обеспечение высокой культуры торгового обслуживания покупателей.
Миссия, определенная ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт», - повышение благосостояние наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса. Площадь торгового зала магазина составляет 374 кв. м. Общая площадь магазина 613,2 кв. м. В магазине осуществляется универсальная форма торговли - самообслуживание. График работы с 8.00 до 23.00. Кадровый состав состоит из 14 работников: директор, товаровед (1 человек), старший продавец (2 человека), бухгалтер (1 человек), продавец-кассир (5 человек), грузчик (4 человека), уборщик (1 человек).
В административную группу входят директор, бухгалтер, товаровед. В исполнительную группу входят старшие продавцы, продавцы-кассиры, грузчики и уборщицы. В организационной структуре предприятия нет подразделений, занимающихся маркетингом. Кадровыми вопросами занимается директор. Ассортимент магазина составляет 4086 наименований (продовольственных товаров, мелкой бытовой техники, сопутствующих товаров, бытовой химии и косметики).
Главной конкуренцией ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт» являются городские магазины этого района. У них среднее и высокое качество продукции. Находятся магазины на центральных и отдаленных улицах города. Цены довольно приемлемые для жителей города среднего достатка.
Ассортимент широкий. Имидж и репутация надежны. Магазин не имеет возможности самому производить продукцию, поэтому он закупает их у торговых фирм: ОАО «Арго», ОАО «Мир», СПК «Калиновка». Анализ динамики основных экономических показателей коммерческой деятельности ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт» в 2012-2013 гг., представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные экономические показатели коммерческой деятельности ИП Балахов С.Г. универмаг «Холодок» за 2012-2013 гг.
Показатели2012 г2013 г2013 г. к 2012 г., %Розничный товарооборот без НДС, тыс. руб.65365,069856106,9Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.54252,957631,2106,2Расходы на реализацию, тыс. руб.7255,57719,1106,4Балансовая прибыль тыс. руб.3494,73815,2109,1Прибыль (убыток) к распределению, тыс. руб.2795,93052,2109,1Ср. списочная численность работников, чел.2424100,0Фонд оплаты труда, тыс. руб.4519,24612,9102,1Производительность труда, тыс. руб.2723,52910,7106,9Товарооборот, приходящийся на 1 кв. м. торговой площади тыс. руб.174,8186,8106,9
В 2013 году, по сравнению с 2012 годом темп прироста товарооборота составил 6,9%, себестоимость проданных товаров приросла на 6,2%, что говорит о небольшом росте торговых наценок. Такой рост стал возможен благодаря небольшому росту потребительских доходов в 2013 году.
Расходы на реализацию увеличились в 2013 году на 6,4%. Количество работников на предприятии не изменилось, а фонд оплаты труда повысился на 2,1%, что говорит о повышении заработной платы работникам. Производительность труда увеличилась, вследствие увеличения товарооборота.
Приведенные данные, говорят о дальнейшем росте эффективности деятельности по сравнению с 2012 годом. Данный вывод основан на более значительном увеличении прибыли предприятия (9,1%). Кроме того, необходимо учитывать также то, что численный состав работников не сократился, а ФОТ увеличился на 2,1%.
Таким образом, можно сделать вывод, что благоприятная экономическая конъюнктура позволила заметно повысить эффективности коммерческой деятельности в 2013 году.
.2 Использование маркетинга в коммерческой деятельности предприятия
Коммерческую работу на предприятии выполняет директор, в функции которого входит осуществление контроля за закупкой и реализацией товаров. [8, с. 44]
В первую очередь коммерческую работу фирма начинает с изучения и прогнозирования спроса, потребностей покупателя на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Для этого предприятие использует различные методы изучения и прогнозирования спроса: ведет оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучает заявки и заказы покупателей на приобретение товаров, анализирует неудовлетворенный спрос покупателей. Эту информацию, как правило, предоставляют продавцы товара, т.к. они непосредственно общаются с покупателями и знают их потребности на те или иные товары.
Но только с помощью методов маркетинга фирма может получить необходимую информацию о товаре, о ценах, которые готовы заплатить потребители, о емкости рынка. И уже по результатам маркетинговых исследований руководство фирмы строит свою политику закупок, заключая договора с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса.
В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, предприятиям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции.
В данных рыночных условиях каждое предприятие вынуждено в той или иной форме заниматься маркетинговой деятельностью, так как от этого зависят его стабильность и процветание. Крупные торговые организации имеют развитую маркетинговую службу. Мелкие пока не имеют возможности придавать этому должное значение, но поскольку маркетинг игнорировать нельзя, предприятие не может не заниматься им.
Рассмотрим, как предприятие осуществляет основные функции маркетинга, без правильной реализации которых невозможно успешное существование фирмы. К этим функциям относятся: изучение методов и способов сбыта; организация рекламы; формирование потребительского спроса; стимулирование сбыта.
На данном этапе развития фирма не имеет специальной маркетинговой службы. Но так как в современных условиях успешное существование предприятия без проведения маркетинговых мероприятий затруднено, фирма не может игнорировать маркетинговые работы.
Как и на многих предприятиях малого и среднего бизнеса, маркетингом занимаются лица, совмещающие эту работу с другими обязанностями. То есть основные функции маркетинга распределены между сотрудниками общества, по большей мере их выполнение возложено на директора.
Цели и задачи маркетинговых работ, проводимых фирмой, типичны для всех служб маркетинга. Цели состоят в следующем:
-удовлетворение требований (потребностей) потребителей на рынке обуви;
-снижение затрат на приобретение, транспортировку, хранение и реализацию продукции, с целью получения прибыли за счет более эффективного использования возможностей предприятия;
-обеспечение увеличения объемов продаж на рынке, на базе роста сбыта и достижения своего превосходства над конкурентами.
Основные задачи:
-сбор информации о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях потребителей;
-разработка текущих, среднесрочных и долгосрочных планов маркетинга и прогнозирование объема продаж по каждому виду продукции;
-работа по совершенствованию предложения своей продукции, изучению и поиску новых товаров для удовлетворения меняющихся потребностей потребителей;
-формирование спроса и стимулирование сбыта товаров, а также создание благоприятного имиджа и повышение престижа предприятия.
В Кизилюрте действуют разные каналы сбыта в системе розничной торговли. Самые значительные:
) Рынки. Несомненно, рынки занимают большую долю в общей структуре розничных продаж. Особенно это касается посуды. Столь большие объемы продаж на рынках вызваны тем, что они ориентируются на самые многочисленные слои общества средний и базовый, которых, прежде всего, привлекает дешевизна предлагаемых товаров. А во-вторых, большой ассортимент и возможность выбора в одном месте у нескольких продавцов.
Но в то же время, совершая покупку на рынке, увеличивается риск приобретения некачественных или бракованных товаров, так как очень часто такие товары оказываются поддельными (особенно мелкая техника) либо неизвестных марок сомнительных производителей.
Но несмотря на это и ряд других факторов (нередкое отсутствие гарантийного обслуживания, низкий уровень оказываемой помощи) рынки занимают ведущие позиции в общем объеме продаж.
) Супермаркет «Атлант». Является по сути главным конкурентом ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт». Магазин обладает большей торговой площадью, что позволяет ему иметь более широкий ассортимент товаров. Специализируется на продаже продуктов питания. А так же является продавцом крупной бытовой техники(рефрижераторы), но в данной области предприятия не конкурируют.
По последним статистическим данным отмечается, что с каждым годом рождаемость в городе увеличивается, растет количество жителей города, и это теоретически ведет к увеличению числа пользователей и потребителей продуктов питания и мелкой техники.
Рекламная компания - это комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых рекламодателем с привлечением рекламного агентства, с использованием различных видов рекламы и средств распространения. [6, с. 87]
Как правило, такие организации ограничиваются периодически повторяющимися рекламными объявлениями. Аналогично поступает и ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт», выбрав за основу самый эффективный способ рекламы - радиорекламу. Радио может целый день не выключаться на кухнях, учреждениях, в автомобилях. Человек может ее как бы и не слышать, тем не менее где-то на четвертый-пятый раз название фирмы и ее выходные данные западают в память. Сила рекламы на радио - в ее повторяемости, краткости. Она опережает реакцию слушателя.
Эффективность данной рекламы обеспечивается тем, что основная часть потенциальных потребителей фирмы, заинтересованных в приобретении качественной недорогой отечественной обуви, составляют целевую аудиторию выбранного радиоканала (Чувашское радио). Также радио - наиболее оперативное средство для рекламодателя. Дав рекламу, предприятие может в тот же день услышать ее в эфире. Такой скорости не может добиться никакое другое средство.
В последнее время продукцию фирмы можно увидеть в рекламных роликах по телевизору. Конечно, телевизионная реклама самая дорогая, престижная и массовая. Правда это не означает, что она всегда самая эффективная. Но в отличие от радиорекламы, телереклама способна показать преимущества товара, продемонстрировать рекламируемый товар в действии. Здесь играет роль тот же психологический эффект - потребитель скорее зайдет в «знакомое» по телепередаче заведение. Поэтому ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» не упускает возможности привлечь потребителей с помощью телевидения.
Наружная реклама, старейшая форма рекламы, и по сей день остается одной из наиболее распространенных в рекламе товаров и услуг. Она позволяет настичь человека не дома, а на улице или во время поездок. Поэтому характерной особенностью наружной рекламы является то, что у нее многомиллионная аудитория и это упрощает решение задач, возлагаемых на нее, - сравнительно не дорогостоящий и одновременно массовый контакт с потребителями рекламы.
Как правило, такую рекламу фирма использует во время сезонной и праздничной распродажи товаров, одновременно поздравляя с праздником и напоминая о своих товарах, которые можно приобрести по случаю этого дня.
Также внешняя витрина магазинов содержит информацию о том, какую обувь можно приобрести в данном магазине. Приемы оформления, цвет, освещение связаны с предполагаемыми товарами.
Внутренняя информация магазинов фирмы различна.
В ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» над каждым экземпляром техники размещена информация об этом, поэтому покупатель легко находит нужный ему товар.
В торговом оборудовании фирмы успешно сочетаются два цвета: синий и белый. Так же эти цвета можно увидеть в наружной вывеске магазина. Соответственно форма продавцов имеет такие же два цвета.
Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекламы. В основу их положен принцип рекламного показа натурального товара. Они оказывают большое влияние на общее впечатление магазина, т.к. они помогают знакомить с основным ассортиментом товаров в магазине.
По характеру оформления в магазине используются товарно-декоративные витрины. Для освещения же витрин используются люминесцентные лампы.
Эффективное рекламное воздействие на покупателей оказывает выкладка товаров на торгово-технологическом оборудовании. [2, с. 65]
В магазине ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» товары красиво выложены на пристенном и прилавочном оборудовании, привлекая покупателей и информируя их об имеющихся в продаже товаров.
Но чтобы эффективность рекламы была максимальной, необходимо определить группы потребителей, их спрос, интересы и требования. Для этого надо проводить исследования, опросы, анализировать отзывы потребителей и вносить изменения в деятельность фирмы согласно полученной информации. По большей мере такую работу проделывают достаточно крупные организации. Предприятия среднего бизнеса ограничиваются наблюдением и определением общего портрета потребителя. Так и ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» ориентирует свою деятельность на наибольшую группу покупателей - семьи со средним уровнем дохода.
К средствам стимулирования прибегает большинство организаций, в т.ч. и ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт».
Как правило, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на потребителя, чаще всего преследуют цель познакомить потребителя с новинкой, «подтолкнуть» его к покупке. Фирма использует для этого следующее:
-скидки с цены (скидки на устаревшие модели товара, скидки по дисконтным картам);
-гарантия бесплатного ремонта или замены дефектного изделия, гарантия безусловного возврата денег за товар в случае, если он не понравится покупателю.
Все это имеет большое значение при выборе места потребителя сделать покупку.
Однако недостаточно привлечь потенциального покупателя в магазин. Нужно заинтересовать его в совершении покупки именно здесь. Поэтому так важна индивидуальная работа с каждым покупателем. Фирма для этого использует консультации продавца с помощью специальных каталогов. Данный способ является наиболее эффективным в убеждении потребителя сделать покупку, так как убедительные, но ненавязчивые рекомендации продавца оказывают серьезное влияние на выбор покупателя.
В феврале-марте 2014 г. были осуществлены работы по изготовлению такой значимой и популярной сейчас, наружной рекламы: у магазина в ближайшее время появится новая вывеска.
Таким образом, несмотря на то, что у фирмы нет специальной службы маркетинга, она по мере своих возможностей довольно хорошо справляется с его основными функциями. И это в свою очередь создает необходимую базу для организации в ближайшем будущем такой службы, которая в полной мере займется маркетингом для более успешного функционирования фирмы.
2. Направления совершенствования маркетинговой деятельности в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
.1 Совершенствование использования маркетинга в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец старается выделить свой товар, сделать его привлекательным, востребованным, обладающим необходимыми для потребителя свойствами.
Производитель, в свою очередь, прикладывает много усилий, создавая торговую марку: разрабатывает товар, учитывая все особенности рынка, потребности и стиль жизни потенциальных покупателей.
Когда уже создана торговая марка, готова упаковка товара, разработаны методы коммуникации с потребителем для формирования необходимого спроса, остается последнее - выделить товар и добиться, чтобы он продавался лучше, чем у конкурента. [18, с. 85]
Постоянно растет число торговых предприятий, и это приводит к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга.
Мерчандайзинг - предоставление товара и торговых услуг в розничном торговом предприятии. Он включает: развитие самообслуживание и других форм активной продажи; выкладку и демонстрацию товара, его потребительских свойств; использование упаковки и маркировки с исчерпывающей информацией для покупателей; гибкую политику цен; внутри магазинную рекламу; расширение дополнительных торговых услуг; стимулирование спроса. [12, с. 132]
В больших организациях выделяются специально подготовленные сотрудники - мерчандайзеры. Мерчандайзинг изменил представление о дизайне торговых точек, который раньше основывался на том, что магазин должен быть красивым и удобным. Теперь дизайн должен быть еще функциональным и целевым, чтобы привлекать покупателей и приносить максимальную прибыль. Таким образом, цель мерчандайзинга - способствовать выгодной продаже и наиболее полному удовлетворению потребительского спроса.
ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» недостаточно использует возможности мерчандайзинга. Среди ассортимента каждой товарной группы можно достаточно четко выделить товарные марки, которые завоевали наибольшую популярность среди потребителей. Торговля товарами этих марок приносит магазину основную прибыль. Следовательно, задача торгового предприятия заключается в использовании рычагов, с помощью которых можно влиять на выбор покупателей.
Дополнительный эффект можно получить, увеличив время пребывания покупателя в торговом зале, оказав ему помощь в поиске и выборе необходимого товара, превратив этот процесс в увлекательное занятие.
Так же, в торговом зале можно создать соответствующее настроение с помощью легкой и спокойной классической музыки, негромко, но разборчиво звучащей, без слов, создавая лишь фон.
Также следует заметить, что и приятные запахи положительно влияют на настроение и самочувствие людей, вызывая чувство радости, подъем и эстетическое наслаждение. Запахи не только заставляют купить здесь и сейчас, но и создают благоприятное настроение для покупок, что гораздо важнее. Согласно проведенным исследованиям, запах ванили и шоколада на 15% стимулирует объем продаж в кондитерских отделах. Поэтому ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт» необходимо использовать ароматерапию.
В этом случае уют и высокий уровень обслуживания магазина удовлетворит даже самых придирчивых покупателей.
Следует обратить внимание на значительность и популярность наружных средств информации. Нужно сделать все, чтобы потенциальный покупатель, во-первых, нашел или заметил место продаж (с помощью наружных средств оформления). Сюда можно отнести и комплексное оформление фасада, и вывески, и различные выносные конструкции.
Во-вторых, если покупатель заметил место продаж обувного магазина, необходимо побудить его зайти, а не пройти мимо. Как раз наружное оформление позволяет покупателю определить, какой тип торговой точки перед ним, какие товары здесь могут продавать, какова может быть цена. Можно с уверенностью сказать, что безликое, неаккуратное или несоответствующее наружное оформление отпугнет многих потенциальных покупателей. Наружная вывеска магазина «У нас есть все!» недостаточно привлекает покупателей, так как имеет небольшой размер и неяркую окраску, что незаметно на фоне других вывесок близлежащих магазинов. И этому, в первую очередь, «Резон - продукт» должен уделить должное внимание, так как от этого зависит прибыльность и эффективность работы предприятия в целом.
По моему мнению, фирме следует заключать договора не только с крупными, но и с мелкими производителями. Ведь сочетание в магазине продукции разных фабрик (по объему производства, по стилю производства) позволит привлечь больше покупателей.
Грамотный подход к ценообразованию позволит окупить затраты и привлечь как можно больше представителей разных слоев населения.
Предприятие прилагает максимум усилий по изучению рынка. Но проведение самостоятельных исследований рыночных процессов не всегда являются эффективными, т.к. они ограничены кадровым потенциалом и недостаточным финансированием.
Поэтому в дальнейшем необходимо использовать для проведения рыночных исследований посреднические организации, возможности которых значительно больше. Эти организации (ассоциации, бюро, агентства, ВУЗы, колледжи) осуществляют такие исследования на коммерческой основе, но тем самым есть уверенность, что информация будет достоверной, своевременной и надежной.
В данное время предприятию не выгодно создавать специальный отдел маркетинга, т.к. фирма не крупная и с текущими маркетинговыми работами вполне справляется коммерческий директор.
В перспективе, с учетом расширения фирмы будет необходимо введение маркетинговой службы. Представим в виде рисунков этапы развития службы маркетинга ИП Муртузов Р.М. «Резон - продукт».
На первой стадии достаточно иметь одного менеджера по маркетингу, который решает все выше перечисленные задачи.
В «Службу маркетинга» привлекают еще одного человека, т.е. работника ответственного за планирование и ответственного за реализацию.
На третий стадии уже формируются отделы: отдел планирования и отдел реализации. Это говорит о том, что служебный персонал увеличится.
На четвертой стадии происходит разделение вышеперечисленных отделов на отдел по изучению рынка; планированию поставок; рекламе и продвижению товара; товародвижению, сбыту и обслуживанию.
Организация маркетинговой службы предприятия может включать следующий комплекс операций:
- Построение (выбор) структуры службы маркетинга.
- Подбор и обучение маркетологов.
- Распределение задач, прав и ответственностей.
- Создание условий для эффективной работы маркетинговой службы.
- Создание условий для эффективного взаимодействия маркетинговой службы с остальными сотрудниками предприятия.
- Составление плана действий на предстоящий краткосрочный период.
- Выполнение работ согласно составленному плану.
- Анализ проделанной работы:
-сравнение достигнутых предприятием результатов после выполнения плана действий маркетинговой службы с результатами прошлых периодов;
-выявление необходимости в изменениях в деятельности маркетинговой службы.
. Составление плана циклического управления фирмой на принципах маркетинга с учетом замечаний предыдущего опыта.
. Переход на циклическое управление фирмой на принципах маркетинга.
. Оценка получаемых данных с целью определение подходящего момента перехода к следующей стадии развития службы маркетинга.
Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии, в т.ч. его маркетинговой деятельности, более четкая детализация функций и задач управления на основе современных методов и технических средств определяют и во многом решают проблему повышения качества работы предприятия в целом.
Заключение
В Результате прохождения практики была изучена хозяйственная деятельность ИП Муртузов «Резон - продукт», показатели коммерческой деятельности предприятия.
ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт» - это юридическое лицо, основной целью которого является торговля продовольственными товарами, мелкой бытовой техникой, а так же сопутствующими изделиями и товарами.
Магазин находится по адресу РД г. Кизилюрт ул. Г. Цадаса 81
Миссия, определенная ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт», - повышение благосостояние наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса. Площадь торгового зала магазина составляет 374 кв. м. Общая площадь магазина 613,2 кв. м. В магазине осуществляется универсальная форма торговли - самообслуживание. График работы с 8.00 до 23.00.
На данном этапе развития ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт» не имеет специальной маркетинговой службы. Но так как в современных условиях успешное существование предприятия без проведения маркетинговых мероприятий затруднено, фирма не может игнорировать маркетинговые работы.
Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии, в т.ч. его маркетинговой деятельности, более четкая детализация функций и задач управления на основе современных методов и технических средств определяют и во многом решают проблему повышения качества работы предприятия в целом.
Коммерческая деятельность ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт» достаточно эффективна, так как она не только покрывает издержки, но и получает прибыль. Товарооборот за 2013 год, по сравнению с 2012 годом, увеличился на 33,59%, которому способствовали повышение цен. Эффективность коммерческой деятельности предприятия выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров к затратам на их реализацию, которая составляет 1,03.
Для более эффективной коммерческой деятельности ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт», необходимо создать коммерческую службу с привлечением двух специалистов.
Также, для полноценного использования маркетинга в коммерческой деятельности предприятия необходимо осуществить следующие мероприятия:
-заключение договоров не только с крупными фабриками, но и с небольшими мастерскими по пошиву обуви;
-проведение SWOT - анализа;
-внедрение процесса самообслуживания в магазины ООО «Bootuz»;
-использование методов мерчандайзинга;
-проведение обучения персонала методам мерчандайзинга;
-приобретение компьютеров и компьютерной техники для сокращения времени учета и контроля;
-проведение мероприятий по оформлению магазина;
-создание необходимой соответствующей атмосферы магазина;
-изучение спроса не только на основе наблюдения, но и с использованием таких методов как опрос и анкетирование;
-проведение рекламных акций.
Таким образом, предложенные рекомендации позволят значительно увеличить розничный оборот товаров фирмы и обеспечить важные конкурентные преимущества.
1)Устав предприятия;
2)Бух. баланс за 2012-2013 гг.;
)Штатное расписание за 2012-2013 гг.;
)Прайс-лист продукции ИП Муртузов Р.М. универмаг «Резон - продукт»;