Планирование себестоимости туристского продукта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование себестоимости туристского продукта

ВВЕДЕНИЕ

Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивал бы увеличение бизнеса. Планирование туристского продукта - это важный компонент в развитии прибыльного и продолжительного бизнеса. Основным составляющим в планировании туристского продукта является расчет себестоимости турпродукта.

Планирование себестоимости представляет собой систему, отображающую величину затрат, включаемых в состав себестоимости туристского продукта.

Целью планирования себестоимости туристского продукта является определение уровня прибыли и, как следствие, возможностей производственного и социального развития организации.

Актуальностью данной работы состоит в том, что в условиях рыночной экономики процесс формирования себестоимости продукции трудно переоценить. Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, что не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

Целью курсовой работы является изучение структуры и особенностей формирования себестоимости туристского продукта.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

.1 Понятие себестоимости услуг в туризме

Себестоимость туристического продукта или услуги - это денежная форма затрат на формирование и сбыт туристического продукта или услуги. Себестоимость является одним из важнейших показателей эффективности производства, поскольку себестоимость снижается только тогда, когда все звенья туристического предприятия интенсивно и эффективно работают.

Выбрав один из методов ценообразования, туристическое предприятие, принимая решение об установлении окончательной цены, учитывает некоторые дополнительные факторы. При этом имеют значение психологические аспекты цен, то есть цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей услуги, политика цен предприятия с учетом сезонной дифференциации цеп и тарифов, влияние цен на микро- и макроокружения туристического предприятия.

Стоимость туристского путешествия включает следующие основные статьи расходов:

Стоимость проезда;

Стоимость проживания;

Стоимость питания.

Стоимость услуг туристическими фирмами, представляет собой совокупность текущих, материальных и финансовых затрат, выраженных в денежной форме. Она отражает достигнутый технико-организационный уровень эксплуатационной деятельности предприятий готельного, ресторанного и транспортного хозяйств, связанный с производством и реализацией услуг.

Себестоимость туристского путешествия - важный показатель деятельности туристических фирм том, что она влияет на величину прибыли и рентабельности. Себестоимость услуг туристических предприятий состоит из:

Расходов на содержание и эксплуатацию основных фондов;

Оборотных средств, направляемых на приобретение материальных ресурсов;

Расходов на оплату труда.

В отличие от промышленных предприятий, туристические предприятия связаны с эксплуатационной деятельностью и поэтому структура их затрат разная. Однако, есть и общие элементы затрат, такие, как расходы на амортизацию, энергию отопления, водоснабжения и т.д.

Стоимость туристского путешествия зависит от количества туристических услуг, которые предлагаются. Туристу могут быть предоставлены услуги на его выбор, либо полный комплекс туристских услуг, может предоставляться путем продажи инклюзив-туров.

На конкретную величину цены в определенный период влияют не только эластичность спроса и уровень затрат, а и цены конкурентов. Поэтому каждая туристическая компания должна быть хорошо осведомленной с ценами конкурентов. Для него можно использовать различные подходы: опрос покупателей; изучение качества и уровня обслуживания по сравнению с ценой туристического путешествия конкурента; сопоставление спроса покупателей на туристские услуги конкурентов.

Основными факторами ценообразования являются: расходы как основа для установления цены; цены конкурентов как ориентир для цен на собственные услуги; характеристика туристского путешествия или категория средства размещения как основание для установления максимальной цены.

Установление цены регулируется общепринятыми методами: средние издержки плюс прибыль; расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли; оценка потребительской стоимости туристского путешествия; выбор цены на основе уровня текущих цен.

Выбор метода ценообразования и установления в соответствии с ним определенного уровня цены является одним из этапов разработки ценовой стратегии и тактики туристического предприятия.

.2 Состав затрат, включенных в себестоимость туристского продукта

Любая деятельность требует затрат ресурсов. Чтобы оценить степень целесообразности конкретного направления деятельности, надо знать сумму затрат, необходимую для осуществления этой деятельности. В международной практике, так же как и в российской, затраты оцениваются по себестоимости.

Себестоимость формируется под воздействием множества разнообразных факторов. Необходимо установить, какие из них являются решающими на различных стадиях формирования и реализации туристского продукта, и организовать анализ этих факторов.

Состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта, регламентирован Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее - Положение о составе затрат), которое утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552; с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 01.07.95 г. № 661 от 20.11.95 г. № 1133, от 14.10.96 г. № 1211, от 22.11. 96 г. № 1387, от 11.03.97 г. № 273, от 27.05.98 г. № 509, а также письмами Минфина России: "О включении затрат по наладке оборудования в себестоимость продукции" от 01.04.96 г. №16-00-14-348; "О затратах, подлежащих включению в себестоимость продукции" от 26.01.96 г. № 16-00-17-18; "Об отдельных вопросах учета и отчетности для целей налогообложения" от 22.04.97 г. № 16-00-17-26.

С момента вступления в силу приказа № 210 туристские организации получили законодательное обоснование затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта

Пункты Положения о составе затрат

. Затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам: по размещению и проживанию, по транспортному обслуживанию (перевозке), по питанию и экскурсионному обслуживанию, по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний; по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки), культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера, по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки; по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими. 2.затраты на обеспечение туристской организации рабочей силой (персоналом); 3. отчисления в различные фонды и бюджеты; 4. затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров; 5. затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов; 6. платежи сторонним организациям (лицам) за оказание услуг по осуществлению туров; 7. затраты на содержание, обслуживание и управление туристской организацией; 8. затраты на выплату комиссионных вознаграждений контрагентам; 9. затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками для целей формирования туров; 10. прочие затраты и платежи.

Значительную долю стоимости турпродукта занимают транспортные расходы, поэтому рассмотрим подробнее отражение затрат у туроператора по приобретению авиабилетов. В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость турпродукта включают: затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на услуги туристам по транспортному обслуживанию (перевозке); затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров; затраты по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ; затраты по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс.

Согласно Положению затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие расходы.

Затраты на оплату труда и материальные затраты не нормируются и включаются в себестоимость туристского продукта согласно действующему на туристском предприятии порядку.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемых по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг бирж и брокеров, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними организациями.

При формировании затрат на оплату труда важен принцип производственной направленности затрат.

В настоящее время многие организации вынуждены сократить или временно прекратить свою производственную деятельность. При отнесении на себестоимость заработной платы, связанной с временной вынужденной остановкой производства, необходимо учитывать момент отнесения данных затрат на себестоимость.

В тот момент, когда предприятие не производит продукции, относить на себестоимость суммы заработной платы неправильно. Поэтому для обоснованного списания заработной платы при временной остановке производства необходимо первоначально данные расходы отнести на счет 31 "Расходы будущих периодов". После возобновления производственной деятельности данные суммы списываются на счета учета производственных затрат (дебет счетов 20, 23, 24, 25, 26). Порядок списания со счета 31 устанавливается организацией самостоятельно, исходя из экономической целесообразности. Поскольку порядок формирования, а также порядок и сроки списания расходов со счета 31 действующим законодательством не определены, то рекомендуется данные положения зафиксировать в приказе об учетной политике предприятия.

Отчисления на социальные нужды производятся в соответствии с Федеральным законом от 04.01.99 г. № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды РФ на 1999 год".

Нормативы отчислений в данные фонды от суммы заработной платы, начисленной по всем направлениям, составляют: в Пенсионный фонд РФ (ПФ) - 28 %; в Фонд социального страхования РФ (ФСС) - 5,4 %; в Государственный фонд занятости населения РФ (ФЗН) -1,5 %; в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) -3,6 %.

К прочим расходам, включаемым в себестоимость туристского продукта, относят:

содержание и обслуживание технических средств управления вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и др.;

эксплуатацию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т. п.;

содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование личных автомобилей для служебных целей;

расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;

представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации

Включение представительских расходов в себестоимость туристского продукта разрешается только при наличии оправдательных документов, в которых должны быть указаны программа проведения деловой встречи, список приглашенных лиц, список участников со стороны предприятия, величина расходов по приему данной делегации, дата и место проведения деловой встречи;

выплату стипендий, оплату обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством;

оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

оплату процентов по кредитам банка, за исключением просроченных кредитов и кредитов, полученных на приобретение основных средств и нематериальных активов;

оплату услуг банка за банковское обслуживание;

амортизацию нематериальных активов, в том числе расходы на лицензирование туристской деятельности;

расходы на сертификацию туристских маршрутов. Они включаются в себестоимость туристского продукта по статье "Прочие затраты" в соответствии с п. 10 Положения о составе затрат. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации определены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации "О принятии и введении в действие Правил сертификации" от 05.08.97 г. № 17. Общие правила сертификации работ и услуг, основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников соответствуют Закону "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 г. № 5151-1. Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"" от 31.07.98 г. № 154-ФЗ. Сертификацию туристских услуг проводят по схеме сертификации как потенциально опасных работ и услуг. В связи со значительной стоимостью работ по сертификации эти затраты рекомендуется отражать как расходы будущих периодов на счете 31 с последующим списанием на себестоимость исходя из срока, установленного учетной политикой фирмы. Услуги по проведению сертификации оплачиваются по договоренности с организациями, выдающими сертификаты. Стоимость услуг по сертификации облагается НДС;

коммерческие расходы, в том числе расходы на рекламную" кампанию, расходы на участие в выставках, ярмарках, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим предприятиям и др.;

возмещение работникам организаций транспортных расходов в форме оплаты получаемых проездных документов. Согласно письму Минфина России "Об отдельных вопросах учета и отчетности для целей налогообложения" от 22.04.97 г. № 16-00-17-26 суммы, оплаченные туристской организацией или подлежащие оплате авиакомпании за организацию чартерного рейса, включаются в стоимость туристских услуг независимо от количества проданных билетов. Затраты на оплату чартерных рейсов, обусловленных необходимостью осуществления работ в части управления и контроля за производственным процессом, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по транспортному обслуживанию работников управления. Оправдательными документами для осуществления соответствующих бухгалтерских записей служат авансовый отчет и документ, подтверждающий сумму, оплаченную или подлежащую оплате авиакомпанией;

затраты по обеспечению сторожевой охраны как затраты по обслуживанию производственного процесса.

В соответствии с письмом Минфина России от 28.05.98 г. № 16-0016-106 на решение вопроса включения в себестоимость этих затрат не влияет, осуществляется сторожевая охрана штатными работниками организации или путем привлечения специализированной охранной фирмы наряду с наличием в организации штатных работников по охране.

.3 Способы формирования себестоимости туристского продукта

Калькулирование полной себестоимости туристского продукта.

Теория и практика отечественной системы калькулирования на предприятиях в условиях развивающихся рыночных преобразований нуждаются в совершенствовании. Рассмотрим первый, традиционный, способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. Его суть состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости турпродукта путем сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на бухгалтерском счете 20 "Основное производство". В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.

Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который и формирует стоимость туристского продукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы.

При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10 %, по срокам и продолжительности - до 5 %, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10 %.

С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует, таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %.

На стоимость путевки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).

При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных.

Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки.

Клиентам сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.

При расчете стоимости инклюзив-тура фирма учитывает стоимость туристских услуг и собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу и определенную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг.

Пэкидж-туры предлагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы. Организуются пэкидж-туры по определенной, заранее рекламируемой программе.

Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг.

Калькуляция составляется плановая (предварительная) и фактическая (последующая, отчетная). Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа (табл. 1).

Калькуляция

на группу ________человек

по маршруту_______________

Наименование калькуляционных статей

Таблица 1

Документ для оформления калькуляции

Наименование калькуляционных статей

Показатели

%

В стоимостном выражении

1. Страховка 2. Визы 3. Транспорт 4. Проживание 5. Питание  6. Экскурсионное обслуживание


Итого прямых затрат


7. Косвенные расходы туроператора


Затраты по сбыту и реализации


Полная себестоимость


Налоги


Прибыль


Стоимость обслуживания группы


Стоимость (цена) одной туристской путевки



Многие посольства выдают визу только при наличии страхового полиса, который является гарантией оплаты медицинских услуг. Поэтому при организации туров туристские фирмы сотрудничают со страховыми компаниями.

Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются: на условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы; сроке поездки; количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20 %); возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза).

В настоящее время существуют две формы страхового обслуживания туристов.

Компенсационное страхование. Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину; этот вид страхования неудобен тем, что вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на страховой случай.

Программа страхования багажа - наиболее распространенный вид страхования, так как тариф страхования багажа составляет около 50 % в день. Сумма страхового лимита (2 тыс. долл. США) выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж был утерян или поврежден во время хранения или транспортировки.

Сервисное страхование.

Страхование медицинских расходов.

Юридическое и информационное ассистанс-обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах.

Программа страхования от несчастных случаев.

Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц в результате неумышленных действий.

Обычно турфирмы включают в стоимость турпутевки страховые полисы и за это берут со страховой фирмы комиссию в размере 10-15 %.

Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга. Отметим, что операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты НДС.

Следующая калькуляционная статья - визы. Стоимость виз, как и страховки, рассматривается исходя из стоимости на одного человека и количества человек в группе. Оформление туристских виз осуществляется с помощью вызова от зарубежной фирмы на определенное количество туристов. Консульством после рассмотрения выдается виза, общая для всей группы или предназначенная для отдельных туристов.

При разработке программ учитывается не столько стоимость, сколько сложность процедуры оформления. Российские граждане имеют право на выезд без оформления виз в Колумбию, Малайзию, Эквадор, Кипр и ряд других стран.

Безвизовый въезд по приглашению без оформления заграничного паспорта разрешен в страны Восточной Европы, Монголию, Кубу.

Калькуляционная статья "Транспортные расходы" включает стоимость: проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки туристов от места сборов до аэропорта вылета, от аэропорта прилета до гостиницы или иного места проживания, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание при автобусных экскурсиях и т. д.

В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура.

Стоимость авиаперелета, например, как и иного средства транспортировки, определяется исходя из стоимости билета на одного человека и численности группы. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Процент скидки зависит от компании перевозчика, наличия и условий договоров, заключенных между туроператором и перевозчиком. Размер скидки в среднем составляет от 5 до 30 %.

Расчет усложняется, если туроператор занимается и чартерными рейсами или при сложной схеме движения группы, при использовании нескольких видов транспорта.

Калькуляционная статья "Расходы на проживание" рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе и предоставляемых групповых скидок, количества суток проживания.

Калькуляционная статья "Расходы на питание" рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме, т. е. при калькулировании туров на прием иностранных туристов в России, эти расходы рассчитать достаточно сложно. При выездном туризме стоимость питания зависит от условий тура: завтрак, полупансион, полный пансион. Как правило, стоимость питания включается в стоимость проживания. В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки. В некоторых гостиницах стоимость завтрака, обеда и ужина указывается отдельно от стоимости номера.

Калькуляционная статья "Расходы на экскурсионную программу" включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Обычно это 2-3 экскурсии и указывается, что при желании на месте турист может оплатить дополнительные экскурсии.

Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо результат умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов.

Стоимость услуг гида-переводчика либо выделяется в самостоятельную калькуляционную статью, либо включается в косвенные (накладные - общехозяйственные) расходы фирмы.

Разделение затрат на прямые и косвенные зависит от трудоемкости учета так же, как и затраты на междугородные и международные переговоры, которые либо целиком включаются в косвенные расходы, либо распределяются по различным турпродуктам в зависимости от того, к чему относится тот или иной разговор. Однако такое распределение трудоемко и неэффективно, так как все равно останутся затраты, которые нельзя распределить.

К косвенным затратам туроператора относятся расходы по организации набора групп, амортизация основных средств и нематериальных активов, плата за аренду, оплата услуг банков и предприятий связи, расходы по содержанию офиса, заработная плата с обязательными отчислениями управленческого персонала, агентов и т. д.

Отметим, что плановый процент (ставка распределения) косвенных общехозяйственных расходов в плановой калькуляции равен фактическому проценту (ставке распределения), который берется из анализа предшествующих 3-4 месяцев работы, при условии равномерного объема реализации туристских услуг по месяцам.

В среднем в туристских фирмах уровень косвенных общехозяйственных расходов составляет от 5 до 20 % прямых затрат.

Способ «Директ-костинг»

Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы турпродукта. Однако традиционный метод не учитывает одно важное обстоятельство: изменение себестоимости единицы турпродукта от объема реализации турпродуктов.

Если туристская организация увеличивает объем реализации турпродуктов, то себестоимость единицы турпродукта снижается, если же у туристской организации сокращается объем реализации турпродуктов, то себестоимость растет.

В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу калькуляции себестоимости' по величине покрытия

Рассмотрим второй способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Система "директ-костинг" является атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает. Название "директ-костинг" в переводе означает учет прямых затрат.

Сложные рыночные процессы, проходящие в нашей стране, воздействуют на колебание объемов производства и реализации услуг, увеличивают долю постоянных затрат в их общем объеме, что значительно влияет на поведение себестоимости услуг (продукции, работ), а это, в свою очередь, отражается на прибыли. По мере нарастания этих тенденций увеличивается потребность фирм в использовании информации о затратах, не искаженных в результате распределения косвенных расходов. Такую информацию в виде показателей себестоимости в части производственных затрат и маржинального дохода дает директ-костинг. Полученные сведения позволяют находить наиболее выгодные комбинации цены и объема производства, проводить эффективную политику цен.

Данный способ также дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи турпродукта по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Демпинг применяется в периоды временного сокращения спроса на какой-то вид турпродукта, а также для завоевания рынков сбыта.

Для проведения эффективной ценовой политики важно учесть следующий момент: чтобы туристские услуги были конкурентоспособными, цена на турпутевки должна быть ниже затрат самостоятельно путешествующего туриста с таким же комплектом и уровнем услуг.

Система "директ-костинг" обеспечивает возможность быстро реагировать в ответ на меняющиеся условия рынка. С образованием организаций с различной формой собственности и в условиях включения механизмов свободного ценообразования потребность в данном способе будет возрастать, так как от этого зависит дальнейший рост эффективности С помощью способа "директ-костинг" происходит сближение целей бухгалтерского (финансового) и производственного (управленческого) учета. Не случайно, директ-костинг называют также "управление себестоимостью" или "управление предприятием", подчеркивая единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе. Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства. Названный признак группировки расходов предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные, или производственные и периодические. Основу постоянных затрат составляют расходы, связанные с использованием основных средств (основного капитала), а переменные затраты связаны с использованием оборотных средств (оборотного капитала).

Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.

Калькулирование в системе "директ-костинг" позволяет выявить турпродукты с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой производственных затрат не затушевывается в результате списания периодических (общехозяйственных) затрат на себестоимость конкретных турпродук-тов. Данный способ делает себестоимость "более обозримой", снижая при этом трудоемкость распределения накладных расходов между различными видами туристских услуг, упрощая нормирование, планирование и учет затрат.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «ТУРИСТ»

.1 Организационно-правовая характеристика предприятия

В качестве объекта исследования выберем туристическое агентство «Банановый Рай», которая более 5 лет успешно работаем в сфере туристических услуг и располагается по адресу: г. Иваново, ул.10 Августа, д.31а; телефон: +7(4932)27-08-08 E-mail: global37@list.ru <mailto:global37@list.ru>

Туристическое агентство «Банановый Рай» предлагает своим клиентам: 1.Горящие туры на популярные курорты Турции, Египта, Таиланда, Кипра, ОАО, Кубы, Доминиканы и в другие страны.

.Большой выбор туров в Европу: Чехия, Италия, Испания, Франция, Болгария, Хорватия и т.п.

.Туры в экзотические страны: Вьетнам, Камбоджа, Мальдивы, о. Маврикий, о. Шри-Ланка, Япония, Китай и другие.

.Экскурсионные туры в любую точку мира. А также образовательные туры в Великобританию, США, Канаду, Монако, Францию, Италию и т.п.

.Захватывающие морские и речные круизы.

.Туры по всей России: Краснодарский край (Анапа, Геленджик), курорты Азовского моря; Абхазия; Средняя полоса России; туры в Санкт-Петербург

.Однодневные туры для всей семьи, элитные эксклюзивные туры.

.Организация незабываемых свадебных путешествий.

Основные цели турагентства:

качественная консультация клиентов, исходя из их запросов и подбор туров по критерию "Цена - Качество";

повышение квалификации персонала;

повышение конкурентоспособности;

организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.

Туристам предлагается огромный комплекс услуг:

составят индивидуальных туров, учитывая все пожелания,

оформление загранпаспорта и визы,

бронирование гостиницы, ж/д и авиа билеты в любую точку мира,

организация трансфера до аэропорта и обратно.

Налоговая система туристического агентства упрощенная.

Турфирма имеет линейно-функциональную структуру управления, этот вид структуры наиболее приемлем, так как она имеет небольшой штат сотрудников и представляет собой следующую схему (рис.1).






Рис.1. Организационно-правовая структура управления туристического агентство «Банановый Рай»

Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных частей организации - подразделений, обособившихся в результате разделения труда.

Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу, и специализированных, обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Должностные обязанности директора:

Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы организации, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности продукции и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.

Обеспечивает выполнение организацией всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов).

Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обслуживании и решении вопросов, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

Обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности организации в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров, обеспечивает выполнение договорных обязательств.

Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы компании, повышению эффективности производства, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов.

Обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов. Ведет переговоры с заказчиками, подрядчиками, потенциальными партнерами и другими организациями. Обеспечивает доведение до сведения работников и исполнение ими распоряжений и приказов генерального директора. Контролирует деятельность менеджеров в турагентстве.

Бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:

Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению.

Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота. Участвует в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.

Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Выполняет отдельные служебные поручения своего руководителя, находится в непосредственном подчинении директора.

Должностные обязанности менеджера по въездному туризму:

Менеджер по въездному туризму - работает непосредственно с клиентами, разрабатывает туры и экскурсии по России. В его обязанности входит: анализ туристского рынка, формирование папок с предложениями, заключает договора с гидами, переводчиками и автохозяйствами, бронирует места в гостиницах, а так же билеты на ж/д транспорт, проводит визовую поддержку туристов, составляет программы пребывания туристов, вместе с директором занимается рекламной компанией.

Должностные обязанности менеджера по выездному туризму:

Менеджер по выездному туризму - разрабатывает туры и экскурсии по странам ближнего и дальнего зарубежья. В его обязанности входит: анализ зарубежного туристского рынка, формирование папок с предложениями, бронирование билетов авиа и ж/д транспорта, страхование туристов выезжающих за рубеж, визовая поддержка, рекламная компания.

.2 Анализ основных фондов, нематериальных активов и эффективность их использования

Под основными фондами понимается совокупность материально-вещественных ценностей (в стоимостном выражении), служащих в течении длительного времени и утрачивающих свою стоимость по частям. Каждый вид основных фондов имеет определенное назначение и сферу применения.

Основные фонды являются составной частью материально-технической базы. Понятие «материально-техническая база» шире понятия «основные фонды», так как кроме собственных основных фондов материально-техническая база включает часть основных фондов, принадлежащим другим хозяйствующим субъектам и гражданам, которые предоставили их в аренду туристскому предприятию. Основные фонды играют ключевую роль в эффективной работе туристского предприятия.

Применяется следующая типовая классификация объектов основных фондов: здания, сооружения, машины и оборудование, жилища, транспортные средства, инвентарь производственный и хозяйственный и другие

Таблица 2

Основные фонды туристического агентство

Группы основных фондов

Наименование основных фондов

Машины и оборудование

Ксерокс и принтер Факс Прерсональные компьютеры Сейф

Инвентарь

Столы Диван Кресло


Элементы основных фондов в процессе эксплуатации изнашиваются или становятся непригодными под воздействием внешней среды. Существует два вида износа - физический и моральный. Физический износ - это утрата основными фондами их потребительной стоимости. Он устраняется путем выполнения мероприятий технической эксплуатации.

Степень морального износа зависит от состояния научно-технического прогресса. На практике это означает обесценивание основных фондов вследствие появления более современного оборудования, обладающего лучшими технико-экономическими характеристиками. Морально изношенное оборудование должно обновляться. Для этого разрабатываются программы технической модернизации.

Средства на простое воспроизводство основных фондов накапливаются в амортизационном фонде, который образуется за счет амортизационных отчислений - денежного выражения суммы износа, перенесенного на продукт стоимости основных фондов.

Таблица 3

Амортизация основных фондов гостиницы «Турист»

(расчет линейным способом)

Наименование основных фондов

Количество, шт

Стоимость единицы, руб

Общая стоимость, руб

Срок полезного использования, лет

Амортизация






В год, руб

В месяц, руб

Машины и оборудование

5.Персональный компьютер

2

25 000

50 000

7

71 428

59 519

6. Ксерокс и принтер

2

5 000

10 000

7

14285

1190

7. Факс

2

4 000

 8 000

5

1 600

133


8.Сейф

1

60 000

60 000

20

3 000

250

 Инвентарь

14. Диван

1

15 000

15 000

10

1 500

125

15. Стол

2

8 000

16 000

7

2 285

190

16. Кресло

4

3 000

12 000

5

2 400

200

ИТОГО

-

120 000

171 000

-

96 498

61 607


При расчете амортизации линейным способом сумма амортизационных отчислений в год составляет 96 498 рублей, а в месяц -61 607 рублей         .

Для оценки движения основных фондов используются следующие коэффициенты.

калькулирование туристский затрата себестоимость

Таблица 4

Показатели движения основных фондов в туристическом агентстве за 2013 год

Наименование показателя

Описание

Формула для расчета

Расчет показателя

Значение показателя

Коэффициент обновления

Показывает удельный вес новых основных фондов, поступивших в течение года, в общем их количестве;

 ,  где - стоимость вновь поступивших основных фондов,  - стоимость основных фондов на конец периода

0,029

Коэффициент выбытия

Определяет, какая доля основных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за износа и ветхости.

 ,  где - стоимость выбывших основных фондов,  - стоимость основных фондов на начало периода

0,15

Коэффициент прироста

Показывает увеличение основных фондов за данный период в результате обновления

 = -

 = 0,029 - 0,15

0,121

Коэффициент физического износа

Показывает степень изношенности основных фондов предприятия на начало или конец периода

 =  , где - стоимость износа,  - стоимость основных фондов

=

0,014

Коэффициент годности

Указывает на долю их остаточной стоимости к первоначальной стоимости

 = 1 -

 = 1 - 0,014

0,986


Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что коэффициенты обновления основных фондов и выбытия на предприятия не высоки, они составляют соответственно 0,029 и 0,15 - это свидетельствует о низком темпе процесса обновления основных фондов, что приводит к увеличению степени их изношенности.

Для оценки эффективности использования основных фондов применяется система экономических показателей.

Одним из важнейших среди них является фондоотдача (). Она определяется отношением объема продукции в денежном выражении ( к среднегодовой стоимости основных фондов ():


Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью () продукции и рассчитывается по формуле:


Фондооснащенность - показатель, который характеризует стоимость основных фондов в расчете на одного работника и рассчитывается по формуле:


где  - среднесписочная численность работников.

Коэффициент эффективности использования основных фондов характеризует прибыль, приходящуюся на один рубль основных фондов, и рассчитывается по формуле:


Рентабельность основных фондов () рассчитывается по формуле:


где П - чистая прибыль предприятия

Рассчитаем показатели эффективности использования основных фондов по исследуемому предприятию.

Таблица 5

Показатели эффективности использования основных фондов в турагентстве «Банановый рай» за 2013 год

Наименование показателя

Расчет показателя

Значение показателя

Фондоотдача

  = 171 000

 = 3,59

Фондоемкость

 

Фондооснащенность

 

 = 472424,81

Коэффициент эффективности использования основных фондов


Анализируя полученные данные, следует отметить, что показатель фондоотдачи высокий (3,59) - это говорит о том, что основные фонды предприятия эффективно используются. Это означает, что с каждого рубля основных фондов организация получает больше продукции. Иными словами, на каждый рубль выручки организация затратила меньше основных средств.

Об эффективном использовании основных фондов говорит и показатель фондоёмкости, его значение составляет 0,18%. Величина фондоёмкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции.

Нематериальные активы - это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям: отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; использование их в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; отсутствие у организации намерения их перепродать; наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Денежная оценка нематериальных активов производится при их поступлении по их покупной цене, а при взносе их в уставный капитал - по согласованию сторон на основе мировых и внутренних цен.

Рассмотрим нематериальные активы туристического агентства

Таблица 6

Анализ объема и структуры нематериальных активов гостиницы «Турист» за 2013 год

Наименование нематериального актива

Сумма, руб

Структура, %

Сертификация

8 000

16

Изготовление вывески

 30 000

56

Программное обеспечение

15 000

28

53 000

100


Из таблицы следует, что основную долю в структуре нематериальных активов занимает изготовление вывески, ее стоимость составляет 30 000 рублей, наименее затратное это сертификация 8 000рублей и программное обеспечение 15 000 рублей.

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если срок полезного использования НМА не определен - амортизация не начисляется.

При принятии нематериального актива к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.

Рассчитаем амортизацию нематериальных активов по исследуемому предприятию.

Таблица 7

Амортизация нематериальных активов туристического агентства

Наименование нематериальных активов

Стоимость, руб

Срок полезного использования, лет

Амортизация




В год, руб

В месяц, руб

Сертификация

8 000

3

2600

222,2

Программное обеспечение

15 000

3

5000

416,6

Изготовление вывески

30 000

1

30000

2500

ИТОГО:

53 000

-

10 600

3 138

На исследуемом предприятии амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом. Сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам в год составляет 10 600рублей, а в месяц - 3 138 рублей.

Таким образом, мы провели анализ основных фондов и нематериальных активов в туристическом агентстве «Банановый рай», а также рассчитали основные показатели эффективности их использования.

.3 Анализ эффективности использования трудовых и информационных ресурсов

Трудовые ресурсы как экономическая категория включает в себя население, находящееся в трудоспособном возрасте, как занятое в общественном производстве, так и не занятое. Границы трудоспособного возраста устанавливаются действующим законодательством с учетом физиологических данных (факторов, возможностей) человека.

Сущность трудовых ресурсов заключается в том, что они выражают общественные отношения, складывающиеся по поводу их формирования, распределения и использования в общественном производстве.

Для изучения состава трудовых ресурсов предприятия их необходимо классифицировать по определенным признакам .

Таблица 8

Основные признаки классификации трудовых ресурсов

Классификационный признак

Классификационная группа

По характеру участия в производственной деятельности

Промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности) Персонал непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия (персонал неосновной деятельности). Например, это санатории, профилактории, столовые, детские сады и т.д.

По характеру выполняемых функций (категориям)

Рабочие, из них: рабочие основного производства (основных рабочих); рабочие вспомогательного производства (вспомогательных рабочих). Служащие, из них: руководители; специалисты; прочие служащие

 

Структуру организации отражает штатное расписание, нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности. Штатное расписание отражает существующее или планируемое разделение труда между работниками, описанное в должностных инструкциях.

Штатное расписание имеет большое значение для эффективного использования работников. Оно дает возможность сравнивать подразделения по численности сотрудников, квалификации, уровню оплаты. Может быть использовано при анализе трудовой загрузки работников, объёма выполняемых работ, уточнении должностных инструкций, а также при оценке целесообразности существующей структуры организации

Штатное расписание исследуемого предприятия представлено в таблице 8

Таблица 9

Штатное расписание туристического агентство

Профессия (должность)

Количество штатных единиц

Оклад, руб

Месячный фонд заработной платы, руб





Директор

1

25 000

25 000

Менеджер по выездному туризму

1

7 000

15 000

Менеджер по въездному туризму

1

7 000

15 000

Бухгалтер

1

7 000

17 000


 4

 46 000

 72 000

 

 

Предприятие как уже было, отмечено имеет линейно-функциональную структуру управления, состояший из директора менеджеров и бухгалтера.

Количество штатных единиц 4 человека, месячный фонд заработной платы 72 000 рублей.

Для того, чтобы оценить эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии, рассмотрим их структуру и движение.

Таблица 10

Структура и движение трудовых ресурсов туристического агентства за 2013 г.

Наименование должности

Структура трудовых ресурсов

Движение трудовых ресурсов


Количество штатных единиц, чел

%

Выбыло, чел

Прибыло, чел

1. Директор

1

25

-

-

2. Менеджер по выездному туризму

1

25

-

-

3. Менеджер по въездному туризму

1

25

-

-

4.Бухгалтер

1

25

Уволен с 11.03.2013-

Принят с 19.03.2013-

Итого

4

100

1

1

 

Из таблицы видно, что за 2013 год на предприятии произошли небольшие изменения: 1 человек был уволено, 1 принят на работу.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и проанализируем следующие показатели.

Таблица 11

Характеристики движения рабочей силы в турагентстве

Название показателя

Формула для расчета

Расчет показателя

Коэффициент оборота по приему рабочих (

 * 100%

Коэффициент текучести кадров ()

 * 100%

 * 100% = 2%

Коэффициент стабильности кадров предприятия ()

100 % - 2% = 98 %

На основе данных можно сделать вывод, что текучесть кадров на предприятии невелика 2 % - это говорит о том, что предприятие создает благоприятные условия труда для персонала. Коэффициент стабильности показывает долю самого ценного персонала для предприятия, в туристическом агентстве он занимает 98 % , из чего следует что персонал доволен условиями работы в агентстве , так же процент увольнений низкий.

Планирование рекламной кампании - процесс, в котором принимают участие все структурные подразделения агентства и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса - составление плана рекламной кампании на определенный период.

Главная задача планирования - определить, как будет доноситься рекламное послание до потребителя: в какой форме, с помощью каких средств массовой информации и в рамках какого бюджета.

Туристическое агентство использует следующие информационные ресурсы

Таблица 12

Информационные ресурсы туристического агентства

Наименование

Стоимость

Количество

Стоимость в год, руб

Стоимость в месяц, руб

Визитки

3 руб/шт

350 шт/год

1 050

87,5

Листовки

5 руб/шт

250шт/год

1 250

105

Реклама в туристском каталоге

1 500 руб/месяц

12 месяцев

18 000

2 000

Веб-сайт

10 000 руб/год

12 месяцев

10 000

833, 3

Контекстная реклама в интернете

3 000 руб/месяц

12 месяцев

36 000

3 000

ИТОГО:

-

-

66 300

6025,5

 

Как мы видим из таблицы, турагентство для рекламы использует печатные средства и интернет. Затраты на информационные ресурсы в год составляют 66 300 рублей, в месяц 6025,5 рублей

Печатная реклама является одним из самых старых видов распространения коммерческих сообщений. Под печатной рекламой чаще всего подразумевают размещение информации в газетах и журналах. В наше время к печатной рекламе также относят корпоративные журналы и газеты, флаеры, листовки, рекламные брошюры, календари, справочники, каталоги, визитки, плакаты.

Интернет реклама - реклама, размещаемая в сети Интернет; представление товаров, услуг или предприятия в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения.

Интернет-реклама имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, - рекламный носитель. Виды этой рекламы: баннеры, текстовые блоки, байрики, минисайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень). Реклама в Интернете обладает рядом преимуществ, в отличие от обычной рекламы: возможность оперативного анализа и корректировки рекламной кампании, интерактивность (связь потребителя с рекламодателем для оформления заказа непосредственно через рекламный носитель и т. п.), относительно низкая стоимость, возможности автоматизации таргетинга и профайлинга и т. п.

Ключевым отличием Интернет-рекламы от любой другой есть возможность отслеживания рекламных контактов. За счет возможности отслеживания реакции и действий пользователя сети Интернет рекламодатель может быстро вносить изменения в действующую рекламную кампанию. Желаемые действия пользователя называются конверсия.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА

.1 Анализ финансовых результатов предприятия

Финансовый анализ предприятия включает анализ финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности предприятия.

В условиях рыночных отношений повышается роль и значение финансового анализа. Это связано с тем, что предприятия несут полную экономическую ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед акционерами, коллективом предприятия, банком и кредиторами.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятий являются: оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли, рентабельности); определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности; выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности; анализ порога прибыли.

Приступим к анализу финансовых результатов деятельности турагентства «Банановый рай»

Для того, чтобы расчитать выручку туристического агентства, необходимо изучить объем продаж и стоимость туристических путевок внутреннего и выездного туризма по всем направлениям туранентства.

Таблица 13

Объем продаж путевок в туристическом агентстве за 2013 год

 Выездной туризм


Турция

Египет

Тайланд

Италия

Испания

Франция

Чехия

Доминикана

 Объем продаж, колл/штук

январь

7

13

9

6

7

4

4

5

февраль

8

14

8

7

8

5

3

4

март

9

12

17

10

9

5

10

4

апрель

11

15


13

6

6

9

7

май

10

9


14

10

11

8

8

июнь

13

13


7

8

13

11

13

июль

12

7

9

6

8

21

10

14

август

14

6

7

11

9

25

9

17

сентябрь

17

11

8

12

18

9

6

20

октябрь

10

17

11

5

17

8

4

8

ноябрь

8

19

12

4

5

7

2

7

декабрь

7

27

13

5

4

3

2

4

Итого

126

163

94

100

99

117

78

104

Внутренний туризм


Сочи

Санкт-Петербург

Краснодар

Кавказские минеральные воды

Январь

-

-

-

-

Февраль

-

-

-

-

Март

-

9

-

-

Апрель

-

13

-

-

Май

17

21

-

8

Июнь

23

30

23

11

32

25

29

15

Август

35

21

27

17

Сентябрь

-

-

-

-

Октябрь

-

-

-

-

Ноябрь

-

-

-

-

Декабрь

-

-

-

-

Итого:

107

119

79

59


На основе полученных данных можно сделать вывод, что наибольшим спросом пользовались туристические путевки в Египет-163 и в Турцию-126 путевок, наименее популярны поездки в Чехию.

Из таблицы мы так же видим что самым популярным направлением внутреннего туризма являются путевки в Санкт-Петербург -119 путевок, наименее востребованы Кавказские минеральные воды.

Таким образом мы рассчитали количество всех проданных путевок за 2013 год, по всем направлениям внутреннего и выездного туризма.

Теперь рассмотрим ценовую стоимость туристических поездок.

Таблица 14

Стоимость туристических поездок в турагентстве

 Выездной туризм, стоимость, руб


Египет

Таиланд

Италия

Испания

Франция

Чехия

Доминикана

Турция

Январь

22 000

30 000

26 000

34 000

30 000

20 000

30 000

21 500

Февраль

23 000

29 000

27 000

35 000

28 000

19 500

29 000

24 000

Март

18 500

17 000

27 000

34 000

29 000

21 800

26 000

26 000

Апрель

21 000

-

25 000

32 000

35 000

22 000

25 000

25 000

Май

17 000

-

27 000

33 000

41 000

25 000

25 000

27 000

Июнь

25 000

-

28 000

35 000

40 500

30 000

26 000

26 000

Июль

26 000

27 000

27 000

35 000

42 000

29 500

33 000

27 000

Август

24 000

28 000

30 000

36 000

38 800

28 500

31 000

27 000

Сентябрь

27 000

26 000

27 000

35 000

37 000

20 900

35 000

23 000

Октябрь

29 000

31 000

25 000

35 000

36 000

22 500

34 000

22 000

Ноябрь

30 000

32 000

26 000

37 000

29 000

24 000

33 000

25 000

декабрь

31 000

20 000

39 000

40 000

28 000

25 000

35 500

28 000

Итого:

293 500

250 000

334 000

408 000

414 300

288 700

361 500

301 500


На основе данных, можно сделать вывод что самыми дорогими путевками 2013 года внутреннего туризма состовляет Санкт-Петербург, на рынке выездного туризма Франция так же Испания.

Рассчитав данные по ценовой стоимости и объему продаж путевок, мы можем посчитать выручку в турагентстве за 2013 год

Таблица 14

Выручка в турагентстве за 2013 год

 Выездной туризм, выручка, руб


Турция

Египет

Таиланд

Италия

Испания

Франция

Чехия

Доминикана

Январь

150 500

286 000

270 000

156 000

238 000

120 000

80 000

150 000

Февраль

192 000

322 000

232 000

189 000

280 000

140 000

58 500

116 000

Март

234 000

144 000

495 000

270 000

306 000

145 000

218 000

104 000

Апрель

275 000

315 000

-

325 000

192 000

210 000

198 000

175 000

Май

270 000

133 000

-

378 000

330 000

451 000

200 000

200 000

Июнь

338 000

325 000

-

196 000

280 000

526 500

330 000

338 000

Июль

324 000

26 007

243 000

-

280 000

882 000

295 000

462 000

Август

378 000

144 000

196 000

-

324 000

970 000

256 500

527 000

Сентябрь

391 000

297 000

208 000

324 000

630 000

333 000

125 400

700 000

Октябрь

220 000

493 000

241 000

275 000

595 000

228 000

-

272 000

Ноябрь

200 000

570 000

384 000

104 000

185 000

203 000

66 000

231 000

Декабрь

196 000

837 000

260 000

195 000

160 000

84 000

50 000

142 000

Итого:

3148500

3992000

2529000

2412000

38000000

4292500

18774000

3417000

 Внутренний туризм


Сочи

Краснодар

Санкт-Петербург

Кавказские минеральные воды

январь

-

-

-

-

февраль

-

-

-

-

март

-

-

148 500

-

апрель

-

-

234 000

-

май

306 000

-

357 000

144 000

июнь

402 500

460 000

570 000

231 000

июль

672 000

551 000

462 500

322 500

август

665 000

499 000

378 000

306 000

сентябрь

-

-

-

-

октябрь

-

-

-

ноябрь

-

-

-

-

декабрь

-

-

-

-

Итого:

2045500

1510000

2150000

1003500


На основе полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший доход в туристическом агентстве составляет выездной туризм, его годовая сумма составляет 42 365 000 руб. Общая годовая выручка от реализации услуг внутреннего туризма в 2013 году составила 6 709 000 руб.

.2 Значение планирования себестоимости туристского продукта для туристической фирмы

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как предприятие планирует себестоимость продукции и пути ее снижения.

Себестоимость является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен иметь оперативную информацию о том, во что обходится организации производство туристского продукта, оказание дополнительных услуг, каков размер прочих затрат. Это необходимо для принятия управленческих и финансовых решений, определения рентабельности произведенных затрат и оптимальной цены на туристские продукты, контроля за расходами.

Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор затрат, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания затратам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные затраты и в дальнейшем научиться ими управлять.

Многие ученые-экономисты, занимающиеся данной проблемой, рассматривают общие принципы управления затратами, не учитывая определенных особенностей отдельных отраслей, для которых необходимы несколько иные подходы.

Себестоимость это текущие издержки производства и обращения, реализации продукции, исчисленные в денежном выражении. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции. Следовательно, планирование себестоимости имеет очень важное значение для нормального функционирования предприятия и получения прибыли, тоже касается и предприятий, занимающихся туристическим бизнесом. Можно также отметить, что планирование себестоимости туристского продукта для туристических фирм имеет наиболее важное значение т.к. от величины себестоимости зависит не только стоимость туристического продукта, но и прибыль предприятия. Чем ниже себестоимость туристского продукта, тем ниже будет цена этого продукта, а значит он станет более привлекателен для потребителя и будет иметь одно из основных конкурентных преимуществ среди туристических фирм на ранке туристических услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа показывает, что что в условиях рыночной экономики процесс формирования себестоимости продукции трудно переоценить. Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, что не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

Все поставленные цели и задачи курсовой работы были выполнены и можно сделать некоторые выводы.

Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы турпродукта. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: изменение себестоимости единицы турпродукта от объема реализации турпродуктов.

Если туристская организация увеличивает объем реализации турпродуктов, то себестоимость единицы турпродукта снижается, если же у туристской организации сокращается объем реализации турпродуктов, то себестоимость растет.

В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу калькуляции себестоимости по величине покрытия. Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта ведется с целью своевременного, полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете, выявления отклонения от применяемых норм и плановой себестоимости. А также контроля за использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Итак, расчет полной себестоимости помогает определить, получает ли прибыль организация или несет убытки. Прибыль (убыток) от продажи туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию определяется как разница между выручкой от продажи туристского продукта и услуг, исчисленная по ценам продажи и себестоимостью реализации туристского продукта и прав на услуги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

. Веткин В.А. «Технология создания туристского продукта», М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

. Козырева Т.В. «Учет издержек в туризме», 2010.

. Балабанов И. Т. «Экономика туризма», М: Финансы и статистика, 2009.

. Бабушкин Н. И. «Менеджмент туризма» 3-е изд., Минск: Новое знание, 2002.

. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. «Правовое обеспечение туризма» - учебное пособие - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2005.

. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, М.: ИНФРА-М, 1998.

. Ефремова М.В. «Основы технологи туристского бизнеса», М: Ось 89, 2005.

. Ильина Е.Н. «Основы туристской деятельности» - М: Советский спорт, 2004.

. Квартальнов В.А. «Теория и практика туризма», М: Финансы и статистика, 2003.

. Козырев В.М. «Основы современной экономики», М. Финансы и статистика, 2001.

. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», СПб: «Питер Пресс», 2007.

. Сенин В. С. «Организация международного туризма», М.: Финансы и статистика, 2003.

. Яковлев Г.А. «Экономика и статистика туризма», М: РДЛ, 2002.

Похожие работы на - Планирование себестоимости туристского продукта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!