Механизмы формирования имиджа и репутации территории

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    223,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы формирования имиджа и репутации территории

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

Кафедра «Государственного и муниципального управления»







Контрольная работа

Дисциплина: Маркетинг территорий

Тема: Механизмы формирования имиджа и репутации территории


Выполнила:

Группа: 1013-05С

Шифр: 1161069

Преподаватель: Феоктистова О.С



Псков

Содержание

Введение

. Механизмы формирования имиджа и репутации территории

.1 Понятие и сущность имиджа и репутации территории

.2 Механизмы формирования имиджа территории

.3 Формирование и функционирование репутации территории

. Формирование имиджа и репутации города Пскова

.1 Сформировавшийся имидж и репутация города Пскова

.2 Перспективы формирования имиджа и репутации города Пскова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы контрольной работы «Механизмы формирования имиджа и репутации территории» обусловлена несколькими причинами: во-первых, новой ступенью развития общества, сопровождающейся небывалым ростом влияния средств массовой коммуникации, когда вопросы имиджа, образа, репутации становятся факторами изменения реальности; во-вторых, особенностями и способом воздействия на восприятие людей такого явления, как имидж и репутация территории; в-третьих, необходимостью использования имиджевого подхода в управлении городом.

В числе проблем, решению которых способствует формирование положительного имиджа и репутации территории, целесообразно назвать: привлечение инвестиций; благоустройство территории; сокращение безработицы и создание новых рабочих мест; сокращение асоциальных действий и преступности; развитие культуры и искусства.

Формирование позитивного имиджа и репутации приносит территории значительные преимущества. Назовем некоторые из них.

Первое - это привлечение инвестиций в территорию вообще. Бизнесу нужны инвестиции, а инвесторы придут только в благополучную территорию. Инвестору не интересен регион или город с неблагоприятным имиджем.

Второе - бизнесу нужны покупатели, потребители его продукта, клиенты, точнее нужна их покупательская способность. Если мы имеем дело с территорией, у которой благополучная репутация, то выше не только покупательская способность, но и покупательская активность. Доходы сферы услуг делают ее более привлекательной, повышают приток в нее новой рабочей силы, создают конкуренцию, и в итоге повышают качество услуг. А это служит новым стимулом к покупкам и дальнейшему потреблению.

Третье - это персонал, задействованный в бизнесе. Там где развивается, например туристическая инфраструктура, повышаются требования к персоналу, его уровень растет и формирует стандарты для всего региона. Даже при отсутствии сферы туризма, города с более высокими стандартами качества жизни, так или иначе обладают более высокими претензиями на качество работы, что также сказывается на требованиях к персоналу и способствует его квалификации.

Четвертое - развитие инфраструктуры, важность которой для бизнеса объяснять не надо. На территориях с благоприятным имиджем, как правило, строятся дороги и отлаживаются прочие коммуникации.

Положительная репутация территории формирует эмоциональную привязанность к ней, способствует действиям, направленным на ее благополучие, содействует принятию благоприятных экономических и политических решений.

Цель контрольной работы - рассмотреть механизмы формирования имиджа и репутации территории. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и сущность имиджа и репутации территории;

рассмотреть механизмы формирования имиджа территории;

рассмотреть формирование и функционирование репутации территории;

рассмотреть сформировавшийся имидж и репутацию города Псков;

определить перспективы формирования имиджа и репутации города Пскова.

1.     

1. Механизмы формирования имиджа и репутации территории

.1 Понятие и сущность имиджа и репутации территории

Имидж (англ.) - образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование своего образа для других.

Имидж территории - это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и др. особенностей данной территории. Субъективное представление о территории может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на данной территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т. д.).

Имидж территории - очень разноплановый, иногда искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Сколько людей, столько и представлений о конкретной территории может быть продемонстрировано; поскольку сами люди совершенно разные, постольку специфично и их восприятие; кроме того, люди имеют отличающуюся информацию о территории, неодинаков их опыт, связанный с ней. Вследствие этого и имидж одной и той же территории в сознании разных людей формируется различный.

Например, Германия однозначно вызывает ассоциации с качеством и практичностью производимой продукции, педантичностью и профессионализмом работников. Япония - воплощение новых технологий, высочайшего качества продукции, корпоративной преданности и дисциплины работников.

Имидж территории базируется прежде всего на территориальной индивидуальности. Территориальная индивидуальность включает в себя, с одной стороны, официальные, если можно так выразиться, «опознавательные» характеристики территории - это комплекс визуальных, вербальных и других признаков, по которым люди идентифицируют территорию (место на карте, название, герб, флаг, гимн и т. д.). По сути дела - это своеобразный «паспорт» территории с «фотографией»-картой, с указанием ее «имени»-названия, «пропиской»-местонахождением и т. д.

Неблагозвучное или трудно произносимое название может существенно затруднить продвижение территории. Официальные визуальные символы территории (герб, флаг) играют очень важную коммуникативную роль.

Кроме того, территориальная индивидуальность также включает в себя характеристику совокупности особенностей и ресурсов территории:

. Природные, демографические, исторические, социальные и культурные особенности и ресурсы (природно-климатические особенности и сырьевые ресурсы; история; человеческий фактор, демографические особенности; уровень и качество жизни населения; социальная политика и социальная инфраструктура; культурное наследие и ресурсы).

. Экономические особенности и ресурсы (уровень развития и особенности экономики; производственная инфраструктура; трудовые ресурсы, наличие квалифицированной рабочей силы, занятость; инвестиционный потенциал и инновационные ресурсы; финансовые ресурсы; уровень деловой активности, степень благоприятности для бизнеса).

. Организационно-правовые и информационные особенности и ресурсы (информационные и консалтинговые ресурсы, аудит; рекламный рынок и PR-услуги; институциональный капитал, в т. ч. Законодательство; эффективность правительства; репутация руководства).

В зависимости от качественных характеристик имидж территории может быть как положительным, так и отрицательным (с самым различным содержанием в том и другом случае). При этом следует помнить, что не может быть абсолютного «минуса» или безусловного «плюса».

Образ территории со знаком «минус» формируется вследствие доминирования аномальных природно-климатических или негативных политических, социально-экономических или других явлений, представляющих какую-либо угрозу для человека, для его жизни и деятельности, для бизнеса.

Территориям, имеющим отрицательный имидж, требуется не только активное развитие и продвижение всегда имеющихся положительных аспектов образа, но и одновременная работа по реабилитации имиджа, снижению актуальности негативных характеристик.

В ряде случаев территория имеет противоречивый имидж, который, с одной стороны, свидетельствует о существенных возможностях, а с другой стороны - демонстрирует негативные факторы, которые являются обратной стороной позитивных составляющих. Так, например, столичные города предоставляют огромные возможности для жизни, карьеры, бизнеса, творчества именно в силу своего исключительного статуса. Одновременно именно столичные мегаполисы вызывают отрицательные ассоциации в связи с перенаселенностью, слишком интенсивным движением, загрязненным воздухом и водой, с высоким уровнем преступности и т. д.

Большинство территорий характеризует слабо выраженный имидж. Это находит свое отражение в том, что потенциальные потребители почти ничего не знают о возможностях, предоставляемых для них территорией.

Иногда территориям приходится проводить коррекцию даже позитивного имиджа или отказываться от каких-либо ранее широко использовавшихся положительных ассоциаций. Ряд территорий, имеющих «чересчур» привлекательный имидж, встают перед необходимостью регулировать (ограничивать) поток потенциальных потребителей территории. В этих целях применяются как меры протекционистского характера (повышение налоговых ставок, тарифов, пошлин), так и сознательное уменьшение благоприятствования для посетителей и новых резидентов, например, приостановка строительства дополнительных объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Главная цель имиджа территории - усиление позиций данной территории в региональной конкурентной борьбе за привлекательные целевые группы. В частности, можно выделить следующие целевые направления маркетинга территорий [8]:

притягательность, престиж территории, места в целом;

привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.

Репутация территории тесно связана с ее имиджем. Они достаточно сильно влияют друг на друга, в идеале их формирование и развитие должны происходить параллельно, в тесной увязке.

Репутация территории представляется как динамическая характеристика жизни и деятельности территории, формирующаяся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени из совокупности достоверной информации о ней, это ценностные убеждения, мнение о территории, сложившиеся у человека (людей) на основе полученной информации о ней, личного опыта взаимодействия (например, комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность и т. д.).

Репутация города олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха <#"820133.files/image001.jpg">

Рис. 2 Основные технологии и инструменты формирования репутации территории

Наиболее эффективными инструментами и технологиями формирования имиджа и репутации территории являются связи с общественностью (PR), реклама, выставочно-ярмарочные мероприятия, Интернет-маркетинг территории. [5]

Существенную роль в формировании имиджа и репутации территории играет бизнес, созданный и функционирующий на ней. С одной стороны, фирмы и товары, превратившиеся в международные бренды, поднимают престиж страны (региона) происхождения, добавляют положительные аспекты в страновой (региональный) имидж. Высокое качество производимой продукции и услуг - неотъемлемая составляющая доброй репутации страны или региона. Для формирования положительной репутации территории, для повышения регионального и странового рейтинга наиболее удачные образцы продукции и услуг необходимо позиционировать с упором на страну (регион) происхождения.

С другой стороны, если в сознании людей сложился положительный имидж страны (региона), компаниям выгодно ассоциировать себя и свою продукцию с этой страной или регионом. Это сопровождается положительной реакцией не только потребителей, но и сотрудников компании (особенно топ-менеджеров), и поддерживается правительством страны.

Существует разница в подходе к формированию и продвижению имиджа и репутации страны, субъектов федерации, городов. Более того, применительно к разным странам этот процесс также существенно отличается, поскольку разнятся исходные предпосылки, тактические задачи и стратегические цели. Однако любое государство в первую очередь заинтересовано в приобретении позитивной политической, экономической и социально-культурной репутации на международном уровне, так как его конкурентами выступают прежде всего другие государства.

В то же время целью региона, входящего в состав государства, является формирование и доведение до целевой аудитории образа и репутации, которые четко и основательно выделили бы данный регион на фоне всех остальных. При этом следует помнить, что его конкурентами являются и зарубежные регионы, и другие регионы собственной страны.

2. Формирование имиджа и репутации города Пскова


У Пскова есть четыре имиджевые составляющие:

богатая история, которая ассоциируется с княгиней Ольгой родившейся в этих местах, а также со средневековой Псковской республикой. Псков является одним из древнейших городов России - в 2003 году он отпраздновал 1100-летие;

географическая составляющая, связанная с приграничным положением города, как столица приграничного региона Псков тесно сотрудничает с 18 зарубежными городами-партнерами стран различных регионов по различным направлениям. С 2009 года город Псков является участником Ганзейского движения, а в 2010 году стал столицей Ганзы - 2033, что будет способствовать дальнейшему привлечению инвестиций на территорию города, продвижению Пскова как привлекательного туристского центра, развитию международных отношений Пскова и Псковской области;

культура и древнерусское искусство, Псков чаще всего ассоциируется с древнерусской архитектурой, крепостями, церквями, иконами и фресками. Город также ассоциируется с православной культурой;

ратная слава города и воинская доблесть горожан, под стенами Пскова потерпели поражение войска таких знаменитых западных полководцев, как Стефан Баторий, шведские короли Густав-Адольф и Карл XII. В современную историю России золотыми буквами вписан бессмертный подвиг 6-й роты псковских десантников, вступивших в смертельную схватку с силами международного терроризма на Северном Кавказе. Указом Президента РФ от 05.12.2009 N 1387 городу Пскову присвоено почетное звание Российской Федерации "Город Воинской Славы".

Задача-максимум на будущее - их объединить и представить Псков зарубежной и отечественной общественности в многогранном положительном имидже. В городе на сегодняшний день есть наука, образование, бизнес, развитая инфраструктура, выгодное геополитическое положение. Эти факторы должны способствовать тому, чтобы Псков стал более привлекательным как для предпринимателей, научной общественности, так и для туристов.

Вместе с тем в последнее время город приобрел не завидную репутацию. Многие россияне, а так же иностранные инвесторы видят Псков, как провинциальный город со слабым экономическим потенциалом, высоким уровнем преступности, националистически настроенной молодежью и проблемной экологией, и к большому сожалению многое из этого является правдой.

Проблемы социально-экономического развития, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, низкий уровень инвестиционной активности, низкая конкурентоспособность отраслей обрабатывающей промышленности, незначительное количество малых предприятий, работающих в сфере высоких технологий, недостаточное внимание развитию бизнеса и предпринимательства, высокая зависимость города от внешнего финансирования, отсутствие эффективного механизма работы с инвесторами, неудовлетворительное состояние ряда объектов историко-культурного наследия, недостаточное количество событийных мероприятий в городе, все это и многое другое создает неблагоприятную репутацию для социально-экономического и туристического развития города, а также отталкивает потенциальных инвесторов.

У Пскова огромный потенциал, но он пока отстает именно на уровне программного подхода к управлению собственной репутацией и системности таких усилий. Псков, безусловно, недорабатывает в плане создания необходимого формата мнений в среде федеральных и мировых элит, в части организации и проведения большого количества крупных и знаковых событий, способных формировать представления о его уникальных преимуществах.

2.2 Перспективы формирования имиджа и репутации города Пскова

имидж репутация территория

Имидж и репутация города формируется исходя из перспективного видения его облика и функций, выполняемых им во внешней среде. В то же время, необходимым условием реализации имиджа и репутации является отражение в ней уже реализуемых и потенциальных конкурентных преимуществ города.

Применительно к Пскову имидж и репутация могут быть определены следующим образом. Псков - самобытный древнерусский город, устойчиво развивающийся, открытый для сотрудничества, комфортный для жизни и привлекательный для посещения. [9]

Важную роль в формировании имиджа и репутации играют действующие и перспективные бренды, позиционирующие город и делающие его «узнаваемым». Также необходимо проводить грамотную имиджевую политику, направленную на формирование соответствующего образа города:

) В социальном аспекте - «Благополучным городом», в котором созданы все условия для гармоничного развития всех категорий горожан, что позволяет каждому человеку оценить и воспользоваться преимуществами проживания в таком городе.

Необходимо реализовать эффективную политику в области детства, результатом которой должны являться развитая детская медицина, полная обеспеченность населения местами в детских садах, функционирование системы поиска и поддержки талантливых детей вне зависимости от уровня доходов и социального положения родителей.

Следует обеспечить доступность в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидам и другим маломобильным группам населения. Оборудованные объекты и сооружения социальной инфраструктуры должны обеспечиваться беспрепятственным доступом к ним инвалидов, а также предоставляться специализированные жилые помещения для инвалидов-колясочников.

) Для всех категорий псковичей - «Любимым городом», в котором горожане имеют высокое качество жизни, им нравится здесь жить и они гордятся своим городом.

В результате модернизации здравоохранения в городе должна быть сформирована инфраструктура системы здравоохранения с учѐтом численности и состава населения города, повысилась доступность оказания медицинской помощи населению и качество оказания медицинских услуг, за счет этого летальность от наиболее сложных и тяжелых заболеваний должна снизиться.

Для населения города необходима конкурентоспособная система образовательных учреждений, которая основана на высоком качестве образования и современной материально-технической базе. Должна быть создана система непрерывного вариативного образования, обеспечивающая взаимосвязь образовательных программ всех уровней и позволяющая каждому гражданину, независимо от его возраста, состояния здоровья повышать личностную и профессиональную компетентность.

Жилой фонд необходимо привести в надлежащее состояние, соответствующее принятым нормам для проживания населения города. За счѐт сноса непригодного для проживания жилищного фонда должны улучшиться внешний облик города. В результате реализации в городе жилищной политики следует создать условия для осуществления гражданами права на жилище и безопасное проживание в нем. Очереди на улучшение жилищных условий могут быть снижены за счѐт развития жилищного строительства (в т.ч. долевого участия в строительстве населения и Администрации города Пскова).

Для удовлетворения разнообразных потребностей в досуге и отдыхе различных слоев населения следует наладить функционирование многопрофильных спортивных (культурно-досуговых) центров, обеспечивающих высокий уровень обслуживания населения

) Для горожан и приезжих - Комфортным городом, удобным для проживания, с качественной городской средой. Основными его характеристиками должны стать:

обеспеченность безопасности жителей от преступных посягательств, а также высокий уровень развития служб спасения постоянной готовности;

экологическая безопасность окружающей среды и здоровья человека;

современная транспортная инфраструктура, адекватная потребностям города;

инженерное оборудование, обеспечивающее надежное снабжение всех категорий потребителей основными видами коммунальных услуг.

Жители и гости Пскова заслуживают чистый и ухоженный город, комфортный для жизни и посещения.

) Для Псковской области - Региональной столицей, эффективно выполняющей административную, экономическую, инфраструктурную, научно-образовательную и культурную функции столицы области.

Параметры местного бюджета в полной мере должны соответствовать объему полномочий органов местного самоуправления.

Развитие Пскова полагается осуществлять на основе консолидированных усилий властей разных уровней.

) Для Северо-Запада России - Деловым центром, идеальным для ведения бизнеса и инвестиционно привлекательным.

Для этого в хозяйственном комплексе города непрерывно развивать малое и среднее предпринимательство, увеличивать численность занятых.

На данный момент в обрабатывающей промышленности городом в тесной кооперации с ведущими предприятиями Санкт-Петербурга успешно развивается наукоемкое производство, создаются высокооплачиваемые рабочие места.

Псков становится центром динамично развивающегося агропромышленного кластера Псковской области. Новый импульс получает пищевая промышленность города, выпускающая высококачественную продукцию из произведенного в регионе сырья.

В торговой сети города необходимо постоянно повышать удельный вес товаров, произведенных на предприятиях Пскова и области.

) Для России - Туристическим центром, привлекательным для приезжих и гостей города

Для этого следует сформировать привлекательный имидж Пскова как города, интересного для туристов своими характерными историко-культурными особенностями (самобытностью). Развивать конгрессно - выставочную деятельность. Создавать условия, позволяющие городу стать туристическим центром международного уровня. Активно использовать имидж древнего культурного центра шедшего по демократическому пути, с богатейшей историей, славными воинскими традициями и уникальной средневековой русской архитектурой.

) Для стран Европы - Приграничным регионом, открытым для любых направлений сотрудничества

Город Псков - открытый к сотрудничеству город, участник совместных проектов с приграничными регионами. Сотрудничество необходимо осуществлять по следующим направлениям: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, предпринимательство, транспорт, туризм и другим. [9]

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема: «Механизмы формирования имиджа и репутации территории».

В результате проведенной работы были раскрыты понятие и сущность имиджа и репутации территории.

Имидж территории - это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и др. особенностей данной территории.

Имидж территории базируется прежде всего на территориальной индивидуальности. Территориальная индивидуальность включает в себя, с одной стороны, официальные, если можно так выразиться, «опознавательные» характеристики территории - это комплекс визуальных, вербальных и других признаков, по которым люди идентифицируют территорию (место на карте, название, герб, флаг, гимн и т. д.).

Кроме того, территориальная индивидуальность также включает в себя характеристику совокупности особенностей и ресурсов территории: природные, демографические, исторические, социальные и культурные особенности и ресурсы; экономические особенности и ресурсы; организационно-правовые и информационные особенности и ресурсы.

В зависимости от качественных характеристик имидж территории может быть как положительным, так и отрицательным.

Репутация территории представляется как динамическая характеристика жизни и деятельности территории, формирующаяся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени из совокупности достоверной информации о ней.

Рассмотрели механизмы формирования имиджа территории.

Методика формирования имиджа может быть представлена следующей последовательностью шагов:

. Анализ маркетинговой среды и выделение целевых (наиболее важных для деятельности) групп общественности.

. Формирование набора наиболее существенных имиджеобразующих факторов для каждой из целевых групп общественности.

. Разработка желаемого образа (с точки зрения установленных стратегических целей) для каждой целевой группы общественности.

. Оценка состояния имиджа в каждой из целевых групп общественности.

. Разработка и реализация плана мероприятий по формированию позитивного имиджа в сознании целевых групп.

. Контроль достигаемых результатов и коррекция (при необходимости) плана.

Рассмотрели формирование и функционирование репутации территории.

Репутация любой территории состоит из ряда компонентов, которые принимаются во внимание целевыми группами при формировании устойчивого мнения о ней: эмоциональная привлекательность; особенности экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры; инвестиционная привлекательность; инновационная активность; репутация руководства; социальная ответственность; финансово-экономические показатели характеризуют успешность территории как своеобразного предпринимателя.

Рассмотрели сформировавшийся имидж и репутация города Пскова.

У Пскова есть четыре имиджевые составляющие: богатая история; географическая составляющая; культура и древнерусское искусство; ратная слава города и воинская доблесть горожан.

Вместе с тем в последнее время город приобрел не завидную репутацию. Многие россияне, а так же иностранные инвесторы видят Псков, как провинциальный город со слабым экономическим потенциалом, высоким уровнем преступности, националистически настроенной молодежью и проблемной экологией, и к большому сожалению многое из этого является правдой.

Рассмотрели перспективы формирования имиджа и репутации города Пскова.

Имидж и репутация города формируется исходя из перспективного видения его облика и функций, выполняемых им во внешней среде.

Применительно к Пскову имидж и репутация могут быть определены следующим образом. Псков - самобытный древнерусский город, устойчиво развивающийся, открытый для сотрудничества, комфортный для жизни и привлекательный для посещения.

Список использованной литературы

1. Важенина И.С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.- С. 115.

. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - С. 84.

. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. 2-е изд., перераб и доп. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2010.- С. 23.

. Межевич М.Н. Социальное развитие и город. - С-Пб., 2011.- С. 54.

. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Приори, 2008.-С. 15.

. Перелыгина Е. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник № 7 (91), июль 2009. - С. 50.

. Тульчинский Г.Л. PR: технология и эффективность // Спб., 2009. - С. 117.

. Стратегия развития города Псков до 2020 года. Псков 2011.

Похожие работы на - Механизмы формирования имиджа и репутации территории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!