Особенности SWOT-анализа территории (на примере муниципального образования – район Гулькевичи Краснодарского края)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    407,07 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности SWOT-анализа территории (на примере муниципального образования – район Гулькевичи Краснодарского края)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Специализация:  Муниципальное управление







КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности SWOT- анализа территории (на примере муниципального образования - район Гулькевичи Краснодарского края)

Якименко Татьяна Сергеевна








Уфа 2014

Содержание

Введение

. теоретические аспекты формирования SWOT-анализа территории

.1 Содержание и задачи маркетинга территории

.2 Роль SWOT-анализа в территориальном маркетинге

1.3 Методика и особенности проведения SWOT-анализа территории

2. Анализ сильных и слабых сторон объекта исследования

.1 Характеристика объекта исследования

.2 Сильные стороны района Гулькевичи Краснодарского края

.3 Слабые стороны района Гулькевичи Краснодарского края

3. Формирование SWOT-анализа и направлений развития объекта исследования

3.1 Анализ внешней среды района Гулькевичи Краснодарского края

.2 Позиционирование территории - объекта исследования

3.3 Направления развития объекта исследования на основании результатов SWOT-анализа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Для успешного социально-экономического развития территории необходимо использование принципов и методов как стратегического менеджмента, так и маркетинга территории.

Маркетинг территории - это специализированная маркетинговая деятельность, предпринимаемая на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений и/или поведения субъектов, как уже существующих и действующих на данной территории, так и потенциальных.

Целевыми направлениями этой деятельности выступают:

притягательность, престиж территории (места) в целом;

привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей их реализации и воспроизводства.

В современном территориальном управлении ключевым показателем успеха должно стать максимальное удовлетворение потребностей жителей территории в общественных благах и услугах, создание более привлекательных, чем на других территориях, условий для проживания и развития деятельности коммерческого и некоммерческого характера. Это возможно за счет инструментов стратегического планирования, в том числе за счет реализации SWOT-анализа.

Цель курсовой работы - произвести SWOT-анализ объекта исследования.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть задачи и инструменты маркетинга территории;

дать характеристику и произвести анализ сильных и слабых сторон территории;

сформировать матрицу SWOT и разработать направления развития объекта исследования с учетом выработанной стратегии развития.

Объект исследования в курсовой работе - муниципальное образование -район Гулькевичи Краснодарского края.

Вопросы маркетинга территории изложены в работах Котлера Ф., Лаврова А.М., Прыгункова А. М., Ямпольской О. И., Переваловой Е. В.

В трудах Заринова В.А., Харченко В.Л., Хорев А. И., Сачук Т.В. изложены теоретические аспекты формирования направлений развития территории.

В работах Багиев Г.Л. Варламова З. Н. Гунин А.Т. Фомичев А.Н. Шаталина С.А. рассматриваются вопросы методического обеспечения SWOT-анализа территории.

1. теоретические аспекты формирования SWOT-анализа территории

.1 Содержание и задачи маркетинга территории

Маркетинг территории - это ряд технических методов, навыков, действий, реализация которых позволит с достаточной степенью успешности «продать», предложить заинтересованным лицам, например, конкретные характеристики территории (удобное местоположение территории, особые ресурсы, объекты культурного наследия, которые делают территорию более привлекательной для посещения, и другие характеристики территории) [12, с. 101].

У Ф. Котлера нет категории «территориальный маркетинг», он говорит о маркетинге мест как о деятельности, предпринимаемой с целью создания, поддержания или изменения отношений и/ или поведения, касающихся конкретных мест. Конкретные действия маркетинга мест могут определяться 4-мя аспектами видения территории: маркетинг жилья, зон хозяйственной застройки, мест отдыха, инвестиций в земельную собственность [11, с. 68].

Хорев А. И. определил как систему мер по привлечению в регион или город новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом, что в большой степени имеет маркетинговый подход к задачам развития региона [21, с. 169].

Соотношение территориального маркетинга, маркетинга территорий и маркетинга на территории представлено на рисунке 1.

Основной задачей субъектов территориального маркетинга является повышение привлекательности территории как комплекса ресурсов, условий, отношений, объектов, что позволит в рыночных (конкурентных) условиях переориентировать поток ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.) и выиграть в соревновании с другими территориями.

У каждого из субъектов территориального маркетинга есть свое представление о желаемой привлекательности территории, и важно достичь определенной степени общественного согласия по поводу основных ценностей социально-экономического развития территории.

Рисунок 1 - Соотношение территориального маркетинга, маркетинга территорий и маркетинга на территории

маркетинг территория анализ краснодарский

Маркетинг территории позволяет на практике реализовать идею социального партнерства, когда основной становится идея взаимодействия, сближения социальных субъектов для совместных решений тех или иных задач на основе равновесия, консенсуса, упорядоченности общества, объединенного общими ценностями.

В качестве основных общих факторов конкурентоспособности территории рассматривается: изменения в соотношении секторов экономической деятельности и «макровлияние» на территорию, характеристики компаний (формы собственности, величина фирм, т.д.), среда, в которой осуществляется бизнес, и способность к инновациям и обучению [21, с. 172].

При этом, выделяют следующие две группы факторов привлекательности территории:

структурные факторы: эффективная инфраструктура, достаточное предложение основных территориальных услуг, высокое качество среды жизни и эффективная территориальная политика;

функциональные факторы: существует ли возможность территории стать распределительным центром, местом размещения международного бизнеса, центром инновационной деятельности, важным узлом в информационной сети, международным центром культуры [21, с. 173].

Рисунок 2 - Схема конкурентоспособности территории

Таким образом, маркетинг территории предполагает продвижение информации конкретно наполненной, возможно, особой по формам и методам в связи со спецификой объекта (конкретной территории.

Маркетинг территории предполагает разработку и реализацию плана маркетинговых мероприятий, в котором закреплены мероприятия но решению маркетинговых задач, например, повысить имидж территории, увеличить количество привлеченных на территорию внешних инвестиций, увеличить участие территории в региональных и федеральных программах.

1.2 Роль SWOT-анализа в территориальном маркетинге

анализ в территориальном маркетинге выступает в качестве инструмента стратегического планирования.

Процесс такого стратегического планирования территории протекает обычно в 5 стадий:

аудит территории (SWOT-анализ) - выяснение того, что из себя представляет территория;

определение факторов привлекательности (основные экономические и демографические: численность населения, покупательская способность, квалификация, рынок жилья, структура отраслей промышленности и характеристики рынка рабочей силы, здравоохранение, природные ресурсы, транспортная система, качество жизни, система образования и науки);

выявление основных конкурентов в каждой конкретной нише или сфере деятельности;

выявление основных тенденций и событий макро и микро масштаба;

анализ сильных и слабых сторон [17, с. 64].анализ в его современном виде появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского Исследовательского Института: Р.Стюарт (руководитель исследования), Мэрион Дошер, Отис Бенепе и Альберт Хэмфри. Исследуя организацию стратегического планирования в компаниях из списка Fortune's 500 (исследование проводилось с 1960 по 1969 год), они в конечном итоге пришли к системе, которую назвали SOFT: Satisfactory, Opportunity, Fault, Threat. В дальнейшем модель была модифицирована и переименована в представленный выше SWOT [14, с.221].

Задачей SWOT-анализа по мнению авторов была идентификация ключевых факторов, которые должны учитываться при разработке стратегии. Поэтому анализ проводился в 6 ключевых направлениях:

1.      Продукт (что мы продаем?)

2.      Процессы (как мы продаем?)

.        Покупатели (кому мы продаем?)

.        Дистрибуция (как оно доходит до покупателей?)

.        Финансы (каковы цены, издержки и инвестиции?)

.        Администрирование (как мы всем этим управляем?) [14, с.222].

Таблица 1 - Многообразие определений понятия SWOT-анализа

Автор определения

Определение

Акулич И.Л.

Это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие

Гунин А.Т.

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Котлер Филип

SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

Фомичев А.Н.

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

Данько Т.П

SWOT analysis (SWOT-анализ) - это инструмент, используемый в менеджменте и формулировании стратегии.


Таким образом, SWOT-анализ это инструмент для структурирования имеющейся информации, который помогает наглядно представить основные факторы, а также оценить в первом приближении математическое ожидание тех или иных событий.

1.3 Методика и особенности проведения SWOT-анализа территории

- это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы) [14, с.86].

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними [18, с.211].

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов.

Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях [18, с.212].

Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются [18, с.212].

Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т) - рисунок 3.



Сила


 высокая

низкая

высокая

 Важность


А Сосредоточить внимание

B Продолжать в том же духе


 низкая

C Низкая приоритетность

D Кажется, перестарались

Рисунок 3 - Матрица силы/важности

По итогам SWOT-анализ составляется матрица стратегических мероприятий:- мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;- мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;- мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;- мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз [12, с.219].

Итоговую привлекательность места можно охарактеризовать как:

Идеальное место - то, где много больших возможностей и мало серьезных угроз,

Спекулятивное место - много и больших возможностей и серьезных угроз,

Зрелое место - мало больших возможностей и серьезных угроз,

Неспокойное место - это то, где мало возможностей, но много угроз [12, с.220].



Угрозы


 большие

малые

серьезные

  Возможности


  Идеальное место

  Спекулятивное место


  малые

  Зрелое место

  Неспокойное место


Рисунок 4 - Матрица возможностей/угроз

Для проведения SWOT-анализа требуются либо эксперты с очень глубоким пониманием текущего состояния и тенденций развития рынка, либо очень большой объем работы по сбору и анализу первичной информации для достижения этого понимания. Ошибки, допущенные при формировании таблицы (включение лишних факторов или потеря важных, некорректная оценка весовых коэффициентов и взаимного влияния), не могут быть выявлены в процессе дальнейшего анализа (кроме совсем явных) - они приведут к неверным выводам и ошибочным стратегическим решениям.

Интерпретация полученной модели, а следовательно, качество выводов и рекомендаций сильно зависят от квалификации экспертов, проводящих SWOT-анализ.

2. Анализ сильных и слабых сторон объекта исследования

.1 Характеристика объекта исследования

Объект исследования - муниципальное образование - район Гулькевичи Краснодарского края.

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Одним из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.

Гулькевический район образован 31 декабря 1934 г. Он выделен из Кропоткинского р-на. В него вошли сельские Советы: "Венцы-Заря", Соколовский, Гулькевичский, Майкопский, Николенский, Новомихайловский, Новоукраинский, Отрадо-Кубанский, Сонентальский, Тысячный.

Общая земельная площадь раона 139 447 га, сельхозугодий - 113 931 га, пашни - 106 250 га. Лесной фонд - 5 463 га, водное пространство - 3 035 га. Населенных пунктов - 64.

Имеются железнодорожная и автобусная станции. Район пересекает автомобильная трасса "Ростов-Баку". Через район протекает река Кубань. Протяженность ее 142 км. Есть река Самойлова балка. Длина ее водотока 20 км. Река озерного типа, берет начало в 2-3 км восточное х.Крупского, а затем теряется в р-не х.Вишневского. Основным источником ее питания являются атмосферные осадки и грунтовые воды.

Территориальное расположение муниципального образования представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 - Территориальное расположение муниципального образования - район Гулькевичи Краснодарского края

Сейчас в районе 1 город, 62 хутора и села и 1 станица. Динамика численности населения представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика численности населения

По данным рисунка, можно отметить, что в период с 2000 по 2002 год численность населения снижается - происходит отток населения в связи с упадком сельского хозяйства.

В 2011-2012 годах в результате реализации мер демографической политики предполагается стабилизировать снижение темпов естественной убыли населения.

Жители района предпочитали миграцию в более благополучные районы и субъекты РФ. На сегодня, численность населения увеличивается, - на положительную динамику оказали влияние реализация Национальных проектов, позволяющие улучшить качество жизни на селе.

Плотность населения на 1 кв. км 71,9 человек. Это второе место в крае. Первое принадлежит Динскому р-ну. По краю -66,3 человека на 1кв. км.

Административный Гулькевичский район расположен в восточной части Краснодарского края. На севере он граничит с Кавказским р-ном, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Новокубанским и Курганинским р-нами, на западе - с Тбилисским. Центр р-на - г. Гулькевичи. Расположен в 150 км-от Краснодара.

Развитая транспортная сеть и пролегание по территории Гулькевичского района автодороги федерального значения «Кавказ» позволит развивать такие отрасли, как торговлю, увеличивать объем пассажиро- и грузоперевозок - рисунок 7 [3, с. 11]

Общая протяженность дорог: 931,85 км

в том числе:


с гравийным покрытием:

231,8 км



с асфальтобетонным покрытием:

631,27 км



грунтовые:

68,78 км




Федерального значения:

34 км


Регионального значения:

236,52 км


Местного значения:

661,33 км


Рисунок 7 - Автомобильная дорожная сеть Гулькевического района Краснодарского края

Плотность сети автомобильных дорог общего пользования на территории Гулькевичского района составляет 0,668 км/кв.км, больше среднекраевого значения (0,508 км/кв.км). При плотности населения 72 чел./кв.км. (среднее значение по краю - 68,105 чел./кв.км.) на каждого жителя района приходится 0,009 км автомобильных дорог общего пользования, больше, чем в среднем по краю (0,007 км/чел.).

Одной из проблемных вопросов развития дорожной сети остается высокий процент износа дорожного полотна. Данная проблема за последний год частично решалась путем проведения работ по ремонту дорог за счет бюджетов поселений муниципального образования Гулькевичский район.

По территории района проходит участок федеральной автомагистрали «Кавказ» М-29 «Ростов-Махачкала» протяженностью 34 км, образующий основной транзитный грузопоток в меридиональном направлении. В 2010 году запланирована реконструкция 15-и километров автомагистрали [3, с. 12]

Территорию района пересекает железнодорожная магистраль, связывающая города Армавир и Кропоткин с Краснодаром, Ростовом-на-Дону, Ставропольским краем (города Кисловодск и Мин.Воды).

Железнодорожные пути главного хода: граница главного пути по Гулькевичскому району, обслуживаемые Кавказской дистанцией пути направления Ростов - Мин.Воды с 1591-ого км ПК1 перегона Кавказская-Гирей по 1612-ый км ПК 10 перегона Гулькевичи - Отрадо-Кубанская [3, с. 13]

Гулькевичский район является одним из самых обеспеченных электроэнергией районов в Краснодарском крае - все населенные пункты электрифицированы на 100%. В районе расположено: 5 высоковольтных подстанций напряжением 110 кВ; 12 подстанций напряжением 35 кВ. Система электроснабжения Гулькевичского района является централизованной, которая представлена:

ЛЭП 330 кВ, 110 кВ, 35 кВ, 10 кВ, 6 кВ;

понижающими станциями: ПС 110/35/6 кВ «Гулькевичи», ПС 110/6 кВ «ЖБШ», ПС 110/10 кВ «Прогресс», ПС 110/35/10 кВ «Кубань», ПС 110/10 кВ «Отрадно-Кубанская», ПС 35/10 кВ «Ботаника», ПС 35/10 кВ «Лесодача», ПС 35/6кВ «Венцы», ПС 35/6кВ «Чаплыгин», ПС 35/6кВ «Соколовское», ПС 35/6кВ «Машевский», ПС 35/10 кВ «Плодовая», ПС 35/6кВ «Скобелевская», ПС 35/6кВ «Отрадно-Ольгинская», ПС 35/6кВ «Духовской», ПС 35/10 кВ «Соколовская», ПС 35/6кВ «Николенское», ПС 35/6кВ «Гирей».

По территории района проходит транзитная ЛЭП 330 кВ, пересекающая Гулькевичский район с севера на юго-восток. Передача мощности потребителям района осуществляется по ЛЭП 110 кВ от ПС «Кропоткинская» с севера и от ПС «Армавир» с юго-востока [3, с. 14]

Протяженность сетей: ЛЭП 330 кВ - 29,2 км; ЛЭП 110 кВ - 91,7 км; ЛЭП 35 кВ - 189,2 км; ЛЭП 6-10 кВ - 208,2 км; ЛЭП 0,4 кв - 432,3 км

Промышленность района представлена предприятиями по производству стройматериалов, базирующимися на разработке местных нерудных материалов. Есть несколько предприятий по переработке сельхозсырья. Основное направление района зерновое и животноводческое, с развитым свеклосеянием. На территории р-на проложены: магистральный газопровод Александровск-Ленинградская, нефтепровод Малгобек- Тихорецк.

На 1 января 2007 года в Гулькевичском районе зарегистрировано 15 предприятий - недропользователей, из них 7 предприятий занимаются добычей песчано-гравийной смеси, остальные предприятия имеют незначительные по мощности глиняные карьеры для производства красного кирпича.

Основные виды продукции, выпускаемые предприятиями района в 2012 году:          сборный железобетон, стеновые материалы, стальные металлоконструкции, материалы строительные нерудные, комбикорма, сахар - песок, спирт, мука, хлеб и хлебобулочные изделия [3, с. 16]

2.2 Сильные стороны района Гулькевичи Краснодарского края

Благоприятное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура (три железнодорожные станции, федеральная автодорога М-29 «Ростов-Махачкала») и наличие собственных сырьевых ресурсов способствуют созданию в муниципальном образовании высокоразвитой строительной индустрии и мощного агропромышленного комплекса за счет модернизации действующих и строительства новых предприятий, а прогрессивная социально-экономическая политика, проводимая руководством района, позволяет реализовать многие самые смелые и перспективные проекты.

На протяжении многих лет (2008-2012гг.) сельхозпредприятия района достигали высокой урожайности зерновых культур, сахарной свеклы, овощей и картофеля, и занимали лидирующие позиции в крае. Наличие собственной племенной базы и развитое кормопроизводство, внедрение интенсивных технологий способствуют развитию мясного и молочного животноводства и скороспелого свиноводства, что в перспективе позволит превратить район в мощную базу по производству молока и мяса. Животноводы района добиваются высоких результатов по надоям молока от одной коровы и продуктивности животных на откорме. Интенсивное развитие сельскохозяйственного производства свидетельствует о значительном инвестиционном потенциале развития перерабатывающей пищевой промышленности.

Основу сельскохозяйственного сектора экономики района составляют:

17 многоотраслевых хозяйств, три из которых, имеющие статус племенных заводов, входят в знаменитый клуб "Агро-300";

16 организаций из категории малых и средних (ООО, СПК);

382 крестьянских (фермерских) хозяйства;

18690 личных подсобных хозяйств (ЛПХ) [3, с. 18]

34% в объеме отгруженных товаров и услуг в структуре обрабатывающих производств занимает производство пищевых продуктов. На территории района производится сахар, хлебобулочные и кондитерские изделия, мясная и колбасная продукция, мука, цельномолочная продукция, сыры, сливочное масло, крахмал и патока кукурузные, комбикорма [3, с. 16]

Всю продукцию отличает высокое качество.

В составе пищевой перерабатывающей промышленности района наибольший удельный вес занимают производство сахара, молочной продукции, производство патоки и крахмала.

Таблица 2 - Структура и динамика объема выработки отраслей производства поселение района Гулькевичи Краснодарского края [3, с. 42]

Наименование видов продукции

2008 г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Цельномолочная продукция, тыс.тн

2,47

21,20

24,00

47,29

48,1

Сыры и творог, тыс. тн

0,00

0,00

0,87

0,76

0,24

Масло животное, тыс. тн

0,00

0,00

0,27

0,26

0,35

Масло растительное, тыс. тн

0,15

0,52

0,23

0,82

0,74

Сахар-песок - всего, тыс. тн

112,50

89,10

77,90

71,20

103,03

Мука, тыс. тн

3,32

0,19

0,19

1,28

0,35

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тн

6,56

6,10

5,44

4,81

3,44

Крахмал кукурузный, тыс. тн

14,62

16,60

17,71

18,66

24,76

патока кукурузная, тыс. тн

1,01

9,69

9,17

13,40

33,34


Динамичное развитие агропромышленного комплекса муниципального образования обеспечивает продовольственную безопасность района и края. Основными видами сельскохозяйственной продукции являются (по крупным и средним предприятиям за 2012 год): зерновые и зернобобовые культуры - 228,6 тыс.тн в весе после доработки, сахарная свекла - 433,1 тыс.тн, масличные культуры - 29,6 тыс.тн, овощи - 1,7 тыс. т, скот и птица - 8,9 тыс.тн, молоко - 55,3 тыс.тн. [3, с. 41]

Рассмотренная в таблице 2 положительная динамика была обеспечена за счет роста объемов производства основных видов пищевых продуктов: мясных, молочных (за исключением производства растительного масла) и ряда других пищевых продуктов. При этом в производстве сахара, растительного масла, а также в хлебопекарной промышленности наблюдалась тенденция спада.

Кроме того, Гулькевичский район обладает богатейшей минерально-сырьевой базой общераспространенных полезных ископаемых. Оптимальный для промышленной переработки гранулометрический состав песчано-гравийной массы обусловил размещение в районе крупнейших в крае промышленных предприятий по добыче и переработке нерудных полезных ископаемых.

2.3 Слабые стороны района Гулькевичи Краснодарского края

Среди слабых сторон территории можно выделить следующие:

неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность транспортных коммуникаций;

высокая степень морального и физического износа оборудования в сфере энергетики;

высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры, высокий процент ветхого жилья в общем жилом фонде;

объекты ЖКХ характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции, высокая зависимость производства продукции АПК от природно-климатических условий и конъюнктурных колебаний;

низкий уровень доходов населения; высокий уровень i естественной убыли населения, деформация его возрастной структуры в сторону старения; высокий уровень безработицы в ряде сельских и шахтерских территорий

отсутствие залоговой базы у предприятий сельскохозяйственного комплекса для привлечения кредитных ресурсов;

отсутствие на территории района предприятий по переработке мяса, овощей и фруктов;

недостаточный уровень инвестиционной активности; дефицит торговых площадей и офисных помещений.

Основная причина напряженности на рынке труда - состояние экономики некоторых сельских поселений: отсутствие рабочих мест, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств.

Администрация района и центр занятости уделяет большое внимание по трудоустройству граждан, вовлечение их в предпринимательскую деятельность, оказанию помощи предприятиям в приобретении кредитов на развитие как уже существующих производств, так и для освоения новых. Есть ряд инвестиционных проектов, которые позволят увеличить производственную мощность и соответственно рабочие места: планируется ввести в эксплуатацию 12 объектов сельскохозяйственной отрасли.

Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие детей, инвалиды и другие), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

3. Формирование SWOT-анализа и направлений развития объекта исследования

.1 Анализ внешней среды района Гулькевичи Краснодарского края

Во внешней среде объекта исследования можно выделить макроокружение и среду непосредственного окружения. Анализ макроокружения проводится по следующим группам факторов:

экономические;

политические;

технологические;

факторы международного положения [6, с. 198].

Анализ макроокружения представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ макроокружения

Факторы макроок ружения

Состояние фактора

Прогнозируемая тенденция развития

Характер влияния фактора

Балл. оценка (-5; +5)

Коэффициент относительной важности

Интегральная оценка

1. Экономические факторы

Уровень инфляции

Уровень инфляции в стране остается высоким - 7%

Несмотря на меры правительства, темпы инфляции остаются прежними

Ухудшение уровня жизни работающих

-1

0,07

-0,07

Налоги

Тяжелое налоговое бремя

Упрощение схем уплаты налогов, сохранение существующего уровня налоговых ставок

Снижение уровня прибыли

-2

0,08

-0,16

Инвестиции

Инвестиционный спад в связи с экономическим кризисом - 5%

Уменьшение доли инвестиционных проектов и решений

Недостаточность средств для развития

+1

0,2

0,2

Производительность труда в отрасли

Средний уровень

Тенденция к росту

Рост производства

+2

0,1

+0,2

Уровень безработицы

Высокий уровень

Увеличение

Удешевление рабочей силы избыточное ее предложение на рынке труда

+1

0,05

+0,05

2. Политические факторы

Политическая ситуация

Стабильная

Дальнейшее обострение (в связи с изменением политических сил)

Поддержка со стороны государства

+1

0,05

+0,05

3. Рыночные факторы

Спрос на продукцию и услуги

Стабильный

Рост спроса на отдельные виды изделий, товаров

Завоевание новых сегментов рынка; стабильные спрос на старых сегментах

+4

0,12

+0,48

Цены на ресурсы

Средний уровень

Увеличение

Увеличение себестоимости продукции

-1

0,1

-0,1

Цены на конечную продукцию

Средний уровень

Небольшое увеличение

Возможно снижение спроса на некоторые виды товаров, услуг

-1

0,01

-0,01

4. Технологические факторы

Производственные технологии

Разнообразие, связанное с ростом НТП

Прогресс технологий

+4

0,12

+0,48

Средства связи и ЭВМ

Частное (локальное)использование

Компьютеризация рабочих мест

Увеличение скорости производственного процесса

+3

0,08

+0,24

5. Международные факторы

Степень восстре бован ности продукции на внешнем рынке

Спрос

Небольшое увеличение спроса

Возможность получения экспортной прибыли

+1

0,02

+0,02

Итого интегральная оценка факторов макроокружения

+1,38


Интегральная оценка влияния факторов макроокружения на деятельность предприятия определяется по формуле:

ИО = ∑Бi * Yi, (1)

где Бi - балльная оценка влияния i-ого фактора;Yi - коэффициент значимости i-ого фактора, который определяется экспертным путем и сумма коэффициентов относительной значимости составляет единицу.

По данным таблицы 3, интегральная оценка рассматриваемых факторов составляет + 1,38, что говорит об оптимальном воздействии на состояние и деятельность внешних факторов косвенного влияния. Так как макросреда имеет положительное итоговое значение оценки влияния, то можно сказать, что внешнее окружения для района Гулькевичи Краснодарского края представлено возможностями для его развития.

Отметим, что основой для развития муниципального образования является Программа Социально-экономического развития территории на 2013-2017 гг. - Приложение А.

Программа разработана в соответствии с основными положениями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 « О долгосрочной экономической политике».

Данная программа и определяет приоритетные направления в развитии территории и угрозы внешней среды.

Целью Программы является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста.

Основные задачи Программы:

развитие экономического потенциала и обеспечение высоких темпов экономического роста

обеспечение инфраструктурного развития городских и сельских поселений муниципального образования район Гулькевичи, ориентированного на повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и расширение их технических возможностей;

создание условий для успешного развития малого предпринимательства;

создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику района;

решение экологических проблем;

снижение социальной напряженности [3, с.2]

3.2 Позиционирование территории - объекта исследования

Позиционирование территории - это первое стратегическое решение, базирующееся на результатах SWOT-анализа, исследованиях целевых рынков и использовании других инструментов переработки маркетинговой информации о состоянии окружающей рыночной среды и факторах, воздействующих на перспективы развития территории.

Цель позиционирования территории - выбор наиболее выгодных целевых сегментов рынка и определение направлений развития от нынешних к желаемым конкурентным позициям товаров и услуг территории как внутри ее, так и за ее пределами.

На рисунке 8 представлена матрица SWOT - анализа обеспечивающая определение приоритетных направлений развития район Гулькевичи Краснодарского края, где

Сильные стороны (S):- наличие ресурсов и условий, необходимых для развития сельского хозяйства;- наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для перерабатывающего производства- наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для развития промышленного производства- наличие ресурсов необходимых для развития туризма и спорта (охота, рыбалка) в региональном масштабе- наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для создания предприятий на основе ГЧП (МЧП)- наличие ресурсов и условий, необходимых для создания сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения- наличие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития системы образования- наличие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития предприятий малого бизнеса

Рисунок 8 - Матрица SWOT - анализа обеспечивающая определение приоритетных направлений развития района Гулькевичи Краснодарского края

- наличие нормативно-правовой базы необходимой для повышения эффективности управления- наличие ресурсов и условий, необходимых для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы(от 1 до 10) - это слабые стороны территории в соответствующих направлениях и в сопоставлении с сильными сторонами анализируемой территории.

Возможности для развития территории представлены:- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства (тепличного хозяйства) на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) на основе ресурсосберегающих технологий- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции в пищевой промышленности (производство кормов) на основе реконструкции производства (создания новых производств)- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения за счёт развития кооперативных отношений (создания сети торговозакупочных кооперативов)-существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства садоводческой и плодовоягодной продукции- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства и животноводства на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения

О7 - существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства и животноводства, а также производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства в организациях и хозяйствах населения на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы одновременно с существенным увеличением объёмов производства продукции в пищевой промышленности

О9- существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) и производства продукции в перерабатывающей промышленности

О10 - существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства сельскохозяйственной продукции за счёт формирования крупных холдинговых компаний

О11 - существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства в промышленности на основе технологической реконструкции (создания новых производств)

О12- существенное увеличение объёмов производства как сельскохозяйственной и так и промышленной продукции

О13- создание предприятий на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП) или муниципально - частного партнёрства (МЧП) в сфере ЖКХ: эксплуатация коммунальных сетей, уборка улиц, вывоз и утилизация мусора

О14- создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) на транспорте: строительство, эксплуатация, обслуживание и внедрение систем управления движением и транспортом

О15- создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в сфере культуры, отдыха и спорта

О16- создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в недвижимости: строительство и эксплуатация общественных зданий в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах

О17 - создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в телекоммуникационной сфере

О18- создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в образовании и здравоохранении

О19- создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) связанных с общественным порядком и безопасностью

О20- создание предприятий с привлечением внешнего инвестора в т.ч. с привлечением иностранного капитала

О21 - р       развитие предприятий малого бизнеса и существенное увеличение (в 2 раза) налоговых сборов

О22 - повышение эффективности управления муниципальными расходами и обеспечение бюджетной независимости

Угрозы внешней среды для район Гулькевичи Краснодарского края:- рост тарифов на энергоносители и водоснабжение- рост цен на машины и оборудование- рост цен на удобрения и средства защиты растений- рост цен на корма- рост тарифов на услуги связи- рост тарифов на транспортные перевозки- рост цен на строительные материалы и услуги- рост цен на селекционный фонд в животноводстве- рост цен на селекционный фонд в растениеводстве- снижение цен на продукцию предприятий муниципального образования (вследствие вступления в ВТО и снижения таможенной пошлины на ввоз импорта, недобросовестной конкуренции и возникновения экономического или финансового кризиса)- увеличение таможенных сборов на экспорт продукции- снижение доступности системы кредитования производственной деятельности- снижение уровня субсидирования предприятий муниципального образования- влияние неблагоприятных климатических условий- увеличение уровня коррупции и связанных с ним затратувеличение дефицита бюджета муниципального образования за счёт его перераспределения на федеральном уровне- увеличение налогов- усиление требований к экологии и существенное увеличение затрат связанных с этим- снижение качественного уровня человеческого потенциала вследствие различных демографических причин- снижение качества медицинского обслуживания- снижение уровня образования, культуры, спорта и туризма- изменение политической системы и связанные с этим изменения нормативно-правовой базы

На основании проведенного анализа и определения приоритетных направлений развития район Гулькевичи Краснодарского края сформируем матрицу SWOT- таблица 4.

Так, стратегия район Гулькевичи Краснодарского края строится на пересечении возможностей внешней среды и слабых сторон и заключается в минимизации последних за счет возможностей внешней среды.

Таблица 4 - SWOT-анализ муниципального образования - район Гулькевичи Краснодарского края

SWOT-анализ

Возможности: создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию новых технологий Техническое перевооружение АПК с использованием механизмов финансового лизинга Наличие полного спектра собственных сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии

Угрозы: Дальнейшее снижение уровня доходов населения; сокращение численности населения; сокращение кадров на рынке труда; ухудшение экологической ситуации. Воздействие погодных условий

Сильные стороны: В районе хорошо развита транспортная инфраструктура (территорию пересекает ФАД «Кавказ», имеются три железнодорожные станции). Гулькевичский район обладает минерально-сырьевой базой общераспространенных полезных ископаемых: песка, гравия, глины. Хорошая обеспеченность энергоресурсами Плодородные почвы Развитое сельское хозяйство Устойчивая динамика роста промышленности муниципального образования за последние годы

Благоприятный климат для выращивания и плодородная почва способствуют увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Переоснащение основных фондов отраслей экономики МО район Гулькевичи с ростом спроса на капитальное строительство. увеличение объемов поставок на экспорт железобетонных изделий (до 50%). Внедрение прогрессивных технологий в производстве строительных материалов. Увеличение объемов выпуска продукции отдельных видов строительных материалов (в настоящее время имеется неполная загрузка мощностей предприятий района). Улучшение инвестиционного климата путем нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность, а так же условий, форм государственной поддержки инвестиционной деятельности

Диверсификация производства Создание максимально привлекательных условий для инвесторов. Административное содействие в реализации инвестиционных проектов, сокращение сроков прохождения документов по инвестиционным проектам. Для сохранения конкурентоспособности предприятий строительного комплекса необходимо повысить уровень корпоративного управления на предприятиях, осуществить разработку стратегических планов развития предприятий с прогнозами и программами расширения рынков сбыта продукции

Слабые стороны: Недостаточность резерва электроэнергетической отрасли для перспективного развития  Недостаточный уровень газификации района (газифицировано природным газом 26 населенных пунктов из 63 или 41,3%). Высокий моральный и физический износ техники и оборудования в сельском хозяйстве Нехватка квалифицированных кадров для обслуживания новых инновационных технологий Недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг

Небольшой резерв электроэнергии препятствует строительству новых крупных объектов. Невысокий уровень газификации района тормозит инвестиционное развитие населенных пунктов. Отсутствие цивилизованного агропродовольственного рынка не обеспечивает принципы здоровой конкуренции и прозрачности, и соответственно, мешает развитию производства. Дефицит долгосрочных ресурсов банков («длинных» денег) для развития инвестиционного кредитования, ипотечного жилищного кредитования.

Страхование поголовья животных Техническое перевооружение предприятий сельского хозяйства Поиск инвесторов, способных финансировать полный цикл технологической подготовки производства новых изделий и заинтересованных в освоении их производства Создание цивилизованного рынка земли позволит использовать землю как залоговую базу, которая позволит привлечь кредитные ресурсы, будет способствовать приходу инвесторов


3.3 Направления развития объекта исследования на основании результатов SWOT-анализа

В соответствии с Программой социально-экономического развития Стратегическая цель развития муниципального образования район Гулькевичи на период до 2020 года - повышение уровня качества и продолжительности жизни населения на основе устойчивого развития экономики района, а также повышение эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

Для реализации стратегической цели развития муниципального образования Гулькевичский район определены следующие стратегические направления:

повышение качества жизни населения муниципального образования;

обеспечение конкурентоспособности экономики муниципального образования и устойчивых темпов экономического роста;

повышение эффективности регулирования социально - экономических процессов [3, с. 48]

Сформированная матрица SWOT также определяет стратегические направления развития территории - это:

совершенствование энергообеспечения и формирование резерва энергетической мощности;

развитие кадрового потенциала территории;

повышение конкуре6нтоспосбности предприятие АПК;

развитие малого бизнеса с целью создания рабочих мест и обеспечения населения доходами.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Одной из важнейших задач в данном направлении является уменьшение бедности. Основными предпосылками в данном направлении должны стать:

обеспечение высоких темпов экономического развития и стабильности;

рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы;

повышение эффективности программ социальной защиты.

Решение стратегической задачи включает в себя мероприятия по реализации на территории муниципального образования Гулькевичский район приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого будут осуществляться стратегические действия по следующим направлениям:

ускоренное развитие животноводства;

развитие молочного производства;

увеличение продукции растениеводства.

Для осуществления этих направлений необходимо решение следующих задач: реконструкция и модернизация животноводческих ферм; генетика стада КРС и свиней; внедрение прогрессивного кормоприготовления.

Формирование стабильной инвестиционной основы для дальнейшего развития агропромышленного комплекса муниципального образования путем разработки и реализации качественных инвестиционных проектов, направленных на:

создание крупных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;

обновление и модернизацию техники и оборудования на действующих предприятиях АПК;

внедрение инновационных технологий в сфере растениеводства и животноводства;

интеграция предприятий АПК и перерабатывающей промышленности.

При этом необходимо выделить приоритеты развития экономики территории с учетом проведенного анализа - рисунок 9.

Рисунок 9 - Приоритетные направления реализации стратегии в направлении экономики муниципального образования район Гулькевичи

Исходя из содержания рисунка 9, можно сделать вывод, что наибольший приоритет при реализации стратегии развития муниципального образования имеют следующие направления:

развитие сельского хозяйства (СХ), - 207;

развитие туризма, охоты и рыбалки (Тур), - 123;

развитие предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (Пер), - 120.

В результате реализации только крупных инвестиционных проектов, реализуемых до 2020 годах будет создано около 1000 новых рабочих мест. Это: реконструкции завода ОАО «Силикат», строительство мега-фермы ООО «Венцы-Заря» производительностью 100 тыс. голов свиней в год, строительство завода по производству автоклавного газобетона, строительство туристско-рекреационного кластера «Гулькевичский», расширение производства и реконструкции ООО «Крахмальный завод Гулькевичский», строительство парогазовой электростанции «Кубань».

Перспективные стратегические инвестиционные проекты представлены в приложении Б.

Увеличение в базовых отраслях экономики муниципального образования район Гулькевичи доли промышленности строительных материалов путем реализации комплекса инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств.

Стратегической задачей в области развития жилищно - коммунального комплекса муниципального образования район Гулькевичи является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно - коммунальных систем, повышение качества предоставления жилищно - коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Для решения этой задачи будут реализованы мероприятия по ремонту и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обновлению материально - технической базы.

Развитие отрасли будет обеспечено за счет реализации следующих мероприятий:

дальнейшая реализация мероприятий программы децентрализации и модернизации систем теплоснабжения;

реконструкция и замена водопроводных сетей;

постоянный мониторинг причин потерь расходов воды и реализация мероприятий по их устранению;

регулярная инвентаризация потребителей услуг;

газификация сельских населенных пунктов.

Другим направлением стратегического развития территории является энергообеспечение. Для устранения дефицита в энергоресурсах в муниципальном образовании предусмотрены специальные мероприятия:

проектирование и реконструкция ВЛ-0,4 кВ ф. «Линейная» от КТПП-15 г.Гулькевичи (1,2 км);

проектирование и строительство сетей микрорайона «Восточный» (3,5 км), микрорайона «Южный» (31 км);

замена МТП-3 на КТП-250 кВА, замена МГП-4 на КТП-400 кВА п.Красносельский Гулькевичского района;

установка НКУ-0,4 кВ ТП-32, ТП-33, ТП-5, ТП-54, ТП-62, ТП-76;

проектирование и строительство сетей 6 кВ и 0,4 п. Красносельский.

Таким образом, ожидаемые результаты реализации стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по перечисленным критериям: экономическая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов собственных доходов местного бюджета), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы).

Заключение

анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.

При прочих равных возможностях и ресурсах, стратегия должна строиться так, чтобы максимально эффективно использовать свои сильные стороны, а также появляющиеся рыночные возможности, компенсировать слабые стороны, избегать или снижать негативное воздействие угроз.

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

Объект исследования - муниципальное образование - район Гулькевичи Краснодарского края. В районе 1 город, 62 хутора и села и 1 станица

Гулькевический район образован 31 декабря 1934 г. Он выделен из Кропоткинского р-на. В него вошли сельские Советы: "Венцы-Заря", Соколовский, Гулькевичский, Майкопский, Николенский, Новомихайловский, Новоукраинский, Отрадо-Кубанский, Сонентальский, Тысячный.

Общая земельная площадь раона 139 447 га, сельхозугодий - 113 931 га, пашни - 106 250 га. Лесной фонд - 5 463 га, водное пространство - 3 035 га. Населенных пунктов - 64.

Сильные стороны района Гулькевичи Краснодарского края:

благоприятное географическое положение;

развитая транспортная инфраструктура;

наличие собственных сырьевых ресурсов - минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых

Слабые стороны района Гулькевичи Краснодарского края:

неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность транспортных коммуникаций;

высокая степень морального и физического износа оборудования в сфере энергетики;

высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры, высокий процент ветхого жилья в общем жилом фонде;

объекты ЖКХ характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции;

низкий уровень доходов населения;

отсутствие залоговой базы у предприятий сельскохозяйственного комплекса для привлечения кредитных ресурсов;

отсутствие на территории района предприятий по переработке мяса, овощей и фруктов;

недостаточный уровень инвестиционной активности; дефицит торговых площадей и офисных помещений

Основой для развития муниципального образования является Программа Социально-экономического развития территории на 2013-2017 гг.

Макросреда имеет положительное итоговое значение оценки влияния, то можно сказать, что внешнее окружения для района Гулькевичи Краснодарского края представлено возможностями для его развития.

Проведенный в работе SWOT- анализ показал, что стратегия район Гулькевичи Краснодарского края строится на пересечении возможностей внешней среды и слабых сторон и заключается в минимизации последних за счет возможностей внешней среды.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Стратегическая цель развития муниципального образования район Гулькевичи на период до 2020 года - повышение уровня качества и продолжительности жизни населения на основе устойчивого развития экономики района, а также повышение эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

Для реализации стратегической цели развития муниципального образования Гулькевичский район определены следующие стратегические направления:

повышение качества жизни населения муниципального образования;

обеспечение конкурентоспособности экономики муниципального образования и устойчивых темпов экономического роста;

повышение эффективности регулирования социально - экономических процессов

Сформированная матрица SWOT также определяет стратегические направления развития территории - это:

совершенствование энергообеспечения и формирование резерва энергетической мощности;

развитие кадрового потенциала территории;

повышение конкуре6нтоспосбности предприятие АПК;

развитие малого бизнеса с целью создания рабочих мест и обеспечения населения доходами.

Изменению структуры производства будут способствовать развитие промышленной, энергетической, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктур, строительного комплекса, реализация мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста приоритетных комплексов и отраслей экономики муниципального образования.

Список использованных источников и литературы

1.  ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» от 6 октября 2003 года.

2.  Закон Краснодарского края «Об установлении границ муниципального образования Гулькевичский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ» от 5 мая 2004 г. N 704-КЗ

3.      Программа социально-экономического развития район Гулькевичи на 2013-2017 гг. Официальный отчет Администрации район Гулькевичи

.        Асплунд К. С. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - 2011

5.  Багиев Г.Л. Маркетинг - М.: ОАО Изд-во «Экономика» - 2009. - 703с.

.    Варламова З. Н. Стратегия фирмы: Учебное пособие. - Курган: Издательство Курганского университета - 2012 - 314с.

.    Гунин А.Т. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Учебное пособие для возов. - М.: Аспект Пресс - 2012. - 402с.

.    Данько Т.П Управление маркетингом. - М.: Логос - 2010. - 210с.

.    Заринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М - 2010. - 237с.

.    Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие - СПб.: Питер. - 2010 - 344с.

11.    Котлер Ф., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг. - М.: Инфра-М. - 2011. - 486с.

.        Кривено П.К.Маркетинг - М.: Юнити ДАНА - 2013. - 588с.

.        Лавров А.М., Сурнин В.С. Региональный маркетинг и тенденции его развития / Реформирование экономики: региональные аспекты. Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2011 - с.38-42

.        Лопатина Н.В. Социология маркетинга: учебное пособие / Н.В. Лопатина. - М.: Академический Проект - 2012 - 344с.

.        Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. - М.: Изд-во РАГС - 2011. - 544с.

.        Панкрухин А.П. Vаркетинг: пер. с фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Инфра - М. - 2013 - 406с.

.        Прыгунков А. М. Маркетинг территории как инструмент стратегического развития // Вестник университета: гос. ун-т управления - 2009. - № 16. - С. 221-223

.        Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер - 2011 - 388с.

19.    Тарасевич С. Х. Маркетинг. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л - 2012 - 316с.

.    Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент. М.: Академия - 2010.- 750с.

21.    Хорев А. И. Маркетинг территории // Финансы. Экономика. Стратегия. - 2012. - № 9. - С. 31-34

.        Шаталина С.А.Стратегический менеджмент. М.: Академия. - 2010. - с. 517

23.                     Ямпольская О. И., Перевалова Е. В. Маркетинг территории - СПб.: Нева. - 2013.- 528с.

Приложение А

ПАСПОРТ

Программы социально-экономического развития

муниципального образования район Гулькевичи на 2013 - 2017 годы

Наименование программы

Программа социально-экономического развития муниципального образования Гулькевичский район на 2013 - 2017 годы (далее - Программа)

Основные разработчики Программы

администрация муниципального образования Гулькевичский район

Координатор Программы

управление экономики и потребительской сферы администрации муниципального образования Гулькевичский район

Основные исполнители Программы

управление экономики и потребительской сферы администрации муниципального образования Гулькевичский район управление по строительству, транспорту, коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования Гулькевичский район управление сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и охране окружающей среды администрации муниципального образования Гулькевичский район управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, казачества, военным вопросам и взаимодействию с правоохранительными органами администрации муниципального образования Гулькевичский район управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» Гулькевичского района отдел культуры администрации муниципального образования Гулькевичский район отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район отдел физической культуры и спорта администрации муниципального образования Гулькевичский район отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Гулькевичский район городские и сельские поселения Гулькевичского района хозяйствующие субъекты муниципального образования Гулькевичский район

Цели и задачи Программы

Целью Программы является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста основные задачи Программы: развитие экономического потенциала и обеспечение высоких темпов экономического роста обеспечение инфраструктурного развития городских и сельских поселений муниципального образования Гулькевичский район, ориентированного на повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и расширение их технических возможностей создание условий для успешного развития малого предпринимательства создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику района решение экологических проблем снижение социальной напряженности

Сроки реализации программы

2013 - 2017 годы

Перечень разделов Программы

1. Социально-экономическое положение и результаты развития муниципального образования Гулькевичский район 2. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Гулькевичский район 3. Основные цели и задачи реализации Программы 4. Основные направления экономического и социального развития 5. Ресурсное обеспечение Программы 6. Механизм реализации Программы 7. Оценка эффективности Программы 8. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы

Объемы и источники финансирования программы

На финансирование мероприятий Программы планируется привлечение средств в объемах: всего - 10 709,5 млн. руб., в том числе за счет средств: краевого бюджета - 2 828,3 млн. руб., консолидированного бюджета муниципального образования Гулькевичский район - 1 524,9 млн. руб., внебюджетных источников - 6 356,3 млн. руб.

Основные результаты реализации программы

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных целевых индикаторов

Контроль за выполнением Программы

контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют администрация муниципального образования Гулькевичский район и Совет муниципального образования Гулькевичский район


Приложение Б

Перспективные стратегические инвестиционные проекты

Наименование проекта

Срок реализации

Показатели эффективности проекта

Строительство парогразовой электростанции «Кубань» мощностью до 450 МВт

2013-2018 гг.

Сокращение энергодефицита для инвестиционного развития района, создание до 500 новых рабочих мест, поступления в бюджет до 960 млн. руб. в год

Строительство овощехранилища емкостью 90 тыс. тонн

2013-2015 гг.

Обеспечение свежей витаминной продукцией население района и др. территорий круглый год, создание 50 рабочих мест, поступление в бюджет - 70 млн. руб. в год

Строительство завода по производству изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения

2013 - 2014 гг.

Использование выпускаемой продукции в быстровозводимом домостроении, снижение стоимости жилья. Создание 140 рабочих мест, поступления в бюджет - 110 млн. руб. в год

Строительство тепличного комплекса

2013-2014 гг.

развитие овощеводства (цветоводства) закрытого грунта, увеличение объемов продукции растениеводства на 116,9 млн. руб., создание 52 рабочих мест, налоговые платежи-22,6 млн. руб.

Строительство завода по переработке овощей и фруктов

2014-2015

создание 120 рабочих мест, объем производства - 389,3 млн. руб., налоговые платежи - 42,3 млн. руб. в год

Строительство тепличного комплекса

2014-2016 гг.

создание 52 рабочих мест, объем производства - 97,4 млн. руб., налоговые платежи- 18,8 млн. руб. в год


Похожие работы на - Особенности SWOT-анализа территории (на примере муниципального образования – район Гулькевичи Краснодарского края)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!