Несовершенная конкуренция и ее ограничения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Несовершенная конкуренция и ее ограничения

Введение

конкуренция рынок монополистический

Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.

Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. Кроме того на многих важных рынках, чаще действует небольшое количество крупных продавцов, а не множество мелких.

Важно понимать следующие характеристики и последствия несовершенной конкуренции:

§на рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на деятельность конкурентов;

§крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, стараются избежать прямой ценовой конкуренции;

§на рынках с несовершенной конкуренцией как мелкие, так и крупные фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особо проявляется в рекламе.

В общем и целом конкуренция между большим числом мелких фирм производящих идентичную продукцию желательна, так как ее результатом является снижение цен для потребителей и более эффективное использование ограниченных ресурсов. Несовершенная конкуренция обычно приводит к ограничению выпуска продукции и росту цен.

Невозможность рынка без конкуренции определяет актуальность темы курсовой работы.

Предметом исследования является конкуренция и конкурентное поведение фирм.

Целью данной работы является изучение поведения фирм в конкурентной среде. Данная цель достигается через решение следующих задач:

§рассмотреть формы, виды и методы конкуренции в современной экономике;

§изучить конкурентные стратегии некоторых российских фирм.

Для написания полноценной работы была изучена учебная, научная, научно-популярная, аналитическая и статистическая литература.

1. Экономические концепции конкуренции

1.1 Эволюция взглядов на конкуренцию

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. И, если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки », понятно, какое большое значение А. Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общих интересов.

В противовес существующему в настоящее время предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет в разрез с интересами общества, А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам; а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствии с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях, тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

Несмотря на то, что А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он действительно сделал шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

§на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
определил основные условия эффективной конкуренции, включающее наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
§впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

§разработал модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система децентрализованной экономики.

Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар..., на производство которого оказывает огромное значение конкуренция». Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. После того, как все участники рынка получают сведения о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор и риск не являются компонентами модели. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Теоретическое абстрагирование помогло Д. Рикардо обосновать варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики.

Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание многих известных экономистов. Особенно значительным в этом смысле можно считать неоклассические концепции А. Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления механизма на рынке с помощью совершенной конкуренции и действие законов предельной полезности и предельной производительности. А. Маршалл впервые подвергнул критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и устойчивого долгосрочного равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении потребительских цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Главное же, что вызывало возражение - экономическая концепция совершенной конкуренции была не в состоянии отразить глубинные корни конкуренции. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора и обходилась поверхностной мотивацией активности конкурентов. Являясь лишь формальной моделью, совершенная конкуренция, как теория, имела много серьезных недостатков.

Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции». Автор убедительно доказал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.

Работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла собой интереса. Попытки А. Смита и Д. Рикардо установить связь между ценами и стоимостью производства, а также сформулированная ими теория стоимости, не являются предпосылками для создания монополий. Они только чрезвычайно кратко упоминали о монополии, когда формулировали вывод о децентрализации экономики. На самом деле теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 года, пока А.О. Курно не установил равенство между маргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и олигополии.

Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившие в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

1.2 Основные виды и формы конкуренции. Типы рыночных структур

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений.

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Это значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информациии о рынке.

Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

§значительная доля рынка у отдельных производителей;

§наличие барьеров проникновения в отрасль;

§неоднородность продуктов;

§несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

При совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Данная конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т.е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.).

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, клиент парикмахерской не покинет «своего» мастера если он несколько повысит цены. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке.

Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.

Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти).

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль.

Существуют значительные ограничения в доступности экономической информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т.е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции - также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста - это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т.д.

Олигополистическая структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.

Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

§преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

§легальные барьеры (частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права, высокие импортные пошлины);

§нечестная конкуренция.(демпинг)

Современный рынок - это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты.

Классификацию рынков можно провести по следующим признакам

§По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

§В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

§По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.

§По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно - регулируемый и планово-регулируемый рынки.

§По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

Каждый тип рыночной структуры характеризуется набором данных показателей в соответствии с таблицей:

Типы рыночных структур и их характеристика

Чистая конкуренцияМонополистическая конкуренцияОлигополияМонополияЧисло фирмочень многомногонесколькооднаХарактер продукциистандартнаядифференцированнаястандартнаяуникальная: нет близких заменителейУсловия вступленияочень легкие препятствиясравнительно легкиеналичие существенных препятствийблокированоДоступность экономической информацииполная доступностьнекоторые ограничениясущественные ограничениянедоступнаКонтроль над ценойотсутствуетнекоторый, но в довольно узких рамкахограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговорезначительныйПримерысельское хозяйстворозничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборовместные предприятия общественного пользования

1.3 Конкуренция и конкурентные стратегии фирм

Конкуренция возникает при борьбе фирм за ограниченный объем спроса на доступных сегментах рынка.

Существует четыре вида конкурентных стратегий:

Виолентная ("силовая") стратегия - стратегия доминирования на обширном рынке, ориентированная на высокую производительность и снижение издержек производства, а следовательно, и снижение цены продаж. Это достигается организацией массового производства товаров среднего качества, вполне устраивающих массового покупателя. Такой стратегии придерживаются многие крупные компании. Товар производится ими в широком ассортименте, часто обновляется, что в сочетании с его добротностью и доступностью по цене позволяет привлечь широкие слои покупателей. Этому способствует проведение крупных рекламных компаний.

Патиентная (нишевая) стратегия - стратегия, ориентирующая на выпуск ограниченного количества специализированной продукции высокого качества. Фирмы, придерживающиеся такой стратегии, стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими компаниями и найти на рынке собственную нишу, недоступную для виолентов. Они хорошо дополняют виолентов, так как вносят на рынок разнообразие, выискивают и активно формируют специфические потребности. Узкая специализация патиентов позволяет им обеспечить высокий научно-технический уровень производства и высокую квалификацию персонала. Такой стратегии придерживаются менее крупные (по сравнению с виолентами), средние мелкие фирмы.

Коммутантная (приспособительная) стратегия - стратегия, направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных, часто меняющихся потребностей. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием и научно-техническими заделами, но имеют хороших мастеров "на все руки", что позволяет им быстро приспосабливаться к изменяющимся потребностям рынка.

Эксплерентная (пионерская) стратегия - стратегия, ориентирующая на радикальные нововведения и привитие новых потребностей и спроса на принципиально новые товары. Такая стратегия свойственна постиндустриальной эпохе и предпринимательской реакции на изменения на рынке. Реализовать ее могут фирмы, имеющие высокий научно-технический потенциал и предпринимательский стиль поведения. Такой стратегии свойственны высокий риск неудачи (предлагаемый товар не находит потребителя) или высокие доходы в случае удачи.

Крупные предприятия подвергаются в последние годы серьезной критике. Их обвиняют в бюрократизме, негибкости, монополизме и пр. Напротив, положительные качества - предприимчивость, эффективность, неформальное отношение к делу и многое в том же роде - связывается только с мелким бизнесом. Такие взгляды имеют серьезные основания.

Однако при взвешенном подходе к крупным предприятиям нельзя игнорировать тот факт, что при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Составляя не более 1-2% от общего числа фирм США, Западной Европы или Японии, они создают от одной трети до половины валового национального продукта, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промышленной продукции.

Наряду со слабостями крупные предприятия в своем абсолютном большинстве придерживающиеся силовой стратегии конкурентной борьбы, имеют и сильные стороны.

Известно, что в качественном отношении спрос на товары и услуги очень разнообразен: одним потребителям нужны продукты с одними, другим - с другими характеристиками.

Но, как показали исследования, в количественном отношении спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики, уровня качества и, соответственно цены товара. Как правило, дорогих товаров сверхвысокого качества дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше. Для фирм производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса.

Это обстоятельство открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов. Действительно, если рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально.

Как показала мировая практика, благодаря деятельности крупных фирм были достигнуты серьезные результаты в области научно-технического прогресса. В частности, резко увеличилась производительность труда, снизились затраты производства. Такие результаты были достигнуты благодаря экономии на масштабах производства (с ростом размеров предприятия издержки производства на единицу продукции падают). Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер предприятия.

Сокращение средних издержек с увеличением размера предприятия обусловлено рядом причин:

§Технологическими. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных предприятий обычно дает изобретение некой новой технологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изготовление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях.

§Выгодами от специализации. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализации, в частности, повысить специализацию оборудования и персонала.

§Выгодами от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты.

Затраты на производство всякого стандартного товара и / или услуги состоят из двух частей:

§издержек, связанных с выпуском данного экземпляра изделия;

§издержек, необходимых для создания всех товаров данного вида.

Вторая группа издержек представляет собой (как было показано выше) особую разновидность так называемых "фиксированных издержек" и служит фундаментальным источником силы крупных компаний в рамках стандартного производства. В очень многих отраслях необходимость нести гигантские фиксированные издержки буквально выталкивает из массового бизнеса все недостаточно крупные фирмы.

Мощным фактором подобного отбора в наше время выступают, в частности, затраты на научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Разработка нового лекарства, самолета, интегральной схемы обходится одинаково дорого и тому, кто в дальнейшем будет выпускать их большой серией, и тому, кто способен изготовить лишь небольшое количество. Но из-за гигантской стоимости НИОКР небольшому предприятию вообще не стоит ввязываться в это дело - он их заведомо не сможет окупить.

При всей важности НИОКР как компонента фиксированных издержек дело не сводится к ним одним. В производстве товаров и услуг массового потребления, например, сходную роль часто играют расходы на рекламу, сервисную и сбытовую сеть.

Научные, сбытовые, производственные, рекламные и прочие компоненты издержек, связанных с созданием и продвижением на рынок новых товаров, могут действовать не только порознь, но и вместе. При этом их значение как факторов отбора взаимно усиливается.

2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения

.1 Основные стратегии ценовой конкуренции

Цена выступает своего рода сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как потребителям, так и производителям. Она является ориентиром, по которому хозяйствующие субъекты могут сверить свой выбор, преследуя свои частные интересы. Цена - это организующая сила, способная суммировать и балансировать бесчисленные экономические решения.

Стратегия ценообразования - это выбор предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара (услуги) в условиях рынка, наилучшим образом соответствующий цели предприятия. Стратегия ценообразования зависит от того, на новый или уже имеющийся на рынке товар устанавливается цена и на действующем или новом рынке осуществляется данная акция.

1. Стратегия снятия сливок, в основе которой заложен принцип постепенного снижения цены по мере удовлетворения спроса на различных сегментах рынка. Вначале устанавливают максимально высокую цену на товар (услугу), ориентируясь на лиц с высоким уровнем доходов; когда первоначальный спрос несколько ослабеет, цена снижается до среднего уровня, позволяя сделать доступным товар лицам следующего сегмента (со средними доходами) и т.д., пока снижение цен не сделает товар доступным массовому потребителю. Эта стратегия рассчитана на быстрый финансовый успех и не годится для обеспечения такого успеха в будущем.

Данная стратегия может быть эффективна в следующих случаях:

§существует уверенность, что спрос на данный товар (услугу) будет достаточно большим;

§спрос на данный товар (услугу) неэластичен и почти нет конкурирующих товаров или услуг;

§предприятие оградит себя от конкуренции за счет создания высоких барьеров в виде патента или высокого уровня качества.

2. Стратегия прочного внедрения ориентированная в основном на долгосрочные цели. Она эффективна в случаях, когда:

§существует достаточно большой спрос на данный товар (услугу);

§спрос на данный товар эластичен и при росте цены потребители могут переключаться на аналогичные товары (услуги) конкурентов;

§цены достаточно низкие и непривлекательны для конкурентов;

§установленная цена не настолько низка, чтобы заставить думать потребителей, что товар (услуга) некачественный.

3. Стратегия скользящей (падающей) цены применяется, когда предприятие надежно застраховано от конкуренции. Суть этой стратегии заключается в том, что цена последовательно скользит по кривой спроса, т.е. при снижении спроса она снижается, а при росте спроса - растет.

4. Стратегия преимущественной цены. Суть ее - в достижении преимущества над конкурентами либо за счет более низких издержек (цена устанавливается ниже цены конкурентов), либо за счет высокого качества (цена устанавливается выше цены конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный, уникальный).

5. Стратегия меняющейся (гибкой) цены, т.е. стратегия чуткого реагирования на малейшие изменения конъюнктуры рынка, спроса и предложения.

6. Стратегия долговременной цены, при которой цена не подвергается рыночным колебаниям, остается постоянной.

7. Стратегия установления психологически привлекательных цен, т.е. таких, которые несколько ниже какой-либо «крутой» суммы.

8. Стратегия реализации товаров по «ценовым ступенькам», когда предприятие выпускает в ассортименте товар и устанавливает цены на отдельные марки в зависимости от качества. При этом реализация товаров происходит с ориентацией на сегменты рынка в зависимости от дохода потребителей каждого сегмента: чем выше доход потребителей, тем выше цена и качество товара.

2.2 Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции

Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции - все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:

§безалкогольные напитки - фруктовые воды, лимонад, русский квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;

§пиво бутылочного и баночного разлива;

§сигареты и сигары, другие табачные изделия;

§многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;

§кондитерские изделия - шоколадные конфеты, шоколад;

§зубная паста, паста для бритья, кремы, шампуни, одеколоны, духи, моющие средства;

§многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;

§многие спортивные товары;

§телевизионная и радиотехника, видео- и аудиотехника;

§часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;

§большинство видов бытовой техники, например холодильники,
компьютерная техника;
§фирменная мебель;

§фирменные бытовые услуги - чистка одежды, ремонт квартир,
парикмахерские и др.;
§многие магазины и палатки розничной торговли в городах.
На рыночном сегменте небольшое предприятие может занимать монопольную позицию (кстати, отсюда и название типа рынка) и диктовать цены: при их определении оно закладывает размер собственной прибыли. В зарубежной практике она составляет 5 - 8%, в то время как в среднем эта величина составляет 1 - 3%.
При монополистической конкуренции линия спроса на продукцию производителя имеет отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары - заменители, что даёт возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.

Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.

2.3 Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции

Понятие государственного регулирования конкуренции включает антимонопольное регулирование, направленное на устранение «провалов» рынка, формализованным, институционально оформленным инструментом которого является антимонопольное законодательство. Однако, на наш взгляд, государственное регулирование конкуренции должно рассматриваться шире, автоматически не сводиться только к применению антимонопольного законодательства. Его следует трактовать как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития различных форм и видов конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

На практике государственное регулирование конкурентных отношений в трансформирующейся экономике России предполагает разработку, принятие и применение антимонопольного законодательства и формирование системы органов, контролирующих его соблюдение. Однако в современных условиях активизация роли государства должна сочетаться с процессами рыночной трансформации, а регулирование конкуренции необходимо рассматривать как важную составляющую государственной экономической политики.

Мировой опыт доказывает, что политика государства по регулированию конкуренции оказывает большое влияние «на социально-экономическое развитие: производительность, цены, прибыль, склонность к инновациям, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках».

Опыт применения антимонопольного законодательства в РФ в 1990-е и в начале 2000-х годов показал, что антимонопольное регулирование сводилось лишь к пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; к реагированию на жалобы экономических субъектов, которые понесли значительные убытки от недобросовестной конкуренции, и мониторингу социально-значимых товарных рынков (например, рынка молока, хлеба и др.) в основном по инициативе федерального антимонопольного органа. В 1991 г. был принят Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с которого началась история антимонопольной политики в реформируемой экономике России.

Бум цен на продовольственных рынках в октябре 2007 г. выявил серьезные недостатки в контроле над деятельностью монополистов на рынках сельскохозяйственной продукции. К тому же, на наш взгляд, антимонопольные органы должны вести более активную политику и пресекать антиконкурентные действия, препятствующие развитию конкурентной среды в российской экономике, а не рассматривать частные конфликты интересов отдельных хозяйствующих субъектов или их групп с интересами покупателей или других фирм-конкурентов.

Мировая практика применения антимонопольного законодательства уже подтвердила, что традиционной антимонопольной политики, состоящей в принятии законов, направленных в основном на запреты и ограничения, и последующем жестком принуждении к их исполнению, уже недостаточно.

Самостоятельно проведенное исследование по анализу работы антимонопольных органов в начале 2000-х гг. позволило сделать вывод о том, что мониторинг товарных рынков и выявление монополистической деятельности на них ограничивались вынесением предписаний экономическим субъектам о прекращении злоупотреблений ими доминирующим положением. Но, к сожалению, за этим не следовали конструктивные меры со стороны государства по созданию благоприятных условий для развития конкурентных отношений и недопущению доминирования в будущем.

Деятельность антимонопольных органов тем не менее ограничивается только установлением факта нарушения, вынесением предписаний о прекращении злоупотреблений и контролем за их выполнением. Таким образом, на практике государственное регулирование конкуренции реализуется через проведение антимонопольной политики, направленной на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности. Причем в современных условиях необходимо признать, что решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, а величина ущерба, наносимого их деятельностью потребителям, конкурентам и процессу развития конкурентной среды.

На современном этапе государственное регулирование конкуренции должно осуществляться через проведение конкурентной политики, представляющей собой комплекс государственных мер, направленных на создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов через ослабление административного ресурса и снижение бюрократических барьеров для организации и расширения бизнеса; формирование и развитие здоровой конкурентной среды через достижение достаточного уровня плотности конкурентных рынков на основе роста субъектов малого бизнеса и предпринимательства, недопущение использования методов недобросовестной конкуренции, снижение трансакционных издержек; становление и развитие товарных рынков и их инфраструктуры; поддержку предпринимательства, малого бизнеса, институтов частно-государственного партнерства.

Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Во-первых, конкурентные отношения определяют структуры рыночной экономики. Выделяют рынок совершенной и несовершенной конкуренции, представленной монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.

Во-вторых, совершенная конкуренция-это организация рынка, когда на уровень цен не может влиять ни продавец, ни покупатель. Для этого существуют определенные условия, которые являются определяющими рынка совершенной конкуренции.

В-третьих, монополия - это структура, в которой производитель контролирует объем товара и определяет цену.

В-четвертых, монополистическая конкуренция и олигополия являются наиболее реальными рыночными структурами. Первая является формой организации среднего и малого бизнеса, вторая - крупного.

В-пятых, при несовершенной конкуренции существует потребность государственного регулирования деятельности монополистических и олигополистических объединений.

Из выше сказанного, можно определить формы конкурентного поведения фирм. Выявление данных форм находят в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий по стабилизации положения предприятия на рынке, а также может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению должника.

Список литературы

1.Правила рынка: Иностранные инвестиции, внешняя торговая, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь. / под ред. В.Д. Щетинина. - М.: международные отношения, 2008, - 351 с.

2.Теория фирмы. / Сост. и общ. ред. вып. В.М. Гальперина. - СПб.: экономическая школа, 2009. - 534 с.

.Основы экономической теории./ Учебное пособие для вузов. М.А. Абрамова, АС. Александрова, Д.И. Владиславцев. / под ред. В.Д. Камаева М. Изд-во МГТУ, 2007. - 283 с.

.Фишер С. Экономика. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ.; общ. ред. и предел. ГГ. Сапова. - М.: Дело, 2011. - 829 с.

.Зак ТВ. Экономическая теория: Учеб. пособие ТВ. Зак, ВВ. Попов. / Астрахань: Изд-во АГТУ, 2011. - 347 с.

.Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. - М.: Вита-Пресс. 2006. - 304 с.

.Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов. / Под общей редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. / Киров: АСА, 2010. - 831 с.

.Вольфганг Бурр. Концепция устойчивого конкурентного преимущества // Проблемы теории и практики управления. - 2011, №4. - С. 107-113.

.Воробьева И. Связь for sale // Прямые инвестиции. 2011, №10. - С. 30-35.

.Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование // Финансы. - 2005, №9 - с. 16-19.

.Таганов Д.Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005, №1. - С. 10-16.

Похожие работы на - Несовершенная конкуренция и ее ограничения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!