Анимация как метод и форма физического воспитания человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    392,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анимация как метод и форма физического воспитания человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. Общее представление о валеологии

.1 Определение и основные сведения валеологии

.2 Структура, классификация и теоретические основы валеологии

. Анимация как метод и форма физического воспитания человека

.1 Основные понятия анимации и рекреации

.2 Современные подходы к пониманию здоровья

.3 Спортивная анимация и её теоретическая основа

. Система оздоровления духа и тела

.1 Основные понятия йоги

.2 Примерный комплекс асан для укрепления здоровья

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Сектор развлечений, досуга и спорта играет важную роль в развитии культуры людей (воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, отдых). Физическое воспитание человека направлено на укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни. Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.

Анимация - сравнительно новое направление в секторе развлечений, предполагающее личное участие в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Спортивная анимация - один из видов анимационной деятельности, имеющий широчайший выбор спортивно-оздоровительных программ, участниками которых могут быть все желающие вне зависимости от возраста и физической подготовки.

Спортивная анимация требует соответствующей материально-технической базы и подготовленных инструкторов. Для этого в сфере организации досуга необходимы специалисты с правильным воспитанием и профессиональной подготовкой. Одной из методических основ образовательного процесса профессиональной подготовки тураниматоров является валеология.

Валеология - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни. Предмет изучения валеологии - это сфера здравствования человека.

Основными проблемами валеологии являются: здоровье как биосоциальная категория; механизмы формирования здоровья; методы определения особенностей индивида; методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; практические способы сохранения и укрепления здоровья; теория и методика валеологического образования.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, которые решаются в рамках валеологии, эта наука тесно связана с физическим воспитанием человека.

Объектом нашей работы является физическое воспитание человека посредством анимационной деятельности.

Предмет работы - валеологические знания и их практическое применение в спортивной анимации.

В данной работе ставится задача определить место валеологии в физическом развитии человека посредством спортивной анимации.

Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить предмет валеологии как науку, её теоретические основы и классификацию;

. Определить место валеологии в физическом воспитании человека;

. Сформулировать представление о применении теоретических знаний валеологии в иных сферах деятельности, таких как досуг и анимация;

. Разработать примерный комплекс асан для укрепления здоровья.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что валеология является относительно новой научной и учебной дисциплиной, не имеющей пока четко сложившейся структуры и методики преподавания.

1 Общие представления о валеологии

.1 Определеление и основные сведения валеологии

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако, до сих пор нельзя дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности - здоровью.

Человеческая жизнь является высшей ценностью общества. Стремительное изменение социальных, экономических, технологических, экологических и климатических факторов в мире приводит к формированию новых проблем, угрожающих здоровью человека. Появление новых инфекций и вирусов способствует развитию новых болезней или мутации старых.

Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. <#"822851.files/image001.gif">

Исполнение: выполняется сидя по-турецки. Ноги скрещены. Правая ступня лежит на левом бедре (частично). Позвоночник выпрямлен. Руки, опущенные ладонями вниз, на коленях. Глаза закрыты. Важно создать у себя чувство внутреннего покоя и отбросить наплывающие мысли, но не бороться с ними. Продолжительность позы 2-3 мин.

. Йога-мудра

Исполнение: стать на колени и сесть на пятки, которые слегка разведены в стороны. Руки за спиной. Запястье правой руки сжать кистью левой. С выдохом медленно наклониться вперед и коснуться лбом пола перед коленями. В этом положении остаться столько времени, насколько хватит воздуха. Затем медленно с вдохом выпрямиться. Концентрация внимания - между бровями или на солнечном сплетении. Упражнение повторять 5 раз.

Терапевтическое действие: происходит массаж органов брюшной полости и как следствие улучшение их работы, улучшается питание клеток головного мозга, нормализуется артериальное давление, происходит стимуляция всех жизненных сил организма за счет улучшения работы гипофиза и коры надпочечников.

Противопоказания: гипертоническая болезнь 2А и 2Б степени.

. Випарата карани-мудра. Относится к группе омолаживающих, перевернутых поз, при которых голова расположена ниже туловища.


Исполнение: лечь на спину. Медленно поднять выпрямленные ноги, завести их за голову. Рывком оторвать таз от пола и положить его на согнутые под прямым углом (в локтях) руки. Вдох носом, выдох ртом. В таком положении следует находиться вначале 15 секунд (еженедельно прибавлять по 5 секунд и общее время довести до 2-3 минут). Затем медленно опустить ноги.

Терапевтическое действие: усиливает функцию щитовидной железы и гипофиза. Способствует разглаживанию морщин на лице. Полезна при запорах, хроническом гастрите, заболеваниях печени и поджелудочной железы. Полезна при бессоннице, улучшает память, концентрирует внимание.

. Халасана. Данная асана также относится к серии перевернутых поз.

Исполнение: начало выполнения такое же, как и Випарата карани, однако ноги при занесении их за голову продолжают продвигаться дальше, пока их пальцы не коснутся пола. Руки при этом вытянуты, ладони упираются в пол. Когда пальцы ног коснутся пола, руки можно завести за голову. Дыхание - вдох носом, выдох ртом. Концентрация внимания - на щитовидной железе и солнечном сплетении. Время выполнения 10 секунд. Затем еженедельно добавлять по 1секунде и общее время довести до 2-3 минут.


Терапевтическое действие: благодаря растяжению задней части позвоночника и сжатию внутренней улучшается его кровоснабжение, что способствует ликвидации солевых отложений. Благотворно действует при диабете, уменьшает жировые отложения на животе. Помогает при головных болях, при нарушениях мозгового кровообращения.

Не рекомендуется людям с гиперфункцией щитовидной железы и обострением хронического радикулита.

. Супта-ваджрасана.

Исполнение: стать на колени, при том они должны быть сомкнуты. Пятки разведены так, чтобы между стопами можно было сесть на пол. Затем медленно, помогая себе руками, откинуться назад, выгнуть дугой вперед грудь и макушкой головы коснуться пола. Локтями рук упереться в пол. Дыхание - полное глубокое ритмичное дыхание йогов. Концентрация внимания - в области шеи и поясницы. Время выполнения - то же, что и для Халасаны.


Терапевтическое действие: поза полезна при шейном остеохондрозе, грудном радикулите и хроническом тонзиллите. Благодаря растяжению в коленных суставах и позвоночнике увеличивается их гибкость и подвижность.

6. Пашиматасана.

Исполнение: сесть на пол с вытянутыми вперед ногами. Согнуться в тазобедренных суставах за счет растяжения ягодичной группы мышц и опустить туловище вниз, помогая себе руками, кисти которых обхватывают щиколотки. Спина прямая. Прижать лицо к коленям. Локти прижаты к полу по обеим сторонам голеней. Колени прямые, ноги в коленных суставах не сгибать. Дыхание обычное. Концентрация внимания - на пояснице и почках.

Начинать выполнение упражнения необходимо с 5 секунд и прибавлять по 1 секунде в неделю и общее время довести до 1-2 минут. Упражнение повторять 2-5 раз.

Терапевтическое действие: поза полезна при запорах, геморрое и особенно при заболеваниях предстательной железы у мужчин, радикулитах пояснично-крестцовой области.


7. Бхуджангасана или поза «кобра», при которой позвоночник растягивается в передних отделах и сжимается в задних. Необходимо включать в комплекс позы Халасана или Пашиматасана.


Исполнение: лечь на живот. Ноги вытянуты, пальцы ног упираются в пол. Ладони рук - на полу на уровне плеч. Медленно вдыхая, поднимают голову как можно выше. Затем, напрягая мышцы спины, медленно поднимают плечи и грудь кверху и отводят их назад без помощи рук (руки слегка помогают поддерживать туловище). Пупок отрывать от пола не следует. В состоянии максимального напряжения следует замереть на 5-15 секунд и задержать дыхание. Затем, медленно выдыхая, следует возвратиться в исходное положение. Концентрация внимания - вначале на щитовидной железе, потом, по мере перенесения напряжения, на позвоночнике и почках. Упражнение повторить 3-5 раз.

Терапевтическое действие: в результате мощного напряжения мышц спины и поясницы происходит особенно сильный прилив крови и усиление восстановительных процессов в них. Йоги утверждают, что в позе “кобра” происходит сжатие обеих почек, а после расслабления усиливается приток крови к ним. Это приводит к “промыванию” почек и полезно при почечно-каменной болезни.

. Вакрасана.

Исполнение: сесть, ноги вытянуть вперед. Правую ногу согнуть в колене и ее ступню поставить с наружной стороны левого коленного сустава. Правое плечо отвести как можно дальше назад. Кисть правой руки опирается в пол, левой обхватывают левый коленный сустав, а плечевая наружная часть руки упирается в правое бедро и отводит его влево. Голова повернута максимально влево. Дыхание обычное. Концентрация внимания - на позвоночнике. Время выполнения - 30 секунд. Затем положение рук, ног и головы меняется на противоположное. Упражнение повторить 2-3 раза.


Терапевтическое действие: поза укрепляет позвоночник и придает гибкость. Улучшает работу почек, печени, селезенки, кишечника. Является действенным средством при почечно-каменной болезни.

. Салабхасана и Ардха-Салабхасана - «поза саранчи» и «половинная поза саранчи». В этой позе, в отличие от позы «кобра», напряжению подвергается нижняя часть позвоночника. Максимальное напряжение достигается в области поясницы, крестца, промежности.

Исполнение: лечь на живот лицом вниз. Лоб и нос касаются пола, руки вдоль туловища, кисти рук сжаты в кулаки. Сделать вдох и, упираясь в пол запястьями рук и кулаками, поднять ноги как можно выше, не сгибая их в коленях. В этом положении задержаться от нескольких секунд до минуты. Концентрация внимания - на области поясницы, крестца, промежности.

Начинать освоение лучше с варианта Ардха-Салабхасана. Отличие данного варианта в том, что поднимать надо не обе ноги сразу а поочередно.

Терапевтическое действие: воздействует на органы брюшной полости, устраняет запоры, улучшает работу кишечника, печени, почек, селезенки, помогает при пояснично-крестцовом радикулите.

. Триконасана (поза «треугольник»).

Исполнение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдыхая, поднять руки до уровня плеч, ладонями вперед, выдыхая, медленно наклониться в правую сторону. Правой рукой коснуться пальцев правой ноги. Левая рука при этом не меняет своего положения относительно туловища. Голова повернута в сторону левой руки (вверх). В этом положении задержаться 5-10 секунд. Медленно, с вдохом, выпрямится и принять исходное положение. Выдыхая, наклониться влево. Наклоны повторить 3-5 раз в каждую сторону.

Терапевтическое действие: укрепляет мышцы спины и косые мышцы живота, улучшает подвижность в тазобедренных суставах, работу кишечника, печени и желчного пузыря.

. Симхасана (поза льва).

Исполнение: стоя или в позе Сидхасана. Открыть рот. Кончик языка максимально отогнуть назад, прижимая к небу. Голову наклонить вперед, подбородок прижать к шее. Сильно напрячь мышцы шеи. В таком положении остаться на 30-40 секунд. Затем широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше сильным напряжением мышц языка и шеи. В таком положении остаться на 30-40 секунд. Упражнение повторить 2-3 раза. Дыхание обычное. Концентрация внимания - на миндалинах.


Терапевтическое действие: упражнение является прекрасным средством профилактики ангин и борьбы с хроническим тонзиллитом.

12. Гомукхасана.


Исполнение: стоя или в позе Сидхасана. Правую руку завести за спину снизу, левую сверху, за плечи. На спине сцепить руки в «замок». Грудь развернута, плечи отведены назад. Дыхание свободное. Концентрация внимания - на сведенных сзади лопатках и грудном отделе позвоночника. Находиться в таком положении 1 минуту, затем руки поменять местами. Движения выполняются 2-4 раза.

Терапевтическое действие: как и поза “кобра”, улучшает осанку, оказывает действенную профилактику межреберных невралгий и грудного радикулита, особенно полезна для ликвидации сутулости.

. Сиршасана (стойка на голове).

Исполнение: выполняется поэтапно. Первый этап: стать на колени и сесть на пятки, пальцы рук сплести в «замок». Согнув поясницу, предплечья положить перед собой под углом 90о друг к другу. Второй этап: опустить голову на пол теменем, затылок вплотную придвинуть к ладоням рук. Ноги выпрямить и поднять таз. Третий этап: переступая ногами, постепенно придать туловищу вертикальное положение. Четвертый этап: оторвать ноги от пола (напрягая мышцы спины), и медленно поднять их вверх. Пятый этап: ноги выпрямить вертикально. Шестой этап: после фиксации позы очень медленно опустить ноги. Вернуться в исходную позу. На пол перед собой положить одну руку, сжатую в кулак, а на нее - другую. Упереться лбом в верхний кулак и пробыть в этом положении столько времени, сколько вы находились в вертикальном положении. Затем принять позу Шавасана.


Концентрация внимания - на щитовидной железе и между бровями. Время выполнения стойки вначале 5 секунд, в последующем прибавлять по 5 секунд каждую неделю и общее время довести до 2-5 минут.

Терапевтическое действие: улучшает все функции организма. Улучшается память, настроение, исчезает депрессия и неуверенность в себе, появляется чувство душевного комфорта.

Противопоказано людям с гипертонической болезнью 2А и 2Б степени, выраженным склерозом сосудов мозга, отслоением сетчатки, гипертиреозом.

. Шавасана (поза трупа). Этой позой рекомендуется заканчивать занятия любым комплексом асан.

Исполнение: лечь на спину, закрыть глаза, руки вдоль тела, дышать как обычно, через нос и по возможности спокойнее и медленнее. Постепенно расслабить все мышцы тела, начиная с мышц ног. Внимание концентрируется на тех мышцах и группах мышц, которые в данный момент расслабляются. После полного расслабления внимание концентрировать на сердце. При этом следует отвлечься от посторонних мыслей. Время выполнения 1-5 минут.


Терапевтическое действие: быстрый физический и психический отдых.

В целом комплекс упражнений обладает широким спектром терапевтического воздействия, являясь в то же время доступным для выполнения.

Заключение

Здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем предшествующего. Это непреложная истина. Вместе с тем на новые поколения людей, их здоровье и работоспособность действуют такие факторы, о существовании которых несколько десятилетий назад и не подозревали. При этом не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие.

Здоровье каждого отдельного человека как категория качества его жизни является предметом валеологии. Данная работа, посвященная валеологии, ставит своей целью призвать каждого человека простейшим гигиеническим правилам восстановления, укрепления и совершенствования здоровья с одновременным привитием ему таких полезных навыков, как активный труд, правильный отдых, закаливание, регулярное занятие физкультурой. Валеология обучает людей всем тем качествам, которые просто необходимы каждому для успешной повседневной жизни, полной здоровья, счастья и радости.

Несмотря на скандалы и резкую критику, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс, данная наука продолжает развиваться. Труды по исследуемой теме оформляются в методические пособия, учебники и энциклопедии для обучения школьников и студентов. Валеология находит свое место в досуговой анимации, как теоретическая основа спортивной анимации.

Анимация - вид деятельности по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, танцевальные и костюмированные шоу, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.

Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности. В связи с этим необходимы квалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области психологии, педагогики, валеологии, для разработки интересных программ досуга и общения.

Спортивная анимация - один из видов анимационной деятельности, имеющий широчайший выбор спортивно-оздоровительных программ, пропагандирующая здоровый образ жизни и формирующая культурное и физическое воспитание человека.

В заключении с уверенностью можно сказать, что нынешнее состояние профилактики и пропаганды здорового образа жизни улучшились. Новый информационный базис и программы, созданные в этом направлении позволяют прогнозировать дальнейший успех развития этих направлении.

Несомненно, пропаганда и мода на здоровье нам необходимы, как и само здоровье. Деятельность государства, социума и каждого индивида должно быть направленно на поддержку и развитие этих направлении в современном обществе, так как здоровый образ жизни - важный и неотъемлемый атрибут жизни современного человека.

валеология здоровье асана йога

Список использованной литературы

 

1.      [Электронный ресурс]: <http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00245901_1.html> / Валеология как наука (дата обращения 20.12.2013г.).

.        [Электронный ресурс]: <http://www.grandars.ru/college/medicina/valeologiya.html> /Интерактивный каталог о здоровье. Валеология как наука о здоровом образе жизни (дата обращения 20.12.2013г.).

.        [Электронный ресурс]: <http://valeologija.ru/> Информационная статься о понятии валеология (20.12. 2013г.).

.        [Электронный ресурс]: <http://medicedu.ru/valeology/50-valeology1.html?showall=1> /Медицинский портал (дата обращения 20.12.2013г.)

.        Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания. [Текст] / В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М., 2004. - 126 с.

.        Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации./ [Текст] /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М. : Новый учебник, 2003. - 201 с.

.        Колесникова, М.Г. Практикум по валеологии [Текст] / М.Г. Колесникова : учебно-методическое пособие - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 87 с.

.        Дыхан, Л. Б., Педагогическая валеология [Текст] Л.Б.Дыхан, Н. Н. Мохнач, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин : учебное пособие. - М.: 2005. - 527 с.

.        Дорошкевич, М. П., Основы валеологии и школьной гигиены [Текст]: Учебное пособие для вузов М. П. Дорошкевич, М. А. Нашкевич, Д. М. Муравьева. - М.: 2003. - 238 с.

10.   Головин, О. В. Альтернативная модель организации уроков физической культуры на основе системного подхода [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: научно-методический журнал. - М. - 2005.- № 6. 10-15 с.

11.    Ананьев, В.А., Общая валеология: конспект лекций [Текст] / В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П. Петленко - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.

12.   Ананьев, В.А., Этюды валеологии [Текст]/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П. Петленко / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: БПА, 2001. - 211 с.

.       Гаранин, Н.И., Менеджмент туристской и гостиничной анимации [Текст]. Н.И.Гаранин, И.И. Булыгина / учебное пособие. - М., Советский спорт, 2003.

14.    Жарков, А.Д., Культурно-досуговая деятельность [Текст] А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. - М., 2008. - 69-71 с.

.        Приезжева, Е.М., Социально-культурная анимация в туризме [Текст] Е.М.Приезжева/ УМП М., РМАТ, 2003. - 20-24 с.

16.   Манхейм, К. Избранное: Социология культуры [Текст] / К. Манхейм - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

.       Хоруженко, К.М., Энциклопедический словарь [Текст]. / К.М. Хоруженко - Ростов-на-Дону, 1997. - 648 с.

.       Здравомыслов, А.Т., Потребности. Интересы. Ценности [Текст]. / учебное пособие А.Т. Здравомыслов - М.: 2005 - 78 с.

19.    Ковриго, Н.Е. Эмоции и здоровье [Текст]. Н.Е. Ковриго // Физкультура и спорт. - №4. - 2009. - 65-68 с.

.        Кент, Г.Р. Йога день за днем [Текст] / Г.Р. Кент. - Л.: ЛФ ВНИИТЭ, 2001. - 104с.

.        Крапивина, Е.А., Физические упражнения йогов [Текст] / Е.А. Крапивина. -М.: Знание, 2007. - 134 с.

Похожие работы на - Анимация как метод и форма физического воспитания человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!