Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

Оглавление

Введение

. Теоретические основы налоговой системы

. Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

.1 Общая характеристика налоговых систем

.2 Сходства и различия налоговых систем России и Германии

Выводы

Введение

Для того чтобы государство могло свободно и беспрепятственно осуществлять свою деятельность, ему необходимы денежные средства. Налоги являются одним из основных источников денежных средств государства, которые собираются в его бюджет. В целях обеспечения непрерывного поступления налоговых платежей и удовлетворения финансовых потребностей страны, создана целая налоговая система, которая не только выполняет функции по снабжению финансовыми ресурсами, но и способствует внешней и внутренней безопасности страны, занимается поддержанием развивающихся отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране. В рыночной экономике налоговая система является сильным инструментом, способствующим развитию хозяйства.

От правильной организации налоговой системы зависит развитие страны в целом и отдельных ее групп. Ее применение является методом управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей (предприятий), определения взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, и регулирования внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков. Тема курсовой работы сравнительный анализ налоговой системы России и Германии. Ее целью является сравнение налоговых систем, выявление их особенностей и различий.

1. Теоретические основы налоговой системы

Основой законодательной базы для налогообложения являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы о налогах и сборах и др.

Налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

В зависимости от видов бюджетов налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Кроме основных налогов, предусмотренных налоговым кодексом, применяются специальные налоговые режимы, которые могут освобождать от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Экономический потенциал страны характеризует состояние производительных сил с количественной стороны, а уровень экономического развития отражает качественную сторону общественного производства. Он измеряется такими показателями:

· производительность труда в целом в экономике или в отраслях;

· уровень потребления и структура потребительских расходов;

· качество жизни в широком смысле слова;

· ВВП на душу населения;

· отраслевая структура ВВП и занятого населения и др.

Существуют следующие классификации налоговых систем:

) по уровню налоговой нагрузки на экономику стран:

либерально- фискальная система - обеспечивает налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП (США, Австралия, Португалия, Япония)

умеренно - фискальная система - уровень налогового бремени при этой системе составляет от 30 до 40% ВВП (Швейцария, Россия, Испания, Греция)

жестко - фискальная система - позволяет перераспределять посредством налогов более 40% ВВП (Норвегия, Нидерланды, Финляндия)

) по уровню централизации налоговых полномочий:

централизованная - наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых поступлений (Франция, Нидерланды, Австрия, Россия)

умеренно централизованная - наделяет все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивает долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65 % консолидированных налоговых поступлений (Австралия, Германия, Индия)

децентрализованная - наделяет нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивает долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений (США, Канада, Дания)

)в зависимости от доли косвенного налогообложения:

подоходная - делает акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов (США, Канада, Великобритания, Австралия)

умеренно косвенная - равномерное распределение налоговой нагрузки на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов (Германия, Франция, Италия)

косвенная - основной акцент делается на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика)

) по уровню неравенства доходов после обложения:

прогрессивные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается (сюда входят почти все развитые и развивающиеся страны)

регрессивные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает (примеров нет)

нейтральные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным (Россия).

Выделяют следующие организационные принципы:

- принцип единства налоговой системы - не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнить бюджеты одних территорий за счет других;

принцип подвижности (эластичности) - налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с субъективными нуждами государства; используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов;

принцип стабильности - налоговая система должна функционировать в течении многих лет, вплоть до налоговой системы

принцип множественности налогов - любая налоговая система эффективна, только в том случае, если она предусматривает множественность налогов

принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а так же запрет на повышение ставок налоговых платежей.

Налоговая система налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

) налоги должны быть по возможности минимальными;

) при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

) налоги не должны препятствовать конкуренции;

) налоги должны соответствовать структурной политике;

) система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

) в системе должно быть исключено двойное налогообложение;

) налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

) величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

2. Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

.1 Общая характеристика налоговых систем

В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией, Налоговым кодексом и Федеральными законами о налогах и сборах. Налоговый кодекс - основной законодательный акт о налогах. Он состоит из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

В кодексе зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

виды налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК).

Принцип справедливости налогообложения - налоги устанавливаются с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) - каждое лицо несет равные обязанности перед обществом (ст. 8 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации (п. 4 ст. 3 НКРФ) - не допускается устанавливать налоги и сборы, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Принцип установления налогов и сборов в должном порядке - ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом (п. 5 ст. 3 НКРФ).

Принцип определенности налоговой обязанности (п. 6 ст. 3 НКРФ)- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Россия по разным показателям занимает различные места и может быть отнесена по некоторым характеристикам к развивающимся странам, а по другим - к промышленно развитым.

. По уровню производительности труда Россия находится в конце списка промышленно развитых стран. В среднем ее уровень составляет 20% уровня США (38% в производстве программного обеспечения и 7% в цементной промышленности). Производительность труда в России находится на таком же уровне, как в Турции. Для России характерен очень низкий показатель количества отработанных часов в год: 1441 вместо 1945 часов в США. Эти низкие показатели отрицательно влияют на стоимостные результаты отдельных подразделений экономики и на весь объем ВВП.

. По уровню второго показателя Россию можно отнести к развивающимся странам, так как в структуре потребительских расходов семей на продовольствие, алкогольные напитки и табачные изделия приходится более 55%, а на товары длительного пользования, жилье и услуги - 12%. Для промышленно развитых стран характерна обратная пропорция в использовании своих доходов. Несколько лучше выглядят показатели обеспечения населения России жильем, бытовыми приборами, медицинскими услугами. Однако всему этому сопутствует низкое качество.

3. По показателю уровня производства ВВП на душу населения Россия находится в конце списка промышленно развитых стран. Рассчитанный по паритету покупательной способности рубля этот показатель к ХХ1 в. составлял свыше 21 тыс. долл.

. По отраслевой структуре занятости Россия относится скорее к промышленно развитым странам, а не развивающимся. Большая часть населения (> 30%) работает в промышленности и строительстве; в сфере услуг - на транспорте, в связи, образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании, и только 13% - в сельском хозяйстве.

В России монополии чрезвычайно тесно связаны с государством, которое полностью и всецело стоит на страже их интересов, что по этому поводу не возникает никаких вопросов. Ведущую роль в экономике страны играют у нас государственные и частные монополии. Очевиден и крайне реакционный характер российской формы капитализма, который жестко подавляет любое протестное движение, и в первую очередь, рабочее, зачастую идя на прямое нарушение своей же собственной буржуазной Конституции.

Все это говорит о том, что империализм в современной России существует в форме государственно-монополистического капитализма, и это значит, что российский капитализм полностью созрел для своего, теперь уже окончательного свержения, создав все материальные предпосылки для восстановления социализма.

Налоговая система Германии основана на следующих важнейших принципах построения:

налоги должны быть по возможности минимальными, минимально необходимыми должны быть также и затраты на их взимание;

налоги должны соответствовать структурной политике и быть нацелены на более справедливое распределение доходов;

система налогообложения должна строиться на уважении к частной жизни налогоплательщика (в налоговых правоотношениях налогоплательщик должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь);

налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту гражданина и всё, что гражданин может получить от государства.

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.

С учётом обозначенных особенностей, в зависимости от компетенции взимания и распределения доходов между звеньями бюджетной системы, все налоги в Германии подразделяются на общие и собственные (федеральные, налоги федеральных земель (земельные) и налоги общин (муниципальные)) налоги.

Общие налоги распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин (аналог регулирующих налогов в России). Собственные налоги закрепляются за соответствующими звеньями бюджетной системы и зачисляются туда в полном объёме (аналог закреплённых налогов в России).

Современный уровень экономического развития Германии характеризуется состоянием упадка. Выражением структурного кризиса в экономике стали, прежде всего, низкие темпы роста. С 1992 г. они в среднем составляют менее 2% в год. В последующие три года прирост ВВП составил соответственно 0,8%, 0,2% и -0,1%.Уровень безработицы с 1994 г. не опускается ниже 10% трудоспособного населения, причем это официально зарегистрированные безработные. В новых землях показатель колеблется между 18,5% и 19,5%. Скрытая безработица добавляет в целом для всей Германии еще 2-2,5 процентных пункта, а в восточных землях - около 4 пунктов. В марте 2004 г. число официально зарегистрированных безработных составляло 4,5 млн. человек. Крупные компании, а в последнее время также мелкие и средние фирмы регулярно выводят рабочие места за рубеж.

.2 Сходства и различия налоговых систем России и Германии

налоговый система законодательство контроль

Налоговые системы Германии и России схожи, так как это два федеративных государства. Системы налогообложения трех уровневые. В России это федеральный, региональный и местный бюджеты, в Германии же это федеральный, земельный (региональный) и общинный (местный) бюджеты.

Налоги в рассматриваемых странах являются основным средством расходов и главным источником доходов государства. В основе налоговой системы Германии лежит принцип множественности налогов, их насчитывается более 50. Россия отличается тем, что у нас 13 основных налогов.

Налоги ФРГ, отличаются от Российских тем, что они обладают очень большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В нашей стране, все налогоплательщики оплачивают в бюджет одинаковые пропорции от своих доходов. В Германии регрессивная налоговая система. В нашей стране такое невозможно, так как увеличение налогового бремени ударит по среднему и низшему классу людей, а лица с высоким доходом, будут стараться скрыть свои доходы, и поступления в бюджет могут уменьшиться, что окажет сильный удар по малоимущим семьям, которым государство помогает за счет налоговых поступлений.

Германия считается развитой страной, Россия же развивающаяся страна. Сейчас экономическое развитие ФРГ находится в состоянии упадка, это характеризуется низкими темпам роста, что влечет за собой большой уровень безработицы, более 10%. Наш страна развивается, что улучшает экономическое развитие страны, уровень безработицы уменьшается, и составляет 5,7% .

Для физических и юридических лиц Германии, предусматривается уменьшение налогового бремени до 30% и ниже. Все эти рычаги являются законными, и предоставляются определенным категориям лиц (попавшие в трудное финансовое положение, студенты, школьники, инвалиды), очень четко отражены условия налогообложения врачей, журналистов, переводчиков, фрилансеров, частных предпринимателей. Таким образом каждый гражданин ощущает на себе индивидуальный подход в решении проблем налогообложения. В нашей стране все уплачивают одинаковый процент налогов, не существует категорий людей, которые имеют право на льготы по оплате налогов, все несут одинаковое бремя налогообложения.

В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Чем выше доход, тем выше ставка налога, подлежащая уплате. Минимальная ставка - 14%, максимальная - 45%.

Налогом могут облагаться либо доходы отдельного человека, либо семьи. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Так, в 2010 году необлагаемый налогом минимум составляет 8004 евро для одиноких (ранее 7834 евро) и 16 009 евро для семейных пар (ранее 15 669 евро).

В отличие от других стран в Германии существует церковный налог, вычитаемый государством. Его платят члены католической и евангелической церквей. Составляет он 8-9% от суммы, которая остается после вычета подоходного налога. На членов православной и англиканской церквей этот налог не распространяется.

Отдельные категории граждан (наемные рабочие, инвалиды, дети) имеют дополнительные налоговые вычеты и льготы. Например, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

С 2010 года подоходный налог можно уменьшить за счет всех затрат, связанных с учебой в ВУЗе (ранее было ограничение в размере 4000 евро в год). Если компания оплачивает вам часть расходов по учебе, то эта часть зарплаты освобождена от налога по зарплате.

Впервые можно уменьшить подоходный налог за счет отнесения в полном размере расходов на медицинскую страховку и страховку по уходу. Так, работники с детьми могут списать расходы на медицинскую страховку и страховку по уходу в сумме 3775 евро. При отсутствии детей - 3885 евро. Исключением из правила является дополнительная платная медицинская страховка.

Основными плательщиками подоходного налога в России являлись и являются до сих пор лица, которые получает легальную заработную плату. Техническим переводом этих средств в бюджет занимаются организации, в которых работают физические лица. В качестве решения проблемы повышения эффективности подоходного налога было выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц, то есть отказаться от прогрессивной шкалы ставок. При этом необходимая степень прогрессивности подоходного налогообложения была достигнута с помощью установления высоких значений стандартных налоговых вычетов для лиц с низким уровнем доходов.

НДС (Mehrwertsteuer или Umsatzsteuer) заменил ранее существовавший налог с оборота. Также как и в России (стаки НДС составляют 0%, 10%,18%.) ставка дифференцирована. Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах.

Стандартная ставка НДС в Германии составляет 19%, а по некоторым товарным группам 7%, или вообще отсутствует. В 2010 году действует пониженная ставка (7%) для пищевой, сельскохозяйственной продукции, гостиничного бизнеса, а также для медикаментов, периодических изданий и книг.

При экспорте НДС полностью возвращается. Возврату подлежит также НДС оплаченный на производственные затраты: аренду помещений, приобретение оборудования, телефон, бензин, рекламу.

В ФРГ ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества и составляет от 7% до 50%.

Как правило, получатели наследства делятся на три группы:

супруги, дети;

родители и внуки;

все остальные.

С 1 июля 2005 года в нашей стране был принят Федеральный закон N 78-ФЗ, упразднивший налог на любое имущество, переходящее в порядке наследования по закону или по завещанию к любому лицу, независимо от степени родства последнего с покойным. Исключение в этом случае составил лишь такой вид доходов, как вознаграждение, выплачиваемое наследникам граждан, являвшихся авторами произведений искусства и науки, а также изобретений, открытий и промышленных образцов

Выводы

Налоговые системы России и Германии отличаются друг от друга. В нашей стране применяется дифиринциированная ставка налогообложения по всем видам налога, Германия же отличается прогрессивной страной налогообложения, чем больше доходов получаешь, тем больший налог уплачивается в бюджет. Но отличия есть и в этих характеристиках, жители ФРГ имеют право на уменьшение процентной ставки по налогу, и эти способы являются законными, и используются всеми гражданами. У российский налогоплательщиков такой возможности нет, все платать одинаковый процент от своих доходов, это оказывается плохое влияние на налогоплательщиков с низким доходов.

Применение в нашей стране прогрессивной ставки налогообложение на мой взгляд является невозможным, так как многие обеспеченные слои населения не захотят оплачивать налог по большей ставке, и денежные средства будут уводиться в оффшоры, а государство будет получать еще меньшее количество налогов чем сейчас. Проблема сокрытия своих доходов в нашей стране очень велика.

В России существует всего 13 налогов, что не всегда дает возможность эффективно взымать и отслеживать поступление налоговых платежей. Германия имеет более 50 видов налогов, которые очень четко разграничены, и поступают в бюджет с большей эффективностью.

ФРГ отличается большим количеством льгот, которые получают граждане при финансовых трудностях, обучении и так далее. У нас таких правовых рычагов помощи налогоплательщикам нет. Позаимствовать такую практику нашей стране я считаю необходимым. Это поможет социальному развитию низшим слоям населения, будет больше возможностей получить образование и улучшить свою жизнь.

Многое можно было бы перенести в нашу страну, но наши люди воспримут это с негативной стороны, так как сейчас многие не видят смысла уплачивать налоги, но без них, наше государство не сможет улучшить наше социальное положение.

Похожие работы на - Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!