Методика гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,36 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет

1.1 Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет

1.2 Влияние водных процедур на организм человека

1.3 Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет

Глава 2 Организация, материалы и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Клиническая характеристика групп исследования

Глава 3 Анализ результатов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

3.1 Результаты гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

3.2 Результаты традиционной реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

3.3 Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем любого государства - сохранение здоровья детей, поскольку именно дети представляют собой трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны (Моченов В.П., 2006; Пенькова И.В., 2006). Между тем, современное состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых наибольшее внимание привлекает неуклонное сокращение доли здоровых детей (Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, 2011). По данным Минздрава России лишь 14% детей в России практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные нарушения, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания (Смирнов Н.К., 2005; Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., 2006; Дергоусова Е.Н., 2009). Особенно неблагоприятным выглядит низкий уровень здоровья у старших дошкольников, поскольку этот фактор препятствует успешному началу школьного обучения, затрудняет школьную адаптацию (Кучма В.Р. и др., 2006).

На протяжении многих лет одно из ведущих мест в структуре патологии детей занимают заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми из них являются нарушения осанки - они выявляются, по данным различных авторов, у 65-72% детей (Кунта О.В., 2006; Князева И.А., 2007; Волков А.М., 2008).Между тем, по данным разных авторов до 60% случаев нарушения осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата (Аганяц Е.К., 2001; Иванова О.М. , 2005). Кроме того, в настоящее время считается доказанной роль патологии осанки в развитии болевых синдромов, которые, в свою очередь, приводят к формированию патологических статического и двигательного стереотипов. На их фоне развиваются миофасциальный болевой синдром и функциональные блокады суставов, вследствие чего меняется биомеханика позвоночника. Это приводит к развитию дегенеративно-дистрофических изменений в связочно-суставном аппарате и межпозвонковых дисках. Как следствие, возможно развитие остеохондроза с персистирующим болевым синдром формирование грыж межпозвонковых дисков (Амджау А.Х., 2003; Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю., 2006; Бубновский С.М., 2007; Danielsson A.J., 2007). Между тем, образование таких грыж, которые встречаются у 60-80% трудоспособного населения России, может привести к инвалидности.

Однако, влияние нарушений осанки на состояние здоровья детей не ограничивается лишь изменениями в позвоночном столбе. Как показывают данные проведенных исследований, нарушения осанки влекут за собой изменения положения органов грудной и брюшной полости, недостаточную подвижность диафрагмы и уменьшение колебаний давления в указанных полостях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функционировании основных органов и систем (Батршин И.Т., Садовая Т.Н., 2007).

Между тем, по мнению большинства современных специалистов, нарушения осанки не является заболеванием - оно обратимо, и не прогрессирует, если своевременно провести коррекционные и реабилитационные мероприятия (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001). Поэтому вопросы ранней диагностики и коррекции нарушений осанки у детей заслуживают особого внимания (Спирин В.К., 2002). Однако, некоторые авторы обращают внимание, что при выявлении нарушений осанки и разработке мероприятий с целью ее коррекции ведущую роль сегодня играют ортопедические мероприятия. Однако, этого явно недостаточно - результаты ежегодной диспансеризации детского населения страны свидетельствуют о низкой эффективности используемых средств, методов и подходов к лечению лечения (Волков А.М., 2008). В этой связи, одним из перспективных направлений оптимизации коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения осанки, является поиск новых форм и средств их физического воспитания и развития (Эммануилиди И.П., 2008).

Одним из весьма эффективных методов реабилитации детей с нарушениями осанки является плавание, которое входит в комплекс гидрореабилитационных процедур. Однако, на практике ему уделяется недостаточно внимания. В научно-методической литературе, посвященной вопросам реабилитации реабилитации детей с нарушениями осанки основное внимание уделяется лечебной гимнастике в зале. Использование других форм ЛФК рассматривается в единичных работах, а в большинстве случаев они только упоминаются (Сидоров А.П. и др., 1997; Черник Е.С., 1986, 1997; Лукомский И.В., 1998; Рукавишникова C.K., 2008). Многие работы имеют ортопедическую направленность и посвящены коррекции уже патологических искривлений позвоночника (Абальмасова Е.А., 1995; Мельников B.C., Алексеева Э.Н., 2003). В литературе же по плаванию практически отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по методике проведения занятий плаванием с целью решения этой проблемы (Ненько А.М. и др., 1981; Аикина Л.И., 1998; Морозова Т.С., 2003; Аль-Декес Р.Ю., 2007). В этой связи проведенное исследование представляется актуальным и значимым.

Цель исследования - разработать методику гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину и оценить ее эффективность.

Задачи исследования:

.     Изучить теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет.

2.      Разработать методику гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

.        Оценить эффективность разработанной методики гидрореабилитации в сравнительном аспекте с традиционными методами реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

Объект исследования - дети 6-7 лет, имеющие круглую спину.

Предмет исследования - эффективность методики гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

Структура дипломной работы. Общий объем дипломной работы составляет 73 страницы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Дипломная работа содержит 22 рисунка, 9 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 41 наименование.

Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет

 

.1 Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет


В настоящее время вопросы этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей привлекают пристальное внимание исследователей, что обусловлено широким распространением и проблемами в коррекции данной патологии.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка выделяют следующие:

анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

нарушения зрения;

нарушения со стороны носоглотки и слуха;

частые инфекционные заболевания;

отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

неудовлетворительное питание;

столы и парты, несоответствующие росту школьника;

кровать с мягкой сеткой.

Кроме того, в качестве причинных факторов выделяют недостаточную сформированность физиологической кривизны позвоночника, различие длины ног, перекос таза (Никифорова Е.К. и др., 1963; Alstrue Vidal A., 1988).

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов. Так, М.А. Григорьев (1996), выделивший 28 факторов перинатальной патологии доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки, в частности.

Врожденные нарушения осанки у детей могут быть связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника <#"819712.files/image001.gif">

Рис. 1. Cиндром крыловидных лопаток у ребёнка, как следствие «конфликта» между стволовыми тоническими и среднемозговыми установочными рефлексами

Невозможность адекватно удерживать верхнюю часть туловища в вертикальном положении вследствие умеренного лабиринтного гипертонуса подвздошно-поясничных мышц приводит к поясничному гиполордозу («плоская поясница»). Если тонус мышц, окружающих тазобедренные суставы, долгое время остается повышенным за счет влияния вестибулярного тонического рефлекса, при формировании навыка ходьбы развивается порочная компенсация в виде избыточных движений в туловищном суставе («виляющая походка»). В этом случае переносная фаза шага совершается не за счет сгибания бедра в тазобедренном суставе, а путем контрлатеральной ротации всего таза и краниального смещения (приподнимания) соответствующей его половины. Как правило, «плоская поясница» и «виляющая походка» устойчиво сочетаются друг с другом и могут быть выделены в виде отдельного синдрома.

Вышеописанные неврологические расстройства, с одной стороны, способны оказывать влияние на формирование физиологических изгибов позвоночника в детском возрасте, с другой - служат преморбидным фоном, усугубляющим ослабление постуральной мускулатуры при возрастных и дисгормональных (например, в результате беременности или климакса) нарушениях у взрослых.

Кроме того, по мнению педиатров, среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселева (1994) установила высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Особую группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника. Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки па толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки.

Также приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита <#"819712.files/image002.gif">

Рис. 2 Виды нарушений осанки в саггитальной плоскости

Примечание: а - сколиотическая осанка, б - круглая спина, в - нарушение осанки по типу кругловогнутой спины, г - нарушение осанки по типу плоской спины, д - нарушение осанки по типу плосковогнутой спины.

Нарушения осанки в горизонтальной плоскости

В горизонтальной плоскости патологическая осанка оценивается по развороту плечевого, тазового пояса или общей скрученности туловища. Нередко эти нарушения приводят к выраженному внешнему дефекту.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Следует отметить, что, помимо деформаций спины, нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией <#"819712.files/image003.gif">, где n - количество испытуемых.

Среднее квадратическое отклонение:

,

где s - среднее квадратическое отклонение;

 - максимальное значение таблицы;

 - минимальное значение таблицы;

k - коэффициент.

Стандартная ошибка среднего арифметического:

,

где S - стандартная ошибка среднего арифметического;

s - среднее квадратическое отклонение;

n - количество испытуемых.

Достоверность различий полученных данных оценивалась с помощью критерия Манна-Уитни для несвязанных выборок и критерия Вилкоксона для связанных выборок. Оба критерия рассчитывались автоматически в программе SPSS 6.0. Формула для расчета критерия Манна-Уитни: .

Формула для расчета критерия Вилкоксона: Т = ΣRr, где ΣRr - сумма нетипичных рангов.

2.3 Клиническая характеристика групп исследования


С целью оценки возможностей и эффективности использования гидрореабилитации для коррекции осанки у детей 6-7 лет с круглой спиной было проведено исследование, в котором приняли участие 40 детей указанного возраста, в том числе 20 мальчиков (50,0%) и 20 девочек (50,0%). Средний возраст обследованных детей составил 6,5±0,05 г. Распределение детей по возрасту в выборке представлено на рисунке 3.

Рис. 3 Возрастная структура выборки

Из данных диаграммы следует, что дети в возрасте 6 и 7 лет были представлены в выборке в равных пропорциях.

Все дети были осмотрены специалистами - педиатром, хирургом, ортопедом и др. По результатам осмотра был определен тип нарушения осанки - у всех детей была диагностирована круглая спина. В соответствии с целью и задачами исследования все дети, принявшие в нем участие, были разделены на 2 группы - экспериментальную и группу сравнения. В группе сравнения с детьми проводились занятия по физическому воспитанию, по стандартной программе. В экспериментальной группе эти занятия дополнялись упражнениями в бассейне.

В каждую группу было включено по 20 детей. Средний возраст детей в экспериментальной группе составил 6,45±0,06 лет, тогда как в группе сравнения - 6,55±0,05 лет (р>0,05). Возрастной состав групп исследования представлен на рисунке 4.

Рис. 4 Возрастной состав групп исследования

На диаграмме видно, что возрастной состав групп исследования был практически одинаковым. В экспериментальной группе было 11 детей в возрасте 6 лет и 9 - в возрасте 7 лет, тогда как в группе сравнения, напротив - 9 детей в возрасте 6 лет и 11 - 7-летних. Иными словами по возрастному признаку группы исследования были сопоставимы.

Гендерный состав групп исследования представлен на рисунке 5.

Рис. 5 Гендерный состав групп исследования

Из данных диаграммы следует, что гендерный состав групп исследования был одинаковым - в каждой группе половину (50,0% - 10 чел.) составляли мальчики, а половину (50,0% - 10 чел.) - девочки.

При оценке исходного состояния детей экспериментальной группы было установлено, что общая активная гибкость позвоночника у всех детей была ограничена, причем у большинства из них - существенно, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 6.

Из данных диаграммы следует, что у подавляющего большинства детей (р<0,05) группы результаты теста были со знаком «-», и лишь в 15,0% (3) случаев достигали положительных значений. Однако, и у этих детей гибкость позвоночника нельзя считать нормальной, поскольку оценка гибкости варьировала в пределах +1-+2 см.

Рис. 6 Распределение детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки общей гибкости позвоночника до начала эксперимента

При оценке подвижности позвоночника при наклоне назад также были выявлены существенные ограничения у большинства детей анализируемой группы (рис. 7). Данные диаграммы свидетельствуют о том, что более чем у половины детей группы (55,0% - 11 чел.) оценка по данному тесту варьировала в пределах 1-2 см. Достоверно реже (в 35,0% случаев, р<0,05) регистрировалась оценка в пределах 3-4 см, а доля детей с нормальной подвижностью была минимальной.

Средняя оценка по данному тесту в группе составила 2,6±0,11 см.

Подвижность позвоночника вперед также была ограничена у большинства детей экспериментальной группы - отсутствие удлинения сантиметровой ленты при наклоне было зафиксировано в 65,0% (13) случаях.

При оценке функционального состояния «мышечного корсета» у детей из данной группы также были выявлены многочисленные отклонения. Так, статическая силовая выносливость мышц спины была снижена у большинства детей (рис. 8). На диаграмме хорошо видно, что у половины детей группы снижение данного показателя было выраженным, а нормальная оценка была зарегистрирована лишь в 15,0% (3) случаев (р<0,05). Средний показатель по данному тесту в экспериментальной группе составил 38,22±2,14 сек.

Рис. 7 Распределение детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад до начала эксперимента

Рис. 8 Распределение детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины до начала эксперимента

Силовая выносливость правой и левой сторон туловища также была снижена в большинстве случаев (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей экспериментальной группы до начала эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более

правая

9 (45,0)

9 (45,0)

2 (10,0)

левая

8 (40,0)

9 (45,0)

3 (15,0)


Из данных таблицы следует, что почти у половины детей была снижена силовая выносливость как правой, так и левой сторон туловища, в то время как нормальные показатели отмечались в единичных случаях.

При определении динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса было отмечено, что средний показатель в группе составил лишь 7,15±0,46 раз. При этом норму выполнили всего 2 (10,0%) ребенка экспериментальной группы.

При оценке состояния детей группы сравнения до начала эксперимента было отмечено, что более, чем у половины детей (55,0% - 11 чел.) были зарегистрированы отрицательные значения по тесту. В то же время, 0-значение, а также положительные результаты встречались достоверно реже (р<0,05) (рис. 9).

При оценке подвижности позвоночника при наклоне назад было выявлено, что лишь у 10,0% (2) детей группы сравнения этот показатель находится в пределах нормы, тогда как у половины детей он резко снижен (рис. 10). Следует отметить, что доли детей, у которых подвижность позвоночника ограничивалась 1-2 см и 3-4 см были сопоставимы (р>0,05), тогда как доля детей с нормальной подвижностью была достоверно меньше (р<0,01).

Средняя оценка по данному тесту в группе составила 2,6±0,49 см.

Рис. 9 Распределение детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки общей гибкости позвоночника до начала эксперимента

Рис. 10 Распределение детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад до начала эксперимента

Оценка подвижности позвоночника вперед также позволила выявить существенные ограничения у большинства детей группы сравнения - отсутствие удлинения сантиметровой ленты при наклоне было зафиксировано в 60,0% (12) случаях.

Функциональное состояние «мышечного корсета» у большинства детей из данной группы также не соответствовало норме. Особенно показательно снижение статической силовой выносливости мышц спины, которое было выявлено у 85,0% (17) детей группы сравнения (рис. 11). На диаграмме видно, что нормальная выносливость была зафиксирована лишь в 15,0% (3) случаев. В то же время, резкое снижение данного показателя (менее 30 сек.) отмечалось почти у половины детей (р<0,05).

Средний показатель по данному тесту в экспериментальной группе составил 38,79±2,03 сек.

Рис. 11 Распределение детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины до начала эксперимента

При оценке силовой выносливости правой и левой сторон туловища также было отмечено ее снижение у большинства детей анализируемой группы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей группы сравнения до начала эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более

правая

9 (45,0)

9 (45,0)

2 (10,0)

левая

9 (45,0)

9 (45,0)

2 (10,0)


Данные таблицы свидетельствуют о том, что у 90,0% (18) детей силовая выносливость обеих сторон туловища была снижена, а нормальные показатели отмечались лишь у 2 (10,0%) детей.

Определение динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса позволило установить, что средний показатель в группе составил 7,45±0,20 раз. Норму выполнили лишь 3 (15,0%) ребенка группы сравнения.

Мы сопоставили результаты оценки состояния опорно-двигательного аппарата детей исследуемых групп. В результате было выявлено, что показатели общей активной гибкости позвоночника были сопоставимы (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ оценки общей активной гибкости позвоночника у детей в группах исследования

Оценка

Кол-во детей (абс/%)

р


Эксперимент. гр

Гр. сравнения


«-»

12 (60,0)

11 (55,0)

>0,05

0

5 (25,0)

6 (30,0)

>0,05

«+»

3 (15,0)

3 (15,0)

>0,05


Также отсутствовали достоверные различия при сопоставлении результатов оценки подвижности позвоночника при наклоне назад у детей в группах исследования (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ оценки подвижности позвоночника при наклоне назад у детей в группах исследования

Оценка

Кол-во детей (абс/%)

р


Эксперимент. гр

Гр. сравнения


1-2 см

11 (55,0)

10 (50,0)

>0,05

3-4 см

7 (35,0)

8 (40,0)

>0,05

5-6 см

2 (10,0)

2 (10,0)

>0,05


Из данных таблицы следует, что в экспериментальной группе была больше доля детей, у которых подвижность позвоночника при наклоне назад ограничивалась 1-2 см, а в группе сравнения больше доля лиц с показателем 3-4 см, но эти различия находились в пределах статистических колебаний.

Соответственно, была сопоставимой и средняя оценка по данному тесту в группах - 2,6±0,11 см в экспериментальной и 2,6±0,49 см в группе сравнения (р>0,05).

Подвижность позвоночника вперед также практически не различалась в группах исследования (рис. 12).

Рис. 12 Сопоставление результатов оценки подвижности позвоночника вперед в группах исследования

При сравнительной оценке функционального состояния «мышечного корсета» у детей групп исследования было отмечено, что некоторые различия имеются, но все они носят статистически недостоверный характер. Так, при сопоставлении результатов оценки статической силовой выносливости мышц спины было выявлено, что в экспериментальной группе была несколько больше доля детей с результатом менее 30 сек, а в группе сравнения - с результатом 30-60 сек, но эти различия находились в пределах статистических колебаний (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ оценки статической силовой выносливости мышц спины у детей в группах исследования

Оценка

Кол-во детей (абс/%)

р


Эксперимент. гр

Гр. сравнения


до 30 сек.

10 (50,0)

9 (45,0)

>0,05

30-60 сек.

7 (35,0)

8 (40,0)

>0,05

60 сек и более

3 (15,0)

3 (15,0)

>0,05


Рис. 13 Сопоставление средней оценки статической силовой выносливости мышц спины у детей в группах исследования

Результаты оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей в группах исследования практически не различались (табл. 6).

Таблица 6

Сопоставление результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей в группах исследования до начала эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более


эксп.гр.

гр.срав.

эксп.гр.

гр.срав.

эксп.гр.

гр.срав.

правая

9 (45,0)

9 (45,0)

9 (45,0)

9 (45,0)

2 (10,0)

2 (10,0)

левая

8 (40,0)

9 (45,0)

9 (45,0)

9 (45,0)

3 (15,0)

2 (10,0)

р

>0,05

>0,05

>0,05


При сопоставлении результатов оценки динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса в группах исследования было выявлено отсутствие значимых различий - в экспериментальной группе этот показатель составил 7,15±0,46 раз, а в группе сравнения 7,45±0,20 раз (р>0,05). Также не различалась для детей, выполнивших норму по данному тесту (10,0% и 15,0% соответственно, р>0,05).

Таким образом, в исследовании приняли участие 40 детей с нарушениями осанки в возрасте 6-7 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на 2 группы сопоставимые по возрастно-половому и нозологическому составу.

При оценке состояния опорно-двигательного аппарата до начала исследования было выявлено, что у подавляющего большинства детей обеих групп отмечалось ограничение общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, а также снижение статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища, а также динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса. При сопоставлении полученных результатов в группах исследования было выявлено отсутствие статистически значимых различий. Это позволяет исключить влияние неоднородности групп на результаты, полученные в исследовании.

Глава 3 Анализ результатов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

 

.1 Результаты гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

гидрореабилитация осанка нарушение

После завершения срока эксперимента все дети, включенные в экспериментальную группу, были вновь обследованы с использованием тех же методик, что и на этапе предварительного обследования. В результате сопоставления полученных результатов было выявлено, что у значительной части детей улучшилась общая активная гибкость позвоночника (рис. 14).

Рис. 14 Динамика распределения детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки общей гибкости позвоночника после эксперимента

Из данных диаграммы следует, что в группе достоверно уменьшилась доля детей с отрицательной оценкой по тесту и возросла доля лиц, у которых оценка составила 0 (р<0,05). При этом доля детей с положительной оценкой возросла незначительно (р>0,05).

Практически аналогичные результаты были получены при изучении динамики подвижности позвоночника при наклоне назад (рис. 15).

Рис. 15 Динамика распределения детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад после эксперимента

Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что после завершения эксперимента достоверно уменьшилась доля детей с ограничением подвижности в пределах 1-2 см (р<0,05) и, напротив, увеличилась доля детей с показателем подвижности 3-4 см (р<0,05). В то же время, количество детей с нормальной подвижностью позвоночника при наклоне назад возросло лишь на 1 чел., т.е. лишь на 5,0% (р>0,05).

Тем не менее, средняя оценка по данному тесту в группе достоверно увеличилась - с 2,6±0,11 см до 2,9±0,09 см (р<0,05).

Кроме того, была зафиксирована положительная динамика при сравнительной оценке доли детей с ограниченной подвижностью позвоночника вперед - их количество уменьшилось с 13 (65,0%) до 9 (45,0%) (р<0,05).

Сопоставление результатов оценки функционального состояния «мышечного корсета» у детей анализируемой группы до и после эксперимента также позволило выявить положительную динамику. Так, достоверно возросла доля детей, у которых оценка статической силовой выносливости мышц спины была снижена умеренно (рис. 16).

Рис. 16 Динамика распределения детей экспериментальной группы в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины после эксперимента

На диаграмме хорошо видно, что в группе достоверно снизилась доля детей с резким снижением анализируемого показателя (р<0,05) и возросла доля лиц с умеренным ограничением (за счет перехода детей из предыдущей подгруппы). Однако, обращает на себя внимание, что прирост доли детей с нормальными показателями по тесту был незначительным (р>0,05).

Средний показатель по данному тесту после завершения эксперимента достоверно возрос - с 38,22±2,14 сек. до 39,43±1,87 сек. (р<0,05).

Возросла и силовая выносливость правой и левой сторон туловища, причем практически в равной мере (табл. 7).

Таблица 7

Сопоставление результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей экспериментальной группы после эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более


до

после

до

после

до

после

правая

9 (45,0)

6 (30,0)

9 (45,0)

12 (60,0)

2 (10,0)

2 (10,0)

левая

8 (40,0)

5 (25,0)

9 (45,0)

11 (55,0)

3 (15,0)

4 (20,0)

р

<0,05

<0,05

>0,05


Из данных таблицы следует, что в группе достоверно увеличилась доля детей с показателем 30-60 сек. - за счет снижения доли лиц с низким показателем, не превышающем 30 сек. В то же время, количество детей с нормальной оценкой силовой выносливости сторон туловища практически не изменилось.

При повторном определении динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса было выявлено, что средний показатель в экспериментальной группе достоверно возрос - с 7,15±0,46 до 8,87±0,23 раз (р<0,05). При этом также отмечалось достоверное увеличение количества детей, выполнивших норму по данному тесту - с 2 (10,0%) до 5 (25,0%) (р<0,05).

Таким образом, изучение результатов применения разработанной программы гидрореабилитации в экспериментальной группе позволило установить, что она была эффективна. Это проявлялось в улучшении общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, улучшении функционального состояния «мышечного корсета». Однако, при анализе полученных результатов обращает на себя внимание, что достоверная динамика выявлялась только в отношении доли детей с нерезким ограничением изучаемых показателей. при этом доля детей с нормальными показателями по всем тестам изменилась лишь в весьма небольшой степени. Очевидно, это объясняется тем, что срок эксперимента был весьма непродолжительным - составил всего 1 мес. Поэтому вполне вероятно, что при продолжении занятий по разработанной программе гидрореабилитации положительная динамика как гибкости позвоночника, так и функционального состояния мышц будет более выраженной.

3.2 Результаты традиционной реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

При сопоставлении результатов повторной оценки состояния позвоночника у детей в группе сравнения было выявлено, что у большинства дошкольников общая активная гибкость позвоночника не претерпела значительных изменений (рис. 17).

Из данных, представленных на диаграмме, следует, что после завершения эксперимента общая гибкость позвоночника несколько улучшилась лишь у 1 ребенка (5,0%) - вместо отрицательного результата он продемонстрировал нулевой. В остальном какая-либо динамика отсутствовала.

Не было выявлено статистически достоверных изменений и при сравнительном анализе результатов оценки подвижности позвоночника при наклоне назад (рис. 18).

Рис. 17 Динамика распределения детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки общей гибкости позвоночника после эксперимента

Рис. 18 Динамика распределения детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад после эксперимента

На диаграмме видно, что все изменения подвижности позвоночника при наклоне назад после завершения эксперимента находились в пределах статистических колебаний - всего лишь на 5,0% возросла доля детей с ограничением подвижности до 3-4 см и на столько же снизилась доля дошкольников с ограничением до 1-2 см. При этом доля лиц с нормальной подвижностью не изменилась.

Соответственно, практически не изменилась и средняя оценка по данному тесту в группе - если до начала эксперимента она составляла 2,6±0,49 см, то после его завершения - 2,6±0,25 см (р>0,05).

Доля детей с ограничением подвижности позвоночника вперед также изменилась незначительно - с 60,0% (12) до 55,0% (11) (р>0,05).

При повторной оценке функционального состояния «мышечного корсета» в группе сравнения была зафиксирована весьма небольшая динамика по всем анализируемым показателям. Сопоставление результатов оценки статической силовой выносливости мышц спины до и после эксперимента показало, что данный показатель улучшился лишь у 5,0% (1) детей анализируемой группы (рис. 19).

Из данных диаграммы следует, что доля детей с нормальной выносливостью мышц спины в результате эксперимента не изменилась, а изменения остальных подгрупп носили статистически недостоверный характер (р>0,05). Соответственно, практически не изменился и средний показатель по данному тесту в группе - он возрос с 38,79±2,03 сек. до 38,90±3,75 сек. (р>0,05).

Практически не изменилась и силовая выносливость правой и левой сторон туловища, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 8.

Рис. 19 Динамика распределения детей группы сравнения в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины после эксперимента

Таблица 8

Сопоставление результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей группы сравнения после эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более


до

после

до

после

до

после

правая

9 (45,0)

8 (40,0)

9 (45,0)

10 (50,0)

2 (10,0)

2 (10,0)

левая

9 (45,0)

8 (40,0)

9 (45,0)

10 (50,0)

2 (10,0)

2 (10,0)

р

>0,05

>0,05

>0,05


Из данных таблицы следует, что в группе несколько увеличилась доля детей с показателем 30-60 сек. - за счет снижения доли лиц с низким показателем, не превышающем 30 сек., но выявленная динамика находилась в пределах статистических колебаний. Что касается доли дошкольников с нормальной оценкой силовой выносливости сторон туловища, то она вообще не изменилась.

При повторном определении динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса было установлено, что средний показатель в группе практически не изменился и составил 7,85±0,74 раз (до эксперимента - 7,45±0,20 раз, р>0,05). При этом норму выполнили 4 (20,0%) ребенка группы сравнения, что всего на 5,0% (1) больше, чем до начала эксперимента (р>0,05).

Таким образом, анализе результатов применения традиционного комплекса реабилитации в группе сравнения выявил, что он был недостаточно эффективен. Об этом свидетельствует отсутствие достоверной динамики по всем анализируемым показателям гибкости позвоночника и функционального состояния мышц туловища. Однако, делать выводы о совершенной неэффективности использованного комплекса упражнений, на наш взгляд, некорректно. Возможно, отсутствие выраженной динамики было связано с небольшим сроком эксперимента. не исключено, что при продолжении занятий с использованием данного комплекса упражнений у детей появятся положительные результаты.

3.3 Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину


С целью выявления наиболее эффективного варианта реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, мы провели сравнительный анализ результатов, полученных после завершения эксперимента.

При анализе поученных данных было установлено, что в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с отрицательными результатам оценки общей активной гибкости позвоночника (р<0,05) и несколько больше доли детей с нулевым и положительным результатом (рис. 20).


Следовательно, комплекс с включением приемов гидрореабилитации оказывает более выраженное положительное воздействие на данный показатель состояния позвоночного столба у детей.

При сопоставлении динамики подвижности позвоночника при наклоне назад в группах исследования также были выявлены преимущества гидрореабилитации (рис. 21).

На диаграмме хорошо видно, что после завершения эксперимента в группе сравнения была достоверно больше доля детей с ограничением в пределах 1-2 см и меньше доля дошкольников с ограничением, не превышающем 3-4 см (р<0,05). В то же время, хотя в экспериментальной группе доля детей с нормальной подвижностью позвоночника при наклоне назад была больше, чем в группе сравнения, выявленные различия оказались статистически недостоверными (р>0,05). Тем не менее, совершенно очевидно, что у детей, прошедших курс гидрореабилитации положительная динамика по анализируемому показателю была более выраженной.

Рис. 21 Сопоставление динамики распределения детей в группах исследования в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад после эксперимента

Соответственно, были выявлены и достоверные различия средней оценки по данному тесту между группами - 2,9±0,09 см в экспериментальной группе и 2,6±0,25 см в группе сравнения (р<0,05).

Доля детей с ограниченной подвижностью позвоночника вперед после завершения эксперимента была достоверно больше в группе сравнения - 55,0% (11), тогда как в экспериментальной группе она составила 45,0% (9) (р<0,05). Этот факт вновь свидетельствует в пользу большей эффективности гидрореабилитации по сравнению с традиционными методами реабилитации детей, имеющих круглую спину.

Сопоставление результатов оценки функционального состояния «мышечного корсета» в группах исследования после завершения эксперимента также позволило установить преимущества гидрореабилитации у данного контингента детей. Так, в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с низкими показателями по данному тесту (не превышающими 30 сек) и несколько выше доля детей с умеренно сниженными и нормальными показателями (рис. 22).

Рис. 22 Сопоставление динамики распределения детей в группах исследования в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины после эксперимента

Средний показатель по данному тесту также был достоверно выше в экспериментальной группе - 39,43±1,87 сек., тогда как в группе сравнения он достигал лишь 38,90±3,75 сек. (р<0,05).

При сопоставлении результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища было отмечено, что в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с очень низкими показателями по данному тесту (менее 30 сек) (табл. 9).

При анализе данных таблицы обращает на себя внимание, что в экспериментальной группе была достоверно больше доля дошкольников с нормальной силовой выносливостью левой стороны туловища, тогда как в отношении правой стороны достоверные различия отсутствовали.

Таблица 9

Сопоставление результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей в группах исследования после эксперимента

Стороны туловища

Кол-во детей (абс/%)


до 30 сек.

30-60 сек.

60 сек. и более


эксп.гр.

гр.срав.

эксп.гр.

гр.срав.

эксп.гр.

гр.срав.

правая

6 (30,0)

8 (40,0)

12 (60,0)

10 (50,0)

2 (10,0)

2 (10,0)

левая

5 (25,0)

8 (40,0)

11 (55,0)

10 (50,0)

4 (20,0)

2 (10,0)

р

<0,05

>0,05

>0,05

При сравнительном анализе результатов повторного определения динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса было выявлено, что средний показатель достоверно больше в экспериментальной группе 8,87±0,23 раз, тогда как в группе сравнения он составил лишь 7,85±0,74 раз (р<0,05). Однако, количество детей, выполнивших норму по данному тесту, в группах исследования было сопоставимым - 5 (25,0%) в экспериментальной группе и 4 (20,0%) - в группе сравнения (р>0,05).

Таким образом, сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования позволил установить преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину. Это преимущество выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом обращает внимание, что доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.

Заключение

В настоящее время нарушения осанки весьма распространены среди детского контингента, а особенно - среди дошкольников. Этот факт вызывает обоснованную тревогу специалистов, поскольку нарушения осанки могут в дальнейшем повлечь за собой развитие серьезной органической патологии позвоночного столба, а также неблагоприятно отражаются на функционировании внутренних органов. Между тем, несмотря на пристальное внимание к данной проблеме и многочисленные исследования, посвященные вопросам реабилитации детей с нарушениями осанки, распространенность данной патологии среди дошкольников не имеет тенденции к снижению. Это стимулирует поиск новых, нетрадиционных методов реабилитации детей с нарушениями осанки.

Одним из таких методов является гидрореабилитация. О благотворном влиянии воды на организм человека известно давно, также как и об эффективности занятий в водной среде и водных процедур при различных заболеваниях. Однако, эффективность гидрореабилитации в коррекции нарушений осанки у детей остается малоизученной. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.

Изучение теоретических аспектов проблемы позволило установить, что в развитии нарушений осанки в большинстве случаев играют роль легкие и умеренно выраженные диснейроэмбриологические расстройства, влекущие за собой недоразвитие вестибулярного аппарата. Однако, имеется и ряд других причин - например, приводящих к задержке развития или извращению установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания, занятия спортом и т.д. Следовательно, нарушения осанки полиэтиологичны и имеют неодинаковый патогенез - в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако, следует обратить внимание, что, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органов и могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.

Гидротерапия оказывает на организм человека комплексное воздействие, обусловленное как влиянием свойств самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и зависящее от используемой методики гидротерапии. Весьма эффективными в реабилитации детей с нарушениями осанки считаются занятия плаванием и упражнения в водной среде. При этом возможна не только коррекция деформаций позвоночника, но и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также достигается закаливающий эффект. Однако, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку - с учетом типа нарушения осанки и его степени, пола, возраста, исходного состояния ребенка.

С целью анализа эффективности гидрореабилитации детей в возрасте 6-7 лет, имеющих круглую спину, было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 детей указанного возраста возрасте 6-7 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на 2 группы сопоставимые по возрастно-половому составу.

При оценке состояния опорно-двигательного аппарата до начала исследования было выявлено, что у большинства детей обеих групп отмечалось ограничение общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, снижение статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища, а также динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса. При этом статистически значимые различия по всем проведенным тестам между группами отсутствовали, т.е. изначально группы исследования были сопоставимы по всем анализируемым признакам.

Изучение результатов применения разработанной программы гидрореабилитации в экспериментальной группе позволило установить ее эффективность. Это проявлялось в возрастании доли детей с увеличением общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, улучшением функционального состояния «мышечного корсета». Однако, достоверная динамика выявлялась только в отношении доли детей с нерезким ограничением изучаемых показателей. В то же время, доля дошкольников с нормальными показателями достоверно не изменилась.

При анализе результатов применения традиционного комплекса реабилитации в группе сравнения было выявлено, что он был недостаточно эффективен. Это выражалось в отсутствии достоверной динамики по всем анализируемым показателям гибкости позвоночника и функционального состояния мышц туловища после завершения эксперимента.

Сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования продемонстрировал преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации. Это выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.

Таим образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, что позволяет рекомендовать разработанный комплекс к практическому применению.

Список литературы


. Абальмасова Е.А. Сколиоз (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) / Е. А. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. - Ташкент: Изд-во медицинской литературы имени Абу Али ибн Сино, 1995. - С. 19-35.

. Аникина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха. - Омск: ОГИФК, 1988. - С. 3-9, 32-40.

. Аганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков //Проблемы реабилитации. - 2001. - №2. - С. 17-23.

. Аль-Декес Р.Ю. Содержание оздоровительного плавания людей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника: автореф. дисс…канд.пед.наук. - СПб., 2007. - 23 с.

. Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.

. Бабенкова Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 - №1.- С. 19-23

. Батршин И.Т. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника / И.Т. Батршин, Т.Н. Садовая // Хирургия позвоночника. - 2007. - №3. - С. 39-44

. Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. - 46 с.

. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 234 с.

. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. - М., 2008. - 242 с.

. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». - М., 2011. - 22 с.

. Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. - Казань,1996. -25 с.

. Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма детей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных технологий: автореф. дисс…канд.мед.наук. - Курган, 2009. - 22 с.

. Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеуральской олимпийской научной сессии. - Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.

. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психокоррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. - С. 88 -90

. Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для коррекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перенапряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. - М., 2007.-22 c.

. Кунта О.В. Боль в спине при нарушениях осанки у детей.// Вертеброневрология. - 2006. - Т. 13, №3/4. - С. 118-119.

. Кучма В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин. - Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.

. Лукомский И.В. Физиотерапия. ЛФК. Массаж. Учебное пособие. - Минск: Высшая школа, 1998. - 335 с

. Малявкина С.А. Возможности функционального ультрасонографического и допплерографического исследований в диагностике нарушений кровотока в вертебральных артериях / С.А. Малявкина, А.Ю, Кинзерский // Хирургия позвоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.

. Мельников B.C. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов посредством физических упражнений: методические указания / B.C. Мельников, Э.Н. Алексеева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 22 с.

. Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. - М., 2003. - 20 с.

. Моченов В.П. Новые подходы к решению проблемы повышения качества образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений / // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №1. - С. 60-61.

. Назаренко Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание // АФК. - 2010. - №4 (44). - С. 9-11

. Ненько А.М. Комплексное санаторно-курортное лечение сколиотической болезни у детей / А.М. Ненько, В.В. Кудинов, В.Ф. Белорусов, Л.Н. Денискина // Заболевания и повреждения позвоночника у детей: межинститутский сборник научных трудов. - Л.: Ленинградский НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера, 1981. - С. 55 - 60

. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Антропология). - М: АМН СССР. - 1989. - Т. 6. - С. 5-76

. Никифорова Е.К. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей / Е.К. Никифорова, М.В. Волкова, А.Ф. Капелин // Хирургия. - 1963. - №4. - С. 109-114

. Пенькова И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка - 2006.- №2.- С. 53-57.

. Петров К.Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры. Учебное пособие для врачей. - М., 1997. - 88 с.

. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2001. - 164 с.

. Рукавишникова C.K. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10 (44). - С. 82-86.

. Сидоров А.П. Дыхательная гимнастика у детей и подростков с различными нарушениями осанки (при занятиях спортом) / А.П. Сидоров, В.А. Силуянова, Н.М. Красненкова // Вестн. спорт, медицины России. 1997. - № 2(15). - С. 96.

. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005 - С. 80-85.

. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №2. - С. 48-52.

. Черник Е. С. Дети дружат с водой. М.: Знание, 1986. - №7. - 93.

. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1997. - 319 с.

. Шкуропейкина Т.М. Коррекционно-профилактическая работа на основе занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения осанки // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»-2014

. Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. - Волгоград, 2008. - 24 с.

39. Alstrue Vidal A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin. - 1988. - v.91, №6. - P .223-236.

. Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life? // Spine. - 2007. - Vol. 32(19 Suppl). - S 101-8.

. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41.

. McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. - London, 1995. - P. 117-127

Приложение 1

Упражнения для коррекции круглой спины

. И. п. - основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1-2 - палку за-вести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 - вернуться в и. п.

. И. п. - основная стойка. 1-4 - «крылышки руками».

. И. п. - лежа на животе. 1-2 - руки в «крылышки» (руки согнуты в локтях, ладони вперед); 3-4 - удерживать положение.

. И. п. - лежа на животе. 1-2 - ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 - вернуться в и. п.

. И. п. - лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1-4 - прокатывать палку по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

. И. п. - лежа на спине. 1-2 - приподняться на предплечьях, прогнуться;

. И. п. - то же. 1-4 - круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

. И. п. - лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик. 1-4 - приподняться на предплечьях над валиком; 5-8 - вернуться в и. п.

. И. п. - стоя на четвереньках. 1-4 - прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 - вернуться в и. п.

. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

. И. п. - стоя на четвереньках. 1-2 - одновременно поднять правую руку и левую ногу, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3-4 - вернуться в и. п.; 5-6 - поднять левую руку и правую ногу, прогнуться; 7-8 - вернуться в и. п.

. И. п. - то же. 1-2 - одновременно поднять правую руку и правую ногу; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - поднять левую руку и левую ногу; 7-8 - вернуться в и. п.

Графическая интерпретация специальных упражнений при круглой спине

Приложение 2

Комплекс упражнений в бассейне для коррекции нарушений осанки

. Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И. П. - присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду.

Количество повторов - 8-10 раз.

. Цель упражнения - освоение свободного лежания на воде в движении.

И. П. - присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения.

Количество повторов - 4-6.

. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины.

И. П. - лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. В комплексе использовалась вариация упражнения (через занятие) - использовалась доска, которую ребенок держал в руках («торпеда» на груди или «торпеда» с доской на груди).

Количество повторов - 4-6.

. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины.

И. П. - лёжа на спине, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. В комплексе использовалась вариация упражнения (через занятие) - использовалась доска, которую ребенок держал в руках («торпеда» на спине, «торпеда» с доской на спине).

Количество повторов - 4-6.

. Цель упражнения - совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения.

И. П. - лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брассом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники.

Количество повторов по ширине бассейна - 3-4.

. Цель упражнения - совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения.

И. П. - лёжа на спине. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брассом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Колени не поднимаются из воды.

Количество повторов по ширине бассейна - 3-4.

. Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брассом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки.

И. П. - лежа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.

Количество повторов- 3-4.

. Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине.

Из И. П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.

Количество повторов- 3-4.

. Цель упражнения - коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища.

Из И. П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.

Количество повторов- 3-4.

. То же упражнение из И. П. лёжа на спине.

Количество повторов- 3-4.

. Цель упражнения - тренировка мышц плечевого пояса.

И. П. - лёжа на груди, в ногах доска. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

Количество повторов- 3-4.

. То же упражнение из И. П. лёжа на спине

Количество повторов- 3-4.

. Цель упражнения - тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки.

И. П. - лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

Количество повторов- 3-4.

. То же упражнение выполняется из И. П. лёжа на спине.

Количество повторов- 3-4.

. Цель упражнения - укрепление мышц брюшного пресса и ног.

И. П. - вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или «велосипед»; работа ног кролем или брассом.

Количество повторов- 3-4.

Похожие работы на - Методика гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!