Статистический анализ бюджета Еврейской Автономной Области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    856,07 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический анализ бюджета Еврейской Автономной Области

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретические основы статистики бюджета

.1 Социально - экономическая сущность бюджета

.2 Основные показатели статистики бюджета

.3 Источники статистической информации о бюджете

Статистический анализ бюджета Еврейской Автономной Области

.1 Анализ областного бюджета за 2010 - 2014 годы

.2 Прогноз доходов областного бюджета

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет - один из инструментов реализации экономической политики государства, его регионов и муниципальных образований. Регулирующее воздействие бюджета необходимо на местном уровне вследствие дотационности большинства местных бюджетов в России.

Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

структуру доходов государственного бюджета;

структуру расходов государственного бюджета;

источники финансирования бюджетного дефицита;

размеры государственного внутреннего долга;

эффективность проведения государством фискальной политики;

влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

Цель курсовой работы - провести анализ бюджета Еврейской автономной области на основе статистических показателей

Задачи курсовой работы:

определить социально-экономическую сущность бюджета;

рассмотреть основные статические показатели бюджета;

определить методологию и информационную базу, необходимую для проведения статистического анализа бюджета;

дать анализ бюджета Еврейской автономной области на основе статистических показателей.

Объектом курсовой работы является бюджет еврейской автономной области.

Предметом курсовой работы является процесс проведения статистического анализа бюджета.

Методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по экономике, статистике, демографии, экологии.

В качестве инструментария в диссертации использовались математико-статистические методы анализа социально-экономических явлений: методы анализа рядов динамики и прогнозирования, группировки, а также табличные методы представления результатов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ БЮДЖЕТА

.1 Социально - экономическая сущность бюджета

бюджет статистический анализ

Бюджет - это основополагающее звено финансовой системы, он охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Бюджетные отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между предприятиями, населением и государством, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления [6].

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением, и заключаются в перераспределении национального дохода, образовании и использовании денежного фонда на осуществление экономической и социальной политики, развитие культуры, науки, образования, обеспечение обороны страны и управление обществом.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается общее определение бюджета: форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений [1].

Как финансовая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления [1].

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов <#"823097.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Динамика доходов областного бюджета, млн. рублей

Как видно из таблицы и рисунка снижение доходной части областного бюджета наблюдается в 2011 г. и 2013 г. Общая тенденция роста доходов в областной бюджет с учетом прогноза 2014 года составит 363,7 млн. руб. (4,6 %).

Рассмотрим динамику собственных доходов областного бюджета на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика собственных доходов областного бюджета за 2010 - 2014 годы, млн. рублей

Анализ динамики собственных доходов областного бюджета показал рост, который в целом составил 1500,8 млн. руб. (52,4 %).

Рассмотрим структуру доходной части областного бюджета (с учетом исполнения) за 2010 - 2012 годы в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Структура доходов бюджета ЕАО за 2010 - 2012 годы

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год


млн. рублей

процент

млн. рублей

процент

млн. рублей

процент

Всего доходов

7853,2

100,0

6661,00

100,0

8200,1

100,0

Налоговые доходы

28,4

2481,6

37,2

3128,7

33,9

Неналоговые доходы

630,0

8,0

78,9

1,2

109,9

5,5

Безвозмездные поступления

4989,8

63,6

4100,5

61,6

4961,1

60,6


Анализ структуры доходной части областного бюджета показал, что наибольший удельный вес за весь период исследования приходится на безвозмездные поступления (2010 год - 63,6 %, 2011 год - 61,6 %, 2012 год - 60,0%). Однако наблюдается тенденция роста собственных доходов за счет роста налоговых поступлений.

Рисунок 2.3 - Структура налоговых доходов областного бюджета за 2010 - 2014 годы, процент

В общей структуре налоговых доходов приоритетное место занимают отчисления от федеральных налогов, в частности налог на прибыль и НДФЛ. За исследуемый период доля поступлений от НДФЛ увеличится на 12,3 %.

Динамика неналоговых поступлений в областной бюджет представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Динамика неналоговых поступлений в областной бюджет, млн. рублей

За исследуемый период наблюдается нестабильная динамика неналоговых поступлений в бюджет: в 2011 году снижение поступлений составило 87,5 %, по оценке в 2013 году рост составит 13,4 % по сравнению с 2012 годом, в 2014 году планируется снижение неналоговых поступлений на 86,4 % по сравнению с 2010 годом.

На рисунке 2.5 представлена динамика безвозмездных поступлений в областной бюджет за 2010 - 2014 годы.

Рисунок 2.5 - Динамика безвозмездных поступлений в областной бюджет за 2010 - 2014 годы, млн. рублей

В целом снижение к 2014 году уровня безвозмездных поступлений на 1137,1 млн. руб. (22,7 %) говорит о росте бюджетной самостоятельности Еврейской автономной области за счет роста налогового потенциала.

Рассмотрим динамику расходов бюджета Еврейской автономной области на рисунке 2.6.

Из рисунка видно, что снижение расходов составило в 2011 году 156,02 млн. рублей или на 2,05 %.

В 2012 году расходы бюджета увеличились на 730,238 млн. рублей или на9,8 %.

По оценке 2013 год покажет увеличение расходов бюджета на 1619,1 млн. руб. (21,3 %) по сравнению с 2010 годом.

Рисунок 2.6 - Динамика расходов областного бюджета за 2010 - 2014 годы, млн. рублей

Для оценки эффективности бюджетных расходов был проведен анализ расходов областного бюджета на одного жителя области по основным социальным направлениям.

Рисунок 2.7 - Расходы областного бюджета на образование в расчете на 1 жителя области, рублей

Рост расходов областного бюджета на образование в расчете на 1 жителя области составил 7000,8 руб. (в 3 раза).

Рисунок 2.8 - Расходы областного бюджета на развитие культуры в расчете на 1 жителя области, рублей

Рост расходов областного бюджета на развитие культуры в расчете на 1 жителя области составил 52,9 руб. (18,3 %).

Рисунок 2.9 - Расходы областного бюджета на здравоохранение в расчете на 1 жителя области, рублей

Рост расходов областного бюджета на здравоохранение в расчете на 1 жителя области составил 328,8 руб. (63,5 %).

Рисунок 2.10 - Расходы областного бюджета на социальную политику в расчете на 1 жителя области, рублей

Рост расходов областного бюджета на социальную политику в расчете на 1 жителя области составил 3299,1 руб. (55,2 %). В целом можно сделать вывод, что ежегодно растет социальная направленность областного бюджета.

Источники финансирования дефицита областного бюджета - средства привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, в том числе разница между полученными (поступившими) и погашенными средствами по кредитам банков, кредитам от других бюджетов бюджетной системы, кредитам финансовых международных организаций, ценным бумагам, иные источники.

Таблица 2.3 - Расчет дефицита/профицита областного бюджета

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

7 853,2

6 661,0

8 200,1

7 898,3

8 216,9

Расходы

7 594,5

7 438,5

8 168,7

9 213,6

8 863,8

258,7

-777,5

31,4

-1 315,3

-646,9


В 2010 году профицит бюджета составил 258,7 млн. руб.

В 2011 году дефицит бюджета составил 777,5 млн. руб.

В 2012 году профицит бюджета составил 31,4 млн. руб.

В 2013 году дефицит бюджета составил 1315,3 млн. рублей.

Государственный долг Еврейской автономной области - обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленных Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Еврейской автономной областью.

Рисунок 2.11 - Динамика государственного долга Еврейской автономной области, млн. руб.

Государственный долг Еврейской автономной области в период с 2010 года по 2013 год увеличился в 60,8 раза.

В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются:

номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

объем основного долга по кредитам, которые получены субъектом РФ;

объем обязательств по государственным гарантиям субъекта РФ.

Рисунок 2.12 - Структура государственного долга по видам долговых обязательств, млн. рублей

Анализ динамики и структуры государственного долга по долговым обязательствам показал, что к 2013 году увеличились объемы кредитов кредитных организаций областному бюджету на 121,8 млн. рублей.

Рост бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы составил1600 млн. рублей. Это объясняется тем, что в 2013 году область понесла большие потери в результате крупномасштабного наводнения и нуждалась в дополнительных финансовых ресурсах.

.2 Прогноз доходов областного бюджета

Прогноз доходов областного бюджета на прогнозный год составляется на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации и Еврейской автономной области за прошедший год, а также уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Еврейской автономной области на прогнозный год.

Таблица 2.3 -Основные характеристики доходной части областного бюджета за 2011 - 2013 годы в сравнении с валовым региональным продуктом

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год





Валовой региональный продукт

25 345,1

29 601,8

33 666,5

Налоговые и неналоговые доходы, всего*

2560,5

3239,0

3736,1

в % к ВРП

10,1

10,9

11,1

в том числе:




Налоговые доходы, всего

2481,6

2786,0

3610,3

в % к ВРП

9,8

9,4

10,7

Неналоговые доходы

78,9

453,0

125,8

В % к ВРП

0,3

1,5

0,4

Безвозмездные поступления

4100,5

4961,1

4162,2

В % к ВРП

16,2

16,7

12,3

Доходы всего

6661,0

8200,1

7898,3

В % к ВРП

27,7

23,4

Дефицит/профицит

-777,5

31,4

-1315,3

в % к ВРП

-3,0

0,1

-3,9


Анализ таблицы 2.3 показал, что за весь период доля собственных доходов в общей структуре ВРП имеет тенденцию к росту, за счет роста доли налоговых поступлений. Доля неналоговых доходов наоборот сократилась.

Значительный уровень безвозмездных поступлений говорит о финансовой зависимости региона от внешних источников (федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ). Однако, снижение доли безвозмездных поступлений говорит о положительной тенденции - о росте финансовой самостоятельности областного бюджета.

Рост уровня дефицита в общей структуре ВРП говорит о несбалансированности областного бюджета.

Анализ структуры доходной части областного бюджета показал, что наибольший удельный вес за весь период исследования приходится на безвозмездные поступления.

Однако наблюдается тенденция роста собственных доходов за счет роста налоговых поступлений.

Результаты проведенного коэффициентного анализа областного бюджета ЕАО за 2011 - 2013 годы представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Коэффициентный анализ поступлений в областной бюджет ЕАО за 2011 - 2013годы

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год


млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Всего доходов

6661,0

8200,1

7898,3

Налоговые доходы

2481,6

2786,0

3610,3

региональные налоги

119,7

230,7

273,5

федеральные налоги

2361,9

2555,3

3336,8

налоги частично передаваемые в муниципальные бюджеты

343,6

513,6

620,3

налоги переданные в муниципальные бюджеты

284,5

491,5

587,1

Неналоговые доходы

78,9

453,0

125,8

Безвозмездные поступления

4100,5

4961,1

4162,2

дотации

2300,1

2300,2

2313,0

субвенции

966,1

901,5

700,5

межбюджетные трансферты

843,3

1759,4

1148,7

среднегодовая численность населения

172,4

174,1

коэффициент автономии

0,30

0,36

0,38

коэффициент бюджетной результативности

41,197

45,159

38,259

коэффициент финансовой независимости

 0,39

0,38

0,12


Рассчитанные коэффициенты позволили сделать выводы:

коэффициент автономии показывает, насколько областной бюджет независим от внешних источников финансирования, или какой удельный вес приходится на собственные доходы. В данном случае собственные доходы имеют наименьший удельный вес по сравнению с безвозмездными поступлениями. Однако, коэффициент автономии имеет тенденцию к ежегодному росту на 27 %;

коэффициент бюджетной результативности показывает уровень бюджетных доходов на душу населения, расчеты показали, что в 2013 году уровень бюджетной обеспеченности населения области упал на 3,160 тыс. руб. в связи со снижением доходной части бюджета и ростом населения области;

коэффициент финансовой независимости показывает долю расходов, которые покрываются за счет собственных средств бюджета. Так, расчеты показали, в 2011 и 2012 годах доля собственных средств бюджета для покрытия расходов составляла 38 % и 39 % соответственно, в 2013 году, за счет сильно сокращения неналоговых поступлений уровень собственных расходов снизился до 12 %, что является отрицательным моментом в формировании финансовой самостоятельности областного бюджета.

Проведем трендовый анализ доходов областного бюджета за 2011 - 2013 годы, расчеты представлены в таблицах 2.5 и 2.6.

Таблица 2.5 - Данные для расчета параметров трендовой модели

Период

Доходы бюджета, млн. руб. (Yi)

k

t

t2

Yi×t

2011

6661,0

1

1

1

6661,0

2012

8200,1

2

1

1

8200,1

2013

7898,3

3

3

9

23694,9

Сумма

22759,4



11

38556,0


Используя показатели таблицы, найдем параметры уравнения тренда:


По рассчитанным параметрам запишем модель, характеризующую тенденцию развития доходов областного бюджета за 3 года:

Таким образом, среднесрочная тенденция изменения доходов областного бюджета выражается в его увеличении с темпом роста 3505,1 млн. рублей.

Проведем прогноз доходов областного бюджета на 2014 - 2016 годы.

Таблица 2.6 - Прогноз доходов областного бюджета

Период

t

доходы бюджета, %



Yi

yt

2013

1

7898,3

7898,3+3505,1*1

2014

1

11403,4

7898,3+3505,1*2

2015

3

14908,5

7898,3+3505,1*3


18413,6



Таким образом, изучение основных статистических показателей регионального бюджета был определен прогноз доходов областного бюджета на 2014 - 2016 годы..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Формирование отчётности по принципам статистики государственных финансов даёт возможность получить всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причём на качественно новой основе, поскольку, помимо показателей кассового исполнения бюджета, включаются показатели об активах и обязательствах государства, показатель чистого уровня благосостояния - чистая стоимость, характеризующая финансовую деятельность государства. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьёзного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные её сектора.

На основе отчетов об исполнении бюджета за 2010 - 2013 годы и утвержденных показателей бюджета за 2014 год был проведен анализ доходов, расходов бюджета области, источников финансирования дефицита бюджета, исполнения долговых обязательств.

Были выявлены следующие тенденции.

Общая тенденция роста доходов в областной бюджет с учетом прогноза 2014 года составит 4,6 %. Анализ динамики собственных доходов областного бюджета показал рост, который в целом составил 52,4 %.

Анализ структуры доходной части областного бюджета показал, что наибольший удельный вес за весь период исследования приходится на безвозмездные поступления. Однако наблюдается тенденция роста собственных доходов за счет роста налоговых поступлений.

В общей структуре налоговых доходов приоритетное место занимают отчисления от федеральных налогов, в частности налог на прибыль и НДФЛ. За исследуемый период доля поступлений от НДФЛ увеличится на 12,3 %.

Нестабильная динамика неналоговых поступлений показала, что в 2011 году снижение поступлений составило 87,5 %, по оценке в 2013 году снижение составит 80,3 %, в 2014 году планируется снижение неналоговых поступлений на 86,4 % по сравнению с 2010 годом.

Рост расходов областного бюджета за весь период исследования составит 16,7 %.

Для оценки эффективности бюджетных расходов был проведен анализ расходов бюджета на одного жителя области, который показал, что ежегодно растет социальная направленность областного бюджета.

Анализ динамики финансирования целевых и ведомственных программ по основным направлениям на период 2010 - 2012 гг. показал, что существенный рост расходов запланирован по направлению «Сбалансированное региональное развитие», связанное с решением мероприятий по реализации комплексной областной программы, направленной на социально - экономическое развитие ЕАО до 2015 года.

Далее анализ показал, что дефицитным был 2011 год. Независимо от этого, ежегодно к закону о бюджете Еврейской автономной области на очередной финансовый и планируемые годы определяются источники финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг Еврейской автономной области в период с 2010 года по 2013 год увеличился в 60,8 раза.

Анализ динамики и структуры государственного долга по долговым обязательствам показал, что к 2013 году увеличились: объемы кредитов кредитных организаций областному бюджету на 121,8 млн. рублей; бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы на 1600 млн. рублей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3823.

2.      Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год: закон <http://npa.eao.ru/law?d&nd=642200742&prevDoc=642225779> ЕАО от 28.6.2013 № 319-ОЗ // [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://npa.eao.ru/.

.        Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год: закон <http://npa.eao.ru/law?d&nd=642200742&prevDoc=642222811> ЕАО от 27.6.2012 № 76-ОЗ // [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://npa.eao.ru/.

.        Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год: закон <http://npa.eao.ru/law?d&nd=642200742&prevDoc=642219762> ЕАО от 29.6.2011 № 952-ОЗ // [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://npa.eao.ru/.

5.     Аганбегян, А.Г. Что делать, когда госбюджета не хватает? // Деньги и кредит. - 2013. - № 11. - С.4-9.

6.      Дианов, Д. В. Статистика финансов и кредита: учебник. - М.: КноРус, 2011. - 448 с.

.        Кожухарь, Л.И. Основы общей теории статистики. - М.: Инфра - М, 2009. - 144 с.

8.     Курышева, С.В. Налоговая нагрузка в России и ее статистическое отражение // Вопросы статистики. - 2012. - № 4. - С.75-76.

9.      Никифоров, О.Н. Методологические и прикладные проблемы статистики // Актуал. статистика Сибири. - 2011. - № 1. - С.70-77.

.        Пашинцева, Н.И. Практические рекомендации по применению основополагающих принципов официальной статистики // Вопросы статистики. - 2010. - № 11. - С.3-11.

11.   Региональная статистика: учеб. для вузов / под ред. Заровой Е.В., Чудилина Г.И. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 621с.

12.    Саблина, Е. А. Статистика финансов: курс лекций: учебное пособие. - М.: Экзамен, 2009. - 450 с.

.        Статистика: учеб. пособие / под ред. В.Г.Ионина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2011. - 384с.

.        Статистика : учебник для бакалавров / под ред. В. С. Мхитаряна. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 590 с.

.        Статистика : учебник для бакалавров / под ред. И. И. Елисеевой.- М. : Издательство Юрайт, 2014. - 558 с.

.        Статистика финансов: Учебник для вузов. / Под ред. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 610 с.

.        Статистика финансов: Учебник. / Под ред. В.Н. Салина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 312 с.

18.   Суринов, А.Е. Задачи и приоритетные направления развития государственной статистики в 2011 году // Вопросы статистики. - 2011. - N 4. - С.3-9.

.       Теория статистики с основами теории вероятностей: учеб. пособие / под ред. И.И.Елисеевой. - М., 2011. - 446с.

Похожие работы на - Статистический анализ бюджета Еврейской Автономной Области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!