Государственное регулирование материального производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование материального производства

Содержание

Введение

I. Теоретические аспекты государственного регулирования материального производства

§ 1. Понятия "государственное регулирование" и "материальное производство"

§ 2. Задачи и методы государственного регулирования материального производства

II. Сфера материального производства как объект государственного регулирования

§ 1. Основные направления государственного регулирования материального производства в России на современном этапе

Заключение

Литература

Введение

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство "правит", тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то "ночного сторожа" капитализма (А. Смит), то "констебля в условиях анархии" (Т. Карлейль), то "попечителя общественного интереса" (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в современных условиях государство повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

обеспечение национальной обороны;

отправление правосудия;

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

образование юношества;

государственное регулирование материальное производство

сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное взаимодействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет.

В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному хозяйству. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д., то есть вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно-технического прогресса, падению темпов экономического роста.

Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, поэтому на современном этапе регулирование экономики является важнейшей функцией государства. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

Сфера материального производства - важнейших объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера.

Актуальность темы обусловлена тем, что государство уделяет большое внимание развитию материального производства, так как производителям и потребителям нужно, чтобы не было административно-региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополий, добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование бюджетных средств в узкокорыстных целях, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.

Исходя из вышеизложенного определяется цель нашей курсовой работы.

Цель данной работы состоит в изучении основных аспектов государственного регулирования материального производства

Задачи:

·изучение и анализ литературы по данной теме;

·раскрытие понятий государственного регулирования и материального производства;

·рассмотрение методов государственного регулирования материального производства

·изучение основных направлений государственного регулирования материального производства на современном этапе в России

·определение основных направлений деятельности государства в регулировании материального производства

Объектом нашего исследования явилось материальное производство.

Предметом исследования являются методы государственного регулирования материального производства.

I. Теоретические аспекты государственного регулирования материального производства

§ 1. Понятия "государственное регулирование" и "материальное производство"

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы.

Концепции регулирования рыночной экономики

Меркантилизм ХV - XVII ввГосударственное регулирование торговли Либерализм конец ХVIII - начало ХХ вв. Саморегулирование рынка, принцип нейтральности государства, "Закон рынка" А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сэй Кейнсианство 30-е - 70-е гг. ХХ вГосударственное регулирование экономики Государственный дирижизм, индикативное планирование, программирование А. Кейнс, Ф. Перру и др. Неоконсерватизм 70-е - 90-е гг. ХХ в. Монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий Устойчивое рыночное хозяйство: рыночное саморегулирование, стимулирование частного предпринимательства М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гильдер Смешанная экономика 1970-е гг. и современный периодГосударство + рынок П. Самуэльсон

Существуют два основных подхода к роли государства в экономике. Один из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей. Суть этого учения состоит в том, что система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Кейнс считал, что эффективность регулирования зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента.

Вторая модель - неокейнсианская, которая в свою очередь делится на американскую и европейскую. Американские экономисты, такие как Э. Хансен, М. Кларк, считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения, увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства. Еще одним дополнением является метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры.

Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства. Можно отметить, что современные западные теории в отношении роли и места государства в условиях рыночной экономики находятся между двумя крайними концепциями - неокейнсианством и неоклассической концепцией. В конце ХХ в. обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли

и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования. Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

На настоящий момент можно выделить несколько направлений государственного регулирования экономики:

·Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения

·Государственная социальная политика

·Общегосударственное планирование

·Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства

·Государственная антимонопольная политика

·Государственная инвестиционная и структурная политика

·Государственное регулирование рынка труда

·Государственное регулирование развития регионов

·Государственное регулирование природопользованием

·Государственное регулирование внешнеэкономических связей

·Государственное регулирование материального производства - одно из важнейших направлений

Объектом государственного регулирования являются все отрасли и подразделения материального производства. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий, организаций, так и непосредственно гражданина, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное влияние.

Государственное регулирование развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранение, образования и т.д. Чем выше эффективнее функционирует материальное производство, тем выше уровень развития экономики и тем больше национальный доход.

Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Антропогенный фактор способствует тому, что материальное производство приводит к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Поэтому объёмы и формы производственной деятельности необходимо контролировать.

В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального производства включены 14 крупных отраслей:

·промышленность;

·сельское хозяйство;

·лесное хозяйство;

·грузовой транспорт;

·связь по обслуживанию производства;

·строительство;

·торговля и общественное питание;

·материально-техническое обеспечение и сбыт;

·информационно-вычислительное обслуживание;

·операции с недвижимым имуществом;

·коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

·геология и разведка недр;

·геодезическая и гидрометеорологическая служба.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, подотрасли промышленности:

·электроэнергетика;

·машиностроение;

·легкая;

·пищевая;

·химическая;

·нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального производства выделяют также межотраслевые комплексы:

·топливно-энергетический;

·горно-металлургический;

·машиностроительный;

·агропромышленный;

·военно-промышленный;

·химико-лесной;

·транспортный и др.

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересовано в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики. Правовой основой, регламентирующей отношения государства и пользователей недр и ресурсов, являются принятые в 1995 г. федеральные законы "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О соглашениях о разделе продукции", а также "Водный кодекс Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. № 740 утверждено "Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции"

§ 2. Задачи и методы государственного регулирования материального производства

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. Основными задачами государственного регулирования материального производства современной России являются:

·стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства;

·прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса;

·техническое перевооружение отраслей материального производства;

·взаимовыгодная интеграция в мировую экономику;

·ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности;

·повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

·рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны;

·обеспечение экологической безопасности производства.

Государство в интересах эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учётом складывающихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказаться от инструментов, не оправдывающих надежд, искать новые решения смелые и неожиданные.

Методы государственного регулирования принято делить на экономические и административные, а также по направленности воздействия - на прямые и косвенные.

Экономические методы регулирования, основные методы государственного регулирования, представляют собой свод установленных органами государственной власти "правил игры", определяющих регламент экономических отношений в данном обществе. Данные методы не ограничивают, а иногда даже расширяют свободу выбора хозяйствующих субъектов. Экономические методы служат дополнительным стимулом, на который хозяйствующие субъекты могут отреагировать или оставить без внимания, сохранив за собой право на принятие свободного рыночного решения. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка.

Административные методы регулирования представляют собой набор мер, устанавливаемых органами государственной власти, по разрешению, запрету, принуждению и ограничению деятельности экономических субъектов. Данные методы диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

К прямым методам регулирования относятся те, которые непосредственно воздействуют на хозяйственную деятельность и ее результативность. Примерами прямых методов государственного регулирования могут послужить определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; юридические правила в области амортизационных отчислений; нормативные требования к качеству и сертификации продукции и технологии; бюджетные процедуры по государственным инвестициям; правовые и административные ограничения, запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.

Государственный заказ - один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым, оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, "точек роста".

В настоящее время формируются различные виды государственных заказов:

·оборонный;

·на научные исследования;

·поставку продукции в государственный материальный резерв;

·поставку в федеральный и региональные фонды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

·северный завоз;

·подрядные работы.

Прямые методы имеют высокую эффективность из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание реальных помех рыночному процессу .

Косвенные методы представляют собой набор специальных форм, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов. В основе методов косвенного государственного регулирования лежит принцип того, что государство не влияет непосредственно на принимаемые субъектами экономические решения, а использует налоговые и кредитно-денежные механизмы, выстраивает определенные "правила игры", создавая тем самым, предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики

В качестве примеров косвенных методов можно привести различные налоговые льготы и системы налогообложения, регулирование уровней цен и ставок по кредитам, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Преимущества косвенных методов перед прямыми заключаются в том, что их использование позволяет частному сектору функционировать автономно и самостоятельно принимать решения при проведении исследований и разработок во всех отраслях экономики.

Если при административно-командной системе регулирование отраслей материального производства осуществлялось в основном административными методами, то в условиях рыночных отношений все большее значение приобретают меры экономического воздействия на отрасли материального производства. Среди этих мер важнейшее значение имеют финансово-кредитные, инвестиционные, налоговые и таможенные рычаги государственного регулирования.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики.

Однако, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические, либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. У государства есть немало рычагов воздействия на сферу материального производства. Механизм государственного регулирования сферы материального производства должен быть направлен на создание благоприятных условий для развития отраслей и в конечном итоге - на рост объемов производства. Инструментарий регулирования определяется на основе разработанной государственной стратегии и путей развития экономики. Рациональный выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит от сложившихся политических, экономических, социальных и международных условий страны.

II. Сфера материального производства как объект государственного регулирования

§ 1. Основные направления государственного регулирования материального производства в России на современном этапе

Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Для отдельных отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инфраструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.

Особое место в деятельности государственных структур занимает регулирование агропромышленного комплекса и земельных отношений. В большинстве стран - сельское хозяйство - это одна из тех отраслей, деятельность которой в наибольшей степени регулируется государством.

Это определяется и значимостью отрасли и тем, что сельское хозяйство функционирует в более сложных условиях в сравнении с другими отраслями экономики. В связи с этим, сельское хозяйство - наиболее дотируемая отрасль экономики (т.е. применяется финансовый метод регулирования). Также распространен кредитный и налоговый методы.

Очень важным направлением государственного регулирования развития сельского хозяйства является регулирование земельных отношений. Земля - это основной вид ресурса и для растениеводства и для животноводства.

Основной проблемой регулирования является проблема частной собственности на землю, которая в нашей стране еще окончательно не решена. Закона, который бы утверждал реализацию этого права, на федеральном уровне еще нет, нет и единого мнения на этот счет.

Следующим направлением является государственная поддержка фермерских хозяйств. Важность этого направления состоит в том, что они в перспективе должны стать одним из основных производителей сельхозпродукции, как это имеет место во многих других странах. В настоящее время доля фермерских хозяйств в России очень невысока, т.к. стартовые условия фермерства очень сложные, а это в свою очередь требует мощную государственную поддержку для начинающих фермеров.

Еще одно важное направление регулирования сельского хозяйства - регулирование импорта сельхозпродукции. Увеличение объема импорта сокращает возможности отечественных производителей и отрицательно сказывается на российском агропромышленном комплексе в целом. Государство может сократить долю импорта посредством импортных пошлин.

Кроме того требуется регулирование отношений между предприятиями сельского хозяйства и производителями ГСМ, удобрений и сельхозтехники.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки, государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах.

Похожие работы на - Государственное регулирование материального производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!