Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры школы
Содержание
Введение
. Исследование режима
учебно-воспитательного процесса
.1 Анализ суммарной недельной
нагрузки учащихся 7 и 9 классов
.2 Исследование
художественно-эстетического оформления школы
. Исследование режима освещения
классных комнат
.1 Исследование освещенности
рабочего места методом люксметрии
.2 Изучение естественной
освещенности класса
. Воздушно-тепловой режим классных
комнат
.1 Субъективная оценка теплового
самочувствия на рабочем месте
.2 Измерение и оценка температуры
воздуха и относительной влажности воздуха
.3 Изучение вентиляционного режима
учебных помещений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Еще древние подметили: какова деятельность
человека, его привычки - таково и здоровье. В 1805 г. великий
педагог-просветитель И. П. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных
книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их
здоровья.
Одним из приоритетных направлений в системе
образования сегодня должно стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% приходится на
условия внутришкольной среды, среди которых можно выделить [1]:
объем нагрузки и организацию учебного процесса;
условия, в которых происходит обучение.
Важную роль в решении проблем модернизации
образования играет его мониторинговое сопровождение, позволяющее своевременно
выявить изменения состояния здоровья обучающихся, оценивать здоровьесберегающую
инфраструктуру школы, организацию учебного процесса в школе и вносить, основываясь
на этих исследованиях, уточнения в механизм реализации намеченных планов
работы.
Человеку необходимо знать, что в окружающей
среде, будь то естественная, неизменная, или преобразованная им среда, полезно
для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и
поддержания высокой работоспособности, а какие - нет. [2]
Существуют определенные санитарные нормы для
школьных учреждений, направленные на предотвращение неблагоприятного
воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих
их учебную деятельность. [3]
Целью данной работы было исследование и анализ
того, насколько реальные условия в нашей школе соответствуют санитарным нормам
по ряду параметров.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
провести анализ расписания уроков и сравнить его
с нормой;
провести статистический опрос учащихся с целью
выяснения затрат времени на выполнение домашнего задания;
исследовать видеоэкологический фактор;
исследовать освещенность учебных помещений;
исследовать тепловой режим классных комнат;
исследовать вентиляционный режим классных
комнат.
Работа была выполнена в течение 2005-2006
учебного года. В качестве объектов исследования были взяты кабинеты третьего
этажа школы, в которых занимаются учащиеся 7-х и 9-х классов. В ходе выполнения
работы использовались различные методики.
Для проведения анализа расписания уроков была
использована таблица И.Г. Сивкова, в которой трудность каждого предмета
ранжируется в баллах, и рекомендации по распределению нагрузки по дням недели.
В результате опроса учащихся было определено среднее время, которое они
затрачивают на выполнение домашнего задания. Исходя из этих данных, был
проведен подробный анализ организации УВП в опытных классах.
Для исследования освещенности учебных помещений
было проведено изучение естественной и искусственной освещенности в учебных
классах. Искусственная освещенность исследовалась методом люксметрии.
Изучение теплового режима проводилось следующим
образом:
субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем
месте;
измерение и оценка температуры воздуха и
относительной влажности воздуха.
Исследование воздушно-теплового режима учебных
кабинетов включало в себя определение коэффициента аэрации и определение
эффективности вентиляции.
1.
Исследование режима учебно-воспитательного процесса
Современными научными исследованиями
установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей
школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается
наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических
затратах организма.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам для
школы в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны
проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П-Ш ступени - на 2-4 уроках [3].
Неодинакова умственная работоспособность
школьников и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине
недели и остается низким в начале и в конце недели. [4] Поэтому распределение
учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в расписание
уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по
трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.
1.1
Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся 7 и 9 классов
Федеральный закон «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует применение
программ, методик и режимов воспитания и обучения в части гигиенических
требований. [5] Одним из главных составляющих компонентов
учебно-воспитательного процесса является недельная нагрузка учащихся.
Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся
7-Б, 7-В, 9-А, 9-Б, 9-В, 9-Г классов был сделан по расписанию на 2005-2006
учебный год. Сведения о времени, затрачиваемом на выполнение домашнего задания,
были получены из статистического опроса учащихся данных классов.
Класс
|
Недельная
нагрузка, час
|
Время
выполнения домашнего задания, час/день
|
|
Допустимая
|
Реальная
|
Мах
допустимое
|
Затраченное
в среднем
|
7-Б
|
34
|
32
|
3
|
2,5
|
7-В
|
34
|
32
|
3
|
2,25
|
9-А
|
35
|
34
|
4
|
3,5
|
9-Б
|
35
|
34
|
4
|
9-В
|
35
|
34
|
4
|
3,75
|
9-Г
|
35
|
34
|
4
|
3,5
|
Анализ результатов говорит о том, что школьники
нашей школы не перегружены домашними заданиями. Для исследования распределения
недельной нагрузки были построены диаграммы.
Сравнение диаграмм идеального и
реального распределения нагрузки учащихся по дням недели показало, что для
учащихся 7-Б, 7-В классов распределение нагрузки в течение недели полностью
соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а для учащихся 9-х классов
практически соответствует (за исключением одного дня).
На примере 7-х и 9-х классов
видно, организация учебно-воспитательного процесса в целом в нашей школе
соответствует предъявленным к школам санитарно-гигиеническим нормам.
1.2
Исследование художественно-эстетического оформления школы
Известно, что глаз постоянно сканирует
окружающую среду, ищет, за что бы «ухватиться». В последние годы появилось целое
научное направление - видеоэкология, которое изучает визуальную среду как
экологический фактор.
В окружающем пространстве должно находиться
достаточное количество разнообразия зрительных элементов. Иначе, по мнению
ученых, возникает проблема «зрительного голода», что, в свою очередь, оказывает
сильное воздействие на психологическое состояние человека и создает агрессивную
среду.
Проведя анализ художественно-эстетического
оформления школьных рекреаций, лестницы, учебных классов, библиотеки, музея мы
приходим к выводу о том, что зрительная среда в исследуемой школе является
благоприятной.
2. Исследование режима
освещения классных комнат
Значительное
физиологическое влияние на зрительный анализатор и общую работоспособность
оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещение должны иметь как
источники искусственного освещения, так и естественного. Необходимо учитывать
также направленность светового потока. Целью исследования режима освещения
классных комнат являлось изучение и анализ того, насколько реальные условия в
нашей школе соответствуют санитарным требованиям. Согласно санитарным нормам
для учебных заведений [3] в учебных помещениях следует проектировать
естественное боковое левостороннее освещение. При глубине учебных помещений
более 6 м необходимо двустороннее освещение. При этом не допускается
направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
Неравномерность естественного освещения помещений, не должна превышать 3:1.
Также в учебных помещениях должна применяться система общего освещения,
состоящая из потолочных светильников и софитов над классной доской.
2.1 Исследование
освещенности рабочего места методом люксметрии
Оборудование:
люксметр УО 116.
Измерения
освещенности учебных помещений производилось в шести учебных кабинетах третьего
этажа.
№ кабинета
|
место проведения
|
вид освещенностиосвещенности
|
Уровень освещенности, Лк
|
Min
допустимый уровень
осв.,Лк
|
кабинета
|
измерений
|
освещенности
|
|
|
303
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
912,75
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
1034,70
|
500
|
305
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
856,90
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
756,70
|
500
|
306
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
817,60
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
765,00
|
500
|
307
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
770,75
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
745,70
|
308
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
804,00
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
681,70
|
500
|
310
|
Пов-ть стола
|
Комбиниров
|
722,75
|
300
|
|
Пов-ть кл. доски
|
Комбиниров.
|
702,70
|
500
|
Как видно из
таблицы, санитарные требования по уровню освещенности на картах и классной
доске соблюдаются полностью. Светло-коричневый цвет учебных столов также
способствует увеличение освещенности рабочего места примерно на 20%
Окраска классных
досок в зеленый цвет с поверхностью, хорошо удерживающей мел, полностью
соответствует санитарным нормам.
2.2 Изучение
естественной освещенности класса
Оборудование:
рулетка. Для расчета естественной освещенности класса были выполнены следующие
измерения:
- высота и ширина
окон;
- длина и ширина
класса;
высота верхнего
края окна над полом
При помощи
полученных значений были вычислены:
- площадь
застекленной части окон (90% общей площади окна) Sо;
- площадь пола
класса S;
- световой
коэффициент (СК) по формуле
Далее вычислен
коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к
глубине (ширине) класса. [6]
Кабинет
|
Световой коэффициент
|
Коэффициент заглубления
|
|
результат
|
Санитарно-гигиеническая норма
|
результат
|
Санитарно-гигиеническая норма
|
303
|
0,174
|
|
0,520
|
0,5
|
305
|
0,172
|
0,250-0,166
|
0,530
|
|
306
|
0,172
|
|
0,530
|
|
307
|
0,171
|
|
0,550
|
|
308
|
0,202
|
|
0,545
|
|
310
|
0,178
|
|
0,530
|
Полученные данные
позволили установить соответствие естественной освещенности классов санитарным
требованиям.
3. Воздушно-тепловой режим классных комнат
Воздушная среда
помещения оказывает постоянное воздействие на организм человека. Микроклимат
закрытого помещения - это тепловое состояние среды, зависящее от температуры,
влажности, вентиляционного режима учебного помещения. [2]
Начнем с
температуры воздуха. Она в значительной степени определяется климатом и
назначением помещения. В умеренном климате температура 18-20 градусов С в
помещении обеспечивает условия комфорта. Согласно санитарным нормам для учебных
заведений [3] температура воздуха должна составлять:
- в классных
помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18-20С;
- в кабинетах
информатики - оптимальная 19-21С;
в спортзале - 15-17
С;
в библиотеке -
17-21 С;
- в рекреациях-
16-18С.
Большое влияние на
организм оказывает и влажность воздуха. Влажный воздух более теплопроводен,
поэтому, когда холодно и влажно, можно легко простудиться. В помещениях
общеобразовательных учреждения относительная влажность воздуха соблюдается в
пределах 40-60%.
Химический состав
воздуха чрезвычайно важен для здоровья. Изменение химического состава воздуха
помещения вызвано прежде всего дыханием. О качестве воздуха принято судить по
содержанию в нем углекислого газа. Таким образом, чтобы в помещениях воздух был
качественным, необходим достаточный их объем и правильная вентиляция.
Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать
в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что
обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся.
3.1 Субъективная оценка
теплового самочувствия на рабочем месте
Учащихся, которые
занимаются в кабинетах №№ 303, 305, 306, 307, 308, 310, после получасового
(время адаптации) пребывания на рабочем месте просили оценить свое тепловое
самочувствие по шкале:
«жарко» - условие
дискомфорта;
«тепло» - условие,
близкое к комфорту;
«хорошо» - условия
комфорта;
«прохладно» -
условие, близкое к комфорту;
«холодно» - условие
дискомфорта.
Обобщим результаты
в табличном виде:
Класс полученных статистических данных позволила получить
следующие результаты в процентах: Кабинет
|
Жарко
|
Тепло
|
Хорошо
|
Прохладно
|
Холодно
|
303
|
|
22,75
|
77,35
|
|
|
306
|
|
9,00
|
91,00
|
|
|
307
|
|
5,50
|
94,50
|
|
|
310
|
|
4,45
|
95,55
|
|
|
311
|
|
13,55
|
86,45
|
|
|
316
|
|
19,00
|
81,00
|
|
|
Результаты опроса
показывают, что подавляющее большинство учащихся оценивают свое тепловое
самочувствие как комфортное, а остальные - как близкое к комфортному.
3.2 Измерение и оценка
температуры воздуха и относительной влажности воздуха
Оборудование:
комнатный термометр, психрометр.
При измерении
температуры воздуха в учебных кабинетах показания определялись в трех точках на
высоте 1,5 от пола по диагонали:
на расстоянии 0,2 м
от наружной стены,
в центре помещения,
на расстоянии 0,25
м от внутреннего угла комнаты.
Термометр
устанавливался на 15 мин. в каждой точке. Затем производилось вычисление средне
температуры воздуха в помещении.
Определение относительной
влажности производилось с помощью психрометра. школа класс учащийся люксметрия
Результаты
исследования температуры воздуха и относительной влажности воздуха в учебных
помещениях третьего этажа школы сведены в таблицу:
Кабинет
|
Средняя температура воздуха, С
|
Относительная влажность воздуха, %
|
303
|
22,3
|
51
|
305
|
21,3
|
59
|
306
|
21,5
|
59
|
307
|
20,6
|
57
|
308
|
22,4
|
310
|
22
|
52
|
Изучение данных
таблицы позволяет сказать, что температура воздуха и относительная влажность
воздуха в учебных кабинетах в пределах соответствия санитарно-гигиеническим
требованиям.
3.3 Изучение
вентиляционного режима учебных помещений
Изучение
вентиляционного режима учебных помещений включает в себя определение
коэффициента аэрации и определение эффективности вентиляции. [6]
Для определения
коэффициента аэрации нужно определить общую площадь всех работающих
вентиляционных отверстий и фрамуг и общую площадь пола. Также в ходе изучения
вентиляционного режима исследовалась частота проветривания помещений.
Кабинет
|
Коэффициент аэрации
|
Частота проветривания
|
|
Полученный результат
|
Сан. - гиг. норма
|
Полученный результат, мин./ч
|
Сан.-гиг. норма, мин./ч
|
303
|
0,003
|
0,002
|
15-25
|
10-15
|
305
|
0,003
|
0,002
|
10-20
|
10-15
|
306
|
0,003
|
0,002
|
15-20
|
10-15
|
307
|
0,004
|
0,002
|
20-25
|
10-15
|
308
|
0,004
|
0,002
|
20-30
|
10-15
|
310
|
0,003
|
0,002
|
15-20
|
10-15
|
Из сводной таблицы
видно, что коэффициент аэрации в учебных классах высок. Это говорит о
соблюдении норм проветривания помещений.
Чтобы определить
эффективность вентиляции необходимо вычислить объем свежего воздуха, который
надо подавать в помещение на одного человека. О качестве воздуха в помещениях
принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек
чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1 % .
Для определения необходимого
вентиляционного объема воздуха воспользовались формулой:
где К - количество
углекислого газа выделяемое за один астрономический час, л/ч (ребенок при
умственной работе выделяет столько литров углекислого газа, сколько ему лет);
Р - предельно
допустимое содержание углекислого газа в воздухе учебного помещения (0,1% или 1
л/м );
q - содержание углекислого
газа в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м); 2/3 часа - продолжительность
урока.
Кабинет
|
Кратность
объема воздуха
|
|
Полученный результат
|
Санитарно-гигиеническая норма
|
303
|
4,8
|
6,0 - 3,0
|
305
|
6,3
|
6,0 - 3,0
|
306
|
5,0
|
6,0-3,0
|
307
|
5,3
|
6,0 - 3,0
|
308
|
6,3
|
6,0 - 3,0
|
3,2
|
6,0-3,0
|
Теперь определим
кратность обмена воздуха (D) - число, показывающее, сколько раз в течение часа воздух
помещения должен смениться наружным, чтобы содержание углекислого газа не
превысило допустимого уровня.
Таким образом,
чтобы в помещениях был качественный воздух, необходим достаточный их объем и
правильная их вентиляция.
Заключение
В ходе исследования было выявлено, что
организация учебного процесса и условия, в которых происходит обучение,
соответствуют нормам благодаря проводимой в школе оздоровительной и
профилактической работе, реализуемой через следующие здоровьесберегающие мероприятия:
при составлении расписания занятий учитываются
особенности режима дня и используется таблица Сивкова, в которой трудность
каждого предмета ранжируется в баллах;
при планировании учитывается чередование видов
деятельности в режиме рабочей недели;
продолжительность перемен между уроками
составляет 10-20 минут;
с целью профилактики утомления, нарушения
осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз;
в УВП введены физкультурно-массовые мероприятия
по общешкольному плану;
функционируют различные спортивные секции;
действует план мероприятий по витаминизации
учащихся.
С результатами исследования были ознакомлены
администрация и все работники школы, учащиеся и их родители. У всех категорий
слушателей этот вызвало неподдельный интерес. Так, например, учащиеся теперь осознанно
стараются соблюдать те санитарно-гигиенические нормы, выполнение которых
зависит от них.
Список
использованной литературы
1. Комплексная оценка показателей
здоровья и адаптации в общеобразовательных учреждениях: Научно-методическое
пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2004.
2. Хрипкова А. Г., Колесов Д.
В. Гигиена и здоровье школьников. - М.: Просвещение, 1988.
. Санитарные нормы для школ и
дошкольных учреждений. - М.: Астрель, 2002.
. Камзеев Е. Санитарная и экологическая
обстановка в школе. - М.: Дрофа, «Физика. Первое сентября».
. Федеральный закон « О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.
. Алексеев С. В. и др.
Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.
Похожие работы на - Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры школы
|