Особенности инфляционных процессов Украины и разработка новых методов борьбы с ними

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности инфляционных процессов Украины и разработка новых методов борьбы с ними

Вступление

Актуальность этой темы состоит в том, что Украина не так давно пережила разрушительный процесс гиперинфляции и инфляционный процессы представляют большую опасность для любой экономики, не является исключением и экономика Украины. Прежде всего, стоит отметить, что на современном этапе развития Украины высокие темпы инфляции способны быстро разрушить то, что создавалось долгие годы после обретения независимости.

Цель данной работы - исследовать особенности инфляционных процессов в Украине и выбрать способы борьбы с ней с целью дальнейшего социально-экономического развития Украины.

Задачи, поставленные в данной работе: анализ инфляционных процессов в Украине со дня обретения независимости по сегодняшний день, поиск причин инфляционных процессов и методы борьбы с инфляцией.

.       
Стадии инфляционного процесса: методология и история

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой <#"821944.files/image001.gif">

В Украине уже полтора десятка лет не прекращается высокая инфляция [4]. Гиперинфляция 90-х утихла после 2000 г. Но с 2003-го снова ее темпы стали нарастать. В конце 2007-го - начале 2008 гг. произошел угрожающий всплеск. Инфляция принимает форму галопирующей. Планы антиинфляционных мероприятий Кабинета Министров, Министерства финансов и Национального банка демонстрируют недопонимание причин и беспомощность их составителей.

Длительность довольно высокой инфляции свидетельствует о том, что в ее основе лежат фундаментальные экономические факторы, а не просто нарастание денежного предложения, как принято думать с подачи традиционных учебников. Во многих работах демонстрируют уравнения и графики корреляции между динамикой денежного предложения и динамикой цен. Но такая корреляция, если она проявляется, ничего не доказывает, так как имеет место автокорреляция: рост цен вызывает рост потребности в деньгах, а не только наоборот. Нужно учитывать, что в 90-е годы монетизация экономики была искусственно занижена. Выход из кризиса начался в 2000 г. благодаря тому, что в экономику стали поступать доходы от экспорта и монетизация начала расти, постепенно сближаясь с уровнем экономически развитых стран.

Развитие экономики требует обеспечения деньгами. Так что постепенное увеличение массы денег в экономике - нормальное явление и само по себе инфляции не вызывает. Инфляция может происходить от того, что предложение товаров не успевает за ростом спроса, вызываемым притоком денег, и от того, что значительная часть денег не обслуживает производство, а движется лишь в сфере торговли и потребления. Так что по влиянию на инфляцию деньги деньгам рознь.

Главной причиной непрекращающейся инфляции в Украине является отставание производства товаров от форсируемого роста денежных доходов населения. Номинальные начисления денежных доходов населения с 2000 г. увеличились в 3,7 раза. Ни один показатель производства не рос такими темпами. На гривну начисляемого дохода в 2006 г. приходилось только 84% номинального ВВП 2000 г., а реального 44,2%. Продукции животноводства на гривну приходилось 40,1% уровня 2000 г., в т. ч. мяса 64%, молока и молочных продуктов 40,9%, продукции пищевой промышленности 58%, легкой промышленности 35,7% и т. д. Начисленные доходы не обеспечены товарами собственного производства. Нехватка товаров подтверждается данными о производстве и потреблении товаров на душу населения: мяса и мясопродуктов в 1990 г. потреблялось в среднем 68 кг на человека, в 2000 г. - 33 кг, в 2006 г. - 42 кг. Молока и молочных продуктов соответственно 373, 199 и 235 кг [6].

Следует также учесть, что потребление мяса в квинтильной (20%-ной) группе с наиболее низкими доходами в 2 раза меньше, чем среднее. До насыщения далеко.

Конечно, население потребляет продукты не только отечественного производства, но и импортируемые. По ряду товарных групп импорт преобладает. Но в инфляции последних лет ведущее место занимало продовольствие. Вместе с тем государство не должно допускать зависимости продовольственного обеспечения от импорта. Тем более что мировые цены на продовольствие стремительно растут.

Пополнять потребительский рынок за счет импорта страна может, если это уравновешивается доходами от экспорта. Но Украина с 2006 г. имеет отрицательное сальдо торгового баланса - результат поспешного устремления во внешнеторговые отношения на невыгодных условиях. Кроме того, импорт подавляет собственное производство, чем загоняет проблемы инфляции и наполнения рынка в долгосрочный аспект.

Наряду с инфляцией, порождаемой неудовлетворяемым спросом, рост цен может возникать из-за повышения затрат в самом производстве. В общем понимании инфляция затрат в значительной мере является следствием инфляции спроса. Хотя инфляция издержек может иметь и свои специфические корни. В раскручивании инфляционной спирали эти два вида переплетаются и интегрируются. Существование и значительный удельный вес инфляции издержек сами по себе опровергают трактовку сугубо денежных причин инфляции.

В Украине как раз преобладает инфляция издержек. Это видно по тому, что цены производителей промышленной продукции растут быстрее потребительских. Основными причинами инфляции затрат являются: удорожание импортируемых энергоносителей, теневая экономика, отставание производительности труда от роста заработной платы, диспаритет сельскохозяйственных и промышленных цен, нарастание износа основных средств, необходимость быстрой замены позиций ассортимента.

Огромный инфляционный потенциал, в частности, накапливается в сельском хозяйстве. Крупное товарное производство развалено, а фермерское - экономически слабое. Животноводческая продукция сельхозпредприятий убыточна. Мясо крупного рогатого скота в 2006 г. имело рентабельность минус 38,4%, свиней - минус 9,2%, молока и молочных продуктов - минус 3,7%. Убыточность животноводства в хозяйствах населения проявляется в сокращении поголовья коров (на 207 тыс. в 2005 г. и 186 тыс. в 2006 г.). Но цены на сельхозпродукцию не дают повышать переработчики и коммерческие посредники. Все возможности повышения цен они используют лишь в своих интересах.

Из сказанного следует вывод, что монетарные манипуляции - процентные ставки, сдерживание выхода на рынок денег, изменения обменного курса гривны и т. п. - положения изменить не могут, потому что причины инфляции в Украине в основном экономические и лишь частично монетарные. Это, конечно, не значит, что монетарные и антиинфляционные меры вообще не нужны. НБУ своими методами может уменьшить инфляцию на 2-3%. Остальная, преобладающая часть относится к ответственности Кабинета Министров и парламента.

Почему в 2007 г. произошел мощный всплеск инфляции? Во-первых, разрыв между доходами населения и их товарным обеспечением уже достиг критического уровня и достаточно было толчка для спуска лавины, масса которой некоторое время накапливалась, но держалась. Толчком послужила политическая неразбериха и ослабление контроля над ценами (возможно, спровоцированное в политических целях). Сказалась также засуха и неурожай на юге [6].

Ко всему этому добавился неуправляемый приток денег через корпоративные внешние займы и вход в банковский рынок зарубежных банков. Причем эти дополнительные деньги направлены в основном на кредитование не производственных предприятий, а населения и торговли. Здесь сыграли свою роль монетарные факторы инфляции.

Все это происходило на фоне продолжающегося роста необеспеченных доходов. В т. ч. выплат долгов по сбережениям. Равновесие рынка было кардинально нарушено.

Экономическая сущность милитаризации хозяйства заключается в том, что, во-первых, всё большая часть готовой продукции и сырья поглощается непроизводительным военным потреблением или «омертвляется» в виде огромных стратегических запасов; во-вторых, расширение военного производства совершается за счёт дальнейшего снижения заработной платы рабочих, разорения сельскохозяйственных предприятий, усиления налогового бремени. Всё это значительно уменьшает покупательную способность населения, снижает спрос на продукцию промышленности и сельского хозяйства, приводит к резкому сокращению гражданского производства. Таким образом, милитаризация экономики, углубляя диспропорцию между производственными возможностями и сокращающимся платёжеспособным спросом населения, неизбежно ведёт к инфляции.

.       
Борьба с инфляцией

Для чего же необходимо бороться с инфляцией? Для начала, инфляция подавляет спрос, что отражается на предложении. Если в стране низкий спрос - то будет низкое предложение, то есть народ будет погружён в бедность. Для того чтобы народ не был беден, и проводятся мероприятия и меры по снижению инфляции. Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Решая проблему с инфляцией, следует уяснить два момента:

рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным;

борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе.

Борьба с инфляцией является тяжелым и рискованным процессом. Не каждое решение позволяет снизить уровень инфляции, а иногда и наоборот, только увеличивает уровень инфляции. Примером того является антиинфляционная политика Украины в 2000-2001 году. Приватизация государственной собственности привела к дисбалансу в сфере производства. Многие предприятия, производящие блага, которые были попросту необходимы населению, были закрыты ввиду убыточности и высокими расходами на их содержание. А то, что было приватизировано - приносило доход своим владельцам. Например, были приватизированы или же взяты в бессрочную аренду некоторые угледобывающие шахты, сельскохозяйственные предприятия и т.д. Но ввиду неспособности адаптироваться к рыночной экономике они были закрыты.

Борьбу с инфляцией разделяют на борьбу с инфляцией по её стадиям: борьба с ползучей инфляцией, борьба с галопирующей инфляцией и борьба с гиперинфляцией. Как именно проводиться борьба с инфляцией - описано ниже.

.1      Борьба с ползущей инфляцией

По большей части ползучая инфляция (до 20% в год) не опасная, и её можно контролировать. Посему, бороться с ней вполне реально и даже необходимо, чтобы свести её к 2-3% в год, чтобы развивался бизнес и экономика в целом.

Проще всего взять под контроль ползучую инфляцию - это урегулировать соотношение спроса-предложения посредством регулирования внешнеторговых отношений, то есть ограничить ввоз импорта, уменьшив конкуренцию на внутреннем рынке для отечественных производителей и нарастить объёмы экспорта, тем самым увеличив национальный доход. Учитывая тот фактор, что Украина - это аграрно-промышленное государство, следовало бы поддержать сельскохозяйственный сектор экономики, сделав упор на экспорт зерновых, мяса и молочных продуктов. Так же внимания требует тяжелая промышленность, в особенности металлургия.

Существенным фактором, вызывающим ползучую инфляцию, является увеличение массы иностранной валюты в государстве. Чем слабее гривна - тем сильнее иностранная валюта в государстве.

Рассмотрим милитаризацию экономики, которая происходит в Украине в данный момент. В течении долгих лет об армии забывали, веря в то, что воевать не с кем, вокруг же были одни только друзья из постсоветского пространства и страны Еврозоны. Ещё 3 месяца назад армия была не боеспособна, военная техника была разобрана, продана или же попросту сгнила из-за отсутствия финансирования как такового. Инфляцию очень сильно подгоняет милитаризация, т.к. при увеличении расходов на военно-промышленный комплекс, множество производимых товаров расходуется внутри страны или же лежит на складах, ожидая своего часа. Но в тот же момент, милитаризация (если она протекает равномерно на протяжении десятилетия) способна поднять экономику. На момент провозглашения Акта про независимость Украины (август 1991 года) в состав украинского ВПК входило 3594 предприятия, на которых работало около 3 млн. человек. Чисто военным производством, по заявлению бывшего министра машиностроения и конверсии Украины В. Антонова было задействовано 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений и 139 научно производственных объединений с общей численностью занятых 1 млн. 450 тыс. человек. С ухудшением ситуации в ВПК множество предприятий были закрыты, люди потеряли рабочие места. Сегодня же ВПК представляет собой жалкое подобие того, что было в 1991 году. А ведь Украина способна производить военную технику и продавать её за рубеж, успешно ведя конкурентную борьбу с Россией, США и Китаем, основными импортёрами военной промышленности, тем самым покрывая дефицит бюджета, создавая новые рабочие места и снижая инфляцию из-за выплат внешних долгов.

Что касается экспорта украинской бронетехники, то ее основными покупателями являются африканские государства, юго-восточные азиатские государства и Ирак. Так, в частности, по итогам контрактов, заключенных ранее, в Эфиопию были отправлены около 100 танков Т-72. В Таиланд было отправлено более 60 бронетранспортеров БТР-3Е1, в Ирак поступило 11 различных модификаций бронетранспортера БТР-80, 48 модификаций бронетранспортера БТР-4.

Нужно сказать и о том, что довольно крупным покупателем украинской техники является Судан. Кроме стрелкового оружия, государство получило 1 бронетранспортер БТР-70, 10 танков Т-72, а также 14 БМП-1. Кроме того, Судан закупил у Украины и 8 десятков безоткатных орудий, 11 самоходных 122-миллиметровых гаубиц «Гвоздика» 2С1 и около 30 противотанковых ружей и гранатометов. Судан занимался закупкой украинского оружия и раньше. Так, в частности, еще в 2011 году государством было приобретено 5 танков Т-55 и 4 десятка танков Т-72. Необходимо отметить, что существуют специальные ограничения на поставки оружия в Судан. Однако, как сообщают в Службе экспортного контроля Украины, все контракты с данным государством на поставки оружия были заключены исключительно с законными властями. И по убеждению первого заместителя председателя комитета по вопросам нацбезопасности и обороны А.Кинаха, Украина придерживалась всех предусмотренных международными соглашениями процедур.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать вывод, что на текущем этапе инфляция порядка 12-15% в год неизбежна в связи с милитаризацией экономики, плачевным состоянием в сельскохозяйственном и примышленном секторах экономики. Снижать инфляцию получиться лишь благодаря инвестициям в промышленность и сельское хозяйство, возможно, иностранными, благодаря которым будет развиваться экономика, а следовательно, будет расти экспорт, а следовательно, будут уменьшаться долги, а следовательно, будет стабилизироваться гривна.

.2 Борьба с галопирующей инфляцией

С галопирующей инфляцией борются следующими методами, каждый из которых рассмотрим ниже [7]:

¾      жесткая кредитно-денежная политика, ограничение массы денег в обращении, повышение процентной ставки;

¾      законодательное ограничение заработной платы;

¾      минимизация доли государственной собственности и уменьшение хозяйственной активности государства;

¾      ужесточение налоговой политики.

¾      Жесткая кредитно-денежная политика реализуется следующими способами:

¾      повышение нормы резервных требований;

¾      повышение учетной ставки процента;

¾      продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Законодательное ограничение заработной платы является чуть ли не самым эффективным методом. Если заработная плата растёт быстрее инфляции, то это только подгоняет инфляцию. Если законодательно будет ограничена заработная плата, то это, само собой, вызовет недовольство у широких слоёв населения, но, в свою очередь, этот метод даёт возможность государству возможность снизить инфляцию, эффективнее регулировать экономические процессы внутри страны.

Приватизация, как метод сдерживания инфляции, имеет мощный антиинфляционный потенциал. Приватизация государственной собственности ведет к увеличению государственных доходов и сокращению расходной части бюджета. Приватизация ведет к развитию рынка ценных бумаг, а появление на рынке акций приватизированных предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

Сокращение государственных расходов проводиться путём приватизации, снижением зарплат чиновников, уменьшением объёмов гос. заказов, уменьшением выплат пенсий и прочих социальных выплат. Таким образом, снижая расходы бюджета, государство получает «фору» у инфляции.

Ужесточение налоговой политики в Украине реализуется следующими методами [8]:

¾      Ко всем полномочиям, которые сегодня уже есть у налоговой, министр финансов предлагает добавить еще одно: самостоятельно списывать средства со счетов компаний, имеющих налоговый долг. А также - без суда забирать собственность налогоплательщика, находящуюся в налоговом залоге.

¾      Повальная ликвидация льгот. По данным ГНСУ, в 2009 году объем доходов, недополученных бюджетом из-за налоговых льгот, составил 28,2 млрд. грн. В 2010-м - 37,1 млрд. грн. С 2011 года в силу вступил Налоговый кодекс, и число льгот вновь едва не кратно возросло. Отмена большинства из них дала бы новые источники налоговых поступлений.

¾      Увеличение ставок налогов и сборов. Это даст возможность увеличить приток средств непосредственно в бюджет, а также неконкурентоспособные предприятия либо начнут развиваться, либо ликвидируются из-за банкротства. Это, вероятнее всего, вызовет безработицу, но в целом, снизит инфляцию.

Я думаю, что в целом борьба с галопирующей инфляцией должна сводиться к одному - к контролю над курсом национальной валюты относительно других валют. Реализация конкретных антиинфляционных мер зависит в первую очередь от реакции народа и предпринимателей на эти меры. Как бы ни были продуманы эти действия по подавлению инфляции, если народ всё же вернется к бартеру и пренебрежет товарно-денежными отношениями, то о каких антиинфляционных мероприятиях вообще идёт речь?

.3 Борьба с гиперинфляцией

инфляция налоговый эмиссионный ползущий

Гиперинфляция разрушительна для экономики любого государства. В начале борьбы с гиперинфляцией, нужно применить все методы, описанные выше в разделах про борьбу с ползучей и галопирующей инфляцией.

В общих чертах методы по борьбе с гиперинфляцией представлены следующие:

¾      Изменить налоговую систему на автоматизированную и дифференцированную, чтобы автоматически поддерживать производство товаров первой необходимости, импортозамещающих и высоколиквидных.

¾      Вернуть деньги из-за рубежа и перевести их в банк развития, т.е. инвестировать их в отечественное производство, тем самым снизив импорт.

¾      Национализировать все стратегические отрасли и ввести кризисное управление.

Что касаемо налоговой системы, то при гиперинфляции следует максимально полно собирать налоги, так как во время гиперинфляции большее число граждан уклоняется от выплаты налогов в виду того, что задержав платёж на месяц-второй они заплатят в эквиваленте намного меньше, чем положено. Именно из-за этого и возникает катастрофический дефицит бюджета. Из-за дефицита бюджета государство не может покрывать «бюджетные дыры» и вынужденно запускать эмиссию заново, тем самым раскручивая инфляцию.

Не очень популярен, но весьма эффективен, оказался метод деноминации, то есть укрупнение денежной единицы страны без изменения её наименования, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам. Благодаря деноминации удаётся значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении.

Но деноминацию проводят только после введения новой государственной денежной единицы. В Украине 2 сентября 1996 года начался обмен купоно-карбованцев на гривны в соотношении 100 000 крб. = 1 грн. С этого дня в банках выдавались только гривны. До 16 сентября везде к платежу принимались и карбованцы, и гривны. После этого обмен можно было произвести только в банках. Процедура обмена продолжалась до 1998 года. Это позволило экономике «выздороветь» от гиперинфляции.

Финальной стадией борьбы с гиперинфляцией становиться введение новой национальной валюты. Но перед тем как провести замену обесценившегося денежного знака на другой денежный знак, ещё не обесценившийся, необходимо провести значительное количество реформ.

Вывод

В итоге можно сделать вывод, что инфляция неизбежна. Рыночная экономика инфляционная по своей сути. Инфляция двояка. Она может быть полезным инструментов в регулировании экономики, но может и разрушить экономику в считанные годы, месяцы, а, иногда, даже дни. Инфляция тесно переплетена со спросом и предложением, политикой государственного вмешательства в экономику, с теневым сектором экономики, с импортом и экспортом.

Украина пережила в первые годы своей независимости период гиперинфляции. Процесс преодоления последствий гиперинфляции ещё не завершен и более того, не полностью завершен переход от командно-административной системы к рыночной экономике, что также тормозит развитие экономики. Инфляция в тот период была вызвана целым перечнем факторов, например, чрезмерным удельным весом тяжелой промышленности, что тормозило развитие лёгкой промышленности, туризма, сферы услуг и прочего.

Ползучая инфляция, которая полностью или отчасти подконтрольна - это незаменимый инструмент в привлечении инвестиций и стимулировании предложения. Инфляция до 20% в год стимулирует экономику на производство дополнительных товаров и услуг, что отражается на занятости населения, а значит, на платежеспособном спросе.

Галопирующая инфляция оказывает негативное влияние на экономику. При галопирующей инфляции населению свойственно переводить свои накопленные средства в золото, недвижимость и прочие низколиквидные активы, что негативно отражается на деятельности банков, а значит, снижаются инвестиции и развитие экономики начинает тормозить.

Гиперинфляция - это самое страшное, что может случиться с экономикой. При гиперинфляции обесцененные деньги перестают полноценно выполнять свою функцию платёжного средства. При гиперинфляции значительно уменьшаются поступления в бюджет, что приводит к новым эмиссиям денег, от чего они становятся ещё дешевле. Гиперинфляция является следствием неэффективной антиинфляционной политики, высокой бюрократии и незаинтересованностью правительства поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Однозначных методов борьбы с инфляцией не существует. Где сработали одни методы, могут не сработать другие.

Перечень ссылок

1.      П. Самуэльсон, «Экономикс»

2.      М.Н. Корнев, «Анализ инфляционных процессов в Украине»

.        И. Фишер, «Покупательная способность денег»

4.      Интернет-ресурс «Минфин», <http://index.minfin.com.ua/index/infl>

.        Интернет-ресурс <http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekonomika/42682>

.        Интернет-ресурс <http://www.prostobiz.ua/biznes/gosregulirovanie/novosti/inflyatsiya_stop_metody_borby_s_inflyatsiey>

.        Интернет-ресурс <http://ubr.ua/finances/taxes/ukrainu-jdet-ujestochenie-nalogovoi-bazy-v-2014-godu-270608>

.        Интернет-ресурс <http://ilikenews.com/article/yacenyuk-poobicyav-vinnickomu-zavodu-fort-kredit-u-100-milyoniv-griven>

.        Д.М. Кейнс, «Общая теория занятости, процента и денег»

.        Интернет-ресурс <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E2%EE%EB%FE%F6%E8%FF_%F6%E5%ED>

.        <http://uchebnik-ekonomika.com/ekonomiki-istoriya/ekonomicheskaya-istoriya-zarubejnyih.html> В.И. Голубович, «Экономическая история зарубежных стран»

Похожие работы на - Особенности инфляционных процессов Украины и разработка новых методов борьбы с ними

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!