предоставление другого рода информации, в том числе и об имеющихся и подходящих данному гражданину программах содействия занятости, и другие виды социальных услуг.
Государственное регулирование занятости населения на региональном уровне должно быть направлено на учет многообразных особенностей развития территорий. Только на такой основе возможна разработка комплекса мероприятий по созданию условий для обеспечения продуктивной, свободно избранной занятости населения в рамках конкретных районов с учетом природно-географических и национально-этнических факторов, различных форм собственности, размеров и отраслевой (ведомственной) принадлежности предприятий и т. п.
Проблему региональной занятости следует рассматривать как процесс становления так называемого «гибкого» рынка. Гибкость означает способность рыночных структур быстро и адекватно реагировать на изменение цен, спроса и предложения труда, что проявляется в изменении количества, качества и цены труда. Такой рынок позволит стимулировать трудовую активность населения и сглаживать территориальные диспропорции за счет встречного движения факторов производства: труда, капитала и природных ресурсов. Для успешного функционирования регионального рынка труда необходимо наличие мобильных предприятий, легко приспосабливающихся к изменениям производственных процессов; универсальных работников, владеющих несколькими специальностями; временных работников, сглаживающих колебания спроса на рабочую силу; рыночных принципов оплаты в соответствии с количеством и качеством труда.
Государственный механизм регулирования занятости, должен включать весь спектр методов и инструментов, используемых органами государственной власти разных уровней для достижения состояния эффективной занятости и обеспечивающих результативное функционирование рынка труда.
В моей дипломной работе предложена классификация основных методов и инструментов государственного механизма регулирования рынка труда (Приложение А).
Административные методы базируются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения (к ним относится: регулирование демографических и миграционных процессов; лицензирование деятельности предприятий и организаций; создание рабочих мест). Административные методы являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности.
В свою очередь экономические методы должны создать экономические стимулы у участников рынка труда, и таким образом, скорректировать их поведение для достижения эффективной занятости. Государство, используя такие инструменты, как: налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации и т. д., оказывает непосредственное влияние на вектор развития рынка труда. Эти инструменты носят как прямой, так и косвенный характер. Воздействуя на рынок труда, они оказывают влияние и на другие рынки (товарные, финансовые, рынки недвижимости и т. д.). Например, финансируя предприятия различных видов экономической деятельности на увеличение производственных мощностей, автоматизацию и механизацию производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, природоохранительные мероприятия и т. п., государство стимулирует создание рабочих мест в самом хозяйственном секторе. Таким образом, через систему государственного потребления и государственных закупок увеличивает спрос на труд, особенно в тех видах экономической деятельности, которые получают государственные заказы. Государство может увеличивать занятость трудовых ресурсов в экономике страны с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, влияет на повышение деловой активности в обществе.
Организационные методы применяются государством с целью создания социально-экономических условий для всех участников рынка труда. К основным инструментам данной группы можно отнести: составление территориальных схем развития, прогнозирование рынка труда, организация работы служб занятости населения; профориентационная работа и т. д. Разработка и реализация этих инструментов возлагается на органы государственной власти каждого субъекта РФ.
Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно опирается на законодательство и имеет нормативно-правовое исполнение, так как для эффективного функционирования рынка, конечно же, необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, формировали равные возможности для реализации своих способностей к труду участников рыночных отношений.
Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С помощью основных инструментов законодательства устанавливаются правовые, экономические, административные, организационные и социальные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Указом Президента РФ «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест», Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации», другими нормативными актами так же осуществляется правовое регулирование на рынке труда.
Регулирование трудовых отношений, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и осуществления действенных федеральных и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многое др. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости обязывает данные органы действовать на основе этого Положения.
В российском законодательстве о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, утвержденные Россией. В конвенциях и рекомендациях МОТ уделяется внимание вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация Международной Организацией Труда (1948 г.) «О службе занятости» используются российским законодательством в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование рынка труда как в стране в целом, так и субъектов Российской Федерации является социально и экономически значимым. Четкая регламентация правил поведения на рынке труда является важным условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне. Причина состоит в том, что развитие одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения, требуется учитывать сложившуюся ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в сочетании с другими компонентами регионального развития. В субъектах Российской Федерации необходимо разрабатывать схемы (маршрутные карты) территориального развития, и программы комплексного социально-экономического развития экономических территорий, в которых должны решаться проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения. Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять данные схемы и программы регионального развития. Выбор метода и инструмента государственного механизма для практического использования и решения конкретных задач обусловлен ситуацией, сложившейся в тот или иной период на рынке труда. Законодательная база и экономические программы формируют базу для современного действия другого механизма - рыночного.
Информационный метод, по нашему мнению, является самостоятельным элементом государственного механизма, так как применительно к рынку труда информационное сообщение - это необходимый инструмент процесса организации работы любого института (субъекта). В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет цель - оказание воздействия на поведение субъектов данного рынка путем их информирования о конъюнктуре, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене труда; наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы; освещение принятых нормативно-правовых актов и других сведений, касающихся рынка труда, федеральных и региональных органов государственной власти. То есть, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о положении на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средств массовой информации.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что современный государственный механизм регулирования рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, законодательных, информационных, организационных методов. Все методы взаимоувязаны и взаимо поддерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов на практике не противоречило друг другу.
2. Анализ ситуации на рынке труда городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района в 2013 году
.1 Краткая характеристика объекта исследования
Объектом исследования является областное государственное казенное учреждение «Кинешемский центр занятости населения».
Юридический адрес: 155800, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Комсомольская, д. 9.
Реквизиты организации: ИНН 3703012453, ОГРН 1023701273969, ОКПО 05275138, ОКАТО 24405000000, ОКОГУ 2300280.://www.ivzan.ru/ - электронный адрес компании.
Началом возрождения рынка труда в России следует считать принятие 19 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Создана государственная служба занятости (Федеральная служба занятости), которая была образцом нового государственного института, созданного в период становления рыночной экономики.
Служба занятости формировалась в сложных условиях переходного периода развития российской экономики 90-х годов. В период перехода на рыночные механизмы нужно отметить следующие произошедшие изменения в сфере трудовых отношений:
изменение профессиональных требований работодателя к работнику, диктат работодателя;
сочетание жесткой конкуренции при подборе персонала;
наличие конкуренции среди рабочей силы;
резкие различия в оплате труда, их стихийность и неоправданность, появление новых критериев дифференциации оплаты труда;
новые механизмы регуляции отношений в сфере занятости населения.
Переход экономики на рыночные рельсы в начале девяностых годов сопровождался высоким уровнем безработицы. Не допустить общественных потрясений, обеспечить приемлимые социальные гарантии гражданам, потерявшим работу, была призвана Служба по труду и занятости.
В сложных условиях 90-х годов создавалась структура государственной службы занятости, которая приносила пользу людям. Работники предоставляли безработным гражданам услуги по подбору подходящей работы, при необходимости оказывали психологическую поддержку населению, безработным гражданам выплачивались различные социальные трансферты.
При всех сложностях служба занятости сумела уйти от каких-либо серьёзных социальных потрясений. И дело не только в числе безработных, обратившихся в службу, а в том, что она, пожалуй, единственная, давала людям реальную надежду удержаться на плаву.
История развития государственной службы занятости в рыночных экономиках убедительно доказала её способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени.
Профессиональная деятельность работников службы занятости по реализации государственной политики занятости населения сегодня как никогда востребована и успешна.
И сегодня Кинешемская служба занятости населения способна эффективно противостоять безработице при взаимодействии с исполнительными органами государственной власти, с работодателями, с учебными заведениями и общественными учреждениями.
2.2 Анализ регистрируемого рынка труда городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района в 2013 году
Ситуация на рынке труда
Рынок труда во многом зависит от экономической, политической и демографической ситуации.
Численность трудоспособного населения городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района продолжает уменьшаться. Если по состоянию на 01.01.2012 она оставляла 64074, то на 01.01.2013 - 62365 человек:
по городскому округу Кинешма уменьшение составило 1239 человек. Численность населения городского округа Кинешма - 49285 чел. (на 01.01.2012 - 50524 чел.);
по Кинешемскому муниципальному району уменьшение составило 470 чел. Численность населения Кинешемского муниципального района - 13080 чел. (на 01.01.2012-13550 чел.).
Ситуация на рынке труда городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района в 2013 году сохраняет тенденцию к улучшению, что соответствует общероссийским тенденциям.
Наблюдается постепенное улучшение основных показателей зарегистрированной безработицы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Уровень безработицы уменьшился с 1,4% (на 01.01.2013) до 1,0% (на 01.01.2014).
Коэффициент напряженности снизился до 0,8 чел. на 1 вакансию (на 01.01.2013 - 1,3 чел. на 1 вакансию); изменения коэффициента напряженности отображены на рисунке Б 1 приложение Б.
Сегодня регистрируемый рынок труда характеризуется стабильностью, но требует постоянного внимания.
Согласно данных еженедельного мониторинга в 2013 году наблюдается уменьшение неполной занятости работников (использование сокращенного рабочего времени, простоя по инициативе работодателя и вынужденных отпусков), уменьшилось количество планируемых к высвобождению работников.
С января по июнь 2013 года сокращенная (4-х дневная) рабочая неделя была введена для части работников ООО «КейЭйСи». С 11 марта до 20 сентября 2013 года в простое находились работники (2-3чел.) ЗАО «Производственная компания Волжская мануфактура».
В течение 2013 года 79 предприятий городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района подали сведения о высвобождении 785 работников, что на 33,4% меньше, чем в 2012 году (1179 работников с 70 предприятий).
Из них, 5 предприятий городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района заявили о массовом высвобождении работников.
Деятельность службы занятости в 2013 году охватывала самые различные направления социально-экономической политики, а её главные задачи заключались в оказании содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, предупреждении массовой безработицы и смягчении её социально-экономических последствий, сохранении кадрового потенциала предприятий, предоставлении гражданам гарантированной законом социальной поддержки на период вынужденной безработицы.
В течение 2013 года в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы обратились 2596 человек, что на 21,2% меньше, чем за соответствующий период 2012 года.
По Кинешемскому муниципальному району количество обратившихся граждан (504 чел.) уменьшилось на 28,3%, по сравнению с 2012 годом.
Снижение численности граждан, зарегистрированных в службе занятости, связано с повышением качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, развитием новых форм обслуживания населения.
Возможность поиска работы через федеральный и региональный интернет-порталы позволяет расширить информированность, как работодателей, так и населения, о предложениях и спросе на рабочую силу.
В поисках подходящей работы ищущих работу граждане активно используют средства Интернета, рекламную информацию, СМИ, осуществляют самостоятельный поиск работы, имея доступ к банку вакансий службы занятости населения через автоматизированные киоски вакансий, без обязательной постановки на учет в службе занятости.
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости, с целью поиска подходящей работы в 2013 году составляет 64,8% (в 2012 году - 64,3%).
Среди граждан, нашедших работу при содействии службы занятости 18,4% (309 чел.) - жители Кинешемского муниципального района.
Основными клиентами, обратившимися за помощью в трудоустройстве в службу занятости, продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, короткий трудовой стаж, кто не способен самостоятельно справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.
Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, по отношению к трудоспособному населению составляет 4,2%, в 2012 году - 5,1%. (Приложение В Таблица 1, 2)
Регистрируемый рынок труда
В течение 2013 года в качестве безработных были зарегистрированы 1366 человек, это на 27,7% меньше, чем в 2012 году (1890 чел.).
Доля граждан, признанных безработными, от общей численности, обратившихся за содействием в поиске работы, составляет 52,6%, что меньше на 4,8%, чем за аналогичный период 2011 года (57,4%).
По состоянию на 01.01.2014 регистрируемый рынок труда городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района характеризуется следующими показателями:
зарегистрировано 623 безработных гражданина, из них 194 чел. - жители Кинешемского муниципального района (на 01.01.2013 - 908 чел., из них 267 - жители Кинешемского муниципального района),
уровень безработицы составил 1,0% (на 01.01.2013 - 1,4%). По городскому округу Кинешма - 1,0% (на 01.01.2013 -1,3%), по Кинешемскому муниципальному району - 1,5% (на 01.01.2013 - 2,0%),
коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,8 чел. на 1 вакансию (на 01.01.2013 - 1,3 чел. на 1 вакансию). По городскому округу Кинешма - 0,7 чел. на вакансию (на 01.01.2013 - 1,2), по Кинешемскому муниципальному району - 0,9 чел. на вакансию (на 01.01.2013 - 1,4),
Средняя продолжительность безработицы составила 5,2 мес. (на 01.01.2013 - 5,5 мес.). (Приложение Д)
Структура регистрируемой безработицы:
а) по полу и возрасту:
В структуре зарегистрированных безработных наблюдалось увеличение доли женщин и лиц предпенсионного возраста и уменьшение доли молодежи в возрасте от 16 до 29 лет.
б) по образовательному уровню:
По образовательному уровню в составе регистрируемой безработицы увеличились доли граждан, имеющих высшее профессиональное образование.
в) по показателям состояния регистрируемого рынка труда:
В структуре зарегистрированных безработных наблюдалось увеличение доли инвалидов.
Рассматривая структуру безработных по показателям регистрируемого рынка труда, можно сделать вывод, что доминирующее положение составляют граждане, уволенные по собственному желанию с постоянного места работы.
Доля граждан, потерявших работу в результате сокращения штатов, уменьшилась с 18,7% по состоянию на 01.01.2013 до 14,8% - на 01.01.2014.
По Кинешемскому муниципальному району доля граждан, потерявших работу в результате сокращения штатов, уменьшилась с 26,6% до 12,9%.(Приложение Е)
г) по средней продолжительности безработицы:
Спрос на регистрируемом рынке труда
Привлечение максимального количества работодателей к сотрудничеству остается одной из приоритетных задач службы занятости, потому что, даже в условиях общей стабилизации ситуации на рынке труда, движение рабочей силы не становится менее интенсивным.
Предприятия городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района в течение 2013 года предоставили информацию о наличии 4392 вакансиях, что на 444 вакансии (10,1%) меньше, чем в 2012 году. (Приложение Ж)
Большая часть заявленных вакансий поступает от промышленных предприятий (35,9%), учреждений образования (15,6%), предприятий, оказывающих коммунальные, социальные и персональные услуги (12,1%), учреждений здравоохранения и учреждений, предоставляющих социальные услуги (10,2%), предприятий оптовой и розничной торговли (4,6%).
На рынке труда спрос превышает предложение. Среди заявленных с начала года вакансий 79,7% - это вакансии по рабочим профессиям.
Наиболее востребованы в 2013 году были вакансии, по следующим профессиям: швея (278 единиц), ткач (199 ед.), слесарь-ремонтник (100), водитель автомобиля (89), помощник мастера (79), продавец (68), оператор ширильного оборудования (64), повар (64), почтальон (43), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (38), оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок (37), оператор сновального оборудования (34) и многие другие.
Остро не хватало врачей различной специализации (249 вакансий), страховых агентов (73), медицинских сестер (48), охранников (37), полицейских (27), бухгалтеров (26), учителей (26), воспитателей детских учреждений (20).
Много вакансий неквалифицированного труда. Только уборщиц, в 2013 году требовалось 113 человек, дворников - 69, транспортировщиков - 66, грузчиков - 59, уборщиков территорий - 62, мойщиц посуды - 28.
Средняя заработная плата по заявленным вакансиям составила 8557 рублей.
Несоответствие заявленных вакансий и безработных граждан, состоящих на учете по уровню образования, месту проживания и профессионально-квалификационным требованиям, не позволяют в минимальные сроки обеспечить их замещение.
С одной стороны, работодатели предъявляют высокие требования к нанимаемым работникам, отдавая предпочтение профессионально мобильным, владеющим дополнительными умениями и навыками. Возросла потребность в многопрофильных, высококвалифицированных специалистах, которых на учете в службе занятости просто нет.
С другой стороны, предлагаемые вакантные места зачастую не отвечают потребностям ищущих работу граждан с точки зрения условий и величины оплаты труда (54,3 % из них с оплатой труда ниже прожиточного минимума).
В соответствии со статьей 4 закона Ивановской области от 16.06.1999 №22-ОЗ «О прожиточном минимуме» (в ред. Закона от 16.04.2013 №17-ОЗ) в 2013 году установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Ивановской области за I квартал 2013 - 7076 рублей, II квартал - 7566 рублей, III квартал - 7785 рублей и IV квартал - 7611 рублей.
По состоянию на 01.01.2014 года в банке вакансий ОГКУ «Кинешемский ЦЗН» зарегистрировано 875 вакансий, из них 227 вакансий заявлены предприятиями Кинешемского муниципального района. (Приложение З)
Трудоустройство граждан
В 2013 году трудоустроено 1683 человека, что на 20,6% меньше, чем в 2012 году (2120 человек). Из них
на постоянную работу 834 чел. (в 2012 году - 1236 чел.),
на временную работу 849 чел. (в 2012 году - 884 чел.).
Сокращение объемов субсидирования реализации мероприятий активной политики содействия занятости населения, привело к снижению заинтересованности работодателей в организации рабочих мест на временной основе.
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости, с целью поиска подходящей работы в 2013 году составляет 64,8% (в 2012 году - 64,3%).
Среди граждан, нашедших работу при содействии службы занятости 18,4% (309чел.) - жители Кинешемского муниципального района.
Основными клиентами, обратившимися за помощью в трудоустройстве в службу занятости, продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, короткий трудовой стаж, кто не способен самостоятельно справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. К ним относятся: молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, инвалиды, женщины, имеющие детей, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание по решению суда и другие.
Средний период трудоустройства безработных граждан уменьшился с 5,3 месяца в 2012 году до 5,1 месяца в 2013 году. (Приложение И)
Мероприятия по содействию трудоустройства граждан:
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Работа по организации временного трудоустройства подростков осуществляется в рамках социальной программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет».
Практикуется круглогодичная занятость несовершеннолетних граждан, как в период каникул, так и в свободное от учебы время. Партнеры службы занятости - городские и районные отделы образования, отделы по делам молодежи, детские спортивные школы, детский дом, школы - интернаты, предприятия города и района.
Обеспечено временное трудоустройство 638 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. (585 чел. - жители городского округа Кинешма, 53 чел. - жители Кинешемского муниципального района). Приоритетное право в трудоустройстве предоставляется детям - сиротам, детям, состоящим на учете в органах внутренних дел и детям, проживающим в малообеспеченных семьях.
Сфера применения труда подростков широка и разнообразна: благоустройство города и района, ремонт школ, детских садов, строительство детских и спортивных площадок, сельскохозяйственные и экологические работы, социальная помощь одиноким, престарелым инвалидам ВОВ, уход за памятниками мемориалами защитникам Отечества.
Организация общественных работ.
Общественные работы - это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально - полезную направленность и не требующая специальной подготовки.
Реализация мероприятий по организации и проведению общественных работ осуществляется в рамках городских и районных программ содействия занятости населения, муниципальных программ развития общественных работ, договоров, заключаемых центром занятости с работодателями.
В общественных работах приняли участие 353 безработных гражданина. (225чел. - жители г. о. Кинешма, 128 чел. - жители Кинешемского муниципального района).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяются нормы законодательства Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Период участия в общественных работах засчитывается в страховой стаж.
Приоритетными направлениями общественных работ являются:
сельскохозяйственные работы;
работы по благоустройству города и района;
технические работы в военном комиссариате;
административные работы;
подсобные работы в строительстве и промышленности.
Общественные работы помогают сгладить остроту ситуации на рынке труда, сохранить мотивацию к труду у длительно неработающих граждан, а также предоставляют возможность трудоустройства гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В целях обеспечения дополнительных гарантий для безработных граждан, относящихся к категории, испытывающих трудности в поиске работы, центр занятости населения реализует программу трудоустройства, рассчитанную на:
инвалидов;
лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказаний;
несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет;
лиц, предпенсионного возраста;
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей инвалидов;
беженцев и вынужденных переселенцев;
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
На временные работы трудоустроены 25 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, из них 8 инвалидов, 13 безработных граждан предпенсионного возраста, 3 одинокие мамы, 1 многодетная мама.
Работодатели, участвующие в данной программе, получают возможность:
заполнить вакантные рабочие места и в период временных работ оценить деловые и профессиональные качества работника;
присмотреться к работнику и по окончании срока действия договора принять его на постоянную работу;
экономить средства фонда оплаты труда, сократить затраты на подготовку кадров и их профессиональный отбор.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Молодежь - самая многочисленная и одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда.
Отсутствие трудовых навыков и недостаток профессиональных знаний у молодежи снижает возможности ее трудоустройства.
Центр занятости населения предоставляет государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В целях приобретения опыта и навыков в работе организовано временное трудоустройство 8 безработных граждан и стажировка 4 безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Реализация данной услуги способствует созданию условий для адаптации выпускников на рынке труда, приобретению ими трудовых навыков и снижению уровня молодежной безработицы.
Трудоустройство на временную работу является своеобразным испытательным периодом, во время которого выпускник может проявить свои трудовые навыки. А работодатель решить подходит ему гражданин в качестве работника или нет. Положительно зарекомендовавшие себя молодые люди имеют реальную возможность получения постоянного рабочего места. В случае, если работа не станет для них окончательным профессиональным выбором, она может представлять определенную ценность в плане приобретения трудового опыта и новых деловых контактов.
Оплата труда выпускников производится работодателем за фактически отработанное время и выполнение работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
Центр занятости населения осуществляет выплату материальной поддержки из средств областного бюджета.
Успех реализации программы зависит от тесного сотрудничества работодателей и центра занятости населения.
Содействие самозанятости безработных граждан
Оказание содействия самозанятости безработным гражданам является перспективным способом обеспечения их занятости и создания рабочих мест. Гражданам оказываются информационные, консультационные услуги, а также финансовая помощь.
Финансовая помощь, оказываемая центром занятости используется на:
подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
оплату государственной пошлины;
оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера;
приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
Для безработных граждан, желающих открыть собственное дело, организуется профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности, а также по профессиям для последующей работы в сфере малого бизнеса.
Для занятия предпринимательской деятельностью 13 безработным гражданам оказана единовременная финансовая помощь при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. 38 безработных граждан получили консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности.
Основные виды предпринимательской деятельности бывших безработных граждан:
пассажирские перевозки;
производство отделочных работ;
деятельность ресторанов и кафе;
торговля продуктами питания;
предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
производство замков и петель;
оказание стоматологических услуг;
выращивание крупного рогатого скота - сельская самозанятость;
выращивание шампиньонов;
производство сувенирных керамических изделий;
пчеловодство.
Для развития предпринимательства необходима доступность оформления финансового кредита в банке и правовая поддержка.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации
Важнейшим направлением деятельности центра занятости является повышение качества занятости рабочей силы путем развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.
Профессиональное обучение призвано обеспечить повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности граждан на рынке труда.
Профессиональное обучение граждан осуществляется на базе 10 государственных и негосударственных образовательных учреждений. Предприятий, организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в условиях действующих производств.
Обучение производится более чем по 20 профессиям. Специальностям, востребованным на рынке труда.
Служба занятости гарантирует гражданам бесплатное обучение, выплату стипендии. И при необходимости, медицинское освидетельствование, проезд и проживание по месту обучения.
безработных гражданина направлено на профессиональное обучение (156 чел. - жители г. о. Кинешма, 37 чел. - жители Кинешемского муниципального района).
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Одной из важнейших функций государственной службы занятости является посредничество на рынке труда, т. е. «…содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников…» (ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Соблюсти интересы обеих сторон бывает непросто. Но служба занятости стала надежным партнером, как работодателей, так и тех, кто ищет работу.
Заслуженной популярностью пользуются ярмарки вакансий рабочих и учебных мест - самый простой и эффективный способ решения вопросов трудоустройства.
Ярмарки вакансий - это встречи работодателей и ищущих работу граждан. Они позволяют максимально ускорить процесс трудоустройства, приобрести навыки общения, получить направление на обучение или на работу.
Работодатель имеет возможность без особых затрат подобрать специалиста, укомплектовать кадрами свое предприятие.
Активно используются различные виды ярмарок вакансий:
специализированные ярмарки для различных групп населения (для женщин, для молодежи),
ярмарки по набору на ученические рабочие места (обучение непосредственно на предприятиях),
ярмарки для различных форм занятости (ярмарка общественных работ),
ярмарки для невостребованных на рынке труда специалистов (организуются по конкретным профессиям),
мини-ярмарки (по укомплектованию кадрами конкретного предприятия).
Ежегодно служба занятости организует более 12 ярмарок вакансий. В которых принимают участие десятки предприятий и оргинизаций. Число посетителей ярмарок достигает 500 человек в год. По итогам ярмарок заполняются до 75 % вакантных рабочих мест, представленных работодателями.
Организованы в 2013 году 24 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в них приняли участие 1154 человек. Три ярмарки вакансий проведены для жителей монопрофильного города Наволоки, которые посетили 212 человек.
Профессиональные ориентации
Профессиональная ориентация является системой мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения человека и оптимизации его трудоустройства.
Основная цель профориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан и потребностями работодателей на рынке труда.
граждан получили различные профориентационные услуги, услуги по психологической поддержке оказаны 105 безработным гражданам, в мероприятиях по социальной адаптации приняли участие 98 чел.
В практике работы профконсультант использует банк информационно-методических материалов, практические пособия по профориентации, консультированию, психологической поддержке, формированию положительного имиджа и тренинги по развитию навыков эффективного представления себя на рынке труда.
Доказали свою надежность традиционные формы поддержки безработных граждан через участие их в:
клубе ищущих работу;
клубе социально-психологической поддержки;
курсе «Новый старт»;
ярмарках вакансий рабочих и учебных мест.
Особое внимание в профориентационной работе уделяется предупреждению безработицы среди молодежи. С этой целью службой занятости совместно с учебными заведениями организуются ярмарки образовательных услуг, проводятся консультации по профессиональному самоопределению для учащихся и выпускников школ, тестирование. Деловые игры и курсы самоопределения.
Информирование о положении на рынке труда
Повысить качество и доступность оказания государственных услуг позволяет информирование граждан о возможностях и готовности службы занятости оказать ту или иную помощь в поиске подходящей работы.
Информацию о государственных услугах, оказываемых службой занятости, граждане, ищущие работу, могут получить в информационном зале ОГКУ «Кинешемский ЦЗН», в информационно-консультационных пунктах, в киосках самостоятельного поиска работы, на электронном табло «Бегущая строка».
В информационном зале центра занятости населения:
установлены информационные терминалы, которые пользуются большой популярностью у граждан, поскольку являются привычным для них способом получения информации, в том числе в сети Интернет.
размещена жидкокристаллическая панель, на которой посетителям демонстрируются видеоматериалы о процедуре предоставления государственных услуг, о ситуации на рынке труда, о мероприятиях Программы содействия занятости населения и Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда;
установлен персональный компьютер со справочно-информационной и поисковыми системами для возможности самостоятельного поиска работы;
на стендах зала, размещена информация о состоянии рынка труда, о наиболее востребованных работодателями профессиях, о графике проведения групповых занятий по оказанию государственных услуг и о планируемых мероприятиях по содействию занятости населения.
Кроме того, организовано информирование и неопределенному кругу лиц, через информационные средства, СМИ и массовые мероприятия.
Государственная служба занятости населения продолжает совершенствование качества оказания услуг по содействию занятости населения, внедряя новые эффективные формы и методы работы.
Для поиска вариантов работы используется информационный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru), который поддерживает общероссийский банк вакантных рабочих мест.
В электронных рубриках представлены нормы действующего российского законодательства, разъяснения по получению государственных услуг, предоставлена возможность поиска работы или работника, указаны адреса и контактная информации по всем региональным службам занятости населения.
Обновление сведений, поступающих из региональных служб занятости населения, осуществляется ежедневно.
В 2013 году жителям Кинешемского муниципального района оказывался широкий спектр государственных услуг в сфере занятости населения, с использованием мобильного офиса центра занятости населения.
Организовано 122 выезда в населенные пункты Кинешемского муниципального района. Сельским жителям оказывались такие услуги как: информирование о положении на рынке труда, услуги по профессиональной ориентации, психологическая поддержка, содействие в подборе вариантов подходящей работы. Государственными услугами воспользовалось - 1130 человек.
Мобильный центр выезжал в сельские поселения для профориентационных встреч с выпускниками сельских школ. Ежеквартально в рамках программы «Школа подготовки осужденных к освобождению» организована работа в учреждениях ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ивановской области в селе Шилекша и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области в селе Октябрьский.
.3 Перспективы и основные пути повышения труда и занятости населения в РФ
Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержание полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспособного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю. Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть, связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест. Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность. Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей. Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования. По моему мнению, состав центральных органов исполнительной власти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государственной политики занятости, целесообразно расширить за счет привлечения Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенсионеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства обороны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительственный консультативный совет, который необходимо создать при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель министра, ответственный за социальную политику. Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда. Экономический механизм включает в себя: прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее; финансирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воздействие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос. Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.
Заключение
В данной работе рассматривалась такая важная для любого государства экономическая область как рынок труда. Рынок труда, как и любой другой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Но специфика труда, являющегося предметом купли-продажи, обуславливает ряд особенностей формирования спроса и предложения на труд, поддержания равновесия. Главным следствием неправильной государственной политики на рынке труда является безработица.
Безработица - опасное в политическом отношении явление. На основе массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы.
Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения её в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.
Регулирование рынка труда предусматривает установление минимального уровня зарплат и определенных условий труда. Кроме того, оно подразумевает механизм мониторинга - через профсоюзы, трудовую инспекцию, или то и другое сразу.
Регулирование приводит к росту зарплат и улучшению условий труда, поэтому экономистам стоит, прежде всего, обратить внимание на такой вопрос, как вытеснение с рынка менее квалифицированных работников. Преимущества регулирования заключаются в выравнивании уровня оплаты и условий труда, сокращении количества «неблагоприятных» рабочих мест
Регулирование занятости - совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.
Регулирование занятости имеет несколько уровней:
общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;
региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;
локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, службой занятости, местными органами исполнительной власти.
На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.
Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.
Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.
Говоря о ситуации на рынке труда городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района по состоянию на 01.04.2014 года определяют следующие показатели:
Численность населения городского округа Кинешма и Кинешемского муниципального района - 109321 чел.
Численность трудоспособного населения - 62365 чел.
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Ивановской области в расчёте на месяц за I квартал 2014 года - 8074 руб.
На 2014 год установлена величина минимального пособия по безработице в размере 850 руб., максимального - 4900 руб.
Численность граждан, обратившихся в центр занятости в течение 2014 года - 744 чел., из них:
347 чел. - женщины,
237 чел. - молодежь,
34 чел. - инвалиды.
В течение 2014 года оказано содействие в трудоустройстве - 331 чел, в том числе:
на постоянную работу - 226 чел.
на временную работу - 85 чел.
Уровень регистрируемой безработицы по г.о. Кинешма и Кинешемскому району на 01.04.2014г. - 1,1% (по городу - 1,0%, по району - 1,6%).
Напряженность на рынке труда - 1,0 человека на 1 вакансию.
За 2014 год 29 организаций подали сведения о высвобождении 86 работников.
Признано безработными гражданами с начала 2014 года - 421 чел.
За 4 месяца 2014 года из числа безработных граждан трудоустроено - 212 чел, направлено на профессиональное обучение - 11 чел.
По состоянию на 01.04.2014 на учете состояли - 663 безработных гражданина, из них:
,8% - женщины,
,0% - молодежь,
,7% - инвалиды,
,4% - жители Кинешемского муниципального района.
На 01.04.2014 в базе данных ОГКУ «Кинешемский ЦЗН» 844 вакансии, из них: 70,7% - рабочие специальности.
Средняя продолжительность существования вакансии составила 3,8 месяца.
Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:
. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.
. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.
. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты - из региональных и местных бюджетов).
. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению без прекращения с ними трудового договора.
. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающим инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.
. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.
. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.
. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.
. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.
Таким образом, для преодоления проблем в сфере занятости необходимы интегрированные социальные стратегии, в которых центральное место занимает задача обеспечения людей достойной работой. Для улучшения глобальных перспектив в области занятости, все же, недостаточно только высоких темпов экономического роста. Необходимо добиться, чтобы экономический подъем целенаправленно служил росту занятости и улучшению положения бедного населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Глоссарий
ПонятиеОпределениеРынок труда (рабочей силы)важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества, отражает основные моменты в динамике занятости, её основных структурахУровень безработицыпоказывает, какая доля рабочей силы не имеет работыОбщественные работыэто общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально - полезную направленность и не требующая специальной подготовкиПартнеры службы занятостигородские и районные отделы образования, отделы по делам молодежи, детские спортивные школы, детский дом, школы-интернаты, предприятия города и районаМолодежьсамая многочисленная и одна из самых уязвимых категорий населения на рынке трудаГосударствосовокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности обществаРаботодательфизическое либо юридическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работникомЯрмарки вакансийэто встречи работодателей и ищущих работу гражданПрофсоюздобровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членовФедеральная службаобщее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации - РоссииПовышение квалификациивид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и уменийЭкономиканаука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использованиеНаемный трудтруд наемного работника, работающего по договору найма на предприятии, собственником которого не является данный работникИнститут экономики Российской Академии наук (РАН)научно-исследовательское учреждение (Москва). Был создан в 1930 году на базе экономической и кооперативной секций и присоединенного к ней Института экономики Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) в Коммунистической академии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1980)Организацияэто группа людей, действующих совместно для достижения общих целейЦентр занятости населения (ЦЗН)местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятостиИнвестицииэто долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли
Список использованных источников
Базылев, Н.И., Курс экономической теории в таблицах и схемах [Текст] / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Современная школа, 2010 - 96 с. - ISBN 978-985-513-659-1.
Батурин, Л.А. Экономика социальной сферы [Текст] / Л.А. Батурин, В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Г.Г. Уварова, Ю.А. Мащенко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2008 - 528 с. - ISBN 978-5-241-00509-9.
Бреев, Б.Д. Безработица в современной России [Текст] / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2005. - 271 с. - ISBN 5-02-033411-1.
Буланов, В.С. Рынок труда [Текст]: учебник. / Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М.: "Экзамен", 2007. - 480 с. - ISBN 978-5-377-00245-1, 978-985-16-0997-6.
Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда [Текст]: учебник для вузов / М. И. Бухалков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 424 с. - ISBN 978-5-16-003487-4.
Бычин, В.Б. Организация и нормирование труда [Текст] / В.Б. Бычин - М.: Инфра-М, 2009. - 160 с. - ISBN 978-5-8463-1176-5.
Вайсбурд, В.А. Экономика труда [Текст]: учебное пособие / В.А. Вайсбурд. - М.: Омега-Л, 2011 - 376 с. - ISBN 978-5-370-01703-2.
Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации [Текст] / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин. - М.: Техносфера, 2006. - 680 с. - ISBN 978-5-94836-110-1.
Веселовский, С. Глобализация рынков труда. Динамика. Проблемы. Перспективы [Текст] / Под ред. С. Веселовский. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 246 с. - ISBN 978-5-248-00548-2.
Вукович, Г.Г. Рынок труда [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 239 с. - ISBN 978-5-222-21051-2.
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник /Б.М. Генкин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2010. - 416 с. - ISBN 978-5-468-00061-8.
Грузинов, В.П. Экономика предприятия [Текст] / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М.: ИЭП, 2008. - 215 с. - ISBN 978-5-8463-1446-5.
Жеребин, В.М. Самостоятельная занятость населения. Основные представления и опыт кризисного периода [Текст]: вузовский учебник / В.М. Жеребин, А.Н.Романов, М.:ИНФРА-М, 2010. - 200 с. - ISBN: 978-5-9558-0145-2.
Жулина, Е.Г. Экономика труда [Текст] / Под ред Е.Г. Жулина. - М.: «ЭКСМО», 2010. - 208 с. - ISBN 978-5-699-41312-6.
Завельский, М.Г. Экономика и социология труда [Текст]: Курс лекций / М.Г. Завельский. - М.: НОРМА, 2011. - 281 с. - ISBN 5-904010-108-9.
Ильина, Л. Рынок труда и управление человеческими ресурсами [Текст] / Людмила Ильина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с. - ISBN 978-5-222-14375-9.
Карпова, Н.В. Экономика и социология труда [Текст]: теория и практика: учебное пособие для вузов / Н.В.Карпова, А.Г. Схиртладзе, В.П. Борискин. - Старый Оскол: ТНТ, 2012. - 138 с.: табл. - ISBN 978-5-94178-206-2.
Кашепов, А.В. Рынок труда: проблемы и решения [Текст] / А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов. - М.: Научный эксперт, 2008. - 226 с. - ISBN 978-5-91290-023-5.
Кибанов, А.Я. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала [Текст]: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. - М.: Проспект, 2012. - 64 с. - ISBN: 978-5-392-02892-4.
Кибанова, А.Я. Экономика и социология труда [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 232 с. - ISBN 277-5-4685-1176-4.
Кистанов, В.В. Региональная экономика России [Текст]: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с. ISBN 5-279-02378-7.
Кокин, Ю.П., Шлендер, П.Э. Экономика труда [Текст]: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. - 686 с. - ISBN 978-5-9776-0062-0.
Кураков, Л.П. Экономика [Текст]: учебник / Под ред. Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев, А.Г. Костромин, А.Л. Кураков. - М.: ЮниВестМедиа, 2011 - 640 с. - ISBN: 978-5-903828-06-7.
Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования [Текст]: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. 2-е изд. перераб. и доп., УМО. - М.: КНОРУС, 2011. - 272с. - ISBN 978-5-406-01366-3.
Мумладзе, Р.Г. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н.;. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2009. - 326 с.: ил. - ISBN 978-5-390-00198-1.
Новиков, М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций [Текст] / М.В. Новиков. - Тагaнрог: ТPТУ, 2010. - 156 с. - ISBN 236-5-9237-3512-7.
Оганян, К.М., Занятость населения и ее регулирование [Текст] / К.М. Оганян, Н.М. Стрельцов. - СПб.: Бизнес-Пресс, 2008. - 376 с. - ISBN: 978-5-91584-004-0.
Одегов, Ю.Г. Экономика труда [Текст]: учеб. для бакалавров / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 423 с. - ISBN 978-5-9916-2415-2.
Одегов, Ю.Г. Экономика труда [Текст]: учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. - М.: Волтерс Клувер, 2011 - 800 с. - ISBN: 978-5-466-00672-8.
Остапенко, Н.М. Экономика труда [Текст]: учебное пособие/Н.М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 317 с. - ISBN 978-5-16-003063-0.
Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. М. Остапенко;- 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 271 с. - ISBN 978-5-16-003063-0.
Пашуто, В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии [Текст] / В.П. Пашуто - М.: КноРус, 2010. - 239 с. - ISBN 337-5-8463-4578-5.
Писарева, О.М. Методы социально-экономического прогнозирования: [Текст] / О.М. Писарева - М.: ГУУ-НФПК, 2008. - 395 с. - ISBN 512-5-8463-1176-5.
Просветов, Г.И. Экономика и статистика труда: задачи и решения [Текст] / Г.И. Просветов - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 160 с. - ISBN 278-5-8463-6598-2.
Радаев, В.В. Экономическая социология [Текст]: учебное пособие для вузов / Радаев В.В.; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 602 с. - ISBN 978-5-7598-0542-7.
Рофе, А.И. Научная организация труда [Текст] / А.И. Рофе - М.: МИК, 2008. - 315 с. - ISBN 224-5-5157-7655-2.
Рофе, А.И. Экономика труда [Текст] / А.И. Рофе, Е.В. Галаева, А.С. Лавров, В.Т. Стрейко. - М.: МиК, 2008. - 250 с. - ISBN 541-5-8463-1176-5.
Соболевская, А.А., Попов, А.К.. Постиндустриальная революция в сфере труда [Текст]: М.: ИМЭМО РАН, 2009 - 205 с. - ISBN 978-5-9535-0188-0.
Тощенко, Ж.Т. Социология труда [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 423 с. - ISBN 978-5-238-01435-7.
Уколов, В.Ф. Теория управления [Текст] / В.Ф. Уколов. - М.: Экономика, 2008. - 180 с. - ISBN 448-1-3354-1176-7.
Чепурин, М.Н. Курс экономической теории [Текст] / М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2007 - 848 с. - ISBN: 978-5-85271-287-5.
Шестаков, А.В. Энциклопедический словарь экономики и права [Текст] / А.В. Шестаков. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 126 с. - ISBN 332-2-3658-1146-2.
Шумаков, Ю.Н. Экономика труда в организациях АПК [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Н. Шумаков, Л.Б. Винничек, С.Н.