точки зрения условий для иностранных инвестиций. Инвестиционный климат характеризуется различными инвестиционными рисками: политическим (социально-политическим), финансовым, внешнеторговым и производственным. В России отмечается не очень благоприятный инвестиционный климат.

Итак, вывоз и ввоз капитала осуществляется всеми странами, хотя и в разных масштабах. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в частной и государственной, денежной и товарной, краткосрочной и долгосрочной, ссудной и предпринимательской формах. Вывезенный в предпринимательской форме капитал представлен портфельными и прямыми инвестициями.

1.2 Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций


Первые гипотезы для объяснения прямых иностранных инвестиций возникли в результате возросшей активности дочерних обществ американских компаний на рынках Европы и Латинской Америки в 50-х и 60-х гг. XX в. С тех пор объемы прямых иностранных инвестиций существенно возросли и продолжают увеличиваться. Это потребовало выработки теоретических подходов к объяснению мотивов такого роста. Прежде всего, можно выделить стратегические, психологические и экономические мотивы. Последовательно рассмотрим сильные и слабые стороны совокупности гипотез ПИИ, представленных на рисунке 1.

Изучение конкретных ситуаций с транснациональными корпорациями (ТНК) показало, что мотивы для осуществления иностранных инвестиций базируются на стратегических решениях четырех основных типов:

а) поиск новых рынков сбыта;

б) поиск новых источников сырьевых ресурсов;

в) поиск возможностей для ведения производства с более высокой эффективностью;

г) поиск новой информации.

Рисунок 1 - Совокупность гипотез прямых иностранных инвестиций

Исследования, проведенные Й. Ахарони в отношении поведенческих аспектов принятия инвестиционных решений, показали наличие двух основных типов мотивов. Данное исследование проводилось в отношении американских фирм, которые рассматривали возможности осуществления прямых инвестиций в Израиле. Психологические мотивы основаны на личных убеждениях менеджеров компаний, потребностях и обязательствах отдельных групп лиц. К внешним стимулам для инвестиционных решений были отнесены:

- опасение потери весьма перспективного рынка;

-       предложение по осуществлению инвестиционного проекта получено от лиц или организаций, мнение которых не может быть проигнорировано без ущерба для репутации фирмы (наиболее часто в качестве таких лиц выступают национальные правительства, дистрибьюторы продукции фирмы или крупные постоянные клиенты);

-       успешная деятельность национальных конкурентов фирмы за рубежом в исследуемой сфере;

-       сильная конкуренция иностранных фирм на своем национальном рынке.

Хотя приведенные стимулы не всегда служат непосредственной причиной для положительного решения о реализации иностранного инвестиционного проекта, они могут служить часто как катализаторы подобных решений. Ахарони выявил ряд дополнительных мотивов для осуществления инвестиционных проектов, например стремление использовать имеющиеся у фирмы невостребованные на внутреннем рынке факторы производства или результаты исследований и разработок, утилизация старых машин, непрямой возврат к потерянным рынкам через инвестиции в стране, которая имеет коммерческие соглашения с потерянными территориями, и др.

Основной недостаток рассматриваемой гипотезы заключается в том, что на ее основе можно объяснить лишь первоначальные ПИИ. После осуществления первоначальных инвестиций неопределенность последствий инвестиций должна снижаться, так что последующие инвестиции должны быть связаны с другими причинами.

Несмотря на несомненную важность стратегических и психологических мотивов для любого инвестора встает вопрос о том, какие экономические выгоды он получит от осуществления международного инвестиционного проекта в сравнении с инвестициями в своей стране. Поэтому гипотезы, объясняющие мотивы прямых иностранных инвестиций экономическими и политическими различиями в стране происхождения капитала и в стране, принимающей их, имеют наибольшее значение. Совокупность таких гипотез представлена на рисунке 2.

В качестве ключевых факторов прямых иностранных инвестиций в этих гипотезах берутся различия в отдаче на капитал (гипотеза рентабельности), размере рынка (гипотеза объема рынка и гипотеза объема производства), издержках факторов производства (гипотеза производственного цикла) и изменениях валютного курса (гипотеза валютного пространства). Поэтому они могут быть определены как теории, отражающие специфику страны как объекта инвестиций, или макроэкономические гипотезы ПИИ.

Рисунок 2 - Гипотезы ПИИ, отражающие специфику страны как объекта инвестиций

Особое положение в рамках этих теорий занимает гипотеза рентабельности, так как различные уровни рентабельности отражают в конечном счете влияние всех других страновых факторов. Эта гипотеза выводится из классического предположения о том, что одной из основных целей предприятия является максимизация прибыли. Предприятие в соответствии с этим будет расширять свою инвестиционную деятельность до тех пор, пока ожидаемая доходность дополнительной инвестиции не сравняется с предельными издержками инвестиционного проекта. Гипотеза рентабельности использует для объяснения прямых иностранных инвестиций, с одной стороны, гипотезу процентных ставок, с другой стороны ¾ гипотезу прибыльности.

Гипотезы объема рынка и производства постулируют связь между прямыми иностранными инвестициями и масштабами производства в странах их размещения. При этом гипотеза объема производства исходит из наличия связи между уровнем или ростом объема производства или оборота иностранных дочерних компаний и размером прямых инвестиций их материнских компаний. Гипотеза объема рынка подчеркивает связь между размером рынка страны, измеряемым в ВНП либо ВВП, и прямыми иностранными инвестициями в целом.

Гипотеза объема рынка основана на классической теории инвестиций, в частности на моделях акселератора Койяка, а также выведенной на ее основе модели Йоргенсена. В этих моделях доказывается связь между национальными инвестициями и объемом ВНП и ВВП. Однако расширение этой модели на иностранные инвестиции сделано произвольно. Гипотеза объема производства выведена без особого теоретического обоснования, на основании эмпирических данных.

Гипотеза производственного цикла (ГПЦ) предложена Верноном, который рассматривает в своей первоначальной версии прямые иностранные инвестиции как одну из двух возможных стратегий использования возможностей международных рынков. Технологические инновации идентифицируются как основные детерминанты структуры мировой торговли и размещения производства в различных частях света. Страны с наибольшим объемом рынка и доходом на душу населения выполняют роль технологических лидеров в развитии новых продуктов и способов производства. Вернон ссылается на две причины. Во-первых, из-за более высокого уровня дохода на душу населения изменяются предпочтения потребителей в пользу более качественных товаров и, во-вторых, из-за ограниченности фактора «рабочая сила» возникают стимулы к технологическим инновациям. Эта теория подчеркивает, что выход на международный рынок позволяет удлинить жизненный цикл существования продукта, а, следовательно, улучшить конкурентные позиции ТНК за счет расширения рыночных сегментов.

Гипотеза валютного пространства (ГВП) была выдвинута Алибером. По его мнению, основным фактором, влияющим на выбор места размещения инвестиций, является устойчивость валюты и характер изменения ее курса. В соответствии с ГВП прямые инвестиции осуществляются в тех странах, валюта которых имеет тенденцию к ослаблению. Там, где курс валюты усиливается, наблюдается отток инвестиций.

Микроэкономические гипотезы ПИИ объясняют причины основания дочерних компаний в большей мере внутренними факторами развития предприятий, которые находят выражение в диверсификации риска (гипотеза портфеля), реакции на международную активность конкурирующих предприятий (гипотеза олигополистической реакции) или изменениях ликвидности предприятия (гипотеза ликвидности). Поэтому эти гипотезы могут быть определены в целом как ориентированные на специфику фирмы или микроэкономические гипотезы ПИИ.

Гипотеза портфеля представляет собой развитие гипотезы рентабельности. Она исходит из предположения, что движение капиталов на международных рынках вызвано не только различными ожиданиями нормы прибыли на инвестируемый капитал, но и различным уровнем риска инвестиций.

Автором гипотезы олигополистической реакции является Кникербокер (Knickerbocker). Он полагает, что ПИИ осуществляются предприятиями, которые действуют на национальном рынке, имеющем олигополистическую структуру. Предполагается, что оптимальная стратегия предприятия на таком рынке состоит в следовании за конкурентами, так как опасность потерь рыночных долей в таком случае меньше, чем при альтернативных вариантах поведения. Эта стратегия проводится также и тогда, когда не проявляются никакие преимущества, связанные с диверсификацией деятельности в пространственном отношении, так как главная цель предприятия заключается в том, чтобы сохранить завоеванные рыночные доли. Если какие-либо предприятия начинают осуществлять прямые инвестиции за рубежом, то их примеру следуют и конкуренты.

В основе гипотезы ликвидности лежит теория взаимосвязи между ликвидностью и инвестиционной активностью, которая постулирует положительную связь между размером чистых денежных потоков предприятия и объемами их инвестиций. Бэрлоу и Вендер попытались применить эту теорию в качестве обосновании мотивов ПИИ. Они исходили при этом из располагаемых предприятием собственных денежных средств и гипотезы, что потенциальные инвесторы издержки финансирования за счет собственных средств оценивают как более низкие, чем за счет заемных. Предполагается, что стимулы к дополнительным ПИИ возникают тогда, когда последние могут быть профинансированы за счет излишков денежных средств у дочерних компаний.

Итак, теории ПИИ отражают основной спектр мотивов поведения инвесторов на мировом рынке, а также позволяют определить степень и формы влияния ПИИ на динамику и механизм экономического развития различных стран. На основе изучения положений и выводов теорий ПИИ можно определить условия и критерии применимости теорий ПИИ для конкретного типа стран. С их помощью можно более эффективно выбирать определенные теории ПИИ для каждой конкретной ситуации, и использовать положения этих теорий при разработке государственной политики привлечения и эффективного использования ПИИ.

1.3 Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ


В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» (1999 г.), а также Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (1998 г.).

Закон «Об иностранных инвестициях» является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти.

Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также «good will» (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и «ноу-хау».

Точное определение понятия «иностранные инвестиции» имеет важное значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права.

В 2011 г. внесены изменения в закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, Федеральный закон принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. Федеральным законом исключается требование о предварительном согласовании в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» некоторых сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, включённые в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Федеральным законом изменяются некоторые критерии, используемые для определения контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение. Отдельные виды деятельности исключаются из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, Федеральным законом вводится ряд норм, уточняющих порядок рассмотрения ходатайств и принятия решений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

 


2. Анализ притока иностранных инвестиций


2.1 Основные характеристики движения капитала в мировой экономике


Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становится все более сложным.

Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. Так, в 1986-1990 гг. среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 гг. - 10%. В 1990-1991 гг. общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл. США, в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 г. общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.

До кризиса в 2007 г. мировой объем прямых иностранных инвестиций вырос на 30% по сравнению с 2006 г. и достиг рекордной суммы в 1,83 трлн. долл. США. Самыми привлекательными для инвесторов странами в конце 2000-х гг. оставались Китай, Индия, США, Россия и Бразилия. Резко возросли потоки инвестиций в Казахстан и Украину. Они составили 10 млрд. долл. в каждую из двух стран. Самыми привлекательными странами для инвесторов в группе промышленно развитых государств были США, Великобритания и Франция. Лондон является одним из ведущих городов мира и первым в Европе по ведению инвестиционной деятельности. Согласно обзору, сделанному Британской службой торговли и инвестиций в 2009 г., Лондон - лучший город по таким показателям как «транспорт» и «телекоммуникационная инфраструктура», «иностранный язык», «возможность выхода на рынки» (таблица 1).

г. оказался переломным для мировой экономики. Согласно данным Всемирного Банка (ВБ), объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны в 2009 г. снизился на 180 млрд. долл. (с 580 млрд. долл. в 2008 г. до 400 млрд. долл.) или 31% ввиду того, что мировая рецессия ведет к сокращению финансирования как производственных, так и добывающих предприятий со стороны транснациональных корпораций.

Таблица 1 - Рейтинг Европейских городов в 2009 г.

«транспорт»

«телекоммуникационная инфраструктура»

«иностранный язык»

«возможность выхода на рынки»

Суммарный результат

Лондон

1,74

1,22

1,40

1,35

5,71

Париж

1,42

0,8

0,50

1,20

3,92

Франкфурт

1,19

0,56

0,55

0,75

3,05

Брюссель

0,55

0,47

1,00

0,55

2,57

Амстердам

0,66

0,32

1,05

0,40

2,43

Цюрих

0,27

0,34

0,70

0,30

1,61

Милан

0,23

0,27

0,15

0,40

1,05

По подсчетам ООН в 2008 г. общемировой объем ПИИ снизился на 21% (с 1,83 трлн. долл. в 2007 г. до 1,43 трлн. долл.). При этом их приток в развитые страны в 2008 г. сократился на 33%, тогда как в развивающиеся страны - вырос на 3,6% (в т.ч. в Бразилию - на 20,6%, в Китай - на 10,6%, в Индию - на 59,9%). Еще более привлекательными для инвесторов по итогам 2008 г. оказались страны Юго-Восточной Европы и СНГ - туда пришло на 6,2% больше ПИИ, чем в 2007 г. (в Россию - на 17,6%).

После 2008 г. наблюдается рост притока иностранных инвестиций во всем мире, т.к. с 2009 г. мировая экономика преодолела кризис и начала развиваться.

По данным UNCTAD, общий объём ПИИ в мире в 2008 г. составил 2,1 трлн., что приблизительно равно 53% от бюджета США 2009 г. (3,9 трлн.) или в 10,5 раз больше доходной части бюджета России 2009 г.

При этом в общем объёме ПИИ, на долю развивающихся экономик приходится, как правило, более 60%. Это объясняется тем, что развивающиеся рынки хоть и обладают повышенным риском невозврата средств, но компенсируют это более высокой доходностью в более сжатые сроки (в случае успешной реализации инвестиционного проекта).

В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди стран БРИК. По итогам 2010 г., в страну поступило 41,2 млрд., тогда как в Китай - 105,7 млрд, а в Бразилию - 48,5 млрд. Индия, среди четвёрки, получила меньше всего ПИИ - 23,7 млрд. По данным UNCTAD, крупнейшим реципиентом прямых инвестиций в мире являются США, Китай занимает 2-е место в мире по этому показателю.

Итак, статистические данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в современном мире. Уровень инвестиций за последние годы значительно вырос, то есть наблюдается позитивная динамика иностранных инвестиций, что позволяет делать благоприятные прогнозы по дальнейшему их увеличению. Все это создает предпосылки для еще большего ускорения экономического роста, увеличения занятости населения, уменьшения безработицы, увеличения ВВП и ВНП.

2.2 Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Приток иностранных инвестиций в Россию в 2012 г. сократился на 18,9% по сравнению с 2011 г. и составил 154,6 млрд. долл. США (рисунок 3). Накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011 г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 136,6 млрд. долл. США, или на 17,3% меньше, чем в 2011 г.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Рисунок 3 - Динамика иностранных инвестиций в Россию, 2000-2012 гг., млн. долл. США

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2012 г. составил 117,8 млрд. долл. США. В 2012 г. из России за рубеж направлено 149,9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 1,2% меньше, чем в 2011 г.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 145,5 млрд. долл. США, или на 9,4% больше, чем в 2011 г. Основными получателями инвестиций из РФ в 2012 г. стали Нидерланды, Кипр, США и Швейцария. Лидером по привлечению иностранных инвестиций в Россию в 2012 г. стало обрабатывающее производство - 49,2 млрд. долл. США. Кроме того в сферу финансовой деятельности пришел 43,4 млрд. долл. США иностранных инвестиций (из них подавляющая часть - 39,1 млрд. - поступили из Швейцарии), в оптовую и розничную торговлю - 25,4 млрд. долл. США, в добычу полезных ископаемых - 18,2 млрд. долл. США (рисунок 4).


Рисунок 4 - Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2012 г. по видам экономической деятельности, %

Прямые иностранные инвестиции в 2012 г. выросли на 1,4% - до 18,666 млрд. долл. США (при том, что в 2011 г. этот рост был равен 33,3%). Из них взносы в капитал равнялись 9,248 млрд. долл. США (рост на 1,8%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий - 7,671 млрд. долл. США (рост на 2,4%), лизинг - 3 млн. долл. США (снижении на 98%). На долю прочих прямых инвестиций пришлось 1,744 млрд. долл. США (рост на 4%). ЦБ прогнозировал объем прямых иностранных инвестиций в РФ по итогам 2012 г. в размере 38,9 млрд. долл. США (рисунок 5).

Рисунок 5 - Поступление иностранных инвестиций в экономику России в 2010-2012 гг. по типам, млрд. долл. США

Портфельные иностранные инвестиции в Россию в 2012 г. выросли в 2,3 раза и составили 1,816 млрд. долл. США (в 2011 г., напротив, наблюдалось снижение таких инвестиций на 25,1%). При этом инвестиции в акции и паи составили 1,533 млрд. долл. США (рост в 2,7 раза), инвестиции в долговые ценные бумаги - 282 млн. долл. США (рост на 29%).

Прочие иностранные инвестиции в 2012 г. упали на 21,8%, до 134,088 млрд. долл. США (в 2011 г. наблюдался их рост на 71,7%). В том числе торговые кредиты составили 28,049 млрд. долл. США (рост на 1%), прочие кредиты - 97,473 млрд. долл. США (снижение на 30,3%).

Крупнейшим инвестором в экономику России уже давно является Кипр. По данным Росстата, на эту страну приходится почти 40% всех накопленных Россией ПИИ. Аккумулированные российской экономикой ПИИ с Кипра более чем вдвое превышают ВВП этого островного государства (таблица 2).

Таблица 2 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам в 2010-2012 гг., млн. долл. США


Накоплено на конец 2010 г.

Накоплено на конец 2012 г.

Страны-инвесторы

всего

в% к итогу

всего

в% к итогу

всего

в% к итогу

Всего инвестиций

300106

100

347126

100

362366

100

из них по основным странам-инвесторам

253242

84,4

301239,4

86,8

307930

85,1

в том числе: Кипр

61961

20,7

72991,8

21,0

76739

21,2

Нидерланды

40383

13,5

55644,1

16,0

61490

17

Люксембург

35167

11,7

39658,9

11,4

42774

11,8

Китай

27940

9,3

26933,3

7,8

27922

7,7

Германия

27825

9,3

25149,7

7,2

24913

6,9

Соединенное Королевство (Великобритания)

21578

7,2

23477,1

6,8

26677

7,4

Ирландия

11488

3,8

12589,3

3,6

14310

Франция

10343

3,4

9983,5

2,9

9820

2,7

Япония

9022

3,0

10012,1

3,0

10779

3,0

Виргинские (Британские) острова

7535

2,5

11244,7

3,2

12506

3,5


Накопленный на конец 2012 г. капитал из:

-   Кипра был сосредоточен в российской экономике, в основном, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в финансовой деятельности; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в транспорте и связи; производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; (87,9% от общего объема накопления из данной страны).

-       из Нидерландов - в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; транспорте и связи; в производстве кокса и нефтепродуктов; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (92,9%);

-       из Люксембурга - в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий добыче полезных ископаемых; транспорте и связи; финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (97,2%);

-       из Ирландии - в транспорте и связи; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; добыче полезных ископаемых (92,7%);

-       из Франции - в производстве кокса и нефтепродуктов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; производстве транспортных средств и оборудования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в финансовой деятельности; транспорте и связи (87,1%);

-       из Китая был направлен в производство кокса и нефтепродуктов; в транспорт и связь (95,3%); из Японии - в добычу полезных ископаемых; в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (91,1%);

-       из Виргинских (Британских) островов - в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в финансовой деятельности (83,8%).

Таким образом, участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они: не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту. Тем не менее, несмотря на рост иностранных инвестиций в 2011 г., и снижение в 2012 г., Россия упускает часть иностранных инвестиций из-за высоких налогов, несовершенного законодательства и дорогих тарифов на энергоносители. Тормозит приток капитала в Россию и коррупция, и излишний бюрократизм процедур.

2.3 Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Башкортостан


По итогам 2012 г. в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 18 стран мира на сумму 313,6 млн. долл. США, что составляет 61,9% от уровня 2011 г. и в 10,6 раз превышает уровень 2001 г. (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ в 2000-2012 гг., млн. долл. США

Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2012 г. занимали прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые и прочие кредиты) - 65,7%. Прямые инвестиции составили 29,6%, портфельные - 4,7%.

Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов Российской Федерации на сумму 144,9 млн. долл. США.

Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших в республику, представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Башкортостан за 2006-2012 гг., млн. долл. США

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего инвестиций, в том числе:

242,7

61,3

319,6

178,0

169,2

506,8

313,6

прямые инвестиции

51,5

32,2

125,2

105,4

68,7

61,7

92,9

портфельные инвестиции

3,8

4,5

4,0

3,6

16,3

10,0

14,8

прочие инвестиции

24,5

190,5

69,0

84,3

435,1

205,9

Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов РФ

61,6

43,6

300,2

276,1

159,3

257,0

144,9


Основной объем полученных в 2012 г. иностранных инвестиций по-прежнему направлен в сектор обрабатывающих производств, в том числе на развитие производства кокса и нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Следует отметить, что большая часть прямых иностранных инвестиций, а именно 45,6%, также приходится на обрабатывающие производства и свидетельствует о том, что приток капитала из-за рубежа направлен на инновационное обновление экономики региона и повышение ее конкурентоспособности.

Структура полученных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности по итогам 2012 г. представлена на рисунке 7.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в Республике Башкортостан, полученных с начала вложения, с учетом их погашения по состоянию на конец декабря 2012 г. составил 1,3 млрд. долл. США с ростом на 41,0% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.

Рисунок 7 - Структура полученных иностранных инвестиций в РБ в 2012 г.по видам экономической деятельности, %

Накопленный в Республике Башкортостан иностранный капитал на 95,2% сформирован за счет поступления инвестиций из следующих стран: Нидерланды (596,5 млн. долл. США), Кипр (275,1 млн. долл. США), Австрия (168,8 млн. долл. США), Великобритания (54 млн. долл. США), Турция (53,8 млн. долл. США), Ирландия (37,4 млн. долл. США), Франция (30,0 млн. долл. США) и Чехия (26,4 млн. долл. США).

Географическая структура накопленных иностранных инвестиций в 2012 г. представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Географическая структура накопленных иностранных инвестиций в РБ в 2012 г.

Следует отметить, что существенная доля иностранных инвестиций (21,9% накопленных и 23,8% поступивших в течение 2012 г.) сформирована за счет притока капитала из оффшорных зон. Наблюдается процесс реинвестирования.

В настоящее время в республике действует 648 предприятий, созданных при участии иностранного капитала, а также 118 филиалов и 12 представительств иностранных компаний. Республика Башкортостан успешно сотрудничает с иностранными инвесторами, в частности с австрийскими компаниями «Ласселсбергер» и «Австрийские лотереи», шведской «ИКЕА», турецкой «Анадолу Джам Санаи», немецкой «ХайдельбергЦемент», чешской «Enkom», европейскими кредитными организациями.

В ближайшее время при участии иностранных партнеров планируется реализовать ряд проектов по созданию в республике новых производств. В частности, литовская компания ARVI и российский концерн «Интел Ко» договорились о совместном строительстве в муниципальном районе Буздякский район завода по производству комплексных удобрений, а также предприятия по утилизации отходов животноводства в муниципальном районе Благоварский район.

Совместно с французской машиностроительной компанией «Alstom» и ОАО «ЭСК РусГидро» планируется строительство завода по производству гидроэнергетического и вспомогательного оборудования для гидроэлектростанций СП «РусГидро-Альстом». При участии датской компании «Danfoss A/S» предполагается реализация проектов в сфере энергоэффективности и внедрения энергосберегающих технологий.

Установлено сотрудничество с южнокорейской компанией SunPack Holdings в рамках реализации инвестиционного проекта «Производство энергосберегающей осветительной LED-продукции на территории Республики Башкортостан». Партнеры из Саудовской Аравии рассматривают возможность инвестирования в деревообрабатывающую отрасль республики и разработку лесных ресурсов в регионе. Создание новых производств по глубокой переработке спелой и перестойной древесины в республике позволит частично решить проблему развития лесопромышленной отрасли Республики Башкортостан.

Совместно с японской компанией «Mitsubishi Heavy Industries» планируется строительство мусороперерабатывающего газоплавильного завода на территории республики.

Несмотря на создание благоприятных условий для инвесторов, остается ряд проблем, вызывающих обеспокоенность иностранных партнеров. Многие крупные иностранные компании отмечают наличие политических рисков, непрозрачность бизнеса, невысокий уровень развития инфраструктуры регионов России. В работе Правительства Республики Башкортостан по привлечению инвесторов необходимо учитывать эти факторы.

Для придания позитивной динамики процессу привлечения иностранного капитала в экономику Республики Башкортостан необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

-   улучшение инвестиционного климата в республике, создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры;

-       активизация работы с потенциальными иностранными инвесторами, международными организациями, банками, контакты с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и органами государственной власти зарубежных стран и их субъектов;

-       содействие созданию в Республике Башкортостан производства конечной продукции с иностранным участием;

-       стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли.

3. Перспективы развития и привлечения иностранных инвестиций в РФ


3.1 Условия привлечения прямых инвестиций в Россию


Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций в страну, включают в себя три основные группы:

- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

-       правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

-       специфические стимулы для притока ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:

- фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;

-       финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;

-       иные стимулы - государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.

Для коренного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное - неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Приоритеты политики привлечения ПИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

- поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

-       отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность); отрасли, имеющие характер «узких мест» в экономике; и отрасли, обусловливающие развитие экспорта - машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии.

-       приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

-       приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

-       страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.

Таким образом, политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

3.2 Совершенствование законодательства


Российское законодательство на сегодняшний день в отношении ПИИ далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ. Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

-   подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (закон «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций», Налоговый и Земельный кодексы);

-       внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям;

-       принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной базы привлечения ПИИ, реализация которых может дать максимальный эффект уже в ближайшие годы, являются:

-   коренной пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта;

-       переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный и нетранспарентный национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

-       создание законодательства, предусматривающего вовлечение в более интенсивный коммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию частными лицами массы объектов государственной и муниципальной собственности;

-       дальнейшее совершенствование законодательства о недрах в целях интенсификации притока ПИИ в добывающие отрасли российской экономики;

-       адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики дву- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

В политике привлечения иностранного капитала необходимо активное использование нетрадиционных подходов к решению этой проблемы. Речь идет о работе по привлечению капитала не только из крупнейших развитых стран, но и других прогрессирующих в своем развитии государств, желающих и готовых развивать сотрудничество с Россией. Это такие страны, как Турция, Южная Корея и другие перспективные партнеры. Сталкиваясь с растущей конкуренцией на рынках США и стран Западной Европы и переживая сегодня финансовые трудности, эти страны ищут новые рынки для приложения своего капитала. Наиболее перспективными такими рынками являются сегодня Китай и Россия. С российской стороны было бы упущением не использовать сегодняшний момент для приглашения этих стран к более широкому сотрудничеству.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала в Россию требуется постоянная работа, объединяющая усилия законодательной, исполнительной власти, научных и консультативных центров, предпринимателей и общественных организаций. Важнейшая роль принадлежит Государственной Думе и Правительству России. Требуется разработка, принятие и проведение в действие комплекса нормативных актов, устанавливающих и регулирующих правила действия в этой области в согласии с федеральными законами и другими нормативными документами.

 

 


Заключение


В процессе работы нами рассмотрены теоретические и практические аспекты движения иностранного капитала, проанализированы данные по РФ и РБ за 2010-2012 гг. По результатам работы, можно сделать следующие выводы:

1.  Вывоз и ввоз капитала осуществляется всеми странами, хотя и в разных масштабах. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в частной и государственной, денежной и товарной, краткосрочной и долгосрочной, ссудной и предпринимательской формах. Вывезенный в предпринимательской форме капитал представлен портфельными и прямыми инвестициями.

2.      Теории ПИИ отражают основной спектр мотивов поведения инвесторов на мировом рынке, а также позволяют определить степень и формы влияния ПИИ на динамику и механизм экономического развития различных стран.

.        В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» (1999 г.), а также Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (1998 г.).

.        Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они: не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту. Россия упускает часть иностранных инвестиций из-за высоких налогов, несовершенного законодательства и дорогих тарифов на энергоносители. Тормозит приток капитала в Россию и коррупция, и излишний бюрократизм процедур.

.        По итогам 2012 г. в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 18 стран мира на сумму 313,6 млн. долл. США, что составляет 61,9% от уровня 2011 г. и в 10,6 раз превышает уровень 2001 г. В настоящее время в республике действует 648 предприятий, созданных при участии иностранного капитала, а также 118 филиалов и 12 представительств иностранных компаний. Республика Башкортостан успешно сотрудничает с иностранными инвесторами, в ближайшее время при участии иностранных партнеров планируется реализовать ряд проектов по созданию в республике новых производств.

.        Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

.        Для привлечения иностранного капитала в Россию требуется постоянная работа, объединяющая усилия законодательной, исполнительной власти, научных и консультативных центров, предпринимателей и общественных организаций. Важнейшая роль принадлежит Государственной Думе и Правительству России. Требуется разработка, принятие и проведение в действие комплекса нормативных актов, устанавливающих и регулирующих правила действия в этой области в согласии с федеральными законами и другими нормативными документами.

 

 


Список использованных источников и литературы


1.  Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях в РФ, от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999. - №28

2.  Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, от 25 февраля 1999 г. №160-ФЗ // www.consultant.ru

3.  Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М.: БЕК, 2009. - 520 с.

4.  Лазарева Ю.В. Инвестиционное законодательство. Сборник нормативных актов. М.: Велби, 2010. - 242 с.

5.  Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Инфра-М, 2003. - 972 с.

6.  Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М., 2010

7.  Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2009-2011 гг. // Эксперт. - №47. - 2012. - С. 41-43

8.  Магтесян М.А. Экономическая сущность инвестиций // Вопросы экономических наук. - №1. - 2009. - С. 61-63

9.  Петрикова Е.М. Прямые иностранные инвестиции и экономический рост // Вопросы статистики. - 2009. - №9. - С. 14-21.

10.Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М.: БЕК, 2006.-520с

11.Андриянов А.Ю., Валдайцев С.В., Вробьев П.В. И др. Инвестиции. - М. Инфра-М, 2009

12.Лазарева Ю.В. Инвестиционное законодательство. Сборник нормативных актов. М.: Велби, 2010. - 242 с.

13.Нечитайло А.И., Курысь Н.В. Иностранные инвестиции: Российская история. - М.: Пресс-Сервис, 2009. - 189 с.

14.Головинский В.Н. Роль иностранных инвестиций в развитии национальной экономики России // Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство», 2010

15.Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию: прямые, портфельные и возвратные // www.rcb.ru

16.Статистика внешнего сектора на сайте Банка России // www.cbr.ru

17.Иностранные инвестиции. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru

18.Об иностранных инвестициях в 2012 году //http://www.gks.ru

19.О политике привлечения ПИИ в российскую экономику // budgetrf.ru

20.Романчикова О.В. К определению социально-экономической эффективности прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики. - №2. - 2010. - С. 26-29

21.Доклад о мировых инвестициях, 2010: транснациональные корпорации, добывающая промышленность и развитие // ЮНКТАД, ООН, 2011

22.Инвестиционная деятельность в РБ, 2012 // http://www.bashkortostan.ru

Похожие работы на - Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!