Доходы, прибыль и рентабельность фирмы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    163,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доходы, прибыль и рентабельность фирмы














Контрольная работа

Доходы, прибыль и рентабельность фирмы

Содержание

1. Экономическая сущность дохода фирмы

. Прибыль и рентабельность

. Операционный анализ прибыли

1. Экономическая сущность дохода фирмы

Доходами фирмы признается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества (активов) и погашения обязательств, приводящее к увеличению имущества (капитала) этой фирмы, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Поскольку, как правило, активы поступают вместе с косвенными налогами, которые фирма направляет в бюджет, то в ее доходах не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей.

Одним из условий признания актива доходом является то, что фирма должна вместе с активом получать и право собственности на этот актив. Поэтому доходами не могут быть признаны поступления от других юридических и физических лиц:

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

задатка;

в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю.

Поступление денежных средств или иного имущества в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику, также не может считаться доходом, т.к. это есть лишь возврат имущества самому собственнику.

Доходы фирмы в бухгалтерском учете в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Реализация товаров (готовой продукции, полуфабрикатов), выполнение работ, оказание услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия. В объем реализации не включается стоимость товарной продукции, не отгруженной в отчетный период покупателям, и внутризаводской оборот.

Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную и отгруженную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги.

Выручка признается в бухгалтерском учете при обязательном выполнении всех следующих условий:

а) фирма имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод фирмы;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от фирмы к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В зависимости от предмета деятельности предприятия различаются и содержание выручки от реализации:

Предмет деятельности фирмы

Выручка от реализации

Производство и реализация продукции

Выручка от реализации продукции

Торгово-посредническая деятельность

Объем товарооборота

Выполнение работ (строительство объектов, ремонт техники, оборудования и т.д.)

Объем выполненных и сданных заказчику работ

Оказание услуг (транспорт, связь, сервис и т.д.)

Выручка за оказанные услуги

Сдача в аренду основных фондов

Полученные суммы в виде арендной платы

Предоставление за плату прав на интеллектуальную собственность

Полученные суммы в виде лицензионных платежей (роялти)

Участие в уставных капиталах других организаций

Поступления средств в виде дивидендов, процентов и т.д.


Виды деятельности, которые может осуществлять фирма, указываются в ее уставе. Однако по уставу не всегда можно определить, какие виды деятельности из приводимого перечня являются основными, поэтому целесообразно указывать это в приказе по учетной политике фирмы. В отдельных случаях фирма осуществляет виды деятельности, не прописанные в учредительных документах, но незапрещенные законом. В этом случае используется правило существенности, т.е. если величина полученного дохода от деятельности, не прописанной в уставных документах, составляет пять и более процентов, то эти доходы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности.

Доходы, получаемые фирмой от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других фирм, когда это не является предметом деятельности фирмы, относятся к прочим доходам.

Прочими доходами согласно ПБУ 9/99 являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других фирм (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная фирмой в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств фирмы, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете фирмы в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных фирме убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов;

прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

До недавнего времени в бухгалтерском учете прочие доходы подразделялись на операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

Таблица 1

Состав доходов фирмы

Доходы от обычных видов деятельности

Прочие доходы

Выручка от реализации продукции, работ и услуг

Операционные доходы: арендная плата; лицензионные платежи; дивиденды; проценты; нерегулярные доходы от продажи активов и др.

Внереализационные доходы (случайные, нерегулярные доходы): штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных фирме убытков; доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

Чрезвычайные доходы


К операционным доходам относились доходы получаемые фирмой из правообладания активами (арендная плата, лицензионные платежи, дивиденды), либо нерегулярные доходы от реализации принадлежащих ей активов (продажа излишнего оборудования и др.).

Внереализационными считались случайные, нерегулярные доходы из состава прочих доходов, а чрезвычайными - поступления активов в результате чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, пожара, авария и др.).

Деление прочих расходов на операционных, внереализационных и чрезвычайных может быть использовано для анализа состава и структуры прочих доходов фирмы.

В налоговом законодательстве предусматривает деление доходов на доходы от реализации продукции и внереализационные доходы.

В экономической теории и хозяйственной практике часто применяется термин валовой (валовый) доход. Содержание термина в зависимости от сферы употребления различное:

Сфера использования

Содержание понятия валового дохода

Экономическая теория

Выручка за минусом материальных затрат или сумма прибыли и заработной платы

Практика хозяйствования фирм

Вся сумма доходов

Практика хозяйствования торговых предприятий

Сумма реализованных торговых надбавок


Валовой доход как разницу выручки и материальных затрат или как сумму прибыли и заработной платы отражает на самом деле вновь созданный доход на фирме. Это национальный доход в масштабе предприятия.

Важным моментом в процессе реализации продукции является своевременное поступление денежных или иных средств в счет оплаты продукции. Время отгрузки и время поступления денег за товары не всегда совпадает. Отсюда возникает проблема: что считать выручкой отгруженную покупателям продукцию или только оплаченную ими. В налоговом учете допускается учет доходов и расходов методом начисления или кассовым методом.

При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств.

Кассовый метод признания доходов и расходов предполагает признания доходами лишь после поступления денег, и данный метод может применяться лишь в предприятиях с небольшим оборотом (менее 1 млн. руб. в квартал).

По международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) доходы и расходы (издержки) накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции.

В отечественной практике бухгалтерского учета, соответственно и для финансового учета используется метод начисления. При этом выручка от продажи продукции определяется в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

На размер выручки от реализации влияют объем выполненной продукции, её ассортимент, качество, уровень цен, формы расчетов, ритмичность производства и отгрузки продукции и т.д.

На практике понятие и содержание валового дохода зависит от принятого порядка расчета прибылей и убытков.

Доход (выручка) от реализации товара определяется как произведение цены товара на количество его проданных единиц:

 

где Qi - количество произведенной и реализованной потребителям i-й продукции в натуральном выражении;- цена реализации i-й продукции, руб.;- количество разновидностей реализуемой продукции, шт.

В свою очередь, количество проданных товаров (величина спроса) будет зависеть от уровня цены. На практике эта зависимость может быть эластичной (больше единицы), неэластичной (меньше единицы) и единичной эластичности.

Эластичность спроса по-разному влияет на величину выручки. Например, при эластичном спросе (Кэ > 1) общая выручка при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ < 1) падает, так как потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности (Кэ = 1) общая выручка не изменяется, поскольку снижение цены полностью компенсируется соответствующим ростом спроса.

Таблица 2

Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку

Величина  коэффициента  эластичности

Влияние на выручку от реализации (совокупный доход)


Повышение цены

Снижение цены

КЭ > 1

Выручка уменьшается

Выручка увеличивается

КЭ = 1

Выручка неизменна

Выручка неизменна

КЭ < 1

Выручка увеличивается

Выручка снижается


В таблице 2. приведены шесть различных ситуаций изменения выручки в зависимости от значений коэффициентов эластичности спроса и от попарно противоположных направлений изменения цен.

Таблица 3

Взаимосвязь спроса, цены и дохода

количество изделий

цена изделия

совокупный доход

предельный доход

средний доход

количество изделий

цена изделия

совокупный доход

предельный доход

средний доход

1

40

40


40

11

20

220

0

20

2

38

76

36

38

12

18

216

-4

18

3

36

108

32

36

13

16

208

-8

16

4

34

136

28

34

14

14

196

-12

14

5

32

160

24

32

15

12

180

-16

12

6

30

180

20

30

16

10

160

-20

10

7

28

196

16

28

17

8

136

-24

8

8

26

208

12

26

18

6

108

-28

6

9

24

216

8

24

19

4

76

-32

4

10

22

220

4

22

20

2

40

-36

2


Рис. 1. Изменение совокупного дохода и предельного дохода в зависимости от изменения цены

Практический интерес представляет таблица взаимосвязи спроса, цены и дохода (табл. 2.), а также графическое построение зависимости совокупного дохода от изменения цены при определенной функции спроса. На рис. 1 дана такая зависимость при понижающемся спросе в зависимости от цены.

Таблица 3. и график показывают, что выручка растет до некоторого критического объема выпуска (в нашем примере до значения 220) при эластичном спросе, а затем начинает снижаться. Таким образом, снижение цены даст положительный эффект (с точки зрения роста выручки) только до определенного уровня. В ценовой политике это следует учитывать, чтобы не потерять возможные доходы.

Ориентиром, указывающим, когда выручка начнет уменьшаться при снижении цены, является изменение среднего и предельного доходов (выручки).

Средний доход (AR) представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период:

 

где TR - совокупный доход, руб.

Предельный доход (MR) принимается как приращение совокупного дохода TR при увеличении реализации товара на одну единицу:

 

Предельный доход снижается с ростом объема реализации. До тех пор, пока он остается положительной величиной, фирма получает прибыль. Тот объем, при котором предельный доход равен 0, является критическим для фирмы, поскольку дальнейшее увеличение выпуска приведет к убыткам. Этот вывод чрезвычайно важен для определения оптимального объема производства и реализации товара, предлагаемого фирмой на рынке.

. Прибыль и рентабельность

Само по себе наличие доходов без сравнения их с расходами ничего не говорит о финансовых результатах. Результат превышения доходов над расходами называется чистым доходом или прибылью. В случае превышения расходов над доходами фирма имеет убыток.

Прибыль - это конечная цель предпринимательской деятельности.

В расчете на одно изделие прибыль - это разница между его ценой и себестоимостью производства и реализации. Одним из источников получения прибыли является использование своего монопольного положения предпринимателем в силу единственности на рынке или уникальности производимого продукта. Результатом такого положения может быть высокий уровень цен на реализуемые товары или низкие цены на потребляемые ресурсы, в том числе и дешевая рабочая сила. Антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других фирм ограничивает возможности монопольного извлечения прибыли. Для того, чтобы поддерживать этот источник роста прибыли необходимо постоянное обновление номенклатуры продукции или поиск новых рынков сбыта.

В условиях рынка основным источником роста прибыли является совершенствование производственной и предпринимательской деятельности. Предприниматель использует весь свой талант по оптимизации использования факторов производства, знаний конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под требования рынка развитие своего производства.

Размер прибыли зависит от правильности выбора вида деятельности фирмы, конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.), объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли), от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда сопряжено с риском - над фирмой постоянно висит угроза потерять вложенные средства целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие предпринимательская прибыль, которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Различают также прибыль экономическую и бухгалтерскую. Под экономической прибылью - понимается разность между общей суммой доходов и экономическими (явными и вмененными) издержками, а бухгалтерская - разность между общей суммой доходов и бухгалтерскими (явными) издержками производства и реализации. Таким образом, экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Пример. Совокупный доход 1000 тыс. руб. Явные издержки 700 тыс. руб. Неявные издержки 280 тыс. руб. в т.ч. альтернативная стоимость предпринимательского таланта 80 тыс. руб., альтернативная стоимость использования собственного капитала 200 тыс. руб.

Тогда бухгалтерская прибыль составит 1000 - 700 = 300 тыс. руб.

Экономическая прибыль 1000 - 700 - 80 -200 = 20 тыс. руб.

Вывод: при значительной положительной бухгалтерской прибыли, экономическая прибыль оказалась незначительной, т.е. предпринимателю необходимо проанализировать целесообразность данного вида предпринимательства.

Таблица 4

Отчет о прибылях и убытках

Показатели

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

Доходы и расходы по обычным видам  деятельности

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

1091932

884731

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(807 843)

(618 125)

Валовая прибыль

284089

266606

Коммерческие расходы

(32 039)

(27 703)

Управленческие расходы

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

252050

238903

Прочие доходы и расходы

 

 

Проценты к получению

21865

36

Проценты к уплате

(80 173)

(69 017)

Доходы от участия в других организациях

-

-

Прочие доходы

55268

65691

Прочие расходы

(66 709)

(42 691)

Прибыль (убыток) до налогообложения

182301

192922

Отложенные налоговые активы

41

51

Отложенные налоговые обязательства

(5 019)

(684)

Текущий налог на прибыль

(37 048)

(50 101)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

140275

142188



В отечественной практике учет финансовых результатов организован на основе международного стандарта финансовой отчетности (МСФО), используя классификацию затрат по функциональному назначению.

В финансовой отчетности о прибылях и убытках выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Формулу валовой прибыли можно представить в следующем виде:

 

где Првал - валовая прибыль фирмы, руб./год,

Выр.н. - выручка (нетто) от продажи товаров;

Себ- себестоимость проданных товаров.

По данным таблицы 4. сумма валовой прибыли за отчетный период составит:

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:


где Рк- коммерческие расходы; Ру - управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов:

 

В нашем примере прибыль до налогообложения равна:

 

Прибыль (убыток) до налогообложения, по сути, и является бухгалтерской прибылью.

Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль:

,

где Н - сумма налога на прибыль.

Дл я финансовой отчетности (см. табл. 4.) чистая прибыль рассчитывается следующим образом:

 

Она - отложенные налоговые активы;

Оно - отложенные налоговые обязательства;

ТН - текущий налог на прибыль.

Таким образом, чистая прибыль по данным выше приведенного отчета о прибылях и убытках составит:

 

Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль различаются вследствие несоответствия подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Для отражения этой разницы в отчете о прибылях и убытках приводятся отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства.

Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению этого налога, подлежащего уплате в бюджет в последующих налоговых периодах. Они возникают, если в отчетном периоде одни и те же расходы в бухгалтерском учете признается в большей сумме, чем в налоговом учете. Примером тому может служить разный порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих отчетных периодах. Они возникают, если в отчетном периоде одни и те же расходы в бухгалтерском учете признается в меньшей сумме, чем в налоговом учете.

Текущим налогом на прибыль понимается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый бухгалтерским учетом, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. Текущий налог на прибыль должен соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

К примеру, текущий налог за отчетный период можно рассчитать на основе бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и ставки налога на прибыль:

*20%=36460 тыс. руб.

Полученный результат уменьшают на отложенный в предыдущем периоде налоговый актив (51) и увеличивают на отложенное налоговое обязательство в предыдущем периоде (684):

- 51 + 684 = 37093 тыс. руб.

В результате на фирме остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет валовую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли фирма выплачивает дивиденды и образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Учредительные документы каждой фирмы определяют порядок использования чистой прибыли, а также перечень фондов, образуемых за счет этой прибыли. Обязательным является для акционерных обществ создание резервного фонда.

Фонд накопления используется, как правило, на цели развития производства, т.е. на увеличение основных средств (фондов), а также на наполнение оборотных активов.

Средства фондов потребления расходуются для осуществления различных выплат социального характера.

Рис. 2. Образование и использование прибыли

доход прибыль рентабельность

Абсолютным показателем величины прибыли является ее сумма. Но сумма прибыли не говорит об эффективности хозяйственной деятельности.



Предприятие №1

Предприятие №2

Выручка, тыс. руб.

1000

1200

Полная себестоимость, тыс. руб.

800

1000

Прибыль от продаж, тыс. руб.

200

200

Прибыль в % себестоимости

25,0

20,0

Прибыль в % к выручке

20,0

16,7


Как видно из расчетов, первое предприятие имеет ту же сумму прибыли, что и второе предприятие, но с меньшей выручки и с меньшей суммой расходов на производство и реализацию продукции. Первое предприятие, таким образом, является более рентабельным, чем второе предприятие.

Уровень прибыли, или рентабельность (эффективность), определяется как процентное отношение суммы прибыли к другому количественному показателю, от которого зависит сама сумма прибыли. К их числу относят: объем продаж (выручка), доходы, объем капитала, собственные средства, основные фонды, оборотные средства, расходы на производство и реализацию продукции (себестоимость), расходы на заработную плату, мощность фирмы (размер), капитальные вложения и т.д.

Таким образом, формула рентабельности имеет следующий вид:


Поскольку существуют разные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продажи товаров, прибыль до налогообложения (бухгалтерская или балансовая прибыль) и чистая прибыль, возникает вопрос: какой вид прибыли использовать при расчете рентабельности?

Во-первых - надо исходить из тезиса: рентабельность - это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль. Во-вторых, следует при расчете полагаться на существующую финансовую отчетность, а не прибегать к дополнительным и специальным расчетам.

В-третьих, рассчитываемые показатели рентабельности должны иметь применение не только внутри фирмы, но и универсальность применения и в других фирмах при сравнении их деятельности.

Как видно из приводимой матрицы расчета рентабельности (табл. 5) по каждому виду рентабельности можно дать четыре варианта расчета.

Существование каждого из этих вариантов также можно аргументировать. В специальных исследованиях они могут применяться и имеют право на применение.

Таблица 5

Матрица расчета показателей рентабельности

Показатели рентабельности

Знаменатели в формуле рентабельности

Числители в формуле рентабельности



Валовая прибыль

Прибыль от реализации

Прибыль до налогообложения (балансовая)

Чистая прибыль

Рентабельность производства

Себестоимость производства

+




Рентабельность продукции

Полная себестоимость


+



Рентабельность продаж

Выручка от реализации


+



Рентабельность активов

Основные фонды



+



Оборотные средства






Капитал





Рентабельность собственного капитала

Собственный капитал




+

Рентабельность трудовых затрат

Фонд заработной платы




+


Так рентабельность производства можно определить отношением балансовой или чистой прибыли к производственной себестоимости. Но величина балансовой и чистой прибыли согласно отчету о прибылях и убытках включает в себя и прибыль не только собственно от производства продукции (работ, услуг), но и от прочих доходов и расходов. Для того чтобы определить чистую прибыль приходящуюся на производственную деятельность фирмы следует проводить специальные расчеты.

Рентабельность производства можно в принципе рассчитать и отношением прибыли от реализации к производственной себестоимости. Но прибыль от реализации это результат влияния не только производственных затрат, но и коммерческих расходов.

Если из дохода от основного вида деятельности (выручки от реализации) вычесть производственную себестоимость остается валовая прибыль. Чем меньше доля производственной себестоимости в цене товара, тем выше доля валовой прибыли. Таким образом, валовая прибыль напрямую зависит от себестоимости производства, и рентабельность производства следует определить как отношение валовой прибыли к себестоимости производства продукции. Она отражает, сколько приходится валовой прибыли в расчете на сто ед. затрат на производство продукции.

При определении рентабельности производства в расчет принимались лишь расходы на производство. Рентабельность продукции отражает эффективность совокупных затрат на производство и реализацию продукции и потому рентабельность продукции рассчитывается отношением прибыли от продаж к полной себестоимости, т.е. к сумме издержек на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж отражает эффективность торговой деятельности и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке. Она не может быть рассчитана как отношение балансовой или чистой прибыли, по той же причине, что указано для рентабельности производства.

Рентабельность активов в отдельности внеоборотных, оборотных или в совокупности следует рассчитать как отношение балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) к соответствующим активам. Почему балансовая прибыль, а не прибыль от реализации задействована в расчетах? Дело в том, что активы (заемные и собственные вместе) участвуют в получении всей балансовой прибыли, а не только от продаж. Ну а почему тогда не относят чистую прибыль к активам?

Чистая прибыль - это прибыль, отстающая предпринимателю после выполнения обязательств перед государственным бюджетом. Чистую прибыль лучше использовать для расчета рентабельности собственного капитала. Для предпринимателя рентабельность как отношение чистой прибыли к собственному капиталу выступает главным показателем эффективности его деятельности.

Доход, вновь созданный на фирме, распадается на три части: для работника (заработная плата), для предпринимателя (чистая прибыль), для государства (налоги). Сумма налогов регулируется налоговой политикой государства и мало зависит от фирмы. Что касается распределения остальной части дохода на фонд заработной платы и прибыли во многом зависит от самой фирмы. Рентабельность трудовых затрат как отношение чистой прибыли к фонду заработной платы отражает распределительные отношения на фирме.

. Операционный анализ прибыли

Фирма, даже располагая хорошей производственной базой и производя высококачественную продукцию, может не получить желаемую величину прибыли из-за недостаточно эффективной организации работы коммерческой и финансовой служб.

Исходной предпосылкой в решении вышеназванных задач является определение условий безубыточной работы, после создания которых можно говорить о получении прибыли. Иными словами, необходимо определение стоимости объема продаж продукции, при котором фирма покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытка.

В этом случае доходы должны быть равны расходам, с помощью формул это можно выразить следующим образом:

или


где TR - доходы, выручка от реализации;- общая сумма переменных затрат;- общая сумма постоянных затрат.

Как известно, выручку можно представить как произведение количества реализованной продукции (Q) и цены за единицу продукции (P):

 

Общую сумму переменных расходов можно представить как произведение количества реализованной продукции (Q) и - удельных (в расчете на единицу продукции) переменных расходов (vc):


Тогда:

 или .

Отсюда формула критического объема производства будет выглядеть следующим образом:

.

Графически определение точки безубыточности имеет следующий вид:

Рис. 3. График безубыточности

Пример. Сумма постоянных расходов фирмы в планируемом периоде 800 тыс. руб. Цена изделия 90 руб., а переменные расходы в расчете на единицу изделия составят 50 руб. Определим критический объем производства (реализации) изделий в натуральном выражении:

.

Далее, зная цену изделия можно определить критическую сумму выручки.

.

Для нашего примера она будет равна:  

Таким образом, выручка в размере критического объема (в нашем примере - 1800 тыс. руб.) полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции.

В экономической литературе этот показатель получил разные названия:

порог рентабельности,

точка безубыточности,

критическая точка,

критический объем производства (реализации).

Важно также знать, в каких пределах можно снизить объем выручки, оставаясь безубыточной, т.е. запас финансовой прочности (Зпр), который определяется как разницу между фактической выручкой (TRф) и порогом рентабельности (критическим объемом реализации):

 

Запас финансовой прочности еще называют «кромкой безопасности». Абсолютное значение этого аналитического показателя еще ничего не говорит, а вот его процентное отношение к фактическому объему продажи характеризует, на сколько процентов можно снизить объем выпуска и реализации продукции, избегая убытков.

,

где Кзпр - коэффициент запаса финансовой прочности.

Пример. И так, величина порога рентабельности из предыдущего примера составляет 1800 тыс. руб. Фактически было реализовано 28 тыс. изд. и выручка составила 2520 тыс. руб. Определим запас финансовой прочности: 2520-1800=400 тыс. руб.

В нашем примере

В западной экономической литературе широко известен маржинальный анализ прибыли. Разность между выручкой от реализации (доходами от реализации) и переменными затратами называют валовой маржой, маржинальным доходом или маржинальной прибылью (M).

Маржинальный доход предназначен на покрытие постоянных расходов и формирование прибыли. Поэтому его иногда называют также суммой покрытия или вкладом на покрытие.

Чем выше маржинальный доход, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и фирма имеет возможность получать прибыль. В точке безубыточности маржинальный доход (вклад на покрытие) равен сумме постоянных затрат.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

.

Удельный маржинальный доход (m), т.е. в расчете на единицу продукции:

.

Экономический смысл удельного маржинального дохода - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции.

Для одного вида продукции точку безубыточности в натуральном выражении можно рассчитать как отношение суммы постоянных расходов к удельному маржинальному доходу:

.

Отношение маржинального дохода (валовой маржи) к сумме выручки от реализации продукции называется коэффициентом маржинального дохода (KM):

.

В стоимостном выражении точку безубыточности безотносительно видов продукции (пороговую рентабельность) можно рассчитать как отношение суммы постоянных расходов к коэффициенту маржинального дохода:

.

Для определения планируемого объема производства и реализации продукции в натуральном выражении с целью получением определенной суммы прибыли можно использовать следующую формулу:

.

Расчет планируемого объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении с целью получения предполагаемой суммы прибыли можно осуществить по следующей формуле:

.

Пример. Приведем данные предыдущего нашего примера: сумма постоянных расходов фирмы в планируемом периоде 800 тыс. руб., цена изделия 90 руб., а переменные расходы в расчете на единицу изделия составят 50 руб.; фактическая выручка составила 1800 тыс. руб.

В будущем году фирма планирует получить прибыль в размере 320 тыс. руб. Необходимо определить, сколько для этого нужно производить продукции в натуральном и стоимостном выражении.

Вначале определим удельный маржинальный доход

 

 

Рассчитаем коэффициент маржинального дохода (KM):

.

 

Можно поставить вопрос и так, насколько больше нужно производить (реализовать) продукцию (∆Q, ∆TR), чтобы получить дополнительную прибыль (∆Pr).

К примеру, необходимо получить дополнительную прибыль в размере 100 тыс. руб. Тогда следует дополнительно производить 100/40 = 2,5 тыс. изд.

Или в стоимостном выражении 100/0,44= 225 тыс. руб.

Изменение объемов производства, а соответственно дохода от реализации вызывает изменение прибыли (убытков). Эта зависимость называется эффектом операционного (производственного) левериджа (от англ. leverage - действие рычага). Операционный леверидж характеризует степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) предприятия при изменениях объема продажи.

Операционный (производственный) леверидж (Эпл) рассчитывается следующим образом:

 

или .

Где  -индекс (темп в %) изменения прибыли;

 .

Для нашего примера эффект производственного левериджа (Эпл) рассчитывается следующим образом: .

Это означает, что при изменении объема выручки на 1%, сумма прибыли изменится на 3,5%.

На производственный леверидж влияет множество факторов: выручка, сумма постоянных затрат, удельные переменные расходы, цена изделия и т.д. Рост или снижение значения каждого из факторов по разному влияет на эффект производственного левериджа (см. табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь затрат, объема реализации, маржинального дохода, прибыли и расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности и производственного левериджа

Показатели

ед. изм.

баз.зн.

0,9*TR

1,1*TR

0,9*P

1,1*P

0,9*FC

1,1*FC

0,9*VC

1,1*VC

0,9*все факторы

1,1*все факторы

FC

тыс. руб.

800

800

800

800

800

720

880

800

800

720

880

VC

тыс. руб.

1400

1260

1540

1400

1400

1400

1400

1260

1540

1134

1694

vc

руб.

50

50

50

50

50

50

50

45

55

45

55

TC

тыс. руб.

2200

2060

2340

2200

2200

2120

2280

2060

2340

1854

2574

Q

тыс. ед.

28

25,2

30.8

28

28

28

28

28

28

25,2

30,8

P

руб.

90

90

90

81

99

90

90

90

90

81

99

TR

тыс. руб.

2520

2268

2772

2268

2772

2520

2520

2520

2520

2041,2

3049,2

Pr

тыс. руб.

320

208

432

68

572

400

240

460

180

187,2

475,2

M

тыс. руб.

1120

1008

1232

868

1372

1120

1120

1260

980

907,2

1355,2

m

руб.

40

40

40

31

49

40

40

45

35

36

44

Qкр

тыс. ед.

20

20

20

25,8

16,3

18

22

17,8

22,8

20

20

Km


0,44

0,44

0,44

0,38

0,49

0,44

0,44

0,50

0,39

0,44

0,44

TRкр

тыс. руб.

1800

1800

1800

2090

1616

1620

1980

1600

2057

1620

1980

Зпр

тыс. руб.

720

468

972

177,7

1155,7

900

540

920

462,8

421200

1069

Кзпр

%

28,57

20,63

35,06

7,83

41,69

35,71

21,43

36,51

18,37

20,63

35,06

Эпл


3,50

2,85

12,76

2,40

2,80

4,67

2,74

5,44

4,85

2,85

(0,9 - снижение базового значения на 10%, 1,1 - рост базового значения на 10%)

Так, снижение выручки или цены вызывает обвальное снижение прибыли, и наоборот. На практике, как правило, одновременно могут действовать несколько факторов. В двух последних столбцах приведенной таблицы дан расчет влияния на леверидж одновременного снижения всех факторов на 10% и их рост на это же значение.

Следует иметь в виду, что эффект производственного левериджа проявляется только в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении краткосрочного периода и растут скачкообразно. После такого скачка у компании появляется новый порог рентабельности и эффект производственного левериджа проявляется по-иному.

В тоже время, на основе механизма проявления производственного левериджа можно целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных расходов с целью повышения эффективности деятельности фирмы при различных хозяйственных ситуациях.

Похожие работы на - Доходы, прибыль и рентабельность фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!