Изучение планирования деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    422,75 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение планирования деятельности предприятия

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты изучения планирования деятельности предприятия в современных условиях

.1 Функции и задачи планирования на предприятии

.2 Процесс планирования на предприятии

. Оценка и анализ планирования на примере ООО «КамаТрансНефть»

.1 Краткая характеристика деятельности ООО «КамаТрансНефть»

.2 Анализ системы планирования в ООО «КамаТрансНефть»

. Рекомендации по совершенствованию процесса планирования в ООО «КамаТрансНефть»

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях относительно молодого российского рынка, малой долей производственной отрасли при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный внутрифирменный план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, эффективную стратегию совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. Главное достоинство внутрифирменного финансового планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

Актуальность и значимость данной темы заключается в том, что в условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Каждая фирма в своей деятельности обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Целью данной работы является изучение планирования деятельности предприятия и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.

Исходя из поставленной цели, данная работа ставит перед собой следующие основные задачи:

)        рассмотреть экономическую сущность планирования в деятельности предприятия;

)        изучить принципы, инструменты и методику планирования в деятельности предприятия;

)        познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;

)        разработать предложения по совершенствованию процесса планирования

Предметом работы является организация планирования на предприятии. Объектом исследования является ООО «КамаТрансНефть».

Для реализации задач в работе использовались методы: аналитический, сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.

Всё это и предопределило структуру данной работы, которая состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные документы, данные финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия, методические указания по написанию работы, научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента. Сущность, необходимость, методы и значение планирования в своих трудах рассматривают многие отечественные и зарубежные авторы, такие как: О.Д. Волкогонова, Т.П. Галкин, А.И. Кравченко, Р.Л. Кричевский, Э.А. Смирнов и другие.

Формирование системы планирования на предприятии рассматривалось применительно к современным условиям хозяйствования такими видными учеными, как К. Торшина, Ю. Тельнов, С. Крейнер, П.А. Шлендер, В.И. Рыкунов, М.В. Удальцова.

В первой главе рассматриваются теоретические особенности планирования деятельности предприятия.

Во второй главе анализируются особенности планирования в организации. В третьей части рассматриваются факторы негативно влияющие на планирование деятельности предприятия и разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы планирования на предприятии.

Результаты исследования можно использовать в практической финансовой деятельности исследуемого предприятия.

1. Теоретические аспекты изучения планирования деятельности предприятия в современных условиях

.1 Функции и задачи планирования на предприятии

С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути, экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей - получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка, - требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата [8. С.25].

Знание принципов и методов научного предвидения помогает специалисту, занимающемуся предпринимательской деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях. Любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Это - аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего. Ибо только на основе знания сущности экономических тенденций и явлений, отраженных посредством инструментария экономического предвидения и планирования, может быть создан действительно полезный прогноз или план.

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как:

цели и задачи;

пути и средства их реализации;

ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

пропорции, то есть поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;

организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе рыночной деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

План социально-экономического развития предприятия состоит из нескольких разделов. Каждый раздел относится к отдельным элементам хозяйственной деятельности предприятия.

В общем виде разделы плана экономического и социального развития могут быть представлены в следующем виде:

. Производство и реализация продукции.

. Техническое развитие и организация производства.

. Показатели повышения экономической эффективности производства.

. Нормы и нормативы.

. Капитальные вложения и капитальное строительство.

. Материально-техническое обеспечение.

. Труд и кадры.

. Себестоимость, прибыль и рентабельность производства.

. Фонд накопления и фонд потребления. Материальное поощрение.

. Финансовый план.

. Социальное развитие коллектива.

. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Основными разделами плана социально-экономического развития являются: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10 пункты.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и социально-экономического развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения поставленных целей с учетом оптимального, а, следовательно, наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением предприятия. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, поиск заказчика и производство товарной продукции.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

1.2 Процесс планирования на предприятии

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и другие. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. На предприятиях применяется технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

- контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием не только для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

В настоящее время в практике составления плана фирмы нет четких правил. Здесь всё определяется здравым смыслом. Но обычно началу планирования предшествуют два отдельных этапа. На первом, предварительном этапе определяются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные методы и способы их достижения, любой план фирмы имеет свои особенности (см. рис.1).

Рис. 1. Этапы оперативного годового плана по сбыту (продаже)

В настоящее время планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий и насчитывает сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчётов.

В настоящее время многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества (см. рис. 1.2).

Ещё классики менеджмента, Файоль,Тэйлор,Акофф Р.Л. обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.

Рис. 2. Преимущества планирования на предприятии

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен во впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти такие конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет.

Напротив, как показывает опыт, большой рост и большой успех фирмы очень часто связаны не с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности [5. С.114].

Таким образом, план - не цель, а возможное средство достижения цели, это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.

Современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим виды и содержание внутрифирменного планирования.

Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование экономики современной России всем хорошо известны. Однако очень немногим субъектам хозяйствования удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.

Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное финансовое планирование сулит целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.

Процесс планирования начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.

Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных экономических законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом финансовых, материальных и других источников и спроса рынка.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Современные рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирма не обладает достаточными (полными) данными о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование и является одним из способов «прояснения» внутренних и внешних условий деятельности. То есть планирование - это инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается.

2. Оценка и анализ планирования на примере ООО «КамаТрансНефть»

.1 Краткая характеристика деятельности ООО «КамаТрансНефть»

Общество с Ограниченной Ответственностью «КамаТрансНефть» зарегистрировано 30 марта 2005 г. ОГРН -1051660004164.

Общество образовано 29 марта 2005 года в связи с проводимой в ОАО «Татнефть» реструктуризацией направленной на вывод непрофильных направлений.

Деятельность Общества - оказание грузопассажирских перевозок. Данная деятельность осуществляется автомобильным транспортом, собственным и арендованным.

Основным видом деятельности Общества является оказание транспортных услуг грузовым (КАМАЗ, КРАЗ, УРАЛ) и пассажирским (УАЗ, ГАЗЕЛЬ, ПАЗ, КАВЗ, КАМАЗ, УРАЛ, ЛАЗ) транспортом на основании годовых договоров с заказчиками и разовых заявок.

По сформированным данным за 2011 год Общество предоставляет услуги более чем 80 предприятиям и физическим лицам. Основным заказчиком за отчетный период является НГДУ «Ямашнефть» и Управление «ТатАИСнефть».

В 2014 году основной стратегией фирмы является увеличение объема оказываемых услуг сторонним организациям, не входящим в структуру ОАО «Татнефть», путем инвестирования в производство денежных средств на приобретение автотранспорта, соответствующего требованиям заказчиков.

В рамках маркетинговых мероприятий предполагается поддержка высокого уровня сервиса и дальнейшее развитие долгосрочных контрактов с имеющимися клиентами, а также привлечение новых.

В ООО «КамаТрансНефть» по состоянию на 11 января 2014 года 313 единиц техники.Из них:

Автобусов и микроавтобусов: 151 ед.

Грузовых и грузопассажирских: 135 ед.

Легковых: 26 ед.

Спецтехника: 1 ед.

Средний возраст автомобилей более: 8 лет.

На 1 января 2013 года списочное количество техники составляло 318 ед. За 2014 год списано 19 единиц техники, отказ от аренды 2 единицы техники, реализовано 4 единицы, на сезонную консервацию поставлено 2 машины, передано в другие организации 4 единицы техники.

В 2013 году приобретено 34 единицы техники, установлено 64 единицы ГБО (из них 4-го поколения - 39 ед.). Всего парк автомобилей ООО «КамаТрансНефть» насчитывает 200 единиц транспорта, оснащенных газобаллонным оборудованием (из них в работе 197 ед.). Переход на более дешевый вид топлива дало экономию за 2013 год около 1250 тыс. руб.

Для контроля пробегов в 2013 году было установлено 80 приборов навигационного оборудования, что снизило расход топлива по этим машинам в среднем на 5%. Для сокращения простоев автомашин на ремонте создана ремонтная база, есть смотровые ямы, установлен действующий гидроподъемник.

В августе 2011 г. открылся ремонтно-механический участок. Для экономии ресурсов и простоев установлены стенды шиномонтожа и балансировки. Установлено покрасочное оборудование БАСФ, что позволит осуществлять покраску транспорта своими силами.

Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Исполнительный директор управляет своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных. Рассмотренная структура управления является линейно-функциональной структурой. Данное структурно-функциональное устройство организации позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды, так как недостатки в работе одного подразделения могут быть заполнены деятельностью других подразделений.

Рис. 3. Организационная структура управления ООО «КамаТрансНефть»

За 2013 год в ООО «КамаТрансНефть» было принято 84 человека, уволились и перевелись в другие предприятия 71 человек, из них 46 человек уволились по собственному желанию.

Текучесть кадров за 2013 год составила 11% - в том числе: по водителям 11,8%, рабочим 10,7 %, по РСС текучести нет.

За 2012 год текучесть составляла 23,5% - в том числе по водителям - 23%, рабочим - 33,3%, РСС- 19,3%. Текучесть снизилась более чем в два раза.

Численность ООО «КамаТрансНефть» на 01.01.2014 года составляет 430 человека, в том числе РСС - 21 чел., водителей - 378 чел., РММ - 14 чел., вспомогательных рабочих - 17 чел.

Обучение рабочих и ИТР осуществляется по плану подготовки кадров и по мере производственной необходимости. В 2013 году прошли обучение и повышение квалификации 90 человек, затраты составили - 121,98 тыс.руб.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «КамаТрансНефть» за период 2011-2013 гг. (см. табл. 1).

Таблица 1. Анализ основных технико-экономических показателей ООО «КамаТрансНефть» за период 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год



Сумма, тыс. руб.

D, тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

D, тыс.руб.

Темп роста, %

Выручка от  продаж, тыс. руб.

38651,00

48791,00

10140,00

126,23

63222,00

14431,00

129,58

Себестоимость продукции, тыс. руб.

26489,00

38847,00

9358,00

131,73

50508,00

11661,00

130,00

Прибыль от  продаж, тыс. руб.

-280,00

-770,00

-490,00

275,00

-347,00

423,00

45,10

Чистая прибыль, тыс.руб.

-635,00

561,00

1196,00

-88,35

-1545,00

-2106,00

-275,40

Среднегодовая  стоимость основных средств, тыс. руб.

9075,50

11037,00

1961,50

121,60

10463,50

-573,50

94,80

фондоотдача, руб./руб.

4,26

4,42

0,16

103,80

6,04

1,62

136,67

Фондоемкость, руб./руб.

0,24

0,23

-0,01

96,17

0,17

-0,06

73,45

Фондовооруженность тыс.руб./чел.

159,96

28,43

121,60

149,48

-10,48

93,45

Среднегодовая  стоимость оборотных средств, тыс. руб.

12032,00

14483,50

2451,50

120,40

14206,00

-277,50

98,10

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах

3,21

3,37

0,16

104,90

4,45

1,08

132,10

Экономическая рентабельность, %

-2,90

2,10

5,00

-72,40

-6,03

-8,13

-287,10


Из таблицы видно, что выручка от продажи в 2012 году по сравнению с 2011 годом и в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 10140 тыс. руб. (или на 26,23%) и на 14431 тыс.руб. (или на 29,58%) соответственно, что оценивается положительно. Но с увеличением выручки во всех рассматриваемых периодах имеет место рост себестоимости: в 2012 году на 9358 тыс.руб., в 2013 году на 11661 тыс.руб. по отношению к предыдущим годам.

Соответственно и чистая прибыль имеет меньшую сумму, чем могло бы быть. В 2012 году по сравнению с 2011 годом произошло увеличение убытка от реализации на 490 тыс.руб. Это обусловлено ростом коммерческих и управленческих расходов, но чистая прибыль увеличилась на 1196 тыс.руб. и составила 561 тыс.руб., что оценивается положительно. Иная ситуация наблюдается в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Здесь наблюдается уменьшение убытка от реализации на 423 тыс.руб. и сокращение чистой прибыли на 2106 тыс.руб., в связи ростом себестоимости, что оценивается отрицательно.

Обобщающим показателем, характеризующим эффективность деятельности организации, является экономический потенциал. Оценивая экономический потенциал ООО «КамаТрансНефть» можно сделать вывод о его снижении в организации в 2013 году. В 2012 году, хотя и темп роста прибыли, превысил темпы роста себестоимости и выручки, но темп роста себестоимости выше роста прибыли. Наглядно это продемонстрировано на рис. 2.

Если же рассматривать результаты деятельности 2013 г., то также следует отметить снижение экономического потенциала, что связано с убытком от продаж, полученным в 2012 году.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1961,5 тыс. руб. (или на 21,6%), что оценивается положительно и говорит о том, что предприятие добилось данного результата за счет расширения, обновления и прироста основных средств. В 2013 году по сравнению с 2012 годом среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась на 573,5 тыс.руб. за счет выбытия основных средств.

Рис. 4. Изменение темпов роста выручки, себестоимости и прибыли от реализации в ООО «КамаТрансНефть» за 2012-2013 гг.

Из таблицы видно, что в период с 2011-2013 гг. увеличилась фондоотдача и уменьшилась фондоемкость. Увеличение фондоотдачи произошло в результате того, что выручка от реализации возросла в большей степени, чем увеличилась среднегодовая стоимость основных фондов в 2011 году (126,23> 121,6) и 2012 году на (129,58>94,8).

Фондоемкость на предприятии имеет тенденцию сокращения, что
оценивается положительно.

Среднегодовая стоимость оборотных средств в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2451,5 тыс.руб. (или на 20,4%), а в 2013 году по сравнению с 2012годом сократилась на 277,5 тыс.руб. (или на 1,9 %).

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств имеет тенденцию роста и в 2012 году по сравнению с 2011 годом и в 2013 году по сравнению с 2012 годом, что оценивается положительно и свидетельствует о том, что из-за увеличения количества оборотов полученная прибыль будет больше.

Экономическая рентабельность в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 5%. Значит в 2012 году на рубль своего имущества организация получила больше прибыли. А в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилась на 8,13% и приняла отрицательное значение из-за полученного предприятием убытка.

Таким образом, анализ технико-экономических показателей ООО «КамаТрансНефть» показал, что деятельность предприятия не стабильна, на протяжении всего рассматриваемого периода получен убыток от реализации, экономический потенциал снижается.

.2 Анализ системы планирования в ООО «КамаТрансНефть»

Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Что касается рассматриваемого нами предприятия, то на данный момент основной целью деятельности общества является получение прибыли полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах или услугах.

Данную цель можно разложить на несколько составляющих:

. Планирование роста прибыли.

. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

. Улучшение социальной политики фирмы.

Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, то есть в план расходов и доходов, поскольку ориентиром является сохранение ликвидности - платежеспособности предприятия. Обычно отдельные планы составляются только по количественным показателям и лишь после их взаимоувязки производится расчет денежных показателей. В разработке планов принимает участие весь руководящий состав ООО «КамаТрансНефть»: генеральный директор, заместитель директора, бухгалтер.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ООО «КамаТрансНефть» отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Краткосрочные планы составляются период в 1-2 года, не более. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства.

Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.

После составления и утверждения на предприятии ООО «КамаТрансНефть» плана реализации и плана производства ежедневно на базе их форм составляется отчёт о выполнении поставленных планов, где рассчитывается коэффициент выполнения плана, который базируется на показателе общей суммы реализации.

На рисунке 3 отразим схему системы планирования на предприятии.

Рис. 5. Организация системы планирования ООО «КамаТрансНефть»

На предприятии ООО «КамаТрансНефть» с целью расчёта прогнозного значения себестоимости продукции ведётся планирование произведённых затрат производства. Итоговая себестоимость продукции отражается в техпромфинплане предприятия.

Но для его расчёта необходимы промежуточные данные. Для этого на ООО «КамаТрансНефть» составляются:

план постоянных затрат;

смета материальных расходов в себестоимости продукции;

смета расходов по оказанным услугам производства в себестоимости продукции.

Все постоянные расходы предприятия ООО «КамаТрансНефть» разбиты на 5 основных групп:

1)  Услуги по переработке;

2)      Расходные материалы (включает электроэнергию, газ, телефонную связь, хозяйственные и канцелярские товары, горюче-смазочные материалы, расходные материалы и запасные части);

)        Услуги по охране помещений;

)        Платежи в бюджет (включает платежи по транспортному налогу и налогу на рекламу);

)        Прочие расходы (включает затраты на наружную рекламу, оплату за услуги банка, расходы по обучению персонала и проценты за полученный кредит).

Использование методов налоговой оптимизации позволяет свести долю платежей в бюджет в общем объёме постоянных затрат до 2%.

- показатели сырья и материалов, использованных для производства каждого вида продукции;

показатели остатка незавершённого производства, которые позволяют провести уменьшение совокупных материальных затрат на производство продукции.

Смета расходов на ООО «КамаТрансНефть» составляется исходя из ежемесячно утверждаемых тарифов на выполнение производственных услуг.

С целью реализации краткосрочного планирования на предприятии ежеквартально составляется план доходов и расходов на будущий квартал.

После истечения отчётного периода составляется отчёт о доходах и расходах предприятия за прошедший квартал, куда заносятся фактические значения показателей доходов и расходов предприятия.

Типология управленческих решений в ООО «КамаТрансНефть» по уровням планирования и времени реализации мероприятий выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2. Соотношение решений по уровням планирования и времени реализации мероприятий в ООО «КамаТрансНефть»

Типы решений

2011г.

2012г.

 2013г.

стратегические

4%

12%

11%

тактические

27%

24%

23%

оперативные

69%

64%

66%


По мнению автора, из таблицы следует, что стратегические управленческие решения составляют очень малую долю от всего количества управленческих решений. Это означает что в ООО «КамаТрансНефть» очень редко принимаются решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации. За такими решениями следует разработка стратегического плана, производственной программы организации.

Одна пятая часть решений в ООО «КамаТрансНефть» - тактические, и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж и предоставления услуг. Таким образом, проблемами стратегического управления ООО «КамаТрансНефть» являются: недостаточная эффективность управления предприятием, принятии решений нацеленных на краткосрочные результаты, обусловленное недостаточным знанием конъюнктуры рынка. Низкий уровень ответственности руководителей предприятия за последствия принимаемых решений, финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

Процесс планирования на предприятии в условиях относительно стабильной внешней среды в ООО «КамаТрансНефть» выражается в стандартной системе подготовки прогнозов и планов предприятия. Годовой план фирмы составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

В разработке планов принимает участие весь руководящий состав компании. Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ООО «КамаТрансНефть»отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Это говорит о серьезных минусах в деятельности руководства. По словам директора, долгосрочное планирование не приемлемо на современном этапе в связи с быстроменяющейся средой организации.

Автором рассмотрен процесс планирования в ООО «КамаТрансНефть» и найден процент выполняемости планов (таблица 2).

В таблице 2 приведены основные показатели работы ООО «КамаТрансНефть» за 2011-2013 года, из которых видно, что: в 2011-2012 гг. план по объемам продаж был выполнен на 98и 93%, т.е. план не был выполнен, а в 2013 году фактический объем реализации превысил запланированный, вследствие высокого спроса на продукцию компании в начале 2013 года.

В 2011 году себестоимость продаж превысила плановую на 5%, а в 2012 году на 4%. Прибыль в 2013 году вследствие выполнения плана по реализации соответственно на 19% выше запланированной, а в 2011-2012 гг. наоборот, ниже, вследствие не выполнения плана продаж и составляет 77% и 65% от запланированной.

Таблица 3. Основные показатели выполнения планов в ООО «КамаТрансНефть» в 2011-2013 гг.

№/№

Наименование показателей

Единица измерений

Величина Показателей

Выполнение плана




По плану

По факту


2011 год

1.

Объем продаж

Тыс. руб.

39440

38651

98%

2.

Себестоимость продаж

Тыс. руб.

25228

26489

105%

2012 год

1.

Объем продаж

Тыс. руб.

52463

48791

93%

2.

Себестоимость продаж

Тыс. руб.

37353

38847

104%

2013 год

1.

Объем продаж

Тыс. руб.

61381

63222

2.

Себестоимость продаж

Тыс. руб.

51018

50508

99%


Таким образом, на предприятии ООО «КамаТрансНефть» система планирования и контроля состоит из пяти основных уровней. На каждом уровне необходимо проверять соответствие приоритетного плана имеющимся в наличии ресурсам и производительности производственных мощностей.

Основным показателем, характеризующим степень выполнения плана, является критерий качества разработки и выполнения планов. На исследуемом предприятии эффективная разработка планов, и большой процент выполнения плана.

Итак, деятельность рассматриваемого предприятия ООО «КамаТрансНефть» заключается в оказании грузопассажирских перевозок. Анализ технико-экономических показателей ООО «КамаТрансНефть» показал, что деятельность предприятия не стабильна, на протяжении всего рассматриваемого периода получен убыток от реализации, экономический потенциал снижается.

Процесс планирования на предприятии в условиях относительно стабильной внешней среды в ООО «КамаТрансНефть» выражается в стандартной системе подготовки прогнозов и планов предприятия.

Однако в ООО «КамаТрансНефть» отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Краткосрочные планы составляются период в 1-2 года, не более. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства.

В ООО «КамаТрансНефть» очень редко принимаются решения на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации.

3. Рекомендации по совершенствованию процесса планирования в ООО «КамаТрансНефть»

Таким образом, изучив организацию планирования на ООО «КамаТрансНефть» важным этапом совершенствования является разработка предложений по внедрению комбинированной стратегически-ориентированной методики бюджетирования.

При внедрении системы бюджетирования на предприятии ООО «КамаТрансНефть» с использованием комбинированной стратегически-ориентированной методики необходимо, во-первых, обеспечить прямую взаимосвязь показателей бюджетов со стратегическими целями деятельности, применяя возможности системы сбалансированных показателей. Во-вторых, максимально использовать возможности действующей на предприятии ООО «КамаТрансНефть» классической методики, скорректировав организационную, финансовую и бюджетную структуры в соответствии с бизнес-процессами и проектами. В-третьих, бюджетная структура должна состоять из бюджетов центров финансовой ответственности, бизнес-процессов, проектов и итоговых, посредством которых объект финансового планирования конкретизируется с помощью объекта бюджетирования.

Предложим алгоритм:

) определение целей деятельности предприятия;

) разработка структуры бизнес-процессов и проектов;

) корректировка организационной структуры;

) разработка системы сбалансированных показателей;

) корректировка финансовой структуры;

) корректировка плана счетов и методики учёта;

) уточнение структуры бюджетного процесса;

) реструктуризация бюджетного комитета;

) осуществление бюджетного процесса;

) принятие управленческих решений по результатам анализа исполнения бюджетов.

До 2013 года на ООО «КамаТрансНефть» применялась классическая система бюджетирования, которая не имела жёсткой связи со стратегией развития и не позволяла эффективно управлять бизнес-процессами. Было принято решение внедрить комбинированную методику, включив в систему бюджетирования элементы процессно-ориентированного подхода, а также элементы традиционной системы финансового планирования, при этом не разрушая нормально функционирующую классическую систему.

С помощью первых четырёх этапов, представленных на рисунке, обеспечивается связь бюджетов ООО «КамаТрансНефть» со стратегическими целями деятельности предприятия, с показателями, отражающими данные цели, а также с бизнес-процессами и структурными подразделениями. На этапе корректировки финансовой структуры производится её пересмотр в соответствии с бизнес-процессами и проектами предприятия, а затем замена тех центров финансовой ответственности которые совпадают с ними, на центры процессной и проектной ответственности.

Задачей корректировки бюджетной структуры ООО «КамаТрансНефть», системы финансовых показателей и методики бюджетирования является окончательное внедрение комбинированной методики бюджетирования на основе применявшейся ранее классической.

Для эффективного управления деятельностью каналов продаж, финансовые показатели бизнес-процессов группируются в бюджеты центров финансовой ответственности. На основании бюджетов бизнес-процессов и проектов на ООО «КамаТрансНефть» формируются итоговые, которые состоят из бюджета доходов и расходов, инвестиционного бюджета, бюджета движения денежных средств, прогнозного бухгалтерского баланса, баланса доходов и расходов. Последовательность формирования итоговых бюджетов на основе бюджетов бизнес-процессов и проектов в целом сходна с классическим бюджетированием, только добавляется баланс доходов и расходов, и показатели детализируются как по центрам финансовой ответственности, так и по бизнес-процессами и проектам.

В заключение следует отметить, что разработанная и внедренная комбинированная стратегически-ориентированная методика бюджетирования для ООО «КамаТрансНефть» на основе рассмотренного алгоритма, жёстко связана со стратегическими целями деятельности предприятия, позволяет определять роль каждого бизнес-процесса в их достижении, при оптимальном формировании и использовании финансовых ресурсов.

В основе бюджетирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Бюджетирование как функционирующая система предполагает наличие следующих трех составляющих:

. Методологической базы планирования, составления, реализации и оценки бюджета.

. Учетной информации, получаемой от бухгалтерии и других служб предприятия и обрабатываемой в соответствии с методологической базой и программным обеспечением.

. Организационной составляющей, включающей внутренний документооборот, связанный с бюджетным процессом, постановку целей, закрепление функций и ответственности.

Традиционно «Основной Бюджет» предприятия состоит из трех бюджетов: Бюджета движения денежных средств, Отчета о финансовых результатах, Бюджета по балансовому листу. Для ООО «КамаТрансНефть»рекомендуется составление двух последних бюджетов.

На начальном этапе внедрения бюджетирования достаточно вести два вида бюджетов - Бюджета по балансовому листу и Отчет о финансовых результатах.

Отчет о финансовых результатах позволяет, во-первых, адекватно оценить финансовые результаты компании в целом, а во-вторых, управлять ими. Отчет показывает менеджерам рентабельность, что является основанием для принятия конкретных управленческих решений. Затраты в бюджете должны быть по возможности пронормированы, а допустимый диапазон отклонений задан. Основой для деления расходов на постоянные и переменные издержки является их поведение относительно объема продаж. Если расходы изменяются (прямо) пропорционально объему продаж, то это условно-переменные издержки, если нет - условно-постоянные.

Данный баланс полезен тем, что на его основе можно провести комплексный финансовый анализ планируемого состояния предприятия и в соответствии с полученными результатами своевременно откорректировать ее деятельность. Кроме того, Бюджет по балансовому листу может быть использован для привлечения кредитов, инвестиций.

Необходимым логическим элементом налоговой оптимизации является закрепление политик предприятия в учете, то есть учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета, выбранная предприятием из различных возможностей предусмотренных законодательством. Учетная политика вырабатывается на конкретный год и оформляется приказом руководителя.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть представлена в пояснительной записке к бухгалтерской и налоговой отчетности. Практика показывает, что «изменение условий финансово-хозяйственной деятельности или законодательства» является приемлемой причиной для налоговых инспекций. Однако Налоговый Кодекс предусматривает несколько моментов, когда невозможно изменить учетную политику в течение года. Важным в сфере организации налогового планирования на ООО «КамаТрансНефть» должно стать составление налогового плана.

Налоговый план - это заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактического и стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения намеченных налоговых нововведений.

Общую структуру оптимальной организации процесса бюджетирования для ООО «КамаТрансНефть» можно представить на рисунке 6.

Рис. 6. Рекомендуемая структура организации процесса бюджетирования

Разработка налогового плана должна начинаться с формулирования целей развития предприятия на перспективу и оценки имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы для развития этих целей.

Концепцию развития ООО «КамаТрансНефть» следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов, имеющих стратегический характер. Она предполагает определение стратегических ориентиров и целей развития хозяйствующего субъекта, основных направлений и средств их реализации.

После составления каждого годового бюджета, в зависимости от разработанной стратегии развития ООО «КамаТрансНефть» в системе бюджетов должны определятся контролируемые показатели.

экономический планирование предпринимательский труд

Выводы и предложения

Подводя итоги, следует отметить, что процесс управления заключается в планировании, организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление. Многие фирмы на собственном опыте убедились, что планирование является средством, позволяющим им определять характер, формы и последовательность будущих действий на протяжении продолжительного периода. Наиболее важными целями внутрифирменного планирования являются: обеспечение определенного уровня прибыли, объема продаж, быстрая реализация продукции, усовершенствование производства, повышение производительности труда, более полное использование производственных мощностей. Поэтому, недооценивая роль внутрифирменного планирования, руководители подвергают предприятия высокому риску неэффективной деятельности в будущем.

Очень важным в успешной деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования является эффективное выполнение функции планирования, которое предполагает:

поступление сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влиянии на рынок самой фирмы и ее конкурентов, о прошлых продажах и прибылях;

определение оптимальной товарной структуры производства в каждый данный момент времени с учетом научно-технического прогресса;

оперативный учет финансовых ресурсов и гибкое маневрирование ими;

установление контроля за выполнением планов и своевременной их корректировки в случае необходимости.

На предприятии ООО «КамаТрансНефть» система планирования и контроля состоит из пяти основных уровней. На каждом уровне необходимо проверять соответствие приоритетного плана имеющимся в наличии ресурсам и производительности производственных мощностей.

Основным показателем, характеризующим степень выполнения плана, является критерий качества разработки и выполнения планов. На исследуемом предприятии эффективная разработка планов, и большой процент выполнения плана.

Одним из необходимых условий создания эффективной системы планирования и контроля является взаимосогласованное сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Для совершенствования планирования и контроля производственной деятельности в современных условиях необходимо взаимодействие научных, методических, производственных и человеческих факторов. Этот процесс быть непрерывным для всех его участников, в соответствии с появлением новых требований к специалистам. Спрос на рынке служит основным регулятором совершенствования трудовой деятельности всех категорий персонала, включая и сферу внутрифирменного планирования. Поэтому совершенствование планирования и контроля должно стать неотъемлемой частью управления предприятием.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009.- №7.

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2010// СЗ РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). -Ст.

II. Специальная литература:

3.     Бодуан Ж.-П. Управление развитием компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / пер с фр.Ж.-П. Бодуан - М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2010. - 328с.

4.      Волкогонова О.Д. Управленческая психология /О.Д. Волкогонова. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. -265с.

.        Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие / Т.П. Галкин - М.: Финансы и статистика, 2014. -322с.

.        Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко. - М.: Академический проект; Трикста, 2013. - 274с.

.        Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / пер. с англ. С. Крейнер. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 241с.

.        Крымчанинова М. Мифы управляют миром и бизнесом? / М. Крымчанинова // Управление персоналом. - 2012. - №11. - С.59-66.

.        Крымчанинова М. Образ организации как фактор воздействия на ее культуру /М. Крымчанинова // Управление персоналом. - 2014. -№ 20. - С. 53-55.

.        Кричевский Р.Л. Если вы руководитель/ Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 2011.-257с.

.        Основы менеджмента: учебник для вузов / под ред. Д.Д. Вачугова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2013. - 456с.

.        Пригожин Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Пригожин Каплан. - 2-е изд., испр. и доп. / пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2013. -230с.

.        Резник С.Д. Организационное поведение: учебник / С.Д. Резник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 249с.

.        Рыкунов В.И. Основы управления: Многоаспектный подход: Монография/ В.И. Рыкунов. - М.: Изограф, 2012. - 112 с.

.        Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие / Э.А. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 275с.

.        Тельнов Ю. Разработка обучающейся организации с применением интеллектуальных технологий / Ю. Тельнов// Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №6. - С.91-94.

.        Торшина К. Лидерство и обучение / К. Торшина // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - №2. - С. 19-23.

.        Удальцова М.В. Социология управления: учебное пособие / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2011. - 450с.

.        Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. П.А. Шлендера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 476с.

Похожие работы на - Изучение планирования деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!