Государственное регулирование рынка труда в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рынка труда в РФ















Государственное регулирование рынка труда в РФ

Введение

рынок трудоустройство занятость экономический

Одной из важнейших социально-экономических проблем современности является - проблема рынка труда, занятости и безработицы, проявляющиеся особенно остро в условиях переходной экономики.

При формировании рыночных отношений страны, необходима целенаправленная политика, ориентированная на человека и на результаты проводимых реформ. Политика занятости населения в свою очередь, должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют условия занятости, сфера труда, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений.

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к улучшению рынка труда и его благосостояния.

В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. Формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

Актуальность данной темы заключается в том, что занятость - это своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности реформ, о функционировании всей экономической системы. На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков.

Цель: анализ государственного регулирования рынка труда в РФ.

Задачи:

) дать характеристику рынка труда;

) проанализировать как государство воздействует на рынок труда;

) выявить проблемы и найти пути их решения;

) проанализировать рынок труда в Пермском крае.

Объект: система регулирования занятости и трудоустройства.

Предмет: влияние государственного регулирования на рынок труда.

Курсовая работа состоит из:

)Введения

)3 глав

)Заключения

)Литературы

1. Теоретические основы рынка труда

рынок трудоустройство занятость экономический

1.1 Сущность рынка труда

Рынок труда - важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.

Рынок труда можно определить как систему взаимосвязанных отношений между правительством (в роли гаранта социальной защиты населения, в роли работодателя на государственных предприятиях), предпринимателями и трудящимися (владельцы рабочей силы). Как и любой другой рынок, рынок труда включает в себя продавцов и покупателей.

Труд существенно отличается от других экономических ресурсов. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и имеет цену, которая зависит от индивидуальных способностей человека и конкуренции на рынке труда. Это обусловлено социальными, политическими и психологическими аспектами трудовой деятельности.

Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру и включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.

По отношению к рынку труда население делится на категории:

. Экономически активное население - та часть населения, которая обеспечивает предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себя и занятых и безработных.

. Экономически неактивное население - это население страны, которое по ряду объективных причин не может выступить на рынке труда с предложением рабочей силы (дети, нетрудоспособные инвалиды и неработающие пенсионеры).

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.).

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Спрос на труд - это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части работоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе.

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

)регулирование спроса и предложения;

)обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место;

)обеспечение конкуренции между работодателями за наем рабочей силы;

)установление равновесной цены;

)содействие полной (но экономически эффективной) занятости.

Сегментация рынка труда - разделение его на отдельные части, сектора по определенным признакам.

По степени государственного воздействия на рынок рабочей силы в узком смысле можно выделить два сегмента:

)рынок контролируемый государственной службой занятости;

)неконтролируемый рынок рабочей силы (часть предложений и вакансий, которые не охватывают органы официального трудоустройства)

Так же сегментом рынка труда в узком смысле выступает скрытый рынок труда. Данный рынок образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу (на условиях договора или контракта). Это специфическое наследие прошлого, вытекающее из многолетней практики резервирования избыточной рабочей силы на предприятиях в предкризисный период

Существование скрытого рынка труда в российской экономике порождает ряд негативных тенденций: усиливается скрытая социальная напряженность, нерационально используются экономические ресурсы предприятий, блокируется процесс приспособления структуры предложения рабочей силы к ее спросу, сдерживается рыночная переориентация подготовки кадров, а, следовательно, тормозится формирование конкурентного рынка труда.

.2 Теории рынка труда

Современные воззрения на рынок труда сформированы длительным процессом эволюции, как самого процесса труда, так и экономической науки. Наиболее известными и популярными в свое время становились такие теории рынка труда, как: классическая, неоклассическая, марксистская, кейнсианская, институциональная, монетаристская, неоклассического синтеза.

Классическая теория.

Разработана Адамом Смитом во второй половине 18 века и развита Давидом Рикардо в начале 19 века. Основные идеи теории заключались в следующем:

)рыночная экономика устойчива и вечная;

)деятельность людей определяется их собственными интересами, личной выгодой;

)в условиях рынка именно личный интерес обеспечивает равновесие и совершенство в обществе;

)на рынке труда несоответствие между спросом и предложением носит временный характер, поскольку экономика страны - саморегулирующаяся система, в которой полная занятость является нормой;

)наилучшей экономической политикой государства является политика его невмешательства в экономическую жизнь.

Неоклассическая теория.

Альфред Маршалл и Артур Пигу. Предложена в конце 19 и начале 20 веков. Основные идеи:

)для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и предложения;

)конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос;

)причиной безработицы является высокий уровень заработной платы;

)на рынке существует сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты;

)рабочие могут сами добровольно обрекать себя на безработицу, не соглашаясь работать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения.

Марксистская теория.

Карл Маркс. Вторая половина 19 века. Марксистское учение о занятости заключается в следующем:

)в условиях рынка рабочая сила выступает товаром особого рода;

)эта особенность заключается в том, что рабочая сила создает прибавочную стоимость, присваиваемую безвозмездно капиталистом;

)вследствие этого, хотя спрос на труд и увеличивается с возрастанием капитала, однако темпы роста спроса на труд ниже темпов роста капитала;

)таким образом, избыточная рабочая сила является неизбежным спутником капиталистического рыночного хозяйства.

Кейнсианская теория.

Джон Мейнард Кейнс. Вторая четверть 20 века. Основные выводы теории:

)чем выше величина денежных доходов людей, тем меньшая ее часть потребляется, а большая сберегается;

)объем затрат труда, на которые предприниматели предъявляют спрос, зависят от ожидаемых расходов общества на потребление;

)при снижении спроса происходит затоваривание рынков с последующим сокращением рабочих мест, закрытием предприятий и ростом безработицы;

)рынок не в состоянии автоматически решить эту проблему, полная занятость в обществе - это скорее случайность, чем закономерность;

)государственное регулирование экономики необходимо, и, прежде всего, через обеспечение должного объема эффективного спроса.

Институциональная теория.

Торстен Веблен и Джон Кеннет Гэлбрейт. 20 век. Теория утверждает, что:

)экономическая наука - это не только наука о рынках и ценах, ее предметом является также человеческая деятельность во всех проявлениях;

)на экономическое поведение человека особое влияние оказывают различные «институты» (государство, семья, моральные и правовые нормы, партии, профсоюзы, крупные корпорации);

)не стихийный рынок и свободная конкуренция, а общественные институты определяют политику в области заработной платы, гарантий прав работников и занятости.

Монетаристская теория.

Милтон Фридмен. Вторая половина 20 века. Концепции монетаристов сводятся к следующему:

)основным регулятором экономики являются деньги;

)деньги - главный рычаг экономического поведения человека, а спрос на деньги - важнейший инструмент экономического развития общества, включая и рынок труда;

)управление экономикой, в том числе рынком труда, зависит от контроля государства за наличием денег в обществе и их эмиссией;

)рыночное хозяйство обладает высокой устойчивостью и конкурентностью.

Неоклассический синтез.

Пол Самуэльсон. Вторая половина 20 века. Основной идеей теории неоклассического синтеза является необходимость одновременного использования как рыночных, так и государственных регуляторов экономики в целом и, в том числе, проблем, связанных с занятостью населения.

.3 Классификация рынков труда

Виды рынков:

. Федеральный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы на территории России в целом. До недавнего времени Федеральный рынок носил замкнутый характер: его участниками было в основном население страны. В последние годы более тесными стали взаимосвязи Федерального и международного рынков труда (экспорт и импорт рабочей силы). Экспорт рабочей силы характеризуется наиболее высокими квалификационными характеристиками и, в общем, наносит ущерб народному хозяйству и культуре. Импорт рабочей силы характеризуется низкими профессионально - квалификационными характеристиками.

. Территориальный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения на те профессии, которые необходимы на данной территории. Выделяют 2 подвида:

· Первичный рынок - когда человек впервые вступает в трудовую жизнь, имея одну специальность.

· Вторичный рынок. На территориальном рынке возможна ситуация, что спроса по первичной профессии не наблюдается и необходима переподготовка кадров, т.е. приобретение второй профессии.

. Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессии данной отрасли. Он характеризуется соотношением спроса и предложения по отдельным профессиям, т.е. профессиональный рынок труда.

. Внутризаводской (внутрифирменный) рынок труда - главная характеристика состоит в том, что соотношение спрос-предложение реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже занятых работников. Перераспределение рабочей силы внутри предприятия называемое внутризаводским движением рабочей силы способствует удовлетворению потребностей в рабочей силе, а с другой стороны реализации личных стремлений рынка.

.4 Профессии, востребованные на рынке труда

% выпускников российских вузов сегодня не работают по специальности согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

При выборе специальности очень важно ориентироваться на востребованность профессий на рынке труда. Первая десятка в рейтинге востребованных специальностей на российском рынке труда:

. Финансы, бухгалтерский учет

. Банки и инвестиции

. Юриспруденция

. IT и телекоммуникации

. Лингвистика, переводческая деятельность

. Экология и природопользование

. Экономика и управление на предприятии

. Маркетинг, реклама, PR

. Кадровое дело, HR

. Транспорт, логистика

Экономисты. Самыми востребованными на российском рынке труда на протяжении последнего десятилетия остаются специалисты в области финансов, бухгалтерии и аудита (около 18% всех открытых вакансий). Выбирая вуз для получения экономического образования, нужно ориентироваться на статистику трудоустройства выпускников вуза. По данным на октябрь 2012 года, 78% выпускников, получивших диплом по специальностям «Экономика и управление на предприятии» и «Бухгалтерский учет и аудит», в настоящее время работают по специальности».

Юристы. Спросом на рынке пользуются «юристы широкого профиля» (29,7% вакансий) - специалисты, знающие и гражданское, и международное, и уголовное право. Далее следуют «юрисконсульты» (18,5%); на третьем месте - руководители юридического отдела (15,4%). Выбирая вуз для получения юридической специальности, следует опираться главным образом на престиж и историю учебного заведения.

Переводчики. Наряду с европейскими языками все более востребованными становятся восточные языки, в частности китайский. Это связано, прежде всего, с ростом политической и экономической активности стран Азии и с высоким уровнем торгового взаимодействия между странами этого региона и Россией.

Экологи. В России грядет рост спроса на практических специалистов в области экологии и сертифицированных экологов. Обострившееся в последнее время внимание Правительства РФ к экологическим проблемам в очередной раз подтверждает, что престиж и популярность профессии эколога будут только расти.

Абитуриентам, готовящимся к поступлению в вуз, специалисты приемных комиссий вузов рекомендуют помимо классической и самой популярной дневной формы обучения обратить внимание на дистанционную и заочную формы.

2. Государственное регулирование рынка труда

.1 Исторический опыт регулирования рынка труда и особенности его функционирования

Регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической системы общества. Регулирование рынка труда может быть рассмотрено как в широком, так и в узком смысле этого термина. В соответствии с теорией рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова, будет охватывать все процессы, связанные с формированием спроса на труд и его предложения. В узком смысле слова регулирование рынка труда можно рассматривать как систему конкретных мер, направленных на оказание помощи безработным гражданам.

Индивидуально развитые страны накопили достаточно богатый опыт по регулированию рынка труда. Необходимость государственного воздействия на развитие социально-трудовых отношений была осознана в начале XX в.

Показательным является тот факт, что среди участников рынка труда (государства, предпринимателей и наемных работников) именно трудящиеся сделали первые шаги, противодействующие стихии рынка в сфере труда. Это проявилось в сознании первых рабочих объединений, ставших впоследствии основой профессиональных союзов, формировавшихся в течение XIX в. практически во всех индустриально развитых странах. Органы государственной власти обычно не оставались в стороне от самодеятельных рабочих объединений.

Конец XIX - начало XX века охарактеризовался значительным обострением отношений в сфере труда практически во всех цивилизованных странах. Это было вызвано во многом стихийностью процессов, протекающих на рынке труда, отсутствием полноценного трудового законодательства. В результате участники рынки труда оказались в заведомо неравном положении: обычно работодатели и предприниматели диктовали наемным работникам условия найма. В конфликтных ситуациях государство становилось на сторону предпринимателей, поддерживая их в том числе и силой оружия. Это способствовало усугублению критического положения на рынке труда, наиболее ярко проявившегося в России.

Специфические черты, присущие России в сфере труда и обусловленные особенностями ее исторического развития и национального менталитета, во многом способствовали усугублению противоречий между работодателями и наемными работниками, проявившимися в начале XX века. Отсутствие законодательного регулирования трудовых отношений приводило в российской практике к злоупотреблениям со стороны работодателей. Этим объясняется и предельно возможная продолжительность рабочего дня (12 - 14 часов), широкие масштабы использования женского труда на работах с вредными и тяжелыми условиями, детский труд, низкие ставки заработной платы. Наличие подобных явлений естественным образом подталкивало наемных работников к борьбе за более приемлемые условия продажи своей рабочей силы. Однако государство было не готово к такому повороту событий и во всех случаях трудовых конфликтов поддерживало работодателей, иногда с помощью карательных органов. Такая однонаправленная позиция государственной власти ослабляла позиции наемных работников в трудовых спорах и одновременно усиливала позиции работодателей. Это лишь усугубляло остроту социально-трудовых проблем и делало невозможным достижение компромисса и договоренностей. Крайними проявлениями недовольства наемных работников своим положением в сфере труда стало перерастание экономической борьбы в политическую, и в результате - смена общественного строя и государственной власти в стране.

Опыт революционных потрясений, а также мировые экономические катастрофы первой половины XX века способствовали переходу к качественно новым отношениям на рынке труда между наемными работниками и предпринимателями: от противостояния и конфронтации к поиску компромисса и путей сотрудничества.

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

В системе мер государственного регулирования труда можно выделить следующие основные элементы:

меры по регулированию спроса на труд;

меры по регулированию предложения труда;

меры по предоставлению социальных гарантий занятости.

Особенности функционирования рынка труда в РФ

Реформирование российской экономики показало, что наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы (связанные с занятостью) приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, увеличение скрытой безработицы, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике и др.

Произошедшие за последнее время радикальные изменения в общественно - политической и экономической жизни страны, преобразовавшие социально - трудовую сферу, показывают, что переход от полной занятости времён социализма к рыночной экономической активности, присущей рынку, осуществился. Заметные изменения произошли в пропорции распределения занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально технического снабжения и торгового посредничества, страхования, финансов и др.

Развитие многообразных форм сопровождается институциональными преобразованиями в экономике, которые привели к соединению трёх, ранее искусственно разделённых факторов: труда, собственности и управления в сфере малого бизнеса. Реанимированный ремесленник отчасти потеснил промышленность. Многие, особенно крупные промышленные предприятия показали свою неконкурентоспособность, что и явилось главной причиной обострения целого комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации и требуют дальнейшего реформирования производственных отношений.

Особенность сложившейся в настоящее время в российской экономике ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства. Сокращение объёмов производства в них пока не компенсируется его увеличением на новых или модернизированных предприятиях. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестирование в промышленность чревато большим риском и малыми выгодами.

Особенно ощутимо влияние экономического кризиса на ситуацию в социально - трудовой сфере. Всё это приводит к тому, что преобразования, происходящие в социально - трудовой сфере, имеют противоречивый характер. Поэтому при решении проблемы занятости важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда, к которым можно отнести, в частности, влияние высокой степени развития материализма и своеобразного коллективизма, сложившейся традиционно за годы строительства социализма и предполагаемый приоритет полной занятости по сравнению с требованиями экономической эффективности; неравномерность развития различных отраслей и секторов экономики; неодинаковые темпы движения к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности, неразвитое состояние рынка труда; увеличение числа безработных в результате, как сокращение объёмов производства, так и деградация части производственных мощностей.

Существенные изменения в области занятости, вызванные, прежде всего тем, что важнейшее достижение плановой экономики сверхзанятость, гарантированная государством, себя исчерпала. Теперь занятость становится таким же динамичным показателем, как и другие свойственные рынку, критерии. Появилась устойчивая резервная армия труда, которая отражает реальную картину в экономике, чередование избытка рабочей силы и её нехватки. Причём динамика этих процессов имеет противоречивый характер.

Одним из новых явлений в сфере занятости является усиливающаяся иммиграция населения из стран ближнего зарубежья в Россию. Это долговременный фактор и его позитивные последствия скажутся лишь в будущем, когда уменьшение деторождения и старения населения приведёт к сокращению предложения рабочей силы. В краткосрочном периоде труда, наоборот, иммиграция способствует увеличению предложения рабочей силы и усилению давления на рынке труда. Активизируется и обратный процесс - иммиграции из России.

Мировая практика показала, что временный аспект оказывает существенное влияние на колебание спроса на рабочую силу и её предложение. Это связанно, как с динамикой фаз промышленного цикла в краткосрочном периоде, так и с долговременными структурными сдвигами в экономике, предъявляющими новые требования к рабочей силе. Спрос на неё определяется в основном состоянием промышленного производства. Экономика России не является исключением из общей закономерности. Спад промышленного производства ведёт к падению спроса на рабочую силу. Причём высвобождение работников из производственной сферы включает те же четыре момента, которые свойственны развитым странам: спад производства - снижение спроса на рабочую силу, уменьшение числа занятых - увеличение безработицы.


.2 Государственная политика и инструменты государственного регулирования

Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

)Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

)Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

организация общественных и временных работ.

)Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Инструменты государственного регулирования

Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Во - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало, и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

.3 Анализ рынка труда в Пермском крае

) Численность экономически активного населения, занятых и безработных

Численность экономически активного населения2008 г.2009 г.2010 .г2011 г.Всего1446,51448,81441,01437,9Мужчины720,4721,5722,8720,8Женщины726,1727,4718,2717,1Занятые в экономикеВсего1323,91302,51318,41328,6Мужчины654,7644,9655,7657,4Женщины669,2657,6662,7671,2БезработныеВсего122,6146,3122,6109,3Мужчины65,776,567,063,4Женщины56,969,855,545,9Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятостиВсего29,149,334,126,6Мужчины12,322,615,411,9Женщины16,826,718,814,7Из них безработные, которым назначено пособие по безработицеВсего26,547,532,425,5Мужчины11,221,814,511,4Женщины15,325,717,914,1

Анализ таблицы:

С каждым годом падает численность экономически активного населения. Это происходит в следствии миграции, низкого уровня продолжительности жизни населения.

Небольшая часть безработных стоят на учете в органах государственной службы.

)Численность занятых в экономике по видам экономической деятельности (тыс.чел.)

2008 г.2009 г.2010 .г2011 г.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство113,8110,8108,7105,6Рыболовство и рыбоводство0,10,20,50,5Добыча полезных ископаемых18,617,016,817,2Обрабатывающие производства298,0295,1290,8301,9Производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды32,933,834,433,1Строительство100,399,7102,099,9Оптовая и розничная торговля184,4180,5179,8205,7Гостиницы и рестораны31,328,929,333,5Транспорт и связь104,7102,3100,497,9Финансовая деятельность19,218,117,218,2Государственное управление98,0102,2106,7107,2Образование76,277,479,276,9Здравоохранение и предоставление социальных услуг116,6112,4105,898,8Предоставление прочихкоммунальных, социальныхи персональных услуг96,991,487,884,4

Проанализировав данную таблицу можно сделать следующие выводы:

Обрабатывающие производства имеют наибольшую занятость. Вследствие того, что на территории края много заводов и он богат полезными ископаемыми.

На втором месте это люди занятые в оптовой и розничной торговле. Так как в настоящее время практически нет организаций, которые в той или иной степени не занимались бы торговой деятельностью. Для потребителей торговля дает возможность выбора нужной продукции, получения услуг, приобретении информации о товарах.

На третьем месте - строительство. В последнее время в Пермском крае идет процесс ветшания жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений в 2,8 раз превышает объем введённого жилья. В целях успешного решения проблем были приняты городские целевые программы: «Переселение граждан города Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда в другое жилье на 2007-2010 годы», «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах»

Меньше всего людей занято в рыболовстве и рыбоводстве. Причина этому не развитость данной отрасли в нашем крае, отсутствие поддержки государства, отсутствие спроса, не конкурентоспособность продукции (дешевле купить заграницей). Большинство ферм и рыболовных хозяйств работают в туристическом направлении, в основном это заграничные туристы. Средняя цена тура 3000 евро.

)Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)

Безработные - всегов том числе в возрасте, летСредний возраст, летДо 2020-2425-2930-3435-3940-4445-4950-5455-5960-72Всего20081006,822,29,79,711,18,015,311,73,51,835,820091007,620,813,69,810,48,210,110,76,22,635,420101005,619,315,29,47,98,712,911,58,01,636,420111005,220,814,612,111,28,49,010,75,62,535,5мужчины20081007,520,810,311,310,49,613,512,03,51,035,420091009,518,814,49,910,69,48,69,46,72,735,020101005,820,815,49,67,08,613,19,68,61,435,920111006,321,114,810,911,18,38,010,07,32,235,3женщины20081006,023,89,07,911,96,217,411,43,62,736,220091005,622,912,79,610,26,811,912,15,62,535,920101005,317,414,99,19,08,812,613,97,21,736,920111003,820,314,313,811,28,610,211,73,13,035,7

Проанализировав данную таблицу можно сделать следующие выводы:

Самый низкий уровень безработицы до 20 лет (так как большинство получают образование) и с 60-72 так как не многие доживают до этого возраста.

С 40-44 лет достигается средний уровень безработицы( как у мужчин, так и у женщин). После чего, он резко возрастает. Это пиковый возраст, в большинстве случаев люди сами уходят с работы, а потом не могут найти новую. Многие работодатели не хотят брать людей в возрасте по ряду причин (трудно обучаемы, чаще болеют, работают медленнее и т.д.).

) Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования в 2011 году (в % к итогу)

ВсегоМужчиныЖенщиныВсего занято в экономике100100100в том числе в возрасте, лет:до 201,92,42,420-2411,913,313,325-2913,013,713,730-3413,313,613,635-3911,611,811,840-4412,311,611,645-4913,812,612,650-5411,810,610,655-597,77,87,860-722,72,52,5Средний возраст занятых в экономике, лет38,938,238,2Всего занято в экономике100100100в том числе имеют образование:высшее профессиональное22,618,518,5неполное высшее профессиональное1,21,01,0среднее профессиональное25,719,619,6начальное профессиональное26,933,033,0среднее (полное) общее17,720,220,2основное общее5,67,27,2начальное общее, не имеют начального общего образования0,40,60,6

На основе таблицы можно сделать следующие выводы:

)По данным таблицы мы видим, что наибольшее количество занятых женщин относятся к возрастной группе 45 - 49 лет, занятых мужчин - 25 - 29 лет. Это, прежде всего, обусловлено тем, что молодому мужчине устроиться на работу легче, чем женщине, в силу своей половой принадлежности, а так же продолжительностью жизни, на сегодняшний день продолжительность жизни мужчин составляет 58 лет, а женщин 72 года.

)Наибольшее количество занятых женщин имеют среднее профессиональное образование (31,6 %), мужчины - начальное профессиональное (33,0 %). Люди, имеющие начальное общее или вообще не имеющие начального профессионального образования в общем количестве занятых составляют 0,4 %.

3. Рынок труда в Пермском крае

.1 Проблемы рынка труда в Пермском крае и пути их решения

) В настоящее время уровень безработицы в Пермском крае (1,46%) достаточно низкий, но оценить настоящие масштабы безработицы довольно трудно, так как наряду с зарегистрированной, существует скрытая безработица. В то же время скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости;

) До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, с другой стороны, истощаются трудовые ресурсы, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.;

) Основными тенденциями роста спроса на краевом рынке труда в 2008-2012 гг. являются: инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих, сезонные и временные работники; работники простых специальностей;

) Отсутствие опыта и стажа работы. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта;

) Переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей;

) Отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики;

) Рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;

) Превышение предложения рабочей силы над спросом;

) Низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию;

) Нежелание молодежи работать на заводах и предприятиях;

) Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы они зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу.

Пути решения:

)При подготовке специалистов и рабочих кадров высокой квалификации нужно учитывать ситуацию на рынке труда;

)Необходимо следить за возрастным и половым составом работающих специалистов отдельных направлений, чтобы определить масштабы возможного замещения и потребности в целом;

)Сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство становится невозможным или проблематичным. И требуемый резерв предстоящего замещения незначителен;

)В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся;

)Создание молодёжных бирж труда, которые бы оказывали содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве;

)Организация дней открытых дверей на заводах и предприятиях.

.2. Программы и краевые проекты стимулирования

занятости в Пермском крае

)Долгосрочная целевая программа « Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 марта 2012 г. N 125 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы".

Разработчик программы - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.

Цели: создание условий для развития малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики и увеличение количества занятых в малом и среднем бизнесе в Пермском крае.

Ожидаемые результаты (основные):

увеличить количество зарегистрированных субъектов малого и среднего

предпринимательства (индивидуальные предприниматели и юридические лица) до 144 тыс.;

увеличить количество действующих малых и средних предприятий до 22 тыс. ед.;

увеличить среднесписочную численность работающих на малых и средних предприятиях до 294 тыс.;

увеличить объем уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в консолидированный бюджет Пермского края.

Мероприятия программы:

создание мотивов для организации собственного бизнеса (содействие развитию молодежного предпринимательства, включающее реализацию специальных программ обучения для школьников 9-11 классов, студентов и молодежи в возрасте до 30 лет, направленных на разработку бизнес-проектов и создание ими субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление грантов начинающим молодым предпринимателям - победителям и призерам конкурсов бизнес-проектов; консультирование и сопровождение начинающих молодых предпринимателей; обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных площадках по тематике молодежного предпринимательства;

- формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства в обществе, включающие разработку и проведение цикла информационных кампаний с размещением информационных материалов и публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах и в социальных сетях, а также проведение публичных и иных мероприятий, способствующих повышению престижа предпринимательской деятельности.

развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение доступности финансово-кредитного ресурса для субъектов малого и среднего предпринимательства;

создание комфортных условий для организации и ведения бизнеса;

До данной долгосрочной целевой программы действовала долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы". Благодаря данной программе в Пермском крае было создано более 11 000 новых рабочих мест(8105 - для начинающих предпринимателей, а также 3736 дополнительных мест для безработных жителей региона). Удалось привлечь на содействие самозанятости безработных Пермского края почти 700 млн рублей. Эти деньги в качестве субсидий получили начинающие предприниматели, которые обеспечили свою занятость, а также создали дополнительные рабочие места.

) «Развитие семейных животноводческих ферм в Пермском крае в 2012 -2014 годы», «Поддержка начинающих фермеров в Пермском крае на 2012-2014 годы». Обе программы прошли конкурсный отбор и получат из федерального бюджета 44,2 млн. руб. Еще 103,8 млн. руб. на эти направления выделит краевой бюджет.

В настоящее время районные управления сельского хозяйства готовят информацию о потенциальных участниках программ. «Если количество выделенных средств не хватит на всех заявившихся фермеров и семей, желающих создать свою животноводческую ферму, регион направит заявку в Минсельхоз России о выделении дополнительного финансирования», - заявили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

) Краевая долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае в 2011-2015 годах».

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы - Постановление Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ»

Основные разработчики Программы- Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края.

Цель программы: Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; обеспечение комфортных условий проживания населения на территории Пермского края; создание новых рабочих мест.

Перечень мероприятий:

разработка и утверждение документов территориального планирования;

разработка и утверждение программ комплексного развития коммунальной,

транспортной и социальной инфраструктуры муниципальных районов;

стимулирование развития строительства объектов инженерной инфраструктуры как отдельного бизнеса;

снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства;

вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной собственности, для целей жилищного строительства и размещения производств строительных материалов;

стимулирование малоэтажного жилищного строительства;

развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов;

поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономического класса;

создание системы начальной профессиональной подготовки на базе предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

замещение аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях края;

развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;

стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных

условий.

По данным Пермьстата, в 2012 году в Прикамье построено 11493 квартиры общей площадью 822,6 тысячи квадратных метров, или 109,9 процента к аналогичному показателю 2011 года. Однако для выполнения более долгосрочных планов - миллион квадратов по итогам 2013 года и 1,3 миллиона в 2015 году - такие темпы явно недостаточны. Тем более , что они не помогут резко снизить рыночную стоимость квадратного метра в новостройках - слишком большой сейчас в регионе спрос на жилье. И чтобы удовлетворить его, двух-трех лет очень мало. На сегодняшний день обеспеченность населения Прикамья жильем остается одной из самых низких в Приволжском федеральном округе и составляет 21,8 квадратных метра на человека.

В 2012 году население за счет собственных и привлеченных средств построило жилые дома общей площадью 313,9 тысячи квадратных метров (116,2 процента к предыдущему году). На долю индивидуальных жилых домов пришлось 38,2 процента от общего объема введенного жилья, тогда как в 2011 году их доля составляла 36,1процента.

Заключение

Современный рынок труда в России, и в нашем крае обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

Литература

1.Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2010.-№1

2.Булатов А.С. «Экономическая теория». М.: Экономист, 2007 г.

.Российский рынок труда. (Под ред Масловой И.) -М. ИЭ РАН, 2009

.Марыгова Е.А.. Макроэкономика. Экспресс-курс., 2010

.Государственное регулирование рынка труда : учеб. пособие / [А.С. Пе- лих и др.] ; под ред. А.С. Пелиха. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во «МарТ», 2009.

Похожие работы на - Государственное регулирование рынка труда в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!