Анализ прибыльности и эффективности деятельности предприятия на примере ОАО 'Хлебокомбинат Абсолют'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ прибыльности и эффективности деятельности предприятия на примере ОАО 'Хлебокомбинат Абсолют'















Курсовая работа

Анализ прибыльности и эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации прибыли и эффективности деятельности предприятия

.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность

.2 Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности

ГЛАВА 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия

.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

.2 Анализ распределения и использования прибыли

ГЛАВА 3. Пути увеличения прибыли на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

.1 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

канал распределения прибыль рентабельность

ВВЕДЕНИЕ

Современная кризисная ситуация приводит к изменению структуры рынков, общему снижению платежеспособного спроса, которое, в свою очередь, обусловливает обострение конкуренции и, как следствие, увеличение требовательности клиентов к качеству продукции и уровню сервиса. В таких условиях одними из основных факторов выживания компаний становятся адаптация к новым условиям и повышение эффективности работы. Чем быстрее компания осуществит соответствующие мероприятия, тем больше возможностей она получит для сохранения и укрепления бизнеса и усиления своих позиций на рынке [17].

Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.

Актуальность курсовой работы определяется тем, что корректный и достоверный анализ прибыли и рентабельности предприятия оказывает значительное влияние на управление финансовым состоянием хозяйствующего субъекта.

Объект исследования: открытое акционерное общество ОАО «Хлебокомбинат Абсолют».

Предмет исследования: анализ прибыльности и эффективности деятельности предприятия.

Цель исследования: разработать предложения по выявлению резервов повышения прибыльности и эффективности ОАО «Хлебокомбинат Абсолют».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

¾исследовать теоретические и методические вопросы прибыльности и эффективности работы предприятия;

¾оценить прибыльность и эффективность работы предприятия;

¾рассмотреть прибыльность и эффективность ОАО «Хлебокомбинат Абсолют».

При проведении анализа в курсовой работе были использованы такие современные методы исследования, как классификация, наблюдение, детализация, сравнительный и логический анализ, системный, структурный, функциональный подход к изучению процессов формирования, использования, управления финансовыми ресурсами предприятия. Анализ практических данных осуществлялся с помощью методов группировки, выборки, обобщения и ряда других методов.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации прибыли и эффективности деятельности предприятия

1.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль - положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении). Является важнейшим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей).

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, увеличение производства [19].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.

Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемым и на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Состав остатков нереализованной продукции на начало, и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - кассовый методом отражения выручки (по степени оплаты, т.е. по фактическому поступлению денежных средств на счет организации) или метод начисления (при отгрузке товаров и предъявлению покупателю расчетных документов).

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия [20].

У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно- материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года.

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю или в виде дивидендов по акциям и паям пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито и ссудозаемщиком.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери) [18].

Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:

¾во-первых, в связи с тем, что значительную часть валовой прибыли предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;

¾во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры прибыли от реализации имущества никак нельзя.

Цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность - относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

Так как прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения [11].

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [1].

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях [4].

¾показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

¾показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:

¾установление динамики важнейших показателей себестоимости;

¾определение затрат на рубль товарной продукции;

¾выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства [7].

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше - тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении. Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен, на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строиться следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

K0 =(N0 -S0 ) / N0 .1 =(N1 -S1 ) / N1 .K=K1 -K0 .

где N1 ,N0 - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;1 , S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;- изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

D KN =(N1 -S0) / N1 - (N0 -S0) / N0 .

Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:

D KS =(N1 -S1) / N1 - (N1 -S0) / N1 .

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

D K= D KN - D KS .

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:

KП.К. =P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E))

где: KП.К - рентабельность производственных активов;- чистая прибыль;- стоимость основных производственных фондов;- средняя сумма оборотных средств;- выручка от реализации.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)) , рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

P/PK = (P/TR) * (TR/TK) * (TK/PK)

где: PK - собственный капитал;- совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR ), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности [16].

Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.

В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

ГЛАВА 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

¾исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

¾исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица из данных предприятия:

Таблица 1 Финансовые результаты деятельности ОАО "Хлебокомбинат Абсолют"

Показатель9 мес. 2012 г., тыс. руб. (1).9 мес.2013 г., тыс. руб. (2).2013г. к 2012 г.,% (3=(2:1)*100%)Выручка от реализации (без НДС)1611579417852679110,78Полная себестоимость продукции1472199516622938112,91Прибыль от реализации ТП1393799122974188,23Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций5958-32990555Балансовая прибыль139975789983664,29Налог на прибыль48950131488071,60Чистая прибыль91025658495660,61Нераспределенная прибыль4300958572519,93

Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года за 9 месяцев 2013 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль - на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль - на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более - прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне здоровом финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2013 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2012 году - 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия - списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д. [21].

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

Таблица 2 Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль

ПоказательПо базису (9 мес. 2012 г.)По базису на фактически реализованную продукциюФактически по отчету (9 мес. 2013 г.)Динамикаусл. об.тыс. руб.усл. об.тыс. руб.усл. об.тыс. руб.%Реализация ТП(1)N016115794N1 013600008N117852679110,2Полная себестоимость(2)S014721995S1 012323729S116622938112,9Прибыль от реализации ТП(3=1-2)P01393799P1 01176250P1122974188,2Объем производства, т(4)Q06740--Q1568884,4

Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют», явилось значительное снижение объема производства - на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:

DP1 =N1 0 -N11 =17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, - за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

D P2 =P0 *K1 -P0

где, K1 - коэффициент роста объема продукции: K1 =S1 0 /S02 =1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

D P3 =P0 *(K2 -K1)

где K2 =N1 0 / N0 .

DP3 =1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах [8].

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:

D P4 =S1 0 -S0.4 =12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют».

Таблица 3 Структура себестоимости на ОАО "Хлебокомбинат Абсолют"

Показатель9 мес. 2012 г., тыс. руб.9 мес. 2013 г., тыс. руб.Динамика, %Мат. затраты952167010170260106,81Затраты на оплату труда673294703033114,42Прочие прямые затраты41713925286333126,73Накладные расходы355633463311130,28Итого1472199516622938112,91

Как видно из таблицы 3, в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

D P5 =S0 *K2 -S1 0 .5 =14721995*0,8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) - DP6 .

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:


где P1 и P0 - прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа - общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

или:б ==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 - его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

Таблица 4 Факторы, воздействующие на прибыль

ФакторАбсолютная величина тыс. руб.Удельный вес, %DP14252671,00049,05000D P2217587,0002,51000D P35,8540,00006D P44199209,00048,44000DP560,0000,00670DP61,2000,00001Абсолютная сумма отклонений∑ 8669534,050100,00000

Данные таблицы 4 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют три фактора, а именно - изменения отпускных цен, изменение себестоимости продукции и объем реализации, влияние же других факторов не столь заметно - менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы - такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли и объем реализации не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» регулируется и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам [10].

Анализ рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» будет строиться исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

D K= D KN + D KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводиться методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

Факторный анализ будет строиться в таблице 5.

Таблица 5 Расчеты по факторному анализу рентабельности Хлебокомбината Абсолют

ПоказательУсловные обозначения2012 г.2013 г.1234Выручка от реализации, тыс. руб.(1)N1611579417852679Основные производственные фонды, тыс. руб.(2)F76966987499012Оборотные средства, тыс. руб.(3)E29873973852474Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.(4)C1472199516622338Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.(5)P=(1-4)13937991229741Рентабельность предприятия(6)K=5/(2+3)0,13050,1083Расчеты для трехфакторной модели:1. Прибыльность продукцииP/ N0,08650,06892. Фондоемкость продукцииF/ N0,47760,42003. Оборачиваемость оборотных средствE/ N0,18540,2158

Таблица 6 (используется для расчетов с данными из таблицы 5) Расчет отклонений

ПоказательУсловные обозначенияОтклонения56абсолют. гр.4-гр.3относит. гр.5/гр.3 *100%Выручка от реализации, тыс. руб.173688510,78%ОПФ, тыс. руб.-197686-2,57%Оборотные средства, тыс. руб.86507728,96%Себестоимость, тыс. руб.190034312,91%Прибыль от реализации ТП164058-11,77%Рентабельность капитала-0,0222-17,01%Прибыльность продукции-0,0176-20,35%Фондоемкость-0,0576-12,06%Оборачиваемость0,030416,40%

Показатели, сведенные в таблицах 5 и 6 предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия [3].

Из таблицы 6 видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (D R ) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

¾общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

¾некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов - за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

2.2 Анализ распределения и использования прибыли

Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию. Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль (это та прибыль, которая остается у предприятия после уплаты местных налогов , экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды).

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения) [9].

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. [2].

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Направления использования прибыли на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» указаны в таблице 7.

Таблица 7 Направления использования прибыли на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

2013 г., тыс. руб. (1)2012 г., тыс. руб. (2)Динамика, %.(3=1/2)*100Балансовая прибыль899836139975764,29Налог на прибыль31488048950164,43Отвлеченные средства49923148016113,27Нераспределенная прибыль8572543009522,16

Анализ данных таблицы 7 показывает, что произошло снижение практически по всем показателям. Столь значительное уменьшение нераспределенной прибыли объясняется снижением балансовой прибыли и некоторым ростом отвлеченных средств. В данную статью на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» включаются отчисления на благотворительные цели; штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнений; отчисления на образование фонда потребления.

Таблица 8 Структура отвлеченных средств на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

2013 г., тыс. руб.2012 г., тыс. руб.2013 г. к 2012 г. , %Использовано всего отвлеченных средств499231480161103,83в том числе:материальная помощь153108115268132,83премии различного характера457114787095,49уход на пенсию4912540090,96оплата труда рабочих общежития-5200-отпуск сверх КЗОТ57154395130,03расходы по медпункту1455211066130,50содержание столовой3800330868123,15начисление зарплаты9470380072118,27содержание общежития-53756-благотворительная помощь4811837606127,95с/х налог4928446531105,92налог на загрязнение окружающей среды51173113164,36НДС по убыточной продукции4000832928121,50

Таким образом, используемая прибыль практически вся направляется на потребление, а также на выплаты налогов. Это объясняется, прежде всего, тяжелым финансово-экономическим положением предприятия, что подтверждается и тем фактом, что фонд накопления формируется лишь за счет амортизационных отчислений, что не позволяет проводить предприятию инвестиционную политику в плане расширения производства [1].

ГЛАВА 3. Пути увеличения прибыли на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

3.1 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»

Исходя из определения, рентабельность - показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность. И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

Это, прежде всего:

¾совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;

¾повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

¾совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью. Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов - машин, оборудования и т.д. [6].

На ОАО «Хлебокомбинат Абсолют», в условиях когда предприятие само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно - росту прибыли. В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб.).

Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции. Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП. На ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2013 и 2012 гг., что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

Но необходимо отметить и то обстоятельство, что на ряд социально значимых товаров народного потребления, установлен предельно высокий уровень цен. Цены на данные товары должны быть пересмотрены в сторону снижения.

Таблица 9 Предельные уровни рентабельности на социально значимые товары народного потребления

Наименование продукцииПредельный уровень рентабельности 1 , %Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го сортов15Хлеб ржано-пшеничный формовый и подовый15Макаронные изделия15

Таким образом, на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» резервы роста рентабельности еще существуют. Но с учетом того, что рентабельность продукции на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат [5].

Стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика. Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных ниш, совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя [13].

Таким образом, напрашивается вывод о том, что ОАО «Хлебокомбинат Абсолют», производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

¾уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

¾уменьшению остатков нереализованной продукции;

¾ускорению оборачиваемости оборотных средств;

¾снижению затрат на рубль товарной продукции;

¾росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является о элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия [15].

В результате анализа деятельности ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года за 9 месяцев 2013 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила 1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.; чистая прибыль - на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.

Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов - изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора - изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило последнюю на 4199209 тыс. руб.

Качественный анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» возрастает лишь за счет фактора изменения цены.

При анализе рентабельности продукции ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.

Анализ деятельности ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» продемонстрировал, что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 2,22% что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств [12].

Неудовлетворительным следует признать также пути распределения чистой прибыли на предприятие. Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

¾повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

¾совершенствование системы управления оборотными средствами;

¾уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

¾уменьшению остатков нереализованной продукции;

¾ускорению оборачиваемости оборотных средств;

¾снижению затрат на рубль товарной продукции;

¾росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

¾совершенствование системы управления производством;

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Выварец А.Д.: Экономика предприятия. - ЮНИТИ-ДАНА: 2012, 543с.

.Григорьев М.Н.: Логистика. - М.: Юрайт, 2011

.Дружникова Е.П.: Формирование и оценка потенциала конкурентоспособности на основе резервов экономического развития предприятия. - Белгород: Б.И., 2011

.Елисеева Т.П.: Экономика и анализ деятельности предприятий. - Ростов н/Д: Феникс, 2011

.Чалдаева Л.А.: Экономика предприятия. - М.: Юрайт, 2011

.Басовский Л.Е.: Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2010

.Бондаренко В.В.: Менеджмент организации. Введение в специальность. - М.: КноРус, 2010

.Веретенникова О.Б., Лаенко О.А. Оценка эффективности использования оборотного капитала хозяйствующих субъектов // Управленец. - 2011. - № 11-12. - С. 52 - 55

.Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Кнорус, 2010. - 552 с.

.Маркин Ю.П. Экономический анализ. - М.: Омега-Л, 2011. - 450 с.

.Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6. - С. 11 - 21.

.Баснукаев И.Ш. Финансовый анализ состояния предприятия: задачи и методы оценки используемых ресурсов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 45. - С. 43.

.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2011. - 224 с.

.Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.

.Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.

.Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра-М, 2011. - 393 с.

.Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

.Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. - Москва: Юрайт, 2011. - 347 с.

.Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. - 608 с.

.Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 475 с.

.Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. - Спб: Феникс, 2010. - 480 с.

Похожие работы на - Анализ прибыльности и эффективности деятельности предприятия на примере ОАО 'Хлебокомбинат Абсолют'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!