Государственный долг: причины, последствия, способы финансирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг: причины, последствия, способы финансирования

Министерство образования Республики Беларусь

УО "Белорусский государственный экономический университет"

Кафедра экономической теории










Курсовая работа

Государственный долг: причины, последствия, способы финансирования


Студентка

УЭФ,2 курс, ЗЭП-1

А.Г. Мысливец

Руководитель

ассистент А.А. Кравченко


Минск 2012

Реферат

государственный долг беларусь финансирование

Государственный долг: причины, последствия, способы финансирования. Государственный долг США, Китая.

Курсовая работа: 33 с., 42 источника, 2 таблицы, 2 приложения

Объект исследования: Государственный долг

Предмет исследования: основная сущность, виды государственного долга, а также способы управления государственным долгом, состояние госдолга в Республике Беларусь.

Цель работы: изучить основные понятия государственного долга, а также исследовать ситуацию с государственным долгом в Республике Беларусь.

Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ состояния государственного долга в отдельных странах, в результате которых выделены основные проблемы, сделаны соответствующие выводы.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Подтверждаю, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно объективно отражает состояние исследуемой экономической категории, а все заимствованные из литературных и других источников теоретическое, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Abstract

debt: Causes, Consequences, methods of financing. U.S. debt, China.of study: Public debtof research: basic essence, the types of public debt, as well as how to manage the national debt, state debt in Belarus.: To learn the basic concepts of public debt, as well as to investigate the situation of the public debt of the Republic of Belarus, the main problem in dealing with this issue - offer a reasonable long-term state policy in the field of management of external debt.: description, classification, analytical methods, statistical, graphical, method of collecting facts.and development: an analysis of the state of public debt in some countries as a result of which highlights the main problems, make the appropriate conclusions.of the possible practical applications: lectures, seminars.that the course work in computational and analytical document correctly reflects the state of objectively researched economic categories, all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

Содержание

Введение

. Понятие государственного долга, его виды, методы управления и финансирования

.1 Сущность, причины и виды государственного долга

.2 Влияние государственного долга на бюджетную политику государства

.3 Методы и способы управления государственным долгом

.4 Последствия и способы финансирования государственного долга

. Анализ государственного долга и его показателей в отдельных государствах

.1 Государственный долг США

.2 Государственный долг Китая

. Состояние внешней и внутренней государственной задолженности Республики Беларусь и их последствия

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Краткая история госдолга США

Приложение Б. Иностранные кредиторы США

Введение

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен. Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику, проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Объектом и предметом исследования является государственный долг как финансовая категория и управление государственным долгом.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории "государственный долг", причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития. Задачами же данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, а также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

В процессе работы проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе. Приведены возможные наиболее рациональные пути решения этих проблем.

В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как "Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих, получение высшего образования по экономическим специальностям" Т.С. Алексеенко, "Микро- и макроэкономика" М.И. Плотницкого, "Введение в макроэкономику: Учебное пособие" Т.Ю. Матвеева и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, "Роль государственного долга в рыночной экономике" А.Ю. Жигаева, "Управление государственным долгом" Т.В. Грицюк, "Государственный долг и макроэкономическая стабилизация" А. Раков, "Управление государственным долгом в разных странах" А. Попкова и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.


1. Понятие государственного долга, его виды, методы управления и финансирования

.1 Сущность, причины и виды государственного долга

Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег. Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств. [1, с. 25].

Теория государственного долга базируется на том, что эта категория является составной частью комплекса понятий, характеризующих экономические отношения, возникающие в связи с использованием кредитных ресурсов. Долг (задолженность) - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату. Другими словами, долг, как экономическая категория, соответствует принципам возвратности, платности и срочности.

В различные исторические промежутки времени ученые и экономисты по- разному рассматривали взаимосвязь государственного долга и экономики. Единой точки зрения на этот вопрос в науке никогда не существовало.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [2, с. 30].

Основой возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

во-первых, осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту, доходов бюджета;

во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;

в-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;

в-четвертых, резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);

в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).

Итак, мы установили, что дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями держав в финансировании своих расходов и их возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования - с другой.

Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита). Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций.

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и

путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня и благосостояния.

Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.

Различают также государственный долг капитальный, представляющий собой всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним в данном году.


.2 Влияние государственного долга на бюджетную политику государства

Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. При реализации бюджетно-финансовой политики, государством преследуются следующие цели:

• Источники формирования доходов государственного бюджета

• Приоритетные направления расходов бюджета

• Допустимые пределы разбалансированности бюджета

• Источники финансирования бюджетного дефицита

В свою очередь в составе бюджетно-финансовой политики относительную самостоятельность приобретает инвестиционная политика, политика управлением государственного долга, политика межбюджетных взаимоотношений.

Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие основные функции:

). Распределительная функция - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.

С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо использование на принципах возвратности, срочности и платности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже отмечалось, стали в последнее время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

). Регулирующая функция - выражается в том, что государство, вступая в долговые отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

). Контрольная функция - реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов.

Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность качественной и количественной оценок.

В экономической теории существует ряд концепций касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.

Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

Анализ эффектов государственного долга был бы неполным без учета и изучения "теории нейтральности государственного долга", которую называют "Эквивалентность Риккардо". Ее сущность состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

на объем правительственных расходов долговая политика не влияет, ревалентными являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга для покрытия дефицита бюджета;

временное уменьшение налогов в текущем периоде предусматривает увеличение налогов в будущем, так как государственный долг постоянно расти не может;

настоящая стоимость повышения налогов равняется стоимости текущего прироста государственного долга.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном долге видят две "опасности":

а) возможность банкротства нации;

б) опасность переложения долгового бремени на другие поколения.

Первая возможность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга.

Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций (ГО) правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

По поводу второй "опасности" нужно иметь в виду следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг - это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги самим себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг, сводится в конечном счете, на нет (он и есть и его нет). Тем не менее, рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом. Они состоят в следующем:

Во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпорации, т. е. в реальные инвестиции.

Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.

В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.

В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по государственному долгу, это приводит к увеличению процентной ставки, а это снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга.

Одним из наиболее употребляемых показателей совокупного госдолга является его процентное отношение к ВВП.

Особое значение имеют показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся:

) коэффициент обслуживания государственного долга, определяемый как соотношение суммы погашения долгов и процентных платежей в данном году (объем текущего госдолга) и ВВП (объему экспорта товаров и услуг или общей сумм полученных государством в этом же году кредитов),

) коэффициент обслуживания процентных платежей, определяемый как процент от совокупных государственных расходов (иногда как процент от суммы налоговых поступлений в бюджет или от объема ВВП) [3, с. 51].

Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. [4, с. 44].

.3 Методы и способы управления государственным долгом

Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.  Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств [5, с. 153]. Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга [6, с. 35].

Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны [7, ст. 33].

Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:

в широком смысле - как формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика;

в узком смысле управление госдолгом можно представить как совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие:

. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Очевидно, что с точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о применении помимо рефинансирования таких механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секьюризация, новация.

. Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. В результате государство получает временную экономию, поскольку, продолжившийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему. В целях снижения расходов по управлению госдолгом государства чаще всего снижет размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредитов [8, с. 19].

. Государство, заинтересованное в получении займов, на длительные сроки, достигает этого за счет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения.

Возможно совмещение консолидации с конверсией [9, с. 450].

Следует отметить, что при применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дельнейшее заимствование.

Следующим механизмом, применяемым государством в рамках управления его долгом, является унификация государственных займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

. Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. Эта мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного долга.

. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и от погашения в полноценных деньгах по ее облигациям, продававшимся им за обесценившуюся валюту.

. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. При этом отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами и может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним.

. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

. В последние два десятилетия широкое распространение на мировом финансовом рынке получила тенденция к превращению отношений между кредиторами и должниками в оборото-способное имущество. Эта тенденция получила название секъюритизация. Превращая обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, секъюритизация дает этим обязательствам повышенную оборото-способность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными.

. К методам управления государственным долгом также относится такое довольно распространенное в последнее время на рынке ценных бумаг явление, обуславливающее любое нововведение или первоначальное изменение условий заимствования, как новация.

В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные изменения первоначальных условий государственных займов можно объединить в одно понятие - реструктуризация. Исследование финансовых инструментов управления государственным долгом позволило обнаружить возрастающую роль государственных ценных бумаг, которые являются не только одним из основных способов управления государственным долгом, но и эффективным инструментом регулирования денежно-кредитной политики.

.4 Последствия и способы финансирования государственного долга

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2012 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

= D/Y

и отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

- Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Когда расходы государства превышают его доходы, правительство вынужденно искать источники финансирования возникшего разрыва. Оно может просто "напечатать" деньги или выпустить облигации, т.е. взять деньги в долг у резидентов (внутренний долг) или нерезидентов (внешний долг). Естественно, при этом правительство должно выплачивать проценты по долгу. И если в следующем периоде доходов не достаточно для того, чтобы помимо покрытия расходов осуществить процентные выплаты, то оно снова может выпустить облигации. Тем самым, правительство рефинансирует ту часть долга, по которой наступает срок платежа. Таким образом, длительное существование дефицита бюджета приводит к увеличению государственного долга, который будет расти с темпом равным реальной ставке процента.

Для целей экономического анализа интерес представляет не сама абсолютная величина государственного долга, а его размер относительно размера всей экономики, т.е. доля в ВВП. Если реальная ставка процента выше темпа роста ВВП, то эта величина может со временем неограниченно расти. Поэтому государственная политика должна быть направлена на стабилизацию долга.

Можно выделить два способа стабилизации. Первый способ - сокращение дефицита и достижение профицита бюджета, который позволит снизить общую величину долга. Реализация этого способа возможна за счет сокращения расходов и увеличения налогов.

Второй способ подразумевает денежное финансирование дефицита государственного бюджета. В этом случае Центральный банк просто выкупает часть долга у Министерства финансов (которое выпускает облигации), выпустив для этого дополнительное количество наличных денег. Этот механизм получил название сеньоража. Кроме того, образовавшийся в результате прирост денежной массы может привести к росту инфляции. А поскольку большинство государственных займов не индексируется, это приводит к снижению реальной стоимости долга. Таким образом, владельцы облигаций косвенно облагаются инфляционным налогом.

Достоинства эмиссионного (денежного) способа финансирования дефицита государственного бюджета:

• Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

•Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

• Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

• Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Государственный долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходят наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств. В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты [2, с. 39].

Для погашения внешнего государственного долга также может использоваться выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). В этом случае внешний долг переводится во внутренний, что способствует перераспределению в пользу резидентов. [2, с. 39].

Для эффективного управления структурой долга и возможного его сокращения в перспективе путем займов целесообразно было бы финансировать отрасли, способные поставить не внутренний и внешний рынок конкурентоспособную продукцию. В настоящее же время привлекаемые средства в основном идут на финансирование текущих расходов бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

Изучив теоретический материал о такой экономической категории, как государственный долг можно сделать следующий вывод: финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджета, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Исследование макроэкономического регулирования накопленной задолженности государства является актуальным и приобретает особую значимость в современных условиях формирования посткризисной экономики.

2. Анализ государственного долга и его показателей в отдельных государствах

.1 Государственный долг США

Государственный долг США (англ. The United States governmentdebt), национальный долг США (англ. nationaldebt) - деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП [11] [12].

Историю государственного долга США кратко отражает Приложение А, которое оформлено в виде таблицы с указанием госдолга за период с 1910 по 2014 года [10].

Бюджетный дефицит США в 2009 году превысил 1,5 трлн. долл. США [5 с. 35]. За истекшие 12 месяцев 2009 года правительство потратило на 80% больше, чем собрало в бюджет: 2 трлн. долл. США против 3,5 трлн. долл. США, заняв для этого внутри страны и за рубежом 44 доллара из каждых 100 потраченных. Ускоренное расходование средств по всем бюджетным статьям, включая оборону, происходит одновременно с сокращением налоговых поступлений из-за рецессии и высокой безработицы. Дефицит бюджета приблизился к 8,5% ВВП, а госдолг - к 90% ВВП [2, с. 35].

По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил $15 трлн. 33 миллиарда 607 миллионов 225 тысяч 920 долларов 32 цента [13] [14], на 1 января 2012 - 15,3 трлн. долл. Объём долга превысил 100% ВВП США [15].

Статьи расходов бюджета США превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) с конца 60-х годов XX века (с 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза - в 1998-2001 гг.).

Государственный долг в соотношении к ВВП страны достиг максимума в 1946 году, что являлось следствием массивных военных госрасходов в период Второй Мировой Войны. Тогда данный показатель составил 121,2% ВВП.

Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 40-х по начало 80-х годов), позволила сократить данный показатель до уровня около 33-36%. [16]

С 1980-х годов, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах. Тем самым к 2011 году госдолг США вырос до 15,33 триллионов долларов и составил 100% от ВВП, а к сентябрю 2012 года достиг 16,015 триллионов долларов.

Структура госдолга США, по состоянию на 30 апреля 2012 года:

Общий госдолг составил - 15692 млрд. долл. Долг перед частными юридическими и физическими лицами - 10916 млрд. долл. (70% от общего объёма).Долг перед иностранными государствами - 4776 млрд. долл. (30% от общего объёма) [17].

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд. $ в 1980 до 1525 млрд. $ в 1986 (в ценах 1982 года) [18] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

По оценкам некоторых аналитиков, угроза экономического кризиса в стране на начало 2006 года была достаточно велика [19]. Превышение государственного долга должны были компенсировать средства пенсионного фонда. Об этом говорилось в письме, направленном в конгресс главой министерства финансов США Джоном Сноу. Кроме того было отмечено, что уже к 20 марта 2006 года возможно превышение установленного ранее потолка в $8,2 триллиона. В связи с этим Сноу обратился к законодателям с просьбой незамедлительно повысить этот порог.

Министром финансов США Тимоти Гайтнером был направлен в конгресс официальный запрос на увеличение законодательного предела федерального долга Соединенных Штатов сверх действующего на тот момент значения в 12,1 трлн. долл. Гайтнер прогнозировал, что госдолг США мог упереться в "потолок" уже в середине октября 2009 года [20].

декабря 2009 года Конгресс повысил планку госдолга на 290 млрд. долл. - до 12,4 трлн. долл. для финансирования расходов правительства США на протяжении ещё шести недель. Данное повышение позволило избежать дефолт по обязательствам США в ближайшем будущем [21].

января 2010 года сенаторы от демократической партии внесли законопроект о повышении планки государственного долга США на 1,9 трлн. долл. - до 14,3 трлн. долл. Законопроект был принят. Планка данного размера долга была достигнута в начале мая 2011 [22].

Верхняя планка государственного долга США с 1940 года поднималась около ста раз [23].

мая 2011 года министр финансов США Т. Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать "различные бухгалтерские уловки" в качестве мер для предотвращения дефолта [24]. 12 июля 2011 президент США Б. Обама заявил, что в скором времени в федеральной казне может оказаться недостаточно денег для своевременной выплаты пенсий 27 миллионам пенсионеров, если госдолг не будет увеличен [25]. 15 июля того же года Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт [26].

августа 2011 года за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,4 триллиона долларов - до 16,7 трлн. долл., тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн. долл. [27]. В тот же день, 2 августа, президент США Барак Обама успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт [28]. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов.

Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), "подвешенная" в течение с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела в результате опасений инвесторов дефолта США [29] к нестабильности фондовых рынков; цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию [29], а кредитный рейтинг США был понижен [30] S&P 4 августа с максимального "ААА" до "АА+" с прогнозом "негативный" [31] на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета [31].

августа 2011 года в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США.

августа 2011 года рейтинговое агентство Standard & Poor's впервые (с 1860-х годов) снизило кредитный рейтинг США как государства [30]. Это обвалило мировые фондовые рынки, а цена на золото поставила новый мировой рекорд, превысив 1700 долларов за унцию [30].

Кому же должно федеральное правительство США? По данным Министерства финансов США иностранными кредиторами по состоянию за март 2012 года являются следующие организации и государства: Приложение Б [10].

Президент Барак Обама представил 13 февраля 2012 года Конгрессу США проект бюджета страны на 2013 финансовый год, который начнется 1 октября текущего календарного года - всего за месяц до очередных выборов главы администрации [32].

Основные его параметры таковы: расходы правительства - почти 3,8 трлн. долларов, поступления в казну - главным образом за счет налогов и других сборов - 2,9 трлн. долларов, дефицит - 901 млрд. долларов /5,5 проц. от общего объема ВВП/. Для сравнения: на 2012 финансовый год Обама просил выделить 3,73 трлн. долларов и прогнозировал дефицит в 1 трлн. долларов /Белый дом уточнил 10 февраля, что дефицит по итогам года, который завершится 30 сентября, скорее всего, составит 1,33 трлн. долларов или 8,5 проц. от ВВП - то есть останется примерно на уровне предыдущих трех лет [32].

Обама, признающий, по крайней мере на словах, насущную опасность для экономики страны достигшего астрономических высот государственного долга - свыше 15 трлн. долларов, остался и на этот раз верен своей идее "сбалансированного подхода": сначала меры для стимулирования национальной экономики с помощью, в основном, инвестиций в инфраструктуру и образование, и только потом, когда она уже встанет на ноги, значительные сокращения правительственных расходов [32].

Для обоснования своих бюджетных предложений Обама избрал трибуну муниципального колледжа в пригороде Вашингтона - Аннандейле /штат Виржиния/. "Основанная идея в этом проекте заключается в том, что в период, когда наша экономика переживает подъем и рабочие места создаются более быстрыми темпами, нам необходимо сделать все, что в наших силах, чтобы процесс восстановления /экономики/ не прекращался, - указал президент. - Мы видим признаки того, что наша экономика находится на пути к выздоровлению. Но нам предстоит еще многое проделать... Если мы действительно хотим инвестировать в наше будущее, в образование, новую энергетическую технологию, в научные исследования, то придется за это заплатить" [32].

Комментируя бюджетные предложения президента, столичная газета "Вашингтон пост" отметила на своей первой полосе 14 февраля: "С сокращением госдолга придется подождать". "Обама представил свой последний бюджетный запрос перед тем, как в ноябре оценку его работе дадут избиратели, предусматривающий отсрочку шагов, нацеленных на уменьшение государственного долга, в угоду новых трат, позволяющих реализовать приоритеты демократов по восстановлению положения среднего класса Америки, - пишет издание. - Обама призвал к выделению 350 млрд. долларов на новые меры по стимулированию экономики, направленные на сохранение на низком уровне налога на зарплату /для среднего класса/, укрепление внутреннего производства, "возвращение" рабочих мест, переведенных за рубеж, наем дополнительного числа учителей, переподготовку и повышение квалификации рабочих и приведение в порядок разрушающейся инфраструктуры страны" [32].

Как заметил председатель бюджетного комитета палаты представителей Пол Райан, предложения Обамы "лишь приведут к тому, что страна еще больше увязнет в долговой трясине", а "темпы роста экономики замедлятся" из-за того, что правительству придется вновь занимать деньги. "Совершенно очевидно, что нам грозит долговой кризис", - выразил он уверенность в беседе с журналистами [32].

Анализируя ситуацию с государственным долгом США я пришла к следующему выводу: уровень долга США, как международного валютного гаранта, должен быть таким, чтобы не вызывать сомнения у инвестиционного сообщества. Приближение Америки к планке отношения долга к ВВП на уровне 100% имеет психологическую составляющую: мир беспокоится. Более того, международное сообщество волнует не только размер долга, но темпы его прироста, которые для США сегодня являются беспрецедентными в истории страны.

2.2 Государственный долг Китая

Мировой финансовый кризис уже прошел, но, похоже, ему на смену приходит новый, связанный с неподъемными долгами государств. Отчего так происходит? Известные экономисты Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт в своей книге "В этот раз по-другому: восемь веков финансовой недальновидности" (This Timeis Different: Eight Centuriesof Financial Folly) отмечают, что исторически за волной международного финансового кризиса в течение нескольких лет, как правило, следует волна кризиса суверенных долгов [33].

В рассуждениях о госдолге немаловажен еще один момент: кто является держателем госдолга? Важно это по двум причинам. Во-первых, кредиторы-резиденты эмпирически менее склонны распродавать госдолг собственной страны по любому капризу рынка. Во-вторых, в случае роста процентных ставок по госдолгу, эти более высокие проценты достаются резидентам страны госдолга, то есть из государства никуда не деваются. А это важно, потому что в случае необходимости суверен может обложить дополнительными налогами лишь своих граждан, а не чужих. Устойчивость огромного госдолга Японии, кроме всего прочего, объясняется и таким фактором: держатели около 90% японского госдолга - отечественные банки и домохозяйства. В Китае ситуация фактически такая же: лишь 1% ВВП - часть официального госдолга, находящаяся в руках нерезидентов, по расширенному китайскому госдолгу аналогичный показатель практически тот же [33].

Пока кризис госдолга затронул лишь развитые страны, а в Китае таких проблем не наблюдается. Однако всеобщий интерес к теме государственного долга заставляет многих аналитиков приглядываться и к китайским делам в этой сфере. Все ли хорошо с госдолгами у Поднебесной, нет ли каких-то явных или, как это часто бывает с Китаем, скрытых рисков?

Для понимания того, устойчива ли траектория государственного долга, необходимо учитывать сразу несколько параметров. К ним относятся собственно объем долга и целый комплекс факторов, оказывающих влияние на его размеры в будущем: темпы роста экономики (не будем забывать, что основным показателем является отношение госдолга к ВВП, и тут рост экономики бывает не просто важным, а критическим), конкурентоспособность экономики, сегодняшняя и будущая сбалансированность государственных доходов и расходов, процентные платежи по долгу и некоторые другие специфические параметры (например, во время текущего еврокризиса крайне актуальной оказалась стоимость спасения банковского сектора). Кроме того, немаловажное значение имеют распределение госдолга (кто его держатели - резиденты или нерезиденты), а также нетто-инвестиционная позиция государства по отношению к другим странам.

Начнем с самого важного и одновременно самого простого - объема госдолга в Китае. Впрочем, как это часто бывает в Срединной империи, самое, на первый взгляд, простое оказывается в действительности вовсе не таковым. То же самое и с объемом госдолга. Профессор экономики Пекинского университета Майкл Петтис отмечает, что "чрезвычайно запутанная и непрозрачная структура государственных заимствований Китая делает оценку объема госдолга нетривиальным занятием". Более подробную картину рисует аналитик консалтингового агентства GaveKal Эндрю Бэтсон: "Китайский госдолг - результат двух долгосрочных процессов. Во-первых, государство приняло на себя издержки по оздоровлению банков, накопивших в 1980-1990-е слишком много плохих долгов. Спасибо бурному экономическому росту - благодаря ему государственные обязательства по расчистке банковской системы от плохих долгов упали с 55% ВВП в 1998 г. до 10% ВВП в 2010-м. Во-вторых, и здесь все не так благополучно: китайский госдолг стал весьма ощутимым бременем из-за растущих амбиций расплодившихся государственных учреждений и министерств" [33].

Действительно, долг центральных и местных органов власти Китая вырос с 21% ВВП в 1998 г. до 72% ВВП в 2010-м. Однако лишь незначительная часть этого долга была эмитирована Министерством финансов КНР. Крупные игроки здесь другие - государственный Банк развития Китая, министерство железных дорог и огромное количество инвестиционных корпораций при местных органах власти. Формально долг этих эмитентов не является государственным, но де-факто - имплицитная гарантия государства, ответственного за деятельность своих министерств и других органов, делает этот долг государственным, отмечает аналитик Gave Kal Жанет Жанг. Однако Китай в этом отношении не уникален - в США, к примеру, долги государственных ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac также имели имплицитную гарантию государства, а осенью 2008-го, во время памятных событий ипотечного кризиса, правительство США предоставило эту гарантию открыто [33].

Структура китайских государственных долгов настолько причудлива, что приходится выдумывать специальную методику для их подсчетов. "Учитывая, что государство формально ответственно лишь за небольшое количество долгов, но при этом эмитирует множество имплицитных гарантий по другим долгам, мы предпочитаем оперировать более общим определением - "публичный долг": он включает в себя все заимствования центральных и местных органов власти и их финансовых агентов, но при этом исключает долги нефинансовых государственных компаний". Что поделаешь, приходится работать с таким определением, тогда как другие страны имеют, в основном, более открытую и понятную структуру правительственных заимствований, основу которой составляет формальный госдолг. Такое "расширенное" определение китайского государственного долга плохо тем, что прямое сравнение аналогичных показателей по госдолгу Китая и любой другой страны весьма затруднено.

Какова же непосредственная структура китайского "публичного долга"? Его ядро - долги центрального правительства. Сюда попадает самый прозрачный и понятный официальный госдолг - он мал. До 1998 г. его вообще можно было назвать микроскопическим: 6-7% ВВП. Потом потихонечку начался рост, и сейчас мы имеем официальный госдолг в размере 18% ВВП, из которых 17% - в руках резидентов и всего 1% - у нерезидентов. В ту же категорию долгов попадают и обязательства всесильного Министерства железных дорог. Это активный игрок на рынке китайских корпоративных облигаций, и мало кто из инвесторов сомневается, что за финансовую деятельность министерства ответственность несет само государство. За последний год долги "монстра" - МЖД удвоились: с 2% до 4% ВВП. Неплохо для одного министерства! Другим источником долгов центрального правительства являются госбанки - прежде всего Банк развития Китая, занимающийся финансированием многочисленных инфраструктурных проектов Поднебесной. Вместе с Банком сельскохозяйственного развития Китая и Экспортно-импортным банком Китая (Эксим-банк), Банк развития Китая на выпускал долговых обязательств на 5,2 трлн юаней - это около 13% ВВП. "Облигации Банка развития Китая не погашаются за счет доходов правительства, так как банк имеет собственную прибыль, из которой гасятся обязательства, - считает Жанет Жанг, - однако эти долги, безусловно, являются потенциальным обязательством суверенна" [33].

Наконец, долгами центрального правительства являются и векселя центробанка Китая (Народного банка Китая), выпускаемые с целью стерилизации поступающей в страну валютной выручки (это позволяет центробанку не допустить резкого укрепления юаня по отношению к доллару). Объем векселей достиг рекордного объема в 4,8 трлн. юаней в 2008 г., именно тогда положительное сальдо торгового баланса Китая выросло до своего максимума - $478 млрд. Сейчас объем этих векселей снизился до 4,1 трлн юаней (около 10% ВВП). "Включение векселей центробанка в расширенный госдолг - неортодоксальный шаг, - отмечает Жанг, - в любом другом государстве такие векселя могут быть покрыты просто за счет эмиссии. Однако в Китае центробанк не является независимым от правительства органом, и кроме того, правительство обязано учитывать в своей финансовой политике размер процентов по векселям Народного банка Китая". Суммируя все долги центрального правительства, получаем уже довольно внушительный показатель в 45% ВВП [33].

Вторая категория долгов, входящая в расширенный госдолг Китая, - стоимость расчистки балансов банковской системы. Эта позиция крайне актуальна, особенно на фоне долгового кризиса в еврозоне. В Китае ситуация гораздо лучше - кризис плохих долгов китайский банковский сектор миновал еще в конце 1990-х, после азиатского кризиса. Тогда объем плохих долгов превышал 50% ВВП, сейчас же, по оценке консалтингового агентства Dragonomics, он составляет всего 9% ВВП [34]. Государство потихонечку помогало банкам, избавляя их от плохих долгов переводом последних в специальные компании по управлению активами. Свою позитивную роль сыграл и экономический рост в Китае: сам объем плохих долгов практически не изменился, зато за десятилетие резко вырос китайский ВВП, в итоге отношение плохих долгов к ВВП арифметически сократилось. Таким образом, если к существующим плохим долгам не добавятся новые, все будет совсем неплохо.

Подытоживая столь непростые подсчеты, можно прийти к выводу, что расширенный китайский госдолг, по оценке Gave Kal, не так уж и мал - 81% ВВП. (Впрочем, в отличие от других стран, эта цифра приблизительная, а запутанность структуры государственных обязательств КНР делает этот показатель лишь условно сравнимым с аналогичными данными по остальным государствам.) Но фактически мало кто из развитых государств может похвастаться таким уровнем. Из 27 стран ЕС больше половины имеют госдолг выше 60% ВВП. В 2010 г. этот показатель достиг в Португалии - 93%, в Ирландии - 96,2%, в Бельгии - 96,8%, в Италии - 119%, в Греции - 142,8%. Добавим, что в США госдолг составляет 91,5% ВВП, в Японии - 220,3% (правда, чистый госдолг Страны восходящего солнца значительно ниже - 117% ВВП). Так что показатель госдолга в 81% ВВП, да еще в "расширенном" понимании - вполне приемлем, особенно для Китая [33].

Кроме того, по всем иным показателям, влияющим на прогнозную динамику государственного долга в будущем, - темпам роста экономики, ее конкурентоспособности, сегодняшней и будущей сбалансированности государственных доходов и расходов, объему процентных платежей по долгу и т. д. - у Китая проблем, в общем-то, нет. За счет мощного экономического развития страны отношение госдолга к ВВП в Китае уменьшается само собой. Поднебесной нужно только сохранить нынешнюю экономическую динамику, остальное - дело простой арифметики.

Разгон китайской экономики вопреки кризису в последние годы являлся средством удержания ее от спада. Но спад все равно должен произойти. Глобальный кризис требует перемен от всех стран, и Китай тоже должен измениться. Избежать преобразований за счет роста производства у КНР не получилось, значит, они начнутся под влиянием спада. И, вероятно, для Китая перемены окажутся более болезненными, чем для других стран. Слишком хорошо вписалась Поднебесная в старую экономическую модель мира.

Впрочем, Китай неоднократно демонстрировал феноменальную способность адаптироваться к новым условиям и находить адекватные ответы на вызовы времени. Не исключено, что он найдет способ отрегулировать и экономические, и демографические дисбалансы. Например, обеспечит рост за счет повышения производительности труда - здесь есть куда расти. Если хотя бы половина сезонных рабочих сумеет существенно повысить свою квалификацию, китайские компании получат в свое распоряжение трудовой потенциал, равный европейскому. Конечно, китайская продукция от этого подорожает, но зато станет гораздо более конкурентоспособной. Другое дело, что ни Европа, ни США не заинтересованы в таком усилении азиатского конкурента: они будут и впредь направлять его по экстенсивному пути развития. Пусть даже это обернется новым витком глобального кризиса [34].

Проблема госдолга в мире вообще стоит очень остро и беспокоит не только Moody's (исследовательская компания). Исследовательская группа Markit, проанализировав положение ряда стран, выяснила, что многим экономикам угрожает путь Греции - как минимум 10 государств уже поражены долговым вирусом, и степень "болезни" зависит от состояния суверенных кредитно-дефолтных свопов, что указывает, насколько велика угроза дефолта [35].

Изучив и проанализировав экономические показатели и статьи в периодических изданиях об "экономическом чуде" Китая, я пришла к выводу: что Китай стал второй экономикой мира вслед за Соединенными Штатами, а Япония подтвердила, что по итогам 2010 года Китай превзошел ее по уровню валового внутреннего продукта и оттеснил на третье место и если китайская экономика сохранит нынешние темпы развития, в следующем десятилетии она может превзойти по объему экономику США.

3. Состояние внешней и внутренней государственной задолженности Республики Беларусь и их последствия

По состоянию на 1 января 2012 года государственный долг составил 116,4 трлн. бел. руб. и увеличился по сравнению с началом 2011 года (в сопоставимом выражении) на 85,9 трлн. руб. [36, c. 44].

В структуре государственного долга на внутренний долг приходится 15,4% (17,9 трлн. бел. Руб. при лимите 18,7 трлн. Руб.) [36, c. 44].

На 1 января 2012 года внешний государственный долг составил 11,8 млрд.долл. США ( при лимите 13 млрд.долл. США) [36, c. 44].

Внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [37, с. 5]. Основными кредиторами Беларуси являются Международный валютный фонд, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития.

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

• займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

• кредитов Национального банка Республики Беларусь;

• других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг Беларуси за март 2010 года увеличился на 0,5% м на начало апреля 2010 года составил - 8335,5 млрд. бел. руб. В том числе задолженность гарантированная Правительством увеличилась на 2%, до 5939,8 млрд. бел. руб. и составила 71% всего внутреннего долга. Лимит внутреннего госдолга на конец 2010 года установлен в размере 26,5 трлн. бел. руб.[2c.39].

Внутренний государственный долг с начала 2012 года уменьшился на 0,7% - до Br17 трлн. 737,4 млрд., при установленном лимите Br34 трлн. [38].

Внутренний госдолг в 2012 году уменьшился благодаря погашению государственных ценных бумаг и укреплению курса белорусского рубля [38].

По прогнозу правительства, в 2013 году лимит внутреннего госдолга будет снижен по сравнению с лимитом в 2012 году на Br9 трлн., или на 26,5%, до Br25 трлн. (4% ВВП). По оценке Минэкономики, в 2012 году внутренний госдолг не превысит 1,9% ВВП (1,8% ВВП в 2011 году) [39].

Средства из бюджета на обслуживание этого долга будут направлены на исполнение гарантий Правительства в обеспечение выданных банковских кредитов.

Наращивание внешнего государственного долга Республики Беларусь произошло по причине ухудшения платежного баланса (дефицит по счету текущих операций в 2009 году составил 13,1% ВВП) и сокращение международных резервных активов. В 2009 году привлекались ресурсы МФВ, Российской федерации, Всемирного банка, а также синдицированный кредит Российских банков Министерству финансов РБ. Кроме того, привлекались кредиты под гарантию Правительства Республики Беларусь от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности, строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и др. отраслях [39].

За 2009 год внешний государственный долг Беларуси увеличился в 2 раза до 7,9 млрд. долл. США.

В 1-м квартале 2010 года данный показатель увеличился и на 1 апреля 2010 года внешний государственный долг составил - 8,45 млрд. долл. США. При этом кредиты, привлеченные Республикой Беларусь составляют 8333,8 млн. долл. США, кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, - 117,4 млн. долл. США [39].

На 1 января 2011 года внешний государственный долг составил 9687, 2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11, 0 млрд. долларов США. [40, с. 10]

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (Таблица 3.1).

Таблица 3. 1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн.долларов США.

Внешний государственный долг Республики Беларусь  (млн. долл. США)


01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2 

Примечание - Источник [41].




Пороговое значение безопасности внешнего госдолга в Беларуси на 2013 год, как и в 2012 году, определено на уровне 25% ВВП, внутреннего - 20% ВВП [39].

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года №252 "Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)" и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

 


Таблица 3.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6

Примечание- Источник [41].

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 13 мая 2010 года №245 "О выпуске государственных облигаций РБ" лимит внешнего госдолга увеличен на 1, 5млрд.долл.США - с 9,5 млрд.долл.США до 11 млрд.долл.США. Это связано было с планируемым размещением белорусских евробондов в 2010-2011 году на зарубежных рынках. Согласно названному Указу Совет Министров РБ имел право осуществлять в 2010-2011 годах выпуски облигаций на сумму 2 млрд. долл. США со сроком обращением не менее 5 лет и размещением их за пределами Беларуси [39].

Проект республиканского бюджета Беларуси на 2013 год предусматривает увеличение лимита внешнего госдолга (без учета гарантий по обязательствам компаний) в следующем году на $2 млрд., или на 14%, до $16,3 млрд. (23,1% ВВП), сказано в материалах, подготовленных правительством к прошедшему совещанию у президента, сообщает "Интерфакс" [39].

Как сообщалось, по оценке Минэкономики, внешний госдолг Беларуси в 2012 году не превысит 24,2% ВВП против 24,4% ВВП в 2011 году [39].

Хоть Республика Беларусь и не относится к числу стран с самым крупным внешним долгом, всё же за некоторые товары и услуги РБ должна своим соседям по политической карте достаточно серьёзную сумму. Однако министр финансов Андрей Харковец сообщил, что в настоящее время в правительстве разработан план, с помощью которого можно существенно сократить выплаты кредиторам в два раза [42].

Всего в следующем году республика должна будет выплатить чуть более трёх миллиардов долларов, это пиковая сумма по внешнему долгу. Благодаря рефинансированию долгового портфеля правительство рассчитывает вдвое уменьшить эту сумму, чтобы в итоге приблизиться к цифрам года текущего [42].

Рефинансирование долга становится возможным благодаря привлечению средств Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Всего планируется взять оттуда почти миллиард долларов [42].

В 2013 году на внешних рынках будет размещено большое количество государственных облигаций, для этого уже начаты соответствующие работы. Республика собирается работать с партнёрами из Азии и Европы, будет позаимстовано, как минимум пятьсот миллионов долларов, поскольку такая сумма является традиционно минимальной [42].

Кроме того, в конце текущего года Беларусь должна погасить задолженности перед Российской Федерацией, которые появились из-за использования двухлетних облигаций. Сумма задолженности составляет 7 миллиардов российских рублей. После этого страна больше не будет размещать государственные бумаги на рынке России. Было установлено, что партнёрство с РФ в данном случае оказывается менее выгодным, чем с Европой [42].

Гоcдолг Республики Беларусь на 1 августа 2012 года равнялся 116,8 трлн. рублей и возрос по сравнению с началом 2012 года на 436 млрд. рублей, или на 0,4%, сообщает Министерство финансов [42].

По данным Минфина, внешний государственный долг по состоянию на 1 августа равнялся 12 млрд. долларов США при заранее определенном лимите 14,3 млрд. долларов, то есть увеличился по сравнению с началом года на 211,7 млн. долларов [42].

Министерство финансов подчеркивает, что, несмотря на то, что республика взяла в июне 2012 года третий транш финансового кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (440 млн. долларов), рост государственного долга по сравнению с началом года невелик. Это произошло благодаря тому, что Беларусь погасила часть основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ в апреле 2012 (100,3 млн. долларов) и в июле 2012 года (97,8 млн. долларов), а также тем, что курс рубля по сравнению с 1 января 2012 года несколько укрепился [42].

В течение ближайших 2-3 лет необходимо создать благоприятные условия для выплаты долговых обязательств и разработать эффективную систему управления внешним государственным долгом. В 2010 году уже был разработан проект концепции по управлению внешним долгом до 2015 года. Возможным направлением системы управление могло бы стать создание долгового агентства. Эта самостоятельная структура, которая будет осуществлять аналитический отчет операций по внешнему и внутреннему долгу всех секторов экономики, т. е. будет формировать управленческую отчетность для принятия Министерством финансов решений в области управления долгом. Кроме того за Министерством финансов останутся функции по осуществлению платежей и операций, связанных с обслуживанием госдолга. В функции агентства будут входить: согласование с органами законодательной и исполнительной власти документов по управлению долгом, проспектов эмиссий будущих заимствований; проведение различных операций, в частности, конверсия (рефинансирование, реструктуризация и др.) долговых обязательств; оценка валютных и процентных рисков, а также участие в разработке долговых программ на перспективу, мониторинг за финансовым состоянием заемщиков, разработка комплекса мер по недопущению просроченной задолженности, прогнозирование объема предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, разработка альтернативных вариантов долговой политики в зависимости от конъюнктуры мирового финансового кризиса.

Изучив показатели и состояние государственного долга можно сделать следующий вывод:

Так как в Республике Беларусь очень сложное экономическое положение, при спаде производства нельзя расходовать займы на потребление и обслуживание государственного долга, необходимо вкладывать их в экономику. Однако отказ от выплат кредиторам грозит изоляцией и стагнацией, так как собственных средств недостаточно для финансовых вливаний в производство. Поэтому следует осуществлять комплексную стратегию как в направлении переговоров по реструктуризации и конверсии государственного долга, что на сегодняшний день предпринимается Правительством, так и создания благоприятных условий для инвестиций в реальный сектор экономики, а не строительства "финансовых пирамид".

Политика, направленная на инвестиции, позволит увеличить национальный доход. Только при ежегодном приросте ВВП обслуживать и погашать государственный долг можно будет без особого ущерба для экономики.

В заключение следует отметить, что дело не столько в относительной тяжести государственного долга, хотя и это, несомненно, важно, сколько в степени экономического развития, абсолютных размерах ВВП, уровне благосостояния граждан.

Заключение

Мировой финансовый кризис привел к удорожанию стоимости заемных ресурсов и уменьшению числа потенциальных инвесторов, поэтому странам, живущим за счет внешних займов, приходится искать источники финансирования либо платить за кредиты по возросшим ценам. Существующая волатильность на мировых финансовых рынках приобретает системный характер и вынуждает отдельные страны к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и активным участием в международных экономических отношениях. Многие страны осознали уязвимость модели экономического роста, основанной на внешнем кредитованием, и стали должное внимание уделять формированию эффективной системе использования внутренних сбережений и заимствований на внутреннем рынке.

Итак, можно сделать следующие выводы:

.        Экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника недорого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка на экономику страны, возникают деструктивные явления в мировой финансовой системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономике. Для покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты, что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности. Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут замедлить восстановление мировой экономики.

.        Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение ресурсов по завышенным ставкам.

.        Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП [2, c. 41] может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении - к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.

.        Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. Оптимизация внешнего долга может осуществляться в следующих направлениях: максимизация доли кредитов на преференциальных условиях и минимизации доли финансирования на рыночных условиях; минимизация платежей по обслуживанию государственного долга, подлежащих выплате в период до завершения проектов; диверсификация валютной структуры внешних государственных займов для минимизации рисков, связанных с колебаниями валютных куров.

.        При наращивании объемов внешнего финансирования важное значение имеет расходование заимствованных средств. Эффективность заимствований должна быть обеспечена соответствующим ростом производства товаров и сферы услуг, основанных на новых прогрессивных технологиях. Если внешние заимствования направляются на инвестирование быстрорастущих секторов экономики, на обновление производственной базы предприятий и внедрение новых технологий, то это позволит стране в будущем увеличить экономический рост и рассчитаться за привлеченные средства.

.        Для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа государству необходимо разработка программы по управлению внешним долгом, которая позволит оптимизировать существующие выплаты по долговым обязательствам. Система управления государственным внешним долгом базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности кризисов ликвидности или платежеспособности, и, соответственно, на постепенном снижении зависимости государства от ситуации на мировых рынках ссудного капитала. Было бы целесообразно согласование политики по обслуживанию внешнего долга с экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной, так как долг, выраженный в иностранной валюте, оказывает давление на обменный курс и создает риски в денежно-кредитной сфере.

.        Мировой опыт свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоление долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.

.        Для повышения эффективности управления долгом в Республике Беларусь предлагается создать долговое агентство, которое будет осуществлять оперативное управление долгом всех секторов экономики, в том числе и государственным долгом.

Список использованных источников

1. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом // Дайджест-финансы. - 2004 г. - №10. - С. 25-35.

. Попкова А. Управление государственным долгом в разных странах// Банковский вестник - август 2010 г. - С. 34-41.

. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.:УеРо, 1998 г. - 176 с.

. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. - 2004 г. - №5. - С. 43-49.

. Экономика. Учебное пособие под ред. А.Г. Грязновой, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Издательство политической литературы "Единство" - 2001 г. - 812 с.

. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003 г. - Мн.: БГЭУ, 2003 г. - 387с.

. Раков А., Илюкевич С. Инструментарии управлении государственным долгом // Вестник ассоциации белорусских банков- 2003г.- №1. - С. 16-21.

. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) // Белорусский банковский бюллетень - 2000 г. - №44. - С. 27-38.

. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, - 2002 г. - 512 с.

. Госдолг США: [Электронный ресурс] - Режим доступа: - дата доступа 27.10.2012

. PublicDebtReports (англ.). TreasuryDirect.gov.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"820608.files/image001.gif">

Государственный долг США в процентном соотношении к ВВП с 1790 по 2009 [10]

Динамика изменения национального долга

Президент

Партия

Президентство, лет

Увеличение долга

Годовое увеличение

Отношение долга к ВВП

Джимми Картер

Демократ.

4

49,1 %

10,5 %

33,3 %

Рональд Рейган

Республик.

8

188,2 %

14,1 %

52,6 %

Джордж Буш ст.

Республик.

4

46,2 %

9,9 %

65,9 %

Билл Клинтон

Демократ.

8

13,7 %

1,6 %

57,7 %

Джордж Буш мл.

Республик.

8

77,4 %

7,4 %

70,2 %

Барак Обама

Демократ.

4





Приложение Б. Иностранные кредиторы США (март 2012)

Страна

Млрд. долларов

%

Китай

1169,9

22,86%

Япония

1083

21,16%

ОПЕК

254,5

4,97%

Бразилия

237,4

4,64%

Карибские банковские центры

224,8

4,39%

Тайвань

184,4

3,60%

Швейцария

147,8

2,89%

Россия

146,7

2,87%

Гонконг

138,8

2,71%

Люксембург

136,8

2,67%

Бельгия

125,7

2,46%

Великобритания

112

2,19%

Ирландия

98,4

1,92%

Сингапур

85,2

1,66%

Норвегия

61,5

1,20%

Канада

60,3

1,18%

Германия

60

1,17%

Таиланд

54,9

1,07%

Корея

46,9

0,92%

Индия

43,9

0,86%

Филиппины

38,4

0,75%

Франция

38,1

0,74%

35,2

0,69%

Турция

30,4

0,59%

Польша

27,8

0,54%

Швеция

27,8

0,54%

Колумбия

25,7

0,50%

Нидерланды

24,2

0,47%

Австралия

23,7

0,46%

Италия

23,4

0,46%

Израиль

23,2

0,45%

Чили

22,1

0,43%

Малайзия

21

0,41%

Остальные

283,7

5,54%

Всего

5117,6

 


Похожие работы на - Государственный долг: причины, последствия, способы финансирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!