Статистическое изучение налоговой системы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистическое изучение налоговой системы

Содержание

Введение

Глава 1. Статистика налогов и налоговой системы

.1 Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения

.2 Виды, специфика и характеристика налогов

.3 Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день налоги играют огромную роль, их ставки и методы исчисления давно стали предметом широкого обсуждения, ключевым пунктом предвыборной борьбы политиков и владельцев больших капиталов во всех экономически развитых странах. В нашей стране, где современная налоговая система сформирована сравнительно недавно, в начале 90-х, и подвергается практически ежегодно значительным изменениям, только набирает силу процесс определения места в экономике российской налоговой системы. Поэтому, исследуя многообразные процессы, происходящие в обществе, статистический анализ не может обойти стороной налоги и налоговые системы.

Сейчас эта сфера ввиду своей неразвитости очень редко становится объектом количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего простые индексы, приросты и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применяются различные алгоритмы и различная выборка.

Актуальность развития методологии статистического анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета каждого региона в современном обществе, но и слабой разработанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, с наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макро- и микроуровне.

Центральным рычагом регулируемого рынка исторически выступает налоговая политика государства, разработка которой невозможна без всесторонней количественной оценки современной ситуации и моделирования последствий реформ.

Между тем в отечественной литературе исследование вопросов налогообложения на микро- и макроуровнях, учет инфляции в анализе динамики сумм налоговых доходов, характеристики структурных сдвигов в источниках формирования налоговых доходов практически не освещено. В этом плане можно считать, что статистическое исследование налогообложения является не только актуальной, но и в значительной мере новой сферой приложения статистического инструментария.

Сложность и многогранность проблемы налогообложения вызывает потребность использования при изучении данных вопросов современных статистических методов.

Таким образом, целью данной работы является статистическое изучение налогов и налоговой системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить социально-экономическую сущность фискальной системы и определить задачи статистического учета;

раскрыть виды, специфику и характеристику налогов;

рассмотреть источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа;

провести статистический анализ налоговых показателей.

Глава 1. Статистика налогов и налоговой системы

.1 Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги - это плата за цивилизацию.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

В настоящее время налоговые ресурсы подчиняются принципам бюджетного единства, бюджетной универсальности и непереводимости доходов в расходы. Но иногда на практике из этих принципов делаются исключения, например высокая степень рациональности налоговой системы может сделать соизмеримыми денежные потоки, полученные от сбора налогов, и размер услуг, предоставляемых администрацией.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих рисков в статике и динамике с элементами прогноза. Таким образом, основные задачи государства в области совершенствования налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом:

создание системы оптимального регулирования рыночных отношений в экономике;

демонополизация производства во всех отраслях (секторах) экономики и формирование цивилизованных форм конкуренции;

создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации объектами налогообложения являются:

прибыль (доход) физических и юридических лиц, т.е. всех групп институциональных единиц;

стоимость определенных товаров (стратегических или если они относятся к продуктам, для которых необходим так называемый стимулирующий маркетинг);

добавленная стоимость товаров, которая существует в форме налога с продаж, так как объектом налогообложения выступает отпускная цена продукта (выручка изготовителя от реализации товара);

некоторые виды имущества физических и юридических лиц;

процесс передачи имущества (дарение, продажа, наследование);

операции с ценными бумагами;

некоторые операции, осуществляемые банковскими учреждениями и другими финансовыми организациями;

другие виды деятельности и объекты, установленные законом.

Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборот внебюджетных фондов.

Рассмотрим основные понятия, которые используются в процессе осуществления социально-экономического статистического анализа.

База налогообложения. Для взимания налогов, пошлин и сборов необходимо осуществить три операции:

определить налоговую базу;

установить величину или ставку налога;

организовать его уплату.

Определение базы налогообложения - первый шаг в деятельности налоговых служб. При этом устанавливаются налоговая повинность и базовая стоимостная величина, подлежащая налогообложению. Налоговая повинность предполагает прежде всего существование объекта налогообложения.

Объект налогообложения - физические или юридические институциональные единицы, которые выплачивают налоги. Налогами облагаются:

физические лица;

доход - при подоходном налоге;

прибыль - при налоге на компании;

капитал - при налоге на наследство;

расход - при налоге с оборота.

Однако для юридического обоснования налоговой повинности недостаточно только определить объект налогообложения, необходимо наличие налогообразующего события.

Налогообразующее (налоговое) событие - это ситуация или событие, влекущее за собой требование уплаты налогов (например, переход имущества в наследство, поставка товара или инкассация денег, уплаченных за товар).

Если налоговая повинность установлена, налоговая служба должна оценить объект налогообложения. Это задача социально-экономического статистического анализа, требующая определения стоимости налогооблагаемых физических и институциональных единиц с помощью различных экономико-статистических методов оценки.

Для того чтобы налогооблагаемые объекты могли полностью и вовремя уплатить свои налоги, они должны получить налоговое извещение - документ, направляемый налогоплательщику налоговыми органами, с указанием суммы и условий востребуемости налогов.

Извещение содержит срок уплаты налога, т.е. дату вручения налогового документа налогоплательщику, дату требования к оплате и дату, с которой начнется начисление пени, а также номер счета, на который следует перечислить налог, номер счета налогоплательщика; реквизиты налоговой инспекции, где можно получить все разъяснения и сведения о базе налогообложения и расчете налога. Извещение должно быть приложено к любой претензии или жалобе налогоплательщика или налоговых органов.

.2 Виды, специфика и характеристика налогов

Налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения, а также объектов налогообложения.

. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:

персональные, устанавливаемые в зависимости от уровня платежеспособности налогооблагаемой физической или институциональной единицы. В зависимости от способа определения их размера в статике и динамике они могут рассчитываться по твердой и по плавающей ставкам. К преимуществам налога по твердой ставке можно отнести стабильность, более высокую предсказуемость, а следовательно, лучшую собираемость. Налоги, определяемые по плавающей ставке, считаются более справедливыми с точки зрения динамики социально-экономической ситуации;

реальные, возникающие в момент совершения акта покупки-продажи движимого или недвижимого имущества;

прогрессивные, начисляемые с конкретного облагаемого минимума и растущие по мере увеличения размера налогооблагаемой базы;

пропорциональные;

фиксированные.

. С экономической точки зрения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Прямое налогообложение учитывает доходность и семейное положение налогоплательщика. Прямые налоги бывают реальными и личными.

Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник товара или лицо, предоставляющее услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.

Теоретически если от прямого налога уклониться нельзя, то от косвенного можно - путем отказа от приобретения товара или услуги.

С точки зрения социально-экономической статистики косвенные налоги не связаны напрямую с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика. Налоги на самом деле не меняют номинальную величину дохода, но реально понижают возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, эти налоги являются регрессивными по отношению к доходу налогоплательщика, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов.

Ставки косвенного налогообложения могут быть твердыми и долевыми. При твердой ставке налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги; при долевой (чаще процентной) ставке налог берется в определенной доле к цене товара.

Более выгодны для фискальных целей, т.е. для активной части бюджета, долевые налоговые ставки, так как увеличение цены товара автоматически ведет к увеличению размера налога.

Поступления в бюджет от косвенных налогов могут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы и повышения налоговых ставок. Помимо фискальных задач косвенные налоги играют регулирующую и структурирующую роль в экономике, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей, секторов экономики. Особенно эффективными для этих целей являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.

. С точки зрения государственных (федеральных) властей, которые осуществляют сбор налогов, налоги делятся на общегосударственные (федеральные) и местные (локальные), в том числе муниципальные, районные и др.

Федеральные налоги служат источником финансирования не только федерального бюджета, но и бюджетов всех уровней. Один из основных федеральных налогов - налог на добавленную стоимость - косвенный налог на потребление. Для определения величины добавленной стоимости из объема реализации товаров вычитается стоимость закупок у поставщиков. Подобная база налогообложения весьма устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат. Налог взимается каждый раз, когда совершается акт покупки-продажи, до тех пор, пока продукт (работа, услуги) не дойдет до конечного потребителя.

Налог на прибыль предприятий и организаций поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты прочих субъектов Федерации, поддерживая финансовое равновесие в стране. Он также служит регулятором фонда оплаты труда. Для исчисления размера облагаемой прибыли валовая прибыль (прибыль-брутто) увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. С помощью налоговых льгот налог на прибыль может стимулировать, например, развитие малого бизнеса, поощрять инвестиции собственной прибыли предприятий в реконструкцию и техническое перевооружение производства.

Подоходный налог с физических лиц складывается из совокупного годового дохода после вычета полагающихся налоговых льгот. Все граждане Российской Федерации уплачивают подоходный налог в момент получения заработной платы и других заработков. Кроме того, некоторые физические лица обязаны подавать налоговые декларации после окончания календарного или финансового года. Такая обязанность возложена на граждан, чей доход превышает величину облагаемого минимума, с которого удерживается первая ставка подоходного налога (12%), или поступает из двух или более источников.

Одной из статей доходов государства являются акцизы. Акцизы - косвенные налоги на однородные товары, преимущественно массового производства и потребления, и услуги институциональных физических и юридических единиц, включаемые в цену товара. Непосредственными сборщиками акцизов выступают собственники предприятий, производящих подакцизные товары и услуги, плательщиками - потребители в момент их оплаты. В Российской Федерации размер акцизов и определение подакцизных товаров и услуг регулируются Законом РФ «Об акцизах», принятым в 1991 г. Акцизами облагаются, как правило, обороты по реализации наиболее высокорентабельных изделий в целях изъятия в доход бюджета части получаемой от их производства (импорта) сверхприбыли. Традиционно к таким товарам относятся винно-водочные изделия и пиво, этиловый спирт, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия и пр.

Региональные налоги включают налог на имущество предприятий, лесной налог, плату за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения и т.д. Первые три налога обязательны для всех субъектов Российской Федерации. Последующие вводятся по усмотрению представительных органов субъектов Федерации и могут взиматься только с юридических лиц, а ставка налога не должна превышать 1% от годового фонда оплаты труда. С 1994 г. региональные власти получили право ввода и сбора других видов региональных налогов.

Следующим уровнем субъектов Российской Федерации, имеющих право вводить и собирать налоги, являются местные органы власти. К местным прямым налогам, взимаемым в пользу органов местного самоуправления, относятся налоги на: застроенные и незастроенные участки земли; жилище; доходную деятельность.

Налоги служат инструментом экономической политики, например, для поощрения и увеличения капиталовложений, привлечения или элиминирования иностранного капитала и инвестиций, развития конкуренции.

В процессе определения всех видов собираемых налогов, налоговой базы, объектов налогообложения необходимо устранять двойное налогообложение. В узком смысле двойное налогообложение означает одновременное налогообложение в разных странах (районах, регионах) одних и тех же доходов или имущества, принадлежащих одному объекту налогообложения. В широком смысле под двойным налогообложением понимают неоднократное (двойное, даже тройное) налогообложение компаний, так называемое экономическое двойное налогообложение. Например, производитель платит налог на прибыль первый раз как юридическое лицо, затем та же прибыль, если она распространяется среди акционеров в виде дивидендов, облагается налогом на дивиденд (вторичное налогообложение). Наконец, если прибыль репатриируется за границу (в случае деятельности совместных предприятий), то там доход может быть обложен налогом еще раз. Если последнее можно предупредить путем заключения международных соглашений, то экономическое двойное налогообложение устраняется только на законодательном уровне внутри страны.

При определении налоговой базы, размера налогов, а также объектов налогообложения социально-экономическая статистика использует принципы резидентства и реструктуризации потоков статистической информации.

Принцип резидентства. Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ. Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны.

Принцип реструктуризации потоков статистической информации.

В соответствии с международной теорией и практикой и рекомендациями Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций реструктуризация экономики и соответственно потоков информации должна осуществляться по следующей схеме:

система национальных счетов, которая охватывает производство товаров и услуг, образование и распределение доходов, сбережения и инвестиции, операции с остальными странами мира, составление балансов для страны в целом и по отдельным экономическим секторам;

статистика платежного баланса, в котором отражаются операции страны с остальными странами мира и составляется баланс международных инвестиций;

статистика государственных финансов, охватывающая доходы и расходы государства (органов управления) и формирующая финансовые балансы;

денежно-кредитная и финансовая статистика, которая аккумулирует потоки информации и осуществляет статистический анализ функционирования финансово-банковской системы, результатов проводимой кредитно-денежной политики, международной ликвидности страны в целом.

Основные направления и цели, а соответственно и блоки денежной и банковской статистики можно сгруппировать следующим образом:

блок денежной статистики, на базе которого формируется выработка стратегии, политики и тактики денежно-кредитной и платежной политики;

блок банковской статистики, на базе информационных потоков которого осуществляется надзор за всей банковской системой страны, прогнозируются перспективы и направления ее развития;

блок валютной статистики, с помощью которого осуществляется валютный контроль и валютное регулирование;

блок фискальной и государственной статистики для регулярного составления достоверного платежного баланса.

Для достижения основных целей денежной и банковской статистики используются достоверные и актуальные динамические ряды промежуточных или вспомогательных потоков информации, такие, как основные агрегаты и структура денежной массы, поддержание оптимального портфеля кредитной массы (в том числе с помощью анализа уровня некоторых банковских рисков), система процентных ставок и т.д. Основные этапы достижения упомянутых целей - это реструктуризация финансово-кредитных учреждений в соответствии с международной практикой и реклассификация финансовых инструментов, используемых в процессе формирования потоков статистической информации, для осуществления анализа и принятия оптимальных в каждой конкретной ситуации решений.

Необходимо отметить, что основным звеном экономики в соответствии с новой системой классификации и системой национальных счетов является институциональная единица. Институциональная единица - это экономическое юридическое лицо, которое правомочно иметь активы и пассивы, заниматься хозяйственной деятельностью и заключать сделки с другими юридическими лицами. Иными словами, институциональные единицы:

имеют право владеть товарами и активами, правомочны обмениваться правом собственности на товары и(или) активы в результате сделок с другими институциональными единицами;

принимают экономические решения, осуществляют хозяйственную деятельность, отвечают и отчитываются перед законом;

имеют собственные пассивы, принимают на себя другие обязательства или будущую ответственность, заключают договоры и другие соглашения;

имеют экономическое и юридическое право составлять собственный баланс, статистическую отчетность, полную совокупность счетов и отчетности.

Институциональные единицы - резиденты в экономике любой страны группируются в пять взаимоисключающих друг друга институциональных секторов.

Общегосударственный сектор. Основными его функциями являются: контроль за общим объемом государственных операций страны; осуществление сбора ресурсов в доходной части бюджета и их целевое и оптимальное распределение; определение оптимального размера агрегированного веса налоговых платежей и структуры налоговой системы страны; контроль за расходами центральных и всех уровней органов управления; контроль за деятельностью наднациональных органов.

Сектор нефинансовых корпораций. Корпорация - это институциональная единица, созданная с целью производства товаров или услуг для рынка. Кроме того, существует еще один тип институциональной единицы, которая имеет право заниматься хозяйственной деятельностью и осуществлять некоторые операции. Они несут ответственность и ведут полную отчетность по своим экономическим решениям и действиям, хотя их автономия может быть ограничена другими институциональными единицами (например, находиться под контролем своих акционеров). Иными словами, на рынке они ощущают себя в значительной степени как корпорации, ведут полную бухгалтерскую и статистическую отчетность, и их называют квазикорпорациями.

Корпорации могут эмитировать, владеть и осуществлять операции с акциями других корпораций. В результате в статистике, построенной согласно системе национальных счетов, различают несколько видов корпораций.

Дочерние корпорации. Корпорация «Б» считается дочерней по отношению к корпорации «А», если корпорация «А» контролирует более половины голосов акционеров в корпорации «Б» или является акционером корпорации «Б» с правом назначения или снятия с должности большинства директоров корпорации «Б».

Ассоциированные корпорации. Корпорация «Б» считается ассоциированной по отношению к корпорации «А», если корпорация «А» и ее дочерние корпорации контролируют от 10 до 50% голосов акционеров в корпорации «Б», так, чтобы корпорация «А» могла оказывать влияние на стратегию и политику управления корпорации «Б». Иными словами, корпорация правомочна оказывать меньшее влияние на деятельность ассоциированной корпорации, чем на деятельность дочерней.

Холдинговые корпорации. Они могут устанавливать контроль над другими корпорациями, с тем, чтобы усилить свои собственные позиции в качестве производителя (материнская компания), или с целью осуществления контроля и управления группой дочерних корпораций без наличия принадлежащего ей значительного объема производства (холдинговая компания).

Вспомогательные корпорации. Они полностью принадлежат материнской компании и ограничиваются предоставлением услуг материнской компании или другим вспомогательным корпорациям, принадлежащим той же материнской корпорации. Эти корпорации не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).

Этот сектор состоит из двух групп НКООДХ:

институциональные единицы, которые создаются ассоциациями граждан для предоставления товаров или услуг прежде всего в интересах членов самих этих ассоциаций. Обычно услуги предоставляются бесплатно, так как финансируются за счет регулярных членских взносов и сборов;

институциональные единицы, создаваемые для филантропических целей и не служащие интересам членов ассоциации, контролирующих НКООДХ. Они предоставляют товары или услуги на нерыночной основе. Ресурсами этих учреждений являются преимущественно благотворительные взносы наличными средствами или в натуральном выражении от общественности, корпораций или правительств, включая подобного рода НКООДХ - резиденты в других странах.

Сектор домашних хозяйств. Данный сектор включает институциональные домашние хозяйства, к которым относятся: члены религиозных орденов, проживающие в монастырях или подобных учреждениях; пациенты, находящиеся длительное время в лечебных заведениях, в том числе в психиатрических больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки наказания; престарелые люди, постоянно проживающие в домах для пенсионеров и престарелых; домашние хозяйства - производители; некорпоративные рыночные предприятия домашнего хозяйства; домашние хозяйства, производящие продукцию для собственного конечного потребления.

Сектор финансовых корпорации. Каждый из пяти институциональных секторов может быть разделен на подсектора. Разделение зависит от типа проводимого анализа, потребностей пользователей, наличия информации, конкретной ситуации, экономических обстоятельств, поэтому не существует единой методики классификации подсекторов. Сектора системы группируют в себе сходные типы институциональных единиц.

Итак, оптимизация структуры и содержания социально-экономической статистики достигается путем формирования и статистических блоков.

1.3 Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа

Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, являются:

бухгалтерский баланс предприятия (организации);

приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации):

справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отраслевых и межотраслевых фондов);

справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; долгосрочные займы, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные займы, в том числе не погашенные в срок);

справка о дебиторской и кредиторской задолженности;

состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природными ресурсами, организационные расходы);

справка о наличии и движении основных средств;

справка о финансовых вложениях;

социальные показатели, в том числе отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, расходы на медицинское страхование; среднесписочная численность работников; средства, направленные на потребление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия (организации));

движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;

справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

На базе указанных документов производятся расчеты и устанавливаются формы, которые являются основанием для определения налогооблагаемой базы и размера выплат по видам налогов и срокам:

расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия (организации);

расчет финансовых показателей и использования прибыли;

справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, в которой отражаются размер всех видов платежей в бюджет и затраты, расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль;

расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной;

расчет налога по фактической прибыли;

расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость;

расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом;

расчет (налоговая декларация) по специальному налогу;

справка о движении средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;

расчетная ведомость по транспортному налогу;

расчет налога на приобретение автотранспортных средств;

расчет налога на пользователя автомобильных дорог;

расчет налога на имущество предприятия (организации);

справка об авансовых взносах налога в бюджет, исходя из предполагаемой прибыли, и др.

Глава 2. Практическая часть

Задание 1

налог статистический бюджет

Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации характеризуются следующими данными, млрд. руб.:

Показатели1999 г.2000 г.2001 г.2002 г.В с е г о налоговые доходы из них:1007,51707,62345,02796,3Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций221,0398,8513,8463,4Налог на добавленную стоимость288,2457,3639,0752,9Подоходный налог с физических лиц117,3174,8255,8358,1Акцизы109,1166,4243,3264,1Налог с продаж19,334,745,1-Налоги на совокупный доход7,014,725,4-Платежи за пользование природными ресурсами45,377,6135,7330,8Налоги на имущество53,264,889,6120,4Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции86,2229,2331,3323,4

На основании приведенных данных:

а) Определите динамику налоговых доходов в целом и по основным видам.

Всего налоговые доходы

1707,6 х 100 = 169 % 1007,5 2345,0 х 100 = 137 % 1707,6 2796,3 х 100 = 119 % 2345,0Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций398,8 х 100 = 180 % 221,0 513,8 х 100 = 128 % 398,8 463,4 х 100 = 90 % 513,8 Налог на добавленную стоимость457,3 х 100 = 158 % 288,2639,0 х 100 = 139 % 457,3752,9 х 100 = 117 % 639,0 Подоходный налог с физических лиц174,8 х 100 = 149 % 117,3255,8 х 100 = 146 % 174,8 358,1 х 100 = 139 % 255,8 Акцизы166,4 х 100 = 152 % 109,1 243,3 х 100 = 146 % 166,4 264,1 х 100 = 108 % 243,3 Налог с продаж34,7 х 100 = 179 % 19,3 45,1 х 100 = 129 % 34,7 Налоги на совокупный доход14,7 х 100 = 210 % 7,0 25,4 х 100 = 172 % 14,7 Платежи за пользование природными ресурсами77,6 х 100 = 171 % 45,3 135,7 х 100 = 174 % 77,6 330,8 х 100 = 243 % 135,7 Налоги на имущество64,8 х 100 = 121 % 53,2 89,6 х 100 = 138 % 64,8 120,4 х 100 = 134 % 89,6 Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции229,2 х 100 = 265 % 86,2 331,3 х 100 = 144 % 229,2 323,4 х 100 = 97 % 331,3

б) Рассчитайте структуру поступлений налоговых платежей

См. приложение.

Выводы: Представленные данные динамики доходов всех налоговых поступлений за период с 1999 по 2002 года свидетельствует о снижении поступления доходов. Так доход за 2000 год по отношению к 1999 году составил 169 %, в свою очередь доход в 2002 году по отношению к 2001 году уже составил 119 %, что на 50 % ниже приведенного выше периода.

Тенденция к снижению дохода наблюдается в отношении большинства налогов, кроме показателей платежей за пользование природными ресурсами. Данный налог в 2000 году по отношению к 1999 году составил 171 %, а к 2002 году по отношению к 2001 году уже возрос в 2,4 раза.

К 2002 году по двум налоговым показателям наблюдался убыток - налог на прибыль (доход) предприятий и организаций составил 90 %, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 97 %.

В структуре налоговых поступлений за все анализируемые периоды большую часть занимает налог на добавленную стоимость, в среднем 30%. Затем идет налог на прибыль (доход) предприятий и организаций в среднем от общей доли налоговых доходов 23 %. От 10 до 15 % приходится на такие налоги как подоходный налог с физических лиц, акцизы и налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Остальные налоговые выплаты занимают наименьшую часть в общем пласте налоговых доходов.

Задание 2

Имеются следующие данные о налоговых доходах, утвержденных федеральным законом, и фактическом исполнении за 2002 г., млрд. руб.:

ПоказателиУтвержденный бюджетФактическое исполнениеНалоговые доходы - в с е г о1726,31696,1 из них: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций207,4172,2налог на добавленную стоимость773,5752,6акцизы224,8214,9налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции324,1323,4платежи за пользование природными ресурсами183,7214,2

Исходя из приведенных статистических данных охарактеризуйте фактическое исполнение федерального бюджета Российской Федерации по источникам налоговых доходов за 2002 г.:

а) в миллиардах рублей

В ходе исполнения федерального бюджета по отдельным видам налогов имело место снижение соответствующих бюджетных показателей.

Так, при выполнении бюджетного назначения были недополучены денежные средства по следующим налоговым показателям:

по налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций в федеральный бюджет недополучено 35,2 млрд. рублей,

по налогу на добавленную стоимость недополучено 20,9 млрд. рублей,

по акцизам - 9,9 млрд. рублей,

по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 0,7 млрд. рублей.

В то же время выполнение бюджетного задания по платежам за пользование природными ресурсами превысило утвержденный показатель и в бюджет был получен доход выше запланированного на 30,5 млрд. рублей.

б) в процентах к утвержденному бюджету и к валовому внутреннему продукту (ВВП), который в 2002 г. составил 10 863 млрд. руб.

К утвержденному бюджету1726,3 х 100 = 101,7 % 1696,1К валовому внутреннему продукту1696,1 х 100 = 15,6 % 10863

Выводы: Основной задачей исполнения бюджета по доходам является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом.

На основании приведенных макроэкономических показателей видно, что установленный бюджет был не исполнен, так в процентном соотношении фактического исполнения к утвержденному бюджету наблюдается отклонение на 1,7 % недополученных доходов, в свою очередь, по отношению к ВВП фактическое исполнение в части налоговых поступлений составляет 15,6 %.

Задание 3

Для анализа исполнения бюджета региона по размеру налоговых доходов по ввозу товаров получены следующие условные данные:

ПоказателиУстановленный планФактическое исполнениеСтавка налога на добавленную стоимость, %1213Ввозная пошлина, %1,01,5Фактическое изменение налогооблажения дохода, % к плану-110,0

На основании этих данных определите:

а) на сколько процентов изменился размер налоговых доходов всего и в том числе под влиянием изменения налоговой ставки (для двух видов налога)

Изменение фактического налогооблагаемого дохода произошло на

% в связи с фактическим увеличением налоговой ставки.

б) какова доля влияния каждого фактора (налоговой ставки и налогооблагаемого дохода) в общем изменении налоговых доходов фактически по сравнению с планом

Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так увеличение налогооблагаемого дохода и налоговой ставки ведет к увеличению дохода в бюджет. Из приведенных показателей можно сделать вывод, что ставка налога на добавленную стоимость фактически увеличилась на 8,3 % по сравнению с установленным планом. В отношении ввозной пошлины также наблюдается увеличение, в этом случае на 66,6 %.

Выводы: Доход - регулярное пополнение бюджета экономического субъекта, измеренное деньгами, в котором значительную роль играют налоговые выплаты. В свою очередь, повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается

Задание 4

Имеются следующие данные по региону

Группа доходов, соответствующие ставке налогаПо плануФактическиставка налога, %взыска-но налогов, ден. Ед.облагаемый совокупный доход, ден. Ед.ставка налога, %взыскано налогов, ден. Ед.облагаемый совокупный доход, ден. Ед.120100500201005002309030025150600Итого1908002501100

По проведенным данным рассчитайте:

а) на сколько процентов фактическая ставка налога отличается от планируемой по каждой группе доходов и средняя (по двум группам доходов) ставка налога - от средней планируемой

По первой группе доходов ставка налога по плану осталась неизменной к фактической ставке налога. В отношении второй группы доходов плановая ставка больше на 5 % фактической. Средняя налоговая ставка по плану составила 25 %, средняя фактическая - 22,5 %.

б) за счет изменения какого фактора (налоговой ставки по каждой группе доходов или влияния структурных сдвигов) фактическая средняя налоговая ставка превысила плановую и на сколько процентов

Фактическая средняя налоговая ставка не превысила плановую, поскольку по второй группе доходов плановая ставка налога была определена в 30 %, а фактическая осуществлялась по 25 %.

в) на сколько процентов изменился облагаемый совокупный доход при условии неизменной ставки налога

При неизменной ставке налога совокупный облагаемый доход остался на прежнем уровне.

г) на сколько (денежных единиц и процентов) фактически по сравнению с планом изменилась общая сумма налогов в целом и, в том числе, под влиянием изменения средней налоговой ставки и облагаемого совокупного дохода

Общая сумма взысканных налогов по факту составила 250 денежных единиц, что на 60 денежных единиц или 131, 5 % больше планового уровня. Несмотря на то, что фактическая средняя налоговая ставка была 22,5 %, а плановая определена 25 %, фактически налоговых поступлений было получено больше в связи с увеличением в 2 раза облагаемого совокупного дохода.

Выводы: Налоговая ставка - это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий таких как подрыв основ нормального воспроизводства, деформирование и торможение процесса производства, снижение трудовой активности, рост теневой экономики, массовая практика уклонения от налогов, сокращение поступлений доходов в государственный бюджет. В рассматриваемом случае фактическая ставка налога была ниже, чем плановая, в связи с чем, увеличился облагаемый совокупный доход, что позволило соответственно увеличить доход в бюджет.

Заключение

Итак, в заключении можно сделать вывод о том, что роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной частью государственного бюджета, а также одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

Статистический учет и изучение налогов играет большую роль в анализе и прогнозировании развития налоговой политики государства. Таким образом, статистические правила и методы позволяют раскрыть сложившуюся ситуацию в данной сфере, произвести сравнение с предыдущими периодами, произвести анализ полученных доходов и убытков и определить дальнейшие направления работы в налоговой сфере.

Список использованной литературы

. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.

. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823.

. Бурцева С.А. Статистика финансов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 394 с.

. Курс социально-экономической статистики / Под ред. Назарова М.Г. - М.: Омега-Л, 2005. - 285 с.

. Практикум по статистике финансов / Под ред. Назарова М.Г. - М.: Омега-Л, 2006. - 215 с.

. Статистика / Под ред. Назарова М.Г. - М.: Кнорус, 2006. - 306 с.

. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Практикум по финансовой статистике. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 308 с.

Похожие работы на - Статистическое изучение налоговой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!