Маркетинговая деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,66 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговая деятельность предприятия

Содержание

Раздел 1. Общая характеристика предприятия

Раздел 2. Управление маркетингом на предприятии

Раздел 3. Маркетинговая деятельность предприятия

Список использованной литературы

Приложения

Раздел 1. Общая характеристика предприятия

Место прохождения практики - ОАО «Ошмянский мясокомбинат».

Юридический адрес ОАО «Ошмянский мясокомбинат»: 231103, Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Ошмяны, ул. Пионерская, 52. Контактные телефоны (факс): (01593) 44-5-44, 44-2-44,44-4-44.

Предприятие относится к мясоперерабатывающей отрасли. Имеется свой официальный сайт: <#"justify">Уставный фонд ОАО «Ошмянский мясокомбинат» составляет 2 130 869 570 руб. и делится на 35831 простую именную акцию. Акции предприятия распределены следующим образом: государству принадлежит 42,5% акций, сельхозпредприятиям - 1,4%, физическим лицам - 56,1%.

На предприятии трудится 781 работник.

Таблица 1 Финансово-экономические показатели за 2010-2012 гг. на ОАО «Ошмянский мясокомбинат»

Показатели финансово-экономической деятельности201020112012Темп роста, %2011 к 20102012 к 2010Выручка от реализации с НДС, млн.руб.210340233 480437 041111,0207,8Выручка от реализации без НДС, млн.руб.189306210132393336111,0207,8Налоги и отчисления из выручки, млн.руб.1724514 99526 91886,9156,1Балансовая прибыль, млн.руб.2345725 59126 629109,0113,5Налоги из прибыли, млн.руб.234627562834117,5120,8Чистая прибыль, всего, млн.руб.1435621 9081 734152,612,1Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода, чел.648741781114,4120,5Средняя заработная плата за последний месяц отчетного периода, тыс.руб.34563 8634 342111,8125,6Рентабельность реализованной продукции, %10,613,36,9125,565,0Прибыль на 1 раб., млн.руб/чел36,234,534,095,393,9Запасы готовой продукции на конец периода, млн.руб.254305 58620 73022,081,5Средний остаток оборотных средств, млн.руб.22,120,619,693,288,7Основные фонды предприятия на начало периода, всего, млн. руб.176340201459221340114,2125,5

Достижение стоящих перед ОАО «Ошмянский мясокомбинат» рыночных целей заключается в целенаправленном формировании и поддержании привлекательного образа предлагаемой продукции и предприятия в целом. Миссия ОАО «Ошмянский мясокомбинат» предполагает:

·Обеспечивая поставку на рынок безопасной, качественной, экологически чистой, разнообразной продукции, способствовать укреплению фундамента здоровья нации.

·Объединяя лучших специалистов и профессионалов добиваться только самых высоких показателей в экономической сфере.

·Через решения социально-значимых общественных и экономических задач обеспечить рост профессионализма, благосостояния и качества жизни для всех сотрудников предприятия.

·Понимая социальную значимость предприятия, оказывать необходимую поддержку незащищенным слоям населения, способствуя повышению уровня жизни жителей Ошмянского района.

·Обеспечить устойчивое развитие предприятия путем постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Цель - быть в числе лидеров в области производства колбасных изделий, получить признание на международном уровне как поставщика конкурентоспособной продукции, соответствующей возрастающим требованиям потребителей к качеству и безопасности продуктов питания

Производство ОАО «Ошмянский мясокомбинат» построено по принципу замкнутого технологического цикла. Процесс начинается с убоя скота, а заканчивается производством готовой продукции, ее хранением и реализацией. Только при такой схеме возможен полный контроль над всеми этапами изготовления мясопродуктов. Также, это позволяет снизить себестоимость производимой продукции и предложить на рынок качественный продукт по доступной цене.

Уровень производства соответствует международным стандартам. На предприятии функционирует: система менеджмента качества согласно требованиям СТБ ИСО 9001-2001; система безопасности на основе НАССР в соответствии с требованиями СТБ 1470.

Технологический процесс производства вареных колбасных изделий начинается с подготовки основного сырья и вспомогательных материалов.

Подготовка сырья включает размораживание, разделку, обвалку, жиловку мясного сырья. Далее происходит измельчение мяса и посол. Мясо перед посолом измельчают на волчке. Мелко измельченное мясо перемешивают с солью или рассолом 2-5 минут. Цель посола - введение в мясо посолочных веществ, для придания продукту определенного вкуса, повышение его влагоудерживающей способности при термической обработке, липкости. Смешивают измельченное мясо с солью в мешалке, затем помещают в емкости и направляют на выдержку Составление фарша. Колбасное изделие готовят по рецептуре - это точное количественное соотношение составных частей фарша. В зависимости от вида колбас согласно технологии измельчение сырья проводят на куттере. Формовка батонов. Цель формовки придание формы и предохранение от внешнего влияния. Формовка включает в себя: подготовка колбасной оболочки, шприцевание фарша в оболочку, вязку и штриховку колбасных батонов, их навешивание на полку и рамы.

Термическая обработка - это заключительная стадия производства колбасных изделий. Она включает в себя осадку, обжарку, варку, охлаждение и сушку. Упаковка и хранение. Для хранения и транспортировки колбасные изделия упаковывают в чистые металлические, пластмассовые, деревянные и картонные ящики. В каждый ящик упаковывают колбасы одного наименования. При маркировке тары указывают вид продукта, предприятие - изготовитель, дату изготовления, стандарт. Для каждого вида колбасных изделий установлены соответствующие температурно - влажностные параметры воздуха и предварительный срок хранения

ОАО «Ошмянский мясокомбинат» имеет сложившуюся систему материально- технического обеспечения. Изменений в номенклатуре потребляемого сырья и материалов не предполагается. Наибольший удельный вес (более 83%) в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы. (Рисунок 1 - Приложение 1)

Материально-техническое обеспечение предприятия осуществляется, как правило, на основании прямых договоров. Сырьевой зоной являются сельскохозяйственные предприятия Островецкого, Ошмянского, Сморгонского и Ивьевского районов Гродненской области. Предприятие имеет оптимальный радиус доставки скота - 60 км.

Закупка сырья осуществляется по централизованно устанавливаемым закупочным ценам.

Поставщиками вспомогательных материалов в основном являются предприятия Республики Беларусь.

Предприятие использует прямые связи с поставщиками, имеет склады и емкости для подготовки ресурсов в производство. Налажен учет и входной контроль по определению качества поступающего сырья и материалов. Доставка материалов производится автомобильным транспортом.

Важным показателем эффективности деятельности мясокомбината является выпуск товарной продукции из 1 тонны сырья. Так, в сопоставимых ценах в 2012 г. выпуск составил 15768 тыс. руб., в 2011 - 17809 тыс. руб. (рост 112,9 %). Снизились показатели энергопотребления (- 5,2 % в 2012 г по сравнению с 2011 г.)

На протяжении всего времени производственной деятельности на мясокомбинате постоянно наращивались мощности, проводилось техническое перевооружение. За это время на комбинате успешно реализован целый ряд инвестиционных проектов и, в частности:

В 2009 году проведена реконструкция помещения под производственную лабораторию, приобретено современное оборудование для нее для контроля качества поступающего сырья, вспомогательных материалов, технологических процессов на всех стадиях производства и контроля готовой продукции. В 2010 году проведена реконструкция колбасного цеха с расширением площадей для создания нового отдельного производства сырокопченых и сыровяленых колбас.

Также произведена замена устаревшего оборудования, в том числе: бокс для убоя КРС, шкуросъемка для съемки шкур КРС, бокс оглушения свиней, прогонный коридор с душевым комплексом для свиней, куттер вакуумный, 2 климокамеры холодного копчения, автомобили для транспортировки продукции и т.д.

Проведена реконструкция отдельных производственных подразделений. В колбасном цеху установлены климокамеры фирмы «Bertsch-Laska» (Австрия), проведена реконструкция колбасного цеха с расширением площадей. Установлена линия по упаковке колбасных изделий в газовой среде диоксид углерода-азот, что позволило обеспечить значительное увеличение сроков хранения продукции в торговой сети, отдельных видов до 5 месяцев.

В сентябре 2010 года к знаменательной дате 110-летия Ошмянского мясокомбината открыт новый цех сырокопченых колбас, оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием в полном соответствии с внедренными на предприятии системой менеджмента качества по СТБ ISO 9001, системой управления качеством и безопасностью производства по СТБ 1470 (НАССР). В частности, обеспечен режим, при котором сырье и вспомогательные материалы подаются кратчайшим путем в соответствии с температурным и технологическим регламентами. Производственные помещения расположены по ходу технологического процесса, не допускается пересечения потоков готовой продукции с сырьем - как того требуют директивы ЕС, регламенты Роспотребнадзора и наше национальное законодательство. Удачная компоновка цеха позволила повысить степень автоматизации основных операций, улучшить условия труда рабочих. В модернизированном цехе смонтировано современное оборудование, которое обеспечивает оптимальные технологические режимы, отличается высокой энергоэффективностью и низким уровнем образования отходов в процессе работы.

Износ основных фондов составил 24,8 % в 2011 г. и 31,7 % в 2012 г.

Раздел 2. Управление маркетингом на предприятии

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия ОАО «Ошмянский мясокомбинат», подчиняется непосредственно руководителю предприятия (директору) и возглавляется начальником, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия. Начальник отдела маркетинга осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела на основе единоначалия, используя активную поддержку коллектива и общественных организаций в выполнении поставленных перед отделом задач.

Распоряжения начальника отдела маркетинга являются обязательными для выполнения работниками отдела. Указания руководства предприятия, касающиеся подчиненных начальнику отдела лиц, доводятся до их сведения только начальником отдела.

Основные задачи отдела маркетинга:

§обеспечение долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии маркетинга и успешной коммерческой деятельности предприятия;

§обеспечение обоснованного планирования маркетинга с учетом результатов систематического исследования рынков и прогнозирование его конъюнктуры;

§планирование и контроль функционирования товаропроводящей и товаросопровождающей сетей;

§планирование обеспечения стимулирования покупок (на уровне конечных потребителей) и продаж (на уровне сбытового и торгового персонала);

§планирование ценовой политики предприятия и соответствующих финансовых показателей.

Некоторые функции маркетинга выполняются отделом продаж и главным технологом и главным инженером, которые при выполнении маркетинговых функций подчиняются как директору, так и начальнику отдела маркетинга.

Таблица 2 Функции маркетинга и обеспеченность их выполнения

Функции маркетингаНаименование структурного подразделенияДолжность работника, выполняющего функциюДолжностные обязанности в связи с выполнением функцииАналитическаяОтдел маркетингамаркетолог1.Изучение рынка, потребителей 2.Изучение товара (товарной структуры). 3. Анализ внутренней среды предприятия.ПроизводственнаяОтдел маркетинга, отдел снабжения, отдел качествамаркетолог, главный технолог, главный инженер1.Организация производства новых товаров, разработка новых технологий. 2.Организация материально-технического снабжения. 3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.СбытоваяОтдел маркетинга, отдел сбытамаркетолог, специалист отдела продаж1.Организация системы товародвижения. 2. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта. 3.Проведение целенаправленной товарной и ценовой политики.Управления и контроляОтдел маркетингамаркетолог1.Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. 2.Информационное обеспечение управления маркетингом. 3. Организация контроля маркетинга.

В основном все маркетинговые функции выполняются отделом маркетинга, некоторые функции выполняет также отдел продаж и главный технолог. Однако многие решения согласовываются с директором предприятия.

Таблица 3 Характеристика состава работников предприятия

Наименование показателяКол-во работниковСо специальным образованием в области маркетинга2С высшим экономическим образованием94С высшим техническим образованием69Со средним специальным образованием618Женщин421Мужчин360В возрасте до 30 лет120В возрасте 31-45 лет463В возрасте 46-55 лет165Свыше 55 лет33Владеющих иностранными языками90

Специальное образование имеют только два человека (работники отдела маркетинга), с высшим образованием - 20,9 %, владеют иностранными языками 11,5 %.

Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия:

1.Взаимодействие с главным инженером:

Отдел маркетинга получает:

сведения о снятии с производства изделий, не пользующихся спросом;

сведения о разработке новой продукции (расширение ассортимента, тары или упаковки на отгрузку готовой продукции;

Отдел маркетинга предоставляет:

предложения и рекомендации по созданию и производству новой продукции.

рекомендации по снятию с производства не имеющей сбыта продукции

2.Взаимодействие с главным технологом:

информирует о рекламациях и дефектах выпускаемой продукции;

вносит предложения по качеству изготавливаемой продукции;

3.Взаимодействие с производственными цехами:

Отдел маркетинга получает:

ежемесячные отчеты о выполнении плана изготовления, отгрузки и

остатках продукции нарастающим итогом с начала года в натуральном и стоимостном выражении;

материалы для рассмотрения актов-претензий и объяснения по претензиям от потребителей по поводу поставок продукции несвоевременно, некондиционно, не в полном объеме или с другими нарушениями;

4.Взаимодействие с транспортным отделом

Отдел маркетинга получает:

месячные, декадные и суточные планы отгрузки готовой продукции всеми видами транспорта;

планы-графики завоза запчастей, полуфабрикатов, комплектующих изделий на склад.

Отдел маркетинга представляет годовой, квартальный и месячный планы отгрузки с кодами готовой продукции, намеченные изменения планов отгрузки по заявкам на подачу тары, контейнеров, а также ежедневные заявки на отгрузку готовой продукции.

5.Взаимодействие с бухгалтерией выражается в том, что отдел маркетинга получает бухгалтерские квартальные данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за отчетный период для анализа и планирования, итоги инвентаризации готовой продукции, данные о наличии на складе готовой продукции в суммарном выражении на 1-е число каждого месяца;

6.Взаимодействие с финансовым отделом:

Отдел маркетинга получает:

сведения о покупателях, допустивших просрочку с оплатой счетов, платежных требований за отгруженную продукцию или отказавшихся от акцепта;

утвержденные нормативы оборотных средств по готовой продукции, в том числе по товарам, отгруженным по документам, не сданным на инкассо;

Отдел маркетинга представляет:

планы отгрузки товарной продукции;

данные о запасах готовой продукции и их соответствий нормативам;

платежные требования для выставления счетов на инкассо предприятиям и на взыскание сумм за некачественную продукцию с поставщиков запасных частей.

7.Взаимодействие с планово-экономическим отделом

Отдел маркетинга получает:

годовые, квартальные и месячные планы производства продукции;

инструкции и методические материалы по планированию и эффективности использованию ресурсов;

утвержденные оптовые цены на выпускаемую продукцию;

обоснования изменения цен;

Пример управленческого решения. Директор мясокомбината Тамара Филиппович всерьез обеспокоилась состоянием здоровья школьников и их нездоровым пристрастием к фаст-фуду. Тогда и высказала мнение: кормить детей можно недорого и с пользой для растущего организма. В качестве экспериментальной площадки была выбрана столовая ошмянской средней школы №2, в последующем под опеку мясокомбината перешли все городские школы и колледжи. Родители с восторгом отозвались о цене горячего школьного питания, и разом исчезли проблемы привлечения школьников в столовую. А ОАО «Ошмянский мясокомбинат» получил дополнительный источник прибыли и реализации продукции.

Большинство маркетинговых решений принимаются непосредственно отделом маркетинга с согласия директора предприятия.

Таблица 4 Порядок принятия маркетинговых решений

Виды маркетинговых решенийКем принимаются решения (укажите должность, подразделение)Определение товарного ассортиментаМаркетолог, отдел маркетинга Главный инженер Главный технологОтбор целевых сегментовМаркетолог, отдел маркетингаСоздание фирменного стиляМаркетолог, отдел маркетингаВыбор целевого рынкаМаркетолог, отдел маркетинга Специалист отдела продажОпределение маркетинговой стратегииМаркетолог, отдел маркетинга

На предприятии достаточно эффективно организована система управления маркетинговой деятельностью. В разработке маркетинговых решений принимают участие специалисты отдела маркетинга, главный технолог, главный инженер, специалисты отдела продаж, которые подчинены директору. Отдел маркетинга координирует всю маркетинговую деятельность предприятия и согласовывает её с директором предприятия. Однако отсутствует чёткое распределение обязанностей при разработке товарного ассортимента. Для устранения недостатка было бы необходимо для решения вопросов по поводу товарного ассортимента подчинить главного технолога и главного инженера начальнику отдела маркетинга.

На предприятии чётко разработана система документооборота, действующая между различными подразделениями, позволяющая отделу маркетинга получать всю необходимую информацию о предприятии, а другим службам получать от отдела маркетинга необходимую им информацию.

Раздел 3. Маркетинговая деятельность предприятия

ОАО «Ошмянский мясокомбинат» ставит перед собой следующие маркетинговые цели:

. Изучение рынка, его состояния и динамики, изучение потребительского спроса на выпускаемую продукцию.

. Достижение максимально высокого потребления и потребительской удовлетворенности, которые создают условия для максимального роста производства, занятости и прибыли.

. Установление преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, ассортимента.

. Расширение доли на внутреннем рынке.

. Увеличение экспортных поставок готовой продукции.

. Увеличение объемов реализации продукции.

. Формирование у потребителя четкого, легко запоминающегося образа своей продукции, ассоциирующегося с качеством и невысокими ценами.

Предприятие имеет широкую информационную базу, обладает как вторичной, так и первичной информацией. Рынок мясных изделий открыт, поэтому получить необходимую информацию легко, тем более что почти все предприятия отрасли являются государственными. Для получения информации об удовлетворённости потребителя проводится анкетирование (не реже одного раза в квартал), отзывы о продукции можно оставить на сайте предприятия, а также на выставках и дегустациях.

Маркетинговая деятельность предприятия основана на оценке потенциального рынка, исходя из маркетинговых исследований, опыта работы и состояния производства продукции. Источниками информации при проведении исследований являются:

§каталоги и справочники;

§прайс-листы;

§рекламные листки;

§интернет-сайты, электронные базы данных;

§журналы и газеты;

§информация о сбыте продукции по регионам

В рамках маркетинговой деятельности проводятся мероприятия по изучению потребительских свойств продукции и реакции на нее потребителя в соответствии с «Планом маркетинговой деятельности предприятия»:

§анкетирование и опрос;

§дегустация.

ОАО «Ошмянский мясокомбинат» имеет следующие сложившиеся целевые сегменты рынка.

·Рынок Гродненской области, на котором реализуется более 30 % продукции.

·Рынок г. Минска и Минской области - 22 % продукции.

·Рынки других областей Беларуси - 11 % продукции.

·Рынок России, где реализуется более трети от всей продукции (36,8%).

Предприятие будет и дальше продолжать работать на данных сегментах, однако приведенные пропорции, по всей видимости, будут изменяться. С наращиванием объемов производства будет увеличиваться доля экспорта, за счет улучшения качества продукции и расширения ассортимента, обеспечиваемых техническим переоснащением предприятия, а также доля продукции, реализуемой на рынках других областей республики.

Выбранные целевые сегменты рынка предопределяют товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику ОАО «Ошмянский мясокомбинат».

Торговые представители и торговые агенты в регионах:

·г. Гродно;

·г. Лида;

·г. Жлобин, Рогачев, Бобруйск;

·г. Гомель и Гомельская обл.;

·г. Речица

·города Светлогорск, Солигорск, Житковичи, Калинковичи, Петриков

Торговые посредники

·Комиссионеры: г. Минск и Минская обл., г. Гродно, г. Могилев и Могилевская область

·Крупные оптово- розничные организации - Торговые Дома:

- ТД «Гродненский » - экспорт в РФ;

ТД «Белая Вежа » - экспорт в РФ;

ТД «Иваново» - экспорт в РФ

·Белорусская Товарная Универсальная Биржа - участие в биржевых торгах по секции «Сельхозпродукция » .

ОАО «Ошмянский мясокомбинат» - типичное региональное предприятие, обеспечивающее мясопродуктами Ошмянский и прилегающие к нему районы, занимает около 10% в выпуске основных мясопродуктов в Гродненской области.

Вместе с тем, мясоперерабатывающая отрасль республики создавалась не только под потребности населения республики, но и в расчете на потребности европейской части бывшего СССР, В связи с этим, потенциальная мощность мясоперерабатывающих предприятий республики выше ее потребностей. Так, и пяти мясокомбинатам Гродненской области тесно на региональном рынке и они стараются выйти со своей продукцией на рынки других областей республики, в первую очередь на рынок г. Минска, а также на экспортные рынки.

На рынок г. Минска со своей продукцией выходят практически все мясокомбинаты республики. По оценочным данным управления потребительского рынка Мингорисполкома, представленность мясокомбинатов, например, по колбасным изделиям, на рынке города Минска, показана на рисунке 3. (Приложение 3)

Приведенные данные говорят о том, что рынок мясопродуктов Беларуси конкурентный, но пока места на рынке хватает всем существующим мясокомбинатам. Конкурентная борьба развернется тогда, когда сельское хозяйство Беларуси сможет производить на душу населения 100-120 кг мяса. При этом наибольший интерес будет представлять экспортный рынок, т.к. именно он является перспективным для республики и именно за возможность выхода на него развернется конкурентная борьба.

Таблица 5 Оценка положения предприятия относительно конкурентов

Составляющая маркетингового комплексаОценка положения (высокая, средняя, выше среднего, ниже среднего, низкая)ОАО «Ошмянский мясокомбинат»ОАО «Волковысский мясокомбинат»ОАО «Гродненский мясокомбинат»Продукт: - качество; - разнообразие ассортимента; - соответствие передовым технологиям; - цена; Высокая Выше среднего Выше среднего Высокая Высокая Высокая Выше среднего Выше среднего Высокая Высокая Выше среднего Выше среднегоКоммуникационная политика: - использование разнообразных средств рекламирования; - организация связей с общественностью; - уровень цен; -использование системы скидок, надбавок; -конкурентоспособность системы распределения; Средняя Средняя Высокая Выше среднего Средняя Выше среднего Выше среднего Выше среднего Высокая Выше среднего Высокая Высокая Выше среднего Высокая Выше среднего

Ассортимент предприятия состоит более чем из 200 наименований: колбасные изделия, копчёности, мясопродукты, полуфабрикаты. Предприятие реализует говяжий и свиной жир, эндокринное сырье, говяжьи шкуры, замороженную и охлажденную говядину, свинину. Значительная широта товарного ассортимента-128 видов колбасных изделий и 42 вида мясных полуфабрикатов - даёт возможность ОАО «Ошмянскому мясокомбинату» в полной мере удовлетворить потребительский спрос различных сегментов рынка.

Основной ассортимент производимой продукции ОАО «Ошмянский мясокомбинат» представлен в Таблице 5.1 (Приложение 4)

Для оптимального построения товарной (ассортиментной политики) на предприятии проводятся ежедневные, рабочие и сравнительные дегустации. При проведении рабочей дегустации используется вся информация о тестируемом наименовании:

§состав;

§количество рекламаций за определенный период;

§анализ объема и динамики продаж;

§анализ рентабельности продукта;

§анализ ценовых предложений конкурентов.

Управление ассортиментом и поведением потребителей включает разработку и обновление ассортимента, которая осуществляется службой технологов совместно с бюро маркетинга. Анализ удовлетворения потребительского спроса обсуждается на заседаниях Координационного совета предприятия, где рассматриваются перспективы по планированию, разработке и постановке на производство новых видов продукции. Результаты маркетинговых исследований являются основополагающими в процессе формирования производственной программы и разработки ассортимента продукции. В 2012 г. введено в производство 25 новых видов продукции.

Для каждой ассортиментной группы разрабатывается модель «рентабельность производства - качество - эффективность продаж». С целью снижения затрат в краткосрочном периоде и максимизации прибыли в долгосрочном периоде снимаются с производства ставшие нерентабельными в условиях рынка виды продукции.

С целью определения мнения представителей торговых предприятий и конечных потребителей о качестве поставляемой продукции маркетологами проводится оценка степени удовлетворенности потребителей.

Ассортимент предприятия на сегодняшний день включает в себя около 200 наименований, и ежегодно пополняется 20-30 новыми наименованиями. Таким образом, ежегодно ассортимент обновляется на 12,5%. При разработке ассортимента учитываются вкусовые пристрастия и финансовые возможности различных потребительских групп. При изготовлении новых видов изделий применяются современные виды оболочек, особая технология, подчеркнуть их необычный вкус помогает индивидуальная форма, упаковка, дизайн и многие другие факторы.

Для удовлетворения постоянно меняющихся требований потребителя главным технологом разрабатывается план постановки новых видов продукции на производство, для реализации которого формируется план технического переоснащения предприятия под руководством главного инженера и утверждается директором предприятия. Разработка продукта - достаточно сложный и трудоемкий процесс, который проходит много ступеней. Отшлифовывается индивидуальный вкус продукта, который зависит от подбора сырья, вкусовых компонентов и технологий изготовления. И здесь не может быть мелочей: дизайн упаковки и оболочки, даже цветовая гамма - все обсуждается, и не раз, на дегустационной комиссии и при проведении дегустаций отделом маркетинга в сети фирменной торговли.

В 2012 г. для детского и профилактического питания специалистами ОАО «Ошмянский мясокомбинат» совместно со специалистами Минздрава и БелНИКТИМП разработаны рубленые полуфабрикаты с добавлением морской капусты и лактулозы (пельмени «Богатырские»). В рамках региональной научно-технической программы «Разработать технологии и технические средства, обеспечивающие техническое инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы Гродненской области» совместно со специалистами НИЛ ГрГУ «Им. Янки Купалы» разработаны и внедрены пищевые добавки на основе лафанта анисового с целью увеличения ассортимента экологически чистых продуктов и функционального питания («Ковалочек для запекания с мёдом и лофантом», «Вырезка для запекания с мёдом и лофантом»).

За последний год на ОАО «Ошмянский мясокомбинат» ни один товар не был снят с производства, происходило только расширение ассортимента.

Что касается экспорта, то среди регионов, рассматриваемых в качестве потенциальных рынков сбыта готовой продукции, как наиболее перспективных для комбината, оценены рынки:

в Российской Федерации (Москва, Смоленск, Тула, Санкт- Петербург).

в Украине: Киев и киевская область.

Уровень доходов населения в данных регионах высок, что позволяет рассчитывать на подкрепленный платежеспособностью спрос потребителей.

При выходе на новые рынки сбыта, а так же при работе на отдаленных рынках более выгодным будет долгосрочное сотрудничество с независимыми оптовиками, имеющими опыт работы на этих рынках, знающих его специфику. Конкурентными преимуществами является низкая цена, высокое качество, натуральность продукта. Высокое качество подтверждено многочисленными дипломами, полученными на выставках и дегустациях в Российской Федерации.

Таблица 6 Объемы продаж продукции в разрезе рынков сбыта

Показатели2010 г.2011 г.2012 г.2011 к 2010, %2012 к 2010, %Всего поставки, млн. руб.210340233480437041111,0207.8В нат .выражении, тонн134101395017210104,0128,3в том числе:Республика Беларусь, тонн7850810011230103,1143,0то же, млн.руб120345132450234540110,0194,9СНГ, тонн553858295970105,3107,8то же, млн.руб89517100507201851112,3225,5Страны дальнего зарубежья, тонн-----то же, млн.руб-----Остатки на 01.01, тонн.22,120,619,693,288,7то же, (в действующих отпускных ценах без налогов), млн.руб478523650109,4136,0

Для более эффективного прохождения продукции через каналы сбыта на ОАО «Ошмянский мясокомбинат» используется - упаковка в газовой среде, вакуумная упаковка различного объема фасовки продукции, используется одноразовая упаковка. На предприятии используется экологически чистая тара и упаковка. Ящики из гофрокартона не приносят вреда окружающей среде.

Сохранить расходы на упаковку позволяет использование универсальной фирменной этикетки - текстовая информация о товаре наносится на этикетку на предприятии. Упаковка, используемая на ОАО «Ошмянский мясокомбинат», сравнима с ведущими предприятиями мясоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь и соответствует всем международным стандартам.

Одним из важнейших составляющих разработки и реализации торговой политики предприятия является принятие решений связанных с торговой маркой.

Оригинальный девиз предприятия, выполнен в красном цвете, прописными буквами. Соответствует всем требованиям, предъявляемым к фирменному слогану, а именно: органично вписывается в фирменный стиль организации, понятен аудитории, краток, оригинален, несёт яркую эмоциональную окраску.

В 2008 году был проведен ребрендинг торгового знака «Ошмянское мяско» и создана новая торговая марка «ОАО «Ошмянский мясокомбинат». Товарный знак предприятия состоит из логотипа и рекламного лозунга-слогана «З павагай да якасцi», имеется фирменный стиль. Товарный знак зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь (Рисунок 4 - Приложение 5).

Учитывая проведенный ребрендинг фирменного названия «Ошмянское мяско», стратегия продвижения торговой марки ОАО «Ошмянский мясокомбинат» позволила статусно позиционировать предприятие как в бизнес-среде, так и в потребительской среде. Все рекламные коммуникации были направлены на положительное перепозиционирование как самого производителя, брэнда, так и всех линеек продукции.

Задача положительного перепозиционирования была решена новым упаковочным решением всей ассортиментной матрицы на основе фирменного стиля, а также печатными коммуникациями (буклет ОАО «Ошмянский мясокомбинат», каталоги продукции, использование логотипа на официальных бланках и документах, рекламные плакаты, календари, фирменные этикетки, прайс-лист)

Таблица 7. Динамика уровня цен на предприятии (в сопоставимых ценах)

Наименование товара2010 год2011 год2012 год2013 годТыс. руб.% к баз.Тыс. руб.% к баз.Тыс. руб.% к баз.Тыс. руб.% к баз.Филеечка «Фирменная» сырокопченая35,5-45,7128,762,0174,667,5190,1«Докторская гранд» вареная высшего сорта21,1-29,8141,234,6164,037,0175,4Колбаса «Дачная полукопченая» 2 сорт16,8-21,3126,829,6176,231,0184,5Сосиски «Докторские Гранд» в/с22,1-26,5119,935,1158,836,7166,0

Цены на продукцию выросли в 2013 году по сравнению с 2010 годом практически в два раза. Причиной является валютный кризис 2011 года, повлёкший за собой девальвацию белорусского рубля и соответственно увеличение цен. Цены устанавливаются государством, так как предприятие производит социально значимую продукцию.

Таблица 8. Соотношение уровня цен предприятия и рыночных цен

Наименование товараЦены (руб. за 1 кг)ОАО «Ошмянский мясокомбинат»ОАО «Волковысский мясокомбинат»ОАО «Гродненский мясокомбинат»Филеечка «Фирменная» сырокопченая67 51068 25070 090«Докторская гранд» вареная высшего сорта36 99038 23037 990Колбаса «Дачная полукопченая» 2 сорт31 01033 09035 050Сосиски «Докторские Гранд» в/с367103822039450

По сравнению с другими мясокомбинатами отрасли цены на продукцию ОАО «Ошмянский мясокомбинат» немного ниже, что является несомненным конкурентным преимуществом. Причина в высоком и экономичном уровне технологии, а также в низких издержках на доставку сырья и готовой продукции (плечо 60 км, тогда как у конкурентов до 320 км).

Ценообразование на продукты питания в Беларуси всегда находится в поле внимания государственных органов управления, поэтому цены на мясо и мясопродукты мало отличаются по своему уровню у различных производителей. На ОАО «Ошмянский мясокомбинат» цены на продукцию устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными документами, исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства и определенной с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Дифференциация закупочных и оптовых цен на продукцию перерабатывающей промышленности осуществляется с учетом качественных параметров сырья и конечной продукции.

В условиях жесткого государственного регулирования цен, что оправдано на переходном этапе развития экономики, проведение правильной ценовой политики приобретает важное значение. В мясной отрасли, где в себестоимости продукции более 80% занимают сырье и основные материалы, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным маневром для комбината в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.

Таблица 9. Объемы закупок (продаж) продукции предприятия в 2012 г.

Наименование группы продуктовЕдиница измеренияГодовой объём закупок (продаж)А. Входные потокиТуши скота, свинейТонны18998Б. Выходные потокиМясо и субпродукты I категорииТонны9558Колбасные изделияТонны5404Мясные полуфабрикатыТонны1349Жир топленый пищевойТонны274

Степень переработки поставленных туш составила 86,7 %, то есть сырьё использовано практически полностью, отходы минимальны.

Материально-техническое обеспечение предприятия осуществляется, как правило, на основании прямых договоров. Сырьевой зоной являются сельскохозяйственные предприятия Островецкого, Ошмянского, Сморгонского и Ивьевского районов Гродненской области. В таблице 11 приведены данные об объемах поставок сырья по районам в соответствии с договорами контрактации за 2012г.

Таблица 10. Анализ поставок продукции

Наименование группыОсновные поставщикиВид используемого транспортаКоличество поставщиковОбъем поставок за 2012 год, тТуши скота, свинейОстровецкий районАвтомобильный65 275Туши скота, свинейОшмянский районАвтомобильный84 892Туши скота, свинейСморгонский районАвтомобильный116 150Туши скота, свинейИвьевский районАвтомобильный9400

Достаточно организованная схема внутренней и внешней логистики способствует качественной и своевременной доставке продукции до потребителя. Развитую логистическую инфраструктуру обеспечивает собственный автопарк.

Всего в распоряжении ОАО «Ошмянский мясокомбинат» 32 автомобиля. Это изотермические автофургоны грузоподъемностью 1,5 и 3,0 тонны с возможностью поддержания температуры от + 12°С до - 20°С. Режим работы - круглосуточный. В связи с широкой географией поставок транспортные средства оснащены GPS Навигацией - автоспутник. Покрытие новой навигационной карты расширено на всю территорию республики и основано на детальной картографии. В целях оптимизации процесса доставки разработаны маршруты следования автотранспорта с учетом километража между торговыми объектами.

Вся рекламная продукция разрабатывается на предприятии отделом маркетинга без привлечения рекламных агентств.

Таблица 11 Создание рекламной продукции на предприятии в 2012 г.

Наименование работВыполняются предприятиемВыполняются рекламной фирмойРеклама в прессеСделаны публикации в прессе, а так же реклама в профессиональных каталогах, справочниках.Печатная реклама

Похожие работы на - Маркетинговая деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!