Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    311,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма

Содержание

Введение

.     Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма

.1 Спрос и его закономерности

.2 Предложение как экономическая категория

.     Установление равновесной цены и уравнивание стоимости и ценности товаров и услуг

.1 Теория равновесной цены

.2 Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется закона спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров. Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Рассмотрев кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос.

Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке:

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Цель моей курсовой работы - рассмотреть законы спроса и предложения и выяснить их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг.

1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма

.1 Спрос и его закономерности 

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно в 1838 г.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

Qd = f(P)<0

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

1.      Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

.        Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

.        Действие закона убывающей предельной полезности. После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты - полезности. Одно пирожное хорошо, два - еще лучше, но затем наступает насыщение. В экономической науке это явление называют законом убывающей предельной полезности. Согласно этому закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут приобретать больше благ только при условии увеличения цены.

В то же время даже при очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной. К примеру, если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для питья и запасов.

Неценовые факторы спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах. Неценовые факторы спроса:

1.      Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.

2.      Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.

Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

.        Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.

.        Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5.      Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, финансовые кризисы), то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Многие сегодня не спешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что цены на них через полгода будут ниже нынешних.

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

На рисунки 1 показаны изменения: если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от  к ). Спрос при постоянной цене () возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене () сокращается от  до .

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.

. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры.

. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.

. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.

. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.

. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами. Разновидности спроса:

1)   Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.

2)      Реальный спрос - дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.

Эластичность спроса

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

ü ценовую,

ü  перекрестную,

ü  по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

 

где ΔP/P - изменение цены (в %); ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Виды ценовой эластичности спроса

Степень эластичности спроса (рисунок 2) варьируется в зависимости от типа товара:

ü  Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

ü  Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

ü  Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

ü  Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рисунок 3).

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

ü  количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

ü  удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

ü  характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

ü  фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

. Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ().


где - изменение спроса на товар a (в %); - изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

. Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ().


где - изменение дохода (в %); - изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.  

1.2 Предложение как экономическая категория

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их изготовление меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает

Qs = f(P)>0

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.

Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Qs = a+bP

где - величина предложения; - цена товара; a и b - постоянные коэффициенты.

Цена товара и величина предложения.

Кривая предложения S, показанная на рисунке 4, характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

Неценовые факторы предложения

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства - увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба.

.        Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

.        Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

.        Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

.        Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

.        Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения.

Рисунок 5 показывает влияние изменения неценовых факторов на предложение.

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

Эластичность предложения

Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:


где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %); ΔP/P - изменение цены (в %);

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

ü  эластичное (Es > 1);

ü  неэластичное (Es < 1);

ü  характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);

ü  совершенно эластичным (Es = );

ü  совершенно неэластичным (Es = 0).

Кривые предложения с разной степенью эластичности показаны на рисунке 6.

Характер эластичности предложения зависит от:

ü  способности производства к быстрой переналадке;

ü  возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

ü  фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. А. Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

равновесие цена спрос предложение

2. Установление равновесной цены и уравнивание стоимости и ценности товаров и услуг

.1 Теория равновесной цены

Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в экономике.

В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла. Цена определяется им как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

При анализе происхождения стоимости А. Маршалл считал ее определяющими два фактора - спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, он считал, что по степени влияния на цену в общем смысле их различать нельзя, подобно тому как «разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Этим самым он подчеркивает, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути, он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена, какой либо вещи, утверждает А. Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производство товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах. Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, иными словами, все эти усилия и жертвы в совокупности, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо, для краткости, издержками производства. Можно подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара.

) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и

) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

)подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции и

) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.

Покупатели, встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара, руководствуясь не только тем, сколько он стоит, но и тем, насколько его потребительные свойства соответствуют потребностям и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Поэтому сам термин «общественная потребительная стоимость» указывает на полезность, ценность того или иного товара или услуг для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда товаропроизводителя на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Причём и стоимость, и ценность находят своё общественное, социальное проявление в цене. Поэтому цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В то же время стоимость и ценность как самостоятельные категории существуют обособленно друг от друга лишь в рамках анализа экономических отношений. В реальной действительности и стоимость, и ценность - это две стороны одной и той же сущности. Стоимость служит движущим мотивом для товаропроизводителей, тогда как ценность является движущим мотивом для потребителей. Образно говоря, столкновение противоположных сторон одной и той же сущности (трудовой субстанции товаров) порождает цену, в которой уже заложено в потенции проявление интересов и продавцов, и покупателей.

Рыночная цена (ее часто называют действительной - реальной ценой) - это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется, пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения.

Динамика спроса и предложения. Ее влияние на изменения цен и объемов показаны на рисунке 7. Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения - перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает, точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса - дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия.

Взаимодействие спроса и предложения.

Между спросом и предложением конкретного товара в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является результатом влияния на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения - это тот механизм, который, с одной стороны, формирует рыночную цену. С другой стороны, сама цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения.

Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров, именуется законом спроса и предложения. Он характеризует единство спроса и предложения в их объективном стремлении к соответствию. Посредством рыночных колебаний на рынке устанавливается цена спроса и цена предложения. Покупатель стремится купить на рынке товар по наиболее низкой цене, а продавец, наоборот, хочет продать товар по максимально высокой цене. Предельно максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса. Предельно же низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ценой предложения. Низшей ее границей являются издержки производства. Конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену, в конечном счете, приводит к уравновешиванию спроса и предложения, к установлению равновесной цены (рисунок 8). Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой.

Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями:

.        При более высокой цене, чем цена равновесия (Р3), предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. В этой ситуации под давлением конкуренции между продавцами цена будет вынужденно снижаться.

2.      При цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превысит предложение на величину отрезка ЕЬ. Под давлением конкуренции между покупателями цены станут повышаться. В результате взаимодействия этих тенденций в точке С устанавливается цена равновесия. В случае если цена спроса равна цене предложения, количество товара производимого в единицу времени, можно назвать равновесным, а цену, по которой он продается, равновесной.

.2 Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены

Решения продавца по ценам затрагивают различные аспекты и факторы ценообразования. Составляющие решения ценовой стратегии показаны на рисунке 9.

)Премиальная ценовая стратегия. Премиями в этом случае выступают относительно высокие сбытовые цены, характеризующие те или иные товарные качества, которые превышают средний сложившийся рыночный уровень этих качеств, а также более привлекательный (по отношению к аналогам) внешний вид товара. Высокий предлагаемый уровень цен закрепляется соответствующей рекламой и специальной дистрибуцией.

Так, политика цен на изысканную парфюмерию продаваемую эксклюзивными специализированными магазинами, является для определенного слоя покупателей не только демонстрацией фирменного стиля, но и известной гарантией подлинности товара.

)Поощренческая ценовая стратегия. Поощрения - это относительно невысокие цены, формирующие за счет среднего качества товара имидж (стереотип) низкой цены. Реклама сбыта в значительной степени ориентирована на низкую (ниже среднего уровня) цену и чувствительность покупателей по отношению к цене.

)Стратегия истощающих цен характеризуется тем, что продавец-монополист запрашивает на этапе введения продукта-новинки относительно высокую цену при соответствующем ограниченном физическом объеме сбываемых товаров и высоких штучных ценах. Затем, по мере освоения и насыщения рынка или на фоне возникающей и растущей конкуренции, установленная первоначально высоко штучная цена постепенно снижается.

)Стратегия проникающих цен позволяет за счет относительно низкой стартовой цены на товар-новинку при значительном физическом объеме продуктов, предназначенных для сбыта, и низких штучных затратах быстро завоевать массовый рынок. Последующее повышение продавцом продажной цены возможно только при наличии определенных благоприятных обстоятельств.

Таким образом, можно отметить, что благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. Я считаю, что А. Смит был прав, описав саморегуляцию рынка и восстановление равновесия как действие «невидимой руки». Так как именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Заключение

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках. Фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Рыночную экономику следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.

Список использованных источников

1.  Вечканов Г.С. Микроэкономика. Москва: М.: Питер, 2010.

2.      Герасимов Б.И. Экономическая теория. Микроэкономика. Тамбов: М.: ТГТУ, 2009.

.        Журавлёва Л.С. Экономическая теория. Улан-Удэ: М.: ВСГТУ, 2011.

.        Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник для студентов. Москва:

М.: ВЛАДОС, 2010.

.    Кузнецов Н.Г. Экономическая теория. Ростов на Дону: М.: МарТ, 2008.

6.      Кусургашева Л.В., Давыдова В.Н. Экономическая теория (микроэкономика). Кемерово: М.: ФГБОУ КузГТУ, 2011.

.        Лобачева К.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров. Москва: М.: Юраит, 2012.

.        Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс.

Москва: М.: ЕАОИ. 2008.

.    Маршалл А. Основы экономической науки / Под науч. ред. П.Н. Клюкина. Москва: М.: Эксмо, 2007.

10.    Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Москва: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.        Седов В.В. Экономическая теория. Челябинск: М.: Инфра-М; 2009.

.        Селищев А.С. Микроэкономика. Учебник для ВУЗов. Москва:

М.: Питер; 2009

.    Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория. Москва:

М.: Кнорус; 2008

.    Соколов А.В. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс.

Новосибирск: М.: НГУ; 2010.

.    Устинов И.Ю. Микроэкономика. Учебное пособие. Воронеж: М.: ВАИУ; 2010.

16.    Хорошун К.Н. Микроэкономика. Учебно-методическое пособие. Минск : М.: БГУ; 2009.

Приложение

Рисунок 1. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Таблица 1

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации (PxQ)




Уменьшение цены

Увеличение цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) - спрос постоянен

Ed = 0

уменьшается

увеличивается

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

уменьшается

увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Ed = 1

не изменяется

не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

увеличивается

уменьшается

Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed = ∞

уменьшается

увеличивается


Рисунок 3. Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Рисунок 4. Кривая предложения

Рисунок 5. Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения.

Рисунок 6. Кривые предложения с разной степенью эластичности.

Таблица 2.

№ п/п

Изменения спроса и предложения

Сдвиги кривых спроса и предложения

Влияние сдвигов на цены и объем товаров

1.

Если растет спрос

Кривая спроса смещается вправо

цена ↑, объем ↑

2.

Если спрос падает

Кривая спроса смещается влево

цена ↓, объем ↓

3.

Если растет предложение

Кривая предложения смещается вправо

цена ↓, объем ↑

4.

Если предложение падает

Кривая предложения смещается влево

цена ↑, объем ↓



Рисунок 8. График равновесной цены

Таблица 3.

Политика уровня цен

Политика введения цен

Политика дифференциации цен

Определение уровня цен для программы сбыта в целом или ассортиментной товарной политики

Определение стартовых цен для товаров, впервые вводимых на рынок

Установление различных уровней цен для различных рынков и потребительских сегментов


Похожие работы на - Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!