Диверсификация деятельности малых предприятий Республики Коми

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диверсификация деятельности малых предприятий Республики Коми

Содержание

Введение

. Диверсификация, ее сущность виды и функции

.1 Принятие решения о диверсификации

. Диверсификация деятельности малых предприятий РК

. Хозяйственная деятельность ООО «Норд Стар»

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение

Многие компании сейчас располагают большими финансовыми возможностями, получаемых в основных сферах своей деятельности, а поскольку возможности дальнейшего развития в них весьма ограничены, диверсификация представляет собой наиболее подходящий путь для инвестиций денежных средств и уменьшения степени финансовых рисков.

В результате диверсификации фирмы приобретают многоотраслевой характер, они проникают, прежде всего, в новые, наиболее прибыльные отрасли.

В данной работе диверсификация представлена как один из способов выхода малых и средних предприятий из кризисной ситуации. Проанализируем данные Министерство экономического развития Республики Коми за 2008-2010 г, и рассмотрим, как региональная программа поддерживает малый и средний бизнес.

В практической части, на примере общества с ограниченной ответственностью «Норд-Стар» рассмотрим пути становления и развития фирмы, а также работу в период кризиса и путь выхода из него.

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является изучение опыта диверсификации хозяйственной деятельности малых и средних предприятий.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

·дать определение понятию «диверсификация»;

·рассмотреть основные стратегии диверсификации;

·оценить особенности, рыночной среды республики Коми, для принятия решения о диверсификации;

·рассмотреть процесс диверсификации, как путь выхода из кризисной ситуации, на примере фирмы ООО «Норд-Стар».

Объектом исследования являются малые и средние предприятия республики Коми.

1. Диверсификация, ее сущность виды и функции

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником. Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д. При условии, если такое предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, то такое предприятие может быть признано неплатежеспособным.

В настоящее время большинство предприятий России находятся в затруднительном финансовом состоянии. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о диверсификации хозяйственной деятельности.

Диверсификация - мера разнообразия в совокупности, изменение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыт. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация - важная инвестиционная концепция. Она снижает риск, при этом чаще всего не снижая доходность. [2. c108]

Диверсификация - (от лат. diversus - разный и facere - делать) -

) распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют кредитной. В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Иногда банковское законодательство запрещает коммерческим банкам предоставлять одной фирме кредит на сумму, превышающую 10% собственного капитала банка. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов.

) Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств, с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далеким от специализации фирм.

Диверсификация делится на 2 типа - связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Связная делится на вертикальную и горизонтальную

А) Вертикальная - означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокого уровня.

Б) Горизонтальная - производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом <#"justify">1.1 Принятие решения о диверсификации

Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств из освоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий.

Принятие решения о диверсификации одновременно требует определения ее типа, масштаба и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления.

Существенное значение для принятия окончательного решения о продвижении компании в новые сферы деятельности имеет предварительный анализ намечаемых мероприятий. В частности, производится оценка доходности инвестиций в тех отраслях, в которые предполагается диверсификация. Особое внимание уделяется долгосрочности получения прибыли. Кроме того, анализируются конкурентные условия и окружающая среда бизнеса. Практический опыт показывает, что высокие темпы роста и привлекательность готовой продукции для потребителей однозначно не являются главными стимулами к диверсификации. Скорее всего, именно высокая доходность и возможность длительный срок получать весомую прибыль на вложенный капитал играют более существенную роль в положительном решении о диверсификации.

Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Естественно, проникновение в новые виды бизнеса требует существенных вложений. Однако объем инвестируемых ресурсов не должен подрывать финансовое положение действующего бизнеса. Иначе у диверсифицированной структуры сжимается потенциал развития и, соответственно, сокращается прибыльность инвестиций. То есть, внедрение в новую сферу должно быть приемлемым для субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения. Если предприятие расширяет свою деятельность, в зависимости от причин, можно порекомендовать более жесткое управление организацией, с целью укрепления дисциплины, более продуманного использования результатов хозяйственной деятельности и распределения прибыли. Необходимо вырабатывать особенную ценовую политику, цена не должна быть слишком высокой, так как она сделает товар неконкурентоспособным, особенно если он не высокого качества. А низкая цена приведет к непокрытию себестоимости работ и убыткам.

Обязательно, следует проанализировать, получит ли бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это также послужит повышению прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагом является и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений в новых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны также способствовать росту прибыльности.

Итак, решение о диверсификации принято и для этого найдены соответствующие финансовые ресурсы.

Рассмотрим путь, по которому предстоит идти субъекту хозяйствования в ходе диверсификации. Одно из направлений, которое выбирает предприятие, - внедрение в один или несколько новых видов деятельности. Это осуществляется путем приобретения действующего предприятия, организации новой компании или создания совместного предприятия. Каждый из них имеет определенные преимущества, но и содержит вероятность риска негативных последствий.

Р. Леман делает вывод о том, что в основу разработки диверсификационной политики, а значит, и диверсификационной стратегии, должен быть положен принцип ключевой компетенции. Согласно которому, фирме необходимо расширять свою деятельность на те отрасли, где она может в наибольшей мере применить и реализовать опыт и знания, накопленные и полученные в основном и ключевом бизнесе. [4, с.89-95]

Вхождение в новые виды бизнеса может осуществляться при создании нового предприятия. Диверсифицирующейся компании требуется затратить определенные ресурсы на приобретение производственного оборудования, поиск квалифицированных кадров, формирование каналов снабжения, и сбыта, определение соответствующего круга потребителей продукции будущего предприятия, то есть, необходимы значительные финансовые ресурсы.

Рациональным решение о создании новой хозяйственной структуры будет при наличии нескольких условий. К примеру, когда для налаживания деятельности нового предприятия у диверсифицирующейся компании имеется определенный и достаточно длительный период времени, а также готовые технологии и специалисты. В некоторых отраслях национального хозяйства создание нового предприятия, занятие им значимой доли в производстве какого-то продукта, и приобретение устойчивого финансового положения требует чрезвычайно длительного срока. Эта специфика может повлиять на решение компании, которая осуществляет диверсификацию. [3 c.14-17]

Значимым является и то, что в этом секторе рынка еще не функционируют крупные хозяйственные объединения, которые могут оказать существенное противодействие появлению нового субъекта. Специалисты считают, что создание нового предприятия в условиях диверсификации не требует таких существенных затрат, как приобретение действующего.

Аналогичное положение наблюдается в области рекламы. Существует установленная связь между затратами на рекламу и объемом продаж. С ростом затрат на рекламу кривая продаж сначала медленно поднимается, затем круто идет вверх и, наконец, опять переходит в стадию медленного подъема. Поэтому отдача от рекламы в расчете на единицу затрат у мелких предприятий значительно ниже, чем у крупных конкурентов. Возможность улучшить ситуацию и здесь заключается в распределении рекламных расходов по однородным хозяйственным единицам.

В условиях конкуренции любая компания стремится упрочить свое положение на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Диверсификацию выбирают, пытаясь повысить устойчивость бизнеса, увеличить стоимость компании, повысить эффективность организации, иногда - просто использовать удачную возможность или сменить вид деятельности.

Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. Они выбирают отрасль, которая "хорошо подходит" для их бизнеса, но сталкиваются с невыгодностью структуры отрасли. Пока наилучшее соответствие структуры не обеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высоким прибылям.

Диверсификация - это вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она вносит более эффективный менеджмент либо новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации - добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов. [8, c.111-144]

2. Диверсификация деятельности малых предприятий РК

Одной из главных особенностей малого бизнеса является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные рыночные ниши. Это обусловливается относительно ограниченным объемом выпуска и небольшой потребностью в ресурсах у малых предприятий, упрощенной структурой внутрифирменного управления, прямой зависимостью доходов работников от успешной реализации продукции предприятия. Однако в условиях развитой рыночной экономики конкретное малое предприятие, как правило, маневрирует в границах избранной специализации, улучшая качество, меняя ассортимент, реже - номенклатуру выпускаемой продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малых фирм происходит главным образом за счет интенсивного роста числа новых, на перспективных рынках и сокращения числа действующих предприятий на сужающихся рынках.

Специфика российской переходной экономики заключается в том, что одной из основных, наиболее выигрышных стратегий адаптации малых предприятий к изменению условий хозяйствования становится перераспределение ресурсов фирмы между отдельными направлениями деятельности.

К такому выводу приходим, рассматривая данные, проведенные Министерством экономического развития Республики Коми, они позволяют более детально изучить вопросы диверсификации деятельности малых и средних фирм, ее причины и направления, цели и финансово-экономические результаты.

Под диверсификацией мы понимаем любое изменение (увеличение, уменьшение) числа видов деятельности, трактуемых достаточно широко - как отрасль в классификации, принятой Госкомстатом РФ. Изменение вида деятельности может либо иметь целью наращивание потенциала фирмы, либо быть следствием негативных результатов ее функционирования. Есть основания считать, что к диверсификации как средству выхода из кризиса чаще прибегают неблагополучные промышленные предприятия, пытаясь обеспечить приток "живых" денег через переключение деятельности в непроизводственную сферу.

В нашей республике, за последние несколько лет, был разработан комплекс мер реализуемых в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства».Направленных на стабилизацию условий рыночных отношений.

По результатам опроса, за последние два года процесс диверсификации затронул 44% от общего числа обследованных фирм. Такая цифра говорит о благоприятных возможностях для диверсификации деятельности малых предприятий: наличии свободных рыночных ниш, беспрепятственном перераспределении ресурсов между отраслями.

В целом на субъекты малого и среднего предпринимательства, как и на крупные предприятия, негативное влияние оказывает ухудшение ситуации с обеспеченностью оборотными средствами, сокращением рынков сбыта, высокие транспортные и коммунальные расходы и снижение спроса на продукцию.

В целях развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Приказом Министерства экономического развития РК от 23.12.2008 г. №417 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республики Коми в 2009 году».

Освоение Программы за 2009 год составило 29388,9 тыс. рублей (99,5%).

В 2009 году привлечены средства федерального бюджета на оказание поддержки малому и среднему бизнесу Республики Коми в сумме 15,5 млн. рублей, что на 172% больше, чем в 2008 году. Освоение средств федерального бюджета составило 13,7 млн. рублей (88,2%), в т.ч. по направлениям:

финансовая, инвестиционная и материально-техническая поддержка субъектов малого предпринимательства - 13,2 млн. руб.;

кадровая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - 0,5 млн. руб.

В 2009 году проведено 8 заседаний Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства. Претендующих на получение финансовой поддержки, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и конкурсному отбору инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и 2 заседания Комиссии по рассмотрению хозяйствующих субъектов и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. На которых рассмотрено в общей сложности более 200 заявок субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Сравнительные показатели уровня спроса на республиканскую поддержку (табл.1)

В рамках реализации Программы и средств субсидии из федерального бюджета в 2009 году заключено:

договоров субсидирования с субъектами малого предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на оказание финансовой поддержки по различным направлениям - 161;

государственных контрактов и договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - 63, а также показатели по разным видам деятельности (табл. 1).

По итогам 2009 года в сфере малого и среднего предпринимательства наблюдается спад деловой активности. Не смотря на общий рост числа хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории малых и средних предприятий, показатели мониторинга основных показателей деятельности организаций малого и среднего предпринимательства фиксируют спад производства, снижение численности работников, уменьшение уровня инвестирования в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Показательцелевые группымолодежь в возрасте до 30 летженщиныбезработныеКоличество обученных специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое дело (чел.)11527228Удельный вес целевой группы в общем числе, прошедших обучение29,9 %70,6 %7,3 %

Согласно отчетным данным, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями государственной поддержки, реализация Программы позволила сохранить свыше 2,2 тыс. рабочих мест и создать дополнительно более 250 рабочих мест, из них 20 рабочих мест - для безработных граждан.

По состоянию на 01 января 2009 года из общего числа юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории республики - 70% - это малые и средние предприятия, что на 10% больше показателя на начало 2008 года.

Число средних и малых предприятий по итогам года снизилось на 6% и 26% соответственно и составило 106 средних предприятий и 1482 малых предприятия. Снижение числа средних и малых предприятий компенсировалось ростом числа микропредприятий на 35%, к концу 2009 года в республике насчитывалось 12798 микропредприятий.

На 3% увеличилось число индивидуальных предпринимателей, их численность составила 23682 предпринимателя.

Доля занятых на предприятиях в среднего и малого бизнеса, за исключением микропредприятий, в общей численности занятых среднесписочного состава работников организаций Республики Коми снизилась с 15% до 13%. Среднесписочная численность работников малых и средних организаций за 2009 год составила 48,9 тыс. человек, что на 18% ниже показателя за 2008 год.

Доля оборота средних и малых предприятий в общем обороте республики к концу 2009 года снизилась на 2,3%. Оборот средних и малых предприятий составил 62,5 млрд. рублей (12,3% от общего оборота по республике).

Средний объем инвестиций в основной капитал на одно малое предприятие по итогам 2009 года составил 0,63 млн. рублей (для сравнения в 2008 году данный показатель составлял 1,25 млн. рублей).

По итогам 2009 года возросло присутствие субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и оказания услуг. Доля субъектов малого предпринимательства в обороте розничной торговли республики возросла с 77% до 80,8%, а в сфере платных услуг с 28,4% до 35,9%.

По итогам I квартала 2010 года в республике наблюдалась положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития (таблица 1):

·увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Коми, профицит бюджета;

·рост налоговых поступлений в бюджетную систему в целом;

·увеличение объемов инвестиций в основной капитал;

·рост объемов грузовых перевозок и грузооборота транспорта;

·увеличение объема услуг связи;

·рост объемов промышленного производства в целом;

·увеличение объемов добычи угля;

·рост объемов производства бензина автомобильного, мазута топочного;

·увеличение объемов производства фанеры, древесноволокнистых плит, бумаги, картона;

·рост производства цельномолочной продукции, мяса и субпродуктов домашней птицы, хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий;

·увеличение объемов жилищного строительства;

·замедление темпов инфляции на потребительском рынке;

·рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций;

·увеличение номинальных и реальных среднедушевых денежных доходов населения;

·снижение общей суммы просроченной задолженности по заработной плате;

·уменьшение количества зарегистрированных преступлений.

Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере республики отмечались и негативные, основные из которых:

·сохранение значительной суммы задолженности организаций по платежам в бюджеты всех уровней;

·снижение объемов перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования;

·уменьшение объемов добычи нефти и газа;

·сокращение объемов производства древесностружечных плит, лесоматериалов, дизельного топлива;

·снижение объемов производства майонеза, масла сливочного, макаронных изделий;

·сокращение объемов лесозаготовительного производства;

·уменьшение объемов сельскохозяйственного производства в целом;

·рост уровня безработицы.

В большинстве случаев (88%) предприятия увеличивали число видов деятельности. Новой сферой их деятельности стали главным образом услуги (41%) и торговля (27°о). В сторону производства "развернулись" 16% малых и средних предприятий. Чаще, чем торговые, меняли виды деятельности производственные фирмы.

На основе данных показателей можно судить о благоприятной среде для диверсификации хозяйственной деятельности в данном регионе.

3. Хозяйственная деятельность ООО «Норд Стар»

Общество с ограниченной ответственностью «Норд Стар» начало свою хозяйственную деятельность в области торговли, в благоприятной рыночной среде г.Сыктывкара. Структура фирмы значительно расширялась. Фирма выполняло посредническую деятельность между различными заводами производителями и торговыми розничными и оптовыми сетями, и конечными потребителями. За многолетнюю деятельность фирмой была охвачена большая часть рынка Республики Коми. Были открыты филиалы во всех крупных городах республики. Приобретались в больших количествах недвижимость, транспортные средства, оборудование для торговли и хранения продукции. Торговля для компании являлась хотя и не единственным, но основным источником дохода.

Как и у многих других торговых организаций, деятельность фирмы в основном зависела от заемных средств. Основными заемными средствами являлись кредиты, предоставляемые банками. От предоставляемых кредитов напрямую зависел объем и сроки товарооборота, а следовательно и прибыль компании.

Компания Норд Стар подпадала под критерий крупного предприятия совместно с филиалами, так как количество рабочих мест на предприятии составляло более 500человек.

Компания одна из первых получила, на тот момент такие дистрибуции как: «Донской табак» г. Ростов-на-Дону, «Лиггетт Дукат»ЛТД г. Москва, Компания «Филип Моррис», ОАО «Челны холд», ОАО «Кировский хладокомбинат» г. Киров, ЗАО «Оболонь», ЗАО «Тихорецкий мясокомбинат, ЗАО «Нево Табак» г. Санкт Петербург и многие другие.

Ежемесячный оборот от торговой деятельности, на 2008год, превышал 41 миллион рублей, это приблизительные показатели только по г.Сыктывкару и близ расположенных районов. Такие же показатели прибыли приносили филиалы.

В связи с дальновидной политикой компании определенная процентная часть прибыли от торговли резервировалась для дальнейшего развития других направлений деятельности фирмы. Она составляла 0,1% ежеквартальной прибыли.

Наступила кризисная ситуация, банки перестали выдавать заемные средства, фирма оказалась на гране неплатежеспособности.

Существовал ряд причин развития кризиса. Это был общий спад рынка, неправильно выбранная стратегия развития, неэффективная работа менеджмента, большая доля заемных средств в основных оборотных средствах. Скорость и методы преодоления кризиса во многом зависят от того, каковы причины его возникновения и как быстро он будет выявлен. Выделили основную стадию развития финансового кризиса фирмы:

·сокращение рентабельности и абсолютных значений объемов прибыли;

·резкое снижение платежеспособности компании в целом, когда часть оборотных средств направляется на обслуживание возросшей кредиторской задолженности, поэтому идет сокращение данного вида деятельности;

В таком состояние острой неплатежеспособности, возникла реальная угроза приостановки или даже полного прекращения деятельности, а затем банкротства.

Компанией был принят ряд мер диверсификации хозяйственной деятельности для дальнейшего существования и выхода из кризисной ситуации.

Для преодоления кризиса были применены следующие меры. Кратко остановимся на основных из них. Снижение затрат. В неблагоприятных финансовых условиях - это нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов. Этот подход позволяет удержать затраты компании на заданном уровне. Стимулирование продаж. Активизация продаж в ситуации кризиса должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей. Оптимизация денежных потоков. Одним из выходов является ежедневная сверка баланса наличных денежных средств, которая дает достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении текущих платежей. Необходимо расставить приоритеты текущих платежей. Далее составляется бюджет движения денежных средств на будущий отчетный период. Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования. В условиях финансового кризиса предприятие не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, но необходимо оптимизировать работу с дебиторской задолженностью. Реструктуризация кредиторской задолженности. С поставщиком заключается соглашение о том, что компания будет гасить задолженность по мере приобретения новых партий товаров. Это один из методов. Второй подход - кредиторская задолженность погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика.

Учредителями фирмы и руководителями филиалов было принято решение о постепенном отказе от торговой деятельности. Вынужденными мерами было сокращение штата сотрудников, закрытие филиалов, продажа имущества и другие крайние меры по сокращению статей расходов. Несмотря на значительное сокращение штата, компании удалось сохранить интеллектуальные ресурсы, которые в дальнейшем помогли выйти компании на другие рынки, к которым ранее фирма не имела ни какого отношения.

Были разработаны расчеты и бизнес планы позволяющие начать деятельность фирмы в других отраслях, менее зависимых от заемных средств. В качестве финансовых ресурсов был задействован ранее сформированный резервный фонд.

Диверсификация была проведена нелинейным способом, был выбран несвязный метод.

Было начато развитие следующих направлений:

·туристический бизнес: туристическое агентство «Гросс Тревел»

·общественное питание: ООО «Медведь»

·рекламное агентство: рекламные мастерские «Гросс ЛДТ»

·лесопромышленное управление: ООО «ЕвроЛесКоми»

На данный момент все фирмы осуществляют деятельность, не зависимо друг от друга. Общая численность рабочих мест составляет около 200. Доля прибыли стабильна.

Заключение

На основании проделанного курсового исследования мы пришли к следующим выводам.

Диверсификация понимается как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента, расширение активности за рамки основного бизнеса.

Диверсификация - это процесс перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих.

Цель диверсификации - добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов.

К основным причинам реализации диверсификационных стратегий можно отнести: рост компании, выживаемость, эффективное использование всех фирменных ресурсов.

На возможность реализации стратегии влияют ряд факторов, а именно цели высшего руководства предприятия, динамика деловой внешней среды и возможности фирмы. К основным видам стратегии диверсификации можно отнести вертикальную диверсификацию, горизонтальную и несвязную.

В силу несовершенства законодательства и непредсказуемости рынка к выбору стратегии необходимо подойти очень осторожно. Не стоит строить далеко идущие планы. Если к этому добавить и нестабильность российского рынка, то видно, что выбираемая стратегия должна быть гибкой по отношению к внешним условиям.

Таким образом, в заключении можно отметить только то, что каждая компания (фирма) выбирает для себя более удобный вид стратегии, исходя из поставленных перед собой целей и в зависимости от желаемого результата. Для одних это может быть стратегия одного бизнеса, для других - одна из стратегий диверсификации. Главное - это достижение эффективной деятельности, ее прибыльность и достижение к поставленным целям и задачам.

Проведя анализ деятельности хозяйственной предприятия, находящегося в кризисной ситуации неплатежеспособности, необходимо изучить возможные пути выхода из кризиса, вследствие чего можно выбрать конкретный путь улучшения положении.

Список используемых источников

1.Министерство экономического развития Республики Коми ДОКЛАД «Социально-экономическое развитие Республики Коми в I квартале 2010 года»

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубщева Е.Б. «Современный экономический словарь». - 108с.

.Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник. - 2009. - №1 - С.14-17

.Леман Р. Диверсификация на базе профиля фирмы / Р. Леман // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 1. - С. 89-95

.Постановление Правительства РК от 14.09.2009 N 262 "О долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми 2010-2011 годы"

.Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис".

.Королев В.И. «Менеджмент», Экономист, 2006

.Григорьев С.А. Финансовые исследования стратегии диверсификации на развитых и растущих рынках капитала // Журнал «Корпоративные финансы». - №1. - 2007. - С.111-144

.Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 618 с.

.Экономика предприятия (фирмы): Учебник под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601с.

Приложение

Таблица №1. Уровень спроса на мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

ПоказательЕд. измерения2007 год2008 год2009 год2008г. к 2007г.(%)2009г. к 2008г. (%)Количество заявок, поданных субъектами малого предпринимательства на получение финансовой поддержкиед.8097219121,2225,8Количество субъектов малого предпринимательства, получивших финансовую поддержкуед.6279156127,4197,5Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого предпринимательства, всего, в том числе:млн.руб.13,815,328,4110,9185,6за счет средств республиканского бюджетамлн.руб.13,814,815,2108,0102,7за счет средств федерального бюджетамлн.руб.-0,513,2-в 26 разКоличество обученных специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое делочел.373793385212,648,5Объем средств, направленных на обучение специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое дело, всего, в том числе:млн.руб.1,53,21,7213,353,1за счет средств республиканского бюджетамлн.руб.1,51,80,9120,050,0за счет средств федерального бюджетамлн.руб.-1,40,8-57,1Количество обращений предпринимателей и граждан, желающих открыть свое дело, в консультационную приемную для предпринимателейед.152296285194,796,3Количество обращений в информационно-маркетинговые центры предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности ед.20760193242835993,1146,8

Анализ субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в 2009 году по видам деятельности, категориям субъектов малого и среднего предпринимательства

Таблица №2. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства

Показателькатегориимикропредприятиямалые предприятияКоличество субъектов малого предпринимательства, получивших финансовую поддержку, всего, в том числе по видам деятельности (ед.)9759производство1320торговля5017общественное питание52бытовые услуги населению710строительство32сельское хозяйство61транспортные услуги62иное (полиграфические услуги, медицинские услуги, рыбоводство и рыболовство, сдача внаем собственного недвижимого имущества, деятельность туристических агентств, деятельность информационных агентств, услуги по удалению и обработке твердых бытовых отходов и др.)75

Похожие работы на - Диверсификация деятельности малых предприятий Республики Коми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!