Инновации и методы их оценки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновации и методы их оценки

Введение

Тема курсовой работы «Инновации и методы их оценки» на сегодняшний день является актуальной, так как в основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах.

Современным организациям принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии. Именно промышленная организация в первую очередь концентрирует в своих руках финансовые, материальные, научно-технические и человеческие ресурсы и обладают способностью осуществлять долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка.

Тема курсовой работы имеет прикладной характер. Одна из основных проблем - это приведение в сопоставимый вид (дисконтирование) доходов и затрат при определении экономической эффективности новой техники или технологии. Причинами проведения процесса дисконтирования могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, изменение в налоговой системе и т.д.

Задачами исследования курсовой работы являются состояние инновационной деятельности Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округ <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fskfo.gov.ru%2Fskfo%2F&ei=zoMyVeybLMLIyAP3i4CADA&usg=AFQjCNEj7zscouORPbHXXIMG7lMgfh653w&bvm=bv.91071109,d.bGQ>а.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Важнейшим фактором модернизации национальной экономики, развития и укрепления ее позиций на мировом рынке повышение уровня конкурентоспособности России является интенсификация инновационной деятельности.

Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран- лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышают неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий. Инновационная Россия - 2020 9 добычи углеводородов из нетрадиционных источников может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижению значимости России в глобальной политике.

.        Теоретические основы инноваций

.1 Сущность и характеристика инноваций. Классификация инноваций

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Инновация рассматривается с нескольких сторон:

как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), транс формации и выгодного использования новшеств;

как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возрос шее качества, новый уровень сервиса).

В соответствии с международными стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

«Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Термины "инновация" и "инновационная деятельность" близки, но не однозначны. Инновационная деятельность связана с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

обладать новизной;

удовлетворять рыночному спросу;

приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию зрелых рынков. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на :

− продуктовые - включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов;

− процессные - означают новые методы организации производства.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

− новые для отрасли в мире; − новые для отрасли в стране; − новые для данного предприятия. По стимулу появления можно выделить:

− инновации, вызванные развитием науки и техники; − инновации, вызванные потребностями производства;

− инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе можно выделить:

− инновации на входе предприятия;

− инновации на выходе предприятия;

− инновации системной структуры предприятия.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

− радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые на- правления в развитии техники;

− улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

− модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А.Н. Цветковым, П.Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А.И. Пригожиным и др.

Пример классификации инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву представлен в таблице 1.1.1..

Таблица. 1.1.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1 Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2 Этапы НТП, результатом которых стала инновация 3 Степень интенсивности 4 Темпы осуществления инноваций

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные "Бум", равномерная, слабая, массовая Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5 Масштабы инноваций 6 Результативность 7 Эффективность инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие Высокая, низкая, средняя Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий. Инновация выполняет следующие три функции:

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл этой функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Инвестиционная функция означает, что прибыль от инновации может быть использована для инвестирования по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций.

Стимулирующая функция проявляется при стимулировании предпринимательской деятельности. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации.

.2 Роль инноваций в современной экономике

В настоящее время мир не стоит на месте, он постоянно развивается. Сегодня современный человек уже не может представить свою жизнь без телефона, компьютера, машины, бытовых приборов и т. п., т. е. без инноваций, которые для нас стали уже привычными. Большинство ученых считают, что инновации являются основной движущей силой экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

В принципе, термин «инновации» можно трактовать по-разному, он имеет бесконечное количество формулировок и определений. Проанализировав множество определений можно сделать вывод, что под «инновацией» понимается или конечный результат или процесс. Это, по сути, диаметрально противоположные точки зрения. Первой точки зрения придерживаются Балабанов И.Т., Борисенко И.А., Винокуров В.И., Дорофеев В.Д. и Древясников В.А., Ильенкова С.В., Коровина А.Н., Медынский В.Г., Сурин А.В. и Молчанова О.П., Фатхутдинов Р.А. и др., второй - Аньшин В.М., Гринев В.Ф., Друкер П., Румянцев А.А., Хотяшева О.М., Цветков А.Н., Шумперт Й и др. Как видно, ученых, которые считают, что инновация - это, прежде всего, результат несколько больше. Такая же точка зрения указывается в методическом документе - «Руководстве Осло», которое принято странами Организацией экономического сотрудничества и развития.

Инновации способствуют:

1.      Экономическому росту страны в долгосрочной перспективе. Инновации вышли на первый план еще в рамках индустриального общества. К началу эры постиндустриального и информационного общества инновации прочно заняли место основного генератора экономического роста любой страны;

2.      Созданию новых отраслей экономики. По глубине вносимых изменений инновации могут быть радикальными и улучшающими. Развитию новых отраслей экономики способствуют радикальные инновации. Радикальные инновации в долгосрочной перспективе приводят к тому, что новые отрасли не только появляются, но постепенно становятся доминирующими;

.        Созданию единого рыночного пространства. В современном обществе, которое, так или иначе, идет по пути глобализации, даже одна инновация может способствовать созданию единого рынка;

.        Стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны.Как известно, фирма, обладающая конкурентным преимуществом, при прочих равных условиях, имеет возможность получить высокую прибыль или даже сверхприбыль за счет создания естественной монополии;

.        Взаимопроникновению культур и экономик разных стран. Инновации, применяемые в многочисленных областях жизнедеятельности общества, способствуют интеграции общества;

.        Укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т.д. Обеспечение целостности государства и безопасности граждан являются одними из приоритетных задач функционирования органов власти всех уровней. Их реализация невозможна без создания должного уровня обороноспособности, информационной, экономической, продовольственной безопасности;

.        Развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Категорией, тесно связанной с понятием «инновация», является интеллектуальная собственность;

.        Получению коммерческой выгоды. Фактически, инновации являются генератором прибыли. Инновации предоставляют возможность физическому или юридическому лицу получать более высокую прибыль посредством создания продукции более высокого качества, снижения себестоимости производства, увеличения объемов выпуска продукции в единицу времени и т.д.;

.        Увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке;

.        Снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т.д.;

.        Повышению качества производимой продукции. Технические (технологические) или продуктовые инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными свойствами, предоставлению более качественных услуг, которые будут максимально соответствовать потребностям человека;

.        Росту количества квалифицированных кадров, т.к., например, для работы на новом (инновационном) оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации;

.        Удовлетворению потребностей человека. Практическая каждая инновация, в той или иной степени способствует удовлетворению потребностей человека. Даже инновации, сделанные в рамках фундаментальных исследований, в конечно итоге найдут свое отражение в прикладных, и тем самым косвенно будут удовлетворять потребности индивида;

.        Решению глобальных проблем человечества. В настоящее время все мировое сообщество уделяет достаточное большое внимание решению глобальных проблем человечества;

.        Развитию человека как личности. Создание какой-либо инновации приводит индивида к осознанию своей полезности для общества, способствует повышению его самооценки. В рамках создания социальной, человекоориентированной экономики, данный факт является крайне важным.

Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

.3 Методы оценки инновационных проектов

Необходимость инвестиций вызывается несколькими причинами. Основными среди них являются необходимость обновления и замены имеющейся материально-технической базы производства, ее усовершенствования или модернизацию в связи с наращиванием и устранением производственного оборудования, потребность в наращивании и вводе принципиально новых производственных мощностей в связи с увеличением объемов производства и освоением новых видов деятельности.

Алгоритм оценки инновационного потенциала:

. Определение бизнес-результата проекта на основе формализации границ проекта. В рамках данного этапа определяется, что будет являться предметом управленческого решения, а что останется за его рамками.

. Оценка величины инвестиций, необходимых для достижения · поставленной бизнес-идеи (получения бизнес-результата): · определение объема инвестиций; · определение спектра возможных схем финансирования; · выбор рациональной схемы финансирования.

. Оценка финансовых последствий инвестиций. В рамках данного этапа происходит формализация финансовых последствий функционирования бизнеса в рамках выбранной схемы финансирования ‒ сальдо входящих и исходящих финансовых потоков в рамках кванта времени. Причем следует четко прослеживать логическую цепочку: мы определяем финансовые по- следствия инвестиций, необходимых для достижения бизнес-результата проекта.

. определение жесткости требований, предъявляемых к эффективности инвестиций: определение уровня норматива периода возврата, сроки и другое;

. Сопоставление инвестиций и их финансовых последствий.

Наиболее дешевым источником финансирования инвестиций является реинвестируемая прибыль предприятия. Ее производительное применение позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам, или расходов, связанных с выпуском ценных бумаг. Реинвестирование прибыли сохраняет сложившуюся систему контроля над деятельностью.

Срок окупаемости инвестиций. Одним из самых простыз и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости - это число лет в течении которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода.

Если денежные доходы поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени, за который суммарные чистые денежные поступления повысят величину инвестиций.

В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течении которого

> I

где Pk - чистый денежный доход в k-й год, обусловленный инвестициями.

Рассчитывается как сумма годовой амортизации в k-й год и годовой чистой прибыли за k-й год и годовой чистой прибыли за k-й год; I-величина инвестиций.

Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Однако он имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.

Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.

Однако в целом ряде случаев применение этого простейшего метода является целесообразным. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.

Коэффициент эффективности инвестиций. Другим достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций).

Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.

ARR= PN / [(IC+RV)]/2

К преимуществам данного метода относится простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю. Недостатки метода обусловлены тем, что он не учитывает временной составляющей прибыли. Так, например, не проводится различия между проектами с одинаковой среднегодовой, но в действительности изменяющейся по годам величиной прибыли, а также между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет.

Метод оценки эффективности инновационных проектов включает следующие показатели:

. Прирост нематериальных активов (Прна):

Прна = (Н1 - Н0)/ Н0*100%

Прна - показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста нематериальных активов предприятия (%).

Н0,Н1 - стоимость нематериальных активов до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

. Прирост чистой прибыли (снижения затрат на производство и реализацию) (Прп):

Прп = (П1 - П0)/ П0*100%

Прп - показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста чистой прибыли предприятия (%).

П0, П1 - чистая прибыль предприятия до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

. Прирост выручки от продаж (Прв):

Прв = (В1 - В0)/ В0*100%

Прв- показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста выручки от продаж (%).

В0, В1 - выручка от продаж до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

. Прирост количества клиентов (расширение сферы сбыта):

Прк = (К1 -К0)/К0*100%

Прк - показатель эффективности инновационных проектов по фактору роста количества потребителей, клиентов (%).

К0, К1 - количество клиентов, потребителей до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (чел.).

. Рентабельность инноваций

Кри = (Ф1 /З1)-1)*100%

Ф1, З1 - финансовый результат от инноваций и затраты на инновации соответственно (руб.).

Экономический результат от инноваций может выражаться в получении дополнительного дохода от реализации нового продукта, в превышении фактически полученного дохода при внедрении инновации на рынок над запланированным значением; в сокращении трансакционных издержек на реализацию инновационных услуг и продуктов компании; в получении организацией прибыли от внедрения ее продуктов на новые рынки и т. д.

. Отношение выручки от внедрения инноваций к общему объему прибыли за последний год (Двн).

Двн = Вн /По*100%

Вн, По - выручка от реализации новых продуктов и общий объем прибыли предприятия соответственно (руб.).

7. Количество инновационных продуктов, внедренных предприятием на рынке за последний год. Данный показатель целесообразно использовать для сравнения результатов, полученных предприятием в отчетном периоде с показателями за прошлые периоды и с аналогичными показателями предприятий-конкурентов.

. Количество инновационных идей, выработанных персоналом предприятия в течение последнего года. Сравнение данных показателей за отчетные периоды позволит определить тенденции и динамику развития инновационного потенциала компании, и в случае снижения инновационной активности вовремя принять меры.

. Доля реализованных инновационных идей в общем количестве выдвинутых новаций. Данный показатель позволяет оценить процесс управления идеями, определить эффективность коммерциализации и внедрения идей на конкретном предприятии.

. Доля клиентов, считающих предприятие инновационным, к общему количеству потребителей данной компании. Этот показатель, позволяет оценить позиционирование компании на рынке потребителей, определить насколько инновационные ожидания клиентов оправдывает та или иная фирма.

инвестиция финансовый инновация оценка

2.      Анализ инновационной деятельности в РФ

.1 Анализ основных направлений инновационной деятельности РФ

Наша страна, долгие годы ориентированная на производство и продажу сырья, вот уже несколько лет переходит к экономике, основанной на знаниях. Государство создает условия для внедрения в производство наукоёмких технологий, развития высокотехнологичных отраслей, торговли передовыми технологиями и наукоемкими товарами.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Подобная постановка задачи означает, в свою очередь, необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные параметры такой экономики - занятие к 2020 году существенной доли (в 5-10 %) на глобальных рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, увеличение в полтора раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 13 до 17-18%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %). Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития. Наоборот, «планка» с точки зрения темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах серьезно повышается.

Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран- лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышают неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижению значимости России в глобальной политике. Кризис 2009 года усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматриваются развитыми странами (США, Япония, «старые» члены ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры. Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко «приближены» - в рамках антикризисных пакетов развитых стран на развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий направлены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада. Дополнительные сложности для России возникают и в связи с тем, что перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора национальной экономики оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связывалось в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009-2010 годах в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий. Ее недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки.

Один из ключевых вызовов для нашей страны - это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов.

В условиях низкой эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренное «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала - кадров, технологий, идей, капитала.

В 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций. Прежде всего, за последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства - как в части фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 годов), так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки.

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей). Почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов). Число таких вузов будет постепенно расти. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд. рублей).

Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний- резидентов.

В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет, цель которого в перспективе - вхождение в мировую «университетскую элиту». Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую организацию проекта Сколково, Российский фонд технологического развития, другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.

В то же время, из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия развития науки и инноваций) результатов на первом этапе (2006 - 2007 годы) достигнуто менее трети. Прежде всего это касается индикаторов, существенно связанных со спросом на инновации в реальном секторе. На втором этапе (2008 - 2010 годы) выполнения Стратегии развития науки и инноваций существенное снижение в период кризиса спроса на инновации со стороны компаний реального сектора, а также кардинальное уменьшение бюджетного финансирования системообразующей ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2007-2012 годы», обусловило недостижение запланированного уровня целого ряда индикаторов .

Одно из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ - человеческий капитал. По доле населения с высшим и послевузовским профессиональным образованием (22,8% от численности населения в возрасте 25-64 лет) Россия находится на уровне ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает Германию, Италию, Францию. Особенно важен с точки зрения выстраивания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

С 2009 года в России реализуется федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Цель данной ФЦП - создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно- педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Задачи, решаемые ФЦП:

• создание условий для улучшения качественного состава научных и научно- педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

• создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

• создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Государственное финансирование реализации научно-технической и инновационной политики России имеет три основных механизма (сметный, программно- целевой, фондовый-грантовый) и осуществляется следующим образом:

• бюджет Российской Федерации, который предусматривает расходы на фундаментальные и прикладные исследования по разделам "Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона" и др.;

• целевое финансирование через федеральные целевые программы (ФЦП);

• финансирование через систему государственных фондов научно-технической деятельности и инноваций и через внебюджетные фонды;

• финансирование через систему стартовых, "посевных" фондов, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций (находится в стадии становления, пока финансируется создание самих этих фондов).

Необходимо отметить, что в силу специфики инноваций в разрезе отраслей, видов деятельности, регионов и т.д. для каждой конкретной инновации можно представить свой индивидуальный набор функций, которые она выполняет.

Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

.2 Анализ динамики и прогнозирование показателей инновационной регионов СКФО

В современных условиях информатизации общества и усиливающейся международной конкуренции происходит формирование новой экономической модели - инновационной экономики, или информационной экономики, где основным ресурсом развития выступает информация и особенно высшая её форма знания. Научно-технический потенциал, ИКТ и инновации становятся основным источником экономического роста и конкурентоспособности стран, регионов и предприятий.

Целью данного исследования является разработка методики для анализа структуры и динамики показателей, характеризующих готовность регионов к инновационной экономике. В качестве объекта, по данным которого разработана методика, выбраны регионы СКФО, а в качестве предмета - величины ключевых показателей инновационной за 2013 г.

В качестве меры готовности регионов к созданию, освоению и распространению разного типа новшеств и перехода к инновационной экономике можно использовать индекс инновационного развития. Инновационный индекс целесообразно разделить на три субиндекса. Каждый индекс в свою очередь характеризуется группой показателей.

Первый ресурсный индекс составляют показатели, характеризующие комплекс материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов: численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. чел. населения; численность исследователей с учеными степенями в расчете на 10 тыс. чел. населения; численность профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 тыс. чел. населения; внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб., в среднем на одно предприятие, организацию; затраты на технологические инновации, тыс. руб., в среднем на одно предприятие, организацию.

Второй инфраструктурный индекс составляют показатели, описывающие внутреннее состояние элементов инновационной системы региона и показатели информатизации общества: удельный вес организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем количестве предприятий, организаций соответствующего субъекта РФ; численность обучающихся по программам высшего профессионального образования в расчете на 10 тыс. чел. населения; удельный вес организаций, использовавших специальные программные средства, в общем числе обследованных организаций соответствующего субъекта РФ; затраты на информационные и коммуникационные технологии тыс. руб., в среднем на одно предприятие, организацию; число персональных компьютеров на 100 работников.

Третий функциональный индекс образуют показатели, характеризующие результативность исследований и разработок: поступление патентных заявок и выдача патентов, на численность персонала, занятого исследованиями и разработками; число использованных передовых производственных технологий, в среднем на 1000 предприятий, организаций соответствующего субъекта РФ; инновационная активность организаций; объем инновационных товаров, выполненных работ, услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг соответствующего субъекта РФ.

Инновационный индекс рассчитывается как среднее арифметическое отдельных индексов. Общий подход к определению индексов состоит в сравнении регионального показателя с аналогичным ему средним по СКФО. Если индекс принимает значение больше единицы, это означает, что по этому показателю регион превосходит средний по СКФО уровень, если меньше единицы, то отстает от среднего по округу.

Инновационный индекс региона отражает дифференциацию комплекса условий и варьируется в 2013 г. от наименьшего значения 0,45 в Республике Ингушетия до наибольшего 1,23 в Карачаево-Черкесской республике. Другие регионы имеют следующие показатели: Ставропольский край - 1,14; Республика Дагестан - 1,01; Кабардино-Балкарская республика - 1,05; Республика Северная Осетия - Алания - 0,90; Чеченская республика - 0,56.

На основе проведенных расчетов нами составлен рейтинг готовности регионов СКФО к инновационной экономике. Выделено три группы регионов: регионы с высокой готовностью - Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край; регионы со средним уровнем готовности Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан и Республика Северная Осетия - Алания; регионы с низкой готовностью - Чеченская республика и Республика Ингушетия.

Незначительно снизился индекс инновационного развития в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания и Ставропольском крае. Положительную динамику с 2008 г. показали Кабардино-Балкарская республика, Чеченская Республика и Республика Ингушетия. В Кабардино-Балкарской Республике несколько снизился ресурсный и инфраструктурный индекс, но существенно возрос функциональный индекс, тогда как в Республике Ингушетия наоборот функциональный индекс снизился с 0,08 до 0,04. Для Чеченской Республики характерно увеличение всех трех индексов, причем на порядок возрос характеризующий результативность исследований и разработок функциональный индекс - с 0,01 до 0,36.

Табл. 2.2.1

Динамика инновационного индекса регионов СКФО в 2008-2013 гг.


Ресурсный индекс

Инфраструктурный индекс

Функциональный индекс

Инновационный индекс


2008

2013

2008

2013

2008

2013

2008

2013

Республика Дагестан

0,88

0,66

0,88

0,86

1,42

1,53

1,06

1,02

Республика Ингушетия

0,21

0,45

0,64

0,87

0,08

0,31

0,45

Кабардино-Балкарская Республика

1,41

1,23

1,12

0,98

0,50

0,95

1,01

1,06

Карачаево-Черкесская Республика

2,31

1,43

1,02

1,84

0,44

0,44

1,26

1,24

Республика СО - Алания

1,00

1,05

1,15

1,12

0,62

0,53

0,93

0,90

Чеченская Республика

0,39

0,50

0,65

0,80

0,01

0,36

0,35

0,56

Ставропольский край

1,03

1,35

1,09

1,07

1,30

0,97

1,14

1,13


Наибольшая дифференциация регионов отмечается по функциональному индексу. Максимальное значение индекса в 2013 г. в Республике Дагестан - 1,53, наименьшее значение в республике Ингушетия - 0,04. На довольно низком уровне он также в Чеченской Республике (0,36) и Карачаево-Черкесской Республике (0,44). На среднем уровне функциональный индекс в Кабардино-Балкарской республике (0,95) и Ставропольском крае (0,97).

Анализ отдельных показателей функционального индекса регионов СКФО в 2013 г. показывает, что Республика Дагестан существенно выделяется на фоне остальных регионов СКФО в регистрации продуктов интеллектуальной деятельности. Число поданных патентных заявок на 100 человек, занятых исследованиями и разработками, составило в 2013 г. - 70,9, тогда как в среднем по СКФО - 23,6. Выдано патентов на 100 человек, занятых исследованиями и разработками, в Республике Дагестан 39,2, а в среднем по СКФО - 15,6.

Более 24 использованных передовых производственных технологий на 1000 предприятий приходится в Кабардино-Балкарской Республике, тогда как в среднем по СКФО - 13,8. Наибольшая отдача от инновационной деятельности в Ставропольском крае. Объем инновационных товаров, выполненных работ, услуг, в процентах от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг составляет 11,1 %, что больше, чем в среднем по РФ.

Анализ важнейших индикаторов инновационной экономики в абсолютных показателях свидетельствует о значительном отставании регионов СКФО от среднероссийского уровня развития. Так, численность населения СКФО составляет около 7 %, а число зарегистрированных предприятий и организаций около 3 % от показателей России в целом. Тогда как численность персонала, занятого исследованиями и разработками, - 0,2 %; внутренние затраты на исследования и разработки - 0,5 %; затраты на технологические инновации - 0,3 %; численность организаций, выполнявших исследования и разработки, - 2,8 %; затраты на информационные и коммуникационные технологии - 1,4 %; число использованных передовых производственных технологий - 1,0 %; объем инновационных товаров - 0,9 %.

В то же время динамика большинства показателей инновационной экономики СКФО показывает значительный рост за последние годы.

Табл. 2.2.2 Динамика основных показателей инновационной деятельности и информатизации в СКФО за 2007-2013 гг. в % к 2006 г.


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. чел. населения

102,4

102,8

94,9

87,7

86,0

84,8

83,3

Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб., в среднем на одно предприятие

143,2

284,3

317,0

329,7

495,2

416,3

Затраты на технологические инновации, тыс. руб. в среднем на одно предприятие

171,4

130,5

329,5

193,8

422,8

134,4

182,2

Затраты на ИКТ, тыс. руб., в среднем на одно предприятие

171,4

130,5

329,5

193,8

422,8

134,4

182,2

Число персональных компьютеров на 100 работников

150,0

171,4

178,6

200,0

221,4

235,7

257,1

Число исп. передовых производственных технологий в среднем на одно предприятие

129,5

141,0

155,2

187,2

195,0

118,0

106,4

Объем инновационных товаров, в % от общего объема отгруженных товаров

185,0

275,0

470,0

345,0

425,0

455,0

390,0


Для РФ все приведенные в табл. 2.1.2. показатели демонстрируют устойчивый рост с 2006 г. по 2013 г, тогда как для СКФО характерны разнонаправленные тенденции. Так, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. чел. населения снизилась в 2012 г. по сравнению с 2006 г. до 83,3 %. Стабильный рост, превышающий среднероссийские темпы, характерен для двух показателей - внутренних затрат на исследования и разработки в среднем на одно предприятие (416,3 %) и числа персональных компьютеров на 100 работников (257,1 %) в 2013 г. Остальные показатели также выросли по сравнению с 2006 г., однако им не хватает стабильности.

Табл. 2.2.3 Статистические характеристики моделей временных рядов инновационного индекса СКФО

Характеристики

Линейный тренд

Степенной тренд

Парабола 2-й степени

Константа, m

0,54

0,58

0,40

Коэффициент регрессии, b

0,10

0,39

0,18

Коэффициент регрессии, с

-

-

-0,01

Коэффициент детерминации, R2

0,93

0,96

0,96

F-критерий Фишера

81,78

164,72

Статистика Стьюдента: tm

9,04

12,22

4,87

tb

9,53

12,83

4,37

-

-

2,0


Таким образом, проведенный анализ показывает низкие возможности регионов СКФО для перехода на инновационный тип развития, инновационная система округа разбалансирована, характеризуется низким уровнем материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и отсутствием эффективной инновационной инфраструктуры.

В то же время большинство показателей информатизации и инновационного развития СКФО за рассматриваемый период существенно возросли, что может свидетельствовать о том, что инновационные перспективы округа не утрачены и при наличии благоприятных условий регионы СКФО имеют потенциал перехода к инновационному типу развития.

Прогноз инновационного индекса СКФО на несколько периодов вперед по линейной и степенной модели отражает оптимистический сценарий и ежегодный прирост показателя инновационной готовности округа на 0,1 пунктов, согласно линейной модели, или на 0,39 %, согласно степенной модели. Парабола второй степени может отражать пессимистический сценарий и показывает сначала рост инновационного индекса СКФО в 2013-2014 гг., а затем с 2015 г. его снижение.

Оценка готовности регионов СКФО к инновационной экономике позволяет сделать ряд выводов:

структура показателей инновационной деятельности и информатизации регионов СКФО за последние годы, не претерпела существенных изменений. Однако регионы с низкой готовностью к инновациям, Чеченская республика и Республика Ингушетия, демонстрируют более высокие темпы роста;

наиболее объективным индикатором, характеризующим условия перехода к новой экономике, на наш взгляд, является результативность инновационной системы региона, которую характеризует функциональный индекс, включающий в себя такие показатели, как число выданных патентов, инновационную активность организаций и объем инновационных товаров. Наиболее высокий функциональный индекс характерен для Республики Дагестан, Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики;

анализ динамики инновационного индекса СКФО за 2006-2013 гг. показал наличие вполне определенных тенденций. Наиболее активно инновационная сфера и процессы информатизации развивались в 2008-2013 гг.;

моделирование динамики инновационного индекса с помощью аналитических функций показывает отсутствие устойчивого роста и возможность реализации как оптимистического, так и пессимистического сценария развития инновационной системы регионов СКФО.

Инвестиционный потенциал СКФО весьма высок, однако значительная его часть в настоящее время выведена в теневой сектор. В связи с этим инвестиционная политика должна проводиться одновременно по двум основным направлениям:

привлечение новых инвесторов;

создание условий для «выхода из тени», то есть стимулирование к инвестиционной деятельности имеющихся производителей.

Однако в СКФО в силу высокой коррупционной составляющей и наличия прямых угроз для жизни и капитала частный бизнес сталкивается с повышенными рисками. Поэтому для привлечения частных инвестиций, особенно иностранных, здесь необходимы гарантии экономической безопасности со стороны государства, а также повышение эффективности и независимости судебных органов, арбитража. Второе - снижение реального образовательного уровня выпускников школ и вузов, отмечаемое в последние годы, сильно затронуло северокавказские республики, где, помимо прочего, в силу оттока русского населения, снизился уровень владения русским языком. Особенную остроту эта проблема приобрела в сельской местности и в таких республиках как Дагестан, Ингушетия, Чечня. В конечном итоге, низкий образовательный уровень снижает качество трудовых ресурсов и возможности интеграции молодёжи в российское культурное и экономическое пространство.  Так как теневой сектор неоднороден, административные усилия следует направить в первую очередь на борьбу с коррупционной составляющей неформальной экономики, нелегальным бизнесом, а также на экономическую преступность. Что касается неформальной 22 индивидуальной трудовой деятельности и экономики домашних хозяйств, необходимо создать экономические стимулы, институциональные механизмы и государственные гарантии защищённости для её постепенной трансформации и введения в правовое поле в рамках малого и мелкого бизнеса. В конечном счете, уменьшение масштабов теневой экономики и уровня дотационности возможны только при условии повышения занятости населения, развитии среднего и крупного бизнеса.

3. Рекомендации по улучшению инновационного состояния Российской Федерации

Правительство Российской Федерации разработало проект стратегию «Инновационная Россия - 2020». Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

Цель Стратегии - привести к 2020 году экономику России на инновационный путь развития, характеризующийся такими основными показателями как:

доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50% в 2020 году;

доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году;

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 году;

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году;

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 году, из них больше половины - за счет частного сектора. доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году;

средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году;

не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам;

количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи;

доля средств в структуре доходов ведущих российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

доля средств на научные исследования, проводимые на базе вузов, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.

Для того чтобы планируемые результаты были достигнуты необходимо решение следующих ключевых задач:

) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и мотивированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

) Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения.

) Повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной Инновационная Россия - 2020 26 деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

) Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

) Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, формирование территорий инновационного развития, развитие инновационных кластеров.

Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:

выявление проблем и путей их решения с задействованием полного набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, с ориентацией на ликвидацию «провалов рынка»;

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний, с использованием всего комплекса мер тарифного, таможенного, налогового, антимонопольного регулирования;

обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;

прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения. - координация и взаимоувязка бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики (бюджетная, налоговая, внешнеэкономическая, региональная и др.) как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Инновационная политика является одним из ключевых приоритетов общей социально-экономической политики, интегрирующим отдельные блоки научно- технической, промышленной, региональной, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, социальной политики, а также политики в сфере образования и модернизации государственного управления, связанные с формированием и внедрением инноваций в экономике. Такой «синтетический» характер инновационной политики обуславливает ее высокую чувствительность к качеству и направленности проводимой политики по каждому из названных направлений и также обуславливает невозможность централизации функций по ее реализации в каком-либо одном из органов власти. У инновационной политики есть свой инструментарий, система задач и приоритетов. В то же время, особенность инновационной политики в России состоит в том, что «конечных» ее целей (перевода экономики на инновационный путь развития) фактически невозможно достичь без создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения высокого качества функционирования базовых экономических институтов, конкурентной среды, обеспечивающей создание рыночных стимулов к инновациям и решения ряда других ключевых задач в области институционального строительства. Соответственно, поставленные задачи в сфере инновационного развития не могут быть решены только за счет полной и эффективной реализации мер самой инновационной стратегии. Более Инновационная Россия - 2020 28 того, ключевые инструменты и механизмы наращивания инновационной активности находятся, в основном, за рамками инновационной стратегии. В то же время, при достаточно жесткой взаимоувязке и координации проведения инновационной политики с иными названными направлениями социально-экономической политики поставленные задачи в области инновационного развития достижимы.

Заключение

Инновационная деятельность - необходимый компонент политики государств и отдельных предприятий. Без этого компонента любое предприятие обречено на разорение, а государство на отставание от инновационно-приверженных стран. И несмотря на распространение в последнее время различных научных работ по этой теме, инновационная сфера требует еще более глубокого и детального исследования. Остаются в России так же и проблемы практического применения инноваций, и основная из них в том, что нету связи российского бизнеса с наукой. Словом, над инновационной сферой в России нужно работать не покладая рук. Очень хочется надеяться, что уже в ближайшем будущем российские предприятия будут занимать лидирующие строчки в рейтингах самых успешных компаний, а наша экономика сможет обеспечивать российскому народу высочайший уровень жизни.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.

В работе было подробно ознакомлено с понятиями «инновация» и «инновационная деятельность», разобраны классификационные признаки и виды инноваций. Также выявлены методологические подходы к оценке инновационного потенциала и основные проблемы развития инновационной деятельности в РФ. нужно отметить, что основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. В то же время необходимо использовать возможности финансирования программ развития наукоградов за счет внебюджетных инвестиций.

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Список использованной литературы

1.      Баранчеев В.П. Управление инновациями :учеб. для вузов/ В.П.Баранчеев, Н.П.Масленникова, В .М.Мишин; Учеб.-метод. объединение по образованию. -М.: Высш. образование: Юрайт, .-2010. -711с.,

.        Галецкая Р.А.. Инновации в стратегическом планировании регионов с низким уровнем инновационного развития// Экономика. Налоги. Право. - 2012 г. - № 4.

.        Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций :учеб. для вузов / Учеб.- метод. объединение по образованию; Рос. экономическая акад. им. Г.В.Плеханова. -М.: КНОРУС, .-2011. -1

.        Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 38-40.

.        Ковалев В. Инновации и стратегии развития // Проблемы теории и практики управления.- 2014.-№ 4.-С.90-94

.        Магомедгаджиев Ш.М. анализ динамики и прогнозирование показателей инновационной деятельности и информатизации регионов скфо // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-7. - С. 1492-1497;

.        Мухамедьянов А.М. Инновационный менеджмент. Инфра-М: Москва, 2010.

.        Прокопенко Е.С. Условия и факторы результативного функционирования региональной инновационной системы : автореф. дисс. … канд. экон. наук. - РнД, 2010.

.        Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р

.        Санникова И.И. Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием // Менеджмент в России и за рубежом.- 2013.-№3.-С.57-64

.        Тепман Л.Н. Инновационная экономика : учеб.пособие /, В. А. Напёров. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 120с.

.        Фаенсон М. И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / М: МГУП, 2010. 100 с. 400 экз.

.        Фархутдинов Р.А.. Инновационный менеджмент /.Учебник - М, 2010. - 600с.

.        Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2012. - 318 с.

Похожие работы на - Инновации и методы их оценки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!