Статистический анализ инновационных процессов в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический анализ инновационных процессов в России

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения инновационных процессов в отрасли РФ

1.1 Понятие и сущность инновационных процессов в отрасли РФ, задачи их статистического изучения

1.2 Система статистических показателей изучения инновационных процессов в отрасли РФ, их информационное обеспечение

Глава 2. Экономико-статистический анализ инновационных процессов в отрасли РФ 2009-2013 г.

2.1 Изучение динамики и структуры затрат на инновационную деятельность и выявление основных тенденций

2.2 Характеристика инвестиций в инновационную деятельность в РФ

2.3 Изучение межрегиональной вариации уровня инвестиций в инновационную деятельность

2.4 Анализ влияния инвестиций в инновационную деятельность на объем отгруженной инновационной продукции

Заключение

Список литературы

Введение

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.

Уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться инновационным уровнем развития, базирующемся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.

Каждая страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным).

В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный процесс.

Место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

инновационный процесс статистический анализ

Переход к инновационной экономике необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.

Инновационный потенциал - один из важнейших элементов, который будут определять будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом.

В этой связи изучение инновационного потенциала представляется особенно актуальным.

Цель данной работы - рассмотреть и изучить инновационный процесс в РФ.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

дать понятие и изложить сущность инновационных процессов в отрасли РФ, задачи их статистического изучения;

рассмотреть систему статистических показателей изучения инновационных процессов в отрасли РФ, их информационное обеспечение;

провести экономико-статистический анализ инновационных процессов в отрасли РФ 2009-2013 г.;

изучить динамику и структуру затрат на инновационную деятельность и выявление основных тенденций;

дать характеристику инвестиций в инновационную деятельность в РФ;

изучить межрегиональную вариацию уровня инвестиций в инновационную деятельность;

провести анализ влияния инвестиций в инновационную деятельность на объем отгруженной инновационной продукции;

указать пути современных систем счетов, анализ инновационных процессов в РФ.

Объект - инновации.

Предмет - анализ инновационных процессов в РФ.

Методологической основой работы послужил теоретический и практический материал.

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения инновационных процессов в отрасли РФ


1.1 Понятие и сущность инновационных процессов в отрасли РФ, задачи их статистического изучения


Инновационный процесс - это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления [2, с.214].

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии

Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:

приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций;

приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультационных и т.п.);

приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;

производственное проектирование, с подготовкой планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;

технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.). Осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;

маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуги к различным рынкам и рекламную кампанию [4, с.334].

1.2 Система статистических показателей изучения инновационных процессов в отрасли РФ, их информационное обеспечение


Мониторинг состояния и тенденций развития инновационного потенциала экономической системы в разрезе представленных во второй главе компонентов предполагает количественную оценку определенных показателей, в совокупности представляющих инновационный потенциал.

В современной мировой практике существует значительное число различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной деятельности: начиная с оценки человеческого капитала, показателей, измеряющих знания, НТП, и заканчивая отдельными показателями фондового рынка. Различные международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающих уровень инновационного потенциала страны (региона).

В качестве таких примеров можно привести следующие системы показателей:

) Индекс научно-технического потенциала (Всемирный экономический форум) как составляющая интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны.

Согласно методике экспертов ВЭФ, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от 3 категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологии. В долгосрочном периоде рост экономики невозможен без НТП. Индекс научно-технического потенциала рассчитывается на основе таких данных: как число патентов на 1 млн. населения; позиция страны по уровню технологического развития; вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм; число пользователей Интернет на 10 000 человек и т.д.

) Система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ (КЕС), используемая для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставление их с показателям США и Японии [5, с.114].

Предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система инновационных показателей включает в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы:

) человеческие ресурсы;

) генерация новых знаний;

) трансфер и использование знаний;

) финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности. Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Вместе с тем предложенные параметры на охватывают таких показателей, как инвестиции в человеческий капитал, возможности и качество образовательных систем, приобретение нового оборудования (новых технологий) и т.д.

) Ежегодно публикуемые ОЭСР показатели, характеризующие уровень и динамику развития инновационной экономики по развитым и отдельным развивающимся странам.

В составе системы индикаторов ОЭСР представлены следующие показатели: удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность; объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения; разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг; численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.

Представленные системы показателей направлены преимущественно на оценку достаточно развитого инновационного потенциала развитых стран и поэтому не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков и накладывающих ограничения на стимулирование инновационной деятельности (например, уровень развитости инновационного законодательства, приоритеты государственных властей по вопросам инновационного развития и др.).

В этом случае помимо традиционных показателей целесообразно рассчитывать ряд индикаторов, оценивающих результативность инновационных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие страны (отдельных регионов). Например, такие как доля инновационной деятельности в экономике региона, показатель социально-экономической полезности инноваций, доля инноваций в бюджете региона (страны) и т.д. Однако расчет и анализ таких показателей в отечественной практике ограничен как недостатком соответствующей информации (особенно в региональном разрезе), так и отсутствием собственно методики их расчета в разрезе основных составляющих инновационного потенциала. Отсутствует также научное обоснование необходимого и достаточного числа и состава показателей, оценивающих инновационный потенциал. Представляется, что данным вопросам в условиях формирования глобального инновационного общества необходимо уделять больше внимания [6, с.214].

В России в составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов инновационной деятельности:

Показатели инноваций.

Показатели источников информации об инновациях.

Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.

Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.

Показатели затрат на инновации.

Показатели объема и структуры затрат на инновации.

Показатели технологического обмена.

Показатели приобретения технологий.

Показатели передачи технологий.

Показатели результатов инновационной деятельности.

Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.

Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.

Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.

Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.

Показатели инновационной активности предприятий.

Показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество.

Показатели технологической структуры экономики.

Показатели экспорта и импорта технологий.

Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.

Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.

Индикаторы влияния науки на развитие общества.

Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций.

Индикаторы социального статуса науки.

Индикаторы научной грамотности населения.

Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики инновационного потенциала [1, 449].

Отметим, что в российской практике оценка инновационного процесса регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства "Эксперт РА". Однако в данном случае такая оценка не может дать полного картины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов.

С учетом сказанного, комплексная оценка инновационного потенциала предполагает: во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей; во-вторых, наличие статистической базы; в-третьих, оценки совокупного инновационного потенциала страны должны учитывать показатели составляющих ее регионов.

Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом.

Глава 2. Экономико-статистический анализ инновационных процессов в отрасли РФ 2009-2013 г.


2.1 Изучение динамики и структуры затрат на инновационную деятельность и выявление основных тенденций


Отличительными признаками инновационной деятельности в сравнении с обычной деятельностью является ориентация на будущее, проектное осуществление деятельности, уникальность каждого инновационного проекта (ИП) по совокупности действий и получаемым результатам, реализация проектов в течении ограниченного промежутка времени. Инновационная и инвестиционная деятельность формируют инструменты (активы) для ведения обычной деятельности и обеспечивают ее эффективность в будущем.

Наглядно представим в таблице №1 исходную информацию для анализа затрат на инновационную деятельность за период 2009-2013 гг.

Таблица 1. Исходные данные о динамике затрат на инновационную деятельность за 2009-2013 гг.


2009

2010

2011

2012

2013

Всего

278,6

361,2

398,1

431,6

620,2

в том числе






собственные средства предприятий

226,5

296,9

318,5

349,6

489,9

федеральный бюджет

43,6

52,5

64,7

73,8

123,6

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

3,1

4,5

4,7

5,4

6,1

внебюджетные фонды

0

0

0

0

0

иностранные инвестиции

0

0

0

0

0

прочие

5,3

7,3

2,8

0,6


Развитие современного мира во многом определяет эффективность и активность инновационного процесса. Конкурентоспособность экономики страны зависит, прежде всего, от этого фактора. В свою очередь, инновационный процесс предполагает особую роль науки, которая не только является источником инноваций и экономического роста, но и выполняет роль важнейшего фактора повышения качества жизни, а также обеспечения безопасности государства. Кроме того, она представляет собой базу для формирования научно-технологической и социально-экономической политики.

В последние годы роль научно-инновационной сферы в существенной мере возросла благодаря влиянию ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам отнесём обострение глобальной конкуренции за ресурсы, политическое и экономическое переустройство мира, переход к экономике и обществу знаний, а также проблемы коэволюции человека и окружающей среды (исчерпание ресурсов, загрязнение, перенаселение и т.п.).

Среди внутренних факторов выделим старение населения, ухудшение его здоровья и снижение уровня образования, острую потребность модернизации российской экономики в связи с доминированием старых технологических укладов, её сырьевую ориентацию, региональные диспропорции. К этим факторам следует отнести распространение лженаучных представлений и потерю общественного интереса к науке.

Иными словами, сегодня первостепенной стала задача всемерной активизации научно-инновационного развития российской экономики. Рассмотрим, насколько современное состояние отечественной научно-инновационной сферы соответствует этой задаче.

Для этого проведём сравнительный анализ показателей, характеризующих научно-инновационную деятельность России за последнее десятилетие.

Прежде всего, отметим неудовлетворительную динамику количества организаций, выполняющих исследования и разработки, - основного субъекта научно-технологической деятельности и источника инноваций в экономике.

По данным за 2012 г. их общее число ниже уровня 2000 г. (4059), когда спад научно-исследовательской деятельности уже был очевиден, и составляет 3492.

Резкое (почти в 6 раз) снижение количества проектных и проектно-изыскательских организаций, свидетельствует о низкой внедряемости достижений. О низкой инновационности экономики также свидетельствует недостаточный рост количества промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки, конструкторских бюро.

Большинство организаций, ведущих научно-исследовательскую деятельность, находятся в государственной собственности (около 75 %) и примерно в равных долях относятся к государственному и предпринимательскому сектору науки. Распределение по секторам науки организаций, выполняющих исследования и разработки, приведено на рис.1.

Рисунок 1. Распределение по секторам собственности организаций, выполняющих исследования и разработки, по данным на 2012 г., в %

Важнейший показатель потенциальных возможностей исследовательской деятельности - количество занятых ею лиц. Изучение динамики общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и количества исследователей среди них в последние годы практически стабилизировалось.

Исследователи, то есть наиболее продуктивные работники, представляют собой наиболее стабильную группу. Однако то, что в течение 2012 г. только 14,1 % принятых пришли в науку после окончания вуза, может означать, что в сферу исследований и разработок практически не поступает молодёжь, которая могла бы обеспечить преемственность в развитии научных школ и будущее сохранение научной среды организаций.

Современные исследования требуют, в первую очередь, достаточно высокого их информационно-коммуникационного оснащения. Анализ оснащённости научного труда средствами обеспечения информационно-коммуникационных технологий показывает, что она явно недостаточна, учитывая высокие требования, предъявляемые сегодня к уровню научно-технологических результатов и уровню их представления.

В целом вызывает удивление тот факт, что не все исследователи обеспечены Интернетом и электронной почтой, что, безусловно, влияет на эффективность их труда, поскольку сегодня серьёзные исследования и, тем более, международные научные связи должны использовать информационно-коммуникационные технологии.

Недостаточный уровень отечественного научно-технического потенциала и результативности его использования стали одними из факторов, которые предопределили крайне низкую инновационность нашей экономики.

Низким остаётся во всех отраслях и удельный вес затрат на технологические инновации. Удельный вес инновационных товаров в продукции отечественной промышленности в 2012 г. составляет 8,9 %, что крайне мало для современного общества, стремящегося хотя бы к минимальной конкурентоспособности своей экономики. Нет никаких оснований говорить о каких-либо тенденциях сближения с зарубежными инновационными экономиками.

Важной характеристикой инновационной активности экономики считается динамика торговли технологиями, международный обмен которыми свидетельствует об участии страны в мировом инновационном процессе и некоторой ориентации на его уровень. В 2012 г. по ряду позиций наблюдается некоторый рост общего числа соглашений и их стоимости, как в отношении экспорта, так и при импорте технологий.

Доля высокотехнологичной продукции в общем объёме экспорта выявляет конкурентоспособность страны в условиях перехода к инновационной экономике. Для России этот показатель с 2008 по 2012 гг. уменьшился с 3,24 до 1,62.

Причём сокращение отечественного экспорта наукоёмких технологий происходит на фоне резкого роста доли объёма продаж высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

Доля России на рынке высокотехнологичной продукции составляет чуть более трети процента.

Такое положение нашей страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции можно считать только крайне неудовлетворительным. Приведённые результаты, бесспорно, свидетельствуют о том, что современное развитие отечественной научно-инновационной сферы не соответствует задачам современного экономического развития и улучшения качества жизни населения.

2.2 Характеристика инвестиций в инновационную деятельность в РФ


Инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности, которая включает: маркетинговые исследования; вложение средств с целью сохранения и увеличения капитала; проектирование, строительство, пуск или приобретение готового объекта (при финансовых инвестициях отсутствует); получение прибыли.

Целью инвестиций является получение прибыли от вложенных средств, а целью инноваций - улучшение объекта инвестирования.

В качестве основных источников инвестиций в инновации выступают:

собственные средства предприятий, организаций и объединений;

ассигнования из бюджетов всех уровней и из внебюджетных фондов;

заемные средства организаций, учреждений и частных лиц на финансовом рынке; иностранные инвестиции.

Основными источниками собственных средств являются амортизационные отчисления, прибыль, аккумулированный капитал.

Амортизационные отчисления. Они занимают ведущее место в структуре собственных средств предприятия, прослеживается тенденция роста их доли, особенно в условиях ускоренной амортизации.

Прибыль. Обычно большая часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уходит на потребление и только 35 - 45 % идет на накопления.

Аккумулированный капитал. Акционерные предприятия имеют большие потенциальные возможности привлекать инвестиционные ресурсы путем дополнительной эмиссии акций.

Решение крупномасштабных научно-технических проблем обеспечивается путем финансирования целевых, комплексных программ, формирования фондов из средств бюджетов всех уровней. Для финансирования инноваций часто привлекаются заемные средства, источниками которых являются банковские и коммерческие кредиты, лизинг.

В современных условиях интенсивного научно-технического развития освоение нововведений практически невозможно без инвестиций. Это понимают как частные предприниматели и крупные промышленные компании, так и руководители государств, поэтому для содействия внедрению в производство новейших достижений науки используются экономические механизмы, позволяющие свести к минимуму финансовые риски инвесторов. Одним из них является рисковое финансирование нововведений - венчурные инвестиции [9, с.414].

Еще одно отличие состоит в том, что инвесторы наряду с предпринимателем активно участвуют в управлении финансируемыми проектами на всех этапах их осуществления. Венчурные инвестиции чреваты высокой степенью риска, но в то же время, в случае успеха, обеспечивают высокие сверхприбыли. Поэтому инвесторы берут на себя проведение экспертизы бизнес-плана, заботятся о привлечении других инвесторов, размещении акций, помогают формировать команду высших менеджеров фирмы. Но даже этих усилий часто бывает недостаточно для успешной реализации инновационных проектов, немалая часть которых по разным причинам завершается неудачно.

Основной организационной формой рискового финансирования является создание венчурных фондов. Такие фонды обычно имеют статус финансового товарищества (партнерства) с ограниченной ответственностью. Их участники получают прибыль и несут убытки пропорционально вложенным средствам. Венчурные фонды готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработки даже при высокой степени их неопределенности, поскольку в случае успешного развития событий за короткий срок можно приумножить вложенный капитал. Венчурное финансирование приходит на помощь предпринимателю в случаях, сопряженных с высокой степенью риска и неопределенности, когда отказываются работать традиционные механизмы кредитования. Солидные размеры вознаграждения - это премия за риск и одновременно за высокие профессиональные навыки инвесторов, сумевших распознать и вовремя поддержать перспективные проекты.

За последние 20 лет механизм венчурного финансирования превратился в важный элемент национальных инновационных систем большинства развитых стран мира. Основная функция этого механизма заключается в предоставлении финансовых ресурсов на осуществление предпринимательских проектов на начальных, самых рискованных и трудно прогнозируемых стадиях.

После экономического кризиса 2000 г. существенно сократилась доля инвестиций за счет собственных средств в структуре инвестиций в инновационную деятельность с 79 % до 58 %. Для того, чтобы некоторым образом компенсировать это сокращение, государство за счет федерального бюджета резко увеличило свою долю в объеме инвестиций.

2.3 Изучение межрегиональной вариации уровня инвестиций в инновационную деятельность


Для характеристики размера вариации в статистике применяются абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и дисперсия.

Размах вариации (размах колебаний) представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в совокупности:

Для группировок с открытыми первым и последним интервалами, когда неизвестны реальные минимальное и максимальное значения признака в совокупности, расчет размаха вариации некорректен.

Размах вариации зависит от величины только крайних значений признака. Более точно характеризуют вариацию признака показатели, основанные на учете колеблемости всех значений признака, - среднее линейное отклонение (d) и среднее квадратическое отклонение ().

Для сгруппированных данных они рассчитываются по формулам:

Квадрат среднего квадратического отклонения называется дисперсией

Размах вариации, среднее линейное отклонение и среднее квадратическое отклонение являются величинами именованными, т.е. имеют ту же единицу измерения, что и изучаемый признак. Дисперсия единицы измерения не имеет [15, с.124].

Среднее квадратическое отклонение по величине всегда больше среднего линейного отклонения.

Для оценки интенсивности вариации, а также для сравнения ее величины в разных совокупностях или по разным признакам используют относительные показатели вариации, которые рассчитываются как отношение абсолютных показателей вариации к средней величине признака: относительный размах вариации (коэффициент осцилляции), относительное линейное отклонение и др.

Наиболее часто на практике принимают коэффициент вариации (), который представляет собой относительное квадратическое отклонение:

По величине коэффициент вариации можно судить об интенсивности вариации признака, а следовательно, и об однородности состава изучаемой совокупности. Чем больше величина коэффициента вариации, тем больше разброс значений признака вокруг средней, тем больше неоднородность совокупности. Существует шкала определения степени однородности совокупности в зависимости от значений коэффициента вариации.

Коэффициент вариации (%) Степень однородности совокупности

До 30 Однородная

- 60 Средняя

и более Неоднородная

Отметим, что приведенная выше шкала оценки однородности совокупности весьма условна. Вопрос о степени интенсивности вариации должен решаться для каждого изучаемого признака индивидуально исходя из сравнения наблюдаемой вариации с некоторой ее обычной интенсивностью, принимаемой за норму.

2.4 Анализ влияния инвестиций в инновационную деятельность на объем отгруженной инновационной продукции

Инвестиции в инновации и питающую их науку являются наиболее эффективным способом размещения финансового капитала. Однако необходимо принимать во внимание противоречия между оптимистичными среднестатистическими данными успешно реализованных проектов и высоким риском, который имеет место при принятии решений по конкретным проектам в условиях ограниченности ресурсов.

Применительно к инвестициям в НИОКР недостаточность ресурсов становится общемировой проблемой: растущий уровень конкуренции в условиях "прозрачных" границ делает необходимыми столь значительные инвестиции в разработку новых продуктов и технологий, что это становится всё более непосильным как для больших корпораций, так и для бюджета даже в развитых странах. Данная глобальная проблема порождает множество других, рассмотреть которые целесообразно в разрезе макро - и микроэкономики.

Прежде чем выявлять проблемы, существующие в сфере инвестирования в обновление средств производства и продукции, нужно определить уровень инновационного развития России, а также размеры и структуру затрат на инновации. К сожалению, уровень инновационного развития нашей страны низок, данная ситуация усугубляется еще и дифференциацией регионов. Вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП оценивается в 1,3 процентных пункта, а доля высокотехнологичных отраслей промышленности и отраслей знаний в ВВП составляет 10,5%. Согласно концепции социально-экономического развитии РФ до 2020 г. данный показатель должен вырасти до 17-20%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП должен составить не менее 2-3 процентных пункта. Также планируется повысить производительность труда к 2020 году в 2,4-2,6 раза, при том, что долю затрат на НИОКР предлагается увеличить до 3,5-4% ВВП.

Ресурсное обеспечение инновационного развития характеризуется объемами затрат на инновации, представляющими собой фактические расходы на различные виды и типы инновационной деятельности, выраженные в денежной форме. Статистика выделяет организационные, маркетинговые и технологические инновации, которые в свою очередь делятся на продуктовые и процессные. Затраты на технологические инновации в России составляют 188,5 млрд. рублей, стоимость маркетинговых инноваций - 1,1 млрд. руб., организационных - 1,8 млрд. руб. Известно, что именно продуктовые инновации определяют инновационную составляющую российской экономики (и не только российской), но на их долю приходится менее половины всех затрат в промышленном производстве.

Низкая доля маркетинговых инноваций обусловливает низкий уровень рыночных исследований в процессе разработки новой продукции. В этой связи стоит отметить, что потенциальные рынки сбыта инновационной продукции в 2000-2004 гг. изучали более 20% организаций, внедрявших данную продукцию. Сейчас их доля сократилась до 14%. Наибольший объем маркетинговых инноваций приходится на пищевую промышленность, производство машин и оборудования.

Значительная доля организационных инноваций приходится на химическое производство, автомобильную промышленность, электроэнергетику. Наиболее характерные организационные изменения для отечественных предприятий связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий. Разработку и реализацию корпоративной стратегии использовали за последние годы не более чем 2% предприятий. Как видно, доля маркетинговых и организационных инноваций незначительна. Поэтому основные выводы об уровне инновационного развития в статистике делают по динамике показателей технологических инноваций.

Динамика затрат на технологические инновации в промышленном производстве характеризуется положительными тенденциями: их величина за 2001-2008 гг. выросла более чем в 3 раза, причем прирост наблюдается как в высокотехнологичных, так и в низкотехнологичных отраслях.

Качественным показателем инновационных затрат, связанным с результатами инноваций, является показатель интенсивности затрат на технологические инновации, то есть их доля в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Следует отметить, что в настоящее время внутренние затраты на исследования и разработки в России составляют около 1-1,5% ВВП. В свою очередь в Германии, США, Японии они сохраняются на уровне 2,5-3%. По отраслям промышленного производства доля данного показателя низкая (1,4%) и он имеет тенденцию к снижению.

К видам экономической деятельности с низким уровнем интенсивности затрат относятся производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - (по 0,5%), добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (0,9%). По остальным видам деятельности этот показатель колебался от 0,7% до 2,3%.

Принципиальным моментом при рассмотрении процесса инвестирования является то, что доля государственного финансирования расходов на НИОКР в России выше, чем в развитых странах и составляет около 60%. Остальная часть - это средства организаций предпринимательского сектора (31%), иностранные источники (7%), прочие (2%). В Германии, США и других развитых странах, а также в Китае доля государственного финансировании составляет около 30%, а в Японии - около 18%. Остальная часть расходов финансируется из негосударственных источников. Причем, как отмечает В. Цветков, рост инвестиций в России не превышает 10-12% в год, что явно недостаточно для экономики с устаревшими основными фондами.

С точки зрения выявления проблем, имеющих место в инвестировании инноваций, важен тот факт, что исторически мерилом эффективности научных разработок в нашей стране является не конечный их результат, то есть не инновационные товары, а объем выполнения НИОКР. В настоящее время бюджетные расходы на прикладную науку составляют 61-62% средств от общего финансирования научной деятельности, 38-39% бюджетных средств - расходы на фундаментальные исследования.

Следует отметить то, что участие регионов в процессе финансирования науки не отличается должной активностью. Прямые расходы федерального бюджета в регионах выше, чем из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ. Вместе с тем достижение заложенных в концепции долгосрочного развития РФ целей невозможно без участия субъектов Федерации в финансировании прикладной науки (требуется, чтобы не менее 0,3% от расходов на НИОКР поступало из консолидированных бюджетов субъектов Федерации). В настоящее время только 4 субъекта РФ из 81 удовлетворяют этому показателю. Итак, в условиях недостаточности федерального и регионального финансирования необходимо для обеспечения динамичного развития научных исследований привлекать инвестиции из частного сектора, которому должно быть обеспечено стимулирование (например, налоговое).

Весьма важным показателем уровня сбалансированности инновационного развития является структура инвестиций по отраслям промышленности, которая, как показывают исследования, в динамике в целом не меняется.

Необходимо заметить, что удельный вес расходов на инновации в общей сумме инвестиций в обрабатывающих отраслях выше, чем в добывающих. Казалось бы, это положительный факт. Однако при существующей структуре расходы на инновации в промышленности неизбежно будут оставаться незначительными, поскольку низкая доля машиностроения в совокупном объеме инвестиций ведет к стагнации инновационной активности в промышленности в целом.

доля инновационных предприятий, приобретающих машины и оборудование, выросла с 49% в 1995 г. до 68% в 2006 г. Кроме того, более половины средств, направляемых на инновации, расходуется сейчас на приобретение машин и оборудования - 54,6% (колеблется в пределах 40-60%);

доля предприятий, создающих инновационные заделы, то есть выполняющих исследования и разработки, снизилась с 58% в 1995 г. до 33% в 2007 г. Удельный вес данного вида затрат в общем объеме затрат на инновации составляет 18,6% (имеется тенденция к снижению);

доля предприятий, приобретающих новые технологии, относительно стабильна и составляет 13,5%, в том числе приобретающих патенты - 8 %;

доля предприятий, приобретающих программные средства, снизилась незначительно с 28% в 1999. г до 27% в 2006 г.

Итак, проведенный анализ уровня инновационного развития России и динамики и структуры инвестирования в инновации позволяет сделать вывод о явно недостаточном объеме инвестиций, а также о необходимости внесения изменений в структуру затрат на инновации. Учитывая то, что доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте значительно ниже, чем тот же показатель в развитых странах, одним из основных направлений инновационной политики должно стать повышение инновационности высокотехнологичных продуктов.

Глава 3. Пути совершенствования анализа инновационных процессов в РФ


Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, на которые возложена функция формирования экономической политики. В России такими органами являются прежде всего Минфин, Минэкономики и Центральный банк. Они определяют основные направления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики, разрабатывают конкретные мероприятия по их реализации. Принятие решений по этим вопросам требует привлечения и анализа соответствующей информации, разрабатываемой в рамках национальных счетов.

В частности, формирование федерального бюджета опирается на ряд макроэкономических переменных, исчисляемых в национальных счетах: ВВП и темпы его роста; индексы цен и роста денежной массы; валютный курс и др.

Принятие решений по использованию бюджетных ресурсов на различные социальные программы опирается на такие показатели СНС, как реальные доходы населения, потребление домашних хозяйств, социальные трансферты, выплаченные домашним хозяйствам, и др.

Принятие решений по привлечению иностранных инвестиций также опирается на показатели СНС и платежного баланса о размерах, структуре и динамике иностранных инвестиций. Следовательно, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой [12, с.224].

Национальное счетоводство позволяет международным организациям и национальным органам, отвечающим за международное сотрудничество, координировать внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность.

Данные СНС полезны предпринимателям для оценки конъюнктуры в стране, поскольку от этого зависит принятие ими решений по инвестированию, расширению предпринимательской деятельности и др.

Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

определение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;

определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;

выявление размеров заимствования (кредитования) как экономики в целом, так и отдельных ее секторов;

изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

анализ влияния на экономику инфляционных процессов. Особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики.

Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматривается при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз.

В этом же контексте большое значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с финансовыми аспектами экономических процессов, по которым Правительство должно принимать конкретные решения в налоговой системе, разработкой политики валютного курса и внешних заимствований.

Мировой опыт развития свидетельствует, что уровень конкурентоспособности экономики страны и положение на глобальном рынке прямо пропорционально зависят от ее инновационного процесса. В условиях глобализации мировой экономики именно инновационный вектор развития становится основным конкурентным преимуществом на национальном уровне [11, с.214].

Согласно публикации "Глобального рейтинга инноваций-2013" Россия находится на 51 месте по уровню инновационного развития из 141 страны исследования. Индекс инновационного развития оценивает в совокупности все факторы инновационного развития стран и подчеркивает важность продуктивного взаимодействия между субъектами инноваций - фирмами, государственным сектором, научными кругами и обществом в современных инновационных экосистемах.

Значительное отставание по уровню инновационного развития России наглядно иллюстрирует целый ряд показателей. Так, совокупный уровень инновационной активности организаций в 2013 году в России составляет 10,4%, в то время как в ряде развитых стран данный показатель превышает 50% (рис.2).

 <http://web.snauka.ru/wp-content/uploads/2013/05/Ris11.png>

Рис 2. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2013 году, проценты.

Наибольшая доля затрат на исследования и разработки в общей структуре внутренних затрат в России приходится на средства государства (порядка 67,1% в 2013 г.), в то время как в развитых экономиках наибольший удельный вес в структуре внутренних затрат занимают средства предпринимательского сектора (показатель варьируется от 45% до 75%). Так, например, в Германии средства предпринимательского сектора в общей структуре внутренних затрат на исследования и разработки составляют 66,1%, в США - 61,6%, в Японии - 75,9%, доля средств государства при этом не превышает трети общей суммы (по данным за 2013г.). Одновременно с этим структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки и странам позволяет выявить следующую закономерность: наибольшая доля затрат на исследования и разработки приходится на предпринимательский сектор, который, как обозначено выше, в большинстве развитых экономик в значительной доле финансирует проведение данных исследований [8, с.241].

Безусловно, на начальных этапах государство вынуждено быть локомотивом развития инновационного спроса, а выделение бюджетных средств на поддержку технологических проектов - серьезным рычагом в руках правительства. Эксперты считают, что это направление регулирования требует серьезного обновления нормативной и критериальной базы. В частности, за счет бюджета целесообразно обеспечивать только старт таких проектов. На каждом этапе должна проводиться серьезная экспертиза итогов, результаты которой учитываются при решении о выделении следующих траншей средств [5, с.278].

Важным отличием инновационно-развивающихся экономик является то, что наибольший удельный вес затрат приходится на исследования и разработки, выполненные собственными силами и наименьший - на приобретение уже готовых инновационных решений.

На протяжении последнего десятилетия складывается тенденция: принципиально новые для рынка инновационные товары, работы и услуги производят успешно развивающиеся инновационные экономики - Дания, Швеция, Финляндия, а не развитые - Германия, Норвегия - их доля на рынке напротив снижается. Однако данное снижение компенсируется ростом числа внедренных инновационных товаров, работ, услуг, не новых для рынка, но новых для самих организаций (в РФ он составляет порядка 3%).

Как показывает практика, равноправное сотрудничество России с другими государствами, как правило, происходит лишь на доконкурентных стадиях инновационного цикла. Как отмечают ученые Гохберг Л.М. и Кузнецова Т. Е.,". что касается инноваций, то здесь Россия входит в зону жесткой конкуренции, где она еще должна суметь усилить и отстоять свои позиции. Сделать это совсем не просто…" [6, с.241].

Основные индикаторы инновационной деятельности России свидетельствуют о неэффективности существующей институциональной системы, что может повлечь за собой несопоставимость потенциального и реального эффекта от модернизации и перехода на инновационный путь развития. По утверждению ученых Симоновой Л.М., Погодаевой Т.В.". не созданы до сих пор соответствующий конкурентный режим хозяйствования, который формирует органичную потребность в инновациях, ситуацию непрекращающейся "гонки" корпораций за носителями новых знаний и технологий, инновационная среда, восприимчивая к новым идеям, продуктам и технологиям" [6, с.242].

Таким образом, основные усилия в области инновационного развития должны быть предприняты в следующих направлениях:

создания внутри страны благоприятной среды для предпринимательства и инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов;

повышения конкурентоспособности России.

Успешная работа в обозначенных направлениях возможна при наличии базовых условий для реализации инновационной политики:

скоординированного подхода к промышленной, научно-технической политике на государственном и региональном уровнях;

наличии "локомотива" в сфере инноваций в лице нефтегазового сектора, как основного субъекта инновационной экосистемы, предъявляющего спрос на инновации;

рационализации импорта и экспорта инновационных товаров, путем развития импортозамещающих производств;

максимального задействования инновационного потенциала малых и средних компаний в реализации инновационных проектов.

Заключение


В настоящее время инновационный потенциал занимает одно из важнейших мест в совокупном (общем) потенциале как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Развивающиеся общество и экономика требуют все новых и новых подходов к различным аспектам жизни. Удовлетворение возрастающих потребностей в наши дни возможно лишь при достаточно хорошей базе, в качестве которой и выступают инновации.

Уровень развития инновационного потенциала свидетельствует об уровне развития экономики в целом, о степени готовности страны, регионов, предприятий к созданию принципиально новых технологий, новых продуктов.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии.

Инновационный потенциал представляет собой сложное, многофакторное, многовариантное явление, которое требует внимательного и тщательного изучения. Однако его оценка изначально затрудняется тем, что нет единого определения данного понятия, до конца не разработана система показателей инновационного потенциала.

Россия в целом обладает достаточно высоким инновационным потенциалом (хотя и отстает значительно от других стран мира).

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Основные усилия в области инновационного развития должны быть предприняты в следующих направлениях: создания внутри страны благоприятной среды для предпринимательства и инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов; повышения конкурентоспособности России.

Список литературы

Похожие работы на - Статистический анализ инновационных процессов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!