Методы расчетов оценки коммерческой деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    160,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы расчетов оценки коммерческой деятельности предприятия

Содержание

Введение

Глава 1. Коммерческая деятельность торгового предприятия в условиях рыночных отношений

.1 Сущность коммерческой деятельности предприятия

.2 Понятие и содержание предпринимательства

.3 Организационные основы коммерческой деятельности

. Методы расчетов оценки коммерческой деятельности предприятия

.1 Методы и модели оценки коммерческой деятельности

.2 Модели для конкурентной стратегии коммерческой деятельности

Глава 3. Универсальные рекомендации повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Введение


В условиях современного рынка, который характеризуется всё возрастающей конкуренцией и ростом платёжеспособного спроса, жёсткие требования предъявляются не только к качеству и цене продукции. Посредники, в том числе и дилеры, работающие напрямую с производителем, предъявляют требования к быстроте выполнения заказа, к своевременности и качеству поставки. Кроме того, сегодня производителю необходимо вести активную работу с представителями всех уровней канала сбыта (от крупного посредника до конечного потребителя), находить схемы совместного с торговыми посредниками привлечения и удержания конечного покупателя.

Всё это требует особого типа работ. Причём в современных, то есть маркетингоориентированных производственных организациях, работы данного типа должны быть объединены в единую подсистему, которая в свою очередь должна быть интегрирована в общую систему организации таким образом, чтобы играть там ключевую, определяющую роль.

Все эти работы, о которых идёт речь, определяются как коммерческие процессы в производственной организации. Таким образом, коммерческие процессы - это процессы хозяйственной деятельности по взаимодействию с поставщиками и покупателями (как реальными, так и потенциальными).

В управленческой литературе на концептуальном уровне часто рассматриваются следующие функциональные блоки организации: маркетинг, производство, финансы, кадры. Выделение же коммерческой деятельности как системно организованной совокупности коммерческих процессов встречается, пожалуй, лишь у некоторых авторов.

Коммерческой можно назвать организацию, деятельность которой состоит как в добыче (извлечении), производстве, так и просто в покупке и последующей продаже (в обмен на деньги или другие товары) с целью получения в конечном итоге дохода (выгоды, прибыли).

Коммерческими действиями (процессами) можно признать все покупки товаров, совершаемые или в целях их последующей (пере-) продажи в том же виде, или после их доработки и доведения до необходимого качественного состояния, или даже просто в целях сдачи их в аренду, напрокат.

Суть и принципиальное преимущество подобного определения заключается в подчёркивании и усилении значения коммерческих процессов (коммерческих функций) в производственной организации, являющихся важнейшей составляющей всей системы её функциональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Однако коммерческая деятельность производственной организации не сводится только к непосредственно коммерческим функциям закупки и продажи (аренды), а предполагает выполнение более широкого спектра функций различного характера, роли и содержания: от изучения и формирования спроса на продукцию; поиска, выбора и заключения сделок с партнёрами до доставки продукции непосредственно потребителю и осуществления управления как всей коммерческой деятельностью в целом, так и отдельными коммерческими процессами.

грамотное, профессиональное управление коммерческими процессами имеет ключевое значение для успешного функционирования и развития организации в целом. Именно успешная работа непосредственно с рынком придаёт смысл всем остальным процессам производственно-хозяйственной деятельности.

Цель данной работы - изучить особенности организации коммерческой деятельности предприятия выбранного в качестве субъекта практического исследования и наметить пути ее совершенствования.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.   Рассмотреть сущность коммерческой деятельности;

2.      Дать понятие и изучить содержание коммерческой деятельности;

.        Рассмотреть организацию торгово-технологического процесса на предприятии;

.        Предложить пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия.

Объектом практического исследования является коммерческая деятельность предприятий.

В качестве теоретической основы проводимого исследования использованы работы отечественных авторов в области коммерческой деятельности.

Глава 1. Коммерческая деятельность торгового предприятия в условиях рыночных отношений

.1 Сущность коммерческой деятельности предприятия

Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.[15,с.14]

Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:

-  Закупка материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров оптово-посредническими и др. торговыми предприятиями.

-   Планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиями.

-   Организация сбыта продукции предприятиями- изготовителями.

-   Выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности.

-   Организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество.

-   Розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В тоже время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.[12,С.93]

Так как объектом практического исследования являяется торговое предприятие, было бы целесообразно рассмотреть принципы построения управления его коммерческой деятельностью (см. рис. 1.1.1).

Рис. 1.1.1 Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия

Охарактеризуем более подробно содержание элементов данной схемы:

1. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.

2.      Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями предприятия. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.

.        Обеспечение иерархичности структуры управления. Характерным признаком управления является иерархический ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.

.        Обеспечение комплексного подхода в управлении. С позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью.

.        Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому гибкость и приспособляемость структуры управления коммерческой деятельностью к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.

.        Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, позволяющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.[18,С.90]

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.[20,С.43]

 

1.2 Понятие и содержание предпринимательства

Процесс научного осмысления практики предпринимательства начался еще в XVIII в., когда внимание было сконцентрировано на предпринимательском риске. Второй этап в научном осмыслении предпринимательства связан с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Третий этап отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно соотнести с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

На наш взгляд, предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство (коммерческая деятельность) выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Во-первых, речь идет о снабжении предприятия необходимыми для него сырьем, материалами и изделиями. Работа, связанная с их закупками, включает следующие основные операции:

планирование материальной потребности;

организация приобретения ресурсов и доставка их на предприятие;

регулирование размеров материальных запасов;

организация и контроль потребления ресурсов на предприятии необходимо выполнять специальными подразделениями.

В типовых ситуациях им (подразделениям) присваиваются такие названия:

·    отдел материально-технического снабжения (обеспечения); отдел производственной (производственно-технической и производственно-технологичес-кой комплектации); [15,С.95]

·              служба комплектования оборудованием строящихся объектов.

В современных условиях, когда в профессиональный лексикон коммерсанта входят все новые термины и понятия, в данной роли могут выступать подразделения по управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупок предприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческой информации.

Необходимо выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг.

В отдельную категорию следует выделить торгово-посреднические операции на рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами.[18,С.3-7]

 

1.3 Организационные основы коммерческой деятельности

Хозяйственные связи по поставкам товаров представляют собой совокупность экономических и правовых взаимоотношений по поводу закупок или продаж, возникающих между изготовителями, потребителями и организациями производственной инфраструктуры. Образование хозяйственных связей обусловлено общественным разделением труда, что позволяет в условиях обмена устанавливать систему взаимных отношений между различными отраслями.[22,С.111]

Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.

Наиболее существенные факторы:

1.   масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;

2.      процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;

.        ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой в народном хозяйстве продукции.

От того, каким образом сформированы хозяйственные связи, от их структуры и организации во многом зависят экономические показатели сферы обращения. Сложность проблемы организации хозяйственных связей между поставщиками и потребителями состоит в том, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в многообразных деловых контактах друг с другом, связанных обязательствами по взаимным поставкам продукции.

Применительно к отраслевой структуре экономики, все возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на два основных типа: межотраслевые и внутриотраслевые.

По мере углубления специализации в промышленности и усложнения отраслевой структуры общественного производства, межотраслевые хозяйственные связи получают все большее развитие. Межотраслевые и внутриотраслевые хозяйственные связи различаются, в свою очередь, на связи внутри региона и межрегиональные. [25,С.8]

Важное значение имеет деление хозяйственных связей на прямые и опосредованные оптово-торговыми организациями. К прямым хозяйственным связям относятся такие, при которых экономические и правовые взаимоотношения по поставкам продукции производственно-технического назначения устанавливаются непосредственно между изготовителями и потребителями продукции. В этих случаях изготовители выступают одновременно в роли непосредственных поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хозяйственных связей, но и на сам процесс их организации и формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.

По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на длительные и краткосрочные. Длительный характер хозяйственных связей, их стабильность играют большую роль в экономике предприятий. Они позволяют поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность производства, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции.

Развитие прямых длительных хозяйственных связей наилучшим образом соответствует маркетинговой задаче регулирования взаимных поставок продукции, ассортимента, качества, комплектности поставляемой продукции, частных сроков поставок и способов отгрузки, гарантий по выполнению взаимных обязательств и т. п.[26,С.478]

Опыт работы поставщиков с предприятиями по устойчивым прямым длительным хозяйственным связям показывает их высокую эффективность. Стабильные непосредственные контакты предприятий-смежников позволяют им намечать и осуществлять взаимные долгосрочные программы совершенствования техники, технологии и организации производства. В этих условиях традиционным является заблаговременное ознакомление смежников с намечаемыми конструкторскими и технологическими изменениями в производстве выпускаемых товаров. При запуске в производство новых модификаций продукции необходимо применять значительное количество принципиально новых материалов. Тесные, двухсторонние контакты с каждым из партнеров позволяют оперативно и на должном техническом уровне решать эту задачу, что обеспечивает высокое качество продукции, создает предпосылки для снижения материалоемкости, экономии материалов, сокращения брака.

К опосредствованным относятся такие хозяйственные связи, при которых в качестве посредника во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают оптово-торговые организации. Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, ее технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.

По формам организации поставок следует различать хозяйственные связи, организуемые при транзитной форме поставок, т.е. когда продвижение продукции происходит от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные посреднические звенья, и хозяйственные связи, организуемые при складской форме снабжения, т.е. через склады посреднических организаций. Оптимальный выбор формы поставок имеет большое экономическое значение, как в работе отдельных предприятий, так и в экономике в целом. От него зависят скорость продвижения продукции в сфере обращения, затраты общественного труда, связанные с этим процессом, уровень совокупных запасов и оборачиваемость вложенных в них средств.

Одним из основных элементов управления хозяйственными связями является принятие решения, определяющего субъекты (стороны) в процессе обмена продукцией производственно-технического назначения. При современных масштабах производства оптимальный выбор контрагента требует широкого применения экономико-математических методов и вычислительной техники, полной механизации и автоматизации расчетов и обработки информации. Это позволяет максимально сократить сроки обработки информации, находить оптимальные решения при установлении вариантов сделок между потребителями и поставщиками, основывая их на всестороннем экономическом анализе.[30,С.302]

Эффективность прямых длительных хозяйственных связей, выражающаяся в экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, является результатом целенаправленных усилий коммерческих служб предприятий-изготовителей и потребителей - в соответствии с перспективными планами совместных мероприятий, долгосрочными хозяйственными договорами. Работа производственных объединений и крупных предприятий показывает, что эффективными такие связи могут быть при следующих условиях:

1.  при взаимной заинтересованности в установлении прямых длительных связей, как предприятия-потребителя, так и предприятия-изготовителя;

2.      ритмичности работы изготовителя;

.        качестве поставляемой продукции;

.        возможности и готовности удовлетворения поставщиком ассортиментного заказа потребителя;

.        наличии у изготовителя резерва производственных мощностей, необходимого для оперативного удовлетворения обоснованных требований потребителя: по количеству, качеству и ассортименту продукции и срокам ее поставки;

.        стабильности показателей объемов поставок продукции потребителю;

.        при платежеспособности потребителя;

.        наличии между предприятиями, заключенных долгосрочный договор поставки, предусматривающего обязательства сторон по эффективному исполнению условий и включающего мероприятия по активному использованию преимуществ прямых длительных связей.

К основным направлениям сотрудничества предприятий, обеспечивающих рост экономической эффективности прямых длительных хозяйственных связей, относятся:

—     улучшение ассортимента поставляемой продукции в соответствии с заказами потребителей;

—         освоение новых видов продукции, обеспечение стабильности ее качества в соответствии с требованиями заказчиков, подготовка материалов к производственному потреблению;

—         обеспечение ритмичности и комплектности снабжения, поставка продукции по согласованным графикам оптимальными партиями;

—         применение специализированных видов тары и транспортных средств;

—         механизация погрузочно-разгрузочных работ.[29,С.33]

Охарактеризуем теперь принципы организации и управления в системе "покупатель-продавец".

Группировка субъектов рынка, участвующих в процессе коммерческой деятельности качестве покупателей товаров, осуществляется по нескольким признакам. Каждый из них играет свою роль в формировании целостного представления продавца о покупателе при планировании и заключении сделок купли-продажи.

Большое значение имеет оценка принадлежности покупателя к определенной сфере деятельности и источникам финансирования. С этой точки зрения все предприятия и организации, закупающие товары на рынке, подразделяются на три основные группы

1.   коммерческие структуры или совокупность производственных и торговых фирм (объединений), относимых законодательством к сфере предпринимательства, и, как правило, не имеющих бюджетных источников финансирования и действующих в основном за счет выручки от продаж товаров (оказания услуг);

2.      некоммерческие организации и учреждения, различные общественные образования, финансируемые из различных источников, в том числе, за счет средств учредителей (организаторов), доходов от собственной деятельности и бюджетных ассигнований;

.        предприятия, организации и учреждения, находящиеся в ведении органов центральной и местной власти, финансируемые в основном за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

В зависимости от отраслевой принадлежности все предприятия образуют такие группы:

—     добыча промышленного и пищевого сырья из природных источников;

—         первичная промышленная переработка, в том числе обогащение, сырья;

—         последующая (вторичная и т.д.) промышленная переработка сырья и материалов;

—         производственная инфраструктура или совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих бизнес-рынок;

—         социально-бытовая инфраструктура.[12,С.18]

Каждая из выделенных групп покупателей характеризуется особенностями поведения на рынке, специфически подходит к решению проблемы закупки необходимых товаров, по своему организует работу по управлению закупками.

Из практики коммерческой деятельности большинства стран известно, что формальные организационно-правовые отношения субъектов рынка далеко не исчерпывают всей сложности взаимосвязей между продавцом и покупателем. В реальной жизни отдельные лица - представители предприятий - играют непосредственную роль в достижении результатов, ожидаемых каждым из контрагентов от заключения сделок купли-продажи.

Примерно треть всех взаимодействий в процессе заключения коммерческих сделок на бизнес-рынке приходится на так называемый "закупочный центр" предприятия, т.е. группу лиц, которые в той или иной мере участвуют в выработке и принятии решений о закупках необходимых товаров. Данная группа лиц формируется на предприятии по мере того, как возникает задача новой закупки. Чаще всего решения об этом принимаются коллегиально, хотя в отдельных случаях соответствующая компетенция может быть закреплена и за отдельным сотрудником, например, менеджером по закупкам. Каждый из участников "закупочного центра" выполняет свою сугубо специфическую роль. Потенциальными членами группы закупки могут рассматриваться три прямых и два косвенных субъекта.[18,С.222-225]

Субъекты, осуществляющие прямое участие в разработке решения:

1.   Менеджер или другой сотрудник службы закупок (материально-технического снабжения, производственно-технологической комплектации и т.д.), т.е. тот сотрудник, который от лица своей фирмы и по ее доверенности непосредственно приобретает товар.

2.      Специалист узкого профиля, например, технолог, инженер или квалифицированный рабочий (оператор), т.е. тот сотрудник, который в конечном счете является конкретным пользователем закупаемого товара.

.        Руководитель предприятия или его заместитель, т.е. тот, кто подписывает платежные документы и доверяет получение товара своим сотрудникам.

Косвенные участники.

1.   Лицо, которое может оказать косвенное влияние на принятие решения о закупке данного товара. В данной роли, прежде всего, следует рассматривать наиболее опытных в своей области сотрудников фирмы, в том числе и бывших ее руководителей, т.е. того, кто является, безусловно, авторитетным для других участников "закупочного центра". Кроме того, влияние, причем, психологическое может оказать на любого из вышеперечисленных лиц и постороннее для фирмы лицо, например, кто-то из родственников или других близких людей данного сотрудника.

2.      Лицо, которое в силу своего должностного положения имеет непосредственный доступ к коммерческой тайне фирмы, например, экономист, финансист, бухгалтер и т.п. Эти сотрудники располагают важной коммерческой информацией и могут квалифицированно проконсультировать любого из членов группы.

Процесс принятия решения о закупках товаров включает в себя пять основных этапов.

Начальная фаза разработки решения связана с формулировкой проблемы, побуждающей фирму приобретать тот или иной товар. Важно иметь в виду, что инициатива при закупках обычно принадлежит покупателю.

Участники "закупочного центра" судят о возникновении таких проблем, прежде всего по некоторым формальным признакам-основаниям. Среди них такие достаточно стандартные ситуации, как исчерпание производственных запасов; выход из строя оборудования по причине физического или морального износа; изменения в структуре и объемах материалопотребления по причине изменения параметров производственной программы.[16,С.106]

На данном этапе основное значение имеет тип покупки товара (см. рис.1.3.1):

Рис. 1.3.1 Тип покупки товара

Большое влияние на формулировку проблемы способен оказать продавец товара. Представитель фирмы-изготовителя или торгующей организации может побудить покупателя к осуществлению закупки путем активного целенаправленного воздействия на его сознание. Это достигается демонстрацией товара с акцентированием внимания на его особых достоинствах. Доказывая, что предлагаемый образец техники, например, работает более производительно, стоит относительно недорого, требует относительно небольших затрат и усилий по наладке и вводу в действие (монтажу и т.п.), обеспечивает в конечном счете высокую экономическую эффективность (рентабельность), продавец создает дополнительный мотив закупки, т.е. участвует в формулировке проблемы фирмы-покупателя.

На втором этапе происходит распределение компетенции между участниками "закупочного центра". Здесь, в зависимости от типа покупки, функция разработки решения закрепляется за соответствующим действующим лицом. Принцип распределения полномочий предполагает обязательный учет типа закупки. Общее правило состоит в том, что обычные покупки входят в компетенцию службы снабжения, разовые - производственно-технологической и инженерной службы, а уникальные относятся к компетенции руководителя. Предметом третьего этапа разработки решения о закупке является анализ внутренних резервов предприятия и исследование внешней информации о конъюнктуре рынка соответствующего товара. Внутренние резервы фирмы в некоторых случаях позволяют решить проблему, сформулированную на первом этапе различными способами. Так, например, отдельные вопросы связаны с ремонтом вышедших из строя изделий, который в данном случае рассматривается, как альтернатива закупке нового оборудования.В случае, когда необходимость приобретения товара признается безусловной, участники "закупочного центра" приступают к исследованию коммерческой информации. Источниками ее служат: представители фирм-продавцов (изготовителей и посредников); технический персонал своей фирмы и других фирм; коммерческое руководство и персонал служб закупок других фирм; рекламные материалы и статьи в прессе; специальные торговые и промышленные каталоги товаров; торгово-промышленные ассоциации (палаты и т.п.); перечни фирм изготовителей и посредников. [10,С.84]

Из приведенных выше источников информации особого внимания заслуживают представители по сбыту (продажам) фирм изготовителей и посредников. Их информация поступает к покупателю в наиболее полном виде и обычно без искажений. В целом вся информация обязательно тестируется на достоверность и оценивается по стоимости и доступности. С целью снижения затрат по сбору коммерческих данных и облегчения доступа к ним некоторые продавцы объединяются в торгово-промышленные палаты. Для членов таких общественных организаций вся информация становится бесплатной, а, так как в основном она предоставляется этими же фирмами, то каждая из них стремится обеспечить максимальную достоверность сведений.

В процессе анализа информации о состоянии рынка важная роль отводится оценке вариантов закупки. Примерный перечень оценочных критериев, которыми при этом пользуются покупатели, включает в себя две группы характеристик. Первая из них концентрирует внимание на поставщике, вторая - на товаре. В основе выбора лежит принцип экономической целесообразности заключения сделки. Общий перечень оценочных критериев фирмы-поставщика выглядит следующим образом (см. рис.1.3.2).[8,С.10]

Рис. 1.3.2 перечень оценочных критериев фирмы-поставщика

Общий перечень оценочных критериев товара представлен на рисунке 1.3.3

Рис. 1.3.3 перечень оценочных критериев товара

На четвертом этапе происходит выработка самого решения, т.е. фактически выбор конкретного варианта закупки и заказ на ее поставку.

Завершающей фазой данного процесса является исполнение решения, которое обычно представляет собой выраженное в официальной форме (письменно или устно) уведомление конкретного поставщика о согласии на заключение с ним сделки купли-продажи.[14,С.47]

.1 Методы и модели оценки коммерческой деятельности

Для характеристики коммерческой деятельности предприятия, а именно использования основных средств предприятия рассчитываются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности.

Показатель фондоотдача - это отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:

 (2.1.1)

где N - стоимость товарной продукции или выручка от реализации,

 - среднегодовая стоимость основных фондов.

Этот показатель показывает, сколько рублей товарной продукции получено на каждый рубль, вложенный в основные фонды.

В динамике фондоотдача должна увеличиться, если фонды используются эффективно.

Фондоемкость - является обратным показателем фондоотдачи:

 (2.1.2)

Показывает сколько копеек затрат в основных фондах содержится в каждом рубле товарной продукции. В динамике фондоёмкость должна уменьшаться.

Фондовооруженность - определяется путем деления среднегодовой стоимости основных производственных фондов на среднесписочную численность работников.

 (2.1.3)

где Т - среднесписочная численность работников.

Показывает, сколько на одного работающего приходится основных фондов.

Рентабельность основных фондов это отношение прибыли (убытков) до налогообложения к среднегодовой стоимости основных фондов.[15,С.14]

 (2.1.4)

где П - прибыль до налогообложения.

Рассмотрим комплексную модель оценки коммерческой деятельности

Рисунок 2.1.1- Модель оценки коммерческой деятельности фирмы

Первый блок определяет макроэкономическую оценку среды рыночного участия фирмы. Такая оценка дает характеристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической нестабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются также перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и другие факторы. Блок учитывает специфику отрасли, в которой функционирует торгово-посредническое звено, ее конкурентоспособность в мирохозяйственных связях и положение, как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта. [21,С.202]

Второй блок дает характеристику фирмы с учетом положения на рынке. В нем проводится тщательное изучение организационной структуры управления, наличия и оценки внешних поставщиков и потребителей, основных сегментов внутренних и внешних рынков, исследование номенклатуры реализуемых товаров и услуг. Здесь важно дать общую оценку системе сбыта. Оценка осуществляется с учетом основных конкурентов на рынке сбыта. Анализ положения основных конкурентов формирует интегральную оценку конкурентоспособности производимых товаров.

Третий блок включает факторный анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности. Это блок, как правило, является ключевым аналитическим инструментом, позволяющим проанализировать состояние прибыли с выделением уровня балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, составляющей реальный (итоговый) доход фирмы. Помимо прибыли анализируются уровень рентабельности, объем реализации, уровень оборотных средств, совокупных издержек обращения и другие наиболее важные показатели, влияющие на развитие фирмы и устойчивое положение на рынке.

В четвертом блоке проводится анализ финансового состояния фирмы. Рассчитываются классические показатели (коэффициенты) финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Определяется уровень деловой активности на основе расчета показателей оборачиваемости с учетом нормативных значений и установленных критериев. Оценка финансового состояния позволяет определить уровень финансовых ресурсов, сложившуюся структуру и качество активов и пассивов в динамике на основе анализа дисконтированного потока денежных средств. Наряду с этим рассчитывается величина реального капитала, и оцениваются степень износа и политика обновления основных фондов. Существенное значение в финансовом анализе имеет определение уровня достаточности оборотных средств, динамики чистых активов, возможности внутреннего самофинансирования фирмы.

Пятый блок - мониторинговый - является обобщающим. В результате использования аналитических данных предыдущих блоков модели становится возможным дать полную оценку рыночного бизнеса фирмы, ее истинного положения. Этот заключительный этап дает мониторинговую оценку бизнеса фирмы с учетом воздействия ее капитала на организацию коммерческой деятельности, стоимостное изменение активов фирмы. В случае ее ликвидации или в перспективном постпрогнозном периоде блок позволяет комплексно оценить рыночную стоимость бизнеса на базе пятилетней динамики основных показателей коммерческой деятельности фирмы. [23,С.88]

2.2 Модели для конкурентной стратегии коммерческой деятельности

В результате рыночной оценки бизнеса строится финансовая стратегия с учетом проводимой политики заемных средств, кредитоспособности, формирования финансовой привлекательности для инвесторов. В этом же разделе возможны расчет безубыточной цены реализации, обеспечивающей устойчивое положение на рынке в ближайшей перспективе. Пятый блок дает возможность оценить степень вероятности стратегического банкротства фирмы, т.е. определить способность расширенного воспроизводства совокупности ее активов, обусловливающих результативную деятельность на современном рынке.[25,С.6]

Все способы и методы, связанные с поддержанием конкуренции, предопределяются вырабатываемой конкурентной стратегией исходя из возможностей торгового предприятия и ситуации рыночной среды. Конкурентная стратегия представляет собой систему регулирующих действий торгового предприятия, направленных на удовлетворение запросов и интересов покупателей и получение реальной прибыли.

Таблица 2.2.1

Модель формирования конкурентной стратегии на рынке товаров

Элементы

Экономическое содержание элемента

Первая стадия

Переоценка и реализация материально - ресурсного потенциала торгового предприятия, направленного на развитие торговли на коммерческой основе

Вторая стадия

Обновление и появление новых товаров на основе применения совершенных технологий и реконструкции производства

Третья стадия

Расширение и изменение ассортимента, повышение качества и надежности товаров с ориентацией на спрос и покупательную способность

Четвертая стадия

Соблюдение соответствия между потребительскими параметрами и ценой, обеспечение сбалансированности спроса и предложения

Пятая стадия

Создание и сохранение устойчивых позиций на рынке товаров исходя из регулирующих действий торгового предприятия

Шестая стадия

Оценка конкурентной стратегии на основе объема продажи товаров и получения реальной прибыли


Исходя из разработанной стратегии, предприятие достигнет конкурентоспособности на рынке не только в краткосрочном периоде, но и долгосрочном. С учетом представленной модели можно отметить, что каждая стадия выдвигает свои задачи по совершенствованию коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта. Одним из направлений по совершенствованию коммерческой деятельности выступает расчет плана экономических показателей, который предполагает рост товарооборота, снижение издержек обращения за счет формирования конкурентоспособной ассортиментной номенклатуры товаров

Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей.

К таким операциям относятся (см. рисунок 2.2.1):

Рисунок 2.2.1- операции по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей

В целом все эти операции в зависимости от конкретной ситуации можно условно распределить на две категории - сбытовые и снабженческие. Сбытовые операции и процессы связаны с производством и поставкой продукции. Процесс производства продукции заканчивается сбытом продукции. Снабженческие операции связаны с производственным потреблением материальных ресурсов, получением материальных ресурсов и обеспечением ими предприятий производственной и непроизводственной сферы.

3. Универсальные рекомендации повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия на примере торговых предприятий

В последнее время широко применяются автоматические системы управления торговым залом. По оценкам экспертов внедрение такой системы позволяет компании повысить объемы реализации продукции до 5-10%.

Эффект от внедрения таких систем заключается в следующем:

1.   Повышается управляемость торгового предприятия;

2.      Обеспечивается прозрачность и стабильность в работе торгового зала;

.        Повышается пропускная способность расчетного узла;

.        Повышается производительность труда кассиров и продавцов;

.        Высвобождается рабочее время торгового и технического персонала;

.        Повышается оборачиваемость товара;

.        Улучшается качество обслуживания покупателей.

Рассмотрим возможности одной из таких систем (Set Retail 5.0) в области организации управления торговым процессом на предприятии.[19,С.88]Retail - это система управления торговым процессом, предназначенная для автоматизации работы торгового зала.

Работа в торговом зале - это технологический процесс со своей особой спецификой. Здесь простые операции повторяются тысячи раз в день. Здесь минуты простоя оборачиваются значительными потерями.

Система SET Retail позволяет автоматизировать все аспекты торгового процесса: от маркировки товара до расчета с покупателем, от реализации дисконтной политики до анализа продаж, обеспечивая торговое предприятие эффективным инструментом для ежедневной работы.

Охарактеризуем основные преимущества рассматриваемой системы:

—     Интеграция со всеми типами учетных систем. SET Retail стыкуется с любой учетной системой, создавая возможность прямого корректного обмена данных между менеджментом и торговым залом. Работая с SET Retail, можно менять учетную систему, не опасаясь проблем с функционированием торгового предприятия.

—         Интеграция с широким спектром моделей торгового оборудования. SET Retail снимает проблему совместимости аппаратных ресурсов за счет интеграции через OPOS драйвера.

—         Любое торговое оборудование, поддерживающее OPOS-драйвера, интегрируется с системой без каких-либо дополнительных усилий и затрат - за считанные минуты. В частности, система Set Retail 5.0 обеспечивает поддержку POS-терминалов Beetle и GEG POS-мастер, а также практически всех фискальных регистраторов, включая "Штрих-М", "Искра", "Феликс" и др.

—         Доступность системы даже для небольших торговых предприятий. SET Retail предлагает палитру решений для торговых предприятий разного масштаба, при этом бюджетная конфигурация минимизирует стоимость владения системой за счет отказа от выделенного сервера, системного администратора и благодаря использованию свободно распространяемого программного обеспечения - при сохранении большинства функций.

—         SET Retail предлагает отдельную конфигурацию для управления торговым процессом в рамках сети, что позволяет собирать информацию со всех магазинов сети для передачи ее в учетную систему, вести централизованные базы данных по клиентам, их дисконтных картам и картам внутреннего кредита и т.д. [13,С.58]

—         SET Retail поддерживает управление такими новыми типами оборудования, как электронные ценники и инфокиоски.

—         Система SET Retail имеет массу функций, необходимых для работы отдельных форматов торговли (например, мультивалютный учет - для Duty Free или оформление счетов-фактур и накладных - для cash&carry). Система поддерживает торговлю по образцам, автоматизирует работу с мерным товаром, позволяет ускорить оформление гарантии и доставки, создает надежный механизм управления разнообразными дисконтными инструментами.

Внедрение данной системы осуществляется в несколько этапов (см. рисунок 3.1.1).

коммерческий торговый фондоотдача рентабельность

Рисунок 3.1.1 Этапы внедрения системы Set Retail 5.0

Рассмотрим более подробно, как проходит процесс внедрения данной системы.[10,С.258]

Предпроектное обследование торгового предприятия. Менеджер проекта в ходе общения с руководством и IT подразделением торгового предприятия выявляет особенности торгового процесса данного объекта, исследует используемый парк оборудования, пожелания по стыковке Set Retail 5.0 с учетной системой, отвечающей за товародвижение.

Рекомендации по выбору конфигурации. В зависимости от масштаба бизнеса, специфики аппаратного оснащения и структуры управления торговым предприятием специалисты порекомендуют ту или иную конфигурацию системы Set Retail 5.0 для управления торговым процессом в магазинах.

Установка и настройка программного обеспечения. Специалисты компании установят все необходимые компоненты программы - начиная с серверной части и заканчивая кассовым модулем, и настроят их работу в соответствии со спецификой работы торгового предприятия.

Стыковка с учетной системой, которую использует торговое предприятие. Для обеспечения прямого обмена данными между торговым залом и офисом торгового предприятия обеспечивается интеграция системы Set Retail 5.0 с учетной системой, которая используется на предприятии.

Подключение торгового оборудования. Интеграция системы Set Retail 5.0 возможна с различными видами и моделями торгового оборудования. Она осуществляется через OPOS драйвера, что позволяет торговым предприятиям не заботится о проблеме совместимости. Вся техника проходит предварительное тестирование, подключается к системе и настраивается, а затем тестируется.

Тестирование работы системы. Совместно с уполномоченными сотрудниками торгового предприятия специалисты компании запускают систему в тестовом режиме и проверяют ее работу.

Обучение торгового персонала. Весь персонал компании-клиента, задействованный в работе с системой Set Retail 5.0 - от руководителей подразделений до продавцов - обучается методам эффективной работы с ней. По окончании обучения выдается защищенный сертификат.

Важным компонентом системы Set Retail 5.0 является новый модуль управления POS терминалом.

Новый модуль разработан на платформе Windows, работает в интерактивном режиме, максимально гибко адаптируется к специфике работы кассы в зависимости от формата магазина, ассортимента отдела и т.д.

Интерфейс кассового модуля разработан при участии специалистов по эргономике и usability, специально для многочасовой напряженной работы кассиров.

Концепция интерфейса позволяет кассиру без посторонней помощи, с помощью простых настроек создавать нужные элементы (меню, кнопки) в зависимости от функций данной кассы. В интерфейсе модуля предусмотрены различные визуальные формы, поддерживающие работу с любым типом клавиатуры или дисплея, а также с touch screen. Широкий спектр настроек позволяет создать как максимально простой интерфейс, так и полнофункциональную систему, которая имеет не только функции расчетного узла, но и обеспечивает эффективную работу с покупателем

Непосредственно на кассе кассир может найти информацию обо всех характеристиках товара, товарозаменителях, осуществить поиск товара по заданным параметрам и т.д. Непосредственно на кассе, не покидая своего рабочего места, кассир может получить данные о наличии товара и его аналогах. В случае если связь кассы с системой потеряна, кассовый модуль продолжает работать в автономном режиме - до того момента, пока связь не будет восстановлена.

Кассовый модуль совместим с любыми моделями POS-терминалов и фискальных регистраторов, любой кассовой периферией и другим торговым оборудованием, имеющим OPOS-драйвера.

Важной особенностью данной системы является возможность системы составлять аналитические отчеты на базе информации полученной с кассовых терминалов.

Отчетность реализована на базе OLAP-технологии - постоянная многомерная обработка поступающих данных обеспечивает высокую скорость предоставления любых отчетов, необходимых для руководства предприятия.

Кубы OLAP позволяют анализировать деятельность предприятия по важнейшим параметрам и их взаимозависимости. Благодаря полученной информации можно анализировать заполняемость магазина, спрос на отдельные категории товаров, загрузку персонала, эффективность работы отдельных сотрудников (кассиров) и многое другое. Защита конфиденциальности данных за счет разграничения уровней доступа различных сотрудников и к уже готовым отчетам, и к генерации новых. Наглядность и простота восприятия данных: помимо отчетов в цифрах, модно визуализировать данные с помощью цветных диаграмм.

Оперативность и доступность OLAP-отчетов особенно востребована в торговых предприятиях, где есть реализация скоропортящихся продуктов, для реализации оперативного планирования и ассортиментной политики.[18,С.369]

 

Заключение


Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга. Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимости объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений. Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Достижение главной экономической цели деятельности предприятия - максимизация прибыли - обеспечивается за счет продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.

Расчет обеспеченности предприятия товарными ресурсами позволяет учесть реальные возможности предприятия по достижению требуемого объема деятельности в соответствии с наличием ресурсного потенциала предприятия. Коммерческая работа осуществляется на основе принятия управленческих решений. Для принятия обоснованных решений, необходимы накопление и обработка коммерческой информации. В условиях рыночной экономики информация об эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия может представлять интерес для различных категорий пользователей, наиболее важными из которых являются кредиторы, поставщики, покупатели. При этом каждая из этих категорий преследует свои цели и имеет свои критерии оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Список литературы


1.     Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2011. - 489с.

2.      Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика - 2012. -208с: ил.

.        Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. //Экономист. - 2012. - № 4.

.        Безруков А.И. Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях: Научно-аналитический обзор. - М.: 2010. - 375с.

.        Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2010. - 368с.

.        Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., и др. 7 нот менеджмента.- 5-е изд., доп.- М.: ЗАО "Журнал Эксперт", ООО "Издательство ЭКСМО", 2012.- 656с

.        Брагин Л.А. и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. - 560с.

.        Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. Т.1. - К.: Ника-Центр, 2012. - 592с.

.        Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. Т.2. - К.: Ника-Центр, 2011. - 512с.

.        Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: МГУ, 2011. - 252с.

.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк.. 2012. - 224 с.

.        Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.:ЭКМОС, 2012. - 514с.

.        Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. 6-е изд., перераб. и доп. - м.: "Дашков и К", 2011. - 700с.

.        Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. - м.: Альфа-Пресс, 2010. - 208с.

.        Зимина Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями // ЭКО. - 2010. - №2.

.        Карминский А. М., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 377с.

17.   Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебн. пособие/В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др.; Под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2010. - 322с.: ил.

18.    Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2011. - 224 с.

19.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: "Дело", 2012. - 347с.

20.   Панкратов Ф. Г., Серёгина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для ВУЗов. - М.: "Маркетинг", 2012. - 580с.

21.    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. 8-е изд., перераб.и доп. - М.: "Дашков и К", 2013. - 504с.

.        Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2013. - 496с.

.        Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: Инфра-М, 2012. - 248с.

.        Райтер Г.Р. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда. - М.: Экономика, 2013. - 248с.

25.   Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. Емельянова и В.В. Петров. - М.: Экономика, 2011. - 512с.

26.    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М", 2013 .-344с.

.        Степочкина Е.А. Планирование бизнеса и внутрифирменное управление. - Волгоград: Изд-во ВОЛГУ, 2012. - 219с.

28.    Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации - Хабаровск: Редакционно-издательский совет ДВГУПС, 2010. - 278с.

.        Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 669 с.

.        Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2013. - 597с.

Похожие работы на - Методы расчетов оценки коммерческой деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!