Особенности иммиграционных процессов в современной Франции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    168,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности иммиграционных процессов в современной Франции

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет мировой экономики и государственного управления

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса









Курсовая работа

Особенности иммиграционных процессов в современной Франции


Выполнила:

Авраменко Анастасия Викторовна,

группа РФ-13-1

Проверил:

д.и.н, профессор Кузьмин Ю.В.



Иркутск, 2013 г.

Оглавление

Введение

. Иммиграция как вид международной миграции населения

.1 Понятие "миграция" и её классификации

.2 Иммиграция, её причины и виды

. Современные проблемы иммиграции во Франции

.1 Влияние мировой миграции населения на иммиграционную ситуацию во Франции

.2 Социальные последствия иммиграционных потоков на рубеже 20-21 веков

. Политические проблемы. Государство и религия на фоне иммиграционных процессов во Франции

.1 Политическое содержание проблемы

.2 Государство и религия: иммигранты как трансэтническое сообщество

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Во второй половине XX в. человечество стало свидетелем непреодолимой и необратимой силы процессов глобализации, так или иначе охвативших все сферы общественной жизни и создающих глобальную по своему масштабу систему взаимозависимости стран и народов мира.

Глобализационные процессы в сочетании со стремительными переменами в глобальных политических и экономических системах способствовали резкой интенсификации мировых миграционных потоков, привели к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире.

Миграция населения сыграла огромную роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что для современного мира характерны глобальные миграционные процессы, без которых было бы невозможно нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждого государства и мирового хозяйства в целом. Миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток и отток мигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межнациональные отношения. В любом случае миграция - необходимый элемент развития экономики.

Объект исследования: Иммиграционные процессы во Франции.

Предмет исследования: Особенности иммиграционных процессов в современной Франции

Цель исследования: Раскрыть роль влияния иммиграции на демографическую, экономическую, социальную, социально-культурную и политическую ситуацию в современной Франции.

Задачи исследования:

.        Трактовать понятие "миграция", классифицировать и выделить её типы;

.        Рассмотреть влияние мировой миграции населения на иммиграционную ситуацию во Франции;

.        Выявить социальные последствия иммиграционных потоков на рубеже XX-XXI веков;

.        Проследить политическое содержание проблемы и отношение между государством и религией.

Актуальность предлагаемой работы диктуется тем, что миграционная проблематика является одной из самых актуальных в мире. Политики признают сложность управления ею, а ученые, как отечественные, так и западные, отмечают, что не существует ни единства в понимании ее сущности, ни единых подходов к ее изучению.

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из трех глав: 1. Иммиграция как вид международной миграции населения; 2. Современные проблемы иммиграции во Франции; 3. Политические проблемы, государство и религия на фоне иммиграционных процессов во Франции, заключение, список использованных источников.

. Иммиграция как вид международной миграции населения

.1 Понятие "миграция" и её классификации

Миграция населения всегда сопровождала масштабные процессы в мире, такие как колонизация, индустриализация, мировые войны или кризисы. Сегодня движение населения является одной из непременных составляющих процесса глобализации, наряду с другими его компонентами, а именно движением капитала, товаров, технологий, информации. Если к концу XX века национальные государства практически утратили власть над перемещением капиталов, товаров, технологий и информации, то передвижения людей еще находится в сфере их контроля, хотя, учитывая масштабы нелегальной миграции, во многом этот контроль иллюзорен.

Миграционные процессы занимают особое место в динамике общественного развития. Миграция - это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).

В основе миграционных процессов лежат причины экономического, социального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.

Последствия миграционных процессов неоднозначны. С одной стороны, это необходимое условие для перераспределения трудовых ресурсов и нормального функционирования хозяйственного комплекса, а с другой стороны, особенно вынужденная миграция порождает острые социальные проблемы, связанные с трудоустройством, жильем, медицинским обслуживанием, образованием молодежи и др. Вот почему миграционные процессы и их социальные последствия находятся в центре внимания не только специальных миграционных служб, но и социальной работы в целом.

Можно выделить следующие классификации миграции населения:

. На основе географического признака можно выделить два основных типа миграции. Первый тип миграции - внешняя (международная) и внутренняя (внутригосударственная). Внешние миграции подразделяются на два класса миграций - межконтинентальные и внутриконтинентальные. Среди внешних внутриконтинентальных можно выделить миграции двух порядков - миграцию между государствами и между макро-регионами. Относительно внешней миграции можно говорить о существовании двух основных видов - эмиграции (выезд из страны) и иммиграции (въезд в страну), а также можно выделить реэмиграцию (возвращение в страну, из которой эмигрант выехал ранее) и репатриацию (возвращение на этническую родину, т.е. в страну с которой ассоциирует человек свое происхождение и откуда он или его предки мигрировали в другую страну).

. В структурном отношении миграция имеет возрастной, половой, этнический, семейный, генетический (от генезис), образовательный, квалификационный и иной срез. В качестве элементарных единиц (вида) миграции можно считать миграционные потоки, объединенные каким-либо признаком (возраст, пол, национальность, специальность, семейное положение). При этом допустимы термины "семейная миграция", "миграция населения трудоспособного возраста", "миграция высококвалифицированных специалистов", "миграция женщин", "этническая миграция" и пр.

. По времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда возможно выделение двух основных видов миграции - постоянной (безвозвратной) и временной (возвратной). Постоянными миграциями можно считать перемещения, связанные с изменением постоянного места жительства. Временная миграция подразделяется на два класса - краткосрочную миграцию (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства) и долгосрочную миграцию (более 1 года). Краткосрочную миграцию можно подразделить на миграцию двух порядков - регулярную и нерегулярную.

К видам регулярной миграции относятся ежедневные маятниковые миграции и приграничные миграции. Маятниковые мигранты - люди, у которых место жительство и место работы находятся в разных населенных пунктах, что заставляет их ежедневно утром приезжать на работу и вечером возвращаться к месту жительства (например, житель Подмосковья работает в Москве). Приграничные мигранты ("фронтальеры") похожи на маятниковых мигрантов, только они пересекают государственную границу, т.е. живут в одной стране, а работают в другой.

К видам нерегулярной миграции относятся челночные, вахтовые, сезонные миграции. Сезонные работники - мигранты, работа которых зависит от сезонных условий и выполняется только в течение определенной части года (например, сбор урожая). Челночные миграции представляют собой периодические поездки разной продолжительности, например, коммерсантов ("челноков") за товаром с возвращением к месту жительства. Вахтовые миграции обусловлены спецификой работы и пребывания человека в районах с экстремальным климатом (например, выезд нефтяников к месту добычи нефти на Севере).

. По целям миграция подразделяется на экономическую (трудовую и коммерческую) и учебную. Сюда же относится и миграция с целью воссоединения и создания семей, миграция в связи с отдыхом и туризмом, религиозная миграция (паломничество), миграция в связи с ведением традиционного хозяйства (кочевничество).

В современном обществе преобладают миграции, связанные с экономическими целями, т.е. переезд на работу или по коммерческим делам. В экономической миграции выделяется два основных вида - трудовая и коммерческая. Трудовая миграция представляет собой перемещения занятого населения, связанные с переменой места работы как внутри страны, так и между странами. Трудовых мигрантов, выехавших на работу за рубеж, называют "гастарбайтерами" (от немецкого термина "рабочий - гость"). Коммерческая миграция связана не с продажей своего труда, а с извлечением прибыли из разницы цен на товары в различных регионах или странах. Учебная миграция означает переезд к месту учебы. Миграция в целях воссоединения семьи представляет собой, например, переезд родителей к детям, супруга к супруге, детей к родителям и пр. Порой бывает трудно отделить семейные цели от экономических или учебных.

. По способу вовлечения в миграцию, она подразделяется на три типа - добровольная, вынужденная и принудительная. Первая обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции. Вынужденная миграция вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства. Принудительной миграцией можно считать насильственные переселения людей, организованные государством (депортации), а также миграции, осуществляемые в пенитенциарной системе.

Вынужденная миграция - перемещение людей, которые покинули место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия, или подвергшиеся преследованиям и насилию. Согласно международным документам Женевской Конвенции по беженцам 1951 г. и Протокола 1967 г. выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов (к этим документам присоединилась Россия в 1992 г.):

v  беженцы - это вынужденные мигранты, которым до или после прибытия в страну предоставляется статус беженца. Например, в России беженцем на основании Федерального Закона "О беженцах" может быть признан человек, не являющийся гражданином России, отвечающий условиям вынужденной миграции;

v  лица, желающие получить убежище - мигранты, которые подают ходатайство о получении убежища не в своей стране. Статус претендента согласно международным документам сохраняется за ними до тех пор, пока их заявление не будет рассмотрено и по нему не будет вынесено соответствующее решение. В России их называют лицами, обратившимися с заявлениями (ходатайствами) о приобретении статуса;

v  иностранцы, получившие временный статус защиты, им разрешается временное (иногда на неопределенный срок) пребывание в принимающем государстве до тех пор, пока их жизни угрожает реальная опасность в их стране. В Федеральном Законе РФ предусмотрен статус лица, получившего временное убежище;

v  лица, принятые по иным соображениям гуманности, это иностранцы, не получившие полного статуса беженца, но тем не менее допущенные в страну по причинам гуманитарного характера, поскольку они оказались в положении сходном с положением беженцев. Например, в российском законодательстве это лица, получившие политическое убежище.

Еще один вид вынужденных мигрантов - внутренне перемещенные лица - это граждане страны, которые не пересекают границ и мигрируют в пределах своего государства по вынужденным причинам (аналогичным в случае с беженцами). В России их называют вынужденными переселенцами (например, мигранты из района чеченской войны, осетино-ингушского конфликта). Порой внутренне перемещенные лица страдают нисколько не меньше беженцев. В России принят Федеральный закон "О вынужденных переселенцах", который предоставляет статус вынужденного переселенца на пять лет.

. По степени законности выделяется два типа миграции - легальная и нелегальная. Легальные мигранты пересекают границу и находятся в стране на законных основаниях. Нелегальные мигранты - люди, которые незаконно пересекают границу, а также люди, законно пересекающие границу, но затем становятся нелегальными мигрантами (например, не имеют регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушают сроки действия визы, или их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным при въезде в страну). Стать нелегальным мигрантом человек может несколькими способами. Первый - нелегально пересечь границу. Второй способ - приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу. Третий способ - приехать на учебу, а заниматься торговлей. К оценке количества нелегальных мигрантов следует подходить с достаточной долей осторожности, поскольку достоверно оценить их количество довольно трудно. Некоторые страны периодически проводят амнистию нелегальных мигрантов - это процедура предоставления легального статуса нелегальному мигранту на определенных условиях. В последнее время также используется термин "трафик мигрантов" - это насильственная перевозка или обман и нарушение прав в основном женщин и детей после перевозки (например, отбираются документы, принуждаются к труду или проституции) в другую страну [12].

.2 Иммиграция, её причины и виды

Иммиграция - это въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран.

Иммиграция населения определяется:

.        рядом причин:

v  экономическим (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.);

v  военным (захват чужих земель и их военная колонизация);

v  политическим (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).

.        по отношению к законодательству страны въезда:

v  легальная (въезд в страну на законных основаниях)

Иммиграция населения играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция населения приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности.

Иммиграция населения характерна для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (IV-VII вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (VII-VIII вв.), с экспансией тюрко-монголов (XI-XVII вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина XVII вв.) положила начало широкому развитию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие части света, прежде всего в Америку и Австралию.

В XX веке темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства - Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д.

В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера.

Широкий размах после 2-й мировой войны 1939-45 получила иммиграция рабочей силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции - 3,4 млн., ФРГ - 2 млн., Швейцарии - 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки [13].

Таким образом, можно увидеть, что с каждым годом миграционные процессы становятся динамичнее, что способствует созданию государств и формированию населения стран.

2. Современные проблемы иммиграции во Франции


.1 Влияние мировой миграции населения на иммиграционную ситуацию во Франции

На сегодняшний день из статистических выкладок экспертов следует, что более трех процентов населения планеты являются мигрантами. А это ни много, ни мало 232 миллиона человек. Причем количество людей, которые живут не в той стране, где родились, распределено примерно поровну между Европой и Азией.

В ООН подсчитали, что первое место занимают США, на территории которых находятся одновременно 45,8 миллиона мигрантов. На третьем месте - Германия с 9,8 миллиона человек. Дальше идут Саудовская Аравия (9,1), Великобритания (7,8), Франция (7,4), Канада (7,3), Австралия (6,5) и Испания (6,5 млн.). [10]

Диаграмма №1


Так же согласно опросу, которая провела организация "Voice of the People", самая привлекательная для иммигрантов страна - Канада. Туда хотели бы перебраться жить 42% респондентов. Второе место занимает - США (41%), на третьем месте стоят Великобритания, Франция и Италия (32%).

Диаграмма №2

иммиграционный франция государство религия

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран - доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении. В середине 80-х годов иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (17% в 1987 г.), Западной Германии (8,1%), Франции (8,6%).

Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. В 80-е годы доля внешней миграции в общем приросте населения таких стран, как Канада, Австралия, Франция, превысила 25%, США - до 50%.

Международные миграции стали сегодня вызовом для идентичности многих национальных государств. По данным Демографического отдела ООН, в 2009 г. насчитывалось почти 214 млн. международных мигрантов и 740 млн. - внутренних. За полвека численность неевропейского населения 15 стран Европейского союза выросла более чем в 50 раз. Так, еще в начале 50-х годов XX в. она едва достигала 300 тыс., а в канун его масштабного расширения, в мае 2004 г., превысила 15 млн. человек.

Сегодня в Европе проживает около 18.4 млн. иммигрантов. Однако, если принимать во внимание нелегальных мигрантов и натурализованных иностранцев, то, по оценке Центра европейских стратегических исследований (Centre for European Policy Studies, CEPS), эта цифра будет больше, по крайней мере, на 40-60%, то есть речь идет о 25-29 млн. человек. Численность европейского населения растет за счет иммиграции, в первую очередь мусульман. В 2009 г. в ЕС их проживало 15-24 млн. Относительность оценок объясняется значительной трудно учитываемой нелегальной иммиграцией.

Иммигранты активно заселяют помимо столичного региона, в котором их доля в населении достигает 40%, юг, юго-восток и северо-восток страны, в основном крупные города. Их присутствие незначительно на западе Франции - в Бретани - 1% и в сельской местности - 2%.

В течение последних 20 лет во Францию большая часть иммигрантов приезжала из стран Магриба. Одновременно заметно увеличился приток из стран южнее Сахары. Сегодня четыре иммигранта из десяти родом из Африки. С 1999 по 2004 г. доля взрослых иммигрантов из Африки увеличилась на 20%, составив 42% всех иммигрантов. Если из стран Магриба за этот период переселилось во Францию около 1.4 млн. человек, то из стран южнее Сахары - 500 тыс. По данным Национального института статистики и экономических исследований, во Франции, на конец 2010 года, проживает свыше 5 млн. иммигрантов, составляя 8% населения страны.

Во Франции проживает более 100 тыс. немцев и бельгийцев, 90970 поляков, 74245 вьетнамцев, более 73 тыс. китайцев и примерно столько же сенегальцев. Примерно равна доля выходцев из Швейцарии (52645) и Камбоджи (51614). По официальным данным во Франции в 2006 году находилось 5,1 миллиона иммигрантов и 3,6 миллиона иностранцев.

Диаграмма №3


В книге "Что такое Франция?" Ф. Бродель так отвечает на поставленный им в заглавии вопрос: "Франция - это и множественное число, и единственное; ей присуща и тяга к разнообразию, и к единству. Больше, чем любая другая страна, Франция разрывается между этими двумя полюсами, и большинство ее пружин натянуты до отказа именно из-за этого внутреннего противоречия...

Во многом эта особенность Франции объясняется ее географическим положением, в котором заложена идея слияния, встречи, перекрестка. Франция - это ловушка, где разным народам волей-неволей приходится смешиваться друг с другом" [2].

История Франции, ее идентичность формировалась в условиях взаимообогащения культур разных народов.

По мнению Броделя, одной из проблем интеграции последней волны иммиграции стало столкновение культур, неспособных в силу серьезных различий верований и нравов "слиться воедино".

Дети иммигрантов во втором поколении оказались отверженными и сами отвергают ассимиляцию. Если и возможна интеграция афро-азиатского населения, считает Бродель, то только при условии сохранения подчеркнуто светского характера государства, где религия обязана оставаться личной верой, индивидуальной моралью.

Другим препятствием на пути интеграции иммигрантов во французское общество, идентификации себя с французами является несовместимость семейных укладов арабо-мусульманского и "коренного" населения.

.2 Социальные последствия иммиграционных потоков на рубеже 20-21 веков

Долгое время проблема, оставшаяся во Франции на периферии политической жизни, в начале 1980-х годов оказалась в центре внимания политиков. В связи с этим в научных политических и общественных дискуссиях Франции этого периода были поставлены вопросы о социальной стабилизации общества, сохранении исторически сложившегося средства народа, французской гражданственности, подвергшихся разрушительному воздействию этнокультурной плюрализации. Однако интеграция иммигрантов рассматривалась при этом с позиции профилактики смешения культур [1, с. 35].

Особая актуальность этой проблемы объясняется серьезными издержками интеграционной политики во Франции, обострившимися культурно-религиозными противоречиями, социальным конфликтом между "коренным" населением Франции и потомками трудовых "послевоенных" мигрантов, нелегальными иммигрантами, которыми движет не желание влиться во французское общество, а страх перед нищетой и безработицей на своей родине, стремление осесть в любом месте, где условия были бы лучше, при этом сохраняя свою собственную идентичность. Сегодня возникают серьезные сомнения в том, что Франция и дальше сможет ассимилировать новых иммигрантов из стран Третьего мира. Если в 1985 г. 50% французов верили в возможность интеграции большинства иммигрантов, то в 1990 г. их доля составила 43% . Именно по отношению к представителям последней волны иммиграции французы испытывают стойкую антипатию: 18% - к азиатам, 21% - к выходцам из Черной Африки, 36% -к берам (потомкам иммигрантов из Магриба), 41% - к магрибинцам.

Проблема идентичности сегодня, по мнению французских социологов, одна из главных в общественных науках. В ней можно выделить историческое, социологическое, юридическое и политическое содержание.

Иммигранты отчетливо подразделялись на две категории: одни из них, стремившиеся к постепенной интеграции во французское общество, позитивно воспринимались общественным мнением, другие, избравшие по ряду причин стратегию обособления, рассматривались как олицетворение угрозы, потенциальной конкуренции за социальные блага и, как следствие, социальной нестабильности и межэтнической конфликтности. Хотя, как рассуждает эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров "Иммигранты - понятие сложное. К ним причисляются не только иностранцы, но и уроженцы других стран, принявшие французское гражданство. Есть разные оценки, ибо во Франции нет четкой статистики по национальностям. Это запрещено конституцией. Считается, что если человек - француз, то неважно, какой он крови. Французское гражданство основано не на праве крови, а на праве почвы" [11].

Первую группу "лояльных" иммигрантов составляют выходцы из разных стран, в том числе из государств Магриба, которые во втором-третьем поколении сменили свой язык, идентичность на французский, т. е. приняли гражданство, национальную принадлежность во французском - социально-политическом понимании этого термина. Некоторые из них, происходящие из интеллигентской части элиты государств Северной Африки, много внимания уделяют получению образования. Они изучают, как правило, социальные науки, культуру Франции и только с этой страной связывают свое будущее. Это наиболее приемлемая стратегия интеграции в принимающее общество, определяющая особенности коммуникации иммигрантов и их потомков с обществом, от которого они себя уже не отделяют. Трудности, связанные с социокультурной адаптацией, повышением социального статуса, не вызывают резкой смены стратегий социального взаимодействия: они нивелируются повышенной толерантностью и пониманием социально-психологических особенностей французского общества, специфики межкультурного и межрасового взаимодействия в полиэтнических средах.

Образованные иммигранты работают в основном в социальной сфере. Активизация фундаментализма вызывает у них опасения в плане его воздействия на иммигрантов-мусульман. Между тем, имея доступ к государственным структурам, иммигранты-неевропейцы становятся референтными персонами для организации и деятельности объединений иммигрантов. Лидеры групп, получающие от государственных органов сведения о "правилах социальной игры" в тех или иных социально-политических ситуациях, имеют возможность в интересах своих групп манипулировать общенациональными социальными ценностями. Это облегчает им мобилизацию группы.

Другая часть иммигрантов, постоянно испытывающая дискриминацию в повседневной жизни, в государственных учреждениях, реализует стратегию внутригрупповой мобилизации и интеграции на основе этнических, религиозных ценностей своего народа. Обособление иммигрантов-неевропейцев усугубляется также и тем, что контакты с французской культурой вызывают у многих из них состояние "культурного шока" и способствуют развитию религиозности. Для них этническая группа и внутригрупповая солидарность выступают одним из главных инструментов защиты от деструктивного воздействия внешней среды, отстаивания их социальных и этнокультурных прав. "Индивиды и семьи вынуждены организовываться, чтобы избежать стигматизации или хотя бы сопротивляться ей" [6, с. 151]

Волну насилия и экстремизма, охватившую Францию в конце октября 2005 г., можно было бы назвать холодной рациональной французской политики "плавильного котла". Действительно, развивающийся на глазах социальный конфликт носит ярко выраженный межрасовый, межкультурный, межэтнический и межрелигиозный характер. Налицо активное противостояние иммигрантских меньшинств политкорректному, молчаливому национальному большинству.

Так, в начале 1990-х годов во Франции проживало постоянно уже 1,5 млн. иммигрантов только из стран Магриба. С учетом их детей, родившихся в этой стране и пока еще не получивших паспорт, количество иммигрантов из государств Северной Африки оценивается в 3 млн. человек. Поэтому многие французы рассматривают иммигрантов из Магриба как угрозу французской культуре, французской идентичности, будущему французского государства. Иммиграция уподобляется французами "слепому шторму", который разрушает гуманистические европейские ценности и заменяет их архаичными формами культуры, социальной коммуникации и организации жизни в целом. В связи с этим, даже несмотря на сравнительно продолжительный период сосуществования в границах одного государства, на шкале симпатий национального большинства к рабочим-иностранцам алжирцы, тунисцы, марокканцы занимают последнее место. Особенно низкий рейтинг имеют алжирцы из-за стремительного увеличения численности этой группы в последние два десятилетия. Важной причиной резкого ухудшения отношений между французским национальным большинством и иммигрантами-африканцами стало то, что миф о неизбежном возвращении иностранных рабочих на родину, просуществовавший во Франции вплоть до 1974 г., потерял свою былую привлекательность в общественном сознании.

3. Политические проблемы. Государство и религия на фоне иммиграционных процессов во Франции

 

.1 Политическое содержание проблемы


Дальнейшее развитие неевропейской иммиграции в послевоенные годы привело к тому, что этническая структура стала особенно заметно меняться в пользу неевропейцев. Если в 1920-1930-е гг. она считалась преимущественно итальянской, из-за преобладания выходцев из Италии среди иностранных рабочих, то к концу 1960-х гг. суммарная иммиграция из стран Северной Африки превысила иммиграционный поток из отдельных европейских государств, традиционных поставщиков рабочей силы. Только в период с 1946 по 1964 г. численность населения Франции выросла с 40 до 50 млн. человек, причем значительную долю иммигрантов составляли уже неевропейцы. По справедливому замечанию немецкого социолога К. Хене, "без иммиграции, происшедшей в ХХ в., население Франции составляло бы не 57, а 45 млн. человек".

Наконец существует и политический подход к проблеме национальной идентичности, предполагающий ее рациональное решение без "идеологических и демагогических штампов". "Когда действия правительства становятся более рациональными, общественное мнение возвращается к достаточно спокойным и объективным суждениям, уменьшаются ксенофобские настроения", - считает В,Ж. д'Эстен [3, с. 182-184].

С ростом количества иммигрантов, основной поток которых идет из мусульманских стран, во Франции обостряются множество внутренних проблем: растет безработица и преступность, все больше денег уходит из казны государства на поддержку иммигрантов и их семей, что все более губительно сказывается на экономике страны. Наконец, Франция просто-напросто размывается пришлым нетипичным для нее населением с чуждой идеологией, нежеланием принимать европейские ценности и зачастую враждебной обособленностью. Однако рано или поздно с этим что-то нужно было делать. И, похоже, время для этого наступило. На волне изменения политики Пятой республики по отношению к иммигрантам в 2007 году выборы на пост президента страны выиграл Николя Саркози. С его приходом во власть государство начало проводить в жизнь политику так называемой селективной миграции, цель которой - привлечение во Францию преимущественно квалифицированных кадров. При Саркози была введена система квот, которые определяли количество иммигрантов, в которых нуждается страна. В марте 2012 года во время президентской кампании Николя Саркози вновь напомнил избирателям о важности решения внутриполитических проблем, связанных с иммигрантами. Саркози, сам будучи сыном иммигранта из Венгрии, предлагал сократить размеры социальной помощи для мигрантов, а также в два раза уменьшить выдачу видов на жительство. Более того, он угрожал, что Франция выйдет из Шенгенского соглашения для того, чтобы не допустить проникновения нежелательных мигрантов на территорию страны.

Франсуа Олланд, нынешний президент Франции, был не столь категоричен в своем видении проблем, связанных с мигрантами. Он не был готов контролировать все категории мигрантов, хотя и призывал к ограничению иммиграции по экономическим причинам. Это было сказано в марте 2012 года. Экономические условия, судя по всему, вынуждают власти Франции к ужесточению политики в отношении мигрантов. Об этом говорят, в частности, неутешительные данные, содержащиеся в так называемом "докладе Голуа" о состоянии конкурентоспособности Франции, который правительство страны обсуждало в ноябре 2012 года. Согласно докладу, конкурентоспособность французской промышленности падает: в 2000 году на долю промышленности в экономике страны приходилось 18%, сейчас - 12,5% - предприятия разоряются. Не в последнюю очередь это связано с тяжелым бременем социальных отчислений, которое лежит на плечах предприятий. Социальные отчисления французского бизнеса одни из самых крупных в мире - порядка 50%. А как иначе - ведь надо же чем-то кормить большое количество мигрантов, откуда брать деньги на пособия для них?

Саркози в марте 2012 года предлагал число иммигрантов сократить со 180 тыс. до 100 тыс. - в этом случае значительного уменьшения количества иммигрантов можно будет ожидать через пять лет. Похоже, правительство Олланда берет на вооружение подобные меры и переходит к конкретным действиям.

Существенное уменьшение сумм, отпускаемых на дотации мигрантам, возможно, даст некоторый эффект: в госказне появится больше средств, которые можно будет направить на создание новых рабочих мест и общее оживление экономики. К тому же есть вероятность, что сокращение пособий станет побудительным мотивом для некоторых мигрантов быть более активными в поиске работы.

Но есть и другая сторона медали. Многие мигранты, особенно из арабских стран - бывших колоний Франции, привыкли жить на государственные дотации - они делают это годами, и приучают к подобному социальному поведению своих детей. Согласно данным Национального института статистических исследований, дети из семей иммигрантов, как правило, учатся хуже, чем их сверстники, которые не являются мигрантами - особенно это касается мигрантов из Турции. На рынке труда лишь 14% детей мигрантов достигают высокого социального положения.

Поэтому сокращение пособий больно ударит по многим семьям мигрантов. Новые подходы к миграционной политике, разумеется, необходимы. Но при их реализации необходимо учесть разного рода последствия, которые могут наступить в ходе применения различных мер. Лишь взвешенный подход приведет к положительным результатам.

 

.2 Государство и религия: иммигранты как трансэтническое сообщество


Отчетливое противостояние национального большинства и групп иммигрантов, особенно из стран Северной Африки, дестигматизация ситуации иммиграции привели к тому, что идея сообщества как важнейшей формы объединения иммигрантов, окончательно сомкнулась с исламской идеологией. Синкретизм идеи социальной группы и религии получил развитие в области политики. С одной стороны, численный рост групп иммигрантов-неевропейцев до нескольких миллионов человек, известная компактность расселения, общая религия, расовые особенности, стигматизация национальным большинством и позволили им заявить о своих притязаниях на особое место во французском обществе. В отличие от индивидуализированного и социально "аморфного", с традиционалистской точки зрения, французского национального большинства, объединения иммигрантов интегрируются здесь межпоколенными связями и отношениями в "своих" границах. Историческая сопричастность иммигрантов второго, третьего и четвертого поколений к судьбам принимающего государства позволяет им требовать правовой защиты их коллективных интересов. Тем самым они на государственном, общенациональном уровне презентируют свое сообщество как особое, но имеющее прямое отношение к французскому государству. С другой стороны, стал набирать заметную интегрирующую, политическую силу религиозный фактор. Вследствие этого фундаментальным основанием, важнейшим стимулом и оправданием этих притязаний стал ислам.

Отношения между мусульманскими общинами, государством, католической церковью и французским обществом складываются непросто. Основная причина противоречий заключается в том, что мусульмане требуют официального признания ислама религией части французского общества. Эта борьба разворачивается во Франции в условиях, когда официальная католическая церковь утратила, по существу, свою роль в формировании коллективной идентичности населения. Исторически "религиозная эмансипация общества была направлена на политическое построение государства" [8, c. 54]. Усиление "приватизации" религиозной жизни способствовало ее исключению из публичной сферы. Следствием этого стало постепенное разложение "приходской культуры", локальных религиозно-территориальных сообществ французов.

Свои отношения с религиозными группами мусульман католическая церковь строила на том, что до начала 1980-х гг. сдавала в аренду свои помещения, пустовавшие из-за отсутствия достаточного количества верующих-французов, исламским общинам, которые использовали их для собраний и отправления религиозных служб. Однако, несмотря на то, что официальное духовенство мотивировало свои действия экуменическими соображениями, подобная позиция вызвала резкие протесты среди верующих-католиков, что стало одной из причин отказа мусульманам в помещениях. Другой причиной "охлаждения" отношений между двумя конфессиями явилось то, что "церковная благотворительность" была воспринята мусульманскими общинами как проявление слабости католицизма и попытка интеграционного давления на них.

Отчасти это объясняется тем, что во Франции религия уже давно утратила свою роль в формировании коллективной идентичности. Ислам предложил иную - несравненно более высокую трактовку социальной и политической роли религии, ее значения для индивидуального и коллективного конструирования религиозной идентичности, подтверждаемой различными формами личностной, этнической, социальной и национальной принадлежности. В сложившейся ситуации официальная церковь более четко определила свое отношение к исламу, заявив о невозможности его официального признания как религии французов. "Во Франции острый вопрос интеграции ислама, ставшего в национальном пространстве второй религией, или вопрос контроля за "сектами", - пишет Д. Эрвье-Леже, - отражает очевидное несовершенство французской модели светского общества" [9, c. 240]. Требования строительства мечетей вызывает у государства серьезные опасения в том плане, что они могут стать центрами развития исламского фундаментализма. Кроме того, мечеть может означать окружающую территорию как исламское пространство, что, вероятно, может быть связано с идеей социального присутствия церкви через ее территориальное влияние.

Религиозный фундаментализм для мусульман и "официальный национализм", не лишенный налета религиозности, для части французского национального большинства, в новых социально-политических условиях 1990-х годов стали представлять в глазах членов этих сообществ абсолютные ценности, которые "по природе своей нетолерантны и не допускают компромиссов". В той же мере, в какой мусульмане-иммигранты используют ислам для противодействия ассимиляционному воздействию французского общества, некоторые группы французов, придерживающиеся расистских идей, демонстрируют фанатизм, ксенофобию по отношению к исламу и мусульманам. С их точки зрения, принадлежность к нации - это не только признание республиканских ценностей и норм, но также и признание французского языка, культуры, традиций и мировоззрения. Однако на практике в среде иммигрантов эти требования не имеют особого значения. Именно поэтому современный французский расизм содержит такой мощный антиисламский потенциал.

Некоторую разрядку напряженности в отношениях между государством и иммигрантами принесла политика децентрализации, реализуемая во Франции с 1982 г. Законы о децентрализации 1982, 1983 гг. предопределили отношения между государством и органами территориального самоуправления. Ее сущность состоит в том, что регионы, мэрии крупных городов получают определенную самостоятельность в осуществлении своей экономической, социальной и культурной политики. Одновременно повышается роль местного самоуправления. С 1982 г. муниципалитеты становятся реальной местной властью [4].

Децентрализация оказала также положительное влияние на увеличение представительности, свободы самовыражения, отстаивания группами своих интересов [5, c. 137]. Политика правительства, исходившая из того, что основная масса организованных форм социально-культурной активности иммигрантов имеет региональный и локальный характер, позволила государственным органам предпринимать попытки "действительной интеграции" или культурного синтеза, характерного для культурно-интегрирующегося общества. Кроме того, она оказала стимулирующее воздействие не только на регионы страны, но явилась продуктивной и на уровне локальных социально-территориальных образований, местных этнических и культурно-религиозных общин. На локальном уровне иммигранты получили наибольшую поддержку в тех городах, где они составляют значительную часть населения и где в управлении стоят коммунисты (на территории Франции коммунисты возглавляют более 55 % местных мэрий). Например, в Сен-Дени более 25 % сотрудников аппарата городского управления состояли из иммигрантов. В Марселе и Лионе также были предприняты меры по символическому признанию прав иммигрантов.

Усиление социальной, политической и религиозной активности новых этнических меньшинств привело к созданию внутригрупповых и межгрупповых социальных институций: негосударственных организаций, фондов поддержки иммигрантов, которых во Франции насчитывается около пятидесяти. Наиболее важными из них, имеющими статус общенациональных, являются: "Турецкое исламское культурное объединение", "Марокканское культурное объединение", "Объединение мигрантов второго поколения", "Поколение 2000", созданное при городском управлении Парижа, "Объединение тунисских рабочих", "Объединение французских мусульман", "Объединение сенегальцев, живущих в Нанте", "Объединение алжирцев, живущих во Франции" и т. д. Организации иммигрантов выполняют следующие важные социальные, культурные, религиозные и социально-психологические функции: оказание социальной помощи в решении жилищных проблем, профессионального образования, изучение французского языка, изучение родной культуры и языка, международная интеграция иммигрантов, выходцев из одной страны, поддержка религии. Эта деятельность поддерживается специальными фондами миграционных организаций, а также частными пожертвованиями.

Заключение


Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, в работе мы раскрыли роль влияния иммиграции на демографическую, экономическую, социальную, социально-культурную и политическую ситуацию в современной Франции. Так же мы трактовали понятие "миграция", классифицировали и выделили её типы; рассмотрели влияние мировой миграции населения на иммиграционную ситуацию во Франции; выявили социальные последствия иммиграционных потоков на рубеже XX-XXI веков и проследили политическое содержание проблемы и отношение между государством и религией.

Подводя итоги, можно сказать, что влияние международной миграции на иммиграционную ситуацию во Франции приводит к интенсивному влиянию на демографическую, экономическую, социальную, социально-культурную и политическую ситуацию в современной Франции. Иммиграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток иммигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межконфессиональные и политические отношения. Но в любом случае, можно сделать вывод, что иммиграция - необходимый элемент развития экономики.

Список использованной литературы


1.      Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар,И. Валлерстайн. - М.: Логос, 2004.

.        Бродель Ф. Что такое Франция? / Ф. Бродель. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. - 406 с.

.        Д'Эстен В.Ж. Французы / В.Ж. Д'Эстен. - М., 2000.

.        Куропятник А.И. Иммиграция и национальное общество: Франция / А.И. Куропятник // Журнал социальной антропологии. - 2007. -№4, - Т. 8.

.        Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М., 1997. - 270 с.

.        .Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования / С. Погам // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. Т. 11. Современная французская социология. Специальный выпуск.

.        Стрельцова Я.Р. О проблеме "национальной идентичности" во Франции // Мировая экономика и международные отношения. - 2006, №7, - С. 23-32

.        Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. - М.: Идея-Пресс, 2000.

.        Эрвье-Леже Д. Социология религии во Франции: от социологии секуляризации до социологии современной религиозности / Д. Эрвье-Леже // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. Современная французская социология. Специальный выпуск.

.        РФ занимает второе место в мире по числу мигрантов [Электронный ресурс]: Rg.ru - информ.-справочный портал. - [Москва], 2013. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/12/migranty-site.html (27 нояб. 2013).

.        Франция в иммиграционном тупике [Электронный ресурс]: Pravda.ru - информ.-справочный портал. - [Москва], 2012. -Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/europe/european/20-04-2012/1119283-immigr_fr-0/ (15 нояб. 2013).

.        Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Иммиграция населения, 2001. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ (15 нояб. 2013).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!