Экологическое право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическое право

Содержание

1. В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять?

2. Можно ли обращаться за защитой экологических прав в органы государственного управления? Какие требования можно предъявлять к ответчику при обращении в суд в случае нарушения экологических прав?

3. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

4. Какова система органов, осуществляющих государственный экологический контроль?

5. Какие экологические требования предъявляют к строительству и эксплуатации опасных производственных объектов?

Список используемой литературы

экологическое право мониторинг опасный

. В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять?

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

По характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы - физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; лиц, имуществу которых в результате нарушения закона об охране окружающей среды причинен вред.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

По содержанию прав и обязанностей юридические лица как субъекты экологического правоотношения выступают природопользователями - носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников. Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

Юридическим лицам адресованы нормы экологического права. Они становятся участниками, с момента возникновения прав или с момента осуществления деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды

Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Так, при размещении предприятий обеспечивается выполнение экологических требований, приведение государственных и общественных экологических экспертиз. Они обязаны соблюдать требования по охране природы, норм вредных выбросов и правил захоронения отходов.

Экологическими обязанностями юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, следует считать обязанности, возлагаемые на них как на хозяйствующие субъекты.

Экологическими обязанностями хозяйствующих субъектов являются все предъявляемые к ним природоохранные требования. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Если в процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо использует природные ресурсы, оно является природопользователем и приобретает соответствующие права и обязанности. Общие требования к хозяйствующим субъектам в области охраны окружающей среды установлены гл. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», более детальные - природоресурсным законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере соответствующей хозяйственной деятельности (например, ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Юридические лица обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан. В случае причинений вреда окружающей среде юридическое лицо, виновное в его причинении, обязано возместить нанесенный вред в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица имеют право требовать возмещения вреда, причиненного их имуществу, в том числе в результате экологического правонарушения. Следует отметить, что данное право не предусмотрено ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в соответствии с гл. 59 Гражданского кодекса РФ. Также, согласно ст. 1065 ГК РФ, юридические лица вправе требовать, помимо возмещения вреда, прекращения или приостановления производственной деятельности, наносящей вред или создающей возможность нанесения вреда их имуществу.

2. Можно ли обращаться за защитой экологических прав в органы государственного управления? Какие требования можно предъявлять к ответчику при обращении в суд в случае нарушения экологических прав?

Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды - задачи всего государственного механизма, всех государственных органов.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан - административный и судебный.

Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.93 г. № 4866 (в ред. от 14.12.95 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Закон предоставляет гражданину возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться:

либо непосредственно в суд,

либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В тех ситуациях, когда поиски компромисса с государственными органами оказываются безуспешными, граждане и экологические организации могут обратиться в судебные органы.

Действующее законодательство предусматривает весьма широкие возможности для судебной защиты прав граждан.

В этом случае можно исходить из того, что экологическая проблема, которую гражданин или организация пытаются устранить, ухудшает состояние окружающей среды. Однако право на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ (ст. 42). Следовательно, в данной ситуации нарушается это право. В то же время, поскольку конституция гарантирует судебную защиту прав граждан (ст. 46), можно обратиться в суд за защитой нарушенного права на благоприятную окружающую среду.

Такое обращение возможно путем предъявления исков в судебные органы, обжалования решений государственных органов и действий должностных лиц, обращения в Конституционный Суд.

Полномочия граждан, предусмотренные Законом России «Об охране окружающей природной среды», которые дают правовую основу для обращения в суд, заключаются в том, что граждане имеют возможность требовать в административном или судебном порядке:

отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,

ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан,

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12).

При этом, подавая иск к экологически опасным предприятиям, которые рассматриваются источниками повышенной опасности, следует иметь в виду, что истец - гражданин или экологическая организация избавлены от бремени доказывания наличия вины данного предприятия в причинении вреда. В этом случае - вина ответчика-предприятия презумируется, если оно не докажет ее отсутствие.

. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. В то же время, экологический мониторинг и экологический контроль - это тесно взаимосвязанные процедуры, но:

объектом мониторинга - выступает окружающая среда,

объектом контроля - выступает деятельность, влияющая на окружающую среду.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой - деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий государственного управления. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг - это наблюдение (контроль) за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью - ст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере, проводятся следующие основные виды наблюдений:

за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;

за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

за фоновым загрязнением атмосферы;

за радиоактивным загрязнением природной среды.

Данные мониторинга служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

. Какова система органов, осуществляющих государственный экологический контроль?

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64-66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ «О недрах» (ст. 37), ФЗ «О животном мире» (ст. 16), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 24).

В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов.

Государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции.

Государственный общий экологический контроль проводится органами исполнительной власти всех уровней:

Президентом России;

Правительством РФ;

Правительствами субъектов РФ;

Администрацией субъектов РФ;

Органами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного - через подразделения его администрации.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране.

По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Президентский контроль реализуется через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.

Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации осуществляет экологический контроль:

путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды;

контролем за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти;

отменой принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в организациях.

Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. То есть между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Детальное регулирование такого контроля осуществляется:

Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833;

Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293;

Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.;

Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 801;

Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения мероприятий по контролю, предусмотрены ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерство природных ресурсов РФ;

иные министерства и ведомства РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме: предупредительного; текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природо-охранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

. Какие экологические требования предъявляют к строительству и эксплуатации опасных производственных объектов?

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!