Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование














Курсовая работа

Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

Введение

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание направления мировых тенденций, показателей успеха одних стран и кризисного состояния других необходимо для стабильного развития Беларуси.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.

Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.

Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:

üпроцессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;

üпонятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;

üметодологических подходов к анализу геоэкономического фактора развития современного глобального хозяйства;

üсовременных позиций Беларуси в мировом геоэкономическом пространстве.

Предметом исследования данной работы является непосредственно место Республики Беларусь в современном геоэкономическом пространстве, а также правовое регулирование происходящих геоэкономических процессов.

За основу данной курсовой работы взяты труды Жана К., Савона П., Кочетова Э., Неклессы А. и других авторов. Данные труды использовались с учетом особенностей нашей страны.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе содержатся основные понятия геоэкономики как составной части научной стратегии развития; определение положения Республики Беларусь в условиях глобализации; а также обзор основных геоэкономических ресурсов страны. Во второй главе рассматриваются геоэкономическое процессы и правовая система Республики Беларусь.

Объем работы составляет 27 страниц.

1. Геоэкономика Беларуси

.1 Геоэкономика в современном мире: общие положения

глобализационный геополитика правовой

Экономика в современном мире является многогранным и всепроникающим понятием. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, с которой бы она не взаимодействовала. Но наиболее тесное сплетение экономика образует с политикой. Это новое образование представляет собой комплексный феномен, который находится на стыке двух научных дисциплин, двух сфер жизни человека. Это сфера взаимодействия экономики и политики, для которой требуется - как для всякого явления, открытого человеком - своя категория, лексема, слово. Так и для определения этой сферы было избрано понятие «геоэкономика». Оно появилось лишь в конце 80-х годов благодаря Эдварду Люттваку.

Геоэкономика - это наука о перераспределении мирового дохода и ресурсов, об определении государственной стратегии развития с учётом факторов глобализации и регионализации. Главной геоэкономической целью государства является повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, а также экономическое процветание и безопасность (военная, экологическая, социально-экономическая, информационная).

В заданной плоскости государство рассматривается как субъект экономической жизни, т.е. как «национальная корпорация». Это не стирает границы национальной направленности государства. Здесь можно говорить о перенаправлении данной политики на бизнес.

Геоэкономическая стратегия заключается поиске нового смысла некоторой системы деятельности. Так в выигрыше останется тот, кто сможет сконструировать новое экономическое пространство и правила игры в нем. Идет переадаптация на новые формы деятельности, которые завтра будут вытеснять уже существующие. И субъект, который разработает такую арену деятельности становится игроком в мировой экономике до следующего шага развития.

Аналитическим инструментом геоэкономики является геоэкономический баланс, который в свою очередь напрямую связан с мировым обменом. Обмен товарами и движение капиталов - лишь часть потоков, текущих в геоэкономическом пространстве. Необходимо еще учитывать движение культурных ценностей (идеи, технологии, культурные образцы и пр.), а также оборот человеческого капитала и природной среды.

В рамках геоэкономики выделяются геофинансы. Геофинансы - синтез мировых денег, информационной технологии и либерализации законодательного регулирования. Инвестиции капитала считаются положительным процессом для экономики. Однако иностранные инвестиции ставят национальную экономику в зависимость от решений, принимаемых за рубежом. Чрезмерное привлечение международных кредитов и их неэффективное использование способно привести к негативным результатам для заёмщиков, о чём свидетельствует кризис внешней задолженности развивающихся стран.

Экономический рост и рост населения требуют новых источников стратегических ресурсов, таких, как энергия, вода и продовольствие. Борьбу за природные ресурсы можно наблюдать уже сейчас, т.к. показатель использования природных ресурсов планеты напрямую связан с уровнем жизни. Геоэкономика природных ресурсов предлагает вариативные пути разрешения данных споров.

В международных экономических отношениях сложилось разделение государств исходя из уровня экономического развития и из того, является ли экономика данного государства рыночной. Правовой массив Всемирной торговой организации направлен на государства с рыночной экономикой. Это свидетельствует о дискриминации стран с нерыночной экономикой. На основе разделения государств по данным критериям еще возможны конфликты, вытекающие из государственных интересов.

Нередко меры ответственности, которые принимают одни государства в отношении других, являются неправомерным или слишком жестким применением экономической силы.

.2 Беларусь и глобализация

Глобализация экономики - закономерный процесс мирового развития. Ее предпосылками являлись: во-первых, технологическая революция в области информации, связи и транспорта; во-вторых, рост третичного сектора, представленного сферой услуг. Произошло стирание границ. Экономическое пространство выходит за рамки какого-либо государства. Если раньше политика занимала доминирующее положение перед экономикой, то теперь экономическая сфера вырывается из этого подчинения.

Глобализация мирового хозяйства ведет к увеличению масштабов и темпов движения капиталов, росту международной торговли, возникновению постоянно работающих в реальном времени мировых финансовых рынков. Технологический прогресс, способствующий созданию новых информационных систем, позволил увеличить скорость обращения капитала. Это обстоятельство вызвало разрушение старых экономических систем.

Растущая глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственные отношения между государствами, создает условия для доступа стран к передовым технологиям, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.

Республика Беларусь также столкнулась с таким новым явлением как глобализация. Теперь не представляется возможным сохранять старые принципы развития, не учитывая мировых тенденций. Глобализация для Беларуси, с одной стороны - это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же - это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета.

Наша страна не является крупным производителем технологий, поэтому в контексте глобализации существует риск оказаться лишь их Пользователем. А это приведет к тому, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.

Геоэкономическая политика Беларуси ориентирована на создание полицентричного мира. Страна поддерживает и развивает тесные связи с Российской Федерацией, другими странами Содружества, рядом государств Европы, Арабского Востока, Китая и многими другими. Внешняя политика страны основывается на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, при сохранении национального суверенитета.

Основополагающий интерес Беларуси заключается в создании современной рыночной экономики. Для этого необходимо присутствие на мировых рынках белорусских конкурентоспособных товаров и услуг, государственная поддержка инноваций. Это важнейшая задача стратегии нашей внешней политики.

Сегодня глобализация несет негативные последствия для экономики Беларуси. Это выражается в отрицательном сальдо торгового баланса и «утечке мозгов» за рубеж. Существенными барьерами для экспорта являются международные стандарты качества и сертификации продукции и услуг, а также таможенные тарифы и квоты.

В этих условиях наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Кроме того нужно укреплять государство и проводить протекционистскую политику. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.

В Беларуси необходимо сформировать баланс между рыночной и нерыночной сферами. В условиях глобализации у реформ должно быть человеческое измерение. Если руководствоваться лишь принципом максимальной прибыли, то это приведет к тупику.

.3 Геоэкономические ресурсы Республики Беларусь

В 90-е гг. XX в. в Республике Беларусь появилась необходимость сформировать основы внешней политики, определить ее цели и прерогативы. В результате чего были разработаны различные пути к решению этой проблемы. Базисом предлагаемых концепций являлось то, под каким углом рассматривались место и роль Республики Беларусь на мировой арене. Разумеется, анализ был основан на имеющихся в распоряжении ресурсах. Их наличие либо отсутствие рассматривалось в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны. К данным ресурсам, прежде всего, следует отнести современное географическое положение Республики Беларусь, ее демографические и социальные, экономические, военно-стратегические, информационные и внешнеполитические ресурсы.

Так как значение данных ресурсов велико, подробнее остановимся на каждом из них.

Географическое положение. Наша страна имеет выгодное географическое положение: расположена на пересечении европейских транспортных связей, имеет возможность использовать это расположение как для стимулирования развития национальной экономики, так и для усиления своих позиций в региональной политике.

В то же время важно помнить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой. Поэтому стремление правительства получать дополнительную прибыль путем увеличения транзитных может привести к смещению основных транспортных потоков на территории соседних стран.

Кроме того, Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Это в некоторой степени препятствует развитию торговли с отдаленными регионами. Решение данной проблемы видится в использовании российских портов.

Демографические и социальные ресурсы. Население нашей страны составляет почти 10 млн. человек, достаточно равномерно распределенных по территории в 207 600 кв. км. Поэтому проблема перенаселения в ближайшее время для Республики Беларусь не будет являться актуальной.

Весьма серьезной тенденцией для нашей страны становится значительное уменьшение общего уровня рождаемости и увеличение смертности. Это на фоне постепенного увеличения количества лиц пенсионного возраста может впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения их извне.

Уже сейчас Беларусь сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ. Это, в свою очередь, угрожает сохранению межэтнической и межконфессиональной стабильности в Республике Беларусь. Белорусы равномерно расселены по всей ее территории, составляя абсолютное большинство населения во всех шести областях и Минске. Около четырех пятых населения причисляет себя к православным. Вероятность возникновения в одном из регионов межэтнического конфликта очень мала.

Военно-стратегические ресурсы. Республика Беларусь обладает боеспособной армией, способной совместно с союзниками по Договору о коллективной безопасности обеспечить защиту нашей страны от любой военной угрозы извне.

Огромное значение для безопасности нашей страны имеет также ее членство в таких международных организациях как СНГ, ОБСЕ и ООН, в рамках уставных документов каждой из которых предусмотрен механизм защиты их участников от вооруженной агрессии со стороны одного либо нескольких государств. Но необходимо признать, что основным гарантом безопасности нашей страны фактически выступает Российская Федерация, военно-стратегическая мощь которой по-прежнему позволяет причислить это государство к числу мировых лидеров.

Экономические ресурсы. По такому базовому показателю, как ВВП, наша страна значительно уступает многим странам. По поводу причин такого положения белорусской экономики ведутся дискуссии.

Скромные экономические ресурсы нашей страны существенно ограничивают ее активность на международной арене, поскольку именно этот вид ресурсов является определяющим в процессе формирования и осуществления международной политики любой страны.

Еще одной тенденцией в экономическом развитии, оказавшей решающее влияние на определение места и роли нашей страны в мировой политике, стала приоритетная ориентация отечественной экономики на торговлю с Россией. При этом нельзя не отметить зависимость отечественной экономики от российских энергоресурсов, которые составляют значительную часть белорусского импорта. Помимо Российской Федерации к числу ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси относятся Украина, Польша, Германия и Литва.

Основной причиной возникновения этой тенденции явилась низкая конкурентоспособность белорусских товаров на западных рынках, которая стала следствием как изношенности отечественных производственных мощностей и невозможности внедрения по этой причине новейших технологий, так и изначальной ориентацией нашего производителя на российский рынок, дальнейшее освоение которого не требовало дополнительных издержек.

Информационные ресурсы. Республика Беларусь относится к числу многочисленных государств, информационное пространство которых контролируется как национальными, так и зарубежными средствами массовой информации. При этом если белорусские печатные СМИ и радиостанции доминируют на отечественном информационном рынке, то в сфере телевещания лидирующие позиции занимают российские масс-медиа, ограничить влияние которых на формирование общественного мнения нашей страны национальные телеканалы пока не в состоянии.

Все системы связи в Республике Беларусь находятся под государственным контролем, который осуществляется через занимающее монопольное положение на информационном рынке АО «Белтелеком». Недостаточно высокий уровень экономического развития Беларуси определяет также и достаточно скромное присутствие нашей страны в мировом информационном пространстве. Белорусские печатные и электронные СМИ до сих пор не имеют постоянных корреспондентских пунктов за рубежом, а объем радиовещания на территорию других государств крайне невелик, особенно по сравнению с соседними Россией и Польшей.

По этой причине основные функции по реализации внешней информационной политики РБ возложены на дипломатические представительства за рубежом, материальные возможности которых весьма ограничены.

Внешнеполитические ресурсы. Независимости белорусское государство установило дипломатические и торговые отношения более чем со 150 странами мира. В различных государствах действуют более 40 зарубежных представительств Республики Беларусь, большинство из которых находится в странах СНГ и Европе.

Беларусь заключает большое количество двусторонних договоров с другими государствами и международными организациями, а также подписывает многосторонние соглашения.

Традиционно тесным продолжает оставаться сотрудничество Республики Беларусь с Организацией Объединенных Наций. В 1995 г. она присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу. С 1998 г. в республике функционирует консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ. В этом же году наша страна вступила в Международный парламентский союз.

Однако наряду с очевидными достижениями во внешней политике Беларуси обозначились определенные негативные проявления. После состоявшего 24 ноября 1996 г. референдума по вопросу о внесении изменений в белорусскую Конституцию был прерван процесс вступления Республики Беларусь в Совет Европы.

Таким образом, в Беларуси были установлены двусторонние отношения с ведущими странами мира, налажено тесное экономическое и политическое сотрудничество с соседними государствами, созданы необходимые условия для расширения международных связей нашей страны в различных регионах мира, расширено представительство в международных организациях. Появились также принципиально новые возможности для установления и укрепления международных контактов в сфере информационного, гуманитарного и культурного сотрудничества.

Выводы

1.Стратегия национального развития неотделима от результирующего вектора глобального развития - постепенно стираются грани между внутренней и внешней политикой.

.Современный мир несет в себе техногенную окраску. Геоэкономическое пространство «впитывает» эту окраску, «принимает» соответствующие правила игры. Соответственно и поведение национальной экономики Беларуси в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной модели цивилизационного развития.

.Глобализация для Республики Беларусь - это противоречивое явление: с одной стороны - это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же - это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета. Существует риск того, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.

.Наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.

.Наличие либо отсутствие геоэкономических ресурсов в Беларуси рассматривается в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны.

.Значение природных ресурсов для Беларуси никак не может уменьшиться по той простой причине, что они остаются единственным источником материального производства. При этом, чем меньше производство связано с местными ресурсами, тем более возрастает его зависимость от удалённых источников, многие из которых приобретают не только общегосударственное значение.

2. Геоэкономическое процессы и правовая система Республики Беларусь

.1 Влияние процессов глобализации на правовую систему Беларуси

Несмотря на закономерности глобального общественного развития, сближения правопорядка отдельных государств, исторические особенности развития государственности и права отдельных народов обусловливают индивидуальность правовых систем.

Глобализация сопровождается развитием правового регулирования в соответствующем направлении: оформление и закрепление нового порядка в обществе, изменение приоритетов правовой политики, конкурентная борьба субъектов с различными интересами. Эти процессы затронули уровень национальных правовых систем отдельных государств, равно как и международное право. Но законодательство подчас становится средством, подчиненным влиянию интересов отдельных субъектов и их сплоченных групп; оно ставит под охрану интересы отдельных лоббистов в ущерб национальным интересам. В этом правовом аспекте следует рассматривать влияние интересов на право, их выражение в праве.

Содержание интересов государств, выраженных на международном уровне и воплощенных в нормах международного права, должно отражать какие-то общие для всех государств потребности, которые обуславливают процесс международного правотворчества. Следует признать, что в интересах государства, отражающихся в международном праве, находят выражение как индивидуальные условия внутреннего существования, так и общие условия для всех государств, выступающих в качестве участников системы международных отношений. При этом возможность достижения согласованных решений определяется не количественным соотношением совпадающих и несовпадающих интересов, а теми интересами, которые обусловлены доминирующими в конкретный момент потребностями. Поэтому согласованная воля - это наиболее точное выражение сути международного правотворчества, где нормы права являются принятыми по согласованию. Так, международные договоры и прочие соглашения, являясь правовым инструментом согласования.

Необходимо обозначить основные элементы правовой системы общества на современном этапе:

  1. Новые правовые институты. Несомненно, что кардинальные изменения общественной жизни в условиях государственного строительства требуют внедрения новых правовых форм, соответствующих новым реалиям общественной жизни. Причастность к транснациональным процессам объективно требует правового оформления новых для государств общественных отношений. Это вызывает необходимость разработки правовых институтов и внедрения их в правовую практику.
  2. Заимствование из правовых систем других государств. Очевидно, что ориентир на формирование системы только национального права является бесперспективным: рассчитывая на международное общение и взаимопонимание, есть смысл воспринимать те правовые разработки, которые оправдали себя в опыте других государств. Это и разумно, и экономично: не приходится тратить время и средства на правовые эксперименты.
  3. Учет исторических условий развития. Воспринимая иностранный опыт, не следует слепо его копировать и бездумно переносить на отечественную почву. Необходимо учитывать и отечественные правовые традиции, то положительное, что было накоплено в государственно-правовой истории.

4) Сочетание демократических и авторитарных элементов в правовом режиме и правовой политике.

Для Беларуси в настоящий период совершенно чужды попытки формирования политической и правовой систем под воздействием внешнего давления. В настоящее же время возникла проблема приведения правовых и политических институтов в соответствие с содержанием установившихся общественных связей. При этом принципиальным является вопрос о методах осуществления и внедрения данных вновь созданных институтов в жизнь. При выборе демократического пути в условиях неподготовленного общества вполне обоснованно встает преграда в виде неподготовленности населения, которое просто в силу предшествующего опыта не научилось пользоваться благами демократии. В то же время сохранение авторитарных механизмов в государственном управлении не позволит сформироваться рыночной экономике в ее наиболее оптимальном выражении Такой подход требует установления разумного сочетания в управлении авторитарных и демократических средств с целью приучить граждан активно использовать свои права.

Попечительство со стороны государства и тщательный контроль за результатами проводимых реформ является первичной задачей государства. Негативные последствия легче устранить, если вовремя среагировать на отрицательные показатели проводимых преобразований.

Не менее важна при этом и независимость государства. которая не позволит потерять суверенитет под влиянием других стран

Таким образом, вовлечение в глобализационные процессы сопровождается для Беларуси серьезной трансформацией элементов национальной правовой системы и взаимодействия последней с иными правовыми системами.

2.2 Система методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Исследования проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) затрагивают как общетеоретические ее аспекты, так и отдельные сферы правоотношений (финансовые, инвестиционные, международные, административные и т.д.).

Методы реализации внешнеэкономической функции государства можно разделить на две группы: методы прямого и методы косвенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Первые имеют императивный характер и вынуждают субъектов данной деятельности принимать решения, основанные не на собственных интересах и свободном экономическом выборе, а на предписаниях государства и надгосударственных международных структур. Вторые придают отношениям упорядоченность путем установления определенных экономических стимуляторов преимущественно через реализацию принципа диспозитивности при построении правовых норм.

Белорусский юрист О.Н. Толочко в зависимости от вида внешнеэкономических отношений выделяет три метода регулирования:

Øмеждународно-правовой. С его помощью регулируются горизонтальные внешнеэкономические отношения белорусского государства с иными субъектами международного права;

Øматериально-правовой (прямой) и коллизионный (косвенный). Указанные методы регулируют горизонтальные внешнеэкономические отношения между разнонациональными частными (физическими или юридическими) лицами;

Øадминистративный метод, или метод власти и подчинения, - внешнеэкономические отношения разряда национальное частное лицо - национальное государство.

Данная точка зрения спорна. Внешнеэкономические отношения по определению не могут быть горизонтальными - это взгляд изнутри государства, с позиции внутреннего регулирования. С помощью международно-правового метода регулируются международные экономические отношения между Республикой Беларусь и другими государствами. Внешнеэкономические отношения, преодолевая национальные границы, превращаются в международные экономические отношения и только тогда регулируются международно-правовым методом - таков взгляд с позиций двух и более государств. Эти отношения находятся в плоскости международного экономического права, поэтому включение международно-правового метода в систему методов регулирования внешнеэкономической деятельности возможно лишь с оговоркой. Внешнеэкономических отношений разряда национальное частное лицо - национальное государство не существует, поскольку на данном уровне не существует проблемы преодоления национальных границ регулирования; речь идет о необходимости соблюдения условий допуска субъекта к осуществлению внешнеэкономической деятельности, т.е. к выполнению предусмотренных национальным законодательством формальностей. Указанные отношения имеют вертикальный характер и лежат в плоскости государственного публично-правового регулирования.

Полагаем, что система методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности должна рассматриваться с позиции изнутри государства и включать внутригосударственный (национальный) уровень регулирования, а затем, как следствие преодоления национальных границ регулирования, международный. При этом момент преодоления национальных границ имеет условный характер, что связано с наличием в составе внешнеэкономического правоотношения иностранного элемента. Именно благодаря этому внешнеэкономическая деятельность одновременно регулируется как на внутреннем (национально-правовом), так и на международно-правовом уровнях.

Анализ белорусского законодательства позволяет выявить следующие закономерности регулирования внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, внешнеэкономическое правоотношение представляет собой урегулированное правом комплексное отношение по поводу осуществления этой деятельности и имеет две стороны - публично-правовую и частноправовую, которые опосредуют два вида правовых связей: государство - субъект ВЭД и субъект ВЭД - иностранный партнер.

Публично-правовая сторона внешнеэкономического правоотношения, опосредующая связь государство - субъект ВЭД, регулируется методом публичного права, основу которого составляет административно-правовой метод. Юридическими средствами указанного метода выступают таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, валютное регулирование и контроль, методы административного обязывания, запрета и др. Административно-правовые средства регулирования ВЭД в зависимости от характера воздействия на субъектов классифицируются на ограничивающие, стимулирующие и легитимационные (правоустанавливающие).

Административные запреты и обязывания, которыми ограничивается самостоятельность субъектов ВЭД, вводятся в тех случаях, когда это необходимо в интересах общества и государства. Частноправовая сторона внешнеэкономического отношения характеризуется наличием иностранного элемента и регулируется методами международного частного права.

Особое значение в регулировании частноправовых внешнеэкономических отношений имеет метод унифицированного материально-правового регулирования, который именуется международно-правовым. Использование данного метода поднимает целый пласт правовых проблем, связанных с определением места унифицированных международно-правовых норм в национальной правовой системе, соотношением международного и национального права, дополнительным применением норм национального права по вопросам, не урегулированным нормами международного публичного права.

В качестве самостоятельного метода правового регулирования выделяют метод саморегулирования, в основу которого положен принцип свободы договора (автономии воли сторон), широко используемый в международных коммерческих отношениях и позволяющий в отдельных случаях вывести их из-под государственной. С этим можно согласиться, но с оговоркой, что реализация автономии воли сторон допускается государством путем определения пределов и случаев ее совершения, а также путем определения ситуаций, когда совершение автономии воли невозможно (п. 2 ст. 1125, ст. 1126 ГК).

На внутригосударственном уровне правовое регулирование ВЭД осуществляется путем сочетания публично-правовых и частноправовых методов: частноправовое регулирование ВЭД реализуется субъектами ВЭД в рамках тех условий или ограничений, которые налагаются публично-правовыми нормами. Границы (пределы) вмешательства публичной власти в частноправовые внешнеэкономические отношения определяются через специальные принципы правового регулирования рассматриваемой сферы отношений (обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.)

На международном уровне с помощью международно-правового метода регулируются отношения субъектов публичной власти (государств) по поводу ВЭД (или международной экономической деятельности), унифицируется ее правовое регулирование. На данном уровне также можно выделить две стороны международной экономической деятельности - публично-правовую и частноправовую, что предопределяет характер международно-правовых норм. Применительно к частноправовой стороне международной экономической деятельности реализация указанного метода осуществляется следующими способами:

посредством заключения международных договоров (метод прямой международно-правовой унификации, когда в международном договоре устанавливаются завершенные правовые нормы (материальные либо коллизионные), готовые к применению в системе внутреннего права государств-участников без преобразования);

на основе модельных (типовых) актов (законов) (метод косвенной международно-правовой унификации, предполагающий обязанность государств - участников договора установить в своем законодательстве правовую норму, содержание которой определено в данном договоре);

посредством выработки общих принципов (например, Принципов международных коммерческих договоров, принятых Международным институтом унификации частного права в 2004 году).

Международно-правовой метод регулирования по отношению к публично-правовой стороне международной экономической деятельности заключается в принятии государствами обязательств по единообразному применению принципов внутреннего государственного регулирования ВЭД. Административно-правовое регулирование ВЭД государство как суверен осуществляет самостоятельно, однако, для того чтобы принимались административно-правовые меры одинаковой направленности, необходима координация действий государств на международно-правовом уровне.

.3 Международное экономическое право и проблема «наднационального» регулирования внешнеэкономических отношений Республики Беларусь

Правовое воздействие на общественные отношения внешнеэкономического характера осуществляется как на уровне внутригосударственного (национального) права, так и посредством международно-правовых («наднациональных») регуляторов. Однако распределение ролей национального и международного права, их соотношение, взаимодействие и взаимозависимость по сегодняшний день продолжают оставаться в правовой науке предметом острых дискуссий.

Проблемам правового регулирования в названной сфере посвящен цикл исследований по международному экономическому праву, под которым принято понимать формирующуюся отрасль международного права, призванную регулировать отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.

Считаем, что посылке о возможности и целесообразности автономного функционирования правовых подразделений по принципу: отдельная сфера человеческой деятельности - отдельное правовое образование (комплексная отрасль) является ошибочным. Вместе с тем только вся совокупность отраслей права является самодостаточной в регулировании системы имеющих правовую природу общественных отношений.

Поскольку внешнеэкономические отношения, в отличие от международных экономических, «привязываются» к конкретной (здесь - белорусской) национальной правовой системе, международно-правовое регулирование указанных отношений, как представляется, можно рассматривать в трех ракурсах.

Во-первых, необходимо определить характер и пределы «наднационального» воздействия на внешнеэкономические отношения как объективной правовой реальности, формируемой современным международным сообществом и учитываемой национальным государством вне зависимости от позитивного или негативного отношения к характеру и содержанию нормативных предписаний. Безусловно, теоретически, «в идеале» национальное государство, как составная часть международной системы, участвует в формировании универсального международного права наравне с иными субъектами. Однако реальные возможности любого отдельно взятого национального государства в отдельный исторический период в названной сфере настолько ограничены, что для целей настоящего исследования ими можно пренебречь.

Во-вторых, международно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь следует рассматривать с позиций международных договоров, заключенных непосредственно Республикой Беларусь, введенных в надлежащем порядке в систему национального права и продолжающих функционировать в названной системе постольку, поскольку это допускается и поддерживается национальной властью. Такое регулирование является международным в той мере, в какой строится на «согласовании воль» государств, и само является предметом международного права.

В то же время заключение и исполнение международных договоров является исключительной прерогативой государства и в силу этого входит в сферу национального правового регулирования, что закреплено в Конституции, Законе о международных договорах, а также иных нормативных правовых актах Республики Беларусь.

В-третьих, частноправовые внешнеэкономические отношения активно регулируются специфической категорией источников («внезаконодательными актами»), происхождение которых лежит вне государственной сферы как в том смысле, что они являются «транснациональными», так и в том смысле, что они разрабатываются без участия законодателя.

Само существование «наднационального» регулирования международных отношений не является признанным фактом в науке международного права. На наш взгляд, международное публичное право на протяжении всей истории своего существования в той или иной степени проявляло свойства «надгосударственности». Однако в последние десятилетия, и особенно в экономической сфере, эти черты стали особенно заметными, что напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами.

Исследование закономерностей формирования мирохозяйственных связей и перспектив их развития дает специалистам основания для вывода о том, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является «движение к созданию единого экономического прастранства, что является иным, более высоким уровнем международных экономических отношений.

Представляется очевидным, что столь значительные изменения, произошедшие в предмете регулирования - международных отношениях, не могут не повлечь за собой столь же масштабных качественных изменений и в системе международного права. Очевидно, следует предположить, что эти изменения будут направлены в том числе в сторону усиления универсальной составляющей международного права, вплоть до формирования надгосударственной правовой системы с гораздо более широкими юрисдикционными возможностями в отношении суверенных национальных государств, чем это имеет место в современном международном праве.

Элементы «наднациональности» заложены в организации и деятельности. Республика Беларусь присоединилась к МВФ после распада СССР. Однако возможности непосредственно участвовать в управлении Фондом у Беларуси нет. Большинство вопросов организации и управления в МВФ зависят от величины квоты в уставном (подписном) капитале Фонда.

Несомненным атрибутом «наднационального» регулирования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, приоритет которых перед национальным правом устанавливается, с некоторыми вариациями, законодательством большинства современных государств. Статья 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что наша страна «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

Наличие в Конституции, ГК и иных нормативных актах положения о приоритете общепризнанных норм международного права и полное отсутствие указаний по поводу содержания, порядка применения и толкования названных принципов в настоящее время приводят к фактическому отрицанию их регулирующей роли, а в будущем вполне может вызвать противоположную тенденцию - признавать в качестве таковых чуть ли не любые нормативные положения международного права. В российской практике соответствующие примеры уже имеются.

Необходимо, таким образом, законодательно определить общепризнанные принципы международного права, имеющие приоритет перед национальным законодательством в силу статьи 8 Конституции, статьи 6 ГК и иных нормативных актов, в том числе и в экономической сфере. Эту задачу, как представляется, с честью мог бы выполнить Конституционный суд Республики Беларусь после предварительного обсуждения широкой научной общественностью.

Таковы, как представляется, основные особенности, проблемы и перспективы международного регулирования внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь на современном этапе.

Выводы

1.Вовлечение в глобализационные процессы сопровождается для Беларуси серьезной трансформацией элементов национальной правовой системы и взаимодействия последней с иными правовыми системами.

2.Сочетание демократических и авторитарных элементов в правовом режиме и правовой политике Беларуси является необходимым условием развития страны на современном этапе. Попечительство со стороны государства и тщательный контроль за результатами проводимых реформ является первичной задачей государства. Негативные последствия легче устранить, если вовремя среагировать на отрицательные показатели проводимых преобразований.

3.Правовое регулирование ВЭД осуществляется на двух уровнях: внутригосударственном и международном. Каждый уровень регулирования международной экономической деятельности имеет две стороны - публично-правовую и частноправовую, что и обусловливает применение конкретного метода правового регулирования.

.Использование системного подхода позволяет не только обратить внимание на исследование отдельных методов правового регулирования ВЭД, но и взглянуть на них с динамической, функциональной точки зрения, представить в виде комплексного, постоянно развивающегося явления, раскрыть реально существующую в стране структуру правового регулирования ВЭД.

.Момент преодоления национальных границ имеет условный характер, что связано с наличием в составе внешнеэкономического правоотношения иностранного элемента.

.Международное публичное право проявляет свойства «надгосударственности». Это напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами. Следует предположить, что последуют изменения, направленные в сторону усиления универсальной составляющей международного права, вплоть до формирования надгосударственной правовой системы с гораздо более широкими юрисдикционными возможностями в отношении суверенных национальных государств, чем это имеет место в современном международном праве.

Заключение

В ходе курсовой работы была раскрыта сущность понятия геоэкономика, показаны процессы, характеризующие особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики, исследованы понятия и основные составляющие и национальных геоэкономических ресурсов, рассмотрены методологические подходы к анализу геоэкономического фактора развития современного глобального хозяйства, затронута проблема «наднационального» регулирования внешнеэкономических отношений Республики Беларусь.

Конкурентоспособность Беларуси должна лежать в плоскости современных геоэкономических моделей развития. Выход на передовые позиции всегда обязан инновациям. Инновации есть естественное свойство конкурентоспособности. Здесь все дело в ресурсах для обеспечения конкурентоспособности. На свободном и взаимно согласованном доступе к этим ресурсам в целях национального развития и выстраивается геоэкономическая модель.

Современный мир несет в себе техногенную окраску. Геоэкономическое пространство «впитывает» эту окраску, «принимает» соответствующие правила игры. Соответственно и поведение национальной экономики Беларуси в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной модели цивилизационного развития.

Глобализация для Республики Беларусь - это противоречивое явление: с одной стороны - это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же - это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета. Существует риск того, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.

Наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.

Наличие либо отсутствие геоэкономических ресурсов в Беларуси рассматривается в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны. Значение природных ресурсов для Беларуси никак не может уменьшиться по той простой причине, что они остаются единственным источником материального производства. При этом, чем меньше производство связано с местными ресурсами, тем более возрастает его зависимость от удалённых источников, многие из которых приобретают не только общегосударственное значение.

Вовлечение в глобализационные процессы сопровождается для Беларуси серьезной трансформацией элементов национальной правовой системы и взаимодействия последней с иными правовыми системами. Сочетание демократических и авторитарных элементов в правовом режиме и правовой политике Беларуси является необходимым условием развития страны на современном этапе. Попечительство со стороны государства и тщательный контроль за результатами проводимых реформ является первичной задачей государства. Негативные последствия легче устранить, если вовремя среагировать на отрицательные показатели проводимых преобразований.

Правовое регулирование ВЭД осуществляется на двух уровнях: внутригосударственном и международном. Каждый уровень регулирования международной экономической деятельности имеет две стороны - публично-правовую и частноправовую, что и обусловливает применение конкретного метода правового регулирования. Использование системного подхода позволяет не только обратить внимание на исследование отдельных методов правового регулирования ВЭД, но и взглянуть на них с динамической, функциональной точки зрения, представить в виде комплексного, постоянно развивающегося явления, раскрыть реально существующую в стране структуру правового регулирования ВЭД.

Момент преодоления национальных границ имеет условный характер, что связано с наличием в составе внешнеэкономического правоотношения иностранного элемента.

Международное публичное право проявляет свойства «надгосударственности». Это напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами. Следует предположить, что последуют изменения, направленные в сторону усиления универсальной составляющей международного права, вплоть до формирования надгосударственной правовой системы с гораздо более широкими юрисдикционными возможностями в отношении суверенных национальных государств, чем это имеет место в современном международном праве.

Список использованных источников

1.Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ. - 2004. - 208 с.;

.Возжеников, А.В. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспеты / А.В. Возжеников и др. - Москва: Издательство РАГС. - 2006. - с. 160-189;

3.Горенштейн, М. Геоэкономика / М. Горенштейн. - 2010. - Режим доступа: #"justify">.Давыденко, Е. Экспортный потенциал Республики Беларусь в условиях роста международной конкуренции / Е. Давыденко // Банковский весник. - 2008. - май. - с. 48-52;

5.Дергачев, В.А. Геоэкономика / Владимир Дергачев. - Киев: Вира-Р, -2002. - с. 245-278;

6.Дергачев, В.А. Глобальная геоэкономика (трансформация мирового экономического пространства). Научная монография / В.А Дергачев // Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. - 2003. - 238 с. - Режим доступа: #"justify">7.Жан.К. Геоэкономика / Пер. с итал. Г.П. Киселева, И.О. Смагина. - М.: Изд.фирма «Ad Marginem». - 1997. - с. 9-38, 120-166;

.Кузьмин, Э.Л. Международное экономическое право: учебное пособие / Э.Л. Кузьмин. - Москва: Проспект: Велби. - 2008. - 196 с.;

11.Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им. Ф. Эберта. Мн.: БГУ [электронный ресурс]. - 2004. - 224 с. - Режим доступа: #"justify">12.Никольский, А.Ф. Геоэкономический воспроизводственный процесс: основы теории и принципы управления / А.Ф. Никольский. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН. - 2004 - с. 3-58;

.Приказчиков, А.А. Механизм разрешения споров во Всемирной торговой организации и его влияние на внутреннее право государств / А.А. Приказчиков // Государство и право. - 2001. - №5. - с. 83-88;

.Толочко, О.Н. Введение в теорию правового регулирования внешнеэкономических отношений: моногр. / О.Н. Толочко. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 183 с;

15.Филькевич, И. Создание геоэкономических анклавов в странах Евразийского экономического сообщества / И. Филькевич // - 2010. - октябрь. - Режим доступа: #"justify">16.Шумилов, В.М. Международное экономическое право: Учебник / В.М. Шумилов. - Ростов н/Д: Феникс. - 2003. - с. 37-59.

Похожие работы на - Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!