Оффшорные и особые экономические зоны в международной финансовой системе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оффшорные и особые экономические зоны в международной финансовой системе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы создания и функционирования оффшорных и особых экономических зон в международной финансовой системе

1.1Сущность особых экономических зон и причины их создания

.2Оффшорные центры, как один из видов особых экономических зон

2. Анализ функционирования оффшорных и особых экономических зон в международной финансовой системе

2.1Особенности функционирования оффшорных и особых экономических зон в современных условиях

.2Роль особых экономических зон и оффшоров на международном финансовом рынке

.3Проблемы и тенденции развития функционирования оффшоров и особых экономических зон в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что учитывая активные процессы глобализации и интернационализации мировой экономики, изучение особенностей функционирования свободных экономических зон, а также мировых оффшорных финансовых центров на современном этапе развития мировой экономики приобретает все более важное значение.

Проблемы, связанные с глобализацией и интернационализацией мировой экономики на современном этапе развития общества выходят на первый план. В международной экономике принципиально новым явлением можно назвать появление самостоятельного наднационального финансового сегмента. Им является мировой финансовый рынок, который состоит из совокупности многообразных рынков отдельных стран. Данное явление выступает в качестве результата, а также, одновременно, и как одного из наиболее важных признаков глобализации мировой экономики.

Внутри мирового финансового рынка движутся колоссальные финансовые потоки, формируется густая сеть устойчивых, стабильных связей между участниками, «встречаются» спрос и предложение на финансовые ресурсы во всемирных масштабах.

Вполне закономерным является то, что постепенно сформировались и получили значительное развитие финансовые центры нового типа - оффшоры. Являясь финансовыми центрами нового типа и находясь за пределами развитых стран, они в последние годы все в большей мере приобретают роль пунктов управления мировыми рынками и мировыми финансовыми потоками.

В зарубежной и отечественной экономической литературе до наших дней отсутствует комплексный анализ перспектив развития деятельности оффшорных и свободных экономических зон, регулирования оффшорной деятельности, использования оффшорных финансовых центров в преступных целях, а также влияния глобализации и интернационализации на их развитие.

Перспективы развития оффшорных и особых экономических зон, с одной стороны, связаны с дальнейшим ростом интернационализации и глобализации, которые стимулируют ее развитие, а с другой стороны - с тенденцией гармонизации налоговых режимов, особенно в связи с интеграционными процессами.

Поскольку оффшоры или территории с особым льготным режимом выступают в качестве одного из основных инструментов налогового планирования, построение корпоративных налоговых схем при участии оффшорных компаний дает возможность заметно, и что весьма существенно, легально снизить объемы налоговых платежей.

Целью данной работы является изучение особенностей функционирования оффшорных и особых экономических зон в международной финансовой системе.

Задачи работы:

·рассмотреть место оффшорных и особых экономических зон в международной финансовой системе;

·изучить некоторые функциональные особенности механизма регулирования оффшоров;

·рассмотреть специализацию наиболее популярных оффшорных и особых экономических зон в международной финансовой системе.

Объектом работы являются оффшорные и особые экономические зоны в международной финансовой системе.

Предметом исследования особенности функционирования и специализации оффшорных финансовых центров, и особых экономических зон.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ И ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Сущность особых экономических зон и причины их создания

Для современного этапа развития мировой экономики, и, в частности, международной торговли характерна значительная активизация интеграционных процессов, при увеличении степени открытости национальных экономик.

Одним из наиболее примечательных явлений в развитии современной мировой экономики является бурный рост оборота фирм, которые расположены в оффшорных зонах.

Страны, где расположены оффшоры, не несут, как правило, значительных военных расходов, государственный аппарат минимизирован, что позволяет вести льготный режим налогообложения.

Чаще всего источники доходов таких стран весьма ограничены. Ими являются налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (зачастую весьма незначительный) сельскохозяйственной продукции, а также полезных ископаемых. Именно по этой причине ежегодные фиксированные сборы с работающих оффшорных фирм, сборы за их регистрацию, плата за лицензии и т. п. могут формировать до 80 % бюджета таких стран. Кроме того, режим оффшорной юрисдикции стимулирует занятость населения, способствует притоку иностранного капитала и росту квалификации рабочей силы, развитию инфраструктуры, а также в целом повышению деловой активности как в регионе, так и в государстве.

Согласно оценкам экспертов, только в Гонконге ежегодно учреждается более 15000 компаний с оффшорными целями и ещё более 50000 в других оффшорных юрисдикциях.

В наши дни, в мире существует более 40 стран, которые выступают в качестве специализированных оффшорных юрисдикций.

Особой экономической зоной (ОЭЗ) считается ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории, а также благоприятными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Основной целью создания особых экономических зон является решение стратегических задач развития отдельной территории или государства в целом: общеэкономических, внешнеторговых, социальных, научно-технических.

ОЭЗ способствуют активному привлечению как местного, таки и иностранного капитала, расширению экспортного потенциала, росту валютных поступлений, улучшению состояния платёжного баланса, расширению доступа к новым технологиям. Как результат, национальная экономика получает мощные стимулы для развития, а также для более эффективной интеграции в мировую экономику.

Особые экономические зон получили в мировой хозяйственной практике широкое распространение, а потому имеют очень много разновидностей. Наиболее известной разновидностью особых экономических зон являются оффшорные зоны. В оффшорных юрисдикциях концентрируется, как правило, страховой и банковский бизнес. Кроме того, через оффшоры активно осуществляются экспортно-импортные операции, инвестиционная деятельность, операции с недвижимостью, консалтинговая и трастовая деятельность.

Оффшоры настолько привлекательны благодаря высокому уровню либерализации валютно-финансовой системы, высоким уровнем коммерческой и банковской секретности, льготным внешнеторговым и налоговым законодательством.

Таким образом, наиболее простым языком, оффшор является юрисдикцией с предельно низкими налогами, либо же и вовсе совсем без таковых. Всем известно, что каждый предприниматель весьма заинтересован в минимизации налогового бремени, что дает больше ресурсов для роста и развития бизнеса. Льготный режим налогообложения максимизирует прибыль, а это стимулирует деловую активность и возникновение все большего числа новых проектов в отрасли.

Каждый предприниматель является творцом. В налоговой сфере также приходится действовать максимально креативно дабы минимизировать сковывающий бизнес налоговый груз. Именно для этого предприниматели и прибегают к активному использованию зарубежных юрисдикций с более благоприятной налоговой системой. Как именно это происходит, легче всего проиллюстрировать на следующем условном примере.

Предприниматель Х обладает двумя компаниями. Так, компания А зарегистрирована в обычной юрисдикции, где налоги относительно высоки (к примеру, РФ). Что касается фирмы Б, то она зарегистрирована в юрисдикции с льготным налогообложением. Основная операционная деятельность ведется в компании А, потому как продукция производится и продается непосредственно на территории РФ. Следовательно, прибыль (к примеру, 1 млн рублей), генерируемая фирмой А в России будет облагаться по ставке 20%, а это 200 тыс. руб.).

Поскольку в оффшорной юрисдикции, являющейся местом регистрации компании Б, налог отсутствует, то предприниматель Х будет, безусловно, заинтересован в том, чтобы прибыль образовывалась на уровне компании Б, где отсутствует налог на прибыль. Такое можно сделать, создав для компании А издержки, которые выплачиваться будут в пользу компании Б. Этими расходами могут выступать, к примеру, проценты за предоставленные займы, роялти, управленческие услуги и т. п.

Создав, таким образом, таких расходов на 1 млн. руб. предприниматель Х свою прибыль в РФ уменьшит до 0, в то время, как прибыль в оффшорной юрисдикции нарастит до 1 млн. рублей. В обоих рассмотренных случаях прибыль остается фактически в распоряжении предпринимателя, однако, с той разницей, что во втором случае еже не придется платить с нее 20 % налога на прибыль.

По большому счету любую юрисдикцию можно считать оффшорной, если она предоставляет нерезидентам более благоприятные условия для предпринимательства нерезидентам, нежели для своих собственных резидентов.

Нередко в специальной литературе в роли синонимов понятия «оффшорная юрисдикция» применяются такие термины, как «налоговая гавань», «налоговый рай», «налоговый оазис» и, конечно же «оффшорная зона».

Оффшорная зона - это территория с повышенной комфортностью для предпринимательской деятельности нерезидентов. Эти привилегии и льготы, при этом, не распространяется на резидентов принимающей страны.

В наши дни особые экономические зоны органично вошли в мировой экономический процесс и стали являться его неотъемлемой частью. Особые экономические зоны рассматриваются в основном в качестве мощного фактора ускоренного экономического роста благодаря, в первую очередь, активизации международного товарооборота, привлечению инвестиций, активному обмену информацией и технологиями, а также глубокой и повсеместной экономической интеграции.

Особыми экономическими зонами называют специально выделенные территории с льготным налоговым, таможенным и валютным режимами. На данных территориях всячески поощряется приток иностранного капитала в различные сферы, совместные с иностранным капиталом виды предпринимательской деятельности, а также развитие экспортного потенциала.

Основными целями создания особых экономических зон могут являться:

·активизация экономического развития при активном использовании иностранных инвестиций;

·рост экспортного потенциала региона/страны;

·импортозамещение (производство и дальнейшая реализация на внутренний рынок товаров, которые пользуются повышенным спросом);

·освоение передового опыта организации производства, подготовки квалифицированных кадров, развитие конкурентной среды, адаптация производства к рыночным условиям и т. д.

Особые экономические зоны, при определенных условиях, способствуют ускорению интеграции национальной экономической системы в мирохозяйственные связи, стимулируют развитие экономики, выступают в качестве своеобразных «эпицентров», «полюсов» или «локомотивов» экономического роста. Помимо всего прочего, особые экономические зоны могут использоваться в качестве мощного инструмента государственного регулирования региональной политики и внешнеэкономических связей.

Особые экономические зоны, с функциональной точки зрения, можно классифицировать следующим образом:

·внешнеторговые, в которых беспошлинная торговля может успешно сочетаться с развитием складских и транспортных услуг, а также с экспортным производством;

·технополисы и технопарки, с ярко выраженной ориентацией на инновационные процессы;

·комплексные производственные зоны, направленные на экспортное производство товаров массового потребления (начиная от несложных игрушек и заканчивая электроникой),

·оффшорные зоны, где на достаточно ограниченных территориях могут создаваться благоприятные условия для инвестиционной деятельности нерезидентов.

На территориях особых экономических зон широкое применение получил режим беспошлинной (свободной) таможенной зоны.

Таблица 1 - Классификация свободных экономических зон

Торговые. Выступают в качестве наиболее примитивной формы ОЭЗ. Берут свое начало ещё в XVII-XVIII вв. Подобные ОЭЗ распространены во многих странах (в основном индустриальных)Промышленно-производственные уже следует относить к ОЭЗ второго поколения, поскольку эволюционировали из торговых зон (с тех пор, как помимо товаров стал ввозиться и капитал).Технико-внедренческие следует уже относить к зонам третьего поколения, которые начали появляться в 70-80-е гг. XX в). В таких ОЭЗ, как правило, сконцентрированы как национальные, так и иностранные исследовательские фирмы, которые пользуются единой для всех льготной налоговой системой.Сервисные зоны собой представляют территории с благоприятными условиями для осуществления предпринимательской деятельности в сфере финансовых, страховых и иных услуг.Комплексные зоны - образуются посредством установления льготного режима для осуществления предпринимательской деятельности на территории отдельных административных образований.Подразделяются на:§ Свободные таможенные § Бондовые склады § Торгово-производственные Свободные порты§ Импортозамещающие § Экспортно-производственные § Промышленные парки § Научно-промышленные парки § Экспортно-импортозамещающие§ Технополисы § Технологические парки § Инновационные центры § Офшорные § Банковских и страховых услуг § Туристических услуг § Зоны свободного предпринимательства § Специальные экономические зоны § Территории особого режима § Особые экономические зоныИсторически, часто особые экономические зоны создавались в экономически развитых странах с целью активизации малого и среднего бизнеса в депрессивных районах. Другими словами, в данном случае, ОЭЗ предназначены были для сглаживания межрегиональных различий. В таких регионах малый и средний бизнес пользовался самыми широкими налоговыми льготами. Таким образом в промышленно развитых странах особые экономические зоны используется, в основном, в качестве инструмента региональной политики, для повышения уровня социально-экономического развития отстающих регионов.

Развивающимися странами, в отличие от экономически развитых стран, в большинстве своем, основное внимание уделялось привлечению иностранных инвестиций, освоению передовых технологий, модернизации экономики, развитию человеческого капитала (в частности, повышению квалификации рабочей силы) и т. д.

1.2 Оффшорные центры, как один из видов особых экономических зон

Оффшорные зоны (происходит от англ. «offshore» - «вне берега») или, как их иногда именуют, налоговые гавани, «оффшоры» стали появляться в 70-е гг. XX в. Оффшорные территории привлекают своим благоприятным финансовым и валютным режимом, высоким уровнем защиты коммерческой и банковской тайны, а также, конечно же, минимальным государственным вмешательством в экономический механизм.

Оффшор, в научной литературе, в основном, рассматривается в качестве разновидности свободной экономической зоны (СЭЗ). В классическом понимании СЭЗ выступает в качестве определенной территории, которая исключается из сферы действия «обычного» налогового, таможенного, а в ряде случаев - и банковского и валютного законодательства.

Первым и наиболее общим признаком оффшора выступает льготный характер налоговой системы, либерализованный валютный режим, беспрепятственный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин барьеров для зарубежных инвесторов, «символические» требования к размерам уставного капитала.

Как правило, в оффшорах сконцентрирован и высокоразвит банковский и страховой бизнес, то есть, финансовая сфера. Кроме этого, в мировой экономике через оффшоры проходят большие объемы экспортно-импортных операций, операций с недвижимостью, морскими судами, весьма развита консалтинговая и трастовая деятельность. Одним из наиболее важных и ключевых факторов инвестиционной привлекательности оффшорных юрисдикций является стабильность данного режима.

Говоря об уровне налоговых льгот для оффшорных компаний, то стоит заметить, что он весьма и весьма существен, поскольку речь идет о полном или весьма значительном освобождении от уплаты налогов, и это касается, в первую очередь, налога на прибыль.

Однако, льготы для оффшорных компаний распространяются лишь на коммерческую деятельность вне страны регистрации. Именно по этой причине оффшорные фирмы не могут осуществлять какую-либо финансово-коммерческую деятельность с резидентами данной юрисдикции, применяя указанные льготы. Оффшорные фирмы уплачивают только разовые платежи, такие сбор при регистрации компании, сбор за перерегистрацию, годовой сбор и т. д. То есть, платежи оффшорных компаний осуществляются в основном, по фиксированным ставкам.

В своей совокупности все эти факторы делает оффшоры весьма привлекательным местом для оптимизации налогов, а также для безопасного хранения капиталов.

Исходя из вышеперечисленных факторов становится понятно, почему в мире насчитывается более 1500000 фирм, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. Преобладающая часть этих фирм сконцентрирована в особых экономических зонах Азиатско-Тихоокеанского региона, Карибского бассейна, а также в Европе.

Около 70 % всех оффшоров созданы были в развивающихся странах, остальные же - находятся на территории экономически развитых стран. Наиболее яркими примерами оффшорных юрисдикций, в первую очередь, являются Антильские, Бермудские, Багамские, Каймановы, Виргинские острова, Барбадос, Гернси и Джерси, Мальта, Кипр, Мадейра, Гонконг, Сингапур, Западное Самоа, Лихтенштейн, Андорра, Швейцария, Ирландия, Либерия, Ливан, Панама, и ряд других небольших стран.

Если обратить внимание на географию этих стран, то можно сделать вывод, что их всех объединяет, чаще всего, почти полное отсутствие природных богатств. Поскольку возможность торговли материальными ресурсами у этих территорий ограничена, они, по сути, "продают" юридические адреса, предоставляя, при этом, либо полное освобождение от налогов, либо значительные налоговые льготы.

С другой стороны оффшоры в основном располагаются на территориях с очень выгодным географическим положением, часто вблизи от крупных международных торговых и финансовых центров. Как правило, в оффшорных и особых экономических зонах, в значительной мере развита инфраструктура, а наиболее всего транспортные и телекоммуникационные сети.

В наиболее общем виде оффшорные зоны можно классифицировать следующим образом:

универсальные, которые предоставляют льготные условия налогообложения для фирм, вне зависимости от вида их деятельности (например: Бермудские, Британские Виргинские, Каймановы острова, острова Кука);

специализированные. Из самого названия становится ясно, что имеют специализацию в определенных областях. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Швейцарию (банковская сфера и инвестиции), Австрия (банковские услуги), Голландия (инвестиционная деятельность), Монако (налоговое планирование).

В наши дни преобладающее число оффшоров являются универсальными.

По объему предоставляемых льгот и способу их предоставления оффшоры подразделяются на территории с:

-льготным налогообложением. Подобные территории чаще всего называют "налоговыми оазисами", "налоговыми убежищами", "налоговыми гаванями", "налоговым раем", и т. п. В качестве примеров можно назвать Антилы, Бермуды, Багамы, Гибралтар, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Науру, острова Мэн, Теркс, Кайкос и т. д.).

-умеренным налогообложением. На таких территориях взимается, как правило, небольшой налог на прибыль и действует соглашение об отмене двойного налогообложения. Имеет место благоприятная система налоговых соглашений, создаются льготные условия для функционирования официальных представительств, а зарегистрированным в этих зонам фирмам предоставляются также и иные льготы (Ирландия, Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Австрия, Антилы, Маврикий, Сейшельские острова, Мадейра, Вануату, Западное Самоа, Кипр, Сент-Винсент и др.).

Наиболее частыми клиентами оффшоров являются различные холдинги, которые осуществляют свою деятельность в инвестиционной сфере, осуществляющие операции с морскими судами, недвижимостью, объектами интеллектуальной собственности. Холдинговые компании создаются в целях осуществления контроля других компаний посредством управления их акциями, финансирования данных фирм, а также аккумулирования их процентов, роялти и дивидендов. Выгодность размещения фирм в оффшорных юрисдикциях заключается в том, что учредители холдинга «обходят» высокие налоги своей страны благодаря переводу своих активов в оффшорный центр. Последний используется в качестве "перевалочного пункта" для последующего перевода активов в иные государства.

В оффшорах также часто размещаются торгово-посреднические фирмы. Такое размещение позволяет компаниям:

переносить часть расходов в районы с низким налогообложением;

посредством внутрифирменных (трансфертных) операций аккумулировать часть торговой прибыли в районах с льготным налогообложением;

использовать выгоды налоговых соглашений;

делать оптовые закупки непосредственно у иностранных продавцов;

управлять операциями по сбыту уже в международном масштабе, а также «приближать» товар к покупателю.

Одной из высокоразвитых и в то же время перспективных форм оффшорного бизнеса можно назвать деятельность страховых компаний.

Дочерние страховые компании, которые осуществляют свою деятельность в оффшорных центрах, обеспечивают выход на рынок перестрахования при существенном снижении налогов.

Из наиболее крупных оффшоров, где в значительной мере сконцентрирован страховой бизнес, можно назвать, в первую очередь, острова Гернси, Мэн, Бермудские, острова Теркс и Кайкос, Каймановы острова, Кипр и Лихтейнштейн.

В последние годы масштабы оффшорного бизнеса возрастали очень высокими темпами. По оценкам экспертов, в начале нашего века, приблизительно половина всего объема мировых валютных операций проходила через оффшорные юрисдикции. Таким образом, страны, которые создают у себя оффшорные зоны, получают для себя много различных экономических выгод, в первую очередь, в результате привлечения иностранного капитала. Об этом свидетельствуют также оценки экспертов Международного валютного фонда: в некоторых странах доходы от оффшорного бизнеса достигают 30-35 % ВВП страны.

Однако, следует сделать акцент на сложившейся в последние годы тенденции, которая выражается в смене приоритетов в налоговой политике экономически развитых государств, введении ограничений и санкций по отношению к оффшорам, ужесточении мер контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений. К тому же, в условиях глобального финансового рынка между государствами имеет место ужесточение налоговой конкуренции.

Обозначенные тенденции экономической политики наиболее развитых стран мирового сообщества позволяют сделать прогноз о дальнейшем ужесточении контроля за деятельностью оффшоров, а также о повышении требований к зарегистрированным в оффшорных юрисдикциях компаниям.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ И ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

2.1 Особенности функционирования оффшорных и особых экономических зон в современных условиях

Если экономика страны не привлекательна для зарубежных инвесторов, то в качестве одного из наиболее быстрых и эффективных способов их привлечения выступает создание особых экономических зон, поскольку в рамках ОЭЗ возможна реализация той или иной фискальной, промышленной, инвестиционной и тарифной политики.

Особые экономические зоны, таким образом, являются интегрированным инструментом экономического развития. Они собой представляют ограниченную территорию с особым юридическим статусом, а также со льготными экономическими условиями для ведения бизнеса национальными и зарубежными предпринимателями.

Основной целью создания подобных зон является решение стратегических (общеэкономических, внешнеторговых, социальных, научно-технических и региональных) задач развития страны в целом, либо же какой-либо её отдельной территории.

Если обобщить задачи, которые призваны решить особые экономические зоны, то, в первую очередь, к ним следует отнести:

привлечение современных, наиболее перспективных технологий, приобретение опыта международного предпринимательства;

активизацию экономики страны или отдельной её территории, посредством привлечения значительных объемов иностранного капитала;

подготовка высококвалифицированных кадров и рост занятости населения;

развитие рыночной инфраструктуры, которая дает возможность использовать зоны в качестве посредника между внутренним и мировым рынком;

развитие экспортного потенциала страны;

организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных товаров повышенного спроса;

освоение передового опыта организации и управления производством и т. п.;

ускорение НТП.

Основной особенностью оффшорной юрисдикции является то, что привлечение иностранного капитала благодаря низким налогам является в них целью государственной политики.

Многими странами были выработаны свои, специализированные формы функционирования в них оффшорных фирм. Так, к примеру, судоходный флот регистрируется в основном в Либерии, Панаме и Греции, имеющие тоннажи, несоизмеримые с реальным уровнем возможностей внутреннего рынка. Наиболее крупные международные банки функционируют в большинстве своем в Люксембурге, на Багамах, посреднические структуры в Лихтенштейне и Швейцарии, холдинги - в Нидерландах.

Часто в оффшорах налогообложение осуществляется по абсолютно мизерным ставкам. Так, к примеру, в Монако, Люксембурге, Панаме ставки налога на прибыль от экономической деятельности за рубежом колеблются на уровне 2-5%. В некоторых же государствах прибыль для подобных компаний прибыль облагается налогом в размере от 250 до 500 английских фунтов стерлингов в год.

Также оффшоры предоставляют возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, позволяют получать налоговые кредиты. Наиболее быстрые темпы развития у оффшорных юрисдикций с высокоразвитой рыночной инфраструктурой (с развитыми банковской, коммуникационной и транспортной системами). В этом заключается весь «секрет» привлекательности знаменитых оффшоров, как Швейцария, Ирландия и Кипр.

Динамическое развитие оффшорных и особых экономических зон во многом связано с тенденциями развития мировой экономической системы, и в частности, мирового финансового рынка.

Данная тенденция, в частности, проявляется в широком распространении операций эмиссионного и инвестиционного характера, в выпуске ценных бумаг именно в оффшорных финансовых центрах. Также, стоит подчеркнуть, что оффшорным бизнесом освоены уже практически все формы и виды хозяйственной деятельности, а разнообразие самых различных оффшорных схем из года в год растет.

В качестве наиболее простой схемы оффшорных операций можно назвать принцип, согласно которому налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. Таким образом, расположение источника доходов за рубежом будет исключать его из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Подобные схемы наиболее свойственны внешнеторговому, посредническому, консалтинговому бизнесу, а также другим отраслям экономики.

2.2 Роль особых экономических зон и оффшоров на международном финансовом рынке

Среди всего многообразия форм международного экономического сотрудничества, ныне широко используемых для развития как отдельных территорий так и стран в целом, видное место занимают особые экономические зоны (ОЭЗ).

В современном мире есть более 25 разновидностей особых экономических зон. Они весьма многообразны, а потому, условно их можно классифицировать на:

таможенные зоны;

беспошлинные зоны;

свободные экспортные зоны;

свободные экспортно-производственные зоны;

свободные производственные зоны;

зоны экономического благоприятствования;

зоны совместного предпринимательства;

зоны технико-экономического развития;

технополисы и технопарки и другие.

Не взирая на многочисленные черты сходства, ОЭЗ в экономически развитых странах, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах обладают некоторыми различиями.

Так, широкое распространение особых экономически зон в западных странах проистекает из их активного участия в международном разделении труда, в самых различных интеграционных объединениях, а также из самого постиндустриального характера их экономической системы.

В США наиболее распространены зоны свободной торговли. Они здесь берут свое начало ещё с середине 30-х гг. XX в. Создавались они тогда для преодоления последствий мирового экономического кризиса. В 80-х гг. XX в. в США стали появляться также зоны свободного предпринимательства, которые ориентировались главным образом, на внутренний рынок. Значительное распространение получили также научно-технологические зоны.

Что касается Японии, то там продолжительный период времени внимание уделялось технопаркам и технополисам. Тем не менее с начала 90-х гг. XX японским правительством были приняты меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций и стимулирование экспорта. Именно, с этой целью в международных аэропортах и морских портах начали активно создаваться свободные внешнеторговые зоны.

Основными признаками особых экономических зон является тесная и повсеместная связь с мировой экономикой, мировым финансовым рынком, а также активное привлечение иностранного капитала.

Использование преимуществ географического положения реализуется, в первую очередь, в том, что особые экономические зоны, в большинстве своем, непосредственной близости от портов, международных аэропортов, что обеспечивает хорошее сообщение с внешним миром. В первую очередь, на таких территориях устанавливается особый административно-правовой режим, а затем принимаются меры по привлечению зарубежных инвестиций:

освобождение от налогов на импорт оборудования и сырья, а также на экспорт готовых товаров;

устанавливается минимальный таможенный контроль;

зарубежные инвесторы освобождаются от уплаты налогов;

отменяются ограничения на право собственности.

Весь этот комплекс мер должен стимулировать привлечение в районы особых экономических зон финансовые, технологические и трудовые ресурсы.

При изучении мирового опыта создания и развития ОЭЗ, четко прослеживается закономерность: особые экономические зоны широко распространены во многих странах, вне зависимости от уровня социально-экономического развития. Основной целью создания ОЭЗ является ускоренное развитие отдельных, наиболее приоритетных отраслей промышленности, стимулирование экспорта, привлечение зарубежных инвестиций, а также передового опыта и технологий.

В практике международного налогового планирования активно применяются преимущества и налоговые особенности 40-50 территорий и государств.

Таким образом, ни для кого не секрет, что именно в оффшорных финансовых центрах сосредоточена весьма значительная часть мировых финансовых ресурсов. Так, по ряду оценок (2013 г.), общий объем активов в оффшорных юрисдикциях может составлять более 18,5 трлн. $. В этих финансовых центрах открыты либо филиалы, либо дочерние структуры наиболее крупных мировых финансовых учреждений. Так, к примеру, лишь на Бермудах зарегистрировано свыше 1,5 тыс. фирм, специализирующихся на страховых услугах.

Доля оффшоров в мировом ВВП относительно невелика - 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%. Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорные юрисдикции.

В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны. Приведённые данные свидетельствуют о высокой важности роли оффшорных юрисдикций, несмотря на ужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные центры. Вопросы функционирования международного оффшорного бизнеса для России весьма актуальны, так как Россия, по оценке иностранных экспертов, устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых её резидентами оффшорных компаний в зарубежных странах.

В 2004 г. более половины российских инвестиций ушло в оффшорные юрисдикции, в том числе в Великобританию - 18, 6%, на Кипр - 10,9, в Нидерланды - 8,8, на Багамские острова - 5,3, на Британские Виргинские острова - 5,2, в США - 4,6, на Гибралтар - 3,9. По самым осторожным оценкам, к началу 2004 г. в зарубежных оффшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. оффшорных компаний с российским капиталом.

Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. российские (за пределами России).

К совокупности условий, способствующих росту международного движения капиталов, а также либерализации международного движения товаров и услуг, относятся создание и функционирование свободных (или специальных) экономических зон.

Действительно, в мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых международное движение капитала, а также перемещение товаров и услуг имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых «свободных (или специальных) экономических зон» (СЭЗ) стало одной из характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в.

В настоящее время СЭЗ действуют во многих странах мира - развитых странах с рыночной экономикой, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности.

В мировой хозяйственной практике широкую известность получили СЭЗ, созданные в конце 70-х гг. в юго-восточных районах Китая.

В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшорных центров (зон), а общее количество офшорных компаний составляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам - до 6 трлн долл. Здесь открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Присутствует в офшорных зонах и страховой бизнес. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховых компаний.

По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков.

Наметившиеся тенденции экономической политики ведущих государств мирового сообщества позволяют предположить дальнейшее ужесточение контроля за деятельностью, осуществляемой в оффшорных зонах, и повышение требований к зарегистрированным в них компаниям.

.3 Проблемы и тенденции развития функционирования оффшоров и особых экономических зон в современных условиях

экономический зона оффшор международный

Развитие особых экономических зон (ОЭЗ) выступает в качестве одной из ключевых особенностей функционирования современной мировой экономики.

Особые экономические зоны имеют многовековую историю. Прототипами современных ОЭЗ можно назвать греческий остров Делос, где еще в 166 г. до н.э. приезжие купцы освобождены были от пошлин и выполнения административных формальностей, и итальянский город Ливорно, где в 1587 году купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами, портовые города Генуя, Марсель, Венеция, где возникли первые районы порто-франко, свободный порт Гамбург, и старые Ганзейские города - Данциг и Любек.

Как свидетельствует мировой опыт, достижения оффшорных зон связанны с решением как традиционных для мировой практики, так и новых, еще не апробированных социально-экономических задач.

Иными словами, достижениями свободных экономических зон можно считать:

·повышение степени интегрированности принимающей страны в мировую экономику;

·эффективное привлечение зарубежных инвестиций в национальную экономику;

·укрепление экспортного потенциала принимающей страны;

·стимулирование отечественных компаний к внедрению достижений НТП;

·повышение роста занятости населения;

·повышение уровня жизни населения сначала какого-либо конкретного региона, а затем и всей страны;

·способность оффшорных зон выполнять функцию, так сказать, «полигона» - исследовательской лаборатории для апробации различных рыночных нововведений;

·способность особой экономической зоны стать источником структурных трансформаций в принимающей стране, а также способность оказывать модернизирующее влияние на экономику принимающей страны через демонстрационные и учебные эффекты;

·стимулирование процесса либерализации экономической системы;

·повышение инновационных возможностей территорий.

Решение последней проблемы является перспективным и связанное с практической реализацией идеи создания в национальной экономике так называемых "центров роста" (или точнее "центров развития").

Среди негативных последствий, связанных с созданием оффшорных и особых экономических зон, на этапе планирования разработки и функционирования можно назвать:

- неоправданно значительные объемы средств, вкладываемых в организацию зоны по сравнению с объемами иностранных инвестиций;

- стремление компаний, расположенных в особых экономических зонах, использовать внутренний рынок как поле для демпинга не соответствующих международным стандартам товаров;

слабость обратных связей предприятий, расположенных в особой экономической зоне с принимающей страной, что приводит в невозможность эффективную реализацию сравнительных преимуществ страны, в частности связанных с использованием её природных ресурсов;

имеет место часто культурный шок зарубежных инвесторов свободной экономической зоны;

игнорирование психологического барьера, возникающего при организации въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных юрисдикций;

высокий уровень непредсказуемости, невозможность каких-либо точных экономических прогнозов, касаемо дальнейшего функционирования зоны;

необоснованное распространение льгот практически на операции любых субъектов ОЭЗ, а также на все виды деятельности, что возникает в результате большой множественности, а также неконкретности целей, которые ставят перед зоной ее проектировщики и организаторы.

Таким образом, достижения и недостатки деятельности оффшорных юрисдикций могли бы служить в качестве весьма полезных уроков для государств, считающих целесообразным использование оффшорных зон в качестве одного из способов активизации экономического роста страны, а также инструментов мировой экономической интеграции.

На наш взгляд, сегодня пока ещё рано выносить четкие и окончательные уроки из опыта других стран. Во-первых, тому, что в новых государствах оффшорные зоны вероятнее всего будут отличаться от уже действующих в других странах; во-вторых - до сих пор не делалось системной попытки создать экспертную систему, которая сосредотачивалась бы на исследовании развития таких зон.

Достаточно динамичное развитие оффшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих оффшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов.

Значительную роль в наведении порядка в сфере оффшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации - например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.

В 1990г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» де-нег. FATF осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком.

В конечном итоге, оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с собственно отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам.

Май 2013 года ознаменовался множеством мероприятий во всем мире под эгидой борьбы с офшорами. Образовался новый пул государств в составе США, с одной стороны, и Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией, с другой стороны под названием G5, которые приняли на себя обязательства по автоматическому обмену налоговой информацией на основании американского формата в соответствии с FATCA. К ним примкнули Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, а также острова Мэн, Гернси, Джерси и Гибралтар.

Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес.

С учетом глобального наступления на оффшорные финансовые центры, расположенные в Европе и зоне Карибского бассейна, центр международного оффшорного бизнеса, по-видимому, будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, где весьма хорошие перспективы имеют Гонконг и Сингапур.

Если говорить о более дальней перспективе, то не следует исключать постепенной конвергенции оффшорного и оншорного бизнеса, под которым понимается бизнес, проводимый компаниями на территории государств с полным (иногда - очень высоким) уровнем налогообложения. Оншорные компании обязаны платить налоги, вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в стране регистрации, но при этом могут использовать преимущества договоров об избегании двойного налогообложения. Как правило, оншорные компании используются с целью создания международных холдингов, оптимизации финансовых потоков, инвестиционных проектов и защиты активов. С одной стороны, оффшорные юрисдикции под давлением международных организаций и стоящих за ними США и ЕС вынуждены будут пойти на частичную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой стороны, существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде оншорных юрисдикции сделает их более привлекательными для ведения международной банковско-финансовой и коммерческой деятельности.

Таким образом, учитывая происходящие на рынке изменения, можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации оффшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.

На текущем этапе развития оффшорных зон факторами успеха для оффшорной юрисдикции является: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшорного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств. В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в краткосрочном снижении расходов.

Таким образом, среди перспектив развития оффшорного бизнеса стоит выделить следующие: постепенное перемещение центра оффшорных операций из Карибского бассейна и европейских стран в страны Юго-Восточной Азии (такие как Гонконг и Сингапур), сращение оффшорных и оншорных секторов благодаря либерализации налогообложения внутри собственных стран и ужесточения контроля за деятельностью своих резидентов за рубежом. В результате уже имеющих место реформ национального законодательства, многие современные классические оффшоры в ближайшее время исчезнут. В будущем успех будут иметь те оффшорные юрисдикции, кто научится оценивать работать с новым типом клиентов: оценивающих риск и ценящих прозрачность и финансовую стабильность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых движение капитала имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) стало одной их характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в.

Главное отличие оффшоров от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять какую-либо производственную деятельность. Признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз полученной прибыли, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень требований к размерам уставного капитала.

Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. Оффшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.

Оффшорные зоны - это естественный результат развития свободных экономических зон. Привлекательность таких зон связана с минимизацией издержек при применении оффшорных схем, с уменьшением до разумного минимума налоговых выплат, с упрощённым порядком отчётности и деятельности предприятий, зарегистрированных как оффшорные.

Таким образом, под оффшорными центрами понимаются страны и территории, предлагающие льготные налоговые режимы зарегистрированным иностранным компаниям, не ведущим деятельность на территории страны регистрации. Для этих территорий присущи два основных критерия:

·низкое налогообложение;

·нерезидентный статус зарегистрированной компании, акции которой принадлежат иностранцам, и которая не имеет права вести деятельность на территории страны регистрации.

Оффшорный бизнес динамично развивается. Чтобы минимизировать потери от бегства капиталов, государство должно выработать оптимальные варианты собственных оффшорных схем.

Характерной тенденцией современного состояния оффшорных зон является их дифференциация по полям действия, ужесточение «антиоффшорной политики» и, как следствие пересмотр многими оффшорными зонами своего законодательства. В частности: снижается степень банковской тайны, повышается уровень прозрачности корпоративных структур, расширяется международный обмен налоговой информацией и т.д.

Тем не менее, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес.

Основными последствиями ужесточения государственного и межгосударственного регулирования оффшорного бизнеса в глобальном масштабе стали:

снижение уровня банковской тайны;

расширение возможности доступа органов власти к информации о реальных владельцах оффшорных инструментов;

ограничение применения акций на предъявителя;

расширение международного обмена информацией в части налогообложения;

существенное ограничение оффшорного банковского бизнеса;

изменения в структуре оффшорного бизнеса: уход из него одних юрисдикций, существенное изменение других и приход новых.

Среди перспектив развития оффшорного бизнеса можно выделить: сращение оффшорных и оншорных секторов, что определяется либерализацией налогообложения внутри собственных стран, постепенное перемещение центра оффшорных операций в страны Юго-Восточной Азии, а также ужесточение контроля за деятельностью своих резидентов за рубежом.


1. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

. Климовец О.В. Международный оффшорный бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

. Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики. -СПб., 2011.

. Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе. - М.: Международные отношения, 2012.

. Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2013. - №13. - С.42-47.

. Калушин С.А. Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2013.- №10-С.24-32.

7. <http://www.grandars.ru>

. <http://cyberleninka.ru>

. <http://www.elitarium.ru>

. <http://berg.com.ua>

. <http://allfi.biz>

. <http://www.aup.ru>

Похожие работы на - Оффшорные и особые экономические зоны в международной финансовой системе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!