Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    421,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора

1.1 Понятие и роль малого бизнеса в рыночной экономике

1.2 Правовые основы малого бизнеса в современной рыночной экономики России

2. Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка)

2.1 Динамика развития малого бизнеса в муниципальном образовании

2.2 Поддержка малого бизнеса в 2012 году в г. Липецке

3. Развитие малого и среднего предпринимательства

3.1 Развитие бизнес-инкубаторов в г. Липецке

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Сегодня почти треть населения России, так или иначе, связана с малым предпринимательством. Около одного миллиона малых предприятий - юридических лиц и трех миллионов частных предпринимателей - это десятки миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным реально растущим сектором экономики. Тем не менее, малое предпринимательство до сих пор рассматривается властями, как незначительный фактор реформ в России. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, является "лицом" любого развитого государства. Хотя наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой рыночной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Это подлинная основа жизни стран с рыночной системой хозяйствования, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, основа стабильного функционирования экономики, обеспечения занятости населения, наполняемости бюджета и политического равновесия. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой дли среднего и крупного бизнеса.

Актуальность работы заключается, во-первых, в том, что институт предпринимательской деятельности как разрешенное и поощряемое государством занятие - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий. Во-вторых, актуальность этой темы заключается в том, что с каждым днем в нашей стране становится все больше предпринимателей. Как показывает статистика 2006 года, доля занятого в малом бизнесе населения стран Европейского Союза составляет 70%, Японии - 78%, США - 60%; удельный вес продукции малого бизнеса в ВНП США - 50%, Германии - 48%, Японии - 70%. В ведущих западных странах доля малых предприятий в формировании бюджетов всех уровней составляет 50-60%. Выводы ясны, предпринимательством не только занимается большая часть населения страны, но в первую очередь предпринимательская деятельность наполняет бюджет государства.

В третьих, в связи с тем, что предпринимательство, как уже отмечалось очень молодой институт в нашей стране, вызывает интерес самый передовой опыт зарубежных стран.

Цель работы - исследование развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

раскрыты сущность, виды и функции малого бизнеса;

показаны правовое основы малого бизнеса;

рассмотрены современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка).

Объект исследования: малый бизнес.

Предмет исследования: особенности малого бизнеса в экономике муниципального сектора.

1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора

 

1.1 Понятие и роль малого бизнеса в рыночной экономике


Современные экономисты практически отождествляют понятия: "предприниматель”, "малый бизнес”, "малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая "большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст.34 Конституции Российской Федерации).

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, очень в ней нуждается.

 

1.2 Правовые основы малого бизнеса в современной рыночной экономики России


Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания и соблюдения его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.

Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу малого предпринимательства России. Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малого предпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др.

Малым бизнесом в России считается предпринимательская деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

Согласно статье 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия: доля участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации составляет не более 25%, доля в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек - в оптовой торговле и при осуществлении иных видов деятельности.

При этом средняя численность определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов).

Первым шагом в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели для государственной регистрации должны представить в регистрирующий орган по месту постоянного жительства заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размер регистрационного сбора устанавливается городским (районным) органом законодательной власти. При этом он не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более 15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявление о постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет бесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

Для регистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).

Согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п.5.6 ст.5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные - непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов.

Условия, дающие субъектам малого предпринимательства право на дополнительную поддержку и льготы:

Субъект малого предпринимательства должен стать участником выполнения программы развития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования (города, области, края) РФ.

Основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности муниципального образования (города, области, края) РФ либо субъект малого предпринимательства должен осуществлять работы по выполнению областного заказа или участвовать в реализации (городских, краевых, областных) программ социально-экономического развития.

В настоящее время на территории РФ для регулирования и поддержки малого бизнеса в стране действуют:

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года №797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"

Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства.

малый бизнес муниципальное образование

2. Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка)

 

2.1 Динамика развития малого бизнеса в муниципальном образовании


Липецкая область - это 6-й регион, в котором проводится исследование "Рейтинг муниципальных образований в направлении поддержки и развития малого бизнеса" и 3-й в списке субъектов, 100% муниципальных районов и городских округов которого приняли участие в проекте ОПОРА-КРЕДИТ, предоставив статистические данные о состоянии малого бизнеса и информацию о мероприятиях его поддержки.

Несмотря на то, что в целом Липецкая область в соответствии с Индексом ОПОРЫ <#"821895.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Развитие малого бизнеса в Липецке

За счет средств областного бюджета объем поддержки предпринимательства в рамках всех законов и программ составил 633,6 млн. руб.

Растет востребованность услуг Липецкого областного Фонда поддержки. В текущем году выдано 21 поручительство Фонда и 274 микрозайма, что на 14% больше, чем в прошлом году (на 34 займа) .

Принято решение о введении беспроцентных микрозаймов в сумме 19 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей, испытывающих трудности с уплатой пенсионных страховых взносов.

 

2.2 Поддержка малого бизнеса в 2012 году в г. Липецке


Развитие малого и среднего предпринимательства в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики области.

По данным рейтинга по созданию предпринимательского климата в России, проведенного ОПОРОЙ России по итогам 2012 года, Липецкая область занимает 9 место из 39 регионов России (2011 год-13 место) .

В настоящее время в области зарегистрировано более 12,2 тысяч малых предприятий, 176 средних предприятий и свыше 32 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2012 году закончилась реализация пятой программы поддержки малого предпринимательства. За период реализации областной "Программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2012 гг." в течение четырех лет число малых предприятий увеличилось до 12,2 тыс., или в 1,6 раза, количество индивидуальных предпринимателей - осталось на уровне 32 тыс. чел. По-прежнему, малый и средний бизнес продолжает отдавать предпочтение непроизводственным видам деятельности. На потребительском рынке области предприниматели занимают преобладающее место. В общих объемах оборота их доля достигла: в бытовых услугах - 88%, общественном питании - 82%, оптовой торговле - 44%, розничной торговле - 50%.

Увеличивается вклад cубъектов малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт, в 2012 г. по оценке он составит 12 %.

Рисунок 2 - Доля продукции малых предприятий

Происходят изменения в отраслевой структуре оборота малых предприятий. За 2012 год их доля в строительстве увеличилась более, чем на треть.


Динамичное развитие малого бизнеса - это результат поддержки предпринимательства, реализуемой администрацией области с 2001 года. Мероприятия поддержки ежегодно расширяются и адаптируются в соответствии с требованиями времени.

Рисунок 4 - Меры муниципальной поддержки малого бизнеса в Липецке

Областная и муниципальная политика Липецкой области скоординирована с системой поддержки, реализуемой на федеральном уровне. По Программе поддержки малого и среднего бизнеса в 2012 году направлено 224,9 млн. руб. из средств областного и федерального бюджетов.

В 2012 году субсидии на компенсацию части затрат по уплате процентной ставки по банковским кредитам получили 46 инвестиционных предпринимательских проектов, в результате реализации которых планируется создание 630 дополнительных рабочих мест. В отчетном году заметно расширен перечень районов, предприниматели которых воспользовались данным видом поддержки. Субсидии получают предприниматели из Хлевенского, Усманского, Липецкого, Лев-Толстовского, Тербунского районов, а также предприниматели г. Липецка и Ельца. Наиболее интересные из инвестиционных проектов: ООО "ЭкоВторПласт" - "Организация производства по выпуску упаковочной стреппинг-ленты" (с. Хлевное), ИП Воронина - "Расширение производства металлических изделий и конструкций" (с. Хлевное), ЗАО "Липецкое станкостроительное предприятие" - "Развитие производства по выпуску станочной продукции" (г. Липецк), ООО "Мега Дент" - "Открытие отделения косметологии" (г. Елец) и другие.

В 2012 году почти в 4 раза увеличилось число предпринимателей, заключивших договоры финансовой аренды (лизинга) и получивших поддержку в виде возмещения первого платежа (лизинг-грант). В результате поддержано 37 предпринимательских проектов, из них 8 - из сферы производства (производство молочной продукции, строительного пенопласта, вентилируемых фасадов, переработка лома черных металлов, производство древесного угля, производство по переработке овощей, розлив артезианской воды) и 29 - из сферы услуг (услуги общепита, оказание услуг по пассажирским и грузовым перевозкам, оказание коммунальных услуг. Получателями субсидий будет создано 153 дополнительных рабочих места. Предприниматели реализуют интересные проекты: ООО "ЦентрВторМет" - "Производство по переработке лома черных металлов", ООО "Компания Интергрупп" - "Производство вентилируемых фасадов", ИП Орехова - "Производство древесного угля" и другие.

Активно заработали мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства: получили поддержку 15 предпринимателей, реализовавших мероприятия по энергосбережению, 8 инновационных предприятий, 5 предпринимателей, внедривших систему менеджмента качества управления, 3 предпринимателя обучились по Президентской программе подготовки управленческих кадров.

В прошедшем году заработало новое направление поддержки "предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат по организации групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми (далее - Центры времяпрепровождения детей)", которое стало востребованным уже в первый год реализации мероприятия. С помощью средств государственной поддержки центры времяпрепровождения детей открыли 11 предпринимателей области. Из них 5 детских садов, рассчитанных на 155 мест, и 6 развивающих центров - на 165 мест, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями. В результате реализации заявленных проектов будет создано 42 дополнительных рабочих места. Указанный вид поддержки способствует сокращению очередности в детские сады и особенно востребован в г. Липецке. Кроме того, данную поддержку получили предприниматели из г. Ельца и Хлевенского района.

В 2013 году принято решение увеличить размер субсидии на одного получателя поддержки с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России.

Заработало и мероприятие по поддержке объектов инфраструктуры, сегодня 7 бизнес центров получат субсидии для обновления компьютерной техники, программного обеспечения. Это позволило активизировать деятельность объектов инфраструктуры, в 2012 году на их базе проведено 10 семинаров, обучено 279 молодых начинающих предпринимателей. Кроме того, две микрофинансовые организации повысили квалификацию сотрудников с помощью средств господдержки.

Решение по передаче полномочий по поддержке молодых начинающих предпринимателей на муниципальный уровень позволило развивать предпринимательство в приоритетных для муниципалитетов сферах деятельности. В итоге 297 молодых людей пополнят ряды начинающих предпринимателей. Наиболее активно участвуют в этом мероприятии предприниматели Хлевенского района, г. г. Ельца, Липецка, Усманского, Чаплыгинского, Грязинского, Данковского, Добровского, Долгоруковского районов.

Эффективно реализуется мероприятие по созданию малых предприятий, учредителями которых являются безработные граждане.15 муниципальных образований получили субсидии из областного бюджета. В результате планируется создание 38 малых предприятий.

В 2012 году областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства продолжил активную работу. Увеличено в 1,7 раза количество поручительств, за 2012 год выдано 40 поручительство на сумму 164,8 млн. руб. (за 2011 год - 24 поручительства на сумму 91,57 млн. руб.). Привлечено дополнительных ресурсов для развития субъектов малого и среднего бизнеса на сумму более 431,7 млн. руб. (в 2011 году 205, 45 млн. руб.).

Сохранены темпы выдачи микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. Выдано 314 микрозаймов на сумму 218,8 млн. руб. (120,7% к соответствующему периоду 2011 года). Активно заработало новое направление - предоставление микрозаймов начинающим предпринимателям в сумме до 300 тыс. руб., по итогам года выдано 16 микрозаймов на сумму 4,6 млн. руб. Получили микрозаймы и 5 кредитных потребительских кооперативов.

Проведена большая работа по созданию технопарка: проработаны направления поддержки, разрабатывается концепция и бизнес-план создания технопарка. На базе регионального представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (открыт 3 мая 2012 года) проведен первый конкурсный отбор программы "УМНИК", победители регионального этапа могут стать первыми резидентами технопарка, который планируется создать в 2013 году.

В целях повышения предпринимательской активности и грамотности проведена большая работа по организации информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Введен в промышленную эксплуатацию региональный портал малого и среднего бизнеса, который сегодня является одним из наиболее посещаемых в области.

В области действует эффективная система взаимодействия бизнеса и власти по формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

Региональные отделения крупнейших предпринимательских объединений: "ОПОРА России, "Деловая Россия", "Ассоциация молодых предпринимателей" и ряд других объединяют предпринимателей по профессиональному признаку и интересам. С их участием в ходе работы координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, "круглых столов" с контролирующими органами рассматривались наиболее актуальные для предпринимателей проблемы, решались вопросы снижения административного давления на бизнес.

Управлением проработано направление поддержки селькохозяйственных кредитных потребительских кооперативов через софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства будут выдаваться займы кооперативам до 3 млн. руб. сроком до 3-х лет.

Для создания благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса в Липецкой области принята уже шестая "Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы". Программа является продолжением предыдущей программы, учитывает результаты ее реализации, в ней сохранены все направления поддержки, которые показали эффективность за предыдущие годы.

В 2013 году приоритетной целью в сфере малого и среднего бизнеса будет повышение его роли в процессе модернизации экономики, дальнейшая ориентация в реальный сектор и увеличение доли оборота малых предприятий неторговой сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо максимально задействовать все имеющиеся ресурсы для ускоренного развития бизнеса, в том числе организовать вовлечение в занятия бизнесом молодежи и граждан, не занятых в экономике.

В программу введено новое направление поддержки предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (юридическим лицам со средней численностью работников 50 и более человек) на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользованием кредитами, полученными в кредитных организациях, направленными на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг). Кроме того, планируется ввести субсидии для субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по землеустроительным работам и подключению к электросетевому хозяйству.

В сфере налогообложения основной задачей остается максимальное развитие системы патента, как наиболее простой и удобной для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей формы налогообложения. В 2012 году управлением по развитию малого и среднего бизнеса разработан закон Липецкой области "О патентной системе налогообложения в Липецкой области".25 октября 2012 года данный закон был принят Липецким областным Советом депутатов.

Будет продолжена деятельность по снижению административного давления на бизнес через работу областного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, проведение "круглых столов" с контролирующими органами, усилена информационная поддержка предпринимателей в связи с работой регионального портала малого и среднего бизнеса.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства


В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, формирования среднего класса как гаранта обеспечения стабильности в обществе предполагается:

.        Формирование благоприятной среды для организации и ведения бизнеса в Липецкой области путем:

o     снижения административных барьеров через обеспечение деятельности координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства;

o     развития института оценки регулирующего воздействия в целях выявления нормативных правовых актов области, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности;

o     формирования качественного информационного пространства для малого и среднего бизнеса через совершенствование областного и муниципальных Интернет-ресурсов, в т. ч. введение электронной подачи необходимых документов через региональный портал малого и среднего предпринимательства для получения субсидий субъектами малого и среднего бизнеса;

o     подготовки и повышения квалификации персонала для субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. и на базе объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

2.      Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства в целом и его опережающего развития в реальном секторе путем:

o     оптимизации действующих мер поддержки и повышения их эффективности;

o     развития комплекса мер поддержки молодежи и безработных с целью вовлечения их в занятие бизнесом.

3.      Реализация мероприятий по адаптации малого и среднего предпринимательства к работе в условиях членства России в ВТО:

o     повышение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса за счет реализации мероприятий по поддержке инновационных предприятий, внедрению энергосберегающих мероприятий, сертификации систем менеджмента качества;

o     усиление имущественной поддержки через развитии инфраструктуры, в том числе дальнейшее развитие сети индустриальных парков в муниципальных районах и г. Ельце, создание и развитие технопарка в г. Липецке.

 

3.1 Развитие бизнес-инкубаторов в г. Липецке


В муниципалитетах области функционируют 3 крупных бизнес-инкубатора (г. Липецк, г. Елец, Чаплыгинский район), 2 индустриальных парка (Грязинский район, Лебедянский район). Большое значение для бизнеса имеет развитие сети муниципальных гарантийных фондов, общий кредитный портфель, полученный с помощью которых, по данным исследования, составляет около 112,125 млн. руб. в год; причём в среднем в год получает поддержку фондов 73 субъекта МСП. В последние 1-2 года начала активно создаваться сеть муниципальных кредитных кооперативов малого бизнеса. Кроме того, почти в каждом МО существует организация информационно-консультационной поддержки, наиболее распространенным из которых является НП "Центр поддержки предпринимательства".

К сожалению, несмотря на обозначенные мероприятия, значительной позитивной динамики развития МСП пока не наблюдается. Если по количеству МСП наметился умеренный рост (который позволил достичь показателя 32 субъекта МСП на тыс. чел., впрочем, потенциал роста в этом отношении довольно высок), то по результатам хозяйственной деятельности субъектов МСП (численность занятых, налоговые поступления, выручка от реализации) во многих МО динамика отрицательная. Однако с точки зрения инвестиционной активности в последний год ситуация начала меняться - зафиксированы тенденции роста инвестиций в основной капитал МСП как по абсолютным, так и по относительным показателям (особенно отличается в этом отношении Лебедянский район).

В г. Липецке планируется развитие бизнес-инкубаторов по следующим направлениям:

научно-методическое и кадровое обеспечение;

создание сети бизнес-инкубаторов в городе;

создание специализированных бизнес-инкубаторов;

информационное и консалтинговое обеспечение;

финансово-кредитное обеспечение развития бизнес-инкубаторов (БИ).

Научного подхода требует разработка предложений по включению бизнес-инкубирования в региональные и иные программы поддержки малого предпринимательства, создания наиболее благоприятных условий их развития в интересах малого предпринимательства.

Особую роль играет подготовка кадров - руководителей, инициаторов создания бизнес-инкубаторов, менеджеров и персонала, консультантов. Важной составляющей является организация подготовки руководителей инкубируемых предприятий. Поскольку созданные БИ и их успешная работа невозможны без создания соответствующей среды, необходима подготовка специалистов по вопросам развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, развития производственного потенциала регионов.

БИ могут создаваться в каждом городе России, и не в единственном числе. Необходимо создание точек роста - базовых БИ, работа которых может повлиять на формирование предпринимательского климата в регионе, решить наиболее острые проблемы в создании новых рабочих мест, стать ключевым моментом в развитии приоритетных отраслей или использовании неиспользуемого имущественного и промышленного потенциала.

Для этого будут проведены следующие мероприятия, содействующие развитию БИ: утверждение типового положения о БИ и добровольная аккредитация БИ, оказание организационной, финансовой и иной поддержки аккредитованным БИ.

На конкурсной основе будут отобраны БИ, которые впоследствии смогут стать базовыми. В функции базовых БИ, помимо обычных функций, войдут и другие, в частности - содействие развитию БИ в соответствующем регионе, отбор успешных моделей и передача соответствующего опыта другим региональным БИ.

Специализированные БИ создаются в определенных отраслях производства либо ориентируются на определенный круг задач или на определенные социальные группы. Предполагается создание специализированных БИ в строительных отраслях, на базе крупных производств, в агропромышленной сфере, а также БИ, ориентирующихся преимущественно на коммерциализацию высоких технологий, в сфере питания и бытового обслуживания, специализирующихся на поддержке предприятий, созданных преимущественно бывшими военнослужащими и членами их семей, молодежи, высвободившимися работниками шахт.

На базе специализированных БИ будут отрабатываться различные модели деятельности. Они также будут вовлечены в общую сеть БИ.

Одной из ключевых задач обеспечения развития БИ является информационное обеспечение. При этом необходимо обеспечить распространение нужной информации для лиц и структур, развивающих БИ, особенно это касается местных и региональных администраций, руководства крупных объединений, руководителей и специалистов отраслей, объединений предпринимателей. Для этой цели будут использоваться средства массовой информации, семинары и конференции, выпуски специализированных информационных материалов.

Не менее сложной задачей является подключение действующих БИ к существующим информационным источникам с целью передачи положительного опыта и организации помощи инкубируемым предприятиям.

С этой целью будут проведены специальные мероприятия по оснащению действующих БИ и их клиентов необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением. Будут использованы имеющиеся информационные ресурсы. [18, c.154]

Заключение


Тема малого бизнеса за последнее время приобрела чрезвычайную популярность, поскольку его вклад в общественное развитие является весьма значительным.

Государство через законодательство и фискальные органы пытается частично переложить на малый бизнес недобор налоговых поступлений с крупного бизнеса и финансово-промышленных групп, делает его заложником своего неумения или нежелания рационально распорядиться ресурсами и собственностью для наполнения бюджета.

Несмотря на предпринятые в последнее время шаги в области реформирования налоговой системы, а также некоторого упорядочивания контрольно-разрешительной деятельности государственных ведомств, внешняя среда предпринимательской деятельности остается неблагоприятной, существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло.

Основной вывод - неудовлетворительная ситуация в развитии малого предпринимательства является следствием серьезных системных просчетов в стратегии реформирования экономики страны. Решение глубинных проблем связано с серьезной ревизией целей, средств и методов государственной социально-экономической политики в отношении малого и среднего бизнеса.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Эта политика, должна содействовать саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Развитие малого предпринимательства в Липецке направлено на реализацию задач по шести направлениям: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки; реализация региональных и специальных программ в сфере малого предпринимательства и международное сотрудничество в области малого предпринимательства.

Список использованных источников и литературы


1.       Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 29 июля 2004 г.).

.        Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 4 октября 2004 г.).

.        Федеральный Закон от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".

5.      Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

6.      Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года №797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"

7.      Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

8.      Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон). Одним из Вайль П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт, 2005. № 4. С.11.

.        Ворническо Н.И. Малый бизнес в экономике России. Новосибирск: НГТУ, 2005. С.26-30.

.        Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. - М., 2009.

.        Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. С.21-23.

.        Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. - № 34 (269). - С.18-24.

.        Жигулина Т.А. Малый бизнес - важное звено развития экономики в России // Управляющий директор, 2013. № 5. С.22-24.

.        Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. С.7-8.

.        Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний "Интегрум" (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)

.        Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. С.11-13.

.        Костин А.С. Государство нуждается в предпринимателях // Гражданское Общество, 2013. №15. - С.13-14.

.        Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н.В. Дулина (отв. ред. ) и др. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2013. - Вып.8. - С.148-152.

.        Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С.11.

.        Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. С.21.

.        Мытарев В. Что еще ждать России от мирового финансового кризиса // РИА Новости, 2008.12.11.

23.    Нагих В.Н., Карпухин А.И., Ширабон Н.В. Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations/pr.35. ppt <http://www.nisse.ru/presentations/pr.35.ppt>

.        Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Регионы, 2009. от 23 марта.

.        Симонов А. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. С.11-12.

.        Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2013.

.        Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.

.        Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2013. №9. С.109.

Интернет-ресурсы

29. Рейтинг муниципалитетов Липецкой области/ http://www.opora-credit.ru/guide/analytics/detail. php? ID=35059 <http://www.opora-credit.ru/guide/analytics/detail.php?ID=35059>

. Информация об итогах социально-экономического развития Липецкой области за 9 месяцев 2013 года/ http://www.admlr. lipetsk.ru/rus/bus/eco. php <http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/eco.php>

Поддержка малого и среднего бизнеса по итогам 2012 года/ http://www.admlr. lipetsk.ru/rus/bus/mbus. php <http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/mbus.php>

Похожие работы на - Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г. Липецка)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!