Статистика туризма в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистика туризма в России

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»








РЕФЕРАТ

По дисциплине: Статистика

Тема: «Статистика туризма РФ»

туристский товар ресурсный демографический








г. Новороссийск 2014

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями.

С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Туризм выступает как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Туризм в России - развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. Число туристических фирм в Росси неуклонно растёт и в настоящее время составляет более 11 тысяч. Средняя численность работников в туристической сфере составляет более 50 тысяч человек.

Благодаря огромной территории страны, туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем дело не только в красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов, но и в уникальных возможностях для событийного, экстремального, и многих других видов туризма. Обычно в лучшем случае знания граждан России о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

В России постепенно изменяется характер и структура туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментировано организовать проведение отпуска, конкурентоспособного с массовым, стандартным предложением. На смену "массовому, стандартизованному и обязательно комплексному" туризму приходит новый вид туризма, сделанный на заказ, исходя из спроса туристов.

Практика нового туризма взаимосвязана с такими факторами, как демографические изменения, стиль жизни, характер работы и отпуска.

Однако развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристические места; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; не проработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

В 2014 году туристы чаще всего бронировали туры с размещением в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, где рост бронирований составил 71%, что объясняется проведением Олимпиады в Сочи.

В настоящее время в России представлены все возможные предложения по проживанию: отели всех классов, мотели вдоль основных автодорог, аренда квартир. В 2012 году объем платных услуг российских гостиниц и аналогичных средств размещения составил 141 млрд рублей. Большая доля рынка приходится на Москву, Санкт-Петербург и курорты Краснодарского края. Единой системы бронирования в России пока нет. В популярных интернет-системах в настоящее время представлены в основном гостиницы, расположенные на популярных туристских маршрутах. Многие гостиницы, хостелы и фирмы, предлагающие квартиры внаем, имеют сайты в интернете с собственной системой бронирования, но для гостиниц в небольших нетуристических городках характерно отсутствие представительства в сети «Интернет».

В курортной зоне России, прежде всего - в Сочи, развит гостиничный бизнес, функционируют пансионаты, профилактории, развит рынок сдачи квартир и домов внаем и прочее. Некоторые поселки России, в силу своего расположения около достопримечательностей с мировой известностью, также предлагают большой выбор мест проживания для туристов. Такова, например, Листвянка, расположенная на берегу Байкала.

Во многих рекреационных зонах России располагаются профилактории, санатории и дома отдыха. Рекреационной зоной могут считаться не только целебные источники, хвойные леса или морское побережье, но и просто леса, озера и любая сельская местность. Примечательно, что стоимость отдыха в подобных заведениях сопоставима и даже выше цен на отдых на средиземноморском побережьи Турции и в Египте.

В малых городах России, заново «открываемых» в связи с развитием внутреннего туризма, число гостиниц постепенно растет. Примером могут служить Белозерск, Кириллов, Тотьма, Старая Русса, Каргополь.

В сельской местности, в лесах появляются и функционируют охотничьи базы, рассчитанные на коммерческую охоту. Точно так же в местах, славящихся рыбной ловлей, таких, как дельта Волги, крупные озера Карелии и Архангельской области, Байкал, появляются рыболовные коммерческие базы.

В местах традиционно развитого спортивного туризма функционируют приюты, обычно - вдоль трасс, на местах начала или конца туристических маршрутов. Их можно найти на Кавказе, на Алтае, в Саянах. В некоторых случаях подобные приюты находятся изолированно в горах и в лесах, и туристов туда завозят на вертолете.

В некрупных районных центрах, расположенных вдали от традиционных туристических маршрутов, гостиница чаще всего одна.

Вдоль главных автодорог России располагаются мотели, рассчитанные преимущественно на дальнобойщиков. Они тяготеют к городам, однако зачастую расположены вдали от районных центров, в селах и деревнях.

Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России в период финансового и экологического кризиса, являются формирование качественного туристского продукта, разработка стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Кроме того, необходимо отметить, что на сегодняшний день туристская отрасль недостаточно эффективна: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах слабо развиты условия для развития рынка туристских услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат - высокая цена услуг при низком сервисе.

Среди других факторов, сдерживающих приток туристов в Россию можно назвать низкую безопасность туристов, а также то, что туризм, как отрасль экономики, не имеет в России законодательной поддержки со стороны государства. Влияние политических факторов можно проследить на примере визовых формальностей - чем сложнее эти формальности, тем сдержаннее темпы туризма. По оценкам экспертов, потенциальные возможности России при условии поддержки государством развития туристической инфраструктуры позволят принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Создание необходимых условий для становления туризма в России как высокодоходной отрасли экономики будет способствовать не только развитию туристской индустрии, но и более успешному реформированию всей экономической системы России.

Функция государства в процессе формирования современного механизма регулирования рынка туристских услуг носит двуединый характер. С одной стороны, заинтересованное в повышении эффективности экономики государство должно стимулировать рыночные отношения в туристской сфере как более благоприятные для повышения ее конкурентоспособности. С другой - с учетом того, что рынок не в состоянии решить многие возникшие в настоящее время социальные, а также экологические проблемы, - государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений в этой сфере. Решение указанной проблемы, несомненно, требует научного обоснования. Необходимо разработать системную методологию, поддерживающую функции и процессы управления туристским комплексом и включающую в себя сбор и анализ информации, планирования и прогнозирования, выработку управляющих воздействий и регулирующих процедур.

Среди новейших мировых тенденций развития туристской отрасли особое место занимает концепция устойчивого развития. Концепция устойчивого развития дает возможность разрешить нарастающее противоречие между необходимостью удовлетворить растущие потребности туристов, что ведет к бурному развитию туризма, и ограниченным количеством природных, социальных, экономических ресурсов в условиях ухудшающегося состояния экологической среды. Обеспечение устойчивого развития сферы туристских услуг выдвигается сегодня в ряд первоочередных проблем в мировой практике управления туризмом.

Отличительной особенностью туристского комплекса в России можно назвать то, что курортная отрасль изначально являлась доминирующей в российском туризме, она имеет самую распространенную сеть учреждений отдыха и самую мощную материальную базу. Кроме того, курортное дело было поставлено на научную основу как в области планомерного изучения и охраны природных лечебных ресурсов, так и в организации лечебного процесса на курортах.

Последние изменения в экономической и политической обстановке в России повлекли за собой необходимость структурных изменений во многих отраслях хозяйственной деятельности, а также в системе управления ими. Направленное воздействие государства на развитие рынка туристских услуг, имеет важное значение для экономики различных регионов страны. Кроме того, реструктуризация рынка туристских услуг, проводимая в последнее время, требует особого подхода со стороны государственных структур. Именно поэтому привлечение туристских потоков в рамках различных видов туризма становится одной из основных задач планирования развития рекреационных зон России.

На развитие туризма большое влияние оказывает мотивация и интересы потребителей услуг. Они все чаще характеризуются более тщательным отбором мест, которые туристы хотят посетить в ходе поездок, большим вниманием к самым различным аспектам туристского обслуживания и его качеству, а также проблемам охраны окружающей среды, традиционным культурам и жизни местного населения в посещаемых ими точках. Это приводит к большей сегментации рынка, развитию новых форм туризма особенно тех, которые связаны с ознакомлением с природой, сельскими районами и культурным достоянием и включению новых элементов в традиционные программы туристских поездок.

Туризм является одной важнейших отраслей российской экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов. В 2014 году из федерального бюджета выделено более 4 млрд руб. на развитие туротрасли в России. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве. Осознание человеком, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведёт к расширению рынка туристских поездок.

Перспективы развития туризма во многом зависят от политической стабильности в мире. Туризм может развиваться только в мирных условиях. Войны, депрессии, спады в экономике и гражданские разногласия препятствуют развитию туризма. Страх туриста за свою безопасность - серьёзный сдерживающий фактор при выборе страны путешествия. Турист должен быть уверен в своей безопасности во время поездки.


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ

20052006200720082009201020112012Число туристских фирм (на конец года) - всего5079584266396477689791331026610773 в том числе занимались:Туроператорской деятельностью970100710089289061193548463туроператорской и турагентскойдеятельностью...…………...13511441Турагентской деятельностью35234060476147875238694177878265Только продвижением туров (путевок)149174183164125184...…Иной туристской деятельностью271350377290281332...…Только экскурсионной деятельностью166251310308347483580604Средняя численность работников (включаяВнешних совместителей и работниковНесписочного состава), тыс. человек3541444240484749Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс.43264641581943053666435844274763из них гражданам России: по территории России1378146016591030830872929905 По зарубежным странам27483027405731832772336733263738Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн. руб. из них гражданам России:7630188749124133117811128243167933175366208118 По территории России1375720761267611773615558183432126522746 По зарубежным странам52727665789630798940111642148148152610183309

Похожие работы на - Статистика туризма в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!