Фольклор для детей
Казанский
государственный
педагогический университет
«Детский
фольклор»
Руководитель: Карпеева
Т.А.
Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ
Фаттахова Д.И.
ВВЕДЕНИЕ
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных
жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к
сказкам. Жизнь сказки - это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху
происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере
сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в
литературной сказке.
анализ
П.П.
Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он
внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского
народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до
сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее
особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь
ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель,
интерпретирующий сказку.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда
сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:
ü
Отец поручает трем сыновьям
оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это
вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших
братьев или тема несправедливого раздела имущества).
ü
Чудесный конь помогает
положительному герою.
ü
Перо чудесной птицы приносит горе
и т.п.
Все эти мотивы встречаются в сказках
«Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».
Ершов в сказке
удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк
мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум
способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в
такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки
обыденности на какой-то вселенский простор:
За
горами, за лесами,
За
широкими полями,
Против
неба – на земле,
Жил
старик в одном селе.
Село – это
частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского
народа:
Братья сеяли пшеницу
Да
возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече
от села.
В сказке по народному показаны и праздничные
стороны крестьянского труда
Умывает,
убирает,
Гривы
длинные плетет,
Разны
песенки поет…
А
убрав их в оба чана
Нацедить
сыты медвяной
И
насыпал дополна
Белоярого
пшена
Сказочный мир
Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные
образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица – это ветер, облако,
молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и
образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).
Царь-девица живет в сказочном золотом
дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих
поверий о дворце бога – Ярилы.
Подъезжают;
у ворот
Из
столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро
в змейки золотые,
На
верхушках три звезды,
Вокруг
терема сады,
На
серебряных там ветках
В раззолоченных во клетках
Птицы
райские живут.
Ершовский
Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих,
разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава.
Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он
простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Стану
царь тебе служить.
Только
чур со мной не драться
И
давай мне высыпаться,
А не
то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.
Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны
русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также
таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник
(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.
Ершов сохраняет традиционные повторы в
сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные
традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной
сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с
более поздними христианскими представлениями.
Биографическая справка
Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815 - 1869), уроженец Сибири; образование
получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии.
Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в
"Современнике" Плетнева . Известность доставила Ершову сказка
"Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые
напечатанная отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с
похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин,
читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и
оставить", - сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость
стиха, с которым - говорил он - Ершов "обращается как с своим крепостным
мужиком". Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова
выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с
восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками.
"Конек-Горбунок" - произведение народное, почти слово в слово, по
сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал;
Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой,
звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных
картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке
широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например,
Конек-Горбунок с золотой щетинкой).