Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации

Реферат

Курсовая работа

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, БЕЗРАБОТИЦА, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РЫНОК ТРУДА, КРИЗИС, ГОСУДАРСТВО, ТРУДОВОЙ СТАЖ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Объект исследования: занятость и безработица.

Предмет исследования: отношения, возникающие между субъектами рынка труда.

Целью исследования является изучение государственной политики по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации.

В теоретической главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы понятия занятости и безработицы как экономической категории, ее основные формы.

Во второй главе выявлены причины возникновения проблем безработицы, структуры и состава безработицы в России в динамике.

В третьей главе дана оценка государственной политики занятости и безработицы, определены основные направления и цели государственной политики.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты исследования занятости и проблемы безработицы

.1 Занятость как экономическое понятие

.2 Формы занятости

. Занятость и безработица

.1 Возникновение и сущность роста благосостояния

.2 Формы безработицы

. Государственное регулирование занятости и безработицы

.1 Необходимость и цели государственной политики занятости

.2 Методы государственного регулирования

.3 Направления политики занятости в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Курсовая работа направлена на исследование такого явления как безработица и занятость. Актуальность работы обусловлена рядом обстоятельств:

во-первых, занятость и безработица во многом определяют уровень развития экономики страны в целом, отношения государства к этому явлению, меры, применяемые по ликвидации безработицы.

во-вторых, социальная защищённость различных слоёв населения и уровень образования во многом зависят от нормативного регулирования, внимание со стороны правительства к нуждающимся слоям населения.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы показал, что занятость и безработица в экономической теории рассматриваются во многих исследованиях, но, к сожалению, данная проблема не становится меньше, вследствие чего делает эту тему актуальной в изучении. Данный вопрос нашёл свое отражение в трудах таких исследователей Носова С.С., Камаева В.Д., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. и другие. В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытие таких проблем, как:

изучение различных экономических направлений в теории занятости, сравнительный анализ;

изучение тенденций и перспектив развития уровня образования во взаимосвязи со снижение безработицы;

анализ взаимовлияющих факторов на уровень безработицы и занятости в России;

рассмотрение теоретических основ занятости и рынка труда.

Однако анализ вышеуказанных источников показал, что данная тема в литературе освещена, не достаточно полно, что требует её дальнейшего исследования.

Объектом исследования является занятость и безработица, анализ в историческом аспекте развития теории занятости, её понятий, развитие, взаимосвязь и влияние факторов.

Целью исследования является изучение занятости и безработицы для выявления причин и взаимовлияющих факторов на уровень безработицы в России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

развитие теории занятости в историческом аспекте в различных исследованиях экономической теории;

сравнительная характеристика изучаемых теорий;

понятие занятости и безработицы, виды безработицы;

анализ уровня безработицы в России, тенденции и перспективы развития в современности.

Предметом исследования является занятость и безработица в России на современном этапе развития.

1. Теоретические аспекты исследования занятости и проблемы безработицы

.1 Занятость как экономическое понятие

В реальной жизни в рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей.

Безработица - это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу. Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньшей добавочной рабочей силы.

Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или перемещаемого капитала. Относительное сокращение этого капитала влечёт за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала к втягиванию в производство все меньше добавочной рабочей силы.

Рост технического строения, охватывающий новые капиталы, распространяется в дальнейшем и на старые, ранее функционировавшие капиталы. Каждый капитал с течением времени должен быть обновлен, так как все элементы основного капитала, в конце концов, изнашиваются. Но при обновлении старого капитала его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса на рабочую силу, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.

Образование и рост безработицы представляют собой специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний же - через механизм роста технического строения капитала - порождает промышленную армию безработных. В этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточной по отношению к спросу, предъявляемому на нее. Это все не означает, что имеется абсолютный избыток населения. Коренная причина образования безработицы - рост технического строения капитала.

Как уже говорилось ранее, рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как продавцами рабочей силы в борьбе за получение рабочего места - ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями.

Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условиях рыночной экономики. Безработицы - это когда часть активного населения не может найти работу, становятся «излишним» населением - резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующей депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

1.2 Формы занятости

Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю. По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже - каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость - это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость - занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны.

Эффективная занятость предполагает отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической и социальной эффективности.

Потенциальная занятость характеризует верхний предел занятости, который при определенных условиях может быть достигнут в том или ином регионе.

Одной из основных причины возникновения безработицы:

а). Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях. б). Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель). В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.

в). Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

Безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, не престижный труд). Вынужденная безработица связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд и его предложением. Современная западная экономическая наука выделяет три формы безработицы.

Фрикционная безработица связана с региональными профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки.

Структурная безработица тесно связана с особенностями развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться ее нехваткой в других; структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формы безработицы.

Циклическая безработица определяется изменениями экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Но почему используется термин «естественная»? Очевидно, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость - это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы

Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категорией потенциального уровня ВНП (валового национального продукта).

Потенциальный ВНП - это такой объем ВНП, который произведен в условиях полной занятости (естественного уровня безработицы). В связи с этим становится ясным, что фактический и потенциальный ВНП могут не совпадать, как и не всегда совпадает фактическая и естественная безработица. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то общество «недополучает» некую часть ВНП. Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1% ее естественного уровня приводит к отставанию объема фактически ВНП по сравнению с потенциальным ВНП на 2,5%. Это так называемый закон Оукена, а цифра 2,5 - коэффициент Оукена. Например, если в данном году естественный уровень безработных 6%, а фактический ее уровень - 8%, то разница составит 2% (8-6). Эти 2% надо умножить на коэффициент Оукена (2% х 2,5 = 5%). Следовательно, если в этом же году фактический ВНП составляет, например, 2 трлн. долл., то общество «недополучило» 5% от 2 трл. долл., т.е. 100 млрд. долл. Таким образом, потенциальный ВНП составил бы 2,1 трлн. долл. Понятие естественного уровня безработицы очень важно для анализа проблем экономического роста, инфляции, т. к. в частности, существует определенная взаимосвязь между уровнем цен и уровнем безработицы. Стремление правительства понизить естественный уровень безработицы может привести к ускорению темпов инфляции, главное здесь - какими методами государство снижает естественный уровень безработицы.

Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Прослеживается и дискриминация, но расовому признаку.

2. Занятость и безработица

.1 Возникновение и сущность роста благосостояния

В современной России преобразования в социально-трудовой сфере повлекли за собой изменения в занятости населения в целом и ее качества в частности. Переход к рыночной парадигме развития обусловил как позитивные, так и негативные изменения в отношениях занятости и ее качественных характеристиках. Следует признать, что за прошедшие годы реформ усилия государственных структур в сфере занятости сосредотачивались в основном на трудоустройстве населения, потерявшего работу, на обеспечение пособиями по безработице или минимальными заработками, в том числе и от временной работы. Проблемы формирования качественных характеристик занятости оставались в стороне от активного процесса научного осмысления в 90-е годы, хотя и наблюдался рост исследовательского интереса к проблемам рынка труда. В то же время в экономике нарастали явления увеличения масштабов непродуктивной занятости, снижения профессионально-квалификационных характеристик занятых, низкого уровня оплаты труда, скрытой безработицы.

В экономической литературе утвердилась точка зрения на то, что качество занятости в современных российских условиях в результате проведенных реформ порождает формирование «новых бедных» из числа занятого населения. Другая часть населения нашла новое занятие в рыночной экономике, которое устраивает его по одному показателю уровню дохода. В социально-трудовой сфере падает престиж профессионализма, высококвалифицированного труда, образования, наблюдается отток высококвалифицированных кадров за рубеж и одновременный приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран СНГ. Модель занятости, характерная для российских условий начала XXI века, не отвечает потребностям не только отдельной личности, но и общества в целом.

Содержание отношений занятости развивается не только под влиянием рыночной экономики, но и становления постиндустриального общества. В силу этого необходимо рассматривать и выявлять изменение качества занятости. Исследование этой проблемы предполагает создание концептуальных подходов к выработке социально-экономической политики, способствующей развитию качества занятости, в том числе определение закономерности соотношений количественных и качественных характеристик занятости, обоснование перспективных форм участия государства в формировании показателей качества занятости.

Понятие «качество занятости» связано с понятием «занятости» в целом и является достаточно дискуссионным. Качество занятости рассматривается с позиций условий занятости и развития человеческого потенциала. Другая группа исследователей рассматривает качество занятости как взаимоувязанный с уровнем и качеством жизни процесс, носящий итеративный, а не единовременный, характер, опосредуемый отношениями собственности и проявляющийся как в уровне жизни индивида, или социальной группы, так и в характеристиках занятости. В экономической литературе анализируют как качество индивидуальной занятости, так и качество занятости в обществе.

Для уточнения позиций по отношению к качеству занятости следует подчеркнуть, что само понятие «качество» является философской категорией, отражающей сущностную бытийную определенность объекта. Качество можно определить как центростремительную силу, объединяющую все составные части объекта и определяющую границы данного объекта, отделяющие его от других. Одновременно качество отражает то единое, что объединяет весь класс однородных объектов. Качество структурирует свойства объекта и независимо от тех изменений, которые с ним происходят, его качества сохраняются в каком-то диапазоне пространства и времени, то есть обладают определенной стабильностью. В силу этого мы говорим об особенностях занятости в индустриальную эпоху, о формировании новых черт занятости в постиндустриальном обществе. Можно сказать, что объект - занятость - является таковым только за счет качественной определенности. Остается справедливым утверждение, что качества объекта могут видоизменяться с течением времени, что мы и наблюдаем в настоящее время. Можно также говорить о качествах известных и качествах, скрытых от наблюдателя, первичных и вторичных качествах. Следует подчеркнуть, что эта мысль, изначально принадлежащая Гегелю, не утратила своей актуальности.

Рыночная модель занятости характеризуется изменением субъектов, объектов, целей и задач, а также принципов взаимодействия отношений занятости, что находит отражение и в качестве занятости. Экономическая цель занятости реализуется через использование всего спектра способностей человека, включающего также формирование достойного уровня материальной обеспеченности личности. Конечная же общественная цель обеспечения качества занятости - развитие и реализация личности как социального феномена, что позволяет выдвинуть тезис о социализации качества занятости - тенденции, присущей демократическому гражданскому обществу с его многосубъектной системой регулирования и управления.

На методологическом уровне исследования проблемы содержание категории "качество занятости" целесообразно связать со следующими критериальными признаками:

статус занятого, соединяющий в себе функции субъекта и объекта формирования индивидуальной модели занятости, а также регулирования общественной сферы занятости, обеспечивающий самодостаточность в течение всего экономически активного периода своей жизни;

воспроизводственный уровень удовлетворения материальных и интеллектуальных потребностей индивида и его семьи за счет дохода от занятости, обеспечиваемый видовыми особенностями модели занятости и способствующий всестороннему развитию человеческого потенциала; - устойчивость общественной сферы занятости и стабильность ее развития.

Предложенная система параметров и переход к новому качеству занятости предполагает, что для общественной сферы занятости система показателей должна опираться на индекс развития человеческого потенциала на уровне стандартов стран-членов ЕЭС (уровень социальных гарантий в сфере занятости должен быть не ниже уровня показателей в этих странах); система инвестирования в человеческие ресурсы должна базироваться на принципах, при которых не менее 2/3 составляет общественный (государственный) капитал и используется многоканальное инвестирование первичного образования.

Качество занятости рассматривается как воспроизводственная категория, опосредующая совокупность отношений по поводу общественного разделения и кооперации видов человеческой деятельности, формирующая уровень материальной обеспеченности, другие предпосылки и условия для реализации всего спектра человеческих способностей, возможностей и устремлений индивида как самодостаточного социального феномена.

В экономической литературе неоднократно указывалось на кризисное состояние отношений занятости, изменения ее качества, связанные с реформированием экономики. Особенностью кризиса в сфере занятости в нашей стране оказалась его значительно меньшая глубина, чем кризиса в экономике. Наблюдался углубляющийся разрыв между динамикой производства и занятости, что указывало на экстенсивное резервирование рабочей силы в экономике, имел место сглаженный, а не обвальный процесс "сброса" рабочей силы на рынок труда. Указанная ситуация являлась попыткой работодателей уйти от "бремени более высоких затрат" (расходов по выплатам выходных пособий, расходов на обучение вновь принимаемых кадров, потерь от пониженной производительности труда вновь принятого персонала и др.).

Значительного увеличения масштабов неполной занятости в связи с дефолтом 1998 года также не наблюдалось. Глубокий экономический спад должен был привести к уменьшению спроса на рабочую силу и замедлению оборота ее на рынке труда, в действительности имело место оживление отечественного производства в силу временного отсутствия на рынке товаров иностранных поставщиков.

Современный этап социально-экономического развития России требует выработки новой стратегии в развитии качества занятости. Это предполагает необходимость:

осуществление мониторинга сферы занятости по уточненной системе показателей, значительно отличающейся от существующей в официальной статистике, что совершенно необходимо для перевеса в системе принимаемых решений в пользу мер, упреждающих формирование негативных характеристик занятости;

своевременную корректировку управленческих решений в этой области; анализа «пороговых» характеристик для перехода к новому качеству занятости;

определение стратегии содействия развитию качеству занятости в условиях рыночной модели экономики, содержащую систему критериев модификации ответственности различных субъектов сферы занятости в процессе становления социальной защиты занятости в рыночной экономике, которая давала бы достаточно значимые для практики ориентиры; выявление этапов этого процесса и использование отличных друг от друга инструментов реализации социальной политики в области занятости с учетом специфики объекта регулирования.

В результате стратегия развития качества занятости может быть представлена как:

стратегия ответственности государства за качество занятости;

стратегия равной ответственности государства, человека, (в том числе в лице профессиональных союзов и бизнеса);

стратегия преимущественной ответственности за качество занятости индивида и его семьи.

Таким образом, совершенствование качества занятости требует дальнейшей серьезной теоретико-методологической и практической работы всех институтов современного российского общества.

.2 Формы безработицы

В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления. Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам.

Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.

Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. По моему мнению, безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она - постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны.

Статистика свидетельствует, что с повышением уровня образования занятость растет, а безработица снижается. В марте 2010г. уровень безработицы среди населения с высшим профессиональным образованием составил 4,4%, уровень занятости - 80,9%, со средним профессиональным образованием - соответственно 6,7% и 72 3% с начальным профессиональным образованием - 9,1% и 71,2%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования - в среднем 14,6% и 39,1%.

В феврале 2009г. по сравнению с докризисным периодом (февралем 2008г.) преимущественный рост уровня безработицы наблюдался среди специалистов с высшим и начальным профессиональным образованием - в 1,4 раза. Сокращение уровня безработицы, которое было зафиксировано в конце 2009г. и в I квартале 2010г., в большей мере коснулось группы населения, не имеющего общего среднего образования (рисунок 1).









Рисунок 1 - Уровень безработицы среди населения по уровню образования, % от экономически активного населения

Среди безработных с опытом трудовой деятельности 82,6% работали в организациях со статусом юридического лица, 6,5% - в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица, 10,9% - по найму у физических лиц.

Около 222 тыс. безработных, учтенных в марте 2009г., оставили прежнее место работы менее одного месяца назад (3,5% от общей численности безработных), 702 тыс. безработных - от одного до трех месяцев (10,9%). Более 1,9 млн. безработных, имевших опыт трудовой деятельности, не работали, более одного года (30,5% от общей численности безработных), в том числе около 807 тыс. человек - свыше трех лет (12,6%).

Занятое население: продолжительность трудового стажа на основной работе. В марте 2010г. 6,6 млн. человек, или около 10% занятого населения (без лиц, занятых в хозяйствах производством продукции для реализации), трудились по месту основной работы менее одного года, в том числе 0,6 млн. человек (около 1%) - менее одного месяца. При этом доля работающих менее одного года среди наемных работников у физических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2,9 раза выше, чем у наемных работников предприятий и организаций.

Среднее значение стажа трудовой деятельности по месту настоящей основной работы по всем формам занятости (без занятости в ЛПХ) составило в марте 2010г. 8,5 года, в том числе у работающих на предприятиях и в организациях - 9 лет, индивидуальных предпринимателей - 6,9 года, у физических лиц - 4,2 года.

Тендерный аспект в данном структурном срезе выражен достаточно четко. Среди работающих в организациях женщин среднее значение стажа трудовой деятельности по месту основной работы на один год превысило значение этого показателя.

занятость безработица экономический благосостояние

Таблица 1 - Состав безработных, имеющих профессиональное образование, по профессиям и по специальностям по диплому и уровень безработицы по профессиональным группам

Показатели

1квартал 2010г.

Уровень безработицы, %


Тыс.чел.

В % к итогу

2008г.

2009г.

1квартал 2010г.

Безработные, всего

6561,9

100

6,3

8,4

8.8

В том числе имеют образование:






высшее и послевузовское профессиональное

888,2

13,5/100

2,8

4,6

4.4

из них по группам специальностей:






экономика и управление

258,4

29.1

3,4

5,9

5,2

образование и педагогика

141,0

15,9

2,8

3,9

3.9

гуманитарные науки

129,6

14,6

3,0

5,6

5,6

строительство и архитектура

54,6

6.1

3,1

4,4

5,1

сельское и рыбное хозяйство

47,6

5,4

3,9

7.7

6,6

металлургия, машиностроение материалообработка

29,1

3.3

2.6

5,1

4,0

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

27,2

3,1

1.5

3,7

3,4

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

16,3

1,8

3,3

5,54,3


информатика и вычислительная техника

14,9

1.7

1.8

4,2

2,7

среднее профессиональное

1327,8

20,2/100

4,7

6,4

6,7

из них по группам специальностей:






экономика и управление

355,8

26,8

5,9

8,1

8,7

образование и педагогика

105,4

7,9

4,5

5,1

5,5

транспортные средства

123,8

9,3

4,6

6,0

6,5

сельское и рыбное хозяйство

89,0

6,7

6,6

7,7

8,3

строительство и архитектура

94,9

7,1

4,6

7,8

9,0

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

76,0

5,7

5,8

7,6

7,2

здравоохранение

67,1

5,1

2,2

3,0

2,6

металлургия, машиностроение и материалообработка

68,0

5,1

3,1

6,6

6,1

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

71,9

5,4

4.8

5,0

6,7

гуманитарные науки

61,4

4,6

7,3

8,1

9,0

культура и искусство

36,3

2,7

4,3

5,4

7,2

электронная техника, радиотехника и связь

35,8

2,7

4,2

6,8

7,0

информатика и вычислительная техника

31,4

2,4

4,4

7,8

11,4

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

15,4

1,2

6,0

6,1

6,4

начальное профессиональное

1386,8

21,1/100

6,6

9,1

9,4

из них по группам профессий:






металлообработка

265,3

19.1

5,9

8,9

8,8

общественное питание, торговля и производство пищевой продукции

228,7

16,5

6,7

8,5

8,9

транспорт

188,3

13,6

6,4

7,8

8,0

сельское хозяйство

173,1

12,5

8,4

11,3

12,3

строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы

162,7

11,7

7,2

10,8

12,8

легкая промышленность

90,0

6,5

7,5

9,7

8,6

должности служащих

57,6

4,2

5,9

10,3

11,5


У мужчин и составило соответственно 9,6 и 8,6 года - главным образом за счет группы со стажем работы 15 лет и более, где доля женщин существенно превышает соответствующий показатель среди мужчин (24,2% и 19,5%).

Поиск работы занятым населением. В марте 2010г. из числа занятого населения 1,2 млн. человек (1,8%) предпринимали шаги для смены места работы. Из них 63,4% не устраивал уровень оплаты труда на нынешней работе, 8% хотели иметь работу по специальности, 3,4% искали другую работу в связи с окончанием срока найма, 4,6% - в связи с предстоящим высвобождением или сокращением штата предприятия. В феврале 2009г. доля лиц, ищущих другую работу в связи с предстоящим высвобождением, была почти в 2 раза выше - 9,4%.

Из числа лиц, которые хотели сменить место работы по причине неудовлетворенности оплатой труда на настоящей работе, около 37% (около 280 тыс. человек) работают менее двух лет, то есть, приняты на работу в период кризиса. Среди ищущих другую работу по причине того, что трудились не по специальности, каждый второй не отработал по основному месту работы одного года. Трудоустройство выпускников. В рамках Обследования населения по проблемам занятости Росстат провел в декабре 2009г. в семи субъектах Федерации (Республике Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Архангельской, Брянской, Тульской, Челябинской областях) пилотное обследование трудоустройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Среди опрошенных выпускников 2009г. занятыми оказались около 62%, из них около 14% получили предложение от работодателя напрямую, трудоустроились в соответствии с распределением или продолжили работать на том же месте, что и во время учебы. Почти 14% выпускников 2009г. так и не смогли устроиться на работу, а около 24% вообще не предпринимали попыток ее найти. Наиболее частыми причинами отказа от такого поиска было продолжение обучения в другом учебном заведении, призыв в армию, семейные обстоятельства. Среди выпускников 2009г. доля лиц, устроившихся на работу по полученной профессии (специальности), составила 52% (среди выпускников 2005-2008гг. - 66-74%). Наиболее распространенные проблемы при первом трудоустройстве выпускников 2009г. - отсутствие вакансий (52%), опыта/стажа работы (48%), низкий уровень предлагаемой заработной платы (28%). При этом выпускники учреждений начального профессионального образования сталкивались с ними в 1,5-2 раза реже, чем выпускники, имеющие диплом о среднем и высшем профессиональном образовании.

Межрегиональная трудовая миграция. С началом кризиса во второй половине 2008г. межрегиональная трудовая миграция усилилась. По данным обследования, проведенного в ноябре 2008г., численность занятых, которые работали не в тех субъектах Федерации, где постоянно проживают, составила 1,7 млн. человек, в 1,7 раза превысив данные 2007г. (1 млн. человек). Вместе с тем в 2009г. объемы трудовой миграции уменьшились до 1,4 млн. человек.

В 2009г. наибольшие размеры выезда граждан на работу в другие регионы (5-8% от численности занятого населения) отмечены в Московской области, Республике Башкортостан, Ленинградской, Тульской областях, Республике Чувашия, Владимирской, Ивановской, Тверской, Омской, Брянской областях, Республике Марий Эл. Основными субъектами РФ, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (12% к численности занятого населения данного региона). Тюменская (12%) и Московская области, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан (от 1% до 5%).

Безработица по субъектам Российской Федерации в I квартале 2010г. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным Обследования населения по проблемам занятости, отмечен в Центральном ФО, самый высокий - в Северо-Кавказском ФО (рисунок 2).









Рисунок 2 - Уровень безработицы по федеральным округам, в % от экономически активного населения

В I квартале 2010 г. снижение уровня безработицы по сравнению с началом 2009г. наблюдалось в 50 субъектах РФ. Потенциал безработицы и недоиспользованного труда. Среди экономически неактивного населения (36 млн. человек) 2,5 млн. составляют лица, находящиеся в пограничной ситуации между безработицей и экономической активностью. В их числе 590 тыс. человек искали работу, но не были готовы приступить к ней в течение отчетной недели, поэтому не были включены в категорию безработных. Более 1,9млн. человек выразили желание иметь работу, но не искали работу в течение МОТ и потенциальной безработицы в 1 квартале 2010г., в % от экономически активного населения последнего месяца (отчаялись ее найти и прекратили поиск; ожидали ответа от работодателя о приеме на работу или начала сезонных работ).

Таким образом, с учетом указанных категорий экономически неактивного населения общий потенциал безработицы в I квартале 2010г. составил 9,1 млн. человек, в том числе 5,6 млн. - городское население и 3,5 млн. - сельчане. В общем объеме потенциальной безработицы безработные в соответствии со стандартным определением МОТ составляют 72% (среди городского населения - 76%, сельского - 68%). Уровень потенциальной безработицы составил в I квартале 2010г. 11,8% от экономически активного населения, что в 1,3 раза выше уровня безработицы. Следует отметить, что общие объемы недоиспользования труда с учетом отдельных категорий занятого населения, которые в соответствии с рекомендациями МОТ могут быть включены при расчете, существенно выше.

3. Государственное регулирование занятости и безработицы

.1 Необходимость и цели государственной политики занятости

Современные представления о политике занятости выработаны на основе мирового опыта, закреплены в документах международных организаций и служат ориентиром для развитых, переходных и развивающихся экономик. Начав свою историю с целевой поддержки безработных, эта политика оформилась в комплекс мер и действий по следующим основным направлениям:

наиболее полное использование трудовых ресурсов, чему соответствует достижение полной занятости;

повышение эффективности труда за счет создания качественно новых рабочих мест, прогрессивных сдвигов в профессионально-квалификационной структуре кадров и адекватного трудового вознаграждения, что означает движение к продуктивной занятости;

минимизация социальных издержек безработицы путем содействия трудоустройству и поддержки уровня жизни безработных.

В документах МОТ достижение полной занятости провозглашено в качестве цели экономической и социальной политики государства, которое призвано содействовать и тому, чтобы занятость была продуктивной и свободно избранной. Для решения этих задач политика занятости должна быть вписана в общую стратегию развития и скоординирована с другими направлениями деятельности государства. При их обосновании следует учитывать, насколько они способствуют занятости населения и обеспечению ее постоянного (с точки зрения участия в трудовой деятельности) и эффективного (в аспекте отдачи от труда и поддержания благосостояния работников) характера.

С этих позиций российскую модель политики занятости можно считать таковой только номинально. Несмотря на то, что в Законе о занятости населения (1991г.) были продекларированы обязательства государства содействовать реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, они не подкреплялись ни соответствующими задачами, ни тем более механизмами и ресурсами для их решения. В современной редакции закона указанных обязательств уже нет. Основной задачей этой политики является поддержание на определенном уровне регистрируемой безработицы, а потому даже регулирование ее общего уровня, не говоря уже о видах занятости, выведено за рамки государственных программ.

Концентрацию политики занятости на поддержке безработных, т.е. на направлении, с которого в начале прошлого века стартовала практика воздействия государства на занятость, отмечают многие. Так как одновременно оказывается помощь работодателям в заполнении вакансий, ее также именуют политикой содействия занятости (трудоустройству) или политикой на рынке труда, направленной на соединение факторов производства. Но каким бы, ни называлась такая политика, ее главная особенность состоит в том, что в нее не включены две другие составляющие, необходимость их реализации уже второе десятилетие упорно отказывается воспринимать российский истеблишмент.

Сегодняшний подход к политике занятости, да и ко многим иным программам обнажает основной порок системы государственного регулирования - дефицит стратегического видения социально-экономических траекторий, без которого игнорируется и санирующая роль кризиса, и необходимость закладки фундамента для посткризисного развития. Одно из принципиальных отличий полноценной политики занятости от простой поддержки безработных заключается в том, что в русле первой модели безработица предстает как следствие неэффективной экономики или как издержки ее реструктуризации на пути к полной и продуктивной занятости. По второй модели безработица - всего лишь естественный «попутчик» рыночного развития, а создаваемую таким развитием нежелательную напряженность в обществе следует снижать не стратегическими, а оперативными мерами.

Тактический подход к политике занятости оборачивается противоречивым развитием трудового потенциала, что не согласуется с представлениями о полной и продуктивной занятости и негативно влияет на конкурентоспособность экономики. Так, по основному показателю продуктивной занятости - уровню производительности труда - Россия, согласно оценкам МОТ, в 3-4 раза уступает развитым экономикам и на 15-20% таким странам СНГ, как Казахстан и Беларусь. Недостатки данного подхода проявляются и в самом характере поддержки безработных. Она слабо влияет на качественные и структурные характеристики рабочей силы и испытывает сильное влияние текущих финансовых проблем, которые обостряются в условиях кризиса, когда содействие трудоустройству становится особенно актуальным.

3.2 Методы государственного регулирования

В принятой правительством антикризисной программе декларируется, что первым приоритетом государственной политики является выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением. Особо выделены методы, направленные на борьбу с безработицей и организацию социальной поддержки безработных и лиц, находящихся под угрозой увольнения. В 2009г. на повышение пособий по безработице было выделено 29,8 млрд. руб., а на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда 43,7 млрд. руб. Солидные ассигнования на эти цели планируются и в 2010г. Важно, чтобы выделенные средства были использованы с учетом стратегического курса страны на модернизацию экономики. При этом необходимо учитывать опыт и по возможности не повторять ошибок прошлого.

Сложившаяся ситуация и реакция на нее государства в некоторой степени напоминают начало 90-х годов. Тогда из обширного набора реальных и мнимых угроз, обозначившихся в социально-трудовой сфере, наибольшую тревогу вызывали прогнозы обвального роста безработицы. Однако ее фактические масштабы оказались намного меньше ожидаемых, а с началом экономического роста на большей части территории страны открытая безработица довольно быстро вошла в границы естественной нормы и перестала ощущаться как серьезная социальная проблема. Куда более опасными и труднопреодолимыми последствиями трансформационного кризиса оказались деградация структуры занятости, снижение трудовых доходов, массовое вымывание из промышленности квалифицированных кадров и в конечном счете утрата значительной части накопленного человеческого капитала.

По мере постепенного восстановления спроса на труд в 2000-е годы обнаружились "узкие места", возникшие в результате произошедшего экономического спада. Только к середине десятилетия структурные дефициты на рынке труда начали медленно выправляться. Растущий спрос экономики на квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля привел к опережающему росту их зарплат. Согласно данным кадровой компании "Анкор", в 2007г. дефицит работников технических специальностей привел к росту их зарплат в 1,5 раза. Технические консультанты по логистике за год стали получать на 93% больше, директора по развитию бизнеса - на 74%, начальники смен на производстве - на 61,3%. Это способствовало повышению престижа инженерного образования и осторожному возобновлению притока молодежи в реальный сектор. В то же время усилилось старение трудовых коллективов. Сохранившие верность предприятию и профессии зрелые специалисты начали вступать в пенсионный возраст. Даже на относительно успешных предприятиях образовались своего рода демографические ямы, обусловленные отсутствием в составе коллективов работников среднего поколения (находящихся на пике трудоспособности). Ядро трудовых коллективов там, где оно сохранилось, составляли работники старших возрастных групп, по мере сил обучавшие молодые кадры. Менее успешные предприятия (с низкой конкурентоспособностью на рынке труда) не могли привлечь молодежь и испытывали острый кадровый голод.

В значительной мере причины, объясняющие структурные дефициты на рынке труда, связаны также с провалами в развитии системы формального профессионального образования. Наряду с констатацией низкого качества подготовки выпускников, особенно в части практических навыков, работодатели отмечали, что по многим необходимым направлениям учебные заведения либо не готовили специалистов вообще, либо готовили слишком мало. Эта проблема частично стала решаться путем развития внутрифирменных систем подготовки кадров. На крупных предприятиях приступили к разработке специальных программ обучения молодых перспективных работников, начал возрождаться институт наставничества. Однако нынешний кризис эти процессы затормозил. В результате нам реально грозит повторение сценария 90-х годов. Как и на старте реформ, социально-трудовая сфера сталкивается с двумя вызовами: тактическим, вызванным необходимостью смягчения обострившихся социальных проблем (из-за снижения зарплат и доходов, обесценения накоплений, угрозы безработицы), и стратегическим, связанным с сохранением и развитием национального человеческого потенциала.

Первый, сугубо социальный вызов, сегодня ощутимо слабее, чем в 90-х годах. Брошенные на укрепление банковской системы средства Стабилизационного фонда помогли избежать массовой паники населения. Рост потребительских цен (хотя значительно более высокий, чем в развитых странах и даже, чем в странах ЦВЕ) не идет ни в какое сравнение с разгулом инфляции 90-х. По данным Росстата, максимальное снижение реальной заработной платы по сравнению с докризисным уровнем составило лишь около 5%, тогда как в 90-е годы она сократилась более чем втрое. Задержки заработной платы затронули менее 0,5 млн. человек по сравнению с 10-15 млн. в конце 90-х.

Вопреки паническим настроениям первых месяцев теперешнего экономического спада рост безработицы также не носит катастрофического характера. Ее уровень, зафиксированный ежеквартальными обследованиями Росстата по проблемам занятости населения, в 2008-2009гг. примерно соответствует уровню спокойных 2003-2009гг. (таблица 2), когда страна находилась на волне экономического подъема и проблема борьбы с безработицей уже сдвинулась далеко вниз в списке приоритетов правительства.

Таблица 2 - Динамика показателей безработицы в России

Год

Уровень безработицы в среднем за период


февраль

май

август

ноябрь

февраль-ноябрь

2003г.

9,30

8,20

7,80

7,80

8,30

2004г.

9,10

7,20

6,90

8,10

7,80

2005г.

7,90

6,90

6,80

7,10

7,20

2006г.

7,60

7,10

6,10

6,30

6,80

2007г.

7,20

5,90

5,60

5,60

6,10

2008г.

7,10

5,40

5,80

7,00

6,30

2009г.

9,50

8,50

7,60

0

0


Противоположным образом обстоит дело с вторым выводом, лежащим в области структурных и качественных характеристик национального человеческого потенциала. Сегодня текущие проблемы сокращения спроса на труд и нехватки достойных рабочих мест накладываются на стратегический дефицит квалифицированных кадров, корни которого были заложены в 90-е годы. Данные обследований промышленных предприятий показывают, что даже в условиях кризиса руководители многих из них не поддерживают меры, стимулирующие выход пожилых работников на пенсию. Они опасаются, что это может ускорить отток опытных специалистов, а заменить их пока некем. Как находящиеся в крайне тяжелом положении, так и относительно благополучные предприятия придерживаются сходной линии поведения: во что бы то ни стало сохранять квалифицированные кадры.

Как только кризис перекинулся на реальных сектор, перед предприятиями, имеющими "демографическую яму" вынужденными прекратить прием молодежи, встает реальная опасность окончательной утраты преемственности поколений. В случае, если старшее поколение уйдет с предприятий, не успев подготовить себе смену, человеческий потенциал российской промышленности будет безвозвратно потерян. Новый виток растраты накопленного человеческого капитала будет еще опаснее, чем имевший место в первое десятилетие реформ, так как ключи к его восстановлению в этом случае будут утрачены окончательно.

В западных экономиках, которые были взяты за образец при разработке российских антикризисных программ содействия занятости, эта проблема далеко не столь актуальна. Там антикризисные меры в сфере труда закономерно ориентированы либо на сохранение рабочих мест, либо на смягчение социальных последствий для потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения лиц. Примерно такие же приоритеты, практически игнорирующие стратегическую задачу сохранения профессионально-квалификационного потенциала предприятий, определили содержание и структуру российских программ содействия занятости.

Особенности российской структуры занятости, а также ее специфика в различных регионах страны практически оказались проигнорированы. Между тем преуменьшать их значение никак нельзя. Ведь в России и в благополучные, и в кризисные периоды безработица распределялась по регионам и территориям крайне неравномерно. По данным Росстата, в августе-сентябре 2009г. она превышала среднеевропейский уровень (8,6%) в 33 из 82 российских регионов. В то же время в 35 регионах безработица была ниже, чем в среднем по стране, а в 12 - ниже минимального уровня (5,6%), достигнутого в странах ОЭСР за последние 25 лет. Эти сопоставления показывают, что в нашей стране социальный вызов, связанный с ростом безработицы, автономный округ не имеет общенационального характера. А значит, выделяемые государством средства нецелесообразно распределять по всем регионам по принципу «всем сестрам по серьгам». Меры должны быть точечными, а расходы четко сфокусированными на вполне определенных территориях (регионах с высоким уровнем безработицы, а внутри них - на проблемных зонах, к которым относятся прежде всего моногорода и сельские поселения).

На практике же в распределении государственной помощи все регионы страны приняли участие на равных, а масштабы полученной поддержки во многом зависели от того, насколько активно и успешно каждый из них сумел пролоббировать свои интересы (таблица 3).

Таблица 3 - Финансирование антикризисных программ содействия занятости в регионах

Десять регионов с самым низким уровнем безработицы

Уровень безработицы (август-сентябрь 2009г.)

Федеральные ассигнования (2009г.), тыс.руб.

Москва

1,80

386057

Липецкая область

3,10

283369

Тульская область

4,40

594375

Брянская область

4,60

457170

Санкт-Петербург

4,80

209243

Пензенская область

5,10

551940

Калужская область

5,10

578180

Чукотский автономный округ

5,10

16456

Московская область

5,30

394382

Тюменская область

5,30

324625

В среднем на регион с низким уровнем безработицы


379578

Республика Ингушетия

51,20

241607

Чеченская Республика

36,20

680559

Республика Тыва

19,20

147172

Республика Калмыкия

15,40

276227

Иркутская область

13,90

458816

Республика Дагестан

12,60

356109

Псковская область

12,00

284876

Еврейская автономная область

11,90

29458

Кировская область

11,80

692815

Республика Алтай

11,70

115284

В среднем на регион с высоким уровнем безработицы


328297


Как видно из таблицы 3, средняя сумма средств, выделенных в 2009г. из федерального бюджета регионам с низким уровнем безработицы (среди которых такие благополучные во всех отношениях, как Москва и Тюменская область), несколько выше, чем в регионах с высокой безработицей, которые к тому же в большинстве своем относятся к числу беднейших в стране. Такое распределение федеральных средств поддержки можно было бы в какой-то степени оправдать, если бы эта поддержка имела целью решение стратегической задачи сохранения и воспроизводства квалифицированных кадров. Однако анализ конкретного содержания программ содействия занятости свидетельствует о том, что подавляющая часть их преследует сугубо социальные цели.

Так, почти три четверти выделенных средств (73,8%) приходится на организацию общественных работ, временного трудоустройства и стажировок выпускников. При этом на единственный активный компонент программы - стажировку выпускников вузов в целях приобретения ими опыта работы и закрепления на предприятиях, приходится лишь 3% общих ассигнований. Львиная доля средств уходит на финансирование организации общественных работ, основной смысл которых, по признанию самих же разработчиков программы, - в дополнительной материальной поддержке безработных.

Второе по масштабам выделяемых средств направление - содействие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости (18,4%). Для безработных, готовых организовать такого рода бизнес, предусмотрена возможность получить единовременную субсидию в размере годового максимального пособия по безработице. Именно на эту программу часто уповают региональные власти в надежде ослабить социальное напряжение в моногородах, где закрытие единственного крупного предприятия лишает большую часть населения возможности зарабатывать на жизнь. Так, осенью этого года бывший губернатор Свердловской области Э.Россель призвал потерявших работу жителей региона собирать дикоросы и восстанавливать разрушенные свинофермы. Руководство Волгоградской области видит спасение от кризиса в возвращении к ремеслам: квалифицированным работникам промышленности предлагается освоить гончарное ремесло, вязание и художественное литье.

Таким образом, концептуальный недостаток антикризисной программы государства в области содействия занятости состоит в том, что она почти полностью сосредоточена на том, чтобы как-то снизить социальную напряженность в обществе. Однако надо отдавать себе отчет в том, что не только явная длительная безработица, но и ее скрытый аналог - выживание за счет подсобных производств и примитивных общественных работ - неминуемо ведет к растрате и деградации знаний у стратегически важных и дефицитных категорий квалифицированных работников. И это в условиях провозглашенного курса на модернизацию.

.3 Направления политики занятости в Российской Федерации

Предпосылки нынешнего кризиса накапливались в нашей стране в докризисный период, и одно из их проявлений - диспропорции в структуре занятости, которые определяются взаимосвязью профессиональных качеств работников с технологическим уровнем производства и рабочих мест. Для преодоления этих диспропорций необходима синхронизация мер по инвестиционному развитию трудовых ресурсов и материально-технической базы вооружения труда, что входит в компетенцию не политики поддержки безработных, а полноценной политики занятости.

Прежде всего, эти диспропорции проявляются в отраслевой (деятельной) структуре занятости работников. О том, какой она должна быть, можно судить на основе представлений о сбалансированной отраслевой структуре современного производства, которой соответствует определенный состав занятых.

Политика поддержки безработных, если она является элементом политики занятости, должна содействовать трудоустройству и позитивно влиять на структуру работающего населения, но в силу автономности ее влияние имеет ограниченный и противоречивый характер. Во-первых, емкость регистрируемого рынка не превышает 5% экономически активного населения (исходя из числа незанятых, обратившихся в центры занятости). Во-вторых, это рынок не самых активных и квалифицированных трудовых ресурсов и не лучших рабочих мест. В-третьих, поддержка безработных нацелена на оперативное снижение социальной напряженности в обществе с применением недальновидных мер. Из-за ориентации на текущие параметры регистрируемого рынка текущая поддержка подходит для условий, когда качественные и структурные изменения рабочей силы, направленные на достижение полной и продуктивной занятости, обеспечивают все причастные к этим процессам государственные институты и сами предприятия. Тогда на долю содействия трудоустройству безработных остается помощь преимущественно слабозащищенным категориям, которых путем подбора вакансий устраивают на непрестижные, но приемлемые рабочие места или обучают, чтобы они могли эти места заполнить. Если этого сделать не удается, безработным предлагают общественные работы. Обычно деятельность центров занятости шире, но данные функции являются основными и должны вносить пусть малый, но полезный вклад в решение структурных проблем и достижение полной занятости.

В реальности безработных поддерживают в условиях возобновляемых диспропорций в составе рабочей силы. Центры занятости обслуживают главным образом неудовлетворенный спрос на труд в «провальных» сегментах рынка с высокой долей рабочих специальностей, в том числе неквалифицированного труда, и с низкой оплатой (удельный вес вакансий с заработками ниже прожиточного минимума гораздо выше, чем по занятым рабочим местам). Профессиональная подготовка с учетом этого спроса идет по ускоренным программам и не более полугода, а чаще укладывается в значительно меньшие сроки. В рамках общественных работ в основном выполняется труд низкой квалификации, что, поддерживая экономическую активность, расширяет «зону» рутинной занятости, а для квалифицированных безработных означает деградацию трудового потенциала.

Еще меньше данные формы поддержки подходят для кризисных ситуаций, когда растут и общий спрос на услуги центров занятости, и круг квалифицированных клиентов. В этих условиях не только резко снижается количество вакансий, но и ухудшается их структура. Осложнение проблем содействия трудоустройству, по данным Роструда за 2008-2009 гг., привело к повышению доли участников общественных работ, при снижении удельного веса проходящих подготовку. По данным нашего опроса сотрудников центра занятости Переславля-Залесского в 2009г., для претендентов на обучение пришлось ввести конкурсный отбор, чего не было в докризисные годы.

Так как в условиях кризиса социальная напряженность нарастает, стремление сбить ее волну любой ценой приводит к краткосрочным решениям, которые консервируют структурные диспропорции или настолько непродуманны, что при благих намерениях приводят к мизерным результатам. Издержки такого целеполагания наглядно продемонстрировала антикризисная программа снижения напряженности рынка труда в 2009г. Например, объектами для поддержания рабочих мест путем прямых финансовых вливаний стали убыточные предприятия моногородов и ряд «персоналоемких» фирм, вопрос о дальнейшей судьбе которых так и остался открытым.

По программе опережающего обучения работников государство взяло на себя компенсацию «рухнувших» внутрифирменных средств на эти цели. Однако, по данным упомянутого исследования ГУ ВШЭ, вместо поддержки перспективных фирм помощь предназначалась тем, чей персонал попал под угрозу массового увольнения, т.е. в основном убыточным предприятиям, для которых переобучение работников, в принципе, не актуально. Кроме того, при бюрократизированных процедурах доступа к помощи, желающих ею воспользоваться, почти не нашлось. Поэтому некоторым крупным предприятиям она навязывалась в административном порядке. Весьма плачевны и результаты программы переселения безработных и их семей в другую местность, которая призвана способствовать эффективной региональной и поселенческой мобильности. Согласно нашему опросу в Переславле-Залесском ее реализации препятствовали ограниченная база данных о вакансиях и недоучет реалий трудоустройства (однократного переезда для него оказывалось недостаточно). По этим и ряду других причин в 2009г. средства федерального бюджета на политику занятости, исходя из первоначально и дополнительно выделенных сумм, оказались наполовину неосвоенными. Но вместо скрупулезного анализа факторов их омертвления и поиска путей улучшения содействия занятости принято решение в 2010г. приблизить финансирование к уровню освоенных сумм. В номинальном исчислении это почти те же затраты, что и в предкризисном 2008г. А что касается условий, при которых сложившаяся поддержка безработных может быть успешным дополнением к реструктуризации занятости, то их создание на основе полноценной политики занятости пока даже не просматривается. Это означает, что выход из кризиса чреват возвращением на круги своя - к поддержанию структурных диспропорций и дефицита кадров, который с учетом демографически обусловленного процесса сокращения трудовых ресурсов может привести и к их физической нехватке.

Заключение

Курсовая работа была направлена на исследование занятости и безработицы в современных условиях. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

основным фактором, что лежит в основе классического подхода является то, что заработная плата и цены достаточно гибки, чтобы возвращаться в состояние равновесия очень быстро. Если цены и заработная плата приспосабливаются быстро, следовательно, краткосрочный период, в котором цены жесткие, будет настолько коротким, что его можно не брать во внимание для всех практических целей.

кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жёсткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость.

- классическая экономическая теория рассматривала долгосрочное развитие экономики в целом и, в частности, взаимосвязь между распределением экономического прибавочного продукта и характером развития, неоклассическая теория ценности стала, по существу, теорией аллокации <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0816013056> ограниченных ресурсов в статической экономике. Как и большинство классических теорий XIX в., неоклассическая экономическая теория предполагает, что существуют рыночные силы, стремящиеся к поддержанию полной занятости <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0809887488>.

Это полностью противоречит кейнсианскому утверждению о том, что вынужденная безработица <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806587648> может существовать даже, несмотря на рыночные силы. Можно сказать, что современная неоклассическая экономическая теория включает в себя большую часть основных идей своих создателей. Отказ от теории ценности на основе издержек производства <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0805591808> в пользу субъективной теории цены, основанной на спросе и предложении, теория предельной производительности вместо экзогенного, определяемого социальными факторами распределения дохода, а также видение гармоничной экономической системы <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0816174592> вместо теории классовой борьбы доминируют в неоклассической экономической теории после Кейнса <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0816368128> так же, как это было и в XIX столетии.

безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара.

если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места.

проблемы адаптации молодежи на рынке труда приобретают особую остроту, поскольку молодежная безработица, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость особенно негативно отражаются на качестве трудового потенциала общества.

молодежь способна наиболее эффективно адаптироваться к рыночной экономике, для молодых людей характерен высокий уровень социальной и трудовой мобильности. В современных условиях молодежь является носителем новых специальностей в сфере услуг, управления, финансов, информационных технологий, потребность в которых возникает по мере развития рыночной экономики.

Сегодняшний подход к политике занятости, да и ко многим иным программам обнажает основной порок системы государственного регулирования - дефицит стратегического видения социально-экономических траекторий, без которого игнорируется и санирующая роль кризиса, и необходимость закладки фундамента для посткризисного развития. Одно из принципиальных отличий полноценной политики занятости от простой поддержки безработных заключается в том, что в русле первой модели безработица предстает как следствие неэффективной экономики или как издержки ее реструктуризации на пути к полной и продуктивной занятости.

В значительной мере причины, объясняющие структурные дефициты на рынке труда, связаны также с провалами в развитии системы формального профессионального образования. Наряду с констатацией низкого качества подготовки выпускников, особенно в части практических навыков, работодатели отмечали, что по многим необходимым направлениям учебные заведения либо не готовили специалистов вообще, либо готовили слишком мало. Эта проблема частично стала решаться путем развития внутрифирменных систем подготовки кадров.

Концептуальный недостаток антикризисной программы государства в области содействия занятости состоит в том, что она почти полностью сосредоточена на том, чтобы как-то снизить социальную напряженность в обществе. Однако надо отдавать себе отчет в том, что не только явная длительная безработица, но и ее скрытый аналог - выживание за счет подсобных производств и примитивных общественных работ - неминуемо ведет к растрате и деградации знаний у стратегически важных и дефицитных категорий квалифицированных работников. И это в условиях провозглашенного курса на модернизацию.

Список использованных источников

1.      Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). - М.: 2008.

.        Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. - М.2006.

.        Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. О. Т. Лебедева.- СПб., 2009.

.        Л.Л.Любимов, Н. А.Раннева Основы экономических знаний. - М. 2006.

5.      Иохин В.Я. «Экономическая теория» М. 2009.

.        Носова С.С. «Экономическая теория» М. 2009.

.        Нуреева Р.М. «Курс микроэкономики» М. 2008.

.        "Особенности развития современной российской экономики" Нестеров Л.С. 2009.

.        "Экономические законы, их характер и система " Валентей С.М. 2009.

.        "Методы экономических исследований " Семенов B.C. 2000г.

.        Ваховский В.В. Проблемы исследования качества занятости населения и ее показатели//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. - №3.

.        Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы//Человек и труд 2010. - №8.

.        Маслова И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости// Человек и труд. 2010. - №3.

.        Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России//Мировая экономика и международные отношения, 2009. - №10.

.        Соболева И. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий//Человек и труд, 2010. №2.

.        Токсанбаева М.С., Лежнева Ю.А. Влияние политики занятости на структуру рабочей силы// ЭНСР 2010. - №4.

Похожие работы на - Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!