Всего за год
|
2620,7
|
100,0
|
3105,2
|
100,0
|
+484,5
|
118,5
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7%
в 2013 году до 24,8% в 2014 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а
доля оборота четвертого квартала составила в 2014 году 27,4% и возросла по
сравнению с 2013 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким
образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно
и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил
товарооборот по месяцам года. (Таблица 4)
Из данных таблицы видно, что размах колебаний
роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста
товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Таблица 4 - Ритмичность развития розничного
товарооборота по месяцам года
Кварталы
|
2013 год
|
2014 год
|
Отклонение в сумме (+, -)
|
2014 г. в % к 2013г.
|
|
сумма, млн. руб.
|
удельный вес, %
|
сумма, млн. руб.
|
удельный вес, %
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Январь
|
202,1
|
33,1
|
228.2
|
32.0
|
+26,1
|
112,9
|
Февраль
|
198,3
|
32,5
|
225,0
|
31,5
|
+26,7
|
113,5
|
Март
|
210,4
|
34,4
|
260,8
|
36,5
|
+50,4
|
124,0
|
Итого за 1 кв,
|
610,8
|
100,0
|
714,0
|
100,0
|
+103,2
|
116,9
|
Апрель
|
220,9
|
33,7
|
243,3
|
31,5
|
+22,4
|
110,1
|
Май
|
215,4
|
32,9
|
256,4
|
33,3
|
+41,0
|
119,0 1
|
Июнь
|
218,9
|
33,4
|
270,8
|
35,2
|
+51,9
|
123,7
|
Итого за 2 кв.
|
655,2
|
100,0
|
770,5
|
100,0
|
+115.3
|
117,6
|
Июль
|
216,0
|
33,4
|
256,2 |
|
33,3
|
+40,2
|
118.6
|
Август
|
214,8
|
33,2
|
255,2
|
33,1
|
+40,4
|
118,8
|
Сентябрь
|
216,5
|
33,4
|
258,7
|
33,6
|
+42,2
|
119.5
|
Итого за 3 кв.
|
647.3
|
100,0
|
770,1
|
100,0
|
+122,8
|
119,0
|
Октябрь
|
232,5
|
32,9
|
279,7
|
32,9
|
+47,2
|
120,3
|
Ноябрь
|
229,0
|
32,4
|
270,8
|
31.8
|
+41,8
|
118,3
|
Декабрь
|
229,0
|
32,4
|
270,8
|
31,8
|
+41,8
|
118,3
|
Итого за 4 кв.
|
707,4
|
100,0
|
850,6
|
100,0
|
+143,2
|
120,2
|
Всего за год
|
2620,7
|
-----------
|
3105,2
|
-----------
|
+484,5
|
118,5 1
|
Самыми напряженными периодами реализации товаров
в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в
целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал
- соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за
четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев
квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары.
Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в
рекламе и др.
Для оценки динамики развития розничного
товарооборота по товарным группам предприятия используем следующую таблицу:
Таблица 5 - Розничный товарооборот ЗАО «Сделай
сам» по товарным группам за 2013-2014 гг.
Товарные группы
|
2013
|
2014
|
2014г. в % к 2013г.
|
|
сумма млн.руб.
|
Уд. вес, %
|
в действ. ценах
|
в сопост. ценах
|
в сопост. цепях
|
в деиств. ценах
|
|
|
|
сумма млн. руб.
|
Уд. вес,%
|
сумма млн.руб.
|
Уд. вес, %
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Строительные и крепежные материалы
|
372,1
|
14,2
|
447,0
|
14,4
|
376,2
|
14,0
|
120.1
|
101,2
|
Отделочные материалы
|
340,8
|
13,0
|
403,4
|
13,0
|
342,7
|
12,8
|
118,4
|
100,6
|
Лакокрасочная продукция
|
76.1
|
2,9
|
90,3
|
2,9
|
77,3
|
2,8
|
118,7
|
101.6
|
Инструменты
|
97.0
|
3,7
|
114,9
|
3,7
|
98,8
|
3,7
|
118.5
|
101,9
|
Садово-огородный инвентарь
|
214,8
|
8,2
|
248.7
|
8,0
|
212,2
|
7,9
|
115,8
|
98.8
|
Мебель и мебельная продукция
|
68,2
|
2,6
|
80,9
|
2,6
|
69,8
|
2,6
|
118,6
|
102.3
|
Электротовары
|
81.3
|
3,1
|
99,3
|
3,2
|
84,0
|
3,2
|
122,1
|
103,3
|
Санитарно-техническое оборудование
|
157,3
|
6,0
|
186,8
|
6,0
|
160,5
|
5,9
|
118.8
|
102.0
|
Установочная арматура
|
117,9
|
4,5
|
136,6
|
4,4
|
117,5
|
4.4
|
115,9
|
99,5
|
Замочно-скобяные изделия
|
62,7
|
2,4
|
74,7
|
2,4
|
64,2
|
2.4
|
119,1
|
102,4
|
Пластмассовые изделия
|
314,4
|
12,0
|
375,7
|
12,1
|
323,5
|
12,1
|
119.5
|
102„9
|
Газовое оборудование
|
283,0
|
10,8
|
329,3
|
10.4
|
281,2
|
10,5
|
116.4
|
99,4
|
Прочие непрод. товары
|
170,4
|
6,5
|
195,8
|
6,3
|
168,3
|
6,3
|
114,9
|
98,8-
|
Всего товаров
|
2620,7
|
100,0
|
3105,2
|
100,0
|
2681
|
100,0
|
118,5.
|
102,3
|
Розничный товарооборот в действующих ценах
возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по
реализации строительных и крепежных материалов, отделочных материалов,
санитарно-технического оборудования.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста
товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что
большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет
за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные
товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем
товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как
садово-огородный инвентарь- на 1,2%, установочная арматура- на 0,5%, прочие
непродовольственные товары - на 1,2%, газовое оборудование - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного
товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В
частности, по сравнению с 2013 годом в общем объеме товарооборота (в
сопоставимых ценах) возросла доля продажи электротоваров, пластмассовых
изделий, прочих продовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры
розничного товарооборота предприятия.
1.5 Организация
планирования на предприятии
Для разработки бизнес-плана в ЗАО «Сделай сам»
директор издает приказ, на основании которого создается комиссия. Руководит
работой комиссии главный экономист, он же разрабатывает календарный план
мероприятий по составлению бизнес-плана, назначает ответственных исполнителей и
определяет сроки исполнения. Утверждает содержание развития предприятия
директор.
После создания комиссии и определения сроков
выполнения отдельных разделов бизнес-плана начинается непосредственно работа по
разработке.
Созданием первого раздела «Характеристика
предприятия» занимается один специалист планового отдела ЗАО «Сделай сам».
Разработка данного раздела на первый взгляд не представляет большой трудности,
однако, по длительности он занимает около двух недель. В ЗАО «Сделай сам»
написанию первого раздела не придается большого значения, так как считается,
что оно не представляет большого труда - нужно всего лишь объединить имеющуюся
информацию.
Одновременно с работой по созданию первого
раздела идет разработка второго и третьего разделов, в которых дается подробный
анализ всех рынков сбыта, потребителей, конкурентов (второй раздел «Оценка
положения предприятия на рынке»), а также план маркетинга (третий раздел).
Эти аспекты освещаются службой маркетинга и
занимают основное доминирующее место в бизнес-плане, так как руководство фирмы
уделяет маркетингу очень много внимания.
Немаловажным элементом разработки маркетингового
плана в ЗАО «Сделай сам» являются расчеты по расходам на рекламу. Исходя из
имеющихся финансовых возможностей, определяются оптимальные цифры по
продвижению услуг до потребителя.
Вопросам управления и организационной структуры
предприятия отдельно посвящен раздел 6 «Организационный план и план управления
персоналом». Его составлением занимается служба управления персоналом.
Так как ЗАО «Сделай сам» ежегодно вкладывает
инвестиции в собственное производство, то наличие раздела «Инвестиционный план»
является необходимым и обязательным в бизнес-плане предприятия. Данный раздел
состоит из таких подразделов, как приобретение оборудования, капитальное
строительство и приобретения программного продукта, то есть это те направления,
по которым предприятие вкладывает инвестиции.
Заключительным этапом написания бизнес-плана
является финансовый план. Данные плановому отделу по этим вопросам предоставляет
бухгалтерия.
По каждому перечисленному разделу бизнес-плана
предоставляется подробная информация в виде показателей, балансов, плановых
сводных таблиц и т. д.
После разработки всех разделов подготовленный
документ передается главному экономисту, который в свою очередь после
ознакомления отправляет его директору на утверждение. В практике ЗАО «Сделай
сам» в целом разработка бизнес-плана занимает около трех месяцев.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО
«Сделай сам» серьезно относится к планированию, четко определяя цели и
направления своей работы. На мой взгляд, изучив бизнес-план ЗАО «Сделай сам»,
любой инвестор будет заинтересован в этом предприятии, так как объективно
предоставленная информация дает возможность увидеть перспективы фирмы в будущем.
товарооборот ликвидность баланс резерв
2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
2.1 Теоретические
аспекты рассматриваемой темы исследования
Основную массу материальных благ, которые
используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная
и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы
производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота,
находит свое отображение в показателях товарооборота.
В общем контексте под товарооборотом понимают
продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг
населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или
другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи. Экономические
отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают
экономическую сущность товарооборота.
На государственном уровне значение показателя
«объем и структура товарооборота» состоит в следующем:
1. Розничный товарооборот является одним
из важных показателей социально-экономического развития страны, который
характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно
через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости
потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются
производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития
производства.
2. Розничный товарооборот характеризует
объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые
получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары
соответственно спросу населения.
. Розничный товарооборот является одним
из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения
страны.
Значение товарооборота необходимо рассматривать
на уровне государства и на уровне конкретного предприятия.
На уровне государства
|
На уровне предприятия
|
Показатель
социально-экономического развития страны (региона)
|
Экономические предпосылки
получения необходимого объема дохода и прибыли
|
|
|
Показатель объема деятельности
предприятия и материализации покупных фондов населения
|
Фактор формирования ресурсного
потенциала предприятия
|
|
|
Индикатор уровня жизни населения
|
|
Показатель состояния денежного
оборота
|
|
Рисунок 1 - Значение товарооборота на уровне
государства и на уровне конкретного предприятия
Для характеристики уровня жизни населения
используется целая система аналитических показателей, которые являются
исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов
продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами
культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и
др.
4. Розничный товарооборот в определенной
мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость
национальной валюты.
Объем товарооборота является основным валовым
показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат
его деятельности что касается займа покупных фондов потребителей. Именно
реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получение
определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для
реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Значение показателя «объем товарооборота» на
уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы.
Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условиях
государственно-директивной и рыночной экономики приведена в таблице 6
Таблица 6 - Характеристика показателя
товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики
Признак
|
Государственно-директивная
экономика
|
Рыночная экономика
|
Характер показателя товарооборота
|
Директивный: устанавливается
высшими руководящими организациями
|
Автономный: формируется
предприятием самостоятельно
|
Степень регламентации показателя.
|
Фиксированный
|
Расчетный, ориентированный
|
Место товарооборота в системе
показателей
|
Основной, (исходящий) показатель,
который определяет другие
|
Производный от необходимого объема
прибыли
|
Приоритет
|
Валового показателя товарооборота
|
Прибыли на рентабельность
|
Механизм действия
|
Тотальное планирование
|
Экономическое регулирование
|
Как однозначно установленной
величины
|
Многовариантный, оптимизационный
|
Применение в качестве оценочного
|
Показатель исполнения плана
товарооборота
|
Темпы роста товарооборота в сопоставимых
ценах
|
Как показывает таблица, в условиях рыночной
экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей
деятельности торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и
функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных
торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого
управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в
качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем
товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который
играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности
предприятия.
В условиях рыночной экономики плановый объем
товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется,
исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия.
Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим
фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура
товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Тотальное планирование объемов товарооборота
изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных,
оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней
среды на объем и структуру товарооборота.
Анализ товарооборота и контроль за достижением
разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности
персонала предприятия, в начале - для принятия необходимых мер по корректировке
товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой
политике, политике закупки и др.
Товарооборот торгового предприятия
осуществляется в различных видах и формах.
В зависимости от специфики операции купли -
продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его
следующие виды.
1. Розничный товарооборот, который
характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров
для собственного использования.
2. Оптовый товарооборот, который
характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли
определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая
рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным
оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.
. Торгово-посреднический товарооборот,
который определяется объемом посреднических операций купли - продажи
потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом
предприятие розничными или оптовыми покупателями.
В составе торгово-посреднического оборота
выделяют:
- Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические
операции купли - продажи товаров на различных товарных специализированных или
универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские
места.
- Оборот на внебиржевом рынке, в
состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены
вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками. [19 c.
181]
Оптовая реализация товаров осуществляется в
разнообразных формах розничного товарооборота:
1. В зависимости от организационных форм
продажи потребительских товаров подразделяется на:
- Товарооборот торговой сети в составе
которой выделяется:
- Товарооборот розничной торговли,
который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины,
киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).
- Товарооборот предприятий
общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
- Продажи вне торговой сети населения
товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по
бартеру.
2. В зависимости от состава конечных
потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
- Продажи непосредственно населению.
- Продажа товаров со
специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий
в порядке мелкого опта.
3. В зависимости от формы денежных
расчетов выделяют:
- Реализация товара за наличные:
деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из
специальных расчетов вкладчиков (физических лиц) по их поручению;
- Расчетные чеки учреждений, банков;
- Продажу товаров по безналичному
расчету.
4. В зависимости от сроков расчета за
реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
- Продажа товаров с немедленной
оплатой;
- Продажа товаров в кредит с отсрочкой
платежа на установленный срок или путем осуществления согласованных
периодических платежей.
Независимо от времени оплаты розничный
товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи
товаров покупателям.
5. В зависимости от характера
реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
- Продажа новых товаров;
- Продажа товаров, которые были в
использовании - скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от
населения на комиссию.
При осуществлении скупки товаров у населения
предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи
товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в
собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.
При принятии товаров на комиссию торговое
предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное
вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на
протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению
комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных
товаров.
Состав отдельных форм и видов розничного
товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и
товарных запасов. [9 c.
227]
Розничный товарооборот - один из основный
показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций
торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной
прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без
которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие
получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то
задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения
объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли,
относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С другой стороны, розничный товарооборот - это
количественный показатель, который выражает экономические отношения,
возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в
сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Под розничным товарооборотом вообще понимается
продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от
каналов их реализации.
Она может быть произведена:
юридическими лицами, осуществляющими розничную
торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является
основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
юридическими лицами, осуществляющими торговлю,
но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины,
магазины для промышленных предприятий и др.);
физическими лицами, осуществляющими продажу
товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность розничного товарооборота
выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств
населения на приобретенные товары. [24 c.
190]
Основными задачами розничного товарооборота
являются: - проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота,
удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных
нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций
экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов; - изучение,
количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и
динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности
предприятия; - оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов
торговли и их эффективности; - выявление путей, возможностей и резервов роста
товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования
материально-технической базы торговли; - разработка мер по устранению
недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических
решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих
мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме
деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован
для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей
суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является
показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности
торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов
(трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об
эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель
эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть
тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление
товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату
труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих
показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования
товарооборота. [10 c. 77]
Первая модель стратегического регулирования
розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения
товаров. Это становиться возможным при следующем условии:
П > IТ > IТЗ > IС (8)
где: IП - индекс роста поступления товаров;Т -
индекс роста объема товарооборота;ТЗ - индекс роста суммы товарных запасов;С -
индекс роста объема спроса населения.
Вторая модель стратегического регулирования
розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной
деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:
ПР > IТ > IФОТ > IЧ (9)
где: IПР - индекс роста массы прибыли;Т - индекс
роста объема товарооборота;ФОТ - индекс роста фонда оплаты труда;Ч - индекс
роста численности работников.
или:
Р > IПТ > IЗ (10)
где: IР - индекс роста уровня рентабельности (%
к обороту);ПТ - индекс роста производительности труда одного работника;З -
индекс роста средней заработной платы одного работник.
Общая классификация розничного товарооборота по
признакам представлена на рисунке 2.
Рисунок 1.2 - Классификация розничного
товарооборота
В процессе анализа розничного товарооборота
используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и
статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы,
нормативов, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и
хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные
машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других
технических средств.
Особо следует выделить нормативно-правовые
источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К
ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных
органов управления, вышестоящий организации, утвержденные нормы, нормативы,
тариф, ставки, цены и т.д.
2.2 Анализ и оценка
коммерческой деятельности в соответствии с выбранной темой дипломной работы
На развитие розничного товарооборота предприятия
оказали следующие факторы:
- обеспеченность трудовыми ресурсами и
эффективность труда торговых работников;
- состояние и эффективность
использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота
- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов
приведены в следующей таблице:
Таблица 7 - Товарный баланс по ЗАО «Сделай сам»
за 2013 -2014 г.г.
Показатели
|
2013
|
2014
|
Отклонение в сумме (+-)
|
Влияние на изменение товарооборота
(+-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Запасы товаров на начало года
|
209,2
|
243,0
|
+33,8
|
+33,8
|
Поступление товаров
|
2656,3
|
3169,3
|
+513,0
|
+513,0
|
Прочее выбытие товаров
|
1.8
|
1,0
|
-0,8
|
+0,8
|
Запасы товаров на конец года
|
243,0
|
306,1
|
+63,1
|
-63,1
|
Розничная реализация товаров
|
2620,7
|
3105,2
|
+484,5
|
+484,5
|
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2014
году по сравнению с 2013 годом на 484,5 млн. руб. за счет завышенных товарах
запасов на начало года (+33,8 млн. руб.), роста поступления товаров в магазин
(+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 млн. руб.). Но
возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения
товарных запасов на конец года (-63,1 млн. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие
товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось
следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос
покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками,
связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших
в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в
магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств,
вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 2014 году прочее выбытие товаров
снизилось по сравнению с 2013 годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие товаров
включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу
магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2014 году положительной.
По всем товарным группам розничная реализация
возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления
товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом
за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 млн.
руб.
Одним из факторов успешного развития розничного
товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников.
Оценку показателей по труду ЗАО «Сделай сам»
Произведем на основе таблицы 8.
Таблица 8 - Показатели ЗАО «Сделай сам» по труду
за 2013 -2014 г.г.
Показатели
|
2013
|
2014
|
Отклонение (+,-)
|
2014 г. в %к 2013 г.
|
Розничный товарооборот, млн.руб.:
|
|
|
|
|
в действующих ценах
|
2620,7
|
3105,2
|
+484,5
|
118,5
|
в сопоставимых ценах
|
2620,7
|
2681,5
|
+60,8
|
102,3
|
Среднесписочная численность
торговых работников - всего,чел.
|
27
|
28
|
+1
|
103,7
|
в т.ч. продавцов
|
20
|
21
|
+1
|
105,0
|
Удельный вес продавцов в общей
численности работников, %
|
73,2
|
75,0
|
+1,8
|
|
Среднегодовая выработка на одного
торгового работни ка, млн.руб.:
|
|
|
|
|
в действующих ценах
|
97,06
|
110,90
|
+13,84
|
114,2
|
в сопоставимых ценах
|
97,06
|
95,77
|
-1,29
|
98,7
|
Среднегодовая выработка на одного
продавца, млн. руб.
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах
|
131,04
|
147,87
|
+16,83
|
112,9
|
|
в сопоставимых ценах
|
131,04
|
127,69
|
-3,35
|
97,5
|
|
Прирост товарооборота в
действующих ценах за счет роста производительности труда, %
|
71,8
|
73,3
|
+1,5
|
-
|
|
Как видно из таблицы, среднегодовая выработка
одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 млн. руб. и по
сравнению с 2013 годом возросла на 13,8 млн. руб. или на 14,2%. За счет роста
производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 354,9
млн. руб. (+16,9 млн. руб. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в
действующих ценах за 2014 год это составило 73,3%.
На изменение суммы розничного товарооборота в
2014 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека
или на 5,0% по сравнению с 2013 годом. За счет роста численности продавцов
получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 млн.
руб. (+1 чел. Х 131,0 млн. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.
Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих
ценах рассмотрим на основе таблицы 2.7.
Таблица 9 - Расчет влияния трудовых ресурсов на
динамику розничного товарооборота
Наименование факторов
|
Влияние на динамику товарооборота
|
|
расчет
|
сумма, млн. руб.
|
Изменение численности продавцов
|
(21-20) х 131,0
|
+131.0
|
Изменение среднегодовой выработки
продавцов
|
(147,9-131,0) х21
|
+354,9
|
Всего
|
|
+484,5
|
Большое влияние на динамику розничного
товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической
базы предприятия.
По ЗАО «Сделай сам» имеются следующие данные об
использовании материально-технической базы:
Таблица 10 - Показатели эффективности
использования материально-технической базы ЗАО «Сделай сам» за 2013-2014 гг.
Показатели
|
2013
|
2014
|
Отклонение (+,-)
|
2014 г. в % к 2013 г.
|
Торговая площадь, м 2
|
400
|
420
|
+20
|
105,0
|
Количество рабочих дней за год
|
324
|
319
|
-5
|
98,5
|
Средняя продолжительность рабочего
дня, час
|
11,6
|
11,5
|
-0,1
|
99,1
|
Выработка на 1 м торговой площади
за час работы, руб.
|
17430
|
20150
|
+27,2
|
115,6
|
Розничный товарооборот в
действующих ценах, млн. руб.
|
2620,7
|
3105,2
|
+484,5
|
118,5
|
Из данных таблицы видно, что в 2014 году
возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции,
переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в
нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324
дней в 2013 году до 319 дней в 2014 году. Это произошло в результате нарушения
сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка
строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась
и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой
площади за час работы составила в 2014 году 20150 рублей против 17430 рублей в
2013 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой
площади.
Все эти факторы оказали влияние на динамику
развития розничного товарооборота (таблица 11).
Таблица 11 - Расчет влияния показателей
эффективности использования материально-технической базы предприятия на
динамику розничного товарооборота
Показатели
|
2013
|
Цепная подстановка
|
2014
|
|
|
торговая площадь
|
Число рабочих дней
|
Средняя продолжительность рабочего
дня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Фактическая торговая площадь,
кв.м.
|
400
|
420
|
420
|
420
|
420
|
Фактическое число рабочих дней
|
324
|
324
|
319
|
319
|
319
|
Фактическая средняя
продолжительность рабочего дня, час
|
11,6
|
11,6
|
11,6
|
11,5
|
11,5
|
Фактическая выработка на 1 кв.м.
торговой площади за час работы, руб.
|
174,3
|
174,3
|
174,3
|
174,3
|
201,5
|
Розничный товарооборот в
действующих ценах за год, млн. руб.
|
2620,7
|
2751,4
|
2708,9
|
2685,6
|
3105,2
|
Из данных таблицы следует, что на динамику
товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
- рост торговой площади 2751,4 -
2620,7 = + 130,7 млн. руб.
- уменьшение количества рабочих дней
2708,9 - 2751,4 = - 42,5 млн. руб,
- уменьшение продолжительности
рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 млн. руб.
- повышение выработки на 1 кв. метр
торговой площади за час работы 3105,2 - 2685,6 = + 419,6 млн. руб.
Итого 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 млн. руб.
Использование материально-технической базы
позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2014 году на 550,3 млн.
руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия
розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5 + 23,3). В
совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2014 году на 484,5
млн. руб.
2.3 Резервы и
направления совершенствования коммерческой деятельности
В ЗАО «Сделай сам», как показал анализ
документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский
учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими
документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают
разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого
анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет
утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной
деятельности на данном предприятии. Проведенный на основе данных бухгалтерского
учета анализ динамики развития розничного товарооборота ЗАО «Сделай сам» за
2012-2014 гг. позволяет сделать следующие выводы:
- розничный товарооборот предприятия из года в год
увеличивается, темпы роста его высокие;
- достигнут рост товарооборота по всем
отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
- прирост товарооборота, в основном,
достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных,
трудовых и др.;
- предприятие в 2014 году активно вело
работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.
Вместе с этим предприятие не использовало всех
возможностей роста товарооборота в 2014 году.
Предложения по дальнейшему развитию розничного
товарооборота ЗАО «Сделай сам»
1. совершенствовать товароснабжение
предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов.
С этой целью коммерческой службе предприятия
необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей,
значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных
товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других
поставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с поставщиками.
Расчеты показывают, что если в 2015 году темпы
роста поступления сохранятся на уровне 2014 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов
составит в сумме 610 млн. руб. Прирост товарных ресурсов позволит получить
прирост товарооборота на 219,6% (610:3105,2 х100)
2. Экономической службе предприятия необходимо
разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период
и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;
Это позволит руководству предприятия и его
службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования
всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного
товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.
3. Совершенствовать систему материального
стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества
реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,
получение доходов от рёализации товаров и др.);
4. Оперативнее представлять данные по
розничной продаже для принятия управленческих решений.
Для улучшения розничного товарооборота в ЗАО
«Сделай сам» также предлагаются следующие мероприятия:
Мероприятие по расширению ассортимента
(например, для летнего периода актуальны предметы для труда и отдыха). В
результате внедрения данного мероприятия произойдет прирост клиентов,
соответственно увеличится товарооборот и как следствие прибыль магазина.
Мероприятие, направленное на совершенствование
сбытовой деятельности магазина (необходимо провести рекламную компанию данного
магазина, чтобы напомнить лишний раз покупателям о своем магазине, привлечь
новых клиентов и. т.д.).
Для сбалансированности товарооборота и товарных
ресурсов, недопущения образования сверхнормативных запасов, в ЗАО «Сделай сам»
ежемесячно разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных
секций.
Решая эту задачу, работники органов снабжения
(товароведы) изучают и учитывают возможных поставщиков товаров, спрос на них,
уровень иэменения цен на товары и услуги посреднических организаций, выбирают
наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают
транспортные расходы.
Источниками поступления товаров в ЗАО «Сделай
сам» являются промышленные предприятия, коммерческие предприятия и частные
предприниматели.
На предприятие для отбора товаров выезжает
специалист (товаровед), который имеет полномочия заключать договора. Для этого
ему выдается надлежаще оформленная доверенность на право получения товаров.
Составляется заявка, в которой указывается
ассортимент и количество товаров, необходимых получателю. На основании этих
документов поставщик оформляет счет-фактуру и производит отпуск товаров.
Достоинством такого способа является то, что работники
магазинов имеют возможность на месте ознакомиться с ассортиментом товаров и
принять те, которые необходимы для удовлетворения спроса населения.
После отборки товаров заключается договор о
поставке.
Одна из причин, не позволяющих коммерческой
службе магазина обеспечить постоянное наличие в торговом зале полного
ассортимента - жесткие условия оплаты за отгруженный товар. В большинстве
договоров предусмотрен срок оплаты 3-15 дней (банковских или календарных).
Если поставщик предоставляет отсрочку оплаты, об
этом составляется дополнительное соглашение.
Большинство поставщиков не производят замену
нереализованного товара и не соглашаются на его уценку. В этих условиях магазин
с осторожностью осваивает выделенные квоты, с тем, чтобы не допустить
затоваривание неходовым и залежалым товаром и не усугубить свое финансовое
положение.
В результате несогласованности работы магазина и
поставщиков в торговом зале зачастую отсутствует полный ассортимент товаров,
из-за чего, первую очередь, страдает покупатель.
Таким образом ЗАО «Сделай сам» необходимо
сотрудничать с поставщиками товаров, которые предоставляют максимально
возможную отсрочку по оплате товаров.
Для организации торговли и обслуживания
покупателей большое значение имеют методы товароснабжения. Снабжение может
осуществляться с непосредственным участием работников или без них.
Первый метод товароснабжения называется
децентрализованным. В этом случае товары получают непосредственно со склада
поставщика. При централизованной поставке завоз производится силами и
средствами поставщика.
В ЗАО «Сделай сам» применяется как правило
децентрализованный метод. Он имеет свои недостатки. Поэтому ЗАО «Сделай сам»
рекомендуется применять централизованную доставку.
Централизованная доставка является прогрессивной
формой завоза, необходимым условием внедрения рациональной технологии
товароснабжения магазинов. Преимущество централизованной доставки заключается в
следующем:
- планомерно организуется завоз товаров в
соответствии с утвержденными графиками и маршрутами;
- ответственность за доставку товаров
возлагается на поставщиков;
- работники торгового предприятия не
отвлекаются от основной работы для поиска транспорта, поездок к поставщикам,
организации загрузки транспорта, экспедирования товаров;
- более ритмично организуется завоз
товаров, что способствует нормализации товарных запасов, обеспечению широкого и
устойчивого ассортимента товаров;
- уменьшаются потребности в складской
площади;
- внедряется комплексная механизация
погрузочно-разгрузочных работ, сокращаются простои транспорта, повышается
эффективность его использования;
- улучшается и ускоряется
документооборот и расчеты между поставщиками и получателями товаров.
Также ЗАО «Сделай сам» необходимо укрепление
собственной транспортной базы путем приобретения большегрузного автомобиля, что
позволит в несколько раз сократить транспортные расходы.
В целях выявления резервов нормализации товарных
запасов, ускорения товарооборачиваемости ЗАО «Сделай сам» необходимо изучить
состав товарных запасов, наличие неходовых товаров. Разработать меры по
оптимизации товарных запасов с учетом полного удовлетворения спроса покупателей
при ускорении времени оборачиваемости товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать
следующие основные выводы:
Товарооборот относится к числу важнейших
показателей экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на
производство, так и на потребление.
Розничный товарооборот по своему составу не
является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через
розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а также продажи
товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного
товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными
фондами населения.
Розничный товарооборот оказывает также большое
влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых
предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также
такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек
обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое
состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении
планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению
обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих
планов.
Проведенный анализ розничного товарооборота ЗАО
«Сделай сам» показал, что за три года розничный товарооборот предприятия возрос
на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 млн. руб. (3105,2 -141,5). Этот
прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров
(физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 млн.
руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары на
877,7 млн. руб. (3105,2 - 2227,5).
Розничный товарооборот в действующих ценах
возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по
реализации строительных и крепежных материалов, отделочных материалов,
санитарно-технического оборудования.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста
товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что
большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет
за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары
и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем
товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как
садово-огородный инвентарь- на 1,2%, установочная арматура- на 0,5%, прочие
непродовольственные товары - на 1,2%, газовое оборудование - на 0,6%.
На развитие розничного товарооборота предприятия
оказали следующие факторы:
- обеспеченность трудовыми ресурсами и
эффективность труда торговых работников;
- состояние и эффективность
использования материальны технической базы предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонова
М.Н. Оптовая и розничная торговля. М.: Бератор-Пресс, 2012. - 464 с.
. Анисимовец
Т.П. Методики анализа товарообменных операций // Бухгалтерский учёт и анализ.
2011. - №5. - С.26-31.
3. Бадылевич
Е. Налог на добавленную стоимость в торговле // Главный бухгалтер. Ревизор.
2014. - №3. - С.52-53.
. Бороненкова
С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2011. -
382 с.
. Бухгалтерский
учёт в потребительской кооперации: Учебник. В 2 т. Т.1./ П.Г.Пономаренко,
Н.В.Пузенко, Н.Г.Уварова, О.В.Уханова; Под общ. ред. П.Г.Пономаренко. 2-е изд.,
перераб. Мн.: Выш. шк., 2011. - 608 с.
. Бухгалтерский
учёт в торговле: Учебник/ Л.Ф.Жилинская, Е.В.Ильющенко, В.В.Кожарский и др.;
Под общ. Ред. В.В.Кожарского. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2012 - . 608 с.
. Бухгалтерский
учёт в торговле и общественном питании: Пособие под редакцией Л.И.Кравченко.
Мн.: «ФУА информ», 2010. - 528 с.
. Вахрушина
М.А. Управленческий анализ. М.: Омега-Л, 2013. - 432 с.
. Герчикова
И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2011. -
476 с.
. Ермолович
Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Мн.: БГЭУ, 2012.
- 330 с.
. Журавлёв
В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Чебоксары: ЧИЭМ СП6ГТУ, 2013.
- 135 с.
. Завилейский
Г.Г., Мартынов Н.В. Бухгалтерский учёт в торговле: Пособие/ Завилейский Г.Г.,
Мартынов Н.В. Мн.: Амалфея, 2012. - 132 с.
. Ковалёв
В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. М.: Финансы и
статистика, 2012. - 267 с.
. Кожарский
В.В. Анализ товарно-сырьевых поставок в торговле и общественном питании //
Планово-экономический отдел. 2014. - № 10. - С. 63.
. Кравченко
Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. 7-е изд., перераб. М.: Новое
знание, 2013. - 544 с.
. Любушин
Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 471
с.
. Парасоцкая
Н.С. Аудит и анализ товарооборота // Экономический анализ: теория и практика.
2014. - № 5. - С. 40-44.
. Парасоцкая
Н.С. Аудит и анализ товарооборота // Экономический анализ: теория и практика.
2014. - № 6. - С. 29-30.
. Пономаренко
П.Г. Бухгалтерский учёт в потребительской кооперации: В 2 т. Т. 2: Учебник/
П.Г.Пономаренко. Мн.: Выш. шк., 2012. - 431 с.
. Пястолов
С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 2-е изд.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 336 с.
. Райан
Б., Андерсон Х. Стратегический учёт для руководителя. М.: Аудит: ЮНИТИ, 2012. -
317 с.
. Савицкая
Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М,
2013. - 343 с.
. Чернов
В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический
бизнес. М.: ЮНИТИ, 2013. - 686 с.
. Чечевицына
Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. 3-е изд.
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 352 с.
26. Экономика
предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
ИНФРА-М, 2011. - 348 с.
. Экономика
предприятия: Учебник для вузов/ под ред. Табурчака П.П., Тумина В.М. Ростов
н/Д: «Феникс», 2012. - 486 с.
. Экономика
предприятия: Учеб./ Под ред. А.Е. Карлика, М.А. Щухгальтер. - М.: ИНФРА-М,
2011. -420 с.
. Экономика
торгового предприятия: Учеб. пособие/ Под. ред. С.Н. Лебедевой. - 3-е изд.,
испр. - Мн.: Новое знание, 2013. - 340 с.
30. Экономический
анализ в торговле: Учеб. Пособие / Под ред. М.И.Баканова. М.: Финансы и статистика,
2014. - 400 с.
31. Экономический
анализ: Учебник / Л.Т.Гиляровская, Г.В.Корнякова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -
360 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организационная структура ЗАО «Сделай сам»
Похожие работы на - Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия
|