Спрос, предложение и эластичность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    473,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Спрос, предложение и эластичность

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. Ленина"

Кафедра общей экономической теории



Курсовая работа

Спрос, предложение и эластичность


Выполнил: студентка ФЭУ

Гр. 1-57

Пчёлкина Александра Евгеньевна

Проверил: докт. экон. наук

Терехова Наталья Руфимовна





Иваново 2014

Оглавление

цена предложение равновесие спрос

Введение

Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены

1.1 Спрос, факторы спроса и закон спроса

1.2 Предложение, факторы предложения и закон предложения

1.3 Модели рыночного равновесия

1.4 Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)

Выводы по главе 1

Глава 2.Эластичность спроса и предложения

2.1 Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы на нее влияющие

2.2 Практическое применение концепции эластичности спроса

2.3 Виды и типы эластичности предложения( понятие, расчёт и графическое изображение), факторы, на нее влияющие

2.4 Практическое применение концепции эластичности предложения

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Введение


В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Спрос и предложение - самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей. Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.

Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

Задачи работы:

·        характеристика спроса и предложения;

·        рассмотрение модели рыночного равновесия;

·        рассмотрение рыночного неравновесия;

·        виды и типы эластичности спроса и предложения;

·        рассмотрение практическое применение эластичности на спрос и предложение.

·        спрос предложение эластичность цена

Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены

 

1.1 Спрос, факторы спроса и закон спроса


Анализ ситуации, складывающейся на рынке какого-либо товара, показывает, что между ценой и количеством реализованного товара существует определенная связь. Для описания этой связи со стороны потребителя используются понятия "спрос", "количество спроса", "функция спроса".

Спрос - это количество товаров, которое покупатели желают и могут купить по любой возможной цене за определенный промежуток времени.

Следует различать термины "спрос" и "количество спроса" (в том же смысле используются названия "величина спроса", "объем спроса").

Количество спроса - это количество товара, которое покупатели желают и могут купить по конкретной цене за определенный промежуток времени.

Зависимость количества проданных единиц товара от уровня их цен изображается графически с помощью кривой спроса (рис. 1.1), которая имеет нисходящий вид (отрицательный наклон).

В экономической теории при построении кривой спроса D (demand) принято откладывать на оси ординат независимую переменную Р - цену (price), а на оси абсцисс отмечать зависимую переменную QD - количество спроса.

Кривая спроса может быть изображена в двух видах:

) в виде прямой линии (рис. 1.1, а), если наклон линии не изменяется между ее точками, т.е. зависимость носит линейный характер;

) в виде кривой (рис. 1.1, б), когда в более сложных случаях наклон кривой изменяется по мере продвижения по графику от одной точки к другой, т. е. зависимость носит нелинейный характер.

Рис. 1.1. Кривая спроса: а - линейная зависимость; б - нелинейная зависимость

Рассмотрим далее ограничения линии спроса на графике (рис. 1.2). Справа линия спроса ограничена точкой а, которая называется массой насыщения. Она означает, что спрос насыщен и его дальнейшее увеличение невозможно даже при самой низкой цене. В данной ситуации, на рынке блага становятся доступны всем (это так называемые свободные блага).

Слева линия спроса ограничена точкой в, которая называется запретительной ценой. При такой цене количество спроса равно нулю, т.е. никто из покупателей не в состоянии ее заплатить.

В рассматриваемой зависимости цена играет роль причины, а количество спроса - роль следствия. Эта функциональная зависимость записывается следующим образом:

= f (Р), (1.1)

где Qd - количество спроса;- знак функции;

Р - цена товара.

Рис. 1.2. Запретительная цена и масса насыщения

Функция спроса - это функция, определяющая количество спроса в зависимости от влияющих на него факторов.

Важнейшим из факторов, определяющих количество спроса, выступает цена на единицу блага в данный момент, причем связь между ценой спроса и его количеством (при прочих равных условиях) является обратной: чем ниже цена на товар, тем выше величина спроса на него, и наоборот. Эта связь получила название "закон спроса".

Закон спроса: между ценой на товар и количеством спроса на него существует обратная зависимость.

Ценовые факторы действия закона спроса (изменения количества спроса) могут быть сформулированы следующим образом:

. Здравый смысл - это поведение потребителя на рынке в соответствии с его восприятием цены на товар как барьера, который нужно преодолеть: чем выше этот барьер, тем тяжелее покупателю его преодолеть, тем меньше покупок он осуществляет, и наоборот.

. Эффект дохода - это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Повышение цены на конкретный товар (при неизменности цен других товаров и номинальных доходов покупателей) приводит к тому, что покупатель может купить этого товара меньше; это означает относительное снижение реального дохода потребителя, и наоборот.

. Эффект замещения - это изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку различных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор (если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать более дешевыми товарами те товары, которыми он раньше пользовался; если цена конкретного товара повышается, то покупатель стремится компенсировать ущерб переключением на потребление более дешевых товаров).

. Эффект убывающей предельной полезности - это все меньшее удовлетворение потребителя от каждой последующей единицы блага, приобретаемой только при условии снижения цены на нее.

Необходимо различать изменение количества спроса и изменение спроса на товар.

Кривая спроса (отдельные точки кривой спроса) показывает конкретные комбинации отношения "цена-количество". Изменение цены при прочих равных условиях вызывает изменение комбинации "цена-количество", или, иначе, передвижение по кривой спроса.

Спрос на товар может изменяться не только под влиянием цены, но и под влиянием факторов, не связанных с ценой товара.

Рис. 1.3. Изменение количества спроса

Действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса либо вправо, либо влево. Сдвиг кривой на графике показывает изменение спроса (рис. 1.4).

Неценовые факторы воздействия на спрос следующие:

.        Изменение денежных доходов потребителя: увеличение доходов (при отсутствии инфляции) означает рост платежеспособности и приводит к повышению спроса (кривая D0 смещается в положение D2), снижение доходов - к снижению спроса. Действие этого фактора неоднозначно для разных товаров, которые разделяют на следующие группы:

а) нормальные, или товары высшей категории ("качественные товары", "социально полноценные товары", например, предметы роскоши), спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена на них;

б) товары низшей категории ("товары низкого качества", "социально неполноценные товары"), спрос на которые изменяется в направлении, обратном направлению изменения цены на них.

Рис. 1.4. Изменение спроса

.        Изменение вкусов и предпочтений потребителей под влиянием моды, рекламы, технических усовершенствований продукции, повышающих ее качество (долговечность, надежность, простота в эксплуатации и др.), и прочих факторов оказывает влияние на изменение спроса на товар, однако это влияние не однозначно для различных групп населения.

.        Ожидание потребителями повышения цены на товар увеличивает спрос на него, т.к. потребители стремятся купить этот товар до ожидаемого изменения цены.

.        Изменение цен на другие товары:

а) товары-субституты (взаимозаменяемые товары), спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена на них;

б) товары-комплементы (взаимодополняемые товары), спрос на которые изменяется в направлении, обратном направлению изменения цены на товар. Следует иметь в виду, что одни и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяемыми, так и взаимодополняемыми, в зависимости от восприятия их покупателями.

.        Количество покупателей на рынке напрямую связано со спросом на товары: при увеличении их числа спрос возрастает, при уменьшении - спрос снижается. Речь здесь идет об изменении не индивидуального, а рыночного спроса на товары.

Индивидуальный спрос - это спрос отдельных потребителей, изображаемый индивидуальной кривой спроса. Индивидуальные различия спроса могут быть значительными в зависимости от пола, возраста, образования, предпочтений, уровня доходов потребителя и др.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый всеми покупателями на рынке данного товара по каждой из возможных цен. Объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены. В дальнейшем при характеристике рыночного механизма будет использоваться понятие рыночного спроса.

Закон спроса действует в отношении всех групп товаров. Исключение составляют товары Гиффена, названные так по имени английского экономиста, открывшего их. К товарам Гиффена относят товары, которые занимают значительное место в бюджете малоимущих потребителей; при изменении цен на эти товары спрос на них изменяется в том же направлении, что и цена.

Все вышеизложенное относится к так называемому функциональному спросу индивидуального потребителя независимо от объема спроса других потребителей, обусловленному лишь потребительскими качествами конкретного блага. Однако на практике встречаются случаи нефункционального спроса, обусловленного не потребительскими характеристиками блага, а какими-либо внешними факторами (или внешними воздействиями).

Американский экономист Х. Лейбенстайн выделил несколько случаев нефункционального спроса:

.        "Эффект присоединения к большинству" - люди стремятся "быть как все" и покупать то, что покупают другие потребители. Выбор потребителя зависит от мнения других людей, и зависимость эта прямая.

.        "Эффект сноба" - люди стараются "быть не как все" и не покупают то, что покупают другие. Выбор потребителя также зависит от мнения других людей, но зависимость эта обратная.

.        "Эффект Веблена" (или "эффект престижного спроса", "эффект показательного, или демонстративного, потребления"), названный так по имени американского экономиста и социолога Торстейна Веблена, внесшего существенный вклад в исследование нефункционального спроса и описавшего его в работе "Теории праздного класса" (1899 г.).

1.2 Предложение, факторы предложения и закон предложения.


Предложение характеризует рынок со стороны продавца (производителя) в отличие от спроса, характеризующего рынок со стороны покупателя (потребителя).

Предложение - это количество товара, которое продавцы (производители) желают и могут продать на рынке по любой возможной цене за определенный промежуток времени.

Количество предложения (объем, величина предложения) - это количество товара, которое продавцы (производители) желают и могут продать по конкретной цене в течение того же промежутка времени.

Изменение величины предложения зависит от изменения цены товара - ценового фактора.

Зависимость количества предложения от цены товара прямая. Она изображается графически в виде кривой предложения восходящего вида с положительным наклоном(рис. 1.5).

При построении кривой предложения S (supply) принято откладывать на оси ординат независимую переменную Р - цену (price), а на оси абсцисс отмечать зависимую переменную Qs - количество предложения.

Кривая предложения может изображаться в двух видах: в виде прямой линии, в случае если наклон линии не изменяется между ее точками, т.е. зависимость носит линейный характер (рис. 1.5, а), и в виде кривой, когда наклон кривой изменяется по мере продвижения по ней от точки к точке, т. е. зависимость носит нелинейный характер (рис. 1.5, б).

Кривая предложения - это графическое изображение зависимости, которая называется законом предложения.

Закон предложения: между ценой на товар и величиной его предложения существует прямая зависимость.

Она записывается математически следующим образом:

Qs = f (P), (1.2)

где Qs - количество предложения;- знак функции;

Р - цена товара.

Рис. 1.5. Кривая предложения: а - линейная зависимость; б - нелинейная зависимость

Предложение является функцией определяющих его факторов. Основным из них является цена товара на рынке (ценовой фактор), характеризующая изменение величины предложения.

Изменение количества предложения под влиянием ценового фактора на графике выглядит как движение по кривой предложения от точки к точке (рис. 1.6), а изменение предложения при воздействии неценовых факторов вызывает сдвиг кривой предложения (рис.1.7).

Рис. 1.6. Изменение величины предложения

Рис. 1.7. Изменение предложения

При анализе функции предложения важно учитывать фактор времени.

Различают три рыночных периода:

.        Кратчайший период, в течение которого все факторы производства постоянны. Изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Изменение цен и объема предложения в кратчайший период

.        Краткосрочный период, в котором некоторые факторы производства являются переменными (например, сырье, рабочая сила и др.). Повышение спроса приводит не только к росту цен, но и к увеличению объемов производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 1.9).

.        Долгосрочный период, в который все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при неизменных ценах или при несущественном повышении цен (рис. 1.10).

Рис. 1.9. Изменение цен и объема предложения в краткосрочный период

Рис. 1.10. Изменение цен и объема предложения в долгосрочный период

Функция совокупного предложения может быть рассчитана путем суммирования функций соответствующих индивидуальных предложений всех продавцов (производителей) данного конкретного товара.

Этот процесс графически представлен на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Кривая совокупного (рыночного) предложения

Рыночная кривая совокупного предложения наклонена менее круто, чем индивидуальные кривые предложения, поскольку рынок откликается на повышение цены суммарным, т.е. большим, чем в каждом отдельном случае, объемом предложения.

1.3 Модели рыночного равновесия


В условиях рыночной экономики под воздействием конкурентных сил в определенные моменты времени происходит синхронизация цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. Это означает, что покупатели и продавцы в определенный момент приходят к компромиссу в отношении того, сколько товаров и по какой цене будет произведено и продано на рынке. Рассмотрим взаимодействие продавцов и покупателей на рынке более подробно, изобразив его для наглядности схематично (рис. 1.12).

Состояние рыночного равновесия достигается в точке Е (от лат. еquilibrium) - точке пересечения кривых спроса и предложения, которая характеризуется единой, устойчивой равновесной ценой и соответствующим ей равновесным количеством товара Qе.

Это означает, что при данном количестве товара цена спроса совпадает с ценой предложения, а объем и структура спроса соответствуют объему и структуре предложения.

Условие равновесия на рынке записывается так:

=Pd=Ps; Qe=Qd=Qs. (1.3)

Состояние равновесия определяется алгебраически следующим образом:

=a-bP; Qs=c+dP, (1.4)

где a, b, c, d - константы.

Рис.1.12. Рыночное равновесие и неравновесие

Из (1.4) следует, что

Pe=(a-c)/(b+d); (1.5)=(ad+bc)/(b+d). (1.6)

Равновесная цена Ре - это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Установление равновесной цены - это процесс, требующий определенного количества времени. Рыночная ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит величину предложения, называется дефицитом, а ситуация, когда при данной цене величина предложения превосходит величину спроса, называется избытком или перепроизводством (рис. 1.12).

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия на рынке выигрывают и потребители, и производители (рис. 1.13).

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь РmахЕРЕ. Она будет равна разнице между той ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке.

Рис. 1.13. Излишек (выигрыш) потребителя и излишек (выигрыш) производителя

В то же время равновесная цена РЕ обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы данной отрасли. Разница между общей выручкой РЕQЕ, изображаемой площадью прямоугольника ОРЕЕQЕ, и совокупными издержками, соответствующими на графике площади фигуры ОРminЕQЕ, составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь фигуры РЕЕРmin). При сложении излишков отдельных потребителей (отдельных производителей) имеем совокупную выгоду от торговли, получаемую ими на рынке.

В экономической науке сложилось 7 концепций формирования рыночного равновесия. Рассмотрим кратко каждую из них:

. Концепция Л. Вальраса.

Рис. 1.14. Модель формирования рыночного равновесия Л. Вальраса

Главным фактором установления равновесной цены в этой концепции является разница в объеме спроса (разница в объеме предложения). Если существует избыток спроса Q2 - Q1 при цене Р1 (рис. 1.14), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения при цене Р2 конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Модель Л. Вальраса более подходит для анализа рыночного равновесия в краткосрочном периоде.

. Концепция А. Маршалла.

Главным фактором установления равновесной цены в этой концепции выступает разность цен Р1 - Р2 (рис. 1.15), т.к. продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше разница между ценой спроса и ценой предложения, тем больше стимулов у продавца для увеличения предложения товаров. Увеличение количества предложения сокращает эту разность (уменьшение количества предложения увеличивает ее) и, тем самым, способствует достижению равновесной цены.

Рис. 1.15. Модель формирования рыночного равновесия А. Маршалла

Объем спроса и объем предложения А. Маршалл рассматривал как независимые переменные, от которых зависят цена спроса и цена предложения. Таким образом, он предлагал обратное расположение осей координат для графиков спроса и предложения.

Модель А. Маршалла более подходит для анализа рыночного равновесия в долгосрочном периоде.

. Концепция "паутинообразной модели".

Установление равновесия на рынке может происходить в результате циклических колебаний. "Паутинообразная модель" является простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания (рис. 1.16), в результате которых формируется рыночное равновесие в отраслях с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

Qst=S(Pt-1), (1.7)

где Qst - количество предложения в период времени t;- фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Рис. 1.16. Устойчивое (а) и неустойчивое (б) равновесие

В качестве примера "паутинообразной модели" можно рассматривать современный фондовый и валютный рынки. На этих рынках спрос на товар определяется участниками рынка и зависит от текущих котировок, а предложение реагирует на цену с некоторым временным лагом. В этом случае, анализируя текущую динамику котировок, можно просчитать их будущие значения на определенном промежутке времени.

Основой рассматриваемой модели является представление о гибкости цен: если цена отклоняется от равновесного значения, то происходит ряд колебаний цен и количества товара, предлагаемого на рынке. Относительно высокая цена приводит к росту предложения, но потребители не станут покупать весь объем товара по высокой цене - производители будут вынуждены снизить цену, что может привести к оттоку производителей из отрасли и, как следствие, возникновению дефицита продукции на рынке. Это приведет к росту цен. В результате такого движения "на ощупь" на рынке устанавливается цена, которая уравновешивает спрос и предложение.

. Концепция "негибких цен".

Действие этой модели может быть объяснено в рамках кейнсианской теории, исходя из предположения, что на рынке количество продукции реагирует на неравновесие быстрее, чем цены. "Негибкость" цен выражается в том, что избыточное предложение не устраняется при снижении цены; вместо изменения цены меняется количество проданного товара.

Объяснение формирования рыночного равновесия на основе действия модели "негибких цен" позволяет сделать важный принципиальный вывод: ситуацию на рынке можно корректировать посредством изменения предложения. Речь здесь идет о способе координации рынка, состоящем в планомерном приспособлении объема предложения (производства) к объему спроса.

. Концепция "поиска".

Эта модель показывает процесс ценообразования на рынке с точки зрения поиска субъектом рынка подходящего партнера для участия в сделке. Негибкость цен объясняется тем, что у потребителя в каждый конкретный момент времени нет точной информации о самой низкой цене на данный товар. В связи с этим обстоятельством потребитель затрачивает время на поиск нужной информации и не соглашается сразу на любое предложение производителя (продавца).

Поиск информации приносит потребителю, с одной стороны, выгоды (нахождение на рынке нужного товара при желаемом сочетании его цены и качества), а с другой стороны, потери (трансакционные издержки, связанные с поиском информации). Для производителя это оборачивается упущенным доходом. Выгоды и потери задают оптимальный период поиска товара потребителем, в течение которого цены не гибкие, но и не абсолютно жесткие.

. Концепция "дискриминации покупателей".

Процесс формирования равновесных цен на рынке усложняется, когда продавец имеет возможность продавать свой товар разным покупателям по разным ценам. В этой ситуации уровень цены товара зависит от того, кому этот товар реализуется.

Такая дискриминация покупателей складывается под влиянием каких-либо особых причин (например, затруднено передвижение товара между его потребителями).

. Концепция государственного регулирования (концепция "очереди").

Рынок стихийно, автоматически способствует установлению равновесной цены. Механизм этого процесса А. Смит назвал механизмом "невидимой руки". Превышение цены спроса над ценой предложения приводит к перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ и побуждают экономику к расширению их производства (в целях лучшего удовлетворения общественных потребностей). Так как равновесная цена значительно превышает издержки производства у тех производителей, затраты которых ниже средних затрат в отрасли, она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая тем самым эффективность национальной экономики.

Несовершенство общественной структуры производства оборачивается для потребителей несовершенством системы цен, которое вызывает с их стороны недовольство и создает причину для вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования, т.е. для отключения механизма рыночной координации.

На практике применяются следующие методы государственного регулирования рынка:

а) фиксация цен (установление максимальных или минимальных цен);

б) введение потоварных налогов (НДС, налог с продаж, налог с оборота, акцизный налог, таможенная пошлина и др.);

в) выделение дотаций, или субсидий.

1.4 Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)


Для рассмотрения равновесия рынка необходимо знать предложение продукции. Предложение (S) - есть количество товаров, которое производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный период времени при прочих равных условиях. Опытным путём обнаружена прямая зависимость между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f (P)). Данная зависимость может быть выражена таблично, аналитически и графически.

Графический способ:


Кривая предложения показывает влияние ценового фактора на количество предлагаемой продукции.

Существуют неценовые факторы, влияющие на предложение, сдвигающие кривую вправо или влево.

Неценовые факторы (детерминанты), влияющие на предложение:

.        Цены на ресурсы (на рисунке показано удешевление сырья, способствующее увеличению предложения):


.        Совершенствование технологии.

.        Изменение налогов и дотаций.

.        Ожидания будущих периодов.

.        Цены на другие товары и т.д.

В процессе конкуренции взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до того момента, когда спрос и предложение совпадают. Ситуация равенства спроса и предложения называется равновесием* применительно к рынку одного (данного) товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это значит, что количество продукции, которое хотели и могли купить, равнялось тому количеству, которое было предложено.

Таблица 1 Спрос и предложение на товар x в данном месяце



Представим ситуацию графически:


Из графика видим, что в точке Е рынок сбалансирован при цене 3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля - равновесная цена, т.е. цена при равенстве спроса и предложения. 7 килограммов товара x - равновесный объём продаж, т.е. объём продаж при равенстве спроса и предложения. Если рыночная цена станет выше равновесной, на рынке увеличится предложение и уменьшится спрос, т.е. появятся излишки продукции. Избыточное предложение будет побуждать конкурирующих продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов продукции. Падающие цены будут:

а) подсказывать фирмам, что следует сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции;

б) привлекать на рынок дополнительных покупателей.

Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками вниз.

Если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке увеличится спрос и уменьшится предложение, т.е. обнаружится дефицит продукции. Избыточный спрос (дефицит) подскажет конкурирующим покупателям, что им следует согласиться на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет:

а) побуждать фирмы перераспределять ресурсы в пользу производства данного товара;

б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать потребителя). Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются стрелками, направленными вдоль обеих кривых.

В обоих случаях рынок стремится к равновесию.

График. Излишки и дефицит на рынке товаров

Рассмотрим другой аспект - выгоду, получаемую производителем и покупателем, от сложившейся ситуации равновесия рынка. Мерой такой выгоды является излишек производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек покупателя представляет разницу между максимальной ценой, которая могла быть заплачена за единицу товара и его рыночной (равновесной) ценой. Излишек производителя есть разница (равновесной) рыночной цены и более низких предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя есть общественная выгода, возникающая в связи с возможностью покупать и продавать данный товар, т.е. в связи с существованием рынка. Чтобы проиллюстрировать общественную выгоду графически, необходимо соблюсти три условия:

·        показать равновесие рынка по данному товару;

·        вести исследование на рынке неделимых товаров (например, холодильников);

·        предположить, что покупатель приобретает одну единицу товара.


Видим, первый покупатель мог пожертвовать товарами на сумму в 11 000 руб. в пользу холодильника, но покупает он его по рыночной цене, т.е. за 6000 руб., следовательно, его выгода - 5000 руб. Второй мог бы купить за 10 000 руб. и его выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода всех покупателей равна 15 000 руб. Аналогично можно определить выгоду продавца.

Определение общественной выгоды важно при исследовании баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.

Выводы по главе 1


Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Однако цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Глава 2. Эластичность спроса и предложения


2.1 Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы на нее влияющие


Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность: ценовую, перекрестную, по доходу.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.


где ΔP/P - изменение цены (в %);

ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Таблица 2. Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации (PxQ)




Уменьшение цены

Увеличение цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) - спрос постоянен

Ed = 0

уменьшается

увеличивается

Неэластичный спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

уменьшается

увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Ed = 1

не изменяется

не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

увеличивается

уменьшается

Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed = ∞

уменьшается

увеличивается


Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:

·        Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

·        Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

·        Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

·        Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

·        Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон рис.6

Рис.6 Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар, a при изменении цены товара b ().


где  - изменение спроса на товар a (в %);

 - изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ().


где  - изменение дохода (в %);

 - изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

.        Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него. Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

.        Фактор времени - чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

.        Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей - чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

2.2 Практическое применение концепции эластичности спроса


Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или "Дукат" будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.). Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар. Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

2.3 Виды и типы эластичности предложения( понятие, расчёт и графическое изображение), факторы, на нее влияющие


Понятие эластичности применяется и к предложению для определения реакции производителя товара на изменение цены этого товара.

Ценовая эластичность предложения рассчитывается как соотношение относительного изменения величины предложения товара и относительного изменения его цены. Формула средней точки для вычисления ценовой эластичности предложения совпадает с аналогичной формулой для расчета ценовой эластичности спроса с той лишь разницей, что параметр Q обозначает здесь величину предложения, а не величину спроса. Аналогична также и формула расчета коэффициента эластичности с помощью производной для аналитически заданной функции предложения. Поскольку параметры цен и объемов изменяются в данном случае в одном и том же направлении, эта формула дает положительные значения соответствующих коэффициентов ценовой эластичности предложения. Основные типы эластичности предложения показаны на рис. 1.19.

Рис. 1.19. Основные типы эластичности предложения

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

. Мобильность, возможности используемых ресурсов, т.е., иными словами, гибкость реакции производства, легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер или, наоборот, переориентированы на производство нового товара в соответствии с изменившейся рыночной конъюнктурой.

. Издержки производства: если расширение производства товара связано с резким ростом издержек, то эластичность предложения этого товара будет низкой. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара требует таких затрат, на которые предприятия пойдут только в случае значительного роста цены на этот товар. Следовательно, значительное изменение цены на товар приведет к небольшому приросту объема предложения, что характеризует предложение как неэластичное (рис. 1.19, Е<1).

. Количество времени, которое имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на данное изменение цены товара. Причем в данном случае оно играет еще большую роль, чем для спроса, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Как и в случае со спросом, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться в долгосрочном периоде.

Влияние фактора времени на эластичность предложения в различные временные интервалы проявляется следующим образом:

. В кратчайший (мгновенный) рыночный период производители не успевают отреагировать на изменение цены и спроса, поэтому предложение в этот период совершенно неэластично (рис. 1.19, Е=0).

. В пределах краткосрочного рыночного периода производственные факторы остаются неизменными, но предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать их с большей (или меньшей) интенсивностью, повышая (понижая) тем самым объем производства. Кривая предложения начинает постепенно отклоняться от строго вертикального положения в соответствии с законом предложения (рис. 1.19, Е>1).

В данном случае увеличению спроса соответствует относительно меньшее, чем в кратчайший рыночный период, изменение цены.

. В долгосрочном периоде у предприятий достаточно времени, чтобы они успели принять все желаемые меры по приспособлению ресурсов к требованиям изменяющейся рыночной ситуации. Предприятия могут расширить (или сократить) свои производственные мощности. В этот период может произойти расширение предложения за счет появления на рынке новых производителей (или сокращение предложения за счет закрытия предприятий).

Таким образом, в рассматриваемый период отсутствуют препятствия для роста эластичности, и она может достичь максимальных значений, постепенно увеличиваясь во времени (рис. 1.19), Е стремится к бесконечности.

2.4 Практическое применение концепции эластичности предложения


Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот. Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене "процентного изменения количества спрашиваемой продукции" на "процентное изменение количества предлагаемой продукции". Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения. Кратчайший рыночный период.

Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Краткосрочный период - это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом. Долговременный период - это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые - покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам. В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене. Согласно закону предложения зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Рассмотрев тему по данной работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Выводы по главе 2


Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Заключение


Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. А. Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

Библиографический список


1.      Терехова Н.Р. Экономика: Учеб. пособие. Изд. 2-е,дополненное / ФГБОУВПО "Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина". - Иваново, 2012. - 392 с.

.        Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Микроэкономика. Издательство: Питер, 2012. - с.42

.        Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Макроэкономика. Издательство: Питер, 208. - с.51

.        В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская Экономическая теория. Издательство: КноРус, 2010. - с.74

.        Экономика: Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. доктора эк. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - с.187

Похожие работы на - Спрос, предложение и эластичность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!