Естественные монополии в экономике России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,09 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии в экономике России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория»






Курсовая работа

на тему:

Естественные монополии в экономике России


Выполнила:

студентка 1 курса гр. 2 БУАА,

Е.И. Иванькова

Научный руководитель:

д. э. н.,

проф. Ю.В. Матвеев



Самара 2012

План

Введение

Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация

.1 Причины возникновения естественных монополий

.2 Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты

.3Классификация естественных монополий

Глава 2. Функции естественных монополий в экономической системе России

.1 Функции естественных монополий

.2 Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности

Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий

.1 Цели государственного регулирования естественных монополий

.2 Преобразования в естественно-монопольных отраслях экономики и их эффективность

Заключение

Список использованных материалов

Приложения

естественный монополия государственный

Введение

Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать его деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.

Данная тема является достаточно актуальной в настоящее время, поскольку естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.

Исходя из вышесказанного, выбор темы курсовой работы обоснован ее значимостью и актуальностью на сегодняшний день.

Целью моей работы является:

рассмотрение подходов различных авторов к естественной монополии как экономической категории и определение содержания данного явления,

выявление основных характеристик, а также причин и обоснованности возникновения естественных монополий в экономике,

исследование важных функций естественных монополий,

анализ деятельности естественных монополий в теории и практике,

ознакомление со способами и проблемами государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

Для достижения поставленных мной целей мне предстоит решить следующие задачи:

теоретическое изучение категории естественная монополия, причин ее возникновения,

выявление тенденций развития и деятельности естественных монополий,

изучение некоторых отраслей естественных монополий на примерах российских предприятий,

исследование и анализ государственного регулирования естественных монополий.

Проводя исследование, я использовала такие научные методы, как:

логический метод, который помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике, так как люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи, которые нужно учитывать;

экономико-математические методы и экономическая статистика, так как с их помощью рассмотрение качественных признаков экономической системы дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов;

графический метод, так как его использование помогает нагляднее отобразить и рассмотреть многие процессы в экономике.

Объектом изучения и анализа в моей работе выступают:

теоретическая категория «Естественная монополия»,

деятельность российских предприятий-монополистов в транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной отраслях экономики России,

действия, предпринимаемые государством для регулирования их деятельности.

Первая глава работы посвящена теоретическому анализу источников и материалов для выявления основных особенностей явления естественная монополия. Вторая глава включает в себя рассмотрение и изучение функционирования основных предприятий-монополистов существующих в экономике России и их функций. В последней главе я все внимание уделила основам государственного регулирования деятельности естественных монополий, его эффективности и проблем, возникающих при этом.

Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация

.1 Причины возникновения естественных монополий

Принято считать, что в отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции, т. е. на базе единственной фирмы, а не многих конкурирующих производителей. Потому что производство любого объема продукции, не имеющей близких заменителей на рынке, в рамках этой одной фирмы обходится значительно дешевле, чем в ряде фирм за счет так называемого эффекта масштаба.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

 

рис. 1 Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

На рис.1 показано, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек, чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.

Поэтому на лицо выгодность и необходимость для общества такого производства.

Материальной основой предпринимательской деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое, т.е. сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности, так и большой стоимостью объектов (большими первоначальными вложениями капитала).

Эффективность монопольного производства обусловлена особой значимостью для этих отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на товар (услугу).

«Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к значительному росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка, т. е. возникают барьеры для других фирм».

Поэтому естественные монополии выгодны как для общества, так и для государства, что объясняет их сохранение в национальном производстве.

В случае сокращения объемов преставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложение уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня.

Еще одна причина существования монополии состоит в том, что одна - единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Как правило, это предприятия, которые имеют свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры (редкие металлы, электроэнергия, линии электропередач, телефонные линии, железнодорожный транспорт, трубопроводы, трансформаторные подстанции, генераторы, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения, военно-промышленное оборудование).

Немаловажной причиной существования естественной монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Это выражается в применении патентов и специальных лицензий, разрешающих деятельность тем субъектам, которым решит государство. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию.

В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Когда спрос на товар монополиста невелик, то естественная монополия может оставаться, так как она полностью удовлетворяет спрос на рынке с низкими издержками. Однако по мере того как спрос растёт, нагрузка на фирму увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется увеличить объем производства. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.

.2Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественной монополии как экономической категории изначально были заложены в работах А. Маршалла, а также экономистов-неоклассиков. Значительную роль в разработке данной темы играют также работы таких экономистов, как С. Фишер, Дж. Кейнс, Ш. Монтескье, П. Самуэльсон, А., Ж. С, А. Смит.

Иными словами, сущность и эволюция понятия естественной монополии как экономической категории в различной степени являются объектом изучения большинства экономических школ с середины XIX века. Многообразие школ и направлений, сформировавших современную экономическую теорию как науку, предполагает наличие различных взглядов и подходов к вопросу выделения классифицирующих признаков естественной монополии и позволяет говорить об эволюции данного явления, сопутствовавшей развитию взглядов на сущность национальной экономики в целом. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию естественная монополия, необходимо рассмотреть ее основные черты:

Во-первых, фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек, а стоимость единицы услуги такой фирмы находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

Во-вторых, установлены барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

В-третьих, естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

В-четвертых, деятельность фирмы-монополиста построена по сетевому принципу, т.е. головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.

В зависимости от того, какой из перечисленных аспектов рассматривается подробнее, многие экономисты определяют категорию «естественная монополия» с разных точек зрения. Обобщив несколько определений, можно вывести следующее:

Естественная монополия - это такая разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос (на общественные блага и услуги первой необходимости) в условиях минимальных затрат, а потому ее деятельность легализована государством.

Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, так как она охватывает все производство определенного товара или услуги.

Согласно же законодательству РФ, естественной монополией считают такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, поэтому спрос на данном рынке на товары, производимые фирмой-монополистом, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

.3 Классификация естественных монополий

Просмотрев и изучив достаточное количество литературы, можно определенно сказать, что на сегодняшний день в экономической теории существует много критериев, по которым разные экономисты классифицируют такое состояние рынков как естественная монополия. Обозначу основные из этих классификаций.

Условно существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Выделяют следующие виды естественных монополий:

) по масштабу (территориальному пространству):

федеральные,

региональные,

муниципальные (локальные);

Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, так как они наиболее часто встречаемый вид естественной монополии. Она представляет собой такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется эффективнее одним производителем. Объективно ограничение конкурентной среды обусловлено технологическими особенностями производства или социально-экономическими условиями административного района, совпадающего с географическими границами данного локального товарного рынка.

) по отраслевой принадлежности (специализации):

монополии в топливно-энергетическом комплексе,

монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета),

монополии в транспортной системе,

монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве;

) по наличию государственного регулирования:

регулируемые,

нерегулируемые;

) по форме собственности субъекта:

государственные,

муниципальные,

частные,

смешанные;

) по возможности вступления в отрасль:

открытые (барьеры для вступления в отрасль незначительны, вход в отрасль новых фирм не затруднен),

закрытые (барьеры для вступления в отрасль настолько трудны, что монополист может быть уверен в своей единоличности на рынке выпускаемого товара);

) по длительности существования:

постоянные (при растущей отдаче от масштаба при любом объёме производства),

временные (пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса).

Глава 2. Функции естественных монополий в экономической системе России

.1Функции естественных монополий

Естественные монополии служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Как один из структурных составляющих экономической системы государства, естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно они выполняют важные функции, такие как:

Функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками.

Системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны, то есть образуют четкую структуру организации национальной экономики, и следовательно, при каких-либо сбоях в работе этих отраслей очевидно будут претерпевать негативные последствия и все остальные элементы системы, и система в целом.

Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов, зачастую они являются бюджето-образующими для многих регионов страны и всего государства.

Однако, монополии могут и дестабилизировать экономику страны, действуя в своих интересах своими огромными ресурсами и оказывая воздействие на финансовый рынок страны, её политическую власть и т.д.

Функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене.

Как правило, естественные монополии служат базой всей экономики, так как играют ключевую роль в формировании издержек производства всех остальных товаров, а следовательно и цены на любой товар. Кроме того, товары или услуги, производимые этими предприятиями, удовлетворяют важнейшие и первостепенные потребности населения, и следовательно влияет на повышение или, напротив, на понижение благосостояния каждого человека в государстве.

Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, гарантирующих эффективное функционирование отдельных сфер экономики. Транспортные сети производственной инфраструктуры, по которым осуществляется движение компонентов природы, готовой продукции и трудовых ресурсов, инициируют воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные элементы служат интеграционной частью цикла производства товара, а обширная сфера деятельности предприятий инфраструктурных отраслей и неопределенность границ производимого ими продукта обусловливают единство их функционирования.

Естественные монополии помимо производства социально важной продукции выполняют функцию воспроизводства единого экономического пространства, которая несомненно необходимо для государств с обширной территорией. Для России эта функция имеет особое значение из-за климата и наличия богатых месторождений полезных ископаемых, и в первую очередь энергоресурсов.

Снижение объемов производства естественных монополий указывает на то, что они выполняют функцию встроенных стабилизаторов в экономике, через эффект мультипликатора в определенной степени смягчая ее флюктуации. Их устойчивое положение, меньшая подверженность основных фондов моральному износу позволяют рассматривать естественные монополии как фундамент восстановления равновесности национального воспроизводственного комплекса РФ. В случае же наличия устойчивых внешних рынков сбыта, как например у ОАО «Газпром», автоматическая функция, выполняемая естественными монополиями, усиливается - они, по сути, служат движущими силами экономики.

.2 Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности

В соответствии с законодательством РФ деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,

транспортировка газа по трубопроводам,

услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

железнодорожные перевозки,

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов,

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи,

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике,

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей,
- захоронение радиоактивных отходов».

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО "ЕЭС России", "Газпром", АО "Энерго", АК "Транснефть", АО "Ростелеком" и Министерство путей сообщения. Теперь немного подробнее о каждой из них.

ОАО «Газпром»

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа, его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.  По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа).

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов - приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды.

РАО «ЕЭС России»

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" создано в 1992 году в соответствии с Указами Президента РФ от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334. В уставный капитал Компании было передано имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций.

Компания осуществляет свою деятельность в целях обеспечения надежного функционирования и развития Единой энергетической системы России, бесперебойного энергоснабжения потребителей, повышения доходов акционеров, проведения единой инвестиционной и научно-технической политики, внедрения новых прогрессивных видов техники и технологий и в других целях, определенных Уставом Компании. По состоянию на 31 декабря 2009 года государству принадлежит 52,68% акций РАО "ЕЭС России", которые составляют 54,99% выпущенных обыкновенных акций. 45% выпущенных акций обращаются на биржевом рынке РФ.

Электроэнергетика в целом и Эмитент в частности в данный момент находится в процессе реструктуризации, целью которой является создание конкурентного рынка электроэнергии и среды, в которой Эмитент и его преемники смогут привлекать средства, необходимые для поддержания и расширения производственных мощностей.

Сегодня компании Холдинга обеспечивают 70% выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, контролируют 72% генерирующих мощностей и 96% общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. Предприятие обеспечивает рабочими местами свыше 400 тыс. человек. А среднегодовые перечисления в бюджеты всех уровней налоговые платежи достигают сумму свыше 100 млрд руб.

ОАО «РЖД»

Деятельность Компании "Российские железные дороги" имеет стратегическое значение для развития экономики России, затрагивает жизнь практически всех ее граждан. От надежной и продуктивной работы железнодорожников зависит стабильность и благополучие не только РЖД, но и всего государства. Поэтому одной из основных задач ОАО "РЖД" является создание и поддержание достойных условий труда, социального благополучия работников компании, и Компания уделяет повышенное внимание социальной составляющей своей деятельности. Основным документом, закрепляющим обязательства ОАО РЖД перед работниками, является коллективный договор. В настоящее время в Компании действует коллективный договор на 2008-2010 гг.  Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий

.1 Цели государственного регулирования естественных монополий

« Структура народного хозяйства России, сложившаяся со времени перехода к рынку, характеризовалась несбалансированностью и в частности межотраслевой диспропорциональностью.

Для России характерна неоднородность отраслей по эффективности. В экономике страны наблюдается технологическая многоукладность, связанная с параллельным сосуществованием доиндустриального (с большой долей ручного труда), индустриального, и постиндустриального производства (связанного с освоением космоса, с работой АЭС). Несбалансированность по эффективности имеет место и во внутриотраслевой структуре.

Российские предприятия, ориентированные на удовлетворение спроса

почти всех отраслей экономики, оказались недостаточно гибки и адаптивны к переменам. Огражденный от угрозы конкуренции на внутреннем рынке монополизированный сектор демонстрирует недостаточную восприимчивость к нововведениям. Он менее последователен в проведении политики в области НТП и повышения качества выпускаемых товаров. Поэтому для развития производства и технологии, использования ресурсов с максимальной отдачей, а также цен на производимые товары, которые бы устраивали общество, чрезвычайно важно и необходимо, чтобы государство контролировало деятельность естественных монополий и при необходимости принимало меры по урегулированию». 

Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка), а также рассмотреть типы границ естественных монополий для того, чтобы выяснить, каким образом определяются государством методы и способы регулирования.

Экономические границы (рассмотрение строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей, не полностью отражая всю суть естественной монополии).

Технологические границы (конкуренция не может существовать из-за технологических особенностей отрасли).

Социальные границы (принцип общественной полезности - товары и услуги потребляются обществом, что определяет особую роль для населения).

Стратегические границы (сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин, которые противоречат интересам политике государства).

Заключение

В данной работе я достаточно подробно исследовала понятие и сущность естественных монополий, их характерные признаки, причины их возникновения, деятельность в разных отраслях, а также их важную роль и функции во всей экономике. Кроме того, я проанализировала положительные и отрицательные моменты в этом явление, после чего могу сделать вывод, что состояние естественной монополии на рынке глубоко противоречиво, потому что его достоинства могут стать недостатками и наоборот. Также я выяснила, что разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - государственным регулированием естественной монополии.

Таким образом, естественные монополии - это такие отрасли, деятельность и функционирование которых необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий, которая всегда имела особое место.

Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства - нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

Компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.

Список использованных материалов

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях», ст. 3,4 // www.fas.gov.ru/legislative-acts _50820.html- Федеральная Антимонопольная Служба России - нормативно-правовые акты.

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // www.fas.gov.ru/legislative-acts- Федеральная Антимонопольная Служба России - нормативно-правовые акты.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 183-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий" // base.garant.ru - информационно-правовой портал гарант.

Приказ ФАС России №515 "Об утверждении методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности" // www.fas.gov.ru/legislative-acts- Федеральная Антимонопольная Служба России - нормативно-правовые акты.

Статьи из периодических изданий

Байдин В.Е. «Институциональные аспекты реформирования электроэнергетической отрасли» // Российское предпринимательство №10’2/2009

Ильин В.А. «Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий» // Российское предпринимательство №8’1/2011

Ираева Н.Г. «Конкуренция на рынке электроэнергетики» // Российское предпринимательство №11’2/2009

Литература на иностранных языках:C.R., Brue S.L. Economics: principles, problems and policies. 17 rev ed/ 2007 / by The McGraw-Hill Companies, Inc.

Интернет-ресурсы:

www.fas.gov.ru - официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы России.garant.ru - информационно-правовой портал Гарант.

Приложение 1

Таблица 1. Типы границ естественных монополий.

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика




Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна


Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности


Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства


Похожие работы на - Естественные монополии в экономике России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!