Специфика функционирования дорожного фонда Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика функционирования дорожного фонда Российской Федерации














Тема

Специфика функционирования дорожного фонда Российской Федерации

Введение

Стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, не способствует формированию фондов, удовлетворяющих нужды части населения, не связанного непосредственно с производственным (предпринимательским) сектором. Именно поэтому государство, выступая основным гарантом общественного развития, сталкивается с необходимостью регулирования экономики. Мощнейший инструмент такого регулирования - налогообложение. Налоговые платежи, являясь основным источником образования государственных доходов, присущи всем государственным системам. В этой связи о налогообложении можно говорить как о неотъемлемой части человеческой цивилизации. Государству, в этой связи, объективно необходима материальная основа для своего существования, источником чего выступает совокупный общественный продукт, часть которого с помощью налогообложения перераспределяется в государственную казну.

Расходы государства могут быть самыми разнообразными - финансирование обороны, образования, культуры, транспорта, социальной сферы, расходы, связанные с воспроизводством. Далее следует отметить, что важнейшей статьей государственного финансирования выступает воспроизводство транспортной инфраструктуры. Для этого государством создается специальный внебюджетный фонд - Дорожный фонд. Налоговые поступления, зачисляемые в Дорожный фонд, как и все другие налоги воспроизводственного назначения, имеют строго целевой характер, их расходование не обезличено, а имеет конкретную цель - воспроизводство транспортной инфраструктуры (в части содержания, ремонта, реконструкции, строительства автомобильных дорог и др.).

1. Назначение и специфика функционирования дорожного фонда РФ

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожный фонд определяется как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. Дорожные фонды РФ подразделяются на Федеральный дорожный фонд РФ и территориальные дорожные фонды, к числу которых относятся дорожные фонды субъектов РФ. В качестве источников формирования дорожных фондов субъектов РФ предусмотрены доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ, транспортный налог и иные поступления .

В Российской Федерации предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.

Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием

и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Федеральный дорожный фонд - это наиболее крупный целевой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федерального уровня. В состав его доходов зачисляются:

• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

• акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

• федеральный налог на пользователей автомобильных дорог.

По Закону РФ «О федеральном бюджете на 1999 г.» в Федеральный дорожный фонд направляются также следующие виды прочих налоговых и неналоговых доходов :

• средства от уплаты единого налога в размере 4% от общей его суммы;

• доходы от использования имущества федеральных автомобильных дорог и иного околодорожного пользования;

• доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;

• средства в виде санкций за нарушение норм и правил дорожного пользования;

• доходы за провоз по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

• доходы от взимания сбора за проезд автотранспортных средств нерезидентов;

• средства лицензионных сборов по лицензированию дорожной деятельности на автомобильных дорогах.

. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), как отмечалось, в полном объеме поступает в Федеральный дорожный фонд. К ГСМ относят: автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.

Плательщики этого налога - юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.

Объектом налогообложения для организаций-изготовителей является оборот по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стоимость; для организаций, производящих ГСМ из давальческого сырья, - стоимость его переработки.

При перепродаже ГСМ объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации (без НДС) и стоимостью приобретения (без НДС). Налог уплачивается по ставке 25%.

. В Федеральный дорожный фонд зачисляется также налог на пользователей автомобильных дорог. Он уплачивается любыми предприятиями и организациями (как резидентами, так и нерезидентами), ведущими коммерческую деятельность на территории РФ.

Федеральным законом ставка налога на пользователей автодорог установлена в размере 2,5% от налогооблагаемой базы. При этом по ставке 0,5% налог зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2,0% - в территориальный дорожный фонд по месту нахождения плательщика.

Органы власти субъектов Федерации с учетом местных условий имеют право увеличивать или сокращать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.

От уплаты налога освобождаются лишь сельскохозяйственные предприятия (организации), включая крестьянские хозяйства, при условии не менее 70% объема реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, а также некоторые другие организации и учреждения.

Чаще всего средства налога на пользователей автомобильных дорог, причитающиеся Федеральному фонду, остаются в субъектах Федерации в счет субсидий, выделяемых Федеральным фондом территориальным фондам.

Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Значительная часть Федерального фонда расходуется на субвенции и дотации субъектам РФ на развитие и содержание, выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ.

Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной основах на строительство и реконструкцию конкретных дорожных объектов, имеющих межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи, в том числе в форме долевого участия в строительстве и реконструкции этих объектов, на основе договоров, заключенных органами исполнительной власти субъектов РФ с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда РФ.

Дотации из средств Федерального дорожного фонда РФ выделяются на безвозмездной и безвозвратной основах на содержание и ремонт конкретных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, в случаях, когда средств территориального дорожного фонда, рассчитанных исходя из максимально повышенной ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог, недостаточно для обеспечения содержания и ремонта территориальных автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными нормативами, а также на финансирование работ по приведению в нормативное состояние связывающих населенные пункты автомобильных дорог, которые в установленном порядке подлежат приемке в сеть автомобильных дорог общего пользования.

При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуществляется с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.

Средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд РФ, аккумулируются на специальных счетах, открытых в учреждениях Центрального банка РФ и

(Банка России) на территориях субъектов РФ, и могут пропорционально их поступлению перечисляться по установленным нормативам в территориальные дорожные фонды в счет субвенций и дотаций, выделяемых для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации.

На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством осуществляется за счет целевых средств, концентрируемых в территориальных дорожных фондах.

Законодательные органы субъектов РФ или уполномоченный ими орган исполнительной власти могут разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильной дороги общего пользования, относящейся к федеральной собственности.

Средства территориальных дорожных фондов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания отдельных магистральных улиц этих городов, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования, затрат на планирование и организацию выполнения дорожных работ на этих магистральных улицах, а также затрат на осуществление контроля за их транспортно-эксплуатационным состоянием.

Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.

. Порядок образования и использования средств дорожных фондов РФ

система финансирование дорожный

Законодательные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные ими органы исполнительной власти ежегодно публикуют в печати отчеты о расходовании средств дорожных фондов и о планах их использования с указанием основных объектов строительства и реконструкции, автомобильных дорог.

В территориальный дорожный фонд зачисляются:

• федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установленной (в пределах установленных федеральным законом) законодательными органами субъектов Российской Федерации;

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог на приобретение автотранспортных средств.

. Налог с владельцев транспортных средств один раз в год уплачивают как юридические (резиденты и нерезиденты), так и физические лица, имеющие на территории РФ автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, подлежащие государственной регистрации.

Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения. Федеральными органами власти установлены минимальные размеры ставок налога. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право увеличения установленных налоговых ставок, а также установления дополнительных льгот.

От уплаты налога освобождаются:

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

• участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и лица, приравненные к ним (за одну единицу);

• категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

• инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили;

• общественные объединения (организации) инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

• сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;

• организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования;

• предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

Уплата налога производится по месту регистрации транспортных средств ежегодно не позднее 31 июля.

. Полностью зачисляется в доход территориальных дорожных фондов налог на приобретение автотранспортных средств. Плательщиками его являются юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства (подлежащие государственной регистрации) путем купли, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.

От уплаты налога освобождаются автотранспортные средства, приобретаемые для дальнейшей реализации. Перечень льгот по данному налогу достаточно широк. Он повторяет приведенные выше льготы налога с владельцев транспортных средств, а также включает любые другие льготы, устанавливаемые законодательной властью субъекта Федерации.

Налог исчисляется от продажной цены автотранспортного средства по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - 20%, прицепы и полуприцепы - 10%.

Уплата налога производится по месту регистрации или временной регистрации автотранспортных средств в течение пяти дней со дня его приобретения (до регистрации или временной регистрации). Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее суммы установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период, и прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

штрафов за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (с 1 января 2013 года);

поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Источники формирования региональных дорожных фондов.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации на основании прогнозируемого объема доходов от:

акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ и подлежащих зачислению в областной бюджет;

транспортного налога;

использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

государственной пошлины за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ;

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов;

платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

санкций за нарушение обязательств, условий государственных контрактов, финансируемых из средств Дорожного фонда;

поступлений в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;

поступлений от погашения задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога;

уплаты задолженности по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств;

платы в счет возмещения вреда, причиненного физическими или юридическими лицами автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, инженерным сооружениям на них;

бюджетных кредитов, предоставляемые из федерального бюджета в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения);

платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ и расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, - по нормативу 100 процентов;

доходов от использования платных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

штрафов за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн;

платы по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог регионального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью автомобильных дорог регионального значения, - по нормативу 100 процентов;

отчислений от прогнозируемого объема поступлений в региональный бюджет налога на доходы физических лиц по нормативу, установленному законом о региональном бюджете;

государственной пошлины за регистрацию транспортных средств, за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков и др.;

государственной пошлины за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, международного сертификата технического осмотра;

государственной пошлины за выдачу национального водительского удостоверения, международного водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного разрешения на право управления транспортными средствами;

государственной пошлины за выдачу учебным учреждениям свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и др.;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере дорожного хозяйства;

платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

поступлений сумм возмещения расходов на осуществление мероприятий по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения их укреплению или на принятие специальных мер по обустройству соответствующих автомобильных дорог, их участков с целью обеспечения движения по ним транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

поступлений в виде обеспечения исполнения контрактов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных нужд субъектов РФ за счет средств дорожного фонда субъекта РФ в случае неисполнения указанных контрактов;

платных услуг, оказываемых государственными казенными учреждениями субъектов РФ, осуществляющими деятельность в сфере дорожного хозяйства;

части налога на прибыль организаций в сумме, определенной законом региона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

иных доходов в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

. Основные направления расходования Федеральных средств дорожного фонда РФ

Дорожные фонды 1990-х годов финансировались за счет поступлений от акцизов на нефтепродукты, налогов на приобретение и владение автомобилями и налога на пользователей автомобильных дорог. В 2001 году федеральный фонд ликвидировали, заменив системой прямого финансирования дорог. Спустя два года упразднили и региональные фонды. В результате не стало механизма стабильного, долгосрочного финансирования строительства дорог. С идеей возродить дорожные фонды выступил в конце 2010 года Президент РФ, он поручил Правительству РФ проработать варианты их воссоздания, свои предложения по наполнению федерального дорожного фонда представил в правительство Минтранс России .

В последние годы по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации приняты беспрецедентные для Российской Федерации меры по созданию законодательной основы деятельности дорожного хозяйства.

Крупным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог. Реализация этого принципа позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Правительством Российской Федерации утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. Завершение перехода на 100-процентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмотрено законодательством в 2014 году.

Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. В соответствии с Бюджетным кодексом основными источниками формирования Федерального дорожного фонда на 2012 год являются базовый объем ассигнований из федерального бюджета в объеме 270,0 млрд. рублей и доходы федерального бюджета, полученные за счет акцизов на автомобильное топливо в размере 1 рубль за 1 литр с 1 января 2011 года, т.е. порядка 94 млрд.рублей.

Основными источниками формирования региональных дорожных фондов определены: объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог.

Следует отметить, что особенностью стоимости топлива в Российской Федерации является то, что в цене 1 литра топлива доля акцизов не превышает 17% при почти 50% в Западной Европе.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В соответствии с прогнозами Минфина России создание дорожных фондов позволило в 2012 году сформировать дорожные фонды субъектов Российской Федерации общим объемом более 391 млрд рублей, а в 2014 году более 531 млрд рублей, при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, и в 2011 году - 333,2 млрд рублей.

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года.

В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации

В соответствии с приоритетами, определенными на 2012-2014 годы, основные объемы финансовых ресурсов Федерального дорожного фонда были направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, включенных в федеральные целевые программы:

ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги» - 239,4 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по организации и проведению XXII Олимпийских игр 2014 года - 33,4 млрд. рублей.

ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 12,0 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по развитию г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 0,6 млрд. рублей.

ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы)» - 0,6 млрд. рублей.

ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» - 1,0 млрд. рублей.

ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» - 1,3 млрд. рублей.

Средства Инвестиционного фонда в сумме 5,55 млрд. рублей предусматривается направить на софинансирование проектирования и строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» 6,0 млрд. рублей предусматривается направить в форме субсидий на увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

По состоянию 10 января 2012 года согласовано с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации распределение ассигнований Федерального дорожного фонда в объеме порядка 3,5 млрд. рублей, что позволит дополнительно соединить 165 сельских населенных пунктов и построить 368 км автомобильных дорог и 242 пог. м мостов и путепроводов.

Объем федерального дорожного фонда, предусмотренный в федеральном бюджете на 2015 год, составит 670 млрд рублей. На 2016 год в проекте бюджета на предусмотрено 679 млрд рублей. Однако при вычете «целевых» расходов на подготовку к Чемпионату мира по футболу и строительство Керченского моста объем ассигнований федерального дорожного фонда в 2015 году меньше, чем в 2014. Об этом на V международной специализированной выставке «Дорога» в Москве заявил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов.

Федеральный дорожный фонд тоже не сократится: его базовая часть, которая формируется за счет ассигнований бюджета, будет увеличена, чтобы покрыть все компенсации регионам. По расчетам Минфина, на это требуется почти 509 млрд руб. за три года (сумма растет со 151 млрд в 2015 г. до 184 млрд в 2017 г.).

По мнению вице премьера А. Двороковича увеличить ассигнования бюджета, которые идут в федеральный дорожный фонд, можно из совокупных доходов. Часть сборов НДПИ можно направить на доходы, не нарушая бюджетного правила, объясняет он. О том, что потери дорожных фондов могут быть компенсированы за счет части поступлений НДПИ.

Рассчитать поступления в региональные фонды сейчас сложно, но в течение трех лет они станут более стабильными и тогда можно будет законодательно зафиксировать размер трансферта в виде процента от базовой части федерального фонда, указывает чиновник финансово-экономического блока. Сейчас он оценивается в 315 млрд руб. на 2015-2017 гг., это около 20% федерального дорожного фонда на эти три года. Важно, чтобы трансферт регионам был закреплен, подчеркивает чиновник, курирующий инфраструктуру, иначе он может стать формой «доброй помощи» - сегодня помогли, а завтра нет .

Проблема плохих дорог в России будет решена к 2020 г. . В течение 5-7 лет содержание федеральных дорожных объектов из федерального бюджета будет доведено до 70% от норматива. Это произойдет благодаря увеличению с 2011 г. акцизов на бензин и созданию федерального и региональных дорожных фондов. Далее, содержание федеральных дорожных объектов из бюджета РФ должно быть доведено до 100% от норматива. Основными источниками образования дорожного фонда в РФ являются: налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств; средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкции и т.д.(табл.1).


Заключение

Исходя из вышеизложенного дорожный фонд это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Важно выделить положительные и отрицательные моменты системы финансирования дорожного хозяйства с использованием Федерального дорожного фонда.

К положительным моментам можно отнести следующие:

возможность гарантированного финансирования заключенных контрактов;

повышение гибкости и оптимизация реализации программ дорожных работ путем гарантированного переноса остатков ассигнований неиспользованных в текущем году на очередной финансовый год;

увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства за счет привлечения неналоговых источников и зачисления в дорожные фонды фактических доходов от акцизов на автомобильное топливо;

расширение использования механизмов долгосрочных контрактов на дорожное хозяйство в целях повышения качества и долговечности автомобильных дорог;

образование стимулов у органов управления дорожным хозяйством для повышения эффективности бюджетных расходов, поиска неналоговых источников финансирования.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

в посткризисный период не все субъекты РФ могут направить доходы в размере 100% нормативов от акцизов на топливо и транспортного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, на создание региональных дорожных фондов, так как встает вопрос об источниках финансирования расходов на социальные расходы, выполнение публичных нормативных обязательств и выплату с учетом заявленного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы;

недостаточность ассигнований вновь создаваемых дорожных фондов на нормативное финансирование ремонтов региональных автомобильных дорог, а также развития новой сети дорог.

Использованная литература

1. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ: Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 2009. - № 145. - Ст.1,2.

. Дорожные фонды: Бюджетный кодекс РФ от 30.11.2011 № 361-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - 2011. - № 68. - Ст. 179.4.

. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 179.4

. Закон О федеральном бюджете РФ на 1999 г. стр.13.

. Газета Ведомости № 3655 от 19.08.2014 под заголовком: «Налоговый маневр на дороге».

. Дорожные фонды: Бюджетный кодекс РФ от 30.11.2011 № 361-ФЗ // СПС«Консультант Плюс». - 2011. - № 68. - Ст. 179.4

. Белозеров О. В. Итоги 2008 года, задачи и перспективы 2009-2010 годов: Федеральное дорожное агентство. Материалы научно-практической конференции. - М. - № 4. - 2009.

. Интернет-журнал «Экономические исследования», №3 (12), Сентябрь 2012

Актуальные проблемы финансового обеспечения дорожной отрасли.

Похожие работы на - Специфика функционирования дорожного фонда Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!