развитие территории.
.2 Этапы развития законодательства об особых экономических зонах
Процесс создания свободных зон в нашей стране начался еще в конце 80-х годов XX века. Выделим четыре этапа развития законодательства об особых экономических зонах Российской Федерации.
-й этап (до 1992 г.). Приняты Постановление Правительства Российской Федерации №160-1 от 14 июля 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства на территории России"; Закон РСФСР №1545-I от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Данный этап характеризовался следующими моментами:
по каждой зоне было принято отдельное положение:
набор льгот в отношении экономических зон носил индивидуальный характер;
специфика хозяйственного режима свободной экономической зоны и административно-правовой статус определены нечетко;
акцент не на экспорт, а на импортозамещение и интеграцию в национальную экономику.
-й этап (1992-1999 гг.). Приняты Программный документ "О стратегии развития внешнеэкономической деятельности и механизме ее реализации в 1992-1993 гг."; Указ Президента Российской Федерации №548 от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации"; Закон Российской Федерации №3297-1 от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании"; №5003-1 от 21 мая 1993 г. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Можно выделить следующие особенности правового регулирования на данном этапе следующими моментами:
курс на "открытие и либерализацию экономики";
свободные экономические зоны находятся в законодательно-правовом вакууме - безуспешные попытки принятия закона;
большинство свободных экономических зон, особенно "суперзон", так и не смогли наладить нормальную деятельность;
отменены таможенные льготы;
отменены налоговые преференции
трансформация свободных экономических зон во внутренние оффшоры для ухода от налогов.
-этап (1999-2005 гг.). Приняты Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" №160-ФЗ от 9 июля 1999 г.; Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.; Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" №164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. Данный этап характеризовался следующими моментами:
категория "свободная экономическая зона" утрачивает свое значение;
вопрос привлечения инвестиций решается путем обращения к категориям "инвестиционный проект; перспективный инвестиционный проект, предоставляющие широкий набор правовых механизмов регулирования инвестиционных потоков;
устанавливается важное правило: налоговые льготы, предоставляемые в период осуществления проекта, подлежат восполнению в федеральном бюджете после его реализации в период окупаемости затрат инвестора.
-й этап (с 2005 г.). Приняты Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" №116-ФЗ от 22 июля 2005 г.; Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" №117-ФЗ от 22 июля 2005 г. Данный этап характеризовался следующими моментами:
регулирование базовых вопросов: типы особых экономических зон в Российской Федерации; их создание и прекращение; правовое положение резидентов особой экономической зоны; государственное регулирование и государственный контроль на территории зоны; порядок заключения, изменения и расторжения, а также существенные условия соглашений о промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, заключаемых с инвесторами и т.д.
Проведенный анализ законодательства об особых экономических зонах Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
в настоящее время наблюдается отказ от индивидуального подхода при формировании особых экономических зон. Формирование зон теперь происходит на основе правил, сформулированных в Федеральном законе №116-ФЗ. Именно индивидуальный подход, характерный для практики 1989-2000 гг., приводил к тому, что при формировании особых зон в центре внимания органов государственной власти субъектов Федерации оказывалось не привлечение инвестиций, не стимулирование производства, а получение максимально льготного режима для находящихся здесь фирм и перераспределение финансовых ресурсов в свою пользу;
определение регионов, в которых формируются особые экономические зоны, происходит на конкурсной основе в процессе открытого тендера, объявляемого Правительством Российской Федерации и проходящего по прозрачной процедуре;
увеличилось участие субъекта Федерации и муниципальных образований в финансировании обустройства особой экономической зоны, причем масштаб финансового участия в создании зоны является одним из важных критериев при оценке данной заявки на конкурсе, что повышает ответственность органов государственной власти на местах, принимающих решение о том, нужен ли им этот институт. Примечательно, что это первый случай, когда Правительство Российской Федерации стало принимать институциональные решения на конкурсной основе, - до сих пор подобные решения принимались только в рамках закрытого переговорного процесса;
серьезной проблемой первых зон было отсутствие четких представлений о целях и задачах их функционирования;
налоговые льготы не играют ключевой роли для развития зоны. Особая экономическая зона должна снимать в первую очередь инфраструктурные и административные барьеры на пути инвестиций, что в современных российских условиях является гораздо более важным фактором развития, чем сами по себе налоговые льготы. Важно на современном этапе создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради установления льгот для определенных предприятий, отраслей или территорий, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства, развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих становление инновационной социально-ориентированной экономики Российской Федерации
.3 Классификация особых экономических зон
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям:
Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);
Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы;
Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;
Сервисная зона - территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками);
Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это - зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.
По степени интеграции в экономику:
. Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей;
. Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.
По системам льгот:
. Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 16%) снижается налог на прибыль;
. Таможенные (импорт) - частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;
. Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;
. Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
. Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации
.1 Особые экономические зоны Российской Федерации
ОЭЗ ППТ "Липецк"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" создана в соответствии с Постановлением №782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Грязинского района Липецкой области.
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 1024 га.
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 17 789 млн. руб.
·осуществленные - 7 533,58 млн. руб.
Количество резидентов:
·23 компании
Приоритетные направления развития:
·производство энергетического оборудования;
·производство элементов и систем альтернативной энергетики;
·производство машин, оборудования, автокомпонентов;
·производство бытовой техники;
·производство медицинского оборудования;
·строительные материалы;
·производство био- и наноматериалов.
Кластеры ОЭЗ:
·производство готовых металлических изделий
·производство машин, оборудования и автокомпонентов
·производство строительных материалов.
ОЭЗ ППТ "Алабуга"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" создана в соответствии с Постановлением №782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района Республики Татарстан
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 2000 га. с возможным увеличением до 4000 га
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 83211 млн. руб.
·осуществленные - 16439 млн. руб.
Количество резидентов:
·33 компании
Приоритетные направления развития:
·Автомобилестроение
·Автокомпоненты
·Приборостроение
·Нефтехимия
·Композитные и строительные материалы
·Строительные материалы;
·Товары массового потребления
Кластеры ОЭЗ:
·Нефтехимический/химический
·Автомобилестроительный
·Строительные и отделочные материалы
·Агропромышленный.
ОЭЗ ППТ "Тольятти"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти" создана на территории муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №621 от 12 августа 2010 года.
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 660 га.
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 13600 млн. руб.
·осуществленные - 2251,2 млн. руб.
Количество резидентов:
·8 компаний
Приоритетные направления развития:
·Автомобилестроение (автомобили и автокомпоненты)
·Продукция машиностроения
·Строительные материалы
·Товары массового потребления
Кластеры ОЭЗ:
·Автомобильный кластер
Инфраструктура ОЭЗ:
Промышленная инфраструктура ОЭЗ, включает в себя инженерную и транспортную инфраструктуру, а также таможенную, административную, коммунальную и санитарную зоны.
Строительные работы по созданию инфраструктуры и производственных зданий резидентов будут вестись параллельно. Застройка ОЭЗ осуществляется в 3 этапа.
С конца 2011 года на территории ОЭЗ выполнены подготовительные работы, проведены геологические и геодезические изыскания, начались проектные работы. Выход на строительную площадку произведен в феврале 2012 года.
К настоящему времени проведены основные проектные работы, завершены конкурсные процедуры и определены подрядчики по основным направлениям строительства. В 2013 году завершится строительство основных объектов инфраструктуры I этапа строительства. Резиденты ОЭЗ приступят к строительству производственных площадок согласно утвержденному графику.
ОЭЗ ППТ "Моглино"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" создана в соответствии с Постановлением №729 Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года на территории Псковского района Псковской области.
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 215 га, из них непосредственно под промышленную застройку отводится 152 га
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 2881,5 млн. руб.
Количество резидентов:
·1 компания
Приоритетные направления развития:
·Железнодорожное оборудование
·Коммунальное оборудование
·Сельскохозяйственное оборудование
·Автокомплектующие
·Электротехника и бытовая электроника
·Строительные материалы
·Логистика и упаковка
Кластеры ОЭЗ:
·Производство автокомплектующих
·Производство электротехники и электроники
·Производство железнодорожного оборудования
·Производство строительных материалов
·Логистика и упаковка
·Производство коммунального оборудования
·Производство сельскохозяйственного оборудования
Инфраструктура:
На территории ОЭЗ расположены:
В непосредственной близости от Пскова находятся морские порты Рига (Латвия) и Таллинн (Эстония), а также такие крупные зарубежные города, как Хельсинки, Стокгольм и Киев. Северная граница ОЭЗ образована железнодорожными путями, а вдоль южной проходит федеральная трасса А212. Обе трассы обеспечивают доступ к местному аэропорту, что гарантирует ОЭЗ Моглино высокую транспортную доступность на региональном и международном уровнях. Псков расположен в 750 км от Москвы и 300 км от Санкт-Петербурга.
Ближайшие морские порты:
·Усть Луга (Россия) - 270 км
·Санкт-Петербург (Россия) - 280 км
·Рига (Латвия) - 290 км
·Таллинн (Эстония) - 350 км
Ближайшие аэропорты:
·Псков - 19 км
·Пассажирские рейсы из Пскова: Псков-Москва, Псков-Санкт-Петербург
·Грузовые рейсы из Пскова: любое европейское направление Пулково (Санкт-Петербург) - 280 км
Расстояние до государственной границы РФ с Европейским союзом:
·Граница с Эстонской Республикой (МАПП Шумилкино, Кунична Гора) - 45 км
·Граница с Латышской Республикой (МАПП Убылинка, Бурачки) - 130 км
·Граница с Республикой Беларусь (ППУ Долосцы) - 221 км.
ОЭЗ ППТ "Людиново"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Людиново" создана в соответствии с Постановлением №1450 Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года на территории Людиновского района Калужской области.
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 316 га.
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 2600 млн. руб.
Приоритетные направления развития:
·производство медицинского оборудования;
·производство автокомпонентов;
·приборостроение.
Инфраструктура:
Транспортная инфраструктура:
Участок расположен в 60 км от федеральной трассы А-101 "Москва - Малоярославец - Рославль" и в 30 км от федеральной трассы М-3 "Украина". Вдоль южной границы ОЭЗ ППТ "Людиново" проходит транзитная автодорога, соединяющая обе федеральные трассы и проходящая через города Жиздра, Людиново, Киров.
В пределах г. Людиново расположены две железнодорожные станции: Людиново-1 (III класса) и Людиново-2 (IV класса), расположенные на железнодорожной магистрали "Вязьма - Фаянсовая - Брянск". Планируется строительство железнодорожного пути от ст. Людиново-1 до территории ОЭЗ ППТ "Людиново" протяженностью около 5 км.
В 100 км от ОЭЗ ППТ "Людиново" имеется Брянский гражданский аэродром, в 300 км - аэропорт "Внуково".
ОЗЭ ППТ "Титановая-Долина"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" создана в соответствии с Постановлением №1032 Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2010 года на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 584,4 Га.
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Количество резидентов:
·3 компании
Приоритетные направления развития:
·промышленные объекты;
·высокотехнологичные производства;
·рекреационные объекты;
Инфраструктура:
Резидентам ОЭЗ предоставляются обеспеченные всей инженерной и транспортной инфраструктурой земельные участки по льготным ставкам арендной платы и льготной выкупной стоимостью. Межевание участков проводится под требования резидента. На территории ОЭЗ будут административно-деловой центр, таможенные посты. Рядом с ОЭЗ будет расположен выставочный комплекс и учебный центр.
ОЭЗ ТВТ "Санкт-Петербург"
"Нойдорф" и "Новоорловская"
.12.2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и постановлением Правительства №780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 129,4 Га, в т.ч.:
·Участок "Нойдорф" - 18,9 Га. (пос. Стрельна Петродворцового района Санкт-Петербурга)
·Участок "Новоорловская" - 110,4 Га (Приморский район Санкт-Петербурга)
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 17866 млн. руб.
·осуществленные - 8102 млн. руб.
Количество резидентов:
·32 компании
Приоритетные направления развития:
·Информационные технологии и телекоммуникации
·Фармацевтика и медицинские технологии
·Энергоэффективность
·Точное приборостроение
Кластеры ОЭЗ:
·IT-технологии и телекоммуникации
·Фармацевтика и медицинские технологии
·Приборостроение
·Энергоэффективность.
ОЭЗ ТВТ "Дубна"
Новая промышленная зона и Российский центр программирования
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Дубна" создана в соответствии с Постановлением №781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории г. Дубны (Московская область).
Площадь ОЭЗ:
·Общая площадь территории особой экономической зоны - 187,7 га, в т.ч.:
·Участок " Российский центр программирования" - 135,7 га.
·Участок "Новая промышленная зона" - 52 га
Срок действия ОЭЗ:
·49 лет
Государственные инвестиции:
·запланированные - 17171 млн. руб.
·осуществленные - 8342,48 млн. руб.
Количество резидентов:
·95 компании
Приоритетные направления развития:
·Информационные технологии
·Ядерно-физические и нанотехнологии
·Био- и медицинские технологии
·Композиционные материалы
·Проектирование сложных технических систем [14].
ОЭЗ ТВТ "Зеленоград"
Алабушево и МИЭТ
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград" создана в соответствии с Постановлением №779 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Зеленоградского административного округа Москвы.
Площадь ОЭЗ:
·