Инновационная политика Волгоградской области

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная политика Волгоградской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Волжский институт строительства и технологий

(филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра экономика и менеджмент








Реферат

По дисциплине: «Управление инновационными процессами»

На тему: «Инновационная политика Волгоградской области»


Выполнила: студентка

уч. гр. ЭУП-1-10

Дорохова Ю.Н.

Проверила: Безнебеева А. М.


Волжский 2013

Содержание

Введение

1.   «Стратегия-2025» развития Волгоградской области. Основные цели и задачи

.     Направления инновационной политики Волгоградской области

3.      Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года

Список литературы

Введение

волгоградский область  социальный экономический

Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. утверждена законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД (далее по тексту «Стратегия-2025») [9]. Основными разработчиками Стратегии-2025 являются: Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный аграрный университет, Институт экономики РАН, Комитет экономики Администрации Волгоградской области.

На момент разработки Стратегии-2025 в комплексной оценке регионов РФ Волгоградская область входит в третью группу по уровню социально-экономического развития, занимает второе место в ЮФО по уровню ВРП на душу населения и третье - по инвестициям в основной капитал на душу населения.

1.     
«Стратегия-2025» развития Волгоградской области. Основные цели и задачи

Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Волгоградской области инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов;

В Стратегиии-2025 определены благоприятные и неблагоприятные факторы развития Волгоградской области по трем основным направлениям: демография и социальная сфера, экономический потенциал, экология и природные ресурсы[11].

К благоприятным факторам, или конкурентным преимуществам, относятся:

обеспеченность населения объектами социально-культурной сферы;

развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации, многоотраслевая ориентация промышленного производства с высокой долей перерабатывающей промышленности, что создает предпосылки устойчивого развития области в отличие от регионов, специализирующихся только на добыче полезных ископаемых;

благоприятные условия для развития высокоэффективного агропромышленного производства (Волгоградская область входит в первую десятку регионов по производству зерна);

выгодное географическое положение, которое позволяет вести активный межрегиональный товарообмен и проектировать трансконтинентальные транспортные коридоры;

наличие широкого ресурсного потенциала.

Неблагоприятные факторы развития Волгоградской области, или ограничения, включают:

естественную убыль населения;

высокий износ основных фондов в промышленности (более 60 %), электроэнергетике (около 70 %), неконкурентоспособность машиностроения на мировых рынках;

высокая степень загрязнения окружающей среды, в первую очередь от промышленных предприятий и автотранспорта.

Основной целью Стратегии-2025 является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В качестве первоочередных задач выделены [11]:

. Улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности.

. Повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение здравоохранения, образования и социального обеспечения.

. Обеспечение населения доступным жильем.

. Увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, агропромышленного и строительного комплексов.

. Расширение транспортной инфраструктуры, обеспечение энергетической безопасности региона.

. Снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности области.

Решение поставленных задач возможно благодаря наличию в регионе значительного научного, производственного и сельскохозяйственного потенциала, сложившейся системы торговых контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья, разветвленной инфра- структуры и транспортных коммуникаций. Согласно Стратегии-2025, социально-экономическое развитие Волгоградской области в долгосрочной перспективе будет происходить по одному из трех обоснованных сценариев [11]:

) инерционного развития;

) комплексного развития;

) инновационного развития.

Сценарий инерционного развития предполагает использование имеющегося потенциала предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, химического и металлургического производства без существенной их модернизации с сохранением прежнего состояния транспортной инфраструктуры и низкой динамикой развития машиностроительного, агропромышленного комплексов.

Второй сценарий основан на комплексном развитии транспортной инфраструктуры, производственного и агропромышленного комплексов за счет увеличения объема машиностроительного производства и обеспечения высокого уровня переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции. Ключевыми характеристиками сценария инновационного развития являются: развитие новых высокотехнологических производств, формирование инновационной инфраструктуры, увеличение доли инновационной продукции. Данный сценарий обладает очевидным преимуществом и в целом ориентирован на постиндустриальные факторы развития. Для определения возможности социально-экономического развития Волгоградской области по инновационному сценарию, по мнению авторов, целесообразно использовать SWOT-анализ. Данный анализ позволяет выявить возможности и угрозы регионального развития со стороны внешней среды; соотнести сильные и слабые стороны социально-экономического развития самого региона, исходя из состояния его внутренней среды; выявить риски, которые несут положительный и негативный заряд развитию.

В результате SWOT-анализ позволяет не только оценить перспективы инновационного сценария, но и обосновать наиболее подходящий вариант социально-экономического развития Волгоградской области, который находится на пересечении областей внешних возможностей и внутренних сильных сторон региона. Анализ указывает на выгодное географическое положение, наличие развернутой ресурсной базы для развития промышленного и сельскохозяйственного производства в Волгоградском регионе. Кроме того, стратегическим преимуществом социально-экономического развития является потенциал этноэкономики и богатое историческое наследие, накопленный опыт производственной деятельности и наличие сильной образовательной базы.

Матрица SWOT социально-экономического развития Волгоградской области:

Сильные стороны (внутренняя среда):

этническое и конфессиональное разнообразие населения;

концентрация в регионе крупных производственных мощностей (машиностроительный, нефтехимический, энергетический и металлургический комплексы);

значительные энергетические, топливные и минерально-сырьевые ресурсы;

выгодное географическое положение: область находится на пересечении транспортных путей, ведущих с севера на юг России, а также является главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак - через Кавказ и Индию - через Республику Казахстан;

наличие высококвалифицированных кадров, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков;

приток дешевых человеческих ресурсов для реализации масштабных проектов;

наличие налаженных внешнеэкономических связей на российском и мировых рынках промышленной продукции;

присутствие вертикально-интегрированных компаний;

уникальное историческое наследие и курортно-рекреационные ресурсы для развития туризма;

потенциал этноэкономики для создания конкурентоспособных продуктов.

Слабые стороны (внутренняя среда):

разность потенциалов и враждебность этносов и конфессий;

естественная убыль населения в результате превышения уровня смерти над уровнем рождаемости;

высокая миграционная активность населения;

отток русскоязычного населения;

архаичность структуры экономики и затяжной экономический кризис;

теневая экономика, коррупция;

недостаточные объемы жилищного строительства;

низкий коэффициент обновления основных производственных фондов;

низкие показатели капиталоотдачи на промышленных предприятиях;

высокий износ основных фондов в промышленности (более 60 %), высокий износ оборудования и сетей в электроэнергетике (около 70 %), неспособность в ближайшей перспективе регионального энергетического комплекса удовлетворить растущий спрос на электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны населения;

преобладание сырьевой составляющей в структуре экспорта области в совокупности с малой долей готовой продукции;

медленное формирование новых транспортных коридоров Юга;

низкая доля привлеченных инвестиций в основной капитал;

наличие отстающих отраслей производства (деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, производство кожи и обуви);

низкая инновационная активность предприятий, что свидетельствует о низкой степени внедрения новых технологичных производств;

неблагоприятная экологическая ситуация.

В то же время большинство слабых сторон и угроз, перечисленных в анализе, носят стратегический характер и могут не оказывать значительного влияния на результаты в краткосрочной перспективе, но проявиться в долгосрочной. Вследствие этого, по мнению авторов, на начальном этапе целесообразно придерживаться сценария комплексного развития для создания необходимой производственно-инфраструктурной базы дальнейшего поступательного перехода к инновационному пути развития. Это обусловливает необходимость выделить приоритетные направления стратегического развития региона и обозначить необходимые действия региональных органов власти по их реализации.

2.      Направления инновационной политики Волгоградской области

К главным направлениям политики инновационной модернизации Волгоградской области на ближайшие годы относятся [7, с. 49-51]:

проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала;

усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста;

смягчение социально-экономической поляризации внутри Волгоградской области за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых муниципальных образований;

сокращение дифференциации населения по уровню доходов;

устранение административных барьеров;

создание действенного механизма поддержки новых эффективных малых предприятий;

совершенствование государственной системы здравоохранения и правоприменительных институтов эффективного функционирования экономической системы;

радикальное повышение инновационной активности в регионе;

развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, создающей основу для повышения эффективности.

Возможности (внешняя среда):

зона стратегических интересов России;

развитие МТК Север - Юг, Восток - Запад;

необходимость сопутствующей МТК инфраструктуры на Юге России;

рост сопряженных с транспортной инфраструктурой отраслей реального сектора экономики;

потребности в продуктах этноэкономики в глобальном аспекте;

необходимость сетей малого бизнеса в связи с расширением крупных ТНК;

развитие приграничного сотрудничества и возможность привлечения частных инвестиций;

наличие средств стабилизационного фонда для целевых стратегических государственных инвестиций;

гибкость в проведении административно-политической реформы;

использование накопленного инновационного потенциала, а также практического опыта для организации производства конкурентоспособной продукции для мировых рынков;

создание кластеров промышленного развития области на базе ведущих отраслей промышленности

Угрозы (внешняя среда):

воспроизводство проблем, связанных с последствиями советской экономики и национальной социальной политики;

повышенные стратегические интересы иностранных государств;

влияние фундаментализма, экстремизма и терроризма;

воздействие законов глобализации;

давление внешних ТНК;

блокада транспортных коридоров РФ и направление товарных потоков в обход ЮФО;

отторжение территорий, сдерживание их развития;

теневое движение капитала и ресурсов;

зависимость финансовых результатов предприятий от решения собственников холдингов, находящихся вне региона;

низкая доля привлекаемых внешних инвестиций, в результате рост инвестиций в основной капитал предприятий ограничен внутренними возможностями;

создание препятствий для вступления в ВТО по региональным причинам .

Важнейшим фактором инновационного развития региона является информатизация, которая «способствует повышению эффективности производства, ускорению научно-технического прогресса, внедрению новых технологий и улучшению условий труда, повышению качества и квалификации кадров» [5, с. 166].

В Стратегии-2025 определены ожидаемые результаты по двум основным стратегическим блокам: совершенствование демографической и социальной политики; увеличение экономического потенциала, развитие промышленного, энергетического и агропромышленного комплексов. В Стратегии-2025 также выделены и подробно описаны три основных этапа инновационного социально ориентированного развития Волгоградской области, различающиеся по условиям, факторам и риска социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства [8]:

-й этап - 2008-2012 гг. - предполагает реализацию антикризисных мер и стабилизацию социально-экономической ситуации в области;

-й этап - 2013-2020 гг. - предусматривает повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики;

-й этап - 2021-2025 гг. - превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает: формирование комплексных целевых программ, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства, совершенствование бюджетного регулирования, развитие систем стратегического планирования, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления. При этом поддержка государственно-частного партнерства, рынка доступного жилья, системы ипотечного жилищного кредитования является важным инструментом федеральной политики в Волгоградской области в условиях ожидания значительного увеличения численности населения и преодоления снижения уровня бедности. В этом случае наиболее эффективны не прямые инвестиции, а например, федеральные гарантии, субсидирование части процентной ставки по кредитам и пр.

Подготовка и проведение комплекса стратегических мер по обеспечению благосостояния и расширенного воспроизводства населения предусматривает следующие этапы [3, с. 15-16]:

анализ состояния социально-экономического развития региона; определение причин, препятствующих его росту, и возможных социально-экономических рисков;

разработка возможных сценариев развития событий в Волгоградской области при выборе различных стратегических подходов к решению накопленных вызовов, проблем и угроз;

выявление тенденций и разработка прогноза экономического инерционного развития Волгоградской области (без учета применения комплекса стратегических мер) для использования в качестве базы при оценке эффективности реализуемых решений;

обоснование путей решения выявленных проблем в качестве приоритетных направлений, выбор «полюсов» и «точек» перспективного экономического роста;

разработка предложений по созданию новых ответвлений и узловых комплексов в сетях всех видов инфраструктуры;

определение общих мер поддержки экономического роста и социально-экономического развития, а также конкретных мер для городов, районов и отдельных поселений, их временная и пространственная координация и рационализация;

разработка и реализация конкретных проектов с необходимым обоснованием концентрации инвестиционных ресурсов и институциональным обеспечением;

формирование системы индикаторов развития для мониторинга и оценки этапных параметров реализации проектов и стратегии в целом.

В качестве одного из важнейших инструментов реализации указанных этапов, по мнению авторов, целесообразно использовать электронную карту инновационного развития, которая позволит региону отслеживать происходящие изменения по основным направлениям, представленным в стратегическом плане инновационного развития. Основная функция электронной карты - предоставление данных, характеризующих инновационное развитие в соответствии с основными целевыми установками и приоритетными направлениями стратегии устойчивого социально-экономического развития данного региона [6, с. 4].

3.      Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года

Дополнительно в марте 2011 г. Комитетом экономики Администрации Волгоградской области разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года» (далее по тексту Стратегия-2020) [10].

На основе анализа ключевых показателей социально-экономического развития выявлены проблемы Волгоградской области, связанные с эффективностью органов власти, структурой экономики, качеством базовой инфраструктуры и сложной экологической ситуацией. В результате принято решение о формировании новой модели стратегического планирования, основанной на проблемно-целевом подходе с созданием обратных связей на каждой стадии управления и внедрением системы сбалансированных показателей для оценки эффективности реализации региональной социально-экономической политики и повышения качества деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области.

В Стратегии-2020 учтены основные положения «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», схемы территориального планирования Волгоградской области. К конкурентным преимуществам Волгоградской области, согласно Стратегии-2020, относятся развитые промышленность и сельское хозяйство, система обучения, которые обеспечивают высококачественные исходные экономические преимущества бизнесу. Снижение ставок налогообложения, проведенное в последнее время, также способствует эффективности бизнес-сделок. Волгоградская область характеризуется дифференцированной структурой промышленного комплекса, которая базируется на высокой доле обрабатывающих производств (более 82 %), в том числе нефтепереработки, химического, металлургического и машиностроительного производств. По мнению разработчиков проекта Стратегии-2020, за прошедшее десятилетие экономический рост обеспечивался благодаря инновациям при ведущей роли частного сектора в области научных исследований. Хотя авторами статьи выявлено заметное снижение инновационной активности предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 год.

Рис. 1. Инновационная активность предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 г.

низкая эффективность региональных органов исполнительной власти: сопоставление с другими регионами показывает, что численность занятых в органах исполнительной власти Волгоградской области и расходы на их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с большей численностью населения. При этом в системе, утвержденной Администрацией Волгоградской области, отсутствуют показатели сопоставления, например, численности госслужащих и экономически активного населения, соотношение среднемесячной зарплаты госслужащих и работников организаций. Данное обстоятельство учтено авторами исследования при разработке системы показателей оценки реализации социально-экономической политики региона;

низкая инвестиционная привлекательность: серьезной проблемой экономики является относительно малый объем инвестиций в основной капитал, при этом в регион практически не поступают иностранные инвестиции;

неэффективная структура экономики: в структуре экономики преобладают сырьевые отрасли и сектора первичной переработки сырья. В долгосрочной перспективе их доля существенно не сократится, вместе с тем темпы роста будут определяться исключительно планами крупных компаний - основных отраслевых игроков, темпы роста этих отраслей будут умеренными;

недостаточная бюджетная обеспеченность: показатели бюджетной обеспеченности региона имеют значения существенно ниже среднероссийских, бюджет является дотационным;

относительно низкий уровень жизни населения: уровень доходов населения отстает от среднероссийских показателей;

низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры;

экологические проблемы в промышленных центрах области.

В проекте Стратегии-2020 указывается, что сценарий развития Волгоградской области увязан с инновационным сценарием «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Снятие ограничений инерционного развития предполагается за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, электроэнергетики и транспорта, то есть по сути за счет реализации сценария комплексного развития, который как в первой, так и во второй стратегии является промежуточным этапом инновационных изменений. Разработка проекта Стратегии-2020 обусловлена формированием системы сбалансированных показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и утверждением методики оценки, по которой ежеквартально подводятся итоги работы органов власти и принимаются необходимые меры для достижения установленных ориентиров развития.

Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает мониторинг социально-экономического развития региона, на основе которого проводится оценка эффективности реализации социально-экономической политики и в результате принимаются соответствующие меры корректирующего и регулирующего характера. Поэтому авторами произведена многофакторная оценка эффективности социально-экономической политики региона на основе расчета интегрального показателя с учетом влияния трансформационных и трансакционных факторов ее реализации, которая указывает на наличие прямой пропорциональной зависимости между этими группами факторов. Волгоградская область среди регионов ЮФО в 2005 и 2009 гг. в рейтинге трансакционных факторов занимает последнее шестое место, что обусловливает отсутствие положительных трансформационных изменений, в том числе и в формировании и развитии инновационного потенциала региона.

На основе выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Волгоградской области, авторами исследования сделан вывод, что для перехода региона с инерционного на инновационный сценарий социально-экономического развития необходимо в первую очередь совершенствование сферы управления, а также формирование и развитие трансакционной подсистемы, включающей организационную, информационную и институциональную составляющие социально-экономической политики.

Список литературы

1. Волгоградская область // Губернатор и Правительство Волгоградской области : офиц. портал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volganet.ru/volgobl/volgobl.

2. Инновационная активность организаций // Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010 г. / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа: <http://www.gks.ru/bgd/regl/> B10_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22-15.htm.

. Иншаков, О. В. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025) / О. В. Иншаков ; отв. ред. О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.

. Иншаков, О. В. Этноэкономические риски развития Юга России / О. В. Иншаков, М. Э. Буянова, О. А. Ломовцева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 10 (49). - С. 3-12.

. Калинина, А. Э. Закономерности развития и особенности регулирования информационных процессов / А. Э. Калинина // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона : [монография] / под общ. ред. д. э. н., проф. А. Э. Калининой ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - С. 159-188.

. Калинина, А. Э. Электронная карта инновационного развития региона в системе стратегического управления / А. Э. Калинина, М. Э. Буянова // Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 2 (26). - С. 3-8.

. Калинина, А. Э. Этапы инновационного социально ориентированного развития региона: стратегия и проблемы практической реализации /А. Э. Калинина // Актуальные проблемы управления социально экономическим развитием региона : [монография] / под общ. ред. д. э. н., проф. А. Э. Калининой ; Гос.. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Издво ВолГУ, 2011. - С. 47

. Корректировка Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года / Волгоградский государственный университет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volsu.ru/other/goskontrakt.

. О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года : закон Волгоградской области от 21 нояб. 2008 г. № 1778-ОД. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya/58-obshhie-voprosy-administrativno-politicheskogo-ustrojstva/7000-zakon-volgogradskoj-oblasti-1778-od-ot-21-noyabrya-2008-goda-qo-strategii-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-godaq.html.

. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года : проект / Комитет экономики Администрации Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: <http://economics.volganet.ru/export/sites/economics/folder_2/folder_3/downloads/Strategiya_VO_do_2020_goda.pdf>.

. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года / Волгоградский государственный университет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: <http://www.volsu.ru/> other/goskontrakt/slides01.

Похожие работы на - Инновационная политика Волгоградской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!