Учет продажи товаров в кредит

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет продажи товаров в кредит















УЧЁТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КРЕДИТ

Гражданским кодексом РФ предусмотрено два варианта оплаты покупателями товаров, приобретенных в кредит:

-й вариант: оплата товара через определённое время после его передачи (ст. 488 Гражданского кодекса РФ).

В этом случае в договоре о продаже товара в кредит должен быть предусмотрен срок оплаты товара. Если такой срок не указан, то следует руководствоваться статьёй 314 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой статье оплата товара должна быть произведена в разумный срок. По истечении указанного срока должник обязан погасить задолженность в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о погашении задолженности.

В свою очередь, если продавец не исполнил свои обязанности по передаче товара, то следует руководствоваться статьёй 328 Гражданского кодекса. Согласно этой статье, покупатель вправе не оплачивать товар согласно условиям договора либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения ущерба.

Если покупатель, получивший товар, не оплачивает его в установленный срок, то продавец может потребовать возврата неоплаченных товаров;

-й вариант: оплата товара в рассрочку (ст. 489 Гражданского кодекса РФ).

В этом случае договор о продаже товара в кредит считается заключённым, если в нём указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

Если покупатель не вносит очередной платёж в срок, установленный договором, то продавец может потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда покупатель внес более половины стоимости товара.

Если продавец не передал товар покупателю в сроки, установленные договором, то покупатель может не вносить очередные платежи либо потребовать прекращения действия договора и возмещения понесённого ущерба.

При любом варианте оплаты товара, проданного в кредит, на просроченную сумму уплачиваются проценты в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса РФ (если иное не предусмотрено самим договором продажи). Проценты начисляются со дня, когда покупатель должен был внести плату по договору, до того дня, когда он фактически внёс эту плату. Размер процентов определяется установленной в месте жительства покупателя учётной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства по оплате товара. Договором может быть предусмотрена иная ставка процентов на просроченную часть платежа.

Товар, проданный покупателю в кредит, до момента его полной оплаты считается находящимся в залоге у продавца, если иное не предусмотрено договором.

При продаже товара в кредит в бухгалтерском учёте отражается выручка от продаж в размере полной продажной стоимости товара.

Если договором предусмотрена уплата процентов за отсрочку или рассрочку платежа (проценты за кредит), то сумма процентов также отражается в выручке от продаж. Бухгалтер отражает выручку от продажи товаров в кредит на основании ведомости-описи поручений-обязательств формы КР-3, которая сдаётся в бухгалтерию вместе с товарным отчётом. Выручка от продажи товаров в кредит отражается проводками:

Дебет 62-1 Кредит 90-1 - на стоимость переданного товара в продажных (розничных) ценах и сумму процентов за кредит;

Дебет 90-3 Кредит 68-3 - на сумму НДС со стоимости проданного товара (включая проценты за кредит).

На основании распоряжения об отпуске товара формы № КР-4, которое также прикладывается к товарному отчёту, бухгалтер списывает стоимость проданного в кредит товара с материально ответственного лица:

Дебет 90-2 Кредит 41-2 - списана полная стоимость товара, проданного в кредит. Списание производится в продажных (розничных) или покупных ценах в зависимости от выбранного организацией способа учёта товарных запасов.

Погашение задолженности покупателя отражается проводками:

Дебет 50 Кредит 62-1 − при внесении оплаты за товар в кассу торговой организации

Дебет 51 Кредит 62-1 − при оплате товара организацией, в которой работает покупатель, по поручению-обязательству.

Если торговая организация продаёт товары в кредит своим работникам, то указанная операция отражается проводками:

Дебет 73-3 Кредит 90-1 - отражена стоимость (в розничных ценах) проданного в кредит своему работнику товара и сумма процентов за предоставленный кредит

Дебет 90-2 Кредит 41-2 - списана стоимость проданного в кредит товара по учётным ценам

Дебет 90-3 Кредит 68-3 - начислен НДС со стоимости проданного товара (с учётом процентов за кредит)

Дебет 70 Кредит 73-3 - произведено удержание оплаты за товар из заработка работника

Дебет 50 Кредит 73-3 - работник внёс задолженность за товар в кассу организации

Дебет 51 Кредит 73-3 - работник перечислил сумму задолженности со своего банковского счёта.

Проценты за просрочку платежа отражаются проводкой:

Дебет 50, 51 Кредит 91-1 «Прочие доходы».

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ПО РАЗНЫМ СТАВКАМ НДС

Учёт в розничной торговле

Предположим, что торговая организация осуществляет продажу продовольственных товаров, облагаемых по ставке НДС 10%, и одновременно реализацию кондитерских изделий, которые попадают под действие ставки НДС 18%.

Как в данном случае следует определять налогооблагаемую базу по НДС? Налоговое законодательство в такой ситуации требует обязательного ведения раздельного учёта, в противном случае организации придётся заплатить НДС со всего налогооблагаемого оборота по максимальной ставке.

Если организация осуществляет реализацию товаров с разными ставками налога, то на основании ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учёте - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Следовательно, для того чтобы правильно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определить налогооблагаемую базу по ставке 10% и налогооблагаемую базу по ставке 18%.

Пример 1

Торговое предприятие 000 «Стэлла» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров с разными ставками НДС. За июль выручка от реализации товаров населению за наличный расчёт составила 1 580 000 руб., в том числе:

  • облагаемых НДС по ставке 10% - на сумму 580 000 руб.;
  • облагаемых НДС по ставке 18% - на сумму 1 000 000 руб.
  • 000 «Стэлла» ведёт раздельный учёт реализации товаров. Рассчитаем сумму НДС, которую необходимо начислить с товарооборота.
  • Цена товара в рознице складывается из цены товара, которую заплатили поставщику, + величина торговой наценки + НДС с продажной стоимости товара.
  • Торговая наценка представляет собой сумму расходов на продажу, плановую прибыль от торговых операций, НДС с продажной стоимости товара.
  • Сумма НДС по ставке 18% составит:
  • 1 000 000 руб.: 118% х 18% = 152 542 руб.
  • Сумма НДС по ставке 10%:
  • 580 000 руб. : 110% х 10% = 52 727 руб.
  • Общая сумма начисленного НДС:
  • 152 542 руб. + 52 727 руб. = 250 269 руб.
  • Рассмотрим, в какую ситуацию попадёт организация при отсутствии раздельного учёта по НДС при реализации товаров.
  • Сумма НДС по ставке 18% составит:
  • 1 580 000 руб. : 118% х 18% = 241 017 руб.
  • Из приведённого примера следует, что отсутствие раздельного учёта в организации негативно сказывается на её прибыли.
  • В целях исчисления НДС при реализации товаров по разным ставкам налогоплательщикам следует самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учёта. Методы организации такого учёта в обязательном порядке должны быть отражены в учётной политике организации.
  • Учёт в оптовой торговле
  • Налоговое законодательство (ст. 164 НК РФ) предусматривает несколько ставок налога для торговых операций, а именно 0%, 10%, 18%.
  • Нулевая ставка используется при экспортных операциях, причём налогоплательщик, осуществляющий реализацию товаров в таможенном режиме экспорта, имеет определённую льготу: при использовании ставки 0% он имеет право на вычет «входного» НДС. Порядок возмещения «входного» налога определён ст. 165 НК РФ.
  • Перечень товаров, при реализации которых используется ставка 10%, достаточно большой, он установлен п. 2 ст. 164 НК РФ. Следует иметь в виду, что данный перечень закрытый и расширению не подлежит.
  • Во всех остальных случаях реализация товаров производится по ставке 18%.
  • Осуществляя операции, признаваемые объектом налогообложения, торговая организация начисляет сумму налога, подлежащую уплате, а затем определяет окончательную сумму налога, которую следует уплатить в бюджет.
  • При расчёте окончательной суммы налога из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченные поставщикам, в соответствии с требованиями ст. 171 НК РФ.
  • Для отражения операций по НДС Планом счетов бухгалтерского учёта предназначено два счёта - счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» и счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС».
  • Счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретённым ценностям, а также работам, услугам.
  • Все суммы «входного» налога предварительно учитываются по дебету счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям». То есть по дебету счёта 19 указываются суммы НДС, отражённые в документах, полученных от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
  • Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счёта 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «НДС».
  • Если в расчётных документах, подтверждающих стоимость приобретённых товаров (работ, услуг), сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчётным путём не производится.
  • Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС», в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счёта 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае получения оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок - со счётом 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «НДС с предоплаты».
  • Следует обратить внимание, что на начисление НДС с суммы оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров можно отражать в учёте двумя способами:
  • Дт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», субсчёт «Предварительная оплата»
  • Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС», или
  • Дт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
  • Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчет «Расчёты по НДС».
  • Организация может использовать любой из приведённых способов отражения НДС по суммам предварительной оплаты. При этом выбранный метод желательно указать в учётной политике организации для целей бухгалтерского учёта.
  • После определения дебетового и кредитового оборотов по счёту 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС» определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
  • В ст. 149 НК РФ перечислены операции освобождаемые от налогообложения.
  • В случае если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, она в обязательном порядке должна вести раздельный учёт таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
  • Кроме того, необходимость раздельного учёта в организациях оптовой торговли возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. Несмотря на то что НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учёт при реализации товаров по разным ставкам (в отличие от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобождённых от налогообложения операций), делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объёма реализации.
  • Ведение же раздельного учёта в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (п. 1 ст. 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами п. 1 ст. 166 НК РФ: сумма налога при определении налоговой базы согласно ст. 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учёте - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
  • Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учёта в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж продавец - плательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счёт-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная по этой ставке. Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена ст. 169 НК РФ. Напомним, что согласно ст. 168 НК РФ:
  • счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара;
  • в расчётных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.
  • Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается счёт-фактура без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счёте-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
  • Выставленный счёт-фактура в соответствии с требованием п. 3 ст. 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учёт товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобождённых от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации.
  • Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учёте реализации товаров по разным ставкам.
  • В связи с тем, что в книгу продаж наряду с операциями по реализации товаров заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям (например, суммы предварительной оплаты или иные платежи, связанные с расчётами за товары), организация торговли перед заполнением налоговой декларации, видимо, должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы НДС, начисленной к уплате, следует выделить суммы налога, относящиеся к разным видам доходов.
  • Варианты ведения раздельного учёта НДС
  • Согласно п. б ст. 168 НК РФ при реализации товаров населению в розницу сумма НДС входит в цену этих товаров. Следовательно, нельзя сразу определить, глядя на ценник товара, какой НДС (18% или 10%) там заложен.
  • В оптовой торговле на основании счёта-фактуры можно сразу определить, по какой ставке НДС облагается товар.
  • В рознице по каждой операции счёт-фактура не выписывается, тем более что в книгу продаж в розничной торговле вносятся показания ККТ, и если продавец выпишет такой счёт-фактуру, то, по правилам, он должен его также зафиксировать в книге продаж. Налицо двойное налогообложение: одна и та же покупка дважды попадет под налогообложение.
  • Глава 21 НК РФ требует ведения обязательного раздельного учёта в случаях, когда налогоплательщик осуществляет налогооблагаемые операции и операции, не подлежащие (освобождённые) налогообложению. Это требование предусмотрено п. 4 ст. 149 НК РФ. И если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учёт таких операций.
  • При реализации товаров по различным ставкам такое требование законодательством не предусмотрено.
  • Идеальным вариантом ведения раздельного учёта в организациях розничной торговли может стать применение ККТ, обрабатывающей информацию о продаваемых товарах по специальным штрих-кодам, наносимым на товар, находящийся в продаже. Информация считывается с продаваемого товара и обрабатывается специальной программой, в результате чего организация имеет информацию по проданным товарам с разбивкой по различным ставкам НДС.
  • Весьма распространённым на сегодняшний день остаётся проведение инвентаризации по товарам. При этом в инвентаризационных ведомостях должна содержаться дополнительно информация об остатках товаров и ставках налога.
  • Это очень трудоёмкий способ, применять его фактически могут только организации торговли, имеющие небольшой товарооборот.
  • Инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в налоговый период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчётным месяцем.
  • Данные инвентаризации должны содержать всю необходимую информацию для определения налогооблагаемой базы и суммы налогов. В этом случае данные о продажах товаров, реализованных за отчётный период, будут известны только в конце налогового периода, и соответственно внести записи в книгу продаж можно только в конце налогового периода. Необходимо закрепить данный порядок заполнения книги продаж в учётной политике организации.
  • Учёт при закупке сельхозпродукции
  • товар покупатель кредит задолженность
  • Книга покупок предназначена для определения суммы «входного» НДС, который организация имеет право принять к вычету.
  • В соответствии с п. 11 Правил ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, утверждённых Постановлением № 914, в книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:
  • при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг),включая основные средства и нематериальные активы;
  • участником биржи (брокером) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг;
  • комиссионером (агентом) от комитента (принципала) по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя комиссионера (агента).

Все остальные полученные счета-фактуры должны быть отражены в данном регистре.

Налоговой базой по НДС при реализации тех товаров, которые попадают в организации торговли стандартным способом - от поставщиков, занимающихся оптовыми поставками и являющихся плательщиками данного налога, является цена реализации данных товаров.

Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утверждён Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. № 383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Следовательно, если реализуемая торговой организацией продукция попадает в данный перечень, то налоговая база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации и ценой приобретения.

Пример 2

«Стэлла» осуществляет продажу в розницу картофеля, закупленного у физических лиц.

При покупке картофеля в бухгалтерском учёте делаются следующие записи:

Дт 41 Km 60 - 20 000 руб.

принят к учёту закупленный у физических лиц картофель (2 500 кг х 8 руб.);

Дт 60 Km 50 - 20 000 руб.

произведена оплата физическим лицам.

Отпускная цена картофеля (с учётом НДС) установлена в размере 12 руб. за 1 кг.

Сумма выручки от реализации картофеля составила

500 кг х 12 руб. = 30 000 руб.

Налоговая база определяется как разница между отпускной ценой картофеля, с учётом НДС, и ценой приобретения картофеля, следовательно, налоговая база составит

000 руб. − 20 000 руб. =10 000 руб.

Если продукция закуплена у физического лица, не являющегося плательщиком НДС, то сумма НДС определяется согласно ст. 164 НК РФ расчётным методом.

Картофель облагается НДС по ставке 10% в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ, поэтому используем расчётную ставку 10%/110%.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет равна

000 руб. х 10% : 110% = 909,09 руб.

При закупке продуктов у населения, необходимо правильно заполнить все первичные документы. Торговая организация должна обязательно оформить закупочный акт формы № 0П-5. Данный документ унифицирован и приведён в Альбоме унифицированных форм первичной учётной документации по учёту операций в общественном питании, утверждённом Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. № 132.

Акт составляется в двух экземплярах в момент, когда осуществляется закупка продукции у населения представителем организации-покупателя.

Представители торговых организаций должны требовать документы, подтверждающие качество продукции и то, что данный товар прошёл санитарно-эпидемиологический контроль и не представляет опасности для населения (например, ветеринарное свидетельство).

Так как организация закупает продукцию у физического лица, которое не является плательщиком НДС, следовательно, продавец (физическое лицо) не выписывает счёт-фактуру, следовательно, торговая организация не отражает операцию в книге покупок. При реализации товара, закупленного у населения, организация должна сделать запись в книгу продаж. Целесообразно на основании ленты ККТ выписать счёт-фактуру в одном экземпляре, где стоимость товара и сумму НДС отразить с учётом положений п. 4 ст. 154 НК РФ.

товар покупатель кредит задолженность

Библиографический список

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2 . - М. : Проспект, 2007

.Налоговый кодекс Российской Федерации : в 2 ч. - М. : Книга сервис, 2008. - 384 с.

.О бух¬галтерском учёте : федер. закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

.Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в виде капитальных вложений (с изменениями и дополнениями) : федер. закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.

.Учёт договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008 : утв. приказом Минфина России от 24.11.2008. № 116н. ( в ред. приказа Минфина России от 23.04.2009 № 35н).

.План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению : приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

. Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ : приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

. Положение по бухгалтерскому учёту 1/08 «Учётная политика предприятия» : приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. № 106н.

.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств : приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

. Методические рекомендации по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5) .

.Богатая И. Н. Бухгалтерский учёт / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 608 с. - (Серия «Учебные пособия»)

. Верещагин С. А. Строительство: бухгалтерский и налоговый учёт у инвестора, заказчика и подрядчика / С. А. Верещагин - М. : ИнформцентрХХ1 века, 2004. - 216 с.

. Ерофеева В. А. Бухгалтерский учёт с элементами налогообложения : учебник / В. А. Ерофеева, Г. В. Клушанцева, В. Б. Кемтер - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. - 631 с.

. Курбангалеева О. А. Комментарий к новому ПБУ 2/2008 / О. А. Курбангалеева // Материалы сайта www. Audit-it.ru.

. Остафий И. Б. Особенности учётной политики при применении ПБУ 2/2008 / И. Б. Остафий //В курсе правового дела. 2009 г.

. Николаева Г. А. Бухгалтерский учёт в торговле. - М. : Приор-издат, 2007 / Г. А. Николаева, Л. П. Блицау - 352 с.

. Травкина Е. Документальное оформление поступления товара / Е. Травкина // Бухгалтерские вести. 2007

. Николаева Г. А. Бухгалтерский учёт в торговле / Г. А. Николаева, Л. П. Блицау - М. : Приор-издат, 2007. - 352 с.

. Федотов А. В. Бухгалтерский учёт в торговле. - М. : ИНФРА−М, 2006. - 318 с.

. Цивилева Е. Строительный подряд: результат "по мере готовности / Е. Цивилева // Практическая бухгалтерия. 2009 № 11.

. Материалы сайтов www. Audit-it.ru, www. klerk.ru, www. provodka.ru.

Похожие работы на - Учет продажи товаров в кредит

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!