Инвестиционная политика России: современное состояние и перспектива развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    153,87 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиционная политика России: современное состояние и перспектива развития

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

(ГОУ ВПО НГИЭИ)

Экономический факультет

Кафедра экономики и статистики




КУРСОВАЯ РАБОТА

По макроэкономике

Тема: «Инвестиционная политика России: современное состояние и перспектива развития»

Руководитель: старший преподаватель

Денисова Н.В.

Выполнила студентка

курса, группы 13БиО

Шилова Е.Г.





г. Княгинино

г.

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая сущность инвестиционной деятельности

1.1 Роль инвестиций в функционировании экономики

1.2 Классификация инвестиций и участников инвестиционной деятельности

1.3 Источники финансирования инвестиционной деятельности

Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в России

.1 Особенности инвестиционного климата в России

.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ

.3 Функционирование иностранных инвестиций в России

Глава 3. Перспективы развития инвестиционной деятельности в России

.1 Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их решения

.2 Направления повышения инвестиционной активности России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции.

Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.

В связи с этим цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.

В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:

дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;

раскрыть сущность инвестиционной деятельности;

описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;

определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политике России;

рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, проблем и перспектив развития инвестиционной деятельности в России.

Данная работа состоит из трех глав. В первой из них рассматриваются теоретические основы инвестиционной деятельности, роль инвестиций в экономике России.

Во второй главе проводится анализ инвестиционной деятельности в России, оценивается инвестиционная привлекательность и степень активности иностранных инвестиций, и регулирование их привлечения.

Третья глава носит обобщающий характер и раскрывает перспективы российской инвестиционной активности. В данной главе определяются факторы, препятствующие притоку инвестиций, обозначены пути и меры по их привлечению.

Глава 1. Экономическая сущность инвестиционной деятельности

.1 Роль инвестиций в функционировании экономики

В широком смысле инвестиции - вложение капитала ради получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. В Федеральном законе “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, говорится, что инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Такое широкое понимание охватывает как финансовые инвестиции (вложения в ценные бумаги - акции, облигации акционерных обществ, государственные ценные бумаги, сберегательные сертификаты и векселя, производные ценные бумаги), так и инвестиции в нефинансовые активы - в основной капитал, в нематериальные активы и другие нефинансовые активы, в прирост запасов материальных средств, а также затраты на капитальный ремонт основных фондов.

Инвестиции (капитальные вложения) играют ключевую роль в рыночной экономике, поскольку они обеспечивают возобновление, обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности. Инвестиционным бизнесом постоянно занимаются специализированные юридические лица (проектно-изыскательские организации, строительные предприятия, инвестиционные банки, фонды, корпорации и т.п.) и время от времени - предприятия и учреждения, нуждающиеся в обновлении, расширении или техническом перевооружении основных фондов для производства товаров и услуг.


Инвестиции выполняют следующие основные функции:

воспроизводственную - замена устаревших или изношенных основных фондов и создание новых для обеспечения простого или расширенного воспроизводства товаров и услуг;

инновационную - осуществление базисных или улучшающих инноваций (нововведений) для повышения конкурентоспособности продукции, производства новых или усовершенствованных товаров и услуг или использования более эффективных технологий;

социально-экологическую - строительство новых или реконструкция действующих объектов социального (школы, вузы, поликлиники, музеи и т.п.) и экологического (очистные сооружения и т.п.) назначения;

оборонную - строительство или реконструкция объектов оборонного назначения, предприятий оборонно-промышленного комплекса;

внешнеэкономическую - привлечение иностранных инвестиций в основные фонды страны, а также строительство или реконструкция объектов за рубежом;

конъюнктурную - динамика инвестиций служит индикатором фаз экономического рынка, состояния конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках.

Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют, таким образом, структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.

В настоящее время в законодательстве и статистике России выделяются следующие характеристики инвестиций и инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Объектами инвестиционной деятельности являются экономические активы - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики, непроизводственные активы, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

В качестве инвестиций используются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, кредиты, займы, залоги, технологии, земля, здания, сооружения, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности.

К факторам, определяющим величину инвестиций, относятся:

Ожидаемые доходы от инвестиций;

Реальная ставка процента;

Налогообложение;

Изменения в технологии производства.

Источниками финансирования инвестиционного процесса являются собственные и привлеченные средства.

К собственным средствам относятся:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций;

Амортизация;

Накопления;

Суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба.

В состав привлеченных средств входят:

Кредиты банков, средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы и средства;

Различные формы заемных средств, в том числе кредиты;

Средства из федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации;

Средства внебюджетных фондов;

Иностранные инвестиции.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Инвестиции находятся в определенной зависимости от фактора экономического роста, для выяснения которой следует предварительно определить понятия валовых и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции - это затраты на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Динамика показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики: величина чистых инвестиций показывает, в какой фазе развития находится экономика страны. Если объем валовых инвестиций превышает объем амортизационных отчислений, то прирост производственного потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство, экономика находится в стадии подъема.

При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом.

Мультипликатор (МР) - это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.

.2 Классификация инвестиций и участников инвестиционной деятельности

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах, они очень многообразны и многофакторные. В соответствии с конкретными задачами, в целях учета, анализа, мониторинга и индикативного планирования, инвестиционная деятельность может быть классифицирована по следующим признакам:

. По объектам вложений средств: реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции - вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.).

Финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

. По характеру участия в инвестировании: прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции - непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. При этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции.

Непрямые инвестиции (косвенные) - инвестиции, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.

. По периоду инвестирования: краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на период не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т.п.).

Долгосрочные инвестиции - инвестиции, используемые на капитальные вложения и создание, увеличение размеров, а также приобретение необоротных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.

. По формам собственности инвестиционных ресурсов: частные, государственные, иностранные и совместные.

Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами, а также субъектами хозяйствования негосударственных форм собственности.

Государственные инвестиции - вложения, осуществляемые федеральными, региональными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.

. По региональному признаку: инвестиции внутри и за рубежом.

Инвестиции внутри страны (внутренние инвестиции) - вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.

. По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.

. По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции.

Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.

Умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.

Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Деятельность участников инвестиционной деятельности регулируется законодательством РФ, международными соглашениями и нормативными документами. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в законодательных актах весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать одновременно и как инвесторы, и как пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также совмещать функции других участников этой деятельности. Если инвестор и пользователь объектов инвестиционной деятельности являются различными субъектами, то отношения между ними оформляются договором об инвестировании.

1.3 Источники финансирования инвестиционной деятельности

Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования. Соотношение и структура финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования экономическими субъектами, во многом определяются господствующими формами и механизмом хозяйствования. Рыночной экономике присущ определенный механизм формирования источников финансирования инвестиционной деятельности, распределения инвестиционных ресурсов в обществе.

Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов.

Инвестиционные ресурсы представляют собой вес виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обуславливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.

При анализе инвестиционной значимости сбережений населения принято выделять организованные и неорганизованные формы сбережений. Под организованными сбережениями понимают сбережения, осуществляемые в виде сбережения в форме наличной валюты, которые остаются на руках у населения. Даная форма сбережений населения представляет собой потенциальный инвестиционный ресурс.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

Таким образом, следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним - иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними - государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

Анализ структуры источников финансирования инвестиций на уровне фирм в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что доля внутренних источников в общем объеме финансирования инвестиционных затрат в различных странах существенно колеблется в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.

Как правило, структура источников финансирования инвестиций изменяется в зависимости от фазы делового цикла: доля внутренних источников снижается в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита.

Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в России

.1 Особенности инвестиционного климата в России

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу - периоду устойчивого экономического роста.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества.


Инвестиционный климат - это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

Отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.

Правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. В течение последних лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им - все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.

Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.

Высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;

Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

Изношенность производственной и транспортной инфраструктуры. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.

Последнее время открыто говорится о том, что на данном этапе инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Президент РФ Дмитрий Медведев открыто заявил, что «деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, нам доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем -- ни я, ни правительство России».

.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ

Изменение инвестиционного тренда в России происходило аналогично тенденциям мировой экономики. Кризис в инвестиционной сфере продолжался с 2008 г. вплоть до конца 2009 г.

С начала 2010 г. динамика накопления основного капитала в российской экономике перешла в область положительных значений. Её среднеквартальное значение в фазе оживления не превышало 2,7%, а в фазе падения достигло 3%.

По итогам 2010 г. валовое накопление основного капитала увеличилось на 6,1%, номинальный прирост материальных оборотных средств составил 0,9% ВВП, а валовое накопление в целом выросло на 28,4%. Тем не менее возобновившийся рост валового накопления основного капитала и валового накопления в целом не компенсировал их падения в 2009 г. (соответственно 14,4 и 41,0%).

Одним из ключевых факторов дальнейшего развития российской экономики - динамика капитальных вложений. В свою очередь, она в значительной степени определяется сложившимися параметрами их финансирования.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства (в % к итогу)


В 2009 г. прервалась многолетняя тенденция к увеличению притока в Россию прямых иностранных инвестиций. По данным Банка России, за год их объем составил 36,8 млрд. долл., или вдвое меньше, чем в 2008 г. (75,5 млрд.), а в 2010 г. снизился еще на 22% (до 28,6 млрд. долл.). При этом общий объем обязательств перед остальным миром в 2010 г. вырос в 5,5 раза по сравнению с 2009 г. (с 6,6 млрд. до 36,6 млрд. долл.), что свидетельствует о привлечении преимущественно краткосрочных средств.

В ресурсном обеспечении инвестиционного процесса за счет внутренних источников произошел ряд существенных структурных сдвигов. Во-первых, значительно возросла помощь со стороны вышестоящих организаций (в форме средств, перераспределяемых в рамках холдингов к дочерним и зависимым компаниям). Если в 2007 г. доля данного источника финансирования инвестиций составила 11,3% , то по итогам 2010 г. она выросла до 18%.

Во-вторых, в структуре финансирования инвестиций в 2008-2010 гг., несмотря на снижение веса прибыли, совокупная составляющая собственных средств повысилась за счет роста доли амортизации.

По итогам 2010 г. доля амортизации выросла до 20,5% по сравнению с 18,7 в 2009 г. и 17,3% в 2008 г., что стало результатом комплекса принятых законодательных мер по поддержке политики ускоренной амортизации:

с 1 января 2009 г. увеличен размер амортизационной премии с 10 до 30% в отношении объектов, включаемых в состав 3-7 амортизационных групп (срок их полезного использования 3-20 лет), что позволило снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

с 1 января 2009 г. и 1 января 2010 г. сокращен срок полезного использования для ряда основных средств путем переноса их в группы с меньшим сроком в пределах 3-7 амортизационных групп;

с 1 января 2009 г. в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, введен специальный повышающий коэффициент (не более 3);

с 1 января 2010 г. в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, введен специальный повышающий коэффициент (но не выше 2).

В-третьих, последовательно снижалась доля кредитов банков. Несмотря на смягчение условий кредитования, по итогам 2010 г. доля таких кредитов в общем объеме финансирования инвестиций уменьшилась до 8,7% по сравнению с 9,4 в 2009 г. и 11,8% в 2008 г. В то же время увеличился приток средств от эмиссии акций.

.3 Функционирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. В своем первом интервью в ранге заместителя министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович сказал, что «иностранный бизнес играет, как минимум, две важные роли.

Первая - это внедрение более эффективной практики управления, новых технологий, более эффективной практики общения и т.д. Он просто демонстрирует более эффективные методы работы. Вторая роль - это дополнение к тем внутренним источникам инвестиций, которые есть в России».

В 2009 г. в экономику России поступило 81,9 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008 г. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009 г. 76,7 млрд. долл., или на 12,8% больше, чем в 2008 г. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009 г. составил 65,1 млрд. долл. В 2009 г. из России за рубеж направлено 82,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, или на 27,5 % меньше, чем в 2008 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 76,1 млрд. долл., или на 26,2 % меньше, чем в 2008 г.

Наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций в общем их объеме на конец 2010г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,5%), добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%); наименьшая доля - на издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (0,1%), текстильное и швейное производство (0,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,06%), рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (0,01%), образование (0,001%).

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России в 2010г. по основным странам-инвесторам (млн. долларов США).


Что же касается 2011 г., то по состоянию на конец июня 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 315,0 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2010г. - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных - 2,7% (4,2%).

В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд. долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.

Глава 3. Перспективы развития инвестиционной деятельности в России

.1 Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их решения

В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.

Первая и наиболее важная - внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует четкой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба - криминализация общества и экономики. Это проявляется прежде всего в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, в которых действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наконец, наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база. По мнению правоведов, она недостаточно стабильная и противоречива, запутанная, что осложняется еще и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях.

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

во-первых, в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций:

достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;

создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

.2 Направления повышения инвестиционной активности России

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума - темпы роста инвестиций здесь значите6льно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики -- незавершенность структурных и институционных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Инвестиционная деятельность в современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства, обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов, оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение, занятость населения и др. Вместе с тем, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайне физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:

усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление

законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;

содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.

усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;

открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов;

повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;

создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации;

либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;

повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.

Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

Заключение

Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.

По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России -- неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны -- научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к Всемирной торговой ассоциации, углубление сотрудничества с Европейским Союзом и трансформация экономических связей в рамках Союза Независимых Государств), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должна быть направлена на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально - экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутри региональных источников инвестиций объемы внешних поступление не позволяет регионам обеспечить высокие темпы экономического роста.

Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженности предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.

Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

Отчасти ухудшение позиций России в 2011 г. может объясняться субъективными факторами, связанными с прогнозируемыми волнами социальной напряженности в российском обществе, вызванными сложным экономическим положением как государства, так и большинства его граждан, но в большей степени это определяется теми негативными тенденциями, которые складывались в финансово-экономическом секторе и инвестиционной политике страны в 1990-2007 гг.

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обуславливает повышение требования к его доходности. Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.

Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предлагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.

Список использованной литературы

1. Амосов, В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маковикова, - М.: Эксмо, 2008.

. Бирюков, Д.В. Эффективность инвестиционных вложений эффективность инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях / Д.В. Бюриков // Креативная экономика. - 2010

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Велби, 2008.

. Инвестиции в России (Электронный ресурс)

. Илюхина, Е. Иностранные инвестиции (Электронный ресурс)

. Янковский, К.П. Инвестиции: учебное пособие / К.П. Янковский. Спб.: Питер.- 2008

. Федорова, А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы (Электронный ресурс)

. Коршунова, Н.С. Инвестиционные компании в России / Н.С. Коршунова // Креативная экономика. - 2010

. Нешитой, А.С. Инвестиции: учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2009

. Суслов, В.И. Сценарии экономического развития: инновационные аспекты / В.И. Суслов // ЭКО. - 2010.

Приложение 1

Изменение запасов материальных оборотных средств (в текущих ценах, млрд. руб.)

Приложение 2

Похожие работы на - Инвестиционная политика России: современное состояние и перспектива развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!