Особенности учений Ж.Б. Сэя

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности учений Ж.Б. Сэя

Введение

сэй экономический учение

Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для познания последней, как выяснилось впоследствии, решающее значение он придал «Богатству народов» А. Смита, идеи которого, на его взгляд, заслуживали популяризации на благо как Франции, так и всего человечества.

Одной из его ранних, но значимых работ под названием «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интерпретировавшая идеи А. Смита. После ее издания Ж.Б. Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенствованием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных издании, которые при его жизни имели место пять раз и превратили это сочинение в лучшее из всех остальных.

Как признанный ученый в 1816 г. в Атене Ж.Б. Сэй открыл курс лекций по политической экономии. В 1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». С 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу индустриальной экономии».

В последние годы жизни с 1830 г. Ж.Б. Сэй возглавил специально созданную для него кафедру политической экономии в Колледж де Франс, став основателем собственной школы экономической мысли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и другие. За несколько лет до своей смерти (1928-1929) Ж.Б. Сэй издал как бы итоговую в своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии». В ней он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в экономику извне.

С уважением и симпатией к Ж.Б. Сэю относился и его современник Д. Рикардо, который продолжал с ним интенсивно переписываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политической экономии» Д. Рикардо подчеркивал, что политическую экономию как науку обогатили в числе английских исследователей. Дж. Стюарт, Дж. Милль и А. Смит, а французских - А. Тюрго, С. Сисмондн и Ж.Б. Сэн.

1. Предмет изучения

Заострив внимание читателя в названии и содержании своей главной работы - «Трактате политической экономии»... на таких, обозначающих название этапов экономического цикла понятиях, как производство, распределение и потребление, Ж.Б. Сэй стремился подчеркнуть тем самым не столько последовательность этих этапов, сколько первостепенную роль в создании богатства (материального) сферы производства. Это значит, что и по Сэю предметом изучении политической экономии является прежде всего проблематика материального благополучия общества, а источник богатства он видит в производственном потенциале нации.

. Закон Сея

Закон Сэя (Says law) - это закон, который устанавливает такое положение, что реальный совокупный спрос осуществляет автоматическое поглощение всего объема продукции, которую рабочие и предприниматели желают произвести, используя имеющиеся в их распоряжении технологию и ресурсы. Другими словами, «предложение создает собственный спрос». Теория предложена Ж. Б. Сэем в 1803 г. В современной интерпретации закон Сэя можно представить в виде экономики с абсолютно гибкими ценами, позволяющими совокупному предложению гибко реагировать на изменения в совокупном спросе. В итоге, в ответ на движение кривой совокупного предложения до достижения краткосрочного равновесия в точке E1 (см. график) произойдет выравнивание цен на конечную продукцию и услуги с ценами на факторы производства, что приведет экономику в положение долгосрочного равновесия (точка Е2 на графике). Таким образом, экономика снова окажется в положении естественного уровня ВВП, отмеченного точкой N, которая совпадает сдолгосрочной кривой совокупного предложения. Эту основную идею поддерживали представители классического направления, и разделяют представители неоклассического направления в современной теории. Противоположную точку зрения, утверждающую что экономика не в состоянии самостоятельно выйти из рецессии по причине жестких цен на факторы производства и абсолютно неэластичной кривой совокупного спроса, выдвинул Джон М. Кейнс в «Общей теории...» («The General Theory...») в 1936

. Метод изучения

Необходимо отметить, что Ж.Б. Сэй аналогично другим классикам объяснял конструирование политической экономии по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической экономии всего лишь теоретическое и описательное. Так, в своем письме Т. Мальтусу в 1820 г., говоря о роли ученого-экономиста, он писал: «Мы должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений».

Ж.Б. Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей н недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т. е. экономических кризисов. Положение Ж.Б. Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков» или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политической экономии Д. Рикардо, Т. Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж.К. Гэлбрейт, «принятие или непринятие человеком закона Сей было до 30-х гг. (XX в. - Я.Я.) основным признаком, по которому экономисты отличались, от дураков». Таким образом, в истории экономических учении имя Ж.Б. Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношении и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. Однако следует признать и то, что «необходимость ясности в изложении иногда понуждала его (Ж.Б. Сэя. - Я.Я.) скользить по поверхности важных проблем, вместо того чтобы проникать в глубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком простой... Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула».

. Теория трех главных факторов производства

Ж.Б. Сэй, задавшись целью популяризировать учение А. Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных факторов производства, которая стала тем не менее одной из самых значимых теории классической политической экономии на всем протяжении XIX в.

Суть этой теории состоит в том, что в общественном производстве взаимодействуют три главных фактора - труд, капитал земля.

Причем степень участия каждого из названных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и доходов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов - рабочим, капиталистам или землевладельцам - принадлежит соответствующий фактор.

Отсюда, по Сэю, следует, что благодаря условиям полного laissez faire будет достигнуто наиболее эффективное взаимодействие этих факторов и отношения между классами станут гармоничными.

. Теория стоимости

В результате последователи Смита - Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. Последователи Сэя - Мальтуса, также считавшие себя смитианцами, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Но только в конце XIX в. маржиналисты второй волны в лице А. Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

Однако что касается теории стоимости Ж.Б. Сэя, то к сказанному выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя А. Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б. Сэй не столько повторял своего кумира, сколько импровизировал в поисках новых «открытий». Например, памятуя положение А. Смита, что любой товар имеет два неразрывных свойства - меновую стоимость и потребительную стоимость, Ж.Б. Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и ценности предметов (товаров). В этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности предмета. Тем самым Ж.Б. Сэй допускал возможность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда.

. Теория доходов

Труд, земля и капитал, участвуя в процессе производства, по мнению Ж.Б. Сэя, оказывают услугу по созданию не только стоимости, но и доходов. Но триединая формула, вытекающая из теории трех факторов, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А. Смита. Речь идет о том, что, заимствовав у А. Смита идею о воздействии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж.Б. Сэй как бы «уточнил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Следовательно, у Ж.Б. Сэя отвергается всякая мысль о возможности в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж.Б. Сэй и его ученики, таким образом, пытались вывести весьма упрошенное положение о гармонии экономических интересов всех слоев общества, строя свои суждения на известной идее А. Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадает с общественным.

Вопрос о пропорциях, в которых созданная главными факторами производства стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б. Сэя, самостоятельного значения не имеет. В частности, доходы предпринимателя, по определению Ж.Б. Сэя, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство. Как и Т. Мальтус, он был убежден, что положение «низших классов» непременно улучшается, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». Что же касается «производителей», то и среди них каждый заинтересован в благополучии другого. Наконец, отметим, что само понятие «вульгарная политическая экономия», которое ввел в научный оборот главным образом К. Маркс, в значительной степени связано с теориями трех факторов производства и доходов Ж.Б. Сэя. Эти теории, равно как и теорию издержек Т. Мальтуса, К. Маркс счел апологетической, преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорских слоев капиталистического общества.

. Теория воспроизводства

Чтобы объяснить «долгожительство» главной концепции Ж.Б. Сэя - концепции о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и о бескризисном экономическом росте, воплотившейся в так называемом законе рынков, - необходимо указать на три обстоятельства, своими корнями уходящие в наследие А. Смита. Во-первых, смитовский «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. С учетом этого по «закону Сэя» иной ход вещей совершенно неприемлем. Во-вторых, также «благодаря» А. Смиту «закон Сэя» исключает всякое вмешательство в экономику извне. В нем поддерживается требование о минимизации бюрократического по своей природе государственного аппарата, недопущении протекционизма. И в-третьих, «закон Сэя» предрекает поступательное развитие рыночных экономические отношении в обществе на базе достижений научно-технического прогресса. Несовершившиеся катаклизмы, которые «обещал» С. Сисмонди в случае падения приоритетной роли и экономической жизни страны участников уходящего в прошлое натурального хозяйства - «третьих лиц» (ремесленников, крестьян, кустарей), также отметали аргументы против этого «закона».

Итак, квинтэссенция «закона Сэя» состоит в том, что при достижении н соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать, адекватное потребление (спрос), т. е. производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка» обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. Подобным образом «закон Сэя» воспринимался всеми сторонниками концепции экономического либерализма, полагавшими, что гибкое и свободное ценообразование на рынке будет приводить к почти мгновенной реакции на изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости экономики.

В самом деле, если допустить возможность бартерной экономики, где деньги всего лишь счетные единицы и совокупный спрос на них равен ценности всех подлежащих к обмену на деньги товаров, то общее перепроизводство действительно становится невозможным. Отсюда понятен и вывод М. Блауга: «»Продукты уплачиваются за продукты» во внутренней торговле так же, как и во внешней - вот суть закона рынков Сэя. Столь простая мысль произвела фурор, не совсем утихший и по сей день».

Вместе с тем примечательно то обстоятельство, что сам Ж.Б. Сэй фразу «предложение создает соответствующий ему спрос» никогда не использовал, а изобретена она была Дж. М. Кейнсом. Последний, очевидно, прибег к ней, чтобы опровергнуть главную мысль Ж.Б. Сэя о том, что якобы только тот или иной товар в отдельности могут быть произведены в избытке, но никогда не все товары сразу. При этом классиком, по Кейнсу, является любой автор, разделявший «закон рынков Сэя».

. Вменения теория

Вменения теория (англ. imputation), буржуазная теория, утверждающая, что количественно определённая часть продукции и её стоимости обязана своим происхождением труду, а источником другой части якобы является капитал, отождествляемый со средствами производства. В. т. направлена на затушёвывание эксплуатации рабочего класса буржуазией. В действительности, однако, только труд (и притом абстрактный) создаёт стоимость и прибавочную стоимость, средства же производства не создают новой стоимости, их стоимость переносится на изготавливаемый товар благодаря полезному характеру конкретного труда рабочих.

В. т. базируется на так называемой теории факторов производства, выдвинутой французским вульгарным экономистом Ж.Б. Сеем, разработана американским экономистом Дж.Б. Кларком в работе "Распределение богатства" (1899, рус. пер. 1934). Сторонники В. т. видят её главную задачу в выяснении того, происхождение какой части богатства можно приписать (вменить) отдельно труду и капиталу. Для обоснования В. т. буржуазные экономисты исходят из ложной идеи убывающей производительности факторов производства по мере увеличения их количества. Группа рабочих, нанятая последней, будет иметь наименьшую производительность труда и производить наименьший, так называемый предельный, продукт, которым определяется, в соответствии с В. т., "доля труда". Разность между "продуктом промышленности" и "продуктом труда" (последний определяется как произведение продукта, созданного "предельным" рабочим, на общее число рабочих) "вменяется" капиталу и именуется "продуктом капитала". На этом основании Кларк утверждает, что рабочие присваивают весь продукт своего труда и не подвергаются эксплуатации.

Основную идею В. т. можно иллюстрировать цифровым примером. Если продукция, производимая первой группой рабочих, например в 10 человек, равняется 100 единицам, то при добавлении следующих 10 человек прирост продукции составит 90 единиц, а ещё 10 добавочных рабочих дадут прирост продукции в 80 единиц. В таком случае предельная производительность труда рабочего будет равняться 8 единицам (80: 10). Труду, по Кларку, можно "вменить" (8 ´ 30) 240 единиц продукции из 270 единиц. Разность же между совокупной продукцией и "продуктом труда", т. е. 270-240 = 30 единиц, следует "вменить" капиталу и считать "продуктом капитала".

Как аргументация, так и выводы В. т. несостоятельны. В. т. построена на искажении законов, определяющих соотношение вещных и личных элементов производства, прежде всего закона роста органического строения капитала. В соответствии с этим законом прогресс производительных сил выражается в возрастающем количестве средств производства (как по стоимости, так и тем более в натуральном выражении), приходящихся на одного рабочего, что сопровождается не падением, а ростом производительности труда. Как и теория убывающего плодородия почвы, концепция убывающей производительности факторов производства основана на абстрагировании от технического прогресса. Сама идея "предельной производительности" и "предельного продукта труда" оказывается апологетической выдумкой, направленной к оправданию капиталистической прибыли и капиталистического строя в целом. В действительности вся стоимость товаров создаётся только трудом и может быть "вменена" лишь труду, капитал же не создаёт стоимости. Вместе с тем рабочие получают далеко не всю созданную ими стоимость. В лучшем случае в виде зарплаты они получают эквивалент стоимости своей рабочей силы, тогда как другая часть созданной рабочими стоимости - прибавочная стоимость - без всякого эквивалента изымается у них и присваивается буржуазией. Поэтому отделение "продукта труда" от мнимого "продукта капитала" лишено экономического смысла

Заключение

сэй экономический производство

Оценивая творческое наследие Ж.Б. Сэя, следует отметить, что, по словам К. Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал Смитовское учение и политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А. Смита прежде всего положение об эксплуатации рабочего класса капиталистами и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А. Смита, одним из главных извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта.

Список литературы

. Корныйчук Л.Я., Татаренко Н.О. Історія економічних учень. - К.: КНЕУ,1999,-562с.

. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. М.:Инфра-М, 1999. - 320 с.

4. http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/zakon-seya.html

. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%92%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!