Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    137,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Экономика и бухгалтерский учет"




КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

Тема: Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства


Выполнил студент(ка) специальности

Шадриной Елены Сергеевны № зк-12-24

Рецензент (руководитель) Доцент, к.э.н.

Микельбантов Николай Сергеевич



Омск

Содержание

Введение

Глава I. Издержки производства и обращения

1.1 Сущность, роль и классификация издержек производства и обращения

.2 Уровень издержек обращения

1.3 Факторы, влияющие на издержки производства и обращения

.4 Трансакционные издержки

Глава II. Предельные издержки и оптимальный объем производства

.1 Предельные издержки

2.2 Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи

2.3 Объем производства в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли

2.4 Объём производства в условиях совершенной конкуренции

2.5 Предприятия в условиях несовершенной конкуренции

2.6 Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Положительный эффект масштаба (объема производства)

2.7 Отрицательный эффект масштаба

Заключение

Список литературы

издержка производство прибыль конкуренция

Введение

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предлагаемые доходы, т.е. выручку от реализации с издержками, которые предстоит понести.[2]

В условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие стремится снизить свои издержки любым возможным способом, вопрос об основных факторах, влияющих на уровень издержек производства, становится особенно актуальным. Для более ясного понимания процессов взаимодействия издержек, причин их роста или снижения, влияния издержек на производство в краткосрочных или долгосрочных периодах необходимо в первую очередь разобраться в природе издержек, их сущности и структуры. Данный анализ может помочь определить основные способы и направления снижения издержек производства.

Изменение хозяйственного механизма, снижение его затратного характера, повышение качества и эффективности в сфере производства означает необходимость выявления нерациональных затрат с целью их устранения, поиск путей более рационального использования затрат живого и общественного труда на осуществление этого процесса.

Актуальность исследования затрат на процесс товарного обращения, определяется тем, что дальнейшее повышение эффективности общественного производства может быть достигнуто не только ростом результатов производства (объемов совокупного общественного продукта и национального дохода), но и снижением уровня издержек производства и обращения.

Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, необходимо выяснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять. Затем будут определены условия равновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции.[1]

Существует несколько подходов к рассмотрению издержек производства. Во-первых, издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия. С позиции общества к издержкам относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции. Издержки производства предприятия представляют собой результат воспроизводственного процесса и отражают денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы. Во-вторых, существуют экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек предприятия. При бухгалтерском подходе издержки представляют собой фактический расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической выступают в виде себестоимости продукции. Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Существуют разные подходы к процессу формирования издержек. В данной работе я попытаюсь рассмотреть основные принципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, а также условия равновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции, выяснить составляющие издержек производства и обращения на предприятиях.

Данная курсовая работа направлена на решение этих вопросов.

Глава I. Издержки производства и обращения

 

.1 Сущность, роль и классификация издержек производства и обращения

Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции. Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками - налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками.

С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия. Предприятия выполняют функции производства собственной продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Следовательно, издержки предприятия включают наряду с затратами на производство продукции также издержки реализации и потребления собственной продукции и покупных товаров.

Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Существуют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. В отчетах предприятия отражаются явные издержки. Кроме явных издержек экономисты учитывают и неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей.

Ценность использованных в производстве ресурсов, прежде всего, может быть выражена ценой, по которой фирма приобрела их на рынке. В этом случае издержки представляют как сумма выплат, которые фирма осуществила поставщиками собственным работникам. Все выплаты обязательно фиксируются в бухгалтерских документах. Такой способ оценки издержке называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки - бухгалтерскими издержками.

Чтобы лучше понять, что конкретно входит в бухгалтерские издержки, перечислим их основные статьи:

)        материальные затраты - оплата сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

)        затраты на оплату труда - заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами;

)        отчисления на социальные нужды - отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, фонд содействия занятости и т.п.;

)        амортизация - отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ оборудования, зданий и т.п.;

)        прочие затраты - комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; проценты за кредит, арендные платежи; оплата работ и услуг, оказываемых другим фирмам; налоги и сборы, включаемые законодательством в издержки производства.

Концепция бухгалтерских издержек очень важна и удобна. Затраты ресурсов получают здесь четкое, однозначное и объективное денежное измерение. Знание точного размера бухгалтерских издержек служит ключевым моментом для выяснения того, прибыльна или убыточна фирма. Для этого бухгалтерские издержки достаточно сравнить с суммой доходов компании. Вместе с тем уровень бухгалтерских издержек не всегда позволяет верно судить о состоянии дел на фирме. Точное измерение издержек возможно лишь, когда все затрачиваемые ресурсы оценены по их рыночной цене.

Однако в современной России фактические цены приобретения ресурсов могут не быть рыночными. Элементы административного механизма и другие несовершенства рынка по-прежнему играют большую роль в нашей экономике. Второй недостаток бухгалтерского метода в том, что он включает затраты лишь тех ресурсов, которые фирма приобретёт со стороны (сырье, материалы, рабочую силу и т.п.). Их называют явными (внешними) издержками.[3]

К явным издержкам относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль. Прибыль, в её широком значении - это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на расходы факторов производства, а прибыль в узком её значении - это доход от такого фактора производства, как реальный капитал. Однако сумма производственных издержек, если в них включены только явные издержки, может быть сниженной, а прибыль соответственно будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (временные, альтернативные) затраты.[2]

Издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, - т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Часто фирма использует ресурсы, которые принадлежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т.п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для неё являются как бы "бесплатными". Однако каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого "бесплатного" ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении, т.е. с определенными издержками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений, что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль, как минимальных доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Некоторые явные издержки. Однако не принимаются в расчет при принятии экономических решений. Это так называемые невозвратные издержки - одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия. К невозвратным издержкам относятся, например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы. Невозвратные издержки не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки.

Имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разница между выручкой фирмы и явными издержками. Экономическая прибыль - это разница между выручкой фирмы и всеми издержками. Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли.[1]

Деление издержек на явные и альтернативные является одной из возможных их классификаций. Существуют и другие виды классификаций, какие как деление издержек на прямые и косвенные, постоянные и переменные. Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ней относятся:

ü  стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

ü  заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товара;

ü  иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

ü  расходы на содержание административного аппарата;

ü  арендную плату;

ü  амортизацию;

ü  проценты за кредит и т.п.

Критериям разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объёма производства. Постоянные издержки FC - это издержки, которые не зависят от объёма производства. Переменные издержки VC - это издержки, зависящие от объёма производства. В большинстве своём прямые издержки фирмы всегда относятся к переменным, а накладные расходы относятся к постоянным. Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые TC, или суммарные, издержки фирмы. (рис.1)[1]

Рис. 1 Постоянные, переменные, и валовые издержки фирмы.

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объёма производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Выделяют:

.        средние постоянные издержки AFC;

.        средние переменные издержки AVC;

.        средние валовые издержки и полная себестоимость единицы изделия ATC.

Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара (AC=TC/Q). Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму (рис.2).

Рис. 2 Средние издержки фирмы.

Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объём продукции. По мере прироста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. По мере роста объёма производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх.

Следует обратить внимание, что кривая средних издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных издержек (AVC). Постоянные издержки остаются неизменными на протяжении краткосрочного периода, поэтому по мере увеличения количества произведенной продукции величина средних постоянных издержек убывает. Что касается средних переменных издержек, то они сначала ниже, чем средние постоянные издержки, но затем начинают вырастать, приближаясь к средним валовым издержкам. Поскольку TC=FC+VC, то, разделив обе части этого уравнения на Q, получим: AC=AFC+AVC.

Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объёме производства издержки на единицу продукции будут минимальными. [1]

 

.2 Уровень издержек обращения

Издержки обращения торгового предприятия учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении и в относительных величинах. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определённый период. Однако он не даёт представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведённых расходов. Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется такой показатель, как уровень издержек обращения, представляющий собой отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. В розничной торговле уровень издержек определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой - в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчётах, в общественном питании - в процентах к валовому товарообороту предприятия общественного питания. Он может быть рассчитан не только на весь объём товарооборота, но и по отдельным товарным группам.

Уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей торговых предприятий и показывает, с одной стороны, сколько процентов составляют издержки обращения в розничной стоимости товаров, а с другой - сумму затрат в расчёте на 100 руб. товарооборота. Уровень издержек обращения характеризует издержкоёмкость осуществления торговой деятельности.

Уровень издержек можно считать обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов: основных фондов, оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Не следует стремиться к обязательному снижению уровня издержек, так как это может привести к снижению качества обслуживания и, в конечном счете, к снижению объёмов продажи и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, когда это способствует ускорению оборачиваемости товаров, повышению престижа предприятия и увеличению его доли в ёмкости рынка.

Уровень издержек обращения предприятий розничной торговли намного превышает его величину в оптовой торговле. В розничной торговле (по сравнению с оптовой) выше уровень расходов, связанных с содержанием материально - технической базы, и более высоки материальные потери (расходы по таре, потери товаров и технологические отходы). Указанные различия обусловлены наличием более мелких хозяйственных структур в розничной торговле (магазинов, палаток и т.п.) по сравнению с оптовой (складов), реализацией товаров оптовыми предприятиями крупными партиями, более медленной оборачиваемостью товаров в розничном звене, относительно высоким уровнем механизации труда работников оптовой торговли и другими факторами.

Издержки предприятий общественного питания существенно отличаются по уровню и структуре от издержек обращения предприятий розничной торговли. В издержки общественного питания входят издержки производства (кроме затрат сырья), издержки обращения и издержки, связанные с организацией потребления, так как здесь одновременно осуществляются производство собственной продукции, продажа и организация потребления этой продукции, а также покупных товаров. С производством собственной продукции связаны расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд. С организацией потребления продукции общественного питания непосредственно на предприятиях общественного питания связаны расходы по износу столового белья, посуды, приборов и другие расходы.

В связи с большими затратами труда на приготовление пищи уровень расходов на оплату труда на предприятиях общественного питания выше, чем на предприятиях торговли. Поэтому средний уровень издержек производства и обращения в общественном питании превышает его величину в розничной торговле.

 

.3 Факторы, влияющие на издержки производства и обращения

На сумму и уровень издержек предприятия питания оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на: внутренние и внешние. К внешним факторам относят:

• Экономическую ситуацию в стране;

• Государственную налоговую политику;

• Систему ценообразования;

• Наличие или отсутствие конкуренции;

• Инфляцию;

• Валютный курс;

• Стоимость услуг других отраслей.

Внутренние факторы можно подразделить на: экономические и организационные. К экономическим относятся:

• Объём, состав и структуру товарооборота;

• Структуру расходуемого сырья и товаров;

• Производственную программу;

• Эффективность и производительность труда;

• Формы и системы оплаты труда, систему премирования;

• Товарооборачиваемость;

• Порядок начисления амортизации и др.

С увеличением объема товарооборота на предприятиях питания и гостиниц возрастает сумма переменных издержек и снижается уровень постоянных издержек. В крупных ресторанах и гостиницах с большим объемом товарооборота уровень издержек ниже, чем на небольших предприятиях питания и маленьких гостиницах. Различие в уровне издержек на предприятиях питания, имеющих одинаковую мощность (по количеству мест), но не одинаковый объём товарооборота, объясняется в основном более высокой производительностью труда и большей оборачиваемостью мест. На предприятиях с большим объёмом товарооборота удельный вес издержек снижается по таким статьям постоянных расходов, как аренда и содержание помещений, инвентаря, износ основных средств, заработная плата административно-управленческого и вспомогательного персонала, текущий ремонт.

Большое влияние на издержки оказывает состав товарооборота. Затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства превышают расходы на реализацию и организацию потребления покупных товаров в расчёте на единицу товарооборота.

На издержки предприятия питания, кроме того, влияет издержкоемкость переработки и реализации отдельных групп отваров. Так, издержкоёмкость картофеля в 4 раза больше, чем мяса и птицы. Поэтому структура расходуемого сырья влияет на издержки производства и обращения.

Как показывают расчёты, в составе издержек доля расходов на оплату труда может составлять свыше 30 %. Поэтому повышение уровня расходов на оплату труда, система организации оплаты труда на предприятии питания могут оказать влияние на издержки производства и обращение.

К организационным факторам относятся:

• Размер предприятия;

• Режим работы предприятия;

• Специализация;

• Тип и категория предприятия питания;

• Оснащенность оборудованием, стоимость оборудования, срок эксплуатации;

• Методы обслуживания посетителей;

• Система снабжения предприятий питания полуфабрикатами;

• Организация труда работников, составление графиков выхода на работу, совмещение профессий;

• Условия хранения сырья и товаров и др.

Интенсивное развитие материально-технической базы предприятия питания, оснащение современным торгово-технологическим оборудованием увеличивает сумму амортизационных отчислений и текущих затрат на его содержание и эксплуатацию. В связи с этим повышение эффективности использования основных фондов предприятия питания является фактором уменьшения доли текущих затрат на содержание материально-технической базы в расчёте на единицу товарооборота и тем самым снижения уровня издержек. Однако оснащение предприятия питания и гостиничного предприятия новым оборудованием способствует повышению производительности труда, что в свою очередь, приводит к увеличению объёма товарооборота и снижению уровня издержек.

Существенное влияние на издержки оказывает размер предприятия. Экономические преимущества крупного производства заключается в возможности более рационального использования материальных и трудовых ресурсов. На предприятиях питания с большим объёмом выпуска продукции собственного производства и товарооборотом более рационально используются основные и оборотные фонды. Создаются лучшие условия для повышения производительности труда, внедрения более современных форм обслуживания, транспортировки и хранения товаров, в результате чего достигается снижение расходов в расчёте на единицу продукции и на 1 руб. товарооборота. На предприятиях общественного питания разных типов и категорий уровень издержек различен. Так, в ресторанах расходы выше, чем на всех других предприятиях, что обусловлено широким ассортиментом блюд и покупных товаров, изготовлением заказных блюд, требованиями, предъявляемыми к процессу обслуживания.

Важным фактором, способствующим снижению затрат, является использование различных форм обслуживания потребителей. Обслуживание официантами посетителей, сидящих за столами, может дополняться элементами самообслуживания по типу "шведский стол". При самообслуживании на предприятиях питания достигается экономия затрат труда (за счёт сокращения числа официантов), увеличивается пропускная способность залов, что приводит к росту товарооборота и уменьшению уровня издержек. Этому же способствует развитие питания по абонементам, приём предварительных заказов, организация экспресс - столов, праздничное, выездное и банкетное обслуживание, отпуск блюд и кулинарных изделий на дом.

Специализированные предприятия имеют более низкий уровень издержек за счёт более высокой производительности труда, более узкого ассортимента блюд и кулинарной продукции, высокой оборачиваемости мест.

 

 

1.4 Трансакционные издержки

Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах; ситуация когда последствия деятельности двух участников договора касаются третьих лиц.

Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Положительные экстерналии поощряются государством через субсидирование. Обычно это сферы здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других. Государство стремится минимизировать отрицательные экстерналии путем (обычно это экологический ущерб, шум, загрязнение и т.п.):

·        Принятия административных мер (штрафы, лишение лицензий)

·        Экономические меры (налоги)

Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье "Природа фирмы". Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих "островков сознательности" с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

На сегодня трансакционные издержки - это издержки связанные не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработная плата рабочих), а сопутствующими ему затратами.

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации [2].

Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе "консенсусной" идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. "Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно". Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Вторая форма оппортунистического поведения - вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда "вымогательство" остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Глава II. Предельные издержки и оптимальный объем производства

 

.1 Предельные издержки

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, называется предельными издержками (MC - marginal cost):

,

Где - прирост общих издержек фирмы; - прирост объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде деятельности фирмы FC = const,

,

где ΔVC - прирост переменных издержек; ΔQ - прирост выпуска.

Таблица 1.

Численность рабочих, чел.

Выпуск продукции (Q), шт.

Издержки фирмы, Р.



Переменные издержки, (VC)

Средние переменные издержки (AVC)

Предельные издержки (MC)

1

1

1000

1000

----

2

5

2000

400

500

3

15

3000

200

100

4

35

4000

114,3

50

7

50

5000

100

66,7

6

60

6000

100

100

7

65

7000

107,7

200

8

65

8000

123

----

9

55

9000

163,6

-100



Общие предельные издержки (МС) - это всегда предельные переменные издержки (VC), т. к. постоянные издержки не изменяются с выпуском продукции. Предельные издержки могут исчисляться путем вычитания соседних значений общих или переменных издержек:

MC = TCn − TCn−1= VCn − VCn−1.

Взаимосвязь средних и предельных издержек. Функции предельных и средних издержек тесно связаны. Кривая MC пересекает кривые AVC и AC в точках их минимальных значений (точки А и В). Поскольку величина МС, добавляемая к сумме издержек, меньше, чем средние издержки, то последние (АС) уменьшаются. И наоборот, если МС больше средних издержек, то последние (АС) увеличиваются. Та же закономерность существует и для кривых MC и AVC. (рис.3)

Рис. 3 Предельные издержки производства.

Предельные издержки и предельная производительность. Форма кривой МС есть отражение и следствие действия закона убывающей отдачи. Предельные издержки падают, пока производительность каждой единицы переменного ресурса растет, и растут, когда производительность каждой дополнительной единицы ресурса сокращается.

Убывание предельной производительности (или отдачи производства) означает возрастание предельных издержек при данном уровне цены на переменные ресурсы. И, наоборот, тогда, когда предельная производительность достигает максимума, предельные издержки минимальны. Следовательно, закон убывающей отдачи можно трактовать как закон возрастания предельных издержек. Роль и значение МС выражается в том, что затраты, влияющие на предложение фирмы - это всегда предельные (ожидаемые) издержки. Производитель, принимая решения об увеличении или снижении производства, руководствуется именно ними.

Анализ издержек производства на краткосрочном интервале имеет большое значение для выбора фирмой объема выпуска при фиксированных мощностях и неизменных технологиях. В долгосрочном периоде своей деятельности фирма меняет все используемые факторы производства. Значит, все издержки производства будут выступать как переменные, т. е. в анализе рассматриваются только ТС и АТС.

Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области определения масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема продукции несколько небольших или одно крупное предприятие? При каком выборе издержки будут минимальны? В какой пропорции изменится выпуск продукции, если удвоились размеры фирмы (построили новый цех, закупили оборудование)?

Предположим, что небольшое предприятие (хлебопекарня) развернула начала производство с незначительных производительных мощностей, достигнув минимума средних издержек при выпечке 1000 булок ежедневно (см. рис. 4 - кривая АТС1). В дальнейшем, при увеличении выпуска продукции, АТС будут расти в силу действия закона убывающей отдачи.

Устранить действие этого закона можно, расширив масштабы производства (например, закупив дополнительное оборудование). На новом, более крупном, предприятии (см. рис. 4 - кривая АТС2) минимальными издержки будут при выпуске 2000 булок в день. Но, затем, закон убывающей отдачи начинает действовать вновь.

Если мы дальше будем расширять предприятие, то кривая АТС3 поднимется вверх (относительно АТС2) и минимальные АТС3 будут больше минимального значения издержек при предыдущем масштабе производства (АТС2).

Рис. 4. Средние общие издержки в долгосрочном периоде

Дуга LАС, описывающая кривые АТС1, АТС2 и АТС3 - это кривая долгосрочных средних валовых издержек фирмы при разных масштабах производства.

Эта кривая показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что фирма может изменить масштабы производства.

Кривую долгосрочных АТС часто называют кривой выбора (или плановой кривой) фирмы. В данном случае фирме желательно производить 2000 булок в день, т. к. при этом долгосрочные АТС будут минимальными.[1]

 

.2 Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи

Каждое предприятие, фирма, завод или фабрика подчиняется одному и тому же закону в своем развитии - это обеспечение надежного и стабильного развития путем наращивания производства. Однако сколько производить и сколько необходимо авансировать капитала на это развитие имеет решающее значение для получения прибыли. Величина прибыли определяется разницей между выручкой от реализации продукции и всеми издержками. И выручка, и издержки зависят от объема производства. В теоретическом и практическом отношении важно выявить зависимость между изменением издержек производства на единицу производимой продукции в зависимости от изменения объема производства.

В качестве инструмента анализа этой проблемы экономическая теория использует производственную функцию. Эта функция выражает, как раньше было указано, зависимость между объемом получаемой продукции (Q) и количеством ресурсов (x1, x2, x3… xn).

Когда речь идет о производственной функции, то важно видеть влияние на результаты производства всех тех ресурсов, которые принимают участие в производстве соответствующего количества товаров или услуг.

Издержки, которые фирма или целая отрасль несет в процессе производства заданного объема продукции, зависят от количества всех занятых ресурсов. Так количество многих используемых ресурсов таких, как различные виды труда, сырья, топлива, энергии и т.д., можно изменить быстро и легко. Другие ресурсы требуют большего времени для освоения в данном производстве. Например, чтобы изменить мощности металлургического или другого предприятия крупной промышленности с его машинами и оборудованием потребуется значительный период времени. В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменение производственных мощностей может занять несколько лет.

В связи с тем, что существуют особенности и ограничения в привлечении дополнительных ресурсов для расширения объёма производства на предприятии, в экономике выделяются короткий (краткосрочный) и долгий (долгосрочный) периоды.

Короткий период представляет собой такой период, в течение которого некоторые факторы производства, в частности, технология и производственные мощности, остаются неизменными, фиксированными, а все остальные факторы являются переменными.

Долгий период представляет собой такой период, в течение которого все факторы производства, в том числе и производственные мощности, являются переменными.

Производственные мощности фирмы остаются неизменными в пределах краткосрочного периода, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов. Существующие производственные мощности в пределах кратного периода остаются в неизменном виде, но могут использоваться более или менее интенсивно.

Долговременный период представляет собой такой период, который связан с изменяющимися мощностями. С точки зрения действующих фирм, долговременный период - это период времени, достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производительные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период также включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы могли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы - возникнуть и вступить в отрасль.

В течение короткого периода времени фирма может соединить постоянные мощности с меняющимся объемом других используемых ресурсов. В какой зависимости в данном случае меняется объем производства при использовании различного количества ресурсов? На этот вопрос в общем виде дает ответ закон убывающей отдачи.

Закон убывающей отдачи состоит в том, что в коротком периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора.

Предельный продукт (производительность) переменного фактора производства, например, труда, - это увеличение объёма производства в результате использования дополнительной единицы этого фактора.

Закон убывающей отдачи можно представить на примере маленькой столярной мастерской по изготовлению мебели. В мастерской имеется определенное количество оборудования - токарные и строгальные станки, пилы и т.д. Если бы эта фирма ограничилась всего одним или двумя рабочими, то общий объем производства и производительность труда в расчете на одного работника оказались бы очень низкими. Этим работникам пришлось бы выполнять несколько трудовых операций, и преимущества специализации и разделения труда не могли бы быть реализованы. Кроме того, значительная часть рабочего времени терялась бы впустую при переходе рабочего от одной операции к другой, подготовке рабочего места и т.д., а машины большую часть времени просто бы бездействовали.

Мастерская была бы не укомплектована рабочими, машины недоиспользовались, а производство было бы неэффективным по причине избытка капитала по сравнению с количеством рабочей силы. Эти затруднения исчезли бы по мере увеличения количества работников. В результате таких изменений были бы исключены потери времени при переходе от одной операции к другой. Таким образом, по мере увеличения количества рабочих, способных укомплектовать свободные рабочие места, добавочный или предельный продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие увеличения эффективности производства. Однако такой процесс не может быть бесконечным. Дальнейшее увеличение количества рабочих создает проблему их избытка, то есть рабочие будут недоиспользовать свое рабочее время. В этих условиях на рабочих местах будет больше труда в пропорции к неизменной величине капитальных фондов, т.е. машин, станков и т.п. Общий объем производства начнет расти замедляющимися темпами. В этом заключается главное содержание закона убывающей отдачи средств производства (см. таблицу 2).

Таблица 2. Закон убывающей отдачи (гипотетический пример)

Количество рабочих, участвующих в производстве

Общий объём роста производства (полный продукт)

Предельный продукт (предельная фактора)

Средний продукт (средняя производительность)

L

TP

MP

AP

0

0

-

-

1

10

-

10

2

25

15 (25-10)

12,5 (25:2)

3

37

12 (37-25)

12,3 (37:3)

4

47

10 (47-37)

11,7 (47:4)

5

55

8 (55-47)

11,0 (55:5)

6

60

5 (60-55)

10,0 (60:6)

7

63

3 (63-60)

9,0 (63:7)

8

63

0 (36-36)

7,8 (63:8)

9

62

-1 (62-63)

6,8 (62:9)


Из таблицы видно, как с изменением численности рабочих от одного человека до 9 человек меняется средняя производительность труда в расчете на одного рабочего от 10 единиц до 6,8 единиц производства при изменении общего объема производства от 10 до 63. При снижении объема производства до 62 единиц возникает отрицательная предельная отдача используемых трудовых ресурсов, то есть при работе 9 человек на данной фирме.

По мере присоединения все большего количества переменных ресурсов (труда) к неизменному количеству постоянных ресурсов (в данном случае речь идет о станках, машинах и т.п.), получаемый от деятельности рабочих объем производства будет сначала возрастать убывающими темпами (15, 12, 10 и т.д. единиц по таблице 2.), затем достигнет своего максимума (63 единицы общего объема), после чего начнет уменьшаться, снизившись до 62 единиц.[2,3]

 

2.3 Объем производства в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли

Экономическая прибыль, к которой стремится каждая фирма в коротком периоде, может быть большей или меньшей в зависимости от разности между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы можно было определить объем производства, при котором максимизируется прибыль, необходимо сравнить данные о доходах и данные, об издержках.

Существует два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль при минимальных издержках и минимальных убытках. Первый принцип предполагает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - это сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Каждый предприниматель, начиная свое дело, должен с самого начала иметь ответ на два следующих вопроса:

Стоит ли заниматься производством товаров или услуг, производить ли вообще?

Если производить, то сколько, какое количество продукции?

Ответ на эти вопросы зависит от тех условий, в которых действует фирма. Имеются в виду условия конкретного рынка: масштабы спроса, острота конкурентной борьбы, доступность экономических ресурсов. Существуют различные виды рынков, рыночных структур, но условно всё их многообразие подразделяется на 4 основных типа рыночных структур: совершенная (чистая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Проблему определения оптимальных объёмов производства мы рассмотрим для условий совершенной конкуренции. Большинство выводов будут применимы и для других рыночных условий, в том числе и для монопольной структуры рынка.

Один из очевидных ответов на первый вопрос, производить или нет, заключается в следующем. Производить, если доход предприятия превышает расходы, то есть если валовые издержки меньше валового дохода.

Ответив положительно на первый вопрос, для фирмы не менее важным является вопрос - сколько производить? В этом случае фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

В течение короткого периода времени фирма может соединить постоянные мощности с изменяющимся объемом используемых ресурсов. В данном случае меняется объем затрат на единицу производимой продукции в зависимости от общего объема производства. Здесь проявляется закон убывающей отдачи, или, как его еще называют, закон убывающего предельного продукта. С определенного момента последовательное присоединение переменного ресурса к постоянному дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу присоединяемого переменного ресурса. Предельный продукт, умноженный на цену продукции, приносит фирме предельны доход.

Дополнительные издержки (МС), связанные с производством еще одной единицы продукции, называются предельными издержками.

Предельный доход (ТR) представляет собой дополнительный доход, получаемый при производстве дополнительной единицы продукции.

Величина предельных издержек связана с предельной производительностью труда. Их взаимосвязь отражается в следующем правиле: предельные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции будут снижаться до тех пор, пока предельная производительность труда каждого дополнительного рабочего будет возрастать.

Вместе с тем, на определённом уровне затрат переменных издержек, то есть при производстве определённого объёма продукции вступает в действие закон убывающей отдачи. В этом случае производство дополнительной единицы продукции будет связано с возрастающими издержками, а значит, и с уменьшением прибыли предприятия. Очевидно, в этом случае нет смысла наращивать объёмы производства, и производить тот объём производства, который приносит максимальную прибыль.

Следует указать, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов, в данном случае речь идет о количестве рабочих, качественно однородны. То есть предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же профессиональными знаниями, образованием, квалификацией, трудовыми навыками. Предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов.

Спрос и предложение в рыночной экономике представляют собой два важнейших фактора, влияющих на объем производства фирм, возможные издержки производства и величину полученных доходов. Поведение самой фирмы, выбор стратегии развития, размер спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависит от типа рынка, на котором она действует. Наиболее важным условием, влияющим на функционирование фирм, является степень развития на нем конкурентных отношений между товаропроизводителями.[1,2]

 

.4 Объём производства в условиях совершенной конкуренции

На рынке совершенной конкуренции действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям в форме диктата, в установлении уровня цен на свои товары и услуги.

Основной целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли. Как было отмечено ранее, прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж:

П = TR - TC = PQ - TC,

П - прибыль,- совокупный доход (выручка),- цена, умноженная на количество произведённой продукции,- совокупные издержки.

Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы по управлению своими делами связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства, такого объёма производства, который приносит наибольшую прибыль.

Максимизация прибыли, в частности, происходит при условии, что цена превышает величину средних совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль будет достигнута при том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с предельным доходом. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. А, следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что указанное правило справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.

Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.

MR = MC ( P > ATC )

В рыночной экономике в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов. Они находятся в тесной взаимосвязи.

Обеспечение безубыточности функционирования фирмы или достижения средней прибыли, или ориентация на получения максимальной прибыли требует не только глубокого анализа текущих цен на различные факторы производства и на готовую продукцию, но и управление этими ценами.

Фирмы-монополисты или предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал.

Этот метод позволяет в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.

Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определённой цене. Для получения максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и её объём. (рис. 5а, б, в)

Рис. 5а.

Рис. 5б.

Рис.5а, б, в. Положение конкурентной фирмы на рынке.

Такой метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли требует от фирмы разных вариантов установления цен, исходя из складывающейся обстановки на рынке соответствующих товаров. Все большее число фирм при определении цены товаров исходят из ощущений ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не только издержки фирмы, а покупательское восприятие потребительских качеств продаваемого товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют целый комплекс маркетинговых мероприятий, главными из которых являются неценовые воздействия на покупателя. К неценовым факторам, как известно, относятся качество, долговечность, модность, престижность соответствующей продукции.[1,2]

 

.5 Предприятия в условиях несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции производитель может воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной конкуренции.

Как же ведет себя фирма-монополист при определении цены и оптимальных размеров производства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить общие черты несовершенной конкуренции.

При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.

К примеру, единственный производитель определенной продукции или группа объединившихся фирм в состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента.

Одним из критериев несовершенной конкуренции является понижение цен с ростом выпуска продукции фирмы. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции фирма может реализовать с помощью политики снижения цены.

Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции: TR = PQ.

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии меньше цены единицы продукции (при всех уровнях производства кроме первого). В чем причина такой закономерности изменения предельного дохода можно пояснить с помощью следующего числового примера (см. таблицу. 3.)

Таблица 3. Предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Выпуск продукции Q

Цена P

Валовой доход TR

Предельный доход MR

1

10

10

10

2

18

8

3

8

24

6

4

7

28

4

5

6

30

2

6

5

30

0


Таблица свидетельствует о том, что, скажем, выпуская третью единицу продукции и продавая её по более низкой цене 8 руб., фирма дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие (8х3 = 24), но по более низкой цене; при этом теряется доход в размере 2 руб. Таким образом, получается, что дополнительный доход равен 6 руб. при цене 8 руб. за единицу продукции.

В более общей форме можно сказать: падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции по более низкой цене не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Несовершенная конкуренция предполагает существование следующих видов рынков:

·        рынок чистой монополии,

·        рынок монополистической конкуренции,

·        рынок олигополии.

Поведение чистой монополии на рынке несовершенной конкуренции характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.

Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию (см. таблицу 4).

Таблица 4. Изменение объёмов производства, цены, предельного дохода и прибыли в условиях монополии

Количество

Цена

Валовой доход

Предельный доход

Средние валовые издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

Прибыль(+) убытки (-)

0

172

0

-

-

100

-

- 100

1

162

162

162

190

190

90

- 28

2

152

304

142

135

270

80

+ 34

3

142

426

122

113,3

340

70

+ 86

4

132

528

102

100

400

60

+ 128

5

122

610

82

94

470

70

+ 140

6

112

672

62

91,7

550

80

+ 122

7

102

714

42

91,4

640

90

+ 74

8

92

763

22

93,7

750

100

- 14

9

82

738

2

97,8

880

130

- 142

10

72

720

-18

103

1030

150

- 340


Данная таблица свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя - монополиста имеют нисходящую тенденцию: при цене 152 реализуется 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Чистая монополия может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это представляется причиной того, что предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы. Для второй единицы он уже равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится не только ко второму изделию, но и ко всем ранее выпущенным. Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход ему нужно получить и какую цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Если мы сравним наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а предельные издержки будут равны 80. Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.

Чистая конкуренция и чистая монополия, которую мы рассмотрели, являются, чаще всего, исключениями из правил, а на рынке, как правило, существуют монополистическая конкуренция или олигополия.[1,2]

 

.6 Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Положительный эффект масштаба (объема производства)

В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут быть происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведёт возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.

Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда. В предыдущем разделе данной темы было отмечено, как даже в небольшой фирме, когда все рабочие закреплены за определенной производственной операцией, обеспечивается более высокая производительность труда вследствие сокращения времени на выполнение закрепленных за рабочим операций. А более высокая производительность труда сокращает затраты основного капитала на единицу продукции. Это происходит по той причине, что износ оборудования, в расчете на один день, один месяц или один год, исходя из нормы амортизации, распространяется на большее количество производимой продукции.

Многие фирмы не всегда имеют возможность воспользоваться более эффективной техникой. В свою очередь более эффективное оборудование требует больших объемов производства. Если посмотреть на функционирование автомобилестроения, то наиболее эффективные методы производства предполагают использование дорогой и сложной техники. Эксплуатация этого оборудования может потребовать, по оценке экспертов, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год. Только крупные производители могут позволить себе приобретение наиболее дорогого и наиболее эффективного оборудования.

Мелкие предприятия и фирмы такой возможности не имеют. В то же время крупные предприятия и крупномасштабные объемы производства имеют дополнительные возможности для производства побочной продукции, чем мелкие фирмы. Большие фабрики, к примеру, по производству мясных пищепродуктов к основной продукции производят клей, удобрения, лекарственные препараты и ряд других продуктов из тех отходов, которые не нашли бы своей переработки в мелких предприятиях и были бы просто выброшены за ненадобностью.

Все эти условия производства при использовании дорогостоящего и совершенного оборудования требуют долгосрочного периода их использования с целью полного возмещения затрат на их приобретение. Рост разделения и специализации трудовых операций, а также утилизация отходов вносят существенный вклад в снижение издержек производства на единицу продукции. Иными словами, это можно сформулировать следующим образом: увеличение количества всех вовлеченных в массовое производство ресурсов, например, на 15% приведет росту объема производства более, чем цена 15%, а также к снижению издержек на единицу изготовленной продукции.

 

.7 Отрицательный эффект масштаба

Увеличение объема производства и расширение фирмы имеет свои границы с точки зрения достижения положительного эффекта ее функционирования. На определенном этапе расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции, в этом и состоит отрицательный эффект масштаба.

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с ростом управленческих расходов. Этот рост расходов связан с образованием новых структур по контролю, управлению производством, реализации произведенного продукта. На небольшом предприятии один старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. На крупномасштабном предприятии наблюдается разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. В результате решения принимаются с опозданием, снижается эффективность работы, растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов не ведет к пропорциональному росту отдачи, например, рост ресурсов на 10% приведет к росту объема производства в меньшей степени, например, на 5-6%.

Положительный или отрицательный эффекты масштаба производства имеют огромное значение в процессе преуспевания или выживания фирмы. Фирмы, сумевшие воспользоваться расширением масштабов своей деятельности, как правило, пользуются положительным эффектом массового производства. Такие фирмы в период экономических потрясений и кризисов выживают и в последствии процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказываются в тяжелом положении с высокими издержками, обреченные на разорение и банкротство.

Заключение

При попытке снижения издержек есть вероятность снижения и товарооборота из-за ухудшений условий функционирования предприятия.

Издержки производства и обращения на предприятиях отличаются целым рядом особенностей, главной из которых является от, что на практике не происходит разделения издержек производства, реализации и организации потребления, они планируются как единые издержки предприятия.

Также нужно отметить, что есть отличие в подходе к оценке издержек - бухгалтерского и экономического. В бухгалтерском учитываются только явные издержки, тогда как экономисты учитывают неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей.

Существуют различные виды классификации издержек. Согласно одному из них издержки делятся на явные и альтернативные (вмененные). Явными называют издержки, связанные с использованием не принадлежащих фирме факторов производства, за которые она должна заплатить сторонним организациям или частным лицам. Альтернативные издержки, как правило, возникают, когда используются ресурсы, принадлежащие самой фирме. При этом возможная выгода от использования данных ресурсов иным способом на стороне рассматривается в качестве альтернативных затрат фирмы. Учет этих затрат при принятии решений о целесообразности производства продукции приводит к понятию экономической прибыли как разницы между выручкой фирмы и всеми (явными и альтернативными) её издержками.

На практике мы часто сталкиваемся с делением издержек на прямые и накладные (косвенные), основным критерием которого является возможность их отношения к единице изделия. Классификация издержек на постоянные и переменные основана на их зависимости (или независимости) от объёма выпуска.

         Постоянные издержки не зависят от объёма производства и не могут быть изменены в течение короткого времени. Переменные издержки изменятся в зависимости от количества выпускаемой продукции. В связи с этим анализ издержек фирмы может производиться в краткосрочном (когда изменяются только переменные издержки) и долгосрочном (когда все издержки могут изменяться) временных интервалах.

Изменение издержек в краткосрочном интервале подчинено действию закона убывающей отдачи. Его суть состоит в том, что при расширении использования в производстве какого-либо одного переменного ресурса (при условии, что все остальные ресурсы являются постоянными) отдача от него сначала растет, а затем этот рост замедляется. В результате предельные продукт (дополнительная продукция, произведенная за счет увеличения количества ресурса на единицу) на определенном этапе начнет сокращаться, а предельные издержки (прирост издержек на каждую дополнительную единицу продукции) - возрастать.

Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Это происходит за счет преимуществ специализации труда работников, возможности использования более производительного оборудования и т.д.

Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние издержки увеличиваются. Экономия от масштабов производства в разных отраслях достигается при различных размерах предприятий. В некоторых случаях максимальная экономия может быть достигнута при существовании нескольких или даже одного очень крупного предприятия. Деятельность фирм в отраслях так называемой естественной монополии регулируется государством.

Подводя итог, можно сказать, что, поняв рычаг контроля издержек, можно заметно максимизировать прибыль. Что и является конечной целью любого предприятия.

Список литературы

.        Курс экономической теории: учебник - 7-е изд., дополн. и перераб./Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2012 - 880с. [1]

.        Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - 896с. [2]

.        Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд. - М.: ИТД "КноРус", "Издательство ГНОМ и Д", 2000. 544с., илл. [3]

.        Использованные некоторые материалы из сайта "http://kurs.ido.tpu.ru/"

Похожие работы на - Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!